что делают листья на ветру
Жизнь на ветру. Как она влияет на деревья
Ветер – символ изменчивости и непредсказуемости, силы, способной созидать и разрушать. Это явление представляет собой движение воздуха, его поток из области повышенного давления в область пониженного, способный достигать угрожающей силы урагана, с катастрофическими последствиями. Деревья и растения, живущие в таких условиях, вынуждены приспосабливаться.
Влияние ветра
Влияние ветра на жизнь растений, напрямую или косвенно (через воздействие на другие факторы), весьма значимо. Оно проявляется в каждодневной жизни целых сообществ: движение воздушных масс корректирует водный, световой и температурный режим.
Особенно влияние воздушных масс заметно в горных лесах, где можно воочию наблюдать зависание на верхушках крон облаков, которые несут затенение, влагу и прохладу верхним и нижним ярусам или стекание холодных туманов в понижения рельефа.
В горных районах также видно косвенное влияние ветра на развитие древесных сообществ на склонах гор. Вместе с другими факторами, такими как высота над уровнем моря, экспозиция склона и содержание влаги в воздушных массах, ветры (сдувая снег) влияют на распределение снегового покрова по балкам, ущельям и грядам и регулируют его высоту. Все это определяет контуры лесных сообществ и время прихода биологической весны, когда происходит распускание почек на деревьях.
Облака, несущие влагу и прохладу, в горных тропических лесах
Если говори ть о ценотической роли ветра, то лесоводы наверняка отметят такое негативное явление, как «охлестывание» обычно хвойных пород лиственными.
Буреломы и ветровалы
Сильные порывы ветра и легкие дуновения одинаково значимы в биологической жизни отдельных растений.
Ураганы, обычные в некоторых районах земного шара, изредка посещают и наши края. Тогда и мы можем наблюдать, какова сила мощных потоков воздуха, валящих деревья с корнями (ветровалы) и ломающих поперек стволы (буреломы).
В природных лесных сообществах в результате буреломов и вывалов деревьев образуются окна (поляны), открытые лучам солнца. На них интенсивнее идет возобновление, быстрее развивается молодой подрост, подчас более светолюбивых пород.
Стелющиеся и флаговые формы деревьев на границе леса на высоте 3000 м в Скалистых горах (штат Колорадо).
Деревья, выросшие отдельно на полянах, всегда ветроустойчивее. В отсутствие конкуренции они имеют разветвленную, хорошо развитую корневую систему. Они приземистей деревьев, сформированных в лесном массиве.
В лесу, в условиях конкуренции за свет и недостатка его в нижних ярусах, растения выносят крону ввысь к пологу, а нижние ветви у них усыхают. Такая форма больше подвержена ветровалам, особенно после прореживания древостоя, прежде всего опасны оставшиеся одинокие экземпляры.
Уносящий влагу
Одним из самых существенных негативных явлений, вызванных постоянным движением ветра, является иссушение растений : ветер сдувает пары воды с листьев. Причем этот процесс наблюдаются даже во влажном воздухе, а тем более в комплексе с высокими температурами и недостатком влаги в атмосфере.
Кроме того, под действием сухого ветра происходит скручивание листовой пластинки, что приводит к выдавливанию молекул воды из устьиц. Утолщенные листья, покрытые кутикулой, в большей степени защищены от иссушения.
Усугубляются эти процессы, естественно, в сухую жаркую погоду и также в холодную морозную, когда растение не может взять влагу из почвы (явление зимнего иссушения).
В местообитаниях, где комплекс данных условий наблюдается постоянно, скорость подачи влаги в растущие органы растений не успевает за высоким уровнем транспирации. Происходит усыхание и в дальнейшем отмирание верхушечных и верхних боковых почек. Недостаток влаги вызывает уменьшение клеток в растении, с дальнейшей редукцией размеров всех его частей изменяется и форма роста.
Сообщество карликовых сосен на горном плато Сэмс Поинт (Sam’s Point) на высоте 1000 м
Особенно страдают от этого деревья. Так, на сильно дренированных, обдуваемых ветрами горных плато существуют целые сообщества карликовых деревьев. По некоторым наблюдениям карликовость также возникает из-за раскачивания ствола ветром, которое влияет на скорость поступления воды и пластических веществ в крону.
Ближе к земле
Подушковидная форма роста у астры цельнолистной (Aster integrifolius)
Ветры, дующие в одном направлении, приводят к полеганию стволов и развитию так называемой флаговой формы кроны у деревьев. В этом случае происходит полное отмирание побегов с подветренной стороны, где ветви вообще не растут.
Флаговые формы сосен в Скалистых горах штат Колорадо
Если отвлечься от древесных сообществ, то травы, особенно в культурных посевах, также страдают от полегания. Высаживаемые защитные лесополосы позволяют снизить указанное выше действие ветра, а также препятствуют сдуванию снега с полей.
Формируя рельеф
Огромна роль могучего ветра в геоморфологии, т. е. при формировании рельефа земной поверхности. Ветер, словно скульптор, ваяет удивительные и пугающие фигуры выветривания, многометровые слои отложений лессовых пород, изящные луноликие песчаные дюны. Растениям приходится включаться в этот процесс движения декораций, подыгрывать и соответствовать постоянно меняющимся фигурам рельефа.
Особенно достается представителям песчаных сообществ – псаммофитам: когда в течение одного дня растение может быть заметено песком, тут приходиться «шевелиться». Именно поэтому пески осваивают вегетативно подвижные растения, способные быстро формировать новые побеги в горизонтальном или вертикальном направлении, стараясь выдержать соревнование с мощной стихией.
Ветер-сеятель
Не менее значима роль ветра в эволюции представителей растительного царства.
Скульптурная роль и огромная сила ветра выразились в расселении семян и плодов (явление анемохории). Формы плодов растений, расселяющихся с помощью ветра, иллюстрирует ювелирную утонченность его мастерства. В памяти всплывают знакомые по детским играм крылатки кленов, вязов и напоминающие лопасти вертолета семена ясеня. К тому же эти семена не только хорошо планируют, но и скользят по снежному насту, сдуваемые ветром.
Крылатые семена клена дланевидного (Acer palmatum)
Тайна «Падающего листа»
Вечной памяти Хобана «Уоша» Уошбёрна посвящается.
Мы все знаем как красиво кружатся осенние листья на ветру. Они планируют и кружатся, раскачиваясь словно в невидимой колыбели. Они порхают со двора во двор, купаясь в маленьких вихрях и потоках воздуха. Навсегда прикованные к земле, мы любим смотреть на все то, что может подняться в воздух и улететь. Мыльные пузыри, воздушные шарики, птицы, падающие листья. Они напоминают нам о непостоянстве погоды, равно как о непредсказуемости самой жизни. Они несутся по воздуху раскачиваясь, кружась, подымаяясь, и падают, пикируя вниз. Мы все знаем, как падают листья.
Но не все мы знаем, что пилоты иногда делают маневр, который они называют «падающий лист». Когда самолет теряет высоту быстро и целенаправленно, скользя сначала направо, затем налево. И снова направо, затем налево. Крылатая машина весит многие тонны, но в сознании пилота она все равно как пушинка, как падающий листик.
«Я лист на ветру, смотрите, как я парю» — сказал Уош, пикируя вниз, уворачиваясь от снарядов, выводя свою птичку из плоского штопора. в своем последнем полете в вечность.
. Маневр «падающий лист» появился в далекие времена первой мировой войны в качестве тренировочного упражнения пилотов бипланов. В этом упражнении, пилоты намеренно сваливали самолет на крыло, увлекая его в серию начальных вращений вправо и влево. Если пилот делал все правильно, слегка покачивая рулем направления и крыльями, самолет падал плашмя вниз и проходил опасную зону срыва потока. Этот маневр практиковали для достижения полного контроля над самолетом и выхода из штопора. Самолет при этом снижался, совершая характерные маятниковые движения, как это происходит с падающим на землю листом.
. Во время второй мировой войны пилоты штурмовиков Ил-2 также успешно пользовались вариациями «падающего листа», чтобы уходить от огня зенитных орудий.
. Во время афганской войны вариацию этого маневра использовали и советские вертолетчики, которые на своих МИ-8 они творили настоящие чудеса при высадке и подборе десанта, зависая над высокогорными площадками, простреливаемыми вдоль и поперек. Чтобы избежать поражения, пилот вертолета применял так называемый маневр «кленовый лист»: убирал мощность двигателя так, чтобы машина планировала вниз, виляя по курсу и крену. Направление полета при этом сохранялось, но траектория становилась непредсказуемой, и с земли было трудно понять истинное положение машины и выполняемый ею маневр.
. Вертолетчики назвали свой маневр «кленовым листом» исключительно из-за схожести его с траекторией падения знаменитого кленового листа. Однако, в современной авиации термин «кленовый лист» прочно закрепился за плоским штопором. Это когда самолет падает не носом вниз, вращаясь вокруг своей продольной оси, а плашмя и вращаясь вокруг своей вертикальной оси.
— «падающий лист» это маневр выхода из штопора (любого, вертикального или плоского);
— «кленовый лист» это собственно падение летательного аппарата в плоском штопоре.
Маневр «падающий лист», оставаясь одним из самых капризных, в то же время, является едва ли не самым главным маневром, дающим пилоту возможность быстрее научиться «чувствовать» машину, стать с ней одним целым.
В «Миссии «Серенити»» Уош в первой фазе полета, будучи еще в стратосфере, выполнял именно маневры «падающего листа», уворачиваясь от снарядов и столкновений в характерной маятниковой манере полета.
Во второй же фазе полета, уже в плотный слоях атмосферы, после вывода из строя электроники попаданием ЭМИ-пушки Пожирателей, «Серенити» начала падать именно «кленовым листом».
И в том и в том случае Уош был великолепен.
И в том и в том случае он имел полное право ассоциировать себя «листом на ветру».
И напоследок, отрывок из романа Стивена Браста «Мое видение свободы» (перевод не мой, мои лишь небольшие коррективы):
«. Он всегда улыбался, когда «Серенити» касалась атмосферы. Именно этот момент квалифицировал хорошего пилота: небрежный вход пожирал топливо, идеальный вход экономил его, и разница выливалась в разницу между приличным доходом и катастрофическими убытками. Когда ты входишь в атмосферу, все происходит сразу. Количество переменных мгновенно возрастает на порядок: форма корабля, положение его носа, органы управления, скорость и направление полета, плотность и точный состав верхних слоев атмосферы — все сразу.
Мэл, конечно, никогда ничего не замечал, да и никто из них не замечал. Они б заметили, только если бы он все сделал наперекосяк: вот тогда бы он, несомненно, получил всю порцию косых взглядов и комментариев. И его доля была бы урезана не меньше чем у остальных членов команды.
Но не это было причиной, по которой он исполнял вход в атмосферу так близко к идеалу, насколько это вообще в человеческих силах: просто ему нравилось это. В открытом космосе для пилота трудности встречаются редко, да и то они обычно возникают в по-настоящему опасной ситуации. А вот первое касание атмосферы незнакомой планеты, выбор глиссады, торможение, балансирование между степенью нагрева обшивки и расходом топлива, между инерцией движения и гравитацией. ощущение себя частью корабля, неведомое даже для Кейли, прости мое кощунство, — вот это были мгновения настоящей жизни. Лучшие на свете.
Пилот рычагам, рычаги кораблю, корабль атмосфере, атмосфера ускорению, ускорение пилоту, они все стали одним существом, и «Серенити» пела песню, которую мог слышать только Уош. Через двадцать бесконечных секунд, пролетевших так быстро, будто их и не было вовсе, все было решено, трудная часть пройдена, и все, увы, опять стало просто. Наступало утро в этой части Геры.
— Как прошло касание? — подал голос Мэл из кресла второго пилота.
— Касание как касание. Они все одинаковы.
— Сколько ещё осталось?
— Минут двадцать, где-то так. Правда, я могу нечаянно свалиться, потерять управление и отправить нас на землю в огненную братскую могилу. Так будет быстрее.
— Ясно. Этого варианта не надо.
Уош продолжал улыбаться, направляя «Серенити» глубже в атмосферу. »
И в этом — весь Уош. Лучший пилот во Вселенной.
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
- Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)
14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
- Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
- Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
- Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
- Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.
Осенние изменения в природе и характерные явления
Осенние изменения в природе: Pexels
Осень — период важных изменений в живой и неживой природе. Изменение погодных условий и температурного режима влияет на деревья, растения, птиц и животных. Какие явления происходят осенью и как это отражается на окружающем мире? Интересными фактами делятся авторы популярных книг о природе.
Какие изменения осенью происходят в живой природе?
Осень — период перехода от летней активности к процессам зимнего застоя. Для осени характерны такие изменения в живой природе:
Рассмотрим эти природные явления более подробно.
Пожелтение и опадание листьев
Первая примета осени — изменение окраски листьев на деревьях. Это явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими у большинства деревьев при наступлении первых холодов.
Почему листья на деревьях меняют окрас? Как объясняет Георгий Граубин в книге «Почему осенью — листопад?», зеленый цвет им придает особое вещество — хлорофилл. С наступлением осени солнце светит меньше, день становится короче, растения получают меньше света.
В таких условиях хлорофилл разрушается, а восстановиться не успевает. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый. Осенью листья могут быть желтыми, красными, багряными. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.
После изменения цвета в последние месяцы осени листва начинает опадать с деревьев. Это имеет для них большое физиологическое значение:
Опавшие желтые листья: Pexels
Увядание трав
Осенью травы расстаются с надземной частью растения, чтобы спасти более важные части — корневище, клубень или луковицу.
В подземных структурных элементах трав за лето накапливаются питательные вещества, которые выполняют две важные функции:
Некоторые животные впадают в спячку
Зимняя спячка — особенное состояние растений и животных, когда в период холодов и отсутствия пищи снижается активность и жизнедеятельность организма, уменьшается обмен соками и потребность в пище.
Кто впадают в спячку с наступлением осени? Вот несколько видов:
Звери делают запасы
Животные, которые не засыпают на зиму, активно готовятся к холодам. Для этого они:
Белка делает запасы на зиму: Pexels
Перелет птиц
Мигрирующие виды птиц готовятся к перелетам в теплые края с начала осени. Затем начинается их отлет. Как правило, птицы летят стаями в одни и те же места зимовки, а с наступлением весны возвращаются в родные края.
Как утверждает Соколов Леонид в книге «Почему перелетные птицы возвращаются домой», верность родине обнаружена у птиц, принадлежащих к разным группам, начиная от наиболее крупных и долгоживущих летающих птиц (альбатросов, буревестников, аистов, лебедей) и заканчивая самыми мелкими и маложивущими воробьиными (дрозды, крапивники, мухоловки, славки и др.).
Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
Какие осенние изменения в неживой природе?
Не менее важные изменения происходят в неживой природе. Уже в сентябре–октябре можно наблюдать:
Сокращение светового дня, снижение температуры воздуха
Как известно из курса физики, наша планета вращается вокруг Солнца и за год делает полный круг. Во время вращения Северное полушарие Земли на несколько месяцев оказывается наклоненным к Солнцу (лето). В течение следующих нескольких месяцев отклоняется от него (зима). В это время наблюдается уменьшение дня и увеличение ночи.
Осенью солнце поднимается над горизонтом не так высоко, как летом. Дни становятся короче, а солнечного света — меньше. В середине сентября‒начале октября наступает недолгий период потепления, который в народе называют бабье лето. Обычно он заканчивается в середине октября.
Похолодание, которое приходит вследствии уменьшения солнечного света и тепла, влияет на всю живую природу, поскольку уменьшение солнечного света напрямую связано с похолоданием. Как утверждает автор книги «Взламывая планету Земля» Том Джексон атмосфера Земли находится в постоянном движении. Это влияет на разнообразие метеорологических условий в разных географических точках. Такое непрерывно изменяющееся состояние называют погодой.
Погодные явления осени
Для осени наиболее характерны такие природные явления:
Осень — невероятное время, когда окружающая природа меняется кардинальным образом. В живой и неживой природе происходят непрерывные изменения. Переход от теплых дней конца лета к первому снегу и заморозкам зимы в течение осени совершается постепенно.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.