что делают геодезисты на дороге

Обязанности и должностная инструкция геодезиста

Инженер-геодезист занимает важную должность на производстве, связанном со строительством, проведением дорожных работ, а также горнодобывающей областью. Порядок его работы, права и обязанности регламентируются должностной инструкцией геодезиста. С ней обязан ознакомиться каждый работник, поступающий на работу в качестве инженера.

Кто такой геодезист

Геодезист – специалист, занимающий одноименную должность на производстве и выполняющий различные геодезические работы. К ним можно отнести вынос в натуру запроектированных объектов с требуемой точностью, создание графических данных для строительства зданий, дорог, различных линейных сооружений и т. д.

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

На предприятии работник подчиняется непосредственно главному инженеру организации. Функционально геодезист может исполнять приказы начальника строительного участка, где ведется работа, если они не противоречат указаниям руководства предприятия. В подчинении работника может находиться помощник геодезиста. Он обеспечивает эффективное и своевременное выполнение работ. что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дорогеОсновные правила и обязанности регламентируются в должностной инструкции геодезиста.

Требования для назначения на должность

На должность геодезиста без категории назначают лицо с высшим техническим образованием по специальности без опыта работы либо лицо со средне-специальным образованием с опытом работы от трех лет на аналогичной должности.

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Согласно должностной инструкции в строительной организации, геодезист первой и второй категории обязан иметь как высшее образование, так и опыт работы. Для специалиста второй категории необходим стаж от трех лет в должности геодезиста без категории или аналогичной инженерной должности. Для назначения на место работника первой категории лицо должно иметь опыт работы геодезистом второй категории от трех лет.

Необходимая квалификация

При назначении на должность геодезиста потенциальный работник должен обладать знаниями в следующих областях:

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

При выполнении работ на территории предприятия работник руководствуется правительственными актами, уставом организации, должностной инструкцией инженера-геодезиста в строительстве и приказами руководства.

Обязанности геодезиста на производстве

Главными обязанностями инженера-геодезиста по должностной инструкции на производстве являются:

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

За несоблюдение должностной инструкции геодезист может подвергаться выговору, понижению в должности или увольнению.

Права работника

Согласно должностной инструкции геодезист имеет право на:

Что должен делать работник

Помимо прав, работник имеет обязанности, которые должны выполняться. К ним относятся:

Обязанности главного геодезиста

Главный геодезист – работник, относящийся к руководству организации. Он выполняет функции контроля над исполнением геодезических работ и руководства работниками, находящимися в непосредственном подчинении. Главный геодезист назначается и снимается с должности только руководителем предприятия.

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Наряду со всеми вышеперечисленными пунктами должностная инструкция главного геодезиста включает в себя следующие обязанности:

Особенности должностных инструкций геодезиста в строительстве дорог

При возведении линейных сооружений геодезист сопровождает процесс строительства для контроля за правильностью и точностью проведения работ. В случае выявления нарушений работник обязан сообщить об этом руководству. Кроме того, геодезист должен выборочно контролировать исполнение проекта для нахождения возможных неточностей в строительстве объекта. Обязанности при строительстве дорог аналогичны общему регламенту работника.

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Должностная инструкция геодезиста в строительстве включает в себя основные правила и нормы, регламентирующие процесс работы, обязанности, права и ответственность.

Источник

Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых сооружений

Геодезические работы при строительстве дорог начинают с детальной разбивки её оси по материалам предыдущего трассирования. При этом восстанавливают утраченные пикеты, углы поворота и главные точки круговых кривых. Выполняют детальную разбивку кривых одним из известных способов. Кроме того, производят контрольное нивелирование по пикетажу и плюсовым точкам, разбивают, при необходимости, дополнительные поперечные профили. После выполнения указанных работ трассу окончательно закрепляют на местности знаками, располагаемыми вне зоны земляных работ, и сгущают сеть рабочих реперов из расчета : 1 репер на 4-5 пикетов трассы.

В зависимости от условий местности и положения проектной линии трассы выполняют разбивку земляного полотна дороги для различных случаев положения проектного и поперечного профилей трассы. Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин, откосов и кюветов, соблюдением проектных уклонов в продольном и поперечном направлениях. Поперечные уклоны необходимы для обеспечения отвода воды в том и другом направлениях от оси дороги либо в одном каком-либо направлении, а также для обеспечения необходимой устойчивости движущегося на закруглениях транспорта. Поперечные уклоны не должны отличаться от проектных не более, чем на 0,030.

Исполнительная геодезическая съёмка выполняется после возведения земляного полотна и после окончательного строительства дороги.

Для разбивки под строительство мостовых сооружений создают плановую разбивочную сеть в виде триангуляции, трилатерации, полигонометрии, а также линейно-угловых построений с погрешностью в определении координат пунктов не более 10 мм. Указанные сети уравнивают строгими способами. (О способах уравнивания геодезических построений будет подробно рассказано в последней главе учебника). Разбивочная сеть создается в частной или условной системе координат. Осью абсцисс является ось мостового сооружения.

В мостовых триангуляционных сетях углы измеряют с погрешностью не более 1″-2″, с точностью 2-3 мм измеряют контрольные базисные стороны (не менее двух сторон). На рис. Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник представлена схема триангуляционной сети в виде сдвоенных геодезических четырёхугольников. Может быть использована схема и в виде одного геодезического четырёхугольника с измерением двух базисов на противоположных берегах, например, АВ и DE.

При построении трилатерационных сетей основной фигурой часто является сдвоенный геодезический четырёхугольник или сдвоенные центральные системы (рис. Трилатерация. Сдвоенная центральная система). Стороны в указанных построениях и их диагонали измеряют светодальномером высокой точности.

Линейно-угловые сети (рис. Линейно-угловые построения) на мостовых сооружениях позволяют обеспечить большую точность, чем триангуляционные или трилатерационные сети, поскольку в них отсутствуют направления вдоль берегов, что создает одинаковые условия для измерений горизонтальных углов (ослабляется влияние боковой рефракции атмосферы). Кроме того, в линейно-угловых сетях появляется большое число избыточных измерений, что обеспечивает надежный контроль в построениях. Вообще говоря, и при построениях сетей триангуляции и трилатерации, если имеется возможность измерения хотя бы части сторон или углов, то такие измерения целесообразно выполнять. Затраты на выполнение дополнительных измерений того стоят.

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге
Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге
Трилатерация. Сдвоенная центральная система

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге
Линейно-угловые построения

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге
Система полигонометрических ходов

Полигонометрические сети строят в виде системы ходов в продольном по оси моста направлении (рис. Система полигонометрических ходов). Углы в такой сети измеряют с погрешностью 2″-3″, а стороны – с погрешностью 5 мм. Полигонометрические сети чаще всего строят на суходольных реках в меженный период (примерно середина лета для средней полосы), когда береговые линии максимально приближаются друг к другу. В систему полигонометрического хода включают точки А и В оси моста. В результате образуется замкнутый полигонометрический ход, состоящий из разомкнутого основного хода А-1-2-3-4-5-В и контрольного В-6-7-8-9-А. В таком построении измеряют горизонтальные углы в узловых точках А и В между линиями полигонометрического хода и осью моста. Кроме того, рекомендуется измерить светодальномером и расстояние АВ и сравнить его с вычисленным по координатам точек А и В расстоянием.

Возможны и другие геодезические построения в виде сдвоенных центральных систем, а также сочетания линейно-угловых построений с полигонометрическими ходами. Вид построения зависит как от необходимой точности разбивочных работ, так и от условий работ.

При строительстве мостовых сооружений и виадуков через ущелья и коньоны, когда опоры на берегах устанавливают уступами, строят линейноугловые сети в вертикальной плоскости. При этом расстояния измеряют светодальномером, а вертикальные углы – теодолитом либо используют для этих целей электронный тахеометр. Здесь следует иметь в виду, что вертикальные углы измеряются с несколько меньшей точностью, чем горизонтальные, поэтому число измерений следует увеличивать до достижения необходимой точности.

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге
Передача высот через водное препятствие

Створ оси моста при разбивке задают теодолитом или лазерным визиром и выносят по нему центры опор с помощью компарированных рулеток или светодальномером. На больших суходольных реках центры опор выносят способами прямой или обратной угловой засечки с пунктов разбивочной сети. Прямую угловую засечку выполняют с трёх пунктов, причем одно из направлений обязательно должно совпадать с осью моста. При обратной угловой засечке решение задачи выполняют по четырём исходным пунктам сети. Центр мостовой опоры может быть смещён относительно оси не более, чем на 20 мм.

Детальная разбивка опоры осуществляется от её центра относительно оси опор и перпендикулярного к ней направления – оси опоры.

По окончании строительства опор, а затем – после монтажа пролетных строений, производят исполнительную съёмку.

Оставьте свой отзыв, комментарий или задайте вопрос

Источник

Геодезические работы при постройке автомобильных дорог

Ежедневно по дорогам и магистралям проносится множество машин. Это создаёт огромные нагрузки на землю. Поэтому постройка шоссе, которое позволит благополучно передвигаться любому автомобилю и выдержит даже тяжеленный грузовик, — дело довольно непростое. Строительство автомобильных дорог, в частности, требует большого объёма работ подготовительных. И основными в этой подготовке являются геодезические разбивочные работы. Соответствие проекту очень важно при постройке любого сооружения. И дороги не являются исключением. Соответственно инструкциям, производители работ и мастера могут приступать к работе исключительно после того, как основные разбивочные работы будут геодезистами закончены и оформлены специальным актом. Этот акт — основной документ, разрешающий проведение строительно-монтажных работ.

Этапы разбивочных работ

До начала разбивочных работ геодезисты обязаны внимательно ознакомиться со всеми проектными материалами и другими документами, в которых содержатся исходные данные для последующей разбивки. На их основе, а также с учётом информации из проекта организации строительства, составляются разбивочные схемы и чертежи, а заодно и календарный план проведения геодезических работ.

Линейные участки измеряют рулетками или же дальномерами и в прямом, и в обратном направлениях. Предельная относительная погрешность при этом — от 1:1000 до 1:2000. Дальше идёт вынос в натуру всех углов поворота дороги. Эта работа выполняется при помощи прибора, который называется тахеометр. Через каждые 100 метров закрепляется пикет — обыкновенный столб, на котором указывают расстояние до оси строящейся автомобильной трассы. Кроме пикетов обозначают по оси трассы и другие характерные точки. Например, пересечения с другими дорогами, линиями электропередачи и связи, перегибы поверхности земли и урезы воды, начало и конец криволинейных участков.

На поворотах дорога являет собой кривую. Для того, чтобы определить положение такого участка на местности, нужно определить угол поворота и его радиус. Закрепляются при этом точки начала проектной кривой и конца закругления. Разбивку кривых рассчитывают несколькими методами, в зависимости от метода, любую кривую закрепляют через каждые 20-25 метров. Выбор шага зависит во многом как от угла поворота, так и от радиуса закругления. Рассчитывают и разбивают повороты определённым образом для того, чтобы центробежная сила, которая будет действовать на транспортное средство при переходе на кривую часть дороги с прямой или наоборот, не изменяла своё значение резко и внезапно.

Построение геодезической разбивочной основы

Первым шагом при строительстве автомобильной дороги обычно становится вынос временных реперов и их закрепление. Это облегчает и ускоряет работу по перенесению трассы на местность с карты. Трассой дороги в этом случае называется её продольная осевая линия.

После того, как работы по выноске оси строящейся дороги на местность выполнены, определяют условные отметки на временных реперах. Такой репер представляет собой, как правило, деревянный столб, вкопанный в землю, с металлическим штырем, забитым в него.

Для выполнения необходимых земляных работ производят, кроме пикетажа и детальной разбивки кривых, ещё и детальную разбивку самого земляного полотна. Эти работы состоят в обозначении в плане и по высоте на местности всех характерных точек, присущих поперечному профилю земляного полотна. К таковым относятся ось, бровки, подошвы насыпей, кюветы и так далее. Чтобы транспорт двигался плавно и безопасно, корректируют и разбивают кривые также и в вертикальной плоскости будущей дороги.

Контроль на всех этапах

Высотные отметки контролируют при укладке каждого слоя насыпи. Верх основания должен иметь правильный профиль уклонов — как поперечных, так и продольных. Допустимые отклонения при возведении дорожного полотна не должны превышать 1 сантиметр. Ведь при браке добиться впоследствии проектных отметок, даже корректируя их при прокладке дорожного покрытия, практически невозможно.

Все измерения заносятся ежедневно в специальные геодезические журналы. Заказчик получает эти журналы вместе с остальной исполнительной документацией после завершения строительства. Собранные данные впоследствии могут понадобиться при ремонте или реконструкции дороги.

Источник

Геодезические работы при постройке автомобильных дорог

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Поверхность нашей планеты не идеально ровная. Она покрыта горизонтальными и наклонными поверхностями, и поэтому при создании будущих автодорог проводить геодезические работы просто необходимо.

Зачем проводить геодезические работы при строительстве автодорог?

День за днем транспортным магистралям приходится выдерживать невиданные нагрузки. Сотни и сотни тысяч легковушек и грузовиков мчаться по ним с огромной скоростью. Отказавшись от геодезии при создании автомобильных «артерий», качественную и долговечную трассу создать невозможно. С помощью комплекса геодезических мероприятий решается множество задач. В список основных входит:

Последствия отказа от геодезии или некачественно выполненные работы

По итогам выполнения геодезических работ можно выявить, как будет реагировать будущая дорога или трасса на предстоящие давление и вес транспортных средств. Не стоит забывать и о негативном воздействии окружающей среды, в разрушении «свое слово скажут» атмосферные осадки и солнечные лучи. Учесть все возможные последствия и особенности возможно только после геодезических исследований.

В том случае, если работы будут проведены некачественно или от них откажутся вообще, новая автотрасса придет в негодность в самое ближайшее время. В лучшем случае, магистрали потребуется дорогостоящий ремонт покрытия. В худшем ямы и выбоины, образовавшиеся от чрезмерных нагрузок, станут причиной аварий.

О том, насколько качественная и прочная дорога была создана, можно узнать после первых зимних месяцев.

Этапы разбивочных работ

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Начинать непосредственное строительство дороги разрешено только по завершению основных разбивочных работ, обозначающемся выдачей соответствующего акта. Исходную информацию для предстоящей разбивки получают из проектной геодезической документации. Она анализируется вместе с данными из проектов будущих трасс, после чего наступает очередь составления разбивочных чертежей/схем, календарного плана геодезии.

На начальных этапах разбивки с помощью рулетки или дальномера в обратном и прямом направлениях измеряются линейные участки. Все углы поворота трассы выносятся в натуру тахеометром. На расстоянии каждой сотни метров закрепляются пикеты, обозначаются прочие характерные точки (окончание криволинейного участка, перегиб поверхности почвы, линии электропередач и т.д.).

Проведение геодезических работ

Первичная геодезия при создании автодорог состоит в разбивке осей трассы на детали. О ней мы уже сказали выше. Профессионалы выносят временные точки-реперы, которые были ранее закреплены на участке, и обустраивают постоянные точки-реперы. Как правило, в качестве репера выступает обычный древесный столбик с металлическим штырем, который вкапывается в почву. По завершению разбивки полотна земли будущей трассы, наступает очередь непосредственного возведения насыпи и последующих действий по строительству объекта.

ВАЖНО! Проводить геодезию при строительстве автодорог должны не «обычные» геодезисты, а специалисты, которые подкованы в вопросах исследования участков под создание автомобильных трасс.

Вся информация, которая будет получена по завершению геодезических работ, должна быть зафиксирована, представлена в отчетных документах и передана заказчикам в письменном или электронном виде. Зачастую компании по геодезии работают в присутствии самих клиентов или их представителей, чтобы доказать свою добросовестность и точность исследований.

Источник

Современные геодезические работы при строительстве дорог

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 16.01.2017 2017-01-16

Статья просмотрена: 5540 раз

Библиографическое описание:

Грибкова, Л. А. Современные геодезические работы при строительстве дорог / Л. А. Грибкова, Т. В. Хасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/archive/136/37989/ (дата обращения: 23.11.2021).

Дорожное строительство неотъемлемо связано с целым комплексом геодезических работ, которые посредством измерений, вычислений и выносу в натуре данных, позволяют обеспечить точность и правильность положения всех объектов инфраструктуры. В данной статье рассказывается о современных геодезических работах при строительстве дорог. Рассмотрены вопросы разбивки оси трассы, пересечений и примыканий прямоугольными координатами от тангенса, продолженными хордами кривыми.

Ключевые слова: строительство, геодезические работы, строительство дорог

Строительство это возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация. Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ. [1, с. 77]

Строительство дорог — это многоэтапный сложный процесс, который включает в себя в обязательном порядке в соответствии с техзаданием:

‒ выбор материалов и выполнение комплекса замеров;

‒ демонтаж при наличии старого покрытия;

‒ укладку основания в несколько уровней, обеспечивающего высокий уровень амортизации и прочности;

‒ использование современных механизмов и специальной техники;

‒ проверка качества покрытия на соответствие ГОСТу и СНиП.

Геодезические работы при строительстве дорог начинают с детальной разбивки её оси по материалам предыдущего трассирования. [3, с. 130] При этом восстанавливают утраченные пикеты, углы поворота и главные точки круговых кривых. Выполняют детальную разбивку кривых одним из известных способов. Кроме того, производят контрольное нивелирование по пикетажу и плюсовым точкам, разбивают, при необходимости, дополнительные поперечные профили. После выполнения указанных работ трассу окончательно закрепляют на местности знаками, располагаемыми вне зоны земляных работ, и сгущают сеть рабочих реперов из расчета: 1 репер на 4–5 пикетов трассы. В зависимости от условий местности и положения проектной линии трассы выполняют разбивку земляного полотна дороги для различных случаев положения проектного и поперечного профилей трассы. Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин, откосов и кюветов, соблюдением проектных уклонов в продольном и поперечном направлениях. [2,с. 41] Поперечные уклоны необходимы для обеспечения отвода воды в том и другом направлениях от оси дороги либо в одном каком-либо направлении, а также для обеспечения необходимой устойчивости движущегося на закруглениях транспорта. Поперечные уклоны не должны отличаться от проектных не более, чем на 0,030. Исполнительная геодезическая съёмка выполняется после возведения земляного полотна и после окончательного строительства дороги. [10, c.119]Для разбивки под строительство мостовых сооружений создают плановую разбивочную сеть в виде триангуляции, трилатерации, полигонометрии, а также линейно-угловых построений с погрешностью в определении координат пунктов не более 10 мм. Указанные сети уравнивают строгими способами. Разбивочная сеть создается в частной или условной системе координат. Осью абсцисс является ось мостового сооружения. В мостовых триангуляционных сетях углы измеряют с погрешностью не более 1″-2″ точностью 2–3 мм измеряют контрольные базисные стороны (не менее двух сторон).

На рис.1. Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник представлена схема триангуляционной сети в виде сдвоенных геодезических четырёхугольников. Может быть использована схема и в виде одного геодезического четырёхугольника с измерением двух базисов на противоположных берегах, например, АВ и DЕ.

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Рис. 1. Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник

При построении трилатерационных сетей основной фигурой часто является сдвоенный геодезический четырёхугольник или сдвоенные центральные системы (рис 2. Трилатерация. Сдвоенная центральная система)

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Рис. 2. Триллатерация. Сдвоенная центральная система

Стороны в указанных построениях и их диагонали измеряют светодальномером высокой точности. Линейно-угловые сети (рис. 3. Линейно-угловые построения) на мостовых сооружениях позволяют обеспечить большую точность, чем триангуляционные или трилатерационные сети, поскольку в них отсутствуют направления вдоль берегов, что создает одинаковые условия для измерений горизонтальных углов (ослабляется влияние боковой рефракции атмосферы)

что делают геодезисты на дороге. Смотреть фото что делают геодезисты на дороге. Смотреть картинку что делают геодезисты на дороге. Картинка про что делают геодезисты на дороге. Фото что делают геодезисты на дороге

Рис. 3.Линейно угловые построения

Кроме того, в линейно-угловых сетях появляется большое число избыточных измерений, что обеспечивает надежный контроль в построениях

Трассирование линейных объектов.

Необходимость трассирования линейных объектов чаще всего возникает при проектировании крупных траcс инженерных сетей: газопровода, водопровода, канализационных систем, линий cвязи. Это очень трудоемкая и сложная работа, которая состоит в предварительном выборе конкурентоспособных вариантов трассы, согласовании ее местонахождения, выносе оси в натуру с закреплением главных точек трассы. Данный вид изысканий подразумевает полный комплекс работ, которые выполняются для выбора самого оптимального положения линейного объекта на определенной местности. При трассировании производится маршрутная аэрофотосъемка, планово- высотная геодезическая привязка, полевое и камеральное дешифрирование аэрофотоснимков. [9, c.58] В местах расположения трассовых объектов, водостоков, оврагов, дорог, подземных коммуникаций и других различных препятствий производится крупномасштабная инженерно-топографическая съемка. В зависимости от природных условий, вида территории и своеобразных характеристик трассы устанавливается ширина полосы съемки, которая обычно составляет около 200–300 м. Результатом топографо-геодезических работ является составление ситуационного плана полосы трассы, инженерно-топографического плана пересечений трассы и ее сложных участков, а также полное описание продольного и поперечного профиля на всех плюсовых и пикетных точках. [4,c.62–64] После того, как происходит согласование и окончательное утверждение варианта трассы, производится вынос оси трассы в натуру с закреплением створных точек, углов поворота, реперов и других основных объектов. При завершении работ производится исполнительная съемка для проверки качества всех выполненных строительных и земляных работ. [15, c.184–185] Спутниковая связь и современное оборудование, а также программное обеспечение позволяет полевым бригадам выполнять работы практически в любых условиях, а также оперативно передавать материалы для обработки в офисы компаний. [6, с.66]

Нивелирные работы при прокладке трассы.

Обработка журнала нивелирования производится в следующем порядке. Вначале вычисляют превышения между связующими точками (пикетами) для всех станций нивелирного хода. Превышение h на каждой станции находят как разность заднего а и переднего b отсчетов по рейкам:

При этом получают два значения превышения: h — из отсчетов по черным сторонам реек; h» — из отсчетов по красным сторонам реек. Из этих значений рассчитывают среднее значение превышения. Вычислив средние превышения на всех станциях и записав результаты, выполняют постраничный контроль. Для этого выполняют следующее: Получить суммы задних отсчетов по рейкам ∑а и по передним рейкам ∑b. Также получить суммы вычисленных ∑hвыч и средних ∑hср превышений: Получить разность сумм отсчета ∑а–∑b по задним и передним рейкам: В результате постраничного контроля должно выполняться условие:

∑а–∑b = ∑hвыч = 2*∑hср 1) ∑а–∑b =9923=2*4962 2) ∑а–∑b =8974=2*4488 3) ∑а–∑b =-3215=2*(-1606)

Если это условие выполняется, то все расчеты верны, в противном случае следует все пересчитать. Управление превышения нивелирного хода. Контролем полевых измерений и вычислений является невязка. Величина фактической невязки по абсолютной величине не должна превышать значения допустимой невязки:

При выполнении данного условия измерения, выполненные при прокладке нивелирного хода, считают качественными и пригодными для дальнейшей обработки, в противном случае измерения повторяют. Вычисление уравненных превышений. Следующим этапом камеральной обработки нивелирного хода является уравнивание превышений. Для этого величину фактической невязки распределяют с противоположным знаком поровну на все станции, т. е. рассчитывают поправку в каждое превышение: Значение поправки вычисляют с точностью до 1 мм. Если невязка не делится нацело на количество станций хода, полученный остаток по 1 мм распределяют на любые произвольно выбранные превышения. [12, с.143] Величины поправок записывают со своими знаками над соответствующими им приращениями. Сумма всех поправок должна быть равна невязке с обратным знаком. После определения поправок находят абсолютные отметки всех связующих точек хода. [13, c. 153–161]

Контролем правильности вычислений абсолютных отметок связующих пикетов является совпадение вычисленного и заданного значений абсолютной отметки конечного репера. На последнем этапе вычислений для всех станций нивелирного хода, где есть промежуточные точки, определяют абсолютные отметки этих точек. Для этого вначале на каждой из этих станций находят значения горизонта прибора (ГП), представляющее собой абсолютную отметку горизонтального визирного луча нивелира, которым брались отсчеты по рейкам. [8]

Продольный профиль трассы автомобильной дороги.

Построение продольного фактического профиля трассы. Профиль продольного нивелирования является одним из главных геодезических документов при вертикальной съемке и служит основой для проектирования по нему трасс автомобильных и железных дорог и других линейных сооружений и коммуникаций. Студенты составляют профиль по результатам своих вычислений абсолютных отметок пикетов и промежуточных точек, выполненных в журнале нивелирования. [7, c.186–191] Составление профиля производят на миллиметровой бумаге формата 55х80 см в данной последовательности. В нижней половине листа строят сетку профиля, состоящую их семи горизонтальных граф и содержащую всю необходимую числовую и графическую информацию. Принимают горизонтальный масштаб равным 1:2000. В графе «Расстояния» вертикальными штрихами наносят в данном масштабе все пикеты и промежуточные точки. Затем указывают длину каждого отрезка между штрихами, т. е. расстояние между каждыми двумя соседними точками нивелирного хода. В графе «номер пикета» указываю номера пикетов хода у соответствующих или вертикальных штрихов. Далее, из журнала нивелирования выписываются в графу «Отметки земли» абсолютные отметки всех пикетов и промежуточных точек. Отметки округляют до 0,01 м и записывают напротив соответствующих им вертикальных штрихов в графе «Расстояния». На расстоянии 1 см выше от сетки профиля проводят линию условного горизонта и подписывают ее отметку. Отметку условного горизонта выбирают так, чтобы самая низкая точка профиля расположилась выше линии условного горизонта на 5–7 см, т. е. отметка линии условного горизонта должна быть на 5–7 м меньше минимальной отметки хода. Вертикальный масштаб принимают равным 1:200. [14, c. 7] Перпендикулярно линии условного горизонта в точке, соответствующее ПК0, строят шкалу вертикального масштаба (шкалу отметок) высотой 8–10 см. Эта шкала имеет ширину 2 мм и вычерчивается в виде черных и белых прямоугольников, раскрашенных в шахматном порядке. Возле шкалы вертикального масштаба подписывают ее отметки. Наносят на профиль все пикеты и промежуточные точки. Для этого проводят вертикальные линии, соответствующие штрихам в графе «Расстояния», и на каждой из них в вертикальном масштабе откладывают отметку данной точки. Все нанесенные по отметкам точки последовательно соединяют отрезками прямых линий и получают линию профиля. [11, c.24] После составления профиля продольного нивелирования необходимо подготовить по данному профилю проект трассы автомобильной дороги. Дорогу проектируют с условием, чтобы отметка ее полотна на пикетах ПК0 и ПК10 совпадала с отметками этих пикетов. Составление проекта трассы автодороги включает в себя следующие этапы: — нанесение проектной линии; — вычисление проектных уклонов на всех участках проектной линии; — определение отметок проектной линии на пикетах и промежуточных точках; — расчет рабочих отметок; — нахождений расстояний до точек нулевых работ и проектных отметок этих точек; проектную линию наносят на существующий профиль продольного нивелирования, руководствуясь следующим; а) объем земляных работ должен быть минимальным; б) объем выемки и насыпи на всем профиле должны быть примерно равными; в) уклон проектной линии оси автодороги не должен превышать величины 0,05; г) проектная линия может состоять из нескольких участков, имеющих различный уклон, но границы этих участков должны совпадать с отвесными линиями, проходящими через пикеты или промежуточные точки; д) между участками проектной линии, имеющими уклоны с противоположными знаками, обязательно должен быть горизонтальный участок длиной не менее 100 м.. Величину уклона i каждого участка проектной линии вычисляют по формуле i=h/d,где h– превышение между концами линии на данном участке (определяется графически по профилю); d– горизонтальное проложение линии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *