что делать со значками
Поэтапное руководство по созданию иконок
Статья была опубликована на smashingmagazine автор статьи Scott Lewis.
Найти недорогие качественно сделанные иконки и векторные изображения не составляет труда – именно для этого есть такие веб-сайты, как Iconfinder (где работает автор настоящей статьи). В распоряжении дизайнеров тысячи наборов иконок премиум класса, и сотни наборов доступны для бесплатного скачивания.
В данной статье приводится руководство по дизайну векторных иконок, которое включает в себя шесть этапов. Мы рассмотрим эти этапы после того, как разберем основные принципы успешного дизайна иконок. Эти принципы хорошо известны и подробно рассмотрены в таких работах, как Руководство по дизайну иконок Джона Хикса, а также в руководстве от Google Материальный дизайн в разработке системных иконок. Шесть этапов, которые мы будем рассматривать в данной статье, должны восприниматься, как рекомендации, а не как догмы. Способность чувствовать, где нужно следовать правилам, а когда их лучше нарушить – это важное качество, которое должен развить в себе каждый хороший дизайнер, и мы наглядно это продемонстрируем.
Все этапы будут разобраны на примере исправления иконки с изображением собаки (познакомьтесь, это Корги). Иконка была неплохая, но не дотягивал до наших высоких стандартов. Наши специалисты дали автору несколько простых советов, и после доработки изображение было одобрено. Внизу представлены изображения Корги до и после исправлений. Далее в статье мы подробно разберем, как происходила эта трансформация.
Изображение слева – это оригинальный вариант. Изображение справа – иконка после внесения исправлений в соответствии с принципами, описываемыми в статье
Стоит отметить, что, не смотря на то, что мы говорим об иконках для сети интернет, данные рекомендации также применимы к иконкам для печати. Стандартное разрешение, используемое для печати, составляет 300 dpi, поэтому если вы дизайнер печатных материалов, вам стоит опустить те разделы, где мы будем говорить о работе с пикселями.
Три составляющие эффективного дизайна иконок
Все качественно сделанные иконки объединяет единство трех составляющих эффективного дизайна: форма, эстетическая целостность и узнаваемость. Когда вы приступаете к дизайну нового набора иконок, необходимо рассматривать все три составляющие, идя от общего (форма) к частному (узнаваемость). Даже если вы разрабатываете всего одну иконку, эти три непременных атрибута по-прежнему применимы.
Безусловно, эффективный дизайн не ограничивается этими тремя понятиями, однако они идеально подходят для того, чтобы начать, и выписываются в рамки одной статьи.
Форма
Форма – это структура, на основе которой выполнен дизайн иконки. Если вы опустите детали и обведете основные фигуры, составляющие иконку, что это будет: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, или более плавные очертания? Основные геометрические фигуры, такие как круг, квадрат и треугольник являются устойчивой визуально уравновешенной базой для дизайна иконок. В нашем примере, голова собаки состоит из двух треугольников и двух эллипсов. Здесь можно провести аналогию с черчением – так же, как при выполнении чертежа, дизайнер начинает с крупных основных форм, и потом прорабатывает детали, добавляя ровно столько, сколько необходимо и достаточно для передачи своей идеи.
Красными линиями очерчены основные геометрические фигуры, образующие форму иконки
Эстетическая целостность
Под эстетической целостностью понимается набор элементов, которые повторяются среди иконок из одного набора. Это могут быть скругленные или квадратные углы, а также их размеры (например, 2 пикселя, 4 пикселя и т.д.); толщина линии; (например, 2 пикселя, 4 пикселя и т.д.); стиль (плоские, контурные, залитые цветом, глиф); цветовая палитра и так далее. Эстетическая целостность набора иконок – это хорошо прослеживаемая последовательность различных элементов и дизайнерских приемов, которые позволяют воспринимать все иконки, как единое целое. В нашем примере с собакой Корги среди таких элементов можно назвать одинаковый радиус скругления, глаза одинакового размера и формы, а также нос в форме сердечка.
Эти три иконки можно назвать эстетически целостными, потому что в них использованы одни и те же элементы и приемы
Узнаваемость
Узнаваемость – это производная от смысла иконки, то есть того, что делает ее уникальной. Выполняет ли иконка свое предназначение, зависит от того, насколько хорошо понятно пользователю, какой объект, идею или действие эта иконка обозначает. Узнаваемость может достигаться отображением некоторых качеств, характерных для обозначаемого предмета, либо использованием какого-либо уникального элемента, например, как нос Корги. Помните, узнаваемость относится не только к пониманию того, какой предмет, идея или действие представляется вашей иконкой; это свойство, которое выделяет ваш набор иконок. В этом смысле понятия узнаваемости и эстетической целостности пересекаются. На картинках, приведенных ниже, благодаря отличительным чертам породы мы узнаем в собаках Корги и Хаски, и еще мы видим, что они являются частью одного набора иконок – благодаря схожести дизайна и используемых элементов.
Индивидуальные качества каждой собаки делают каждую из них узнаваемой, тогда как схожий дизайн и используемые элементы говорят о том, что они являются частью одного набора
Итак, мы разобрали три основных составляющих эффективного дизайна иконок. Теперь подробно рассмотрим, как за шесть этапов претворить эти три составляющие в жизнь.
Шесть этапов
Всегда начинайте с сетки
Преимущества сеток разного размера – это предмет отдельного разговора; мы будем использовать сетку 32х32 пикселя. На нашей сетке также располагаются вспомогательные линии, которые помогут нам создавать основную форму каждой иконки.
Итак, у нас есть 32-пиксельная сетка с границами шириной в 2 пикселя, которые мы оставим незаполненными. Это пространство мы называем свободной зоной, и она служит для придания иконке некоторого пространства. Не следует располагать элементы в пределах этой зоны, если только это не является абсолютно неизбежным.
Форма иконки начинается с основной фигуры и ориентации. Если вы начертите линию по внешним границам иконки, как ограничительную рамку, она будет иметь форму квадрата, круга, треугольника или прямоугольника.
Иконки круглой формы располагаются по центру сетки и, как правило, касаются всех четырех кромок, не заходя в свободную зону. Самой распространенной причинной для нарушения неприкосновенности свободной зоны является необходимость размещения за пределами круга какого-либо элемента, который необходим для поддержания целостности дизайна, как это показано на картинке ниже.
Выравнивание круглой иконки относительно сетки и основных линий
Квадратные иконки также выравниваются по центру сетки, но, как правило, не доходят до границ рабочей зоны. Для поддержания единообразия с круглыми и треугольными иконками, большинство прямоугольных и квадратных иконок выравниваются по основной линии в середине (оранжевая область на рисунке ниже). Решение, по какой основной линии следует выравнивать иконку, принимается исходя из ее внешнего вида, а чувство, какой выбрать размер в каждом отдельном случае, развивается практикой. Три концентрических квадрата, о которых шла речь выше, обозначены на рисунке голубым, оранжевым и светло-зеленым цветом.
Выравнивание и выбор размера круглого и квадратной иконки относительно сетки
На следующих картинках внутри сетки 32х32 пикселя вы заметите прямоугольники размером 20х28 пикселей, которые сориентированы горизонтально или вертикально – в зависимости от дизайна иконки.
Выравнивание и выбор размера вертикально и горизонтально ориентированных иконок
Диагонально ориентированные иконки выравниваются по окружности, вписанной в рабочую область. Обратите внимание, что крайние точки пилы только примерно приходятся на точки по окружности; большая точность здесь не требуется.
Выравнивание и выбор размера диагонально ориентированных иконок
Помните, что вы не обязаны точно соблюдать описываемое расположение иконки относительно сетки и вспомогательных линий. Сетка – это только вспомогательный инструмент; если перед вами стоит выбор, сделать что-то по-настоящему оригинальное, или остаться в рамках правил, правилами можно пренебречь. Однако это должен быть обдуманный шаг. Как сказал Хеммо де Йонг, известный под псевдонимом Dutch Icon:
«Индивидуальность иконки перевешивает необходимость соблюдать единообразие набора иконок».
Начните с простых геометрических форм
Начните дизайн своей иконки с грубого наброска основных форм, используя круги, треугольники и прямоугольники. Даже если вы планируете создать иконку с плавными естественными формами, начните с инструмента «Фигура» в Adobe Illustrator. Когда дело доходит до дизайна иконок, особенно это касается рисования на экране иконок небольшого размера, рисование вручную неизбежно влечет появление небольших диспропорций по краям, и от этого внешний вид иконки сильно проигрывает. Если начать с простых геометрических форм, это поможет получить четкие одинаковые кромки (особенно в местах закругления), а также упростит выбор размера различных элементов и их ориентирование относительно сетки и основных форм.
Основа иконки Корги – это простые геометрические фигуры: два треугольника и два эллипса
Все починено цифрам: кромки, линии, углы и кривые
При выполнении кромок, скруглений и углов необходимо стремиться к математической точности, но не до такой степени, чтобы дизайн выглядел скучным и излишне «механическим». Иными словами, не стоит надеяться на глаз; выдерживайте точные размеры, потому что не единообразное исполнение данных элементов негативно сказывается на качестве иконки.
В большинстве случаев можно посоветовать использовать углы 45°, либо кратные этому значению. Сглаживание неровностей при данном значении угла производится равномерно (активные пиксели хорошо прилегают друг к другу), и результат получается четким и лаконичным. Кроме этого, 45 градусов – это идеальная диагональ, приятная глазу. Последовательное использование такой привычной конфигурации позволяет получить целостную картину, как каждой отдельной иконки, так и всего набора. Если выбранный вами дизайн требует нарушения данного правила, лучше делить на два (22,5°; 11,25° и т.д.), либо использовать углы кратные 15°. Каждая ситуация индивидуальна и требует такого же индивидуального подхода. Преимущество использования углов кратных 45° состоит в том, что при таких значениях получается наилучшее сглаживание неровностей при переходах.
Крупный план сглаживания контура под углом 45°
Кривые
Одни из самых бросающихся в глаза элементов, которые могут значительно снизить качество иконки, наглядно показывающие разницу между профессионалом и любителем – это кривые. Тогда как человеческий глаз отчетливо улавливает малейшее несоответствие формы, наша координация не позволяет нам достигать такой же точности при рисовании от руки. Поэтому при создании кривых рекомендуется пользоваться линейкой и инструментами формы в программе, вместо того, чтобы полагаться на свою руку. Когда от черчения от руки не уйти, пользуйтесь клавишей модификатора ограничений (например, Shift в Adobe Illustrator), либо, еще лучше – используйте VectorScribe и InkScribe от Astute Graphics – данные инструменты позволяют получить наилучший результат при создании кривых.
Линии, нарисованные от руки, получаются низкого качества
В первоначальном варианте Корги хорошо заметны неровности линий, выполненных вручную; это сразу негативно сказывается на всем дизайне.
Эти идеальные кривые созданы в Adobe Illustrator с помощью инструмента для построения кривых Безье
Самым распространенным размером для скругления углов является 2 пикселя. Для иконки размером 32х32 пикселя такое значение радиуса дает хорошо видимое скругление, и при этом не слишком «смягчает» углы (что приводит к «размытому» виду). Размер радиуса закругления зависит от характера, который вы хотите предать своему дизайну. Решение о том, использовать ли закругленные углы, основывается на анализе эстетической привлекательности всего набора.
Точно закругленные углы
Возвращаясь к нашему Когри: начав с геометрически сложно очерченных форм, мы перешли к скруглению углов с помощью инструмента формы, использовав значение радиуса закругления 2 пикселя. Внешний вид уже стал лучше.
Первый этап переделки Корги
Уже просматривается основная идея нового дизайна: скругленные углы и плавные кривые.
Оптимизация пикселей
Идеальное выравнивание по пикселям особенно важно при работе с иконками маленького размера. Сглаживание кромок на иконках маленького размера может привести к появлению смазанности. Место между линиями, которое не выровнено по сетке, сглаживается и будет смотреться размыто. Выравнивание иконки по сетке даст четко очерченные кромки на прямых линиях, а также добавит четкости на углах и кривых.
Как уже упоминалось, идеальным является угол 45° (безусловно, после прямых линий), потому что пиксели располагаются относительно друг друга строго по диагонали. То же самое можно сказать об углах и кривых: чем математически более точно они выполнены, тем лучший результат вы получите при сглаживании. Здесь стоит отметить, что оптимизация пикселей не дает ощутимого результата для больших размеров и для дисплеев высокого разрешения, таких как Retina.
Толщина линий
Если говорить о толщине линий, идеальным значением является 2 пикселя, но иногда лучше 3 пикселя. Здесь целью является обеспечить требуемую соподчиненность и разнообразие, но при этом не увлечься, чтобы не нарушить целостности набора иконок. Толщина линий более 3 пикселей привести к тому, что набор потеряет целостность. Преимущество использования линий толщиной 2 и 4 пикселя состоит в том, что они легко масштабируются переходят из одной в другую. В большинстве случаев следует избегать использования очень тонких линий, особенно для иконок в стиле глиф и плоском стиле. Вообще, если в ваши намерения не входит создание иконки в контурном стиле, для обозначения формы следует полагаться на свет и тень, а не на линии.
Эта иконка iPhone показывает пример взвешенного использования толщины линий
Последовательно используйте разные элементы и не смещайте акценты в пределах одной серии иконок
Об этом аспекте дизайна иконок Хеммо де Йонг (Dutch Icon) произнес целую речь на конференции Icon Salon 2015. Хеммо со своим партнером уже два года занимаются разработкой значков для датского правительства, и их фирменным стилем стало использование метки в виде прореза. Прорез присутствует не на всех иконках, но на большинстве из них. Подобный акцент, примененный ко всей серии, связывает иконки вместе и способствует их узнаваемости среди тысяч других.
Использование общих элементов дизайна
В нашем примере с собаками мы использовали один стилистический элемент в виде носа в форме сердечка. Этот элемент не только связывает все иконки друг с другом, но делает их особенными, вызывая к этим милым созданиям дополнительную симпатию.
Общие элементы, использованные для дизайна иконок с собаками
Во многих случаях, даже если иконки в пределах серии сильно отличаются друг от друга внешним видом, подобные элементы позволяют сохранить эстетическую целостность. Это хорошо заметно на картинке ниже: мы создали те же иконки собак в стиле глиф, но они по-прежнему смотрятся целостно и взаимосвязано.
Использование одинаковых элементов в другом стиле
Умеренное использование деталей и декоративных
Иконка должна четко передавать смысл объекта, идеи или действия. Избыточное количество мелких деталей делают иконку не такой информативной, особенно когда она небольшого размера. Количество мелких деталей в каждой отдельной иконке также сильно влияет на эстетическую целостность и узнаваемость всей серии. Негласное правило для определения количества деталей и элементов в иконке – это использование необходимого минимума для передачи смысла.
Минимальное количество деталей эффективно передает смысл
В версии на рисунке выше мы уже близки к окончательному варианту. Черные линии вокруг ушей превратились в шерсть, а линии окружности мордочки Корги ушли, хоть и остался намек на них в виде 2-пиксельной линии над белым пятном. Вы, несомненно, обратили внимание, что у нас по-прежнему остались некоторые старые элементы, такие как гладкий нос. Поговорим об этом на следующем этапе.
Сделайте иконку уникальной
Похоже, что число талантливых дизайнеров, создающих высококачественные наборы иконок (причем многие из них бесплатно) постоянно растет. К сожалению, многие из них излишне полагаются на авторитет уже существующих тенденций, сформированных популярными дизайнерами. Как профессионалы с творческим подходом, в поисках новых идей мы должны обращаться к источникам за пределами компьютерного дизайна – к архитектуре, типографии, промышленному дизайну, природе и другим областям. Многие наборы иконок похожи друг на друга, поэтому сделать свой дизайн уникальным чрезвычайно важно.
Уникальность дизайна Корги состоит в форме его носа
В качестве последнего штриха, который придал Корги особый шарм, новизну и легкость, мы использовали форму носа в виде сердечка.
Описанные этапы должны рассматриваться, как рекомендации, а не обязательные требования. Не существует единственного верного способа создания дизайна иконок. В данной статье авторы описали свой подход и технические приемы, однако другие дизайнеры, несомненно, могут иметь альтернативные варианты. Лучший способ повысить свою квалификацию – это ознакомиться с как можно большим количеством справочных материалов, постоянно делать зарисовки (носите с собой блокнот, куда бы вы ни пошли), и практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь.
Изображение слева – это оригинальный вариант. Изображение справа – иконка после внесения исправлений в соответствии с принципами, изложенными в статье
Изготавливаем металлический значок
Решил опубликовать первый мастер-класс своего производства изделий из металла.
В качестве примера использую один из текущих заказов.
Заказанное изделие: значок с изображением логотипа стрелкового клуба, инициалами «ВССК», а также фамилии, имени и никнейма почетного члена данного клуба.
Размер изделия: 39 х 25 мм.
Этап 1 — подготовка макета и шаблона
На первом рисунке изображена изначальная картинка от заказчика, на которой видно сам логотип:
На основе предоставленного рисунка я рисую в программе векторной графики CorelDraw макет. На следующем рисунке изображена программа, в редакторе которой вы видите слева вверху изначальный логотип, ниже промежуточный этап макета, посередине готовый макет в цвете (как будет примерно выглядеть изделие), и справа выстроенный по размеру макет для последующей печати:
Далее печатаю макет на обычном принтере (у меня лазерный), а вместо бумаги для шаблона используется прозрачная плёнка. На следующем изображении видно напечатанные и вырезанные макеты:
Этап 2 — подготовка материала
В качестве материала использую заготовленные нарезанные пластины алюминия. Периодически я заранее заготавливаю различные пластинки размерами 30/35/40 мм в ширину и 80/90 в длину (нарезаю пластину из длинного купленного профиля и отшлифовываю их поверхности наждачной бумагой). А толщина везде стандартная 2мм — самая оптимальная для изготовления значков, кулонов и прочих плоских изделий. Но, несмотря на то, что это алюминий, изделия данной толщины довольно прочные (чтобы согнуть, надо хорошенько постараться, и не просто руками).
Первым, что я делаю, обезжириваю пластину при помощи ацетона. Далее накладываю специальный плёночный фоторезист (его обычно используют радиолюбители для создания микросхемных плат). На следующем фото я показываю всё необходимое для данных действий (слева в рулоне и черном пакете — сам фоторезист):
На следующем фото видно заготовку (пластинка алюминия с наложенным фоторезистом):
Этап 3 — перенос рисунка на металлическую пластинку
После подготовки шаблона и самой заготовки, я собираю вот такую интересную конструкцию (видно на следующем фото). Вся суть в том, чтобы как можно плотнее прислонить шаблон к заготовке. Для этого использую стекло с лицевой стороны сверху, сзади можно любую твердую подложку (я использую тоже стекло), и зажимаю всё это канцелярскими прищепками.
Далее подношу эту «чудо-конструкцию» к ультрафиолетовой лампе и, включая светильник на N-ное время (технологический секрет), чтобы засветить те участки фоторезиста на заготовке, которые не закрыты напечатанными шаблонами. На следующем фото видно этот процесс:
После засветки конструкция разбирается, и на следующем фото вы видите результат (те участки фоторезиста, которые были закрыты шаблоном, остались светлыми, а открытые участки подверглись засветке и стали темнее):
Следующее, что я делаю, это убираю фоторезист с незасвеченных мест. Для этого я наливаю в ёмкость специальный раствор (который я сделал сам) и окунаю полностью туда пластинку. На следующем фото видно сей процесс:
После некоторого времени пребывания пластинки в растворе, фоторезист в незасвеченных участках пропадает и тем самым оголяет пластину в этих местах. На следующем фото вы видите результат:
После того, как пластинка в нужных местах защищена фоторезистом, а в нужных местах оголена, теперь я, используя два других раствора (тоже собственного изготовления), травлю пластину, путем периодического погружения заготовки в ёмкости с растворами на некоторое время. На следующем фото видно процесс:
После травления пластинка тщательно промывается под водой, оставшийся фоторезист снимается (он больше не нужен). На следующем фото вы видите, как на самой пластинке алюминия теперь появились протравленные вглубь рисунки:
Этап 4 — вырезание и шлифование
Так как я не имею каких-либо станков (весь труд ручной), то и выпиливать приходится самым примитивным способом — при помощи лобзика. На фото видно процесс выпиливания:
Выпиливание вручную — самое муторное занятие в моём производстве, требующее внимательности и предельной аккуратности. На следующем фото вы видите результат:
Разумно предположить, что после выпиливания изделие требуется обработать со всех сторон, подточить срезанные места и отшлифовать со всех сторон. Для этого я использую надфили и наждачную бумагу. На следующем фото вы видите процесс обточки:
К сожалению, далеко не во все место получается залезть надфилем, но свою работу стараюсь выполнять максимально аккуратно. На следующем фото видно результат:
Этап 5 — покраска и завершающие работы
Теперь изделие необходимо покрасить. Для этого я использую специальные холодные эмали. Эмали можно заливать при помощи шприца в вытравленные участки (кстати, при покраске различными цветами, я специально оставляю хотя бы минимальные бортики, чтобы цвета не смешивались на изделии), либо использовать тонкую кисть. На фото видно процесс покраски эмалями:
После покраски необходимо дать эмалям высохнуть, а потом аккуратно убрать всё лишнее, что вышло за пределы вытравленных участков. В некоторых случаях изделия поверх лакируются для дополнительной защиты или для еще большего глянцевого блеска.
Так как я делаю значок, значит необходимо сделать сзади крепление. В данном случае, я буду приклеивать на супер-пупер-клей цангу-заколку. На фото вы видите изделие после покраски и прочистки, заколку и клей:
Вот и завершающие фотографии готового значка:
Надеюсь, вам понравился мой скромненький мастер-класс 🙂
Если он будет замечен и набирать популярность, то я с радостью продолжу публиковать еще, и даже с видео!
Евгений Константинов — администратор и мастер по листовому металлу интернет-мастерской Metal Souvenir (Suver).