что делать с волосами покойного

Что делать с вещами умершего? Не зная этого вы навлечете на себя беду!

что делать с волосами покойного. Смотреть фото что делать с волосами покойного. Смотреть картинку что делать с волосами покойного. Картинка про что делать с волосами покойного. Фото что делать с волосами покойного

Нередко после похорон люди задаются вопросом: что делать с вещами, которые остались от покойного? Однозначного решения данной проблемы не существует, но есть некие выработанные веками правила, которых и нужно придерживаться. Специалисты нашей компании выделили для вас несколько основных правил, которыми уже на протяжении долгого времени пользуются из года в год.

Замечено, что вещи, принадлежащие человеку, впитывают в себя его энергетику, которая после смерти становится негативной. В этой связи большинство верующих людей считают, что от вещей умершего необходимо обязательно избавиться, захоронив их в могилу с ушедшим. Однако существует и другое древнее поверье, согласно которому можно и даже нужно хранить имущество, ранее принадлежащее близкому человеку. Делается это для успокоения души покойного, которая в противном случае может обидеться на быстрое забвение.

Вероятней всего, истина находится где-то посередине, ведь вещи бывают разными. Например, если в наследство осталась шуба, использовавшаяся бывшей хозяйкой всего несколько раз, то ее можно носить без всяких опасений. Но вот какой-то особенно любимый предмет, к которому почивший был особенно привязан, наполнен его душой, поэтому он может представлять определенную опасность при хранении. И здесь, безусловно, возникает дилемма – выбросить не поднимается рука, а оставить у себя весьма пугающе.

Основные правила

В любом случае решение нужно принимать самостоятельно в зависимости от конкретных обстоятельств. Но также необходимо помнить и определенные правила:

Никакие вещи покойного нельзя трогать на протяжении трех дней, а самое правильное – это дождаться, пока пройдут сорокадневные поминки. Затем, наиболее памятное имущество, от которого не хочется или по каким-то причинам нельзя избавляться, рекомендуется сложить в коробку и убрать из жилых помещений. Например, на чердак. Нужно понимать, что после того, как бывший хозяин умер, его энергия, сохраняющаяся в любимых предметах, становится мертвой. Для живых людей это не сулит ничем хорошим.

Те вещи, на которых человек умер (постельное белье, кровать или диван, одежда), подлежат обязательному уничтожению, поскольку они впитывают в себя энергию мучений и смерти. Как правило, такие предметы сжигаются или, как минимум, вывозятся на свалку.

Все остальное имущество можно оставить или раздарить. Если какие-то вещи не нужны, а отдать некому, то их можно отнести в приют или в церковь. Таким образом, вы поможете нуждающимся и выразите уважение к умершему.

Что делать с одеждой?

Себе можно оставить малоношеную верхнюю одежду (куртки, шубы, пальто, свитера, кофты и т.д.), тогда как нательное белье надо обязательно сжечь или выбросить. Также нельзя использовать особенно любимые вещи покойного, в которых он ходил чаще всего. Они обладают большим энергетическим воздействием, естественно, негативным.

Как быть с украшениями?

Эта тема очень щепетильная и достаточно спорная. Понятное дело, что найдется очень мало людей, согласившихся по собственной воле выбросить золотую вещь или изделие с драгоценными камнями, пусть даже это и было любимым украшением покойного, с которым он никогда не расставался. В таких случаях рекомендуется хоронить человека вместе с этими предметами, тем более, если они были на нем в момент кончины. Ведь отрицательная энергетика сохраняется на протяжении десятков, а то и сотен лет. Особенно это относится к камням, которые аккумулируют в себе все хорошее и плохое. Недаром их используют практически в любых магических ритуалах.

Но это точно касается тех украшений, которые были на умершем в момент смерти. Другое дело – украшения, которые принято передавать по наследству. Если умерший завещал использовать их каким-то образом после его смерти, то здесь нечего и обсуждать! Другие украшения любимый сын или дочь вполне могут взять в свой дом, если усопший был добр и заботлив по отношению к ним. Следует мысленно спросить умершего, одобрил бы он такой поступок наследников или нет.

Можно ли хранить постельное белье?

Нет, нельзя. Даже если покойный пользовался им не постоянно и давно. От простыней, пододеяльников и наволочек надо обязательно избавиться, так как они хранят память об умершем.

Куда девать детские вещи?

Смерть ребенка – это самая большая трагедия в жизни любого человека. Именно поэтому, многие отчаявшиеся в горе родители принимают решение ничего не трогать в детской комнате, сохраняя память об ушедшем малыше. То есть, создают некий домашний мемориал. Но делать так категорически нельзя, поскольку в данном случае страдает душа покойного, которая насильно удерживается в нашем бренном мире.

Не нужно долго сохранять у себя детские вещи. Оставить можно только самые дорогие предметы, представляющие памятную ценность. Но даже их необходимо убрать в укромное место, чтобы видеть как можно реже.

Нельзя дарить одежду, игрушки и прочее имущество другим детям. Это очень плохая примета. Считается, что жизнь ребенка, ставшего новым хозяином таких вещей, будет очень несчастной и трагичной.

В заключение

Безусловно, окончательное решение, что именно оставить из вещей покойного, а что раздать или выкинуть, должны принимать близкие люди умершего. Но надеемся, что вышеизложенная информация нашими специалистами поможет правильно скорректировать свои действия в этой непростой и очень печальной ситуации, чтобы все было сделано правильно и в соответствии с устоявшимися традициями.

Источник

Советы экстрасенса. Можно ли хранить вещи умершего человека

Почему вещи покойника нужно раздать нищим за 40 дней и как правильно это сделать. Как обезвредить некротическую энергию.

Что сделать с вещами умершего по совету православной церкви

Наиболее уместным станет отдать вещи в храм, где они очистятся от «памяти» о старом владельце и их потом распределят между нуждающимися. Разумеется предварительно рекомендуется произвести сортировку. Совсем старые и негодные к употреблению предметы одежды следует отправить на помойку. Те, которые сохранились в хорошем состоянии, аккуратно упаковываются и по предварительной договоренности передаются служителям. Тем самым вы поможете покойному завершить его дела на земле и благим делом облегчите ему путь к райским вратам.

Согласно православной традиции раздарить вещи необходимо в течение сорока дней. Во время передачи их в церковь не забудьте попросить помолиться за упокой и можно заказать специальную службу. Купите несколько свечей и, придя домой, окурите помещение, чтобы дух покойного больше не возвращался.

Как снять негативную энергию с предметов покойного

Иногда бывает так, что после смерти любимого человека хочется оставить о нем память и сохранить те предметы, которыми он пользовался при жизни. Однако некоторые из суеверий гласят, что оставшаяся на них некротическая энергетика способна нанести вред и даже забрать скорбящего человека на тот свет вслед за его близким. Что же делать в таком случае?

Специалисты рекомендуют провести очищающий обряд. Нужно отобрать те предметы, которые вы решили сохранить, обвязать из нитками или веревкой, обрызгать их святой водой и окурить дымом от церковных свечей. Затем следует мысленно попрощаться с умершим, убрать все в большую коробку или чемодан, перекрестить и спрятать подальше от глаз на некоторое время. Это поможет уменьшить скорбь от разлуки, а душа умершего не будет беспокоиться, что ее частница осталась рядом с вами.

Особое внимание следует уделить денежным сбережениям, которыми владел погибший человек при жизни. Если это достаточно крупная сумма, то из нее нужно выделить средства на милостыню для нищих. А перед тем, как стать полноправным обладателем наследства, стоит поблагодарить умершего за подарок и вспомнить о нем что-нибудь хорошее.

События на Украине принимают все более ожесточенный характер. В борьбу за мирное существование вступили черные маги. На недавнем митинге…

Смерть близких людей — всегда большое горе. Однако каждому православному человеку утешиться в печали и…

Нередко после похорон люди задаются вопросом: что делать с вещами, которые остались от покойного? Однозначного решения данной проблемы не существует, но есть некие выработанные веками правила, которых и нужно придерживаться. Специалисты нашей компании выделили для вас несколько основных правил, которыми уже на протяжении долгого времени пользуются из года в год.

Замечено, что вещи, принадлежащие человеку, впитывают в себя его энергетику, которая после смерти становится негативной. В этой связи большинство верующих людей считают, что от вещей умершего необходимо обязательно избавиться, захоронив их в могилу с ушедшим. Однако существует и другое древнее поверье, согласно которому можно и даже нужно хранить имущество, ранее принадлежащее близкому человеку. Делается это для успокоения души покойного, которая в противном случае может обидеться на быстрое забвение.

Вероятней всего, истина находится где-то посередине, ведь вещи бывают разными. Например, если в наследство осталась шуба, использовавшаяся бывшей хозяйкой всего несколько раз, то ее можно носить без всяких опасений. Но вот какой-то особенно любимый предмет, к которому почивший был особенно привязан, наполнен его душой, поэтому он может представлять определенную опасность при хранении. И здесь, безусловно, возникает дилемма – выбросить не поднимается рука, а оставить у себя весьма пугающе.

Основные правила

В любом случае решение нужно принимать самостоятельно в зависимости от конкретных обстоятельств. Но также необходимо помнить и определенные правила:

Как быть с украшениями?

Эта тема очень щепетильная и достаточно спорная. Понятное дело, что найдется очень мало людей, согласившихся по собственной воле выбросить золотую вещь или изделие с драгоценными камнями, пусть даже это и было любимым украшением покойного, с которым он никогда не расставался. В таких случаях рекомендуется хоронить человека вместе с этими предметами

, тем более, если они были на нем в момент кончины. Ведь отрицательная энергетика сохраняется на протяжении десятков, а то и сотен лет. Особенно это относится к камням, которые аккумулируют в себе все хорошее и плохое. Недаром их используют практически в любых магических ритуалах.

Советы экстрасенса. Можно ли хранить вещи умершего человека

что делать с волосами покойного. Смотреть фото что делать с волосами покойного. Смотреть картинку что делать с волосами покойного. Картинка про что делать с волосами покойного. Фото что делать с волосами покойного

Когда человек умирает, у родных и близких остаются его вещи. Можно ли хранить вещи умершего или от них лучше избавиться? Стоит ли хранить семейные реликвии? На эти и другие вопросы отвечает известный экстрасенс Лариса Гуцану.

После смерти близких нам людей остается множество их вещей и мы, неизбежно, сталкиваемся с вопросом: что с ними делать? Кое-что решаем раздать, какие-то вещи оставляем на память, что-то храним, как семейную реликвию… К сожалению, хранение вещей умершего человека может быть опасным. Почему вещи мертвых людей опасны – рассказала участница «Битвы экстрасенсов» и эксперт проекта «Следствие ведут экстрасенсы» Лариса Гуцану.

При жизни человек очень тесно связан со своими вещами. Находясь в постоянном контакте с человеком, вещи берут на себя часть его энергетики, говорят ясновидящие. Когда человек умирает, его вещи перестают получать «подпитку» от хозяина и их энергетика мертвеет. А мертвая энергия, как известно, не может быть безопасной для живого человека.

«Если вы будете носить вещи умершего человека, их мертвая энергетика неизбежно будет «гасить» вашу живую энергию. Кроме того, на вас могут переключиться и проблемы, которые преследовали хозяина вещей при жизни: его болезни, неприятности на работе, проблемы в семье», — говорит ясновидящая.

Самой страшной ошибкой является хранение вещей, снятых с трупа. Вещи, в которых умер человек, имеют прямую связь с миром мертвых. Особенно опасно, если человек умер насильственной смертью. Его вещи будут пропитаны энергией насилия, боли и страданий.

«Вещи, снятые с покойника, лучше всего сжигать. Также желательно избавиться от постельного белья умершего, так как во сне высвобождается гораздо больше энергии человека, чем в момент бодрствования», — советует Лариса.

Как поступать с ценностями, семейными реликвиями?

Что же делать, если умершему человеку принадлежали драгоценности или вещи, которые очень дороги вам как память? В первую очередь узнайте, какое значение этим вещам придавал бывший хозяин.

«Часто драгоценности используют, не просто, как декоративное украшение, но и как проводник для магических ритуалов. В этом случае предмет может хранить энергию тех событий десятки, и даже сотни лет, поэтому его лучше не носить на себе. Чтобы максимально обезопасить себя от таких вещей, их необходимо очистить с помощью специального ритуала. Такой ритуал может провести только человек, имеющий связь с потусторонними мирами. Самостоятельно к сверхъестественным силам лучше не обращаться», — уверяет Лариса Гуцану.

Куда девать детские вещи?

Смерть ребенка – это самая большая трагедия в жизни любого человека. Именно поэтому, многие отчаявшиеся в горе родители принимают решение ничего не трогать в детской комнате, сохраняя память об ушедшем малыше. То есть, создают некий домашний мемориал. Но делать так категорически нельзя, поскольку в данном случае страдает душа покойного, которая насильно удерживается в нашем бренном мире.

Не нужно долго сохранять у себя детские вещи. Оставить можно только самые дорогие предметы, представляющие памятную ценность. Но даже их необходимо убрать в укромное место

, чтобы видеть как можно реже.

Нельзя дарить одежду, игрушки и прочее имущество другим детям. Это очень плохая примета. Считается, что жизнь ребенка, ставшего новым хозяином таких вещей, будет очень несчастной и трагичной.

Можно ли носить вещи умершего человека — одежду, обувь: что делать с ними?

Можно ли носить вещи умершего человека — одежду, обувь: что делать с ними?

К вопросу смерти люди во всем мире относятся по-разному. На западе считается, что душа возносится в Рай или Ад, на востоке люди уверены, что душа продолжает жить. Поэтому тело покойного кремируют, и сжигают вместе с вещами. Поэтому у них не стоит вопрос: можно ли носить вещи умершего человека — одежду, обувь.

Что делать с вещами усопшего? Несколько мнений и советов:

Можно ли носить вещи умершего человека — одежду, обувь?

Часто родственники умерших людей отмечают странный запах, исходящий от одежды. Поэтому, прежде чем отдать их, вещи стирают и долго держат на свежем воздухе. Но энергетика от этих манипуляций не изменится. Батюшка светит одежду усопших, чтобы убрать с них энергетику смерти. Кроме этого люди считают, что:

Если покойный при жизни сказал, что делать с вещами после его смерти, то считается, что можно смело так и поступать.

Для людей присуща бренность предметов. Ведь, вряд ли кто будет выбрасывать в мусорный контейнер дорогую шубу или откажется ездить на машине умершего человека. В этом случае не возникает вопроса: можно ли оставлять себе или отдавать другим людям вещи и одежду умершего родственника? Часто люди даже не задумываются об этом, просто берут и носят или пользуются вещами умершего.

Существует множество мнений и суеверий по поводу вещей усопшего человека. Верить им или не верить, дело каждого человека. Поступать нужно так, как велит душа, а лучше посоветоваться с Батюшкой в церкви и он подскажет верное решение.

Взгляд церкви в этом вопросе однозначный. Если украшения связаны с язычеством, другой верой, оберегами и талисманами, то их носить нельзя, так как для православных христиан это означает предать свою веру.

Если говорить о других украшениях, то их носить можно, но только необходимо освятить в церкви. Если сомнения все-таки имеются по поводу ношения золотых украшений умершего, то можно посоветоваться с Батюшкой. Он даст совет по этому поводу. Несколько причин, почему не стоит носить золото и другие украшения умерших:

Но многие люди надевают золотые украшения, часы и другие подобные изделия своих усопших родственников, если вещи были символом любви и уважения. Однако, если у вас возникают сомнения и вы задаетесь вопросом: можно ли носить украшения умершего человека – часы, золото или что делать с ними, тогда лучше не носить.

Фотография — это та вещь, которая напоминает об умершем и хранит информацию о нем. У многих людей часто возникает вопрос: что делать с фотографиями умерших родственников, можно ли их хранить дома и как?

Особую опасность представляют фото с похорон. Некоторые люди делают снимки, чтобы еще раз вспомнить о пережитом горе и чувствах. Такие фотографии всегда будут возвращать человека к тому событию и не дадут спокойно жить. Как правильно хранить фотографии усопших:

Мнение церкви в этом вопросе однозначное:

Если вы зададите вопрос Батюшке о фотографиях усопших, то он ответит, что вами движет суеверный страх. Вешать фото умерших — это нормально. Ведь раньше, в старинных поместьях на стенах домов висели портреты членов рода, так же как и во дворцах. Это нормально.

Выше написано про фото усопших родственников: как и где хранить. На вопрос, можно ли вешать портреты умерших родственников на стену, ответ будет таким же, как и про фотографии. Каждый человек решает для себя лично:

Если вы в чем-то сомневаетесь и не знаете как поступить, то прислушивайтесь к своему сердцу и зову души. Также можно спрашивать совета в церкви.

Молодые родители, когда ждут, малыша, с особым трепетом выбирают имя своему будущему крохе. Многие люди хотят назвать ребенка именем, но оно совпадает с именем усопшего родственника. Поэтому они задаются вопросом: можно ли назвать ребенка именем умершего родственника? Мнения опять будут неоднозначными:

Не нужно связывать имя ребенка со смертью или сложной жизнью близкого человека — это не имеет значения. Имя должно быть православным и дается оно при крещении. Когда малыш вырастит, он будет молиться небесному покровителю, в честь которого назван. Если имя православное, то можно смело называть ребенка, даже если также звали усопших родственников.

С давних пор иконы считались фамильной ценностью, и передавались из поколения в поколение. Но как поступить современному человеку, что делать с иконами умершего родственника?

Икона — это сакральное изображение, перед которым нужно молиться. Когда умирают близкие люди, иконы забирают к себе в дом другие родственники, и ставят их рядом со своими иконами.

Телефон — это современная вещь, и часто люди сомневаются и задаются вопросом: можно ли пользоваться телефоном умершего родственника? Однозначного мнения нет.

Часто старые люди, уходя в мир иной, оставляют в наследство дорогую посуду. Поэтому у родственников может возникнуть вопрос: что делать с посудой умершего родственника?

Если есть сомнения по поводу хранения посуды, так же как и других вещей усопших, у себя дома, то можно ее продать, а деньги отдать на благотворительность.

Эзотерики, экстрасенсы и многие религии утверждают, что живому человеку нельзя спать на кровати, которая стала смертным одром для другого человека. Ведь такое место таит много отрицательной энергии, которая может навредить живым людям.

Церковь относится скептически к такому роду суевериям, и на вопрос, можно ли спать на кровати или диване умершего родственника, Батюшка ответит, что можно, но в освящении места и всего дома не откажет.

Все наши страхи и суеверия только в нашей голове. Если вы верите экстрасенсам, то придерживайтесь их советов. Если вы являетесь православным человеком, то стоит спрашивать совета у церкви по поводу того или иного вопроса. Святая вода и огонь обладают сильнейшими очищающими свойствами. Поэтому многие люди сжигают вещи или предметы использования усопших или освящают Святой водой в церкви.

ЯЗЫК ТЕЛА
Первая аксиома общения: в каждый конкретный момент человек не может не быть инициатором и реципиентом актов коммуникации. Важное «социальное» свойство человеческого тела: оно всегда «посылает сообщения» вовне. Даже не вспоминая о речевых коммуникациях, можно сказать, что невербальное общение на уровне жестов и взглядов — высокая, ощутимая и достаточно осознанная форма выражения чувств, мыслей и желаний. Но есть еще более тонкая константа взаимоотношений человека с человеком: язык тела как данности. Даже когда человек неподвижен и обнажен — с закрытыми глазами и расслабленными мышцами, — тело со своими оттенками и запахами многое рассказывает о внутреннем мире. Волосы — это первое и главное, что притягивает внимание: они венчают голову, они ярче кожи, и потому их замечают и оценивают в первую очередь, задолго до установления контакта «глаза в глаза».

«Стратегическая позиция» волос на самой возвышенной части тела делает их видимыми с любой точки зрения. Сидит ли, лежит или идет человек, занимается он любовью или плавает в бассейне, его волосы остаются первой доминирующей чертой, издалека сигнализирующей о его сущности и статусе. Копна волос — в прямом смысле слова самый выдающийся элемент тела. Контуры прически объемнее общих параметров силуэта «среднего» человека. Характерная пигментация, способность накапливать статическое электричество, ритм движения, который не согласуется с движением тела в целом, делают волосы важнейшим средством бессловесной коммуникации, обращенным к инстинктивному, биологически обусловленному уровню восприятия окружающей действительности.

Известный психолог-бихейвиорист Дэсмонд Моррис в одной из своих работ называет людей «безволосыми животными, голыми обезьянами». Практически тотальное (в сравнении с приматами и млекопитающими вообще) отсутствие волос на теле у людей является характернейшей чертой породы homo sapiens, и это имеет огромное значение при изучении биологических первооснов человеческого поведения. Динамика движений тела, сексуальность, особенности самовыражения, даже «высокоорганизованного» самовыражения в форме искусства и религиозного поведения современного человека несут на себе отпечаток первородной «безволосости». Густые и длинные волосы на голове по контрасту с «нагим телом» приобретают исключительное значение наравне с другим «волосистым» участком — гениталиями, но поскольку последний всегда скрывается, то все сигнальные, информационные функции «магической материи» концентрируются выше, на самой макушке.

У многих народов мира по поводу волос издревле сформировалась уйма суеверий. На Руси ни с какой другой частью, или, вернее, органической принадлежностью тела, не было связано такого количества примет и оговоров. «Свои волосы не оставляй в чужом месте… Стерегись чужих, неизвестно чьих, волос, если заметишь рядом с собой… Вычесанные волосы не разбрасывай, а избавься от них так, чтоб никто больше не мог увидеть… Сжечь клочок своих волос — очень дурная примета… Во сне видеть волосы — стерегись недруга…» Народные воззрения на природу вещей никогда не бывают случайными, выдуманными из ниоткуда. Для самого нелогичного суеверия можно найти бытийное оправдание. Волос люди боялись, потому что их «свойства» казались странными. Будучи продолжением тела, волосы не чувствительны к боли; они «настырно» растут, сколько их не изводи, и продолжают расти даже на мертвом теле. Они наименее подвержены гниению и разложению (клочки волос и сейчас обнаруживают в погребениях античных времен!). Все эти особенности озадачивали и пугали общинного человека.

Как ни странно, но такой предмет, как «язык волос», оказался в поле зрения современных лингвистов. При изучении невербальных способов общения коммуникативные свойства волос рассматриваются отдельно и с не менеепристальным вниманием, чем жестикуляция или мимика. Задача исследователей — доказать правомерность самого термина «язык волос» и, освоив законы и семантическую структуру этого странного «наречия», дать людям возможность разумно влиять на бесконтрольный поток информации, исходящий от их шевелюр в любое время и в любом месте. В распоряжении ученых есть перечень условий. которым должна отвечать любая коммуникативная система, для того чтобы ее можно было признать настоящим языком. Самое важное — у претедента на звание языка должно быть два уровня: экспрессивный и содержательный. У языка волос есть и то и другое. На экспрессивном уровне он оперирует такими «выразителями», как длина волос, их оттенок, движение, общая форма прически, — это те факторы, посредством которых передается информация. (Для разговорной речи, например, экспрессивному уровню соответствует сама способность человека произносить разные звуки). А «содержание», которое волосы могут выразить, — это чувства и эмоции, это объективная информация о поле, возрасте, психотипе и социальном статусе человека.

ИСКУССТВО И ИНСТИНКТЫ

Экспрессивные свойства языка волос особенно интересны. Они делятся на две группы: статических (форма прически, цвет и длина) и динамических (характер движения волос, жесты, связанные с волосами, прикосновения и т. п.). В различиях между этими двумя группами ярко выражена важная особенность языка волос.

Статические характеристики подконтрольны человеку, они легко изменяются: мы примеряем новые прически и пробуем новую краску для волос, даже не помышляя о том, что искусственно модифицируем свойства какого-то неведомого «языка». Впрочем, культурному, искусственному воздействию ежечасно подвергается и самый что ни на есть обычный язык слов: мы можем менять тембр голоса, хитро модулировать фразы, петь или говорить шепотом. К слову сказать, первобытный человек начал обрезать, распутывать и укладывать в некое подобие прически свои волосы не намного позже, а может быть, и раньше, чем научился петь.

Но у языка волос есть еще и динамические свойства, которые волюнтаристскому влиянию человека неподвластны. Огромное количество жестов и поз, связанных с волосами, имеющих определенный смысл, на интуитивном уровне понятный окружающим людям, является биологически обоснованным. Их значение расшифровывается лишь с помощью знаний о первобытных инстинктах, «животных» привычках наших предков.

Исследования доказывают, что прикосновение к собственным волосам во многих культурах мира воспринимается в качестве фривольного жеста. Эта привычка является характерной особенностью людей, склонных к эксгибиционизму. Это звучит странно, ведь кажется, что мы постоянно трогаем, тискаем и поглаживаем свои волосы, однако эту «вольницу» с научной точки зрения можно объяснить только общей «фривольностью» нашего времени, в которое люди перестали стесняться своих животных инстинктов. Впрочем, наличие на глубинных уровнях нашего сознания табу на откровенные жесты с волосами все-таки выявляется в любопытных статистических подсчетах. Изображения людей, прикасающихся к своим волосам, редки не только в произведениях классической живописи, но и в популярных современных изобразительных жанрах. Так, всего лишь менее чем на 5 % «картинок» женских и модных журналов модели трогают свои волосы, несмотря на то, что в таких изданиях обычно можно найти огромное разнообразие поз и жестов с эротическим подтекстом. Что-то в подсознании фотографов диктует им не запечатлевать подлинно интимных моментов…

Есть две большие группы жестов, связанных с волосами. Одни имеют отношение к сексуальности, другие представляют собой желание защититься от агрессии извне. Но и те и другие являются в итоге проявлениями слабости и боязни внешнего мира…

Начнем с жестов эротических. К этой группе относятся движения, совершаемые, как правило, одной рукой: игра с отдельными прядками, накручивание на палец, нервное, не обусловленное необходимостью «зачесывание» волос за ухо, поглаживание по шее вверх к затылку. Как объясняет все тот же Десмонд Моррис, «каждый раз, когда мы дотрагиваемся до своих волос, мы делаем это из-за невозможности прикоснуться к волосам другого человека; мы устанавливаем контакт с собственным телом, потому что моменты такой «самоинтимности» приносят комфорт, сравнимый с удовольствием от контакта с «чужим» телом… Кстати, рутина повседневного ухода за кожей и волосами к «интимности» не имеет отношения…» Что же в этом неприличного?

Во-первых, волосы на голове и на других частях тела, в том числе и на гениталиях, с точки зрения символики суть одно и то же. Так что прикосновения к волосам на подсознательном уровне действительно воспринимаются в качестве сигнала сексуального напряжения.

А во-вторых, считается, что человек, прикасающийся к своим волосам, тем самым демонстрирует слабость: в этом акте «его» частью оказываются волосы, а рука воспринимается как «чужая» и действует как бы сама по себе. То есть, он является не тем человеком, который прикасается к другому, а тем, к кому другой прикасается. Согласно культурным стереотипам, такая позиция характерна для женского типа поведения, но не для мужского. Очевидна глубинная двусмысленность такого жеста, особенно если совершает его мужчина… Впрочем, и для дам он опасен, так как выглядит откровенным намеком на сексуальную неудовлетворенность.

Другая группа жестов — это уже не самовозбуждение, а самозащита. Даже годовалые детки часто смешат родителей тем, что, услышав слова «ты хороший», начинают гладить себя по головке: они хорошо знакомы с этим «поощрительным» жестом, потому что фактически впитывают понимание его с молоком матери. Для многих млекопитающих поглаживание «родича» или ребенка по шерсти — это самый понятный знак выражения доброго отношения, семейных чувств. У животных чистка (например, вылизывание) шерстки детеныша является важнейшим ритуалом выражения родительской заботы. И именно таким «природным» жестам мы подражаем, когда гладим по шерсти домашних животных, тем самым выказывая нежное, «отеческое», отношение к кошке или собаке. Так что во многих случаях, когда ребенок или взрослый человек прикасается к своим волосам, он демонстрирует свою незащищенность и желание найти опору, «старшего товарища», который сможет констатировать: «Ты хороший».

Если жесты, связанные с волосами, и их восприятие окружающими контролировать практически невозможно, то форма прически и оттенки, которые мы вводим в нее, — полностью в нашей власти. Перекрашивая волосы, мы всякий раз обманываем своих «соплеменников», ведь натуральный цвет волос не случаен и является «природным» свойством нашего тела. По замыслу «натуры», он должен был бы что-то рассказать о нас.

Цвет волос мог бы информировать окружающих не только о возрасте, расе, иногда — национальной принадлежности, но и о некоторых психологических свойствах. Природа не собиралась создавать такого количества блондинок, каково оно в современном мире.

По замыслу природы, блондинка — женщина «плодородная», любительница чувственных удовольствий, живая и динамичная, но при этом хитрая, а в отношении интеллектуальных ценностей — весьма поверхностная.

Большую часть дам Природа все-таки создает шатенками: страстными, но любящими прочные семейные узы, глубокими натурами.

Брюнетки встречаются реже и отличаются самолюбием, требовательностью и расчетливостью.

И уж совсем мало рыжеволосых, чьи характерные черты — магическая сила, веселость, спонтанность и легкомыслие.

Но мы перекрашиваем волосы, легко меняя маски. Следует заметить, что окружающие люди в любом случае воспринимают искусственный цвет волос за подлинный, относя к нам весь стандартный набор характеристик, связанных с определенным типом. Причем нарочито искусственные цвета приравниваются к похожим оттенкам из натуральной палитры: розовые — к блонду, красные — к рыжим, сливовые — к коричневым.

Форма прически — это тот аспект языка волос, который очень подвержен влиянию культурных традиций разных народов. В некоторых европейских культурах коса считалась признаком замужней женщины. У иудеев женщина, вышедшая замуж, должна была подстричь волосы коротко и все время носить платок. Дреды — отличительная черта ямайских растаманов. У аборигенов Южно-Американских Анд прямые волосы считались принадлежностью индейцев, тогда как кудрявые идентифицировали креолов. У евреев туго завитый локон на голове мужчины свидетельствовал о последовательной религиозности. Одна и та же прическа у разных народов может «говорить» о разном, точно так же, как один и тот же предмет в разных языках обозначается разными словами. Причем то, почему именно это слово (или эта прическа) выражает тот или иной смысл, объясняется только причинами культурно-историческими и не имеет никакого отношения к биологии. Этот эффект лингвисты называют «деспотизмом языка».

Итак, у каждого народа исторически сформировался свой язык волос со специфической символикой. Но в современном мире «народные наречия» стираются, а язык волос становится интернациональным, ведь он, как и язык моды, очень восприимчив к влиянию популярной, массовой культуры, телевидения, шоу-бизнеса. За счет «американизации» языка тела представители разных культур начинают лучше понимать друг друга на невербальном уровне. Но в то же время человечество, к сожалению, теряет что-то из своего «коммуникативного» наследия…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *