что делают глаголы активного действия которые ввел станиславский
Что делают глаголы активного действия которые ввел станиславский
Глаголы активного действия. Из книги А.Н. Митты «Кино между адом и раем»
В сцене не должно быть ни одного момента, когда актер не имел бы конкретной задачи, действия. В этих задачах вырастают характеры. Режиссер всегда может найти глагол, который кратко выявит это действие. Длинные объяснения помогают мало, конкретные глаголы активного действия ведут к цели. Их называют «золотым ключом». Они хорошо помогают актерам эмоционально развивать свою роль в сцене.
Приведу несколько примеров и вариантов их использования. Только помните главный завет: ищите конфликт действия и текста. Это обогащает характер.
Действия персонажа не должны быть тесно связаны с текстом. Слова врут, а действия выражают подлинные желания и мотивации.
Чтобы действия приобрели активность, в работе с актерами пользуйтесь глаголами активного действия:
— Перетяни на свою сторону.
— Обворожи.
— Докажи первосходство.
— Будь важным, представь себя как что-то важное.
— Не дай партнеру изменить свой путь.
— Оцени, исследуя ситуацию.
— Признайся.
— Угрожай,
— Инструктируй.
— Дразни.
Убеди. Отложим эмоции. Разберем все шаг за шагом. Разумно, логично.
Победи. Заставь их аплодировать. Добейся восхищения. Паузы. Когда все взгляды устремлены на тебя.
Наблюдай (внешне скован, внутри активен). Интересно. Подождем, что будет дальше. Не так все просто.
Покажи, что ты оцениваешь. Я поняла. И не боюсь! Ох-ох-ох! Какой ты. Я не дура.
Оцени угрозу. Я погибла!! Что я наделала?! Это конец! Что придумать? На вид страшно, по сути — нет.
Экзаменуй взглядом. Что-то тут неправильно?! Что-то не нравится? Что? Что тут необычного?
Уйди в себя. Надо быстро во всем разобраться. Вспомнить что-то очень-очень важное. Где тут опасность? Где тайна?
Измерь глазами. Кто ты такой? Мышка показала зубки? Этот — опасен. А этот — блефует.
Отнесись с сожалением сверху вниз. Такой парень и на таком месте. Удивляюсь.
Прикажи. Успокой эмоции. Давай четкие указания. Следи, чтобы их усвоили: иди. сделай.
Похвастайся. Вчера вернулась ночью. Мамочка так орала! А мне плевать!
Шокируй отказом. С тобой? Никогда. (Найди шокирующее действие.)
Пренебреги. Сделай что-то важное как мелочь. Пройди мимо, демонстративно не заметив.
Иронизируй. Контролируй свою ярость: я потрясена вашим остроумием.
Вовлеки его в действие. Дай ему попробовать себя. Прикоснись. Как вы думаете? Что скажете?
Подстрекай. Покажи, что его не уважают, подскажи, что делать. Посмейся над ним.
Прикончи словом. Обвини — угрожай — атакуй — смейся — унизь.
Подразни. Заставь партнера проявить реакцию, вытащи из него оценку. Нравишься ли ты?
Разозли. Ищи действий, которые заставляют партнеров проявить активность.
Разрушь всё. Это может быть действие, а может быть монолог. Или бешенство с невнятными словами.
Проси, умоляй. Два-три слова просьбы могут повторяться : с усилением. Это помогает родить жест, движение.
Уйди в себя, но продолжай диалог. «Да, конечно. Спасти себя. Это самое важное». Говоришь одно — думаешь о противоположном. Уходишь от спора. Принимаешь решение вопреки словам.
Прикоснись с любовью. Погладь чашку. Ласкай книгу. Порви салфетку. Передай через деталь свою эмоцию.
Притворись скромной. Откажись от места в центре внимания. Но так, чтобы это все заметили и оценили.
Оправдайся неуверенно. — Я пришел в гости. Она ушла, вернулась голой. Наверное, не было времени одеться. Или это у нее такое хобби.
Система Станиславского для чайников
Отличников и троечников, домохозяек и дворников, учителей и милиционеров спрашивал я: «Что такое система Станиславского?» Все слышали, что был такой режиссёр, но что за система такая — все пожимали плечами. Один ботаник сказал: «Это чтоб актёры играли спектакль реалистично».
Как мы представляем себе атом? Несколько слеплённых шариков, вокруг которых летают шарики поменьше. Физики на это смеются, а нам нравиться, потому что понятно.
Как мы представляем себе систему Станиславского? Никак, потому что никто нам не объяснил, какие шарики в ней летают. Вот я и подумал: а не попробовать ли создать картонную модель этой таинственной штуки.
Итак, жили-были в конце XIX века два завзятых театрала: Станиславский и Немирович-Данченко. Многое, очень многое не нравилось им в театре того времени: грубо покрашенная марля вместо декораций; яркие тряпки вместо костюмов; вечно пьяные актёры, которые душились в крохотных гримёрках, получали гроши и держали их за скотину. Спектакли никогда не начинались вовремя, потому что публика долго не собиралась, ибо знала, что вовремя всё равно не начнут. Весь спектакль в зал подходили опоздавшие купцы, пробирались на свои, топча ноги дамам и громко отвечая на приветствия… смотрите фильм «О бедном гусаре». Но больше всего возмущала игра актёров, которые, стоя у рампы, завывали текст, воздевали руки и всё время вострили ухо к будке суфлёра… Никакой жизненной правды.
«Э-э-э» — сказали Константин Сергеевич с Владимиром Ивановичем и сели в ресторан пообедать. Этот исторический обед продолжался 18 часов. Объелись, конечно, сильно, но зато придумали театр нового типа, записывая каждую мысль, чтоб потом никто не рвал на груди рубаху: «Не говорил я этого. » Как в воду глядели. Чувствовали две неординарные личности, что непременно скоро поцапаются, и каждый станет намекать, что именно он и есть отец-основатель передового театрального явления.
Но поначалу всё шло блестяще. С деньгами помог фабрикант Савва Морозов, и вскорости новый театр, названный «Художественным» начал представлять свои первые спектакли. Публика была потрясена многими, совершенно невиданными вещами. Самый настоящий шок вызвало то, что спектакли начинались секунду в секунду, а после третьего звонка в зал никого не пускали. И уже через несколько дней можно было видеть, как неслись по лужам к театру зрители, боясь опоздать, как немцы какие-нибудь. Занавес не поднимался, а раздёргивался… Актёры почувствовали к себе настоящее, человеческое отношение: светлые гримёрки, достойная зарплата, обращение на «вы»…
Но и требования к ним предъявлялись суровые, если не сказать жестокие. Представляете — в Художественном театре нельзя было опаздывать на репетиции и не знать текста… Но это ещё что — актёры сначала не поверили своим ушам, когда Станиславский потребовал, чтобы те на репетициях и на спектаклях были… трезвые. Каково? Я же говорю, настоящая театральная революция. Да, кабы только это. Основатели Художественного попытались искоренить глобальное — актёрские сплетни. Ну, тут у них, ясное дело, ничего не вышло, ибо замахнулись они на святое…
Но главным новаторством был подход к постановке спектаклей и работе актеров над ролями. Со сцены Художественного тетра на зрителей дохнула Жизнь, декорации и костюмы были подробными и практически настоящими. Над озером стояла луна, на лугу трещали цикады, а в камине горел настоящий огонь…
А вот чтобы и в актёрской игре дохнула Жизнь — вот тут Станиславский и Немирович-Данченко быстро во взглядах разошлись. Немирович-Данченко считал, что для того, чтобы актёр хорошо передал чувства героя, то он непременно должен в себе это чувство вызвать, а уж потом действовать — чувство заставит действовать правильно. Вот и сидела актриса, которой по ходу пьесы надлежало плакать, и растравляла себя воспоминаниями о тяжёлых минутах жизни. И оживал у неё в памяти эпизод, как однажды самый красивый мальчик во дворе при всех сказал, что у неё нос сливой… слёзы тут же появлялись, а Немерович с Данченко очень хвалили такую игру.
Но Станиславский на это ворчал: «На все чувства воспоминаний не напасёшься…» и предложил другой способ: сначала — действие, а чувство придёт само, если действуешь правильно.
Текст пьесы поначалу никто не учил, просто читали её и составляли по ней цепь событий, практически милицейский протокол. Милицейские протоколы, как известно, лишены эмоциональных оценок, а строго фиксируют произошедшее. Ну, например: «Утром 2 мая гражданин Козлов, находясь в лесу, распил с собакой спиртной напиток. И по предварительному сговору с ней совершил бандитское нападение на зайца с помощью тупого предмета (ружья). Найти труп зайца с целью надругаться за обедом, ему не удалось, поэтому гражданин, Козлов, надругавшись матом над собакой, скрылся с места преступления, а истекающего зайца нашли скауты, занимавшиеся в лесу юным натурализмом…» Я думаю, что режиссёры, желающие ставить спектакли по системе Станиславского должны носить пьесы постовым милиционерам для протоколирования.
Составив цепь событий, Станиславский говорил: «А теперь, господа актёры, давайте эти события проиграем. Никого не нужно изображать, будьте самими собой, говорите своими привычными словами, но помните, чего каждый из вас добивается (сквозное действие), вот и добивайтесь. Начали…»
Репетирующие располагаются на сцене, кому как удобно, и актёр Сидоров начинает своими словами, своей привычной интонацией: «Так, мужики. Вот я для чего вас собрал. Дружок у меня есть в столице, так он мне сейчас письмо прислал, что едет к нам проверяющий…» «Ни хрена себе!» — восклицает актёр Петров. «Да уж! Без бутылки не разберёшься, — чешет дрожащими руками актёр Иванов. — Делать-то что будем. » «А ничего особенного, — спокойно держится Петров. — Сунем как всегда и поляну накроем…»
И тут Станиславский восклицает: «Стоп! НЕ ВЕРЮ! Начинаете, наигрывать, изображать. Давайте ещё раз обсудим, в каких условиях живут и действуют герои, т.е. каковы предлагаемые обстоятельства… Городок ваш маленький, паршивый, вы его весь разворовали, так? Так. Поверяющих из области боитесь? Нет, потому что они воруют больше вашего. А столичных ревизоров боитесь? Конечно, потому что вдруг попадётся который уже наворовался и теперь строит из себя честного… Обсудили это. Теперь снова обсуждаем: чего каждый из вас хочет и чего добивается… Играем снова…»
Так вот много раз актёры в данных предлагаемых обстоятельствах проигрывали события, добиваясь главной цели — сквозного действия — сплавить благополучно столичного ревизора. Ещё нужно было держать в уме своё главное жизненное хотение — сверхзадачу. Чего я хочу от жизни? Вкусно есть, сладко спать и безнаказанно воровать, воровать, воровать… — это и есть сверхзадача.
Когда Станиславский прекращал кричать: «НЕ ВЕРЮ!» — актёры, играя события, начинали ощущать самый настоящий страх, липкий всепоглощающий страх разоблачения и тюрьмы. Этот страх ослеплял, и тогда становилось понятным, объяснимым — почему все герои пьесы с такой лёгкостью сосульку, тряпку приняли за важного человека.
И вот, наконец, актёры получали на руки настоящий текст. Актёр Сидоров, который в процессе разыгрывания этюдов много раз испытал самые подлинные эмоции уже знал — как он произнесёт бессмертные слова: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». И ведь произносил так естественно и органично, что зрители тут же забывали, что они в театре…
Конечно, со времён Станиславского театральная мысль ушла далеко вперёд, но безусловно, наш великий театральный реформатор дал ей самый сильный толчок, и это признаёт весь мир.
И вот что интересно, многие зрители сейчас, насмотревшись классических пьес, которые играются в современных костюмах и декорациях под клубную музыку, вдруг почувствовали непреодолимую тоску по боярским шубам, сюртукам, салопам и сверчку за печкой. В консервативнейший Малый театр не достать билетов, а в созданном Станиславским и Немировичем-Данченко МХАТе опять идёт «Горе от ума», поставленная самым классическим образом, строго по системе, о которой мы тут наговорили добрую тысячу слов.
ГЛАГОЛЫ АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ
Эта глава поможет авторам понять, как с их текстом работают режиссер и актеры. Это стимулирует воображение в общих интересах.
В сцене не должно быть ни одного момента, когда актер не имел бы конкретной задачи, действия. В этих задачах вырастают характеры. Режиссер всегда может найти глагол, который кратко выявит это действие. Длинные объяснения помогают мало, конкретные глаголы активного действия ведут к цели. Их называют«золотым ключом». Они хорошо помогают актерам эмоционально развивать свою роль в сцене.
Приведу несколько примеров и вариантов их использования. Только помните главный завет: ищите конфликт действия и текста. Это обогащает характер.
Действия персонажа не должны быть тесно связаны с текстом. Слова врут, а действия выражают подлинные желания и мотивации. Чтобы действия приобрели активность, в работе с актерами пользуйтесь глаголами активного действия:
Перетяни на свою сторону.
Обворожи.
Докажи первосходство.
Будь важным, представь себя как что-то важное.
Не дай партнеру изменить свой путь.
Оцени, исследуя ситуацию.
Признайся.
Угрожай,
Инструктируй.
Дразни.
[фото]. Эта книга для человека, который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль.
Система Станиславского
Даже если вы совсем не симпатизируете театру, вы скорее всего слышали, как в каком- нибудь фильме ( или даже мультфильме) герой важно произносит «Я работаю по Станиславскому «, после которой все начинают смотреть на героя с уважением и трепетом.
Что же это за метод такой, и почему он так популярен?
В 1897 актер, режиссер и потомственный фабрикант Константин Сергеевич Станиславский (носивший тогда еще свою реальную фамилию Алексеев) с театральным педагогом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко решили организовать свой собственный театр, выбрав радикально иной подход к организации и постановке спектаклей.
В их Московском Художественном Театре актеры репетировали в комфортных условиях и получали приличные деньги. Для создания реалистичных постановок предпринимались целые этнографические экспедиции с поисками и скупкой ценностей и бытовых предметов старины. Если актерам нужно было играть ночлежку, они отправлялись в ночлежку реальную, где старались запомнить повадки и специфические жесты ее обитателей.
«На дне» в постановке МХТ, Станиславский в роли Сатина (в центре)
Последние годы он посвящает написанию масштабного труда, описывающего его виденье собственной «Системы» стилизованное под дневник ученика собственной студии, но успевает закончить только первый том «Работа актера над собой в творческом процессе переживания».
Книга вышла в 1938, уже после смерти автора.
К счастью, к тому моменту «по системе» было воспитано уже несколько поколений актеров и режиссеров, которые в полной мере на практике освоили ее принципы, и продолжили бережно передавать и накопленные знания.
Тогдав поисках контроля над непослушными эмоциями Станиславский и обнаружил, что качество его игры напрямую зависит от того, насколько конкретно он представляет предлагаемые автором обстоятельства и на сколько понимает логику действий своего персонажа. Если удавалось сыграть все логично и правдоподобно, то необходимые переживания рождались сами собой. Так из попыток понять играемого персонажа и его жизнь и родилась «система»
Оправдание и Виденье
Сквозное действие и Цель
Тренинг актерских качеств.
Так же, будучи остро внимательным к партнеру по сцене и происходящим на ней событиям я с одной стороны, начинаю больше верить в реальность играемой ситуации, а с другой стороны, на меня перестает давить и пугать внимание зрительного зала.
Помимо этого актеру необходимо отдельно работать над развитием голосовой и пластической свободы и выразительности.
10 принципов успешного выступления
Почему страх публичных выступлений второй после страха смерти?
Почему он нас так парализует?
Дело в том, что когда мы выступаем, мы едины в трех лицах, и это, пожалуй, единственная ситуация, когда мы находимся в таком положении. Когда мы стоим на сцене, мы сами себе режиссер, актер и инструмент.
Наша задача как режиссера собственного выступления — дать нашему внутреннему актеру сверхзадачу. Волшебная кнопка против волнения — это сверхзадача. Так ее называл Константин Сергеевич Станиславский. Если говорить проще, это цель выступления. Как и почему она отключает волнение, мы поговорим чуть позже. А для начала рассмотрим такой режиссерский термин как объект внимания.
Как объект внимания работает с волнением
Объект внимания есть у каждого из нас в любой момент времени. Он не связан с тем, куда вы смотрите, о чем говорите, что транслируете людям в данную минуту.
Например, вы беседуете на каком-то мероприятии с приятным собеседником, расспрашиваете его о погоде, о каких-то других нюансах, и вдруг он неожиданно выходит из кабинета. Он обрывает ваш диалог на полуслове, и вы не можете понять, почему. А на самом деле ваш собеседник все это время следил глазами за высокопоставленным чиновником, с которым ему было важно переговорить. Пока он беседовал с вами, он держал во внимании этого человека. И как только увидел, что тот выходит, он резко прекратил разговор с вами и побежал за ним.
Для чего вам нужно знать про объект внимания? Эта информация важна для работы с волнением. Объект нашего внимания, когда мы волнуемся, направлен на нас самих: на то, как мы выглядим, говорим, стоим, сидим, улыбаемся и так далее.
Итак, когда мы направляем объект внимания на себя, нас накрывает парализующее волнение, которое выражается так: першит в горле, трясутся руки, человек краснеет, потеет. И, самое главное, не может сконцентрироваться: мысли как будто вылетают из головы. Но есть другой тип волнения, у которого иная природа: выйдя на сцену, человек становится харизматичным, обаятельным, заряжает, вдохновляет зал, его речь так и льется. Полностью выключить волнение при публичном выступлении мы не можем, но мы можем перевести его из парализующего в харизматическое.
Как перевести волнение из парализующего в харизматическое
Чтобы перевести волнение из парализующего в харизматическое, нужно перенаправить объект внимание с себя на зрителей. В этом нам поможет правильная постановка сверхзадачи.
Принцип успешного выступления № 1
Цель или сверхзадача
Для этого в Голливуде используют действенные глаголы (или глаголы активного действия), которые ввел когда-то Станиславский. Чтобы сверхзадача вас вдохновляла и эмоционально включала в работу, формулируйте ее с помощью глаголов активного действия.
Глаголы активного действия
Оценить, исследуя ситуацию
Победить (заставить зал аплодировать)
Наблюдать за реакцией
Сожалеть (например, об упущенных возможностях)
Атаковать (например, противников теории)
Пренебречь мнением аудитории (экспертов)
Прикончить словом (например, противников теории или скучающих)
Разрушить все шаблонные представления
Умолять (не делать ошибок)
Одарить своим присутствием
Как ставить сверхзадачу с помощью глаголов активного действия
Давайте поучимся ставить сверхзадачу.
Тут есть свои подводные камни, о которых вам нужно знать заранее.
1. Цель должна греть вашу душу, должна вас волновать, заставлять эмоционально затрачиваться.
2. Цель должна выражаться глаголами активного действия.
Например, «победить недоверие», «перетянуть на свою сторону», «запугать», «раздразнить».
3. Цель и тема выступления — это разные вещи.
Тема может быть одна и та же, а цели разные. Например, ваша тема — нюансы бухучета, а её цель: обворожить или напугать шефа. Выразительные средства (мимика, жесты, голос) для этих двух целей будут отличаться.
Принцип успешного выступления № 2.
Улыбка и пауза в 30 секунд
У нашего организма есть некий защитный механизм. Когда к нам подходит незнакомый человека, и мы не знаем, чего от него ожидать, мы автоматически, сами того не подозревая, копируем выражение его лица и его поведение. Так работают зеркальные нейроны, которые есть у каждого из нас. Это происходит за доли секунды. И эти доли секунды отражаются у нас на лице. Так вот теперь представьте себе. Мы все с вами серьезные люди, у нас серьезные доклады и мы выходим на сцену серьезно выступать. У нас тут шуточки не предусмотрены, какие тут могут быть улыбки. И на нас смотрят точно такие же серьезные люди — не менее серьезные, чем мы. Выступать в такой аудитории страшно просто до дрожи в коленях. И не важно, какой у вас опыт выступлений. И всего одна улыбка — всего один инструмент, который поможет вам расположить к себе аудиторию, поможет вам не бояться её.
Пауза в 30 секунд.
Зачем она нам нужна? Умение выдержать паузу перед началом — очень сильный инструмент управления зрительным залом. Во-первых, вы собираете внимание всех зрителей: они замолкают, их взгляды устремляются на вас, они ждут, что вы им скажете. Паузой вы можете дать понять, что вам неудобно, когда кто-то разговаривает. Но имейте в виду, что после паузы вы должны сказать что-то очень и очень значительное. Закон режиссуры: чем длиннее пауза, тем значительнее событие, которое следует за ней.
Во-вторых, вы себе даете время собраться с мыслями, даете время настроиться на выступление. Часто мы видим таких захлебывающихся лекторов, которые быстро зашли, отчитали и быстро убежали. Почему? Потому что мы находимся в состоянии стресса, нам хочется, чтобы этот стресс поскорее закончился, вот мы и стараемся побыстрее протараторить свой доклад и убежать. Пауза помогаем нам справиться с волнением: собраться с мыслями, настроиться на выступление.
Принцип успешного выступления № 3.
Почему вы? Авторитет
Этот принцип о том, как представиться публике, — о том, какие первые слова вы скажете после паузы. С первых слов нужно вызвать уважение. Даже если вас уже кто-то представил, необходимо повторить, потому что зрители не всегда расслышали, не всегда записали, не всегда сфокусировали на вас свое внимание. Повторите, кто вы, вашу должность. И вот тут вам нужно соблюсти баланс: с одной стороны рассказать о себе, о том, чем вы гордитесь, а с другой стороны, не вызвать у зрителей пассивную агрессию своим хвастовством и перечислением многочисленных знаний, должностей и других регалий. Какое же правило вам здесь подходит? А подходит здесь краткий ответ на вопрос: почему именно вы рассказываете именно эту тему. Когда вы очень точно отвечаете на этот вопрос, начало доклада рождается само собой.
Иногда авторитет может быть выражен такими фразами, которые на первый взгляд не имеют отношения к самопрезентации. Например, «мы работали над этим проектом целый месяц и сейчас готовы рассказать о его результатах». Здесь вы показываете, что вы потратили на этот вопрос много времени и вам есть, что сказать даже таким серьезным специалистам, которые сидят в зале.
Принцип успешного выступления № 4.
Не читать!
Это единственный принцип, который сформулирован с частицей НЕ. Здесь мне хочется вам сказать одну важную вещь. Не просите кого-то написать вам текст выступления, не заучивайте его и не распечатывайте себе огромные листы с вашей речью. Это вас запутает, это не даст вам того эффекта, которого вы хотите. У письменной и устной речи разные законы. Вы обязательно захотите воспроизвести дословно то, что вам там так красиво написали, а воспроизвести не получится — вы не говорите так в жизни. Вы обязательно забудете даже выученный текст. Поэтому я вам предлагаю сформулировать тезисы и сделать себе подсказки на листе А5. Все остальное вы и так знаете. Вы сможете все это рассказать своими словами. Свой собственный текст вы никогда не забудете. В своих собственных мыслях вы никогда не запутаетесь, если вы их заранее структурируете.
Принцип успешного выступления № 5.
Трудности перевода
Я прошу расшифровывать все термины, сокращения и аббревиатуры, которые вы используете в своем докладе. Часто мне говорят: «Зачем все расшифровывать? Мы же все здесь профессионалы, мы же занимаемся одним делом». IT-специалисты спрашивают: «Зачем расшифровывать, например, ПО? Все и так знают, что это программное обеспечение». «Хорошо, вы все знаете этот термин, — отвечаю я. — но, представьте, что один из ваших зрителей, например, работает в пожарной охране. И для него ПО — это пожарная охрана. Ваше ПО он закупает один раз в год, а со своим сталкивается каждый день. Так как он воспримет это сокращение? У него возникнет когнитивный диссонанс. Он слышит ваше ПО, но понимает под ним свое и в итоге перестает воспринимать ваш доклад».
Что происходит с нашим организмом, когда мы перестаем понимать? Он (организм) включает энергосберегающий режим. Как только наш мозг отказывается что-то понимать, мы прикрываем глаза, расслабляемся на кресле и чуть ли не засыпаем. Это нормальная реакция на то, что мы не справляемся с информацией, которую несет нам спикер.
Принцип успешного выступления № 6.
Вопрос
Станиславский обратил наше внимание на то, что человек — существо психофизическое: психика зависит от физики, физика от психики. Когда человек сидит долгое время в неподвижном состоянии в душном помещении и видит перед собой одну и ту же картинку докладчика, он постепенно начинает засыпать. Наверно вы наблюдали эту картину: сначала люди прячутся за гаджетами, а потом их клонит в сон.
Ученые установили, что период активного внимания длится не более 6-7 минут. После этого вам необходимо сделать что-то, чтобы аудитория проснулась. Я рекомендую задавать вопросы. Такие вопросы должны быть закрытыми. Это вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если вы будете задавать открытые вопросы, вы рискуете быть вовлечены в бессмысленный диалог со зрительным залом.
Например, вы спросили: «Кто вчера был там-то?» У людей, которые подняли руку, улучшилось кровообращение, больше кислорода начало поступать в мозг, сенсоры снова включились — им стало легче вас воспринимать.
Когда вы так опросили зрительный зал, обязательно резюмируйте: «О, да почти никто» или «О, да почти ползала, как я и предполагал». Люди, сидящие в зале, не видят общую картину. Но им любопытно, как ответили все остальные. Облегчите им задачу — дайте им возможность не поворачиваться. Вам важно, чтобы зрители были вовлечены. Но если они что-то не понимают, не видят, они засыпают.
Общее правило: задавайте вопросы каждые 6-7 минут.
Продумайте это в своем выступлении заранее, либо задавайте спонтанные вопросы о том, что и как сейчас происходит в зрительном зале: «Все ли понимают?», «Всем ли хорошо видно или слышно?», «Не душно ли вам?» и т.д.
Принцип успешного выступления № 7.
Игра или загадка
Зрителям скучно просто сидеть и слушать информацию. Зрителям нужно быть вовлеченными. Зрителям нужен интерактив. Поиграйте со зрителями — включите их в решение какой-то задачи. Например, вместо того, чтобы привести какие-то цифры, предложите их посчитать самим зрителям.
Если вы используете графики, обязательно поясните, что расположено по какой оси координат. А затем вместо того чтобы рассказывать, что на них изображено, попросите зрителей самих разгадать, какой из графиков принадлежит какому процессу. Зрителям это понравится. Наш мозг любит задачки. Задача с графиком должна быть не сложной, но благодаря графику она будет выглядеть как сложная. Зрители легко ее решат, встрепенутся, проснутся, получат какое-то количество эндорфинов — а это как раз то, что вам надо.
Принцип успешного выступления № 8.
Манки или «заманушки»
Любому зрителю интересно, что же будет дальше. И поэтому если вы в самом начале доклада скажете: «Коллеги, сначала мы с вами узнаем вот это, потом вот это, а в финале поговорим о самом интересном». Для финала оставляйте что-то самое-самое вкусное. И ваш зритель не уйдет, пока не узнает, что же произойдет в конце. Вам помогут такие слова-маркеры: «Коллеги, мы забежали немного вперед, об этом чуть позже», «Я поторопился, об этом я расскажу позже» и т.п. Если мы берем за эталон 30-минутный доклад, то слова-маркеры нужно произнести не менее 3-х раз, чтобы человеку было интересно, чтобы интерес не терялся.
У Бертольда Брехта была описана игра «Только не Б», которая помогает придумывать неожиданные финалы, парадоксальные ситуации, шутки, креативные идеи. В чем суть игры. Например, вы берете в руки фломастер и говорите: «Я беру фломастер, чтобы…». И дальше надо придумать варианты необычных ответов. «Писать/рисовать» не походит — это как раз вариант Б, а нам надо использовать фломастер как-то нестандартно. Например, как шпильку для волос или подставку для ноутбука. Эта игра очень сильно развивает креативное мышление. Рекомендую — «Только не Б».
Принцип успешного выступления № 9.
Вижу и слышу
«Вижу, слышу, наблюдаю, реагирую» — это принцип Станиславского. Очень часто мы можем наблюдать в зрительном зале такую картину: зрительный зал живет своей жизнью, а докладчик — своей. На жизнь зрительного зала можно не обращать внимание только в одном случае — когда у вас 25 тысяч человек, вы подсвечены на сцене и зрителей не видите. Во всех остальных случаях необходимо общаться со зрительным залом. Это даже гораздо важнее, чем подготовить само выступление. Почему? Потому что, всего один зритель — всего один — который шуршит пакетиком, может уничтожить ваше выступление.
Я расскажу о принципах, которые применимы к зрительному залу из 100-200 человек.
Если вы видите, что в зрительном зале происходит какая-то жизнь, на это нужно реагировать. Если кто-то разговаривает по телефону, кто-то разговаривает с соседом, кто-то выходит, кто-то заходит, регулируйте, пожалуйста, жизнь зрительного зала как дирижер.
Однажды я была свидетелем такого случая, когда микрофон фонил очень сильно, а докладчик продолжал выступать, как будто ни в чем не бывало. Слушать было тяжело. В итоге зрители стали уходить. Когда вы понимаете, что зрителю некомфортно, что ваш микрофон фонит, лучше прекратить выступление, попросить новый микрофон или попробовать говорить без микрофона. Иначе зрители перестанут вас слушать.
Когда мы выходим на выступление, нам очень важно быть эффективными. Нам очень важно выполнить сверх-сверхзадачу, о который мы с вами говорили, — миссию — ради чего мы вообще вышли. Не оттараторить же презентацию, правда? Мы выходим, как правило, чтобы представить себя как эксперта, представить наши проекты, чтобы выделиться на общем фоне тех людей, которые сидят в зрительном зале. Это большая честь — выступать на сцене, чтобы вас все слушали. Поэтому делайте так, чтобы ваше выступление было максимально эффективным.
Управляйте вниманием зрительного зала, управляйте всем тем, что там происходит. Если кто-то уходит с вашего выступления, что делать? Обратить на это внимание или нет? Конечно, обратить и задать правила игры. Например, можно сказать: «Коллеги, у нас остался всего один принцип, десятый, и мы уже с вами заканчиваем, а потом все вместе пойдем пить кофе». Либо: «Коллеги, огромная просьба во время моего выступления не ходить». И тогда эти люди просто не будут этого делать. Мы все законопослушные граждане: когда нам задали правила, мы будем их выполнять. Но если вы не зададите такие правила, то зритель, увидев, что кто-то уходит, подумает: «А я то чего сижу? Там же кофе». И кофе перевесит ваш доклад. Поэтому задайте такую динамику, чтобы от вас не хотелось уходить. Если спикер остановит первого, кто решится уйти, то все остальные на это не решатся. И уважение к вам возрастет. Поэтому «Вижу, слышу, наблюдаю, реагирую».
Михаил Задорнов говорил, что он избавляется от волнения, мысленно обнимая весь зрительный зал, представляя, что он с ним одно целое. Попробуйте. Взгляд должен ходить по зрительному залу от центра до крайних рядов. Встречается такое мнение, что смотреть лучше на какого-то одного выбранного зрителя. На самом деле оно верно, только если вы играете какую-то роль. Есть такая техника у актеров, когда они через одного зрителя обращаются ко всем или когда они через зрителя работают с партнером. А во время выступления на одного зрителя лучше не смотреть, потому что вы можете потерять остальной зал. Я рекомендую смотреть в конец зрительного зала и ходить глазами по кругу для того, чтобы все контролировать.
Принцип успешного выступления № 10.
Быть, а не казаться
У неудачных (затянутых, скучных) выступлений одна внутренняя причина — человек хочет казаться умнее, чем он есть на самом деле. Как только вы хотите казаться умнее, вас подстерегает большая опасность — в этот момент ваша речь замедляется, вы начинаете делать большие паузы между словами, забывать какие-то термины и использовать слова, которые обычно в речи не используете. Слушать это тяжело. Почему так происходит? Кто-то пишет вам текст, который вы сами не составляли, используя терминологию, которой вы в жизни не пользуетесь. Вы очень боитесь забыть тот или иной термин, поэтому долго этот текст учите. А толку никакого.
Не притворяйтесь. Самое ценное в вашем докладе — это ваш авторский отбор информации, ваша авторская позиция по данному вопросу. Однажды были сделаны исследования на предмет того, какие слова чаще всего употребляются в бестселлерах. И оказалось, что бестселлеры от небестселлеров отличаются очень узким набором слов, и эти слова, как правило, «я думаю», «по моему мнению», «как мне показалось» — то есть то, что выражает внутренний мир человека.
Вот сейчас я вам даю свою авторскую позицию после прочтения девяти томов Станиславского и обучения в его театральной школе. На 30% это не уникальная позиция. Но это те базовые принципы, которые именно я считаю самыми важными — я вытащила их для вас.
Второго такого человека, как вы, нет на планете. Вы — уникальны, и самое ценное — это то, что именно вы рассказываете своими словами. Не притворяйтесь, тогда, если вы забудете какой-нибудь термин, никто не подумает, что вы не умны. Люди просто подумают, что вы забыли, что вы обычный человек. Когда на сцене стоит обычный человек, который может что-то забыть, упустить из виду, который может посоветоваться с залом, это внушает огромное доверие к этому человеку и интерес к его докладу.
На сцене нужно быть, а никем не казаться. Чего я вам и желаю. Удачи!