что делают любители передвижения автостопом чтобы поймать попутку
Выучите фразу «Нет денег»: автостопщики о том, как путешествовать бесплатно
Автостоп, почти как каучсерфинг, привлекает возможностью бесплатных путешествий, но ты никогда не знаешь точно, что ждет тебя в пути. Считается, что автостопом путешествуют только бедные студенты и экстремалы, однако среди автостопщиков есть и 30-летние, которые любят перемещаться таким способом ради адреналина и интересных знакомств. Жители Московского региона рассказали РИАМО, почему не боятся ловить попутки, как общаться с водителями, и что брать с собой в дорогу.
Кристина, 31 год, фотограф, Москва:
«Мое большое путешествие автостопом началось с Литвы, Латвии и Эстонии. До этого был опыт в студенчестве – мы с подругами ездили автостопом на концерты в другой город, когда не было денег.
В тот момент был очень популярен каучсерфинг, этот сайт только появился. И мы с друзьями решили его протестировать. Ты едешь в другую страну, останавливаешься у людей бесплатно, кто-то может и накормить тебя, и экскурсию провести заодно.
Маршрут составили, следуя главным трассам и большим магистралям: логично, что на проселочных дорогах меньше шансов, что тебя подберут.
Это путешествие мне очень понравилось, оно было по-настоящему экстремальным. Несколько ночей мы провели в палатке. Мы просто отходили от трассы, ставили палатку и ночевали.
Страшно мне не было, так как я ехала не одна, а в компании. Пожалуй, самым страшным было то, что водители подъезжали близко к тебе и делали какие-то трюки и повороты на обочине.
Не ездить без баллончика
Если ты боишься ехать – то лучше не ехать совсем. Чтобы не бояться таких путешествий, я советую брать надежного друга или компанию. Например, договориться с другими девушками, что у одной будет баллончик, у другой – еще какое-то средство самообороны. Хотя я ездила без всего этого, и меня довозили без происшествий. Никто не просил денег и не приставал.
Можно легко познакомиться и завести разговор с водителем. Встречались интересные персонажи: у кого-то образование летчика-испытателя, а человек занимается перевозкой грузов.
Начинающие путешественники автостопом должны быть готовы к тому, чтобы поддержать разговор, им должно быть это интересно.
Нужно доброжелательно относиться к людям, которые тебя подбирают. Они тебе ничего не должны, просто делают доброе дело. Также будьте готовы к тому, что это путешествие небыстрое. Автостоп – это не то что сел в автобус и поехал. С собой всегда нужно иметь пенку и палатку, много воды и сухие пайки типа «Доширака». Есть может захотеться в самый неподходящий момент. Можно стоять по три-четыре часа на трассе, и ни одна машина не остановится. Мы как-то стояли пять часов, это выматывает. Также важно иметь с собой не только наличные, но и карту: деньги могут потеряться, закончиться.
На мой взгляд, в Европе люди более приветливые и добродушные.
Я знаю несколько неприятных случаев, и сейчас я бы не поехала без баллончика, потому что мне кажется, что мир стал более озлобленным».
Вадим, 33 года, программист, Красногорск:
«Мой опыт путешествий автостопом порядка 5 тысяч километров: я ездил по России, Украине, Крыму, Кавказу.
Когда я поехал автостопом в первый раз, сомнения были, но после того, как остановилось сразу несколько машин, они уходят.
Водители рассказывают, что охотно подбирают туристов. Считается, что туристы – хорошие люди.
Вообще, опасно из дома выходить, опасно на самолетах летать и ездить на автомобиле. У меня много знакомых, которые ездят автостопом, даже молодые красивые девушки. И ни у кого не было неприятностей. Я считаю, что плохой водитель не остановится. Водители часто чем-то угощают: чаем, фруктами, бутербродами.
Ночевки с дальнобойщиками и крутые авто
По Краснодарскому краю остановить машину вообще не проблема. Останавливаются в основном легковушки. Народ там позитивный и общительный. Могут и арбузом угостить! А однажды я ночевал в кабине у дальнобойщика, потому что на улице холодно было.
Я заметил, что люди вне городов попроще, им нравится подвезти человека и заодно о жизни поговорить.
В центральной части России ездить поездом и автостопом примерно одинаково по времени. Я доехал из Москвы до Геленджика за два дня, с одной ночевкой в дороге – как идет поезд. Можно совмещать транспорт, который ходит по расписанию и поездки автостопом, – так получается более универсально.
Автостоп – это вышел на трассу и поехал, а там уже как повезет, готовых схем нет. Каждый заезд в город – существенная потеря времени. Обычно внутри города стопить сложно, а выбраться пешком за город на трассу тоже нелегко.
Гостиниц, еды и душа по дороге навалом. В конце концов, есть речки и водохранилища, пруды, где можно искупаться, если у вас совсем нет денег. Я считаю, человек сам должен следить за своей гигиеной, и это реально в любых условиях.
Многие автостопщики путешествуют так не из-за того, что денег нет, им просто по кайфу. Мне интересно общаться с разными людьми, чувствовать жизнь в этот момент. С помощью автостопа можно проверить свое отношение к миру, людям, к себе».
Татьяна, 27 лет, музыкант, Одинцово:
«Есть несколько правил, которых мы придерживаемся, когда путешествуем с мужем автостопом.
Если есть дорога, значит, на ней будет транспорт, который вас увезет, и увезет бесплатно. Бывает, стоишь в глуши, и кажется, что никогда отсюда не уедешь. Такая ситуация была с нами в Турции: мы очень хотели попасть в Немрут Даг, что располагается на вершине горы. Рядом почти нет населенных пунктов и транспорта. Автобусы туда не ходят. И мы уехали на маршрутке с рабочим, который приводил в порядок эту достопримечательность.
Последний хлеб и жадные водители
В Азербайджане встретить водителя, который просто так подвезет, нереально. Широкая дорога с большим количеством машин, но они не останавливаются. А те, что останавливаются, просят денег.
Хорошо, что в этой стране знают русский, а в других, где есть проблемы с языком, важно выучить фразу «нет денег». Мы тогда потратили много времени на ловлю машины, но все равно уехали.
Если долго не можешь поймать машину, смени позицию. Это элементарно, мы много раз проверяли на себе: кажется, что место выбрано идеально, но никто не останавливается, даже таксисты. Но достаточно пройти пару шагов вперед или назад, и все – через пару минут машина остановится. Смешно и абсурдно, но это работает!
Когда мы только начинали путешествия автостопом, из приличия отказывались, пока не поняли, что услуга, еда, или деньги реально были бы нужны. В Казахстане один водитель дал нам 1000 местных денег, и они нам очень пригодились на еду. В тот день автостоп был плохой, наши деньги закончились, а в рюкзаке было всего полбулки хлеба».
Алексей, 22 года, студент, Москва:
«Автостопом я впервые поехал год назад, в июле 2018 года. Посчитал деньги и понял, что не могу купить билет из Москвы в Тольятти, где живут родители. Вынужден был ехать на попутках.
Не жалею, что поехал таким способом: и денег сэкономил, и испытал себя. Буду пробовать еще.
В крупном городе машину трудно найти, а вот на трассе около большого города намного легче. Я ловил машину у трассы, также легко было договориться с кем-то около заправок и кафе.
Был неприятный момент – около Пензы пришлось ночевать на остановке. Я не смог найти себе жилье, вокруг лес и трасса.
Считаю, что у взрослого и адекватного человека никаких опасностей на дороге быть не может. Если ты вежлив, ведешь себя по-человечески, не пьяный, то никто тебя трогать не будет. Конечно, нужно оценивать ситуацию и человека, который тебя повезет.
Мне было тяжело договориться с дальнобойщиками, легче – с водителями легковушек и газелей».
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
«Голосуй не голосуй, всё равно получишь…»: 8 неочевидных правил автостопа от профессионального бродяги
«Голосовать» означает «стоять на трассе с вытянутой рукой и поднятым вверх большим пальцем». Профессиональный бродяга, объехавший Европу автостопом, делится главными правилами, помогающими ему в дороге: каким составом ездить, где голосовать, что говорить водителям и как выбрать подходящую машину.
Традиционные рекомендации для автостопщиков — держать визуальный контакт с водителем и не «голосовать задницей», на ходу. Я делал по-разному — по ощущениям, работает одинаково. Что по-настоящему важно, так это правильно выбрать попутчика, время и место для голосования, сесть в подходящий транспорт и не оказаться на пустой дороге.
1. Стопьте разнополой парой
Окружная Кракова. Сижу и клюю носом, сидя на спальном мешке, пока Настя энергично размахивает табличкой. Машины проносятся мимо одна за другой. Остановка загородного автобуса не самая удачная точка. Это была наша первая поездка, тогда мы не знали, что надо опрашивать людей на заправках автобана, и пытались голосовать по старинке.
На провинциальных польских дорогах обычно нет достаточно просторной обочины, чтобы стопщика было хорошо видно, а водитель смог его удобно подобрать. Такие есть на автобанах, но голосовать там строго запрещено. Останавливать машины приходится на выездах, остановках и в других подобных местах.
У меня с Настей честный бартер: я общаюсь с водителями в дороге, а она машет табличкой и ловит нам машины, пока я кемарю на обочине. Она скверно говорит на английском (или предпочитает думать, что всё хуже, чем на самом деле), а я наш компас и к тому же парень.
Но когда мы забираемся в кабину и водители понимают, что сегодня их собеседником буду только я, а девушка «немая», на их лице явно видно разочарование.
Да, на дорогах всё еще процветает сексизм. Девушек подбирают чаще, с ними больше хотят общаться. Женщины-водители тоже предпочитают подвозить девушек. В Швейцарии одна бабушка, которая ехала совсем в другую сторону, взяла нас потому, что моя спутница внешне похожа на подростка. Нельзя же оставлять такой маленький милый цветочек замерзать на трассе! На деле она взрослая, но ничто в ней не выдает возраста.
Извращенцев на дороге тоже хватает — как и в обычной жизни. Просто в быту мы меньше акцентируем на них внимание. Но если в Европе они способны максимум на вульгарный подкат, то на просторах СНГ могут и руки распускать.
Поездка стопом для одинокой девушки все еще не самая безопасная затея. У многих путешественников есть подруга или подруга подруги, которая в одиночку ушла голосовать и пропала без вести.
Поэтому лучше всего кататься в паре.
Важно: если вы девушка и едете с «просто знакомым», не стоит сообщать об этом водителю. Скажите ему, что вы с попутчиком пара, чтобы потом не злиться, что к вам подкатывал шары престарелый румын. Я все понимаю: новые времена, по идее, люди должны быть политкорректными, уважать личное пространство другого человека и так далее. Но очень многие даже в самых развитых точках планеты привыкли жить с мыслью: «Мой дом — мои правила». То же работает и для машин.
Так что бигендерный тандем эффективнее всего для стопщиков. Благодаря девушке вас быстрее подбирают, а парень обеспечивает хоть какую-то безопасность. В таком составе вы остаетесь привлекательными попутчиками для водителей любого пола.
Парню кататься одному по европейским дорогам не так уж безопасно, как может показаться. Там одинокий гетеросексуальный путешественник вроде меня может в полной мере почувствовать, каково это — быть девушкой-стопером в мире мужчин-водителей на пространстве постсовка.
2. Следите за размером рюкзака
«Мы думали, у тебя больше вещей с собой, тебя описывали как заядлого путешественника!» — что-то подобное я впервые услышал, когда знакомые моего друга подобрали меня в маленьком провинциальном российском городке. В их представлении путешественник — это человек с огромным рюкзаком, где есть куча вещей на все случаи жизни.
Люди, которые окунули меня в мир европейского бродяжничества и познакомили с самой философией гнидинга, тоже удивились, увидев меня и мою девушку. Мы предстали перед ними с небольшими рюкзаками на 30 литров и висящими на груди спальниками. К тому моменту я уже исколесил десятки тысяч километров автостопом.
Читайте также
Я пробовал кататься с большими туристическими рюкзаками. Но если вы собираетесь ездить автостопом по городам, в них нет особой нужды. Они ограничивают движение, а на лицах некоторых водителей видна настоящая боль от необходимости открывать багажник для вашего баула.
С маленьким рюкзаком ваши вещи всегда под рукой, вы точно пройдете габаритный контроль в аэропорту и легче смешаетесь с толпой, если понадобится.
В развитых странах вдоль дороги можно купить многое из того, что люди обычно пакуют заранее. Я считаю, что единственная причина, по которой стоит брать туристический рюкзак, — это дикий туризм, когда ваша цель — проснуться на берегу безлюдного пляжа или устроить кемпинг в высоких горах. Вот ради таких моментов даже я страдаю с 70-литровым монстром на хребте.
Как ни крути, вопрос оснащенности зависит только от ваших предпочтений: хотите ли вы быть готовыми ко всему заранее или рассчитываете на импровизацию в затруднительных положениях.
3. Стопьте на заправках, а не на дороге
Мы с попутчицей, которую я нашел в телеграм-канале путешественников, стояли на окружной дороге уже около двух часов. Нас было хорошо видно, для тормозящих машин был обустроен большой и широкий поворотный карман — еще и сразу за регулируемым надземным переходом и недалеко от поворота, так что машины не успевали набрать скорость. Место было отличным, но удача сегодня была не на нашей стороне.
Автостоп как русская рулетка: никогда не знаешь, сколько будешь стоять на трассе — пару минут, часов или дней.
Да, дней: в Португалии я повстречал парнишу с собакой, который ждал на дороге свою заветную машину до Назаре (место с самыми высокими волнами в мире) несколько дней.
Спустя минут двадцать к нам подошла молодая особа. Со словами «Тут девочки стоят вообще-то!» она стала рассказывать, что мы не там стоим и что если не уйдем, то она вызовет копов. Мы недолго препирались и уступили ударнице орального труда «нагретое» место. Но отошли совсем недалеко и решили перекусить, не уходя с обочины.
Рядом притормозила потрепанная малолитражка. За рулем сидел мужичок. Он смотрел то на особу, то на нас — ничего не делал, просто крутил головой. Постоял в недоумении минуты полторы и поехал дальше. Поскольку не было понятно, для кого именно остановился водитель, каждый затаил обиду.
«А на автобусе, как обычные люди, уже не вариант?» — высокомерно выдала нам наша новая знакомая. Я в ответ спросил, почему она не пойдет работать кассиром в «Пятерочку» или на другую работу, «как обычные люди». Моя наглость ее сначала ошарашила, затем возмутила, а потом выражение ее лица стало задумчивым. Она пробубнила: «Справедливо». На этом наш диалог и закончился. Мы доели, взяли рюкзаки и поплелись дальше.
Несколько километров мы брели до заправки по палящему солнцу, поглощая воду литрами. Это был явно не наш день. В прошлый раз мы словили машину за десять минут: прямую, до нашей точки назначения, едущую пять сотен километров с одной остановкой на попить кофе и сходить в туалет.
На заправке мы разделились. Моя попутчица осталась голосовать, а я побрел опрашивать водителей с номерными знаками региона, в который нам было нужно.
Очень полезно изучить, как работают номерные знаки в стране, в которой вы катаетесь стопом, и базовые принципы местного законодательства.
В той же Европе голосовать непосредственно на трассе во многих странах строго запрещено: можно попасть на серьезный штраф. Поэтому самый эффективный метод — опрашивать остановившихся на заправке водителей, не едут ли они в нужную вам сторону и не могли бы подкинуть.
4. Выучите фразы на местном языке
В Европе очень полезно выучить пару фраз для путешествий, чтобы спрашивать у людей на заправке, не подвезут ли они вас, на местном языке.
Французам это очень льстит. Они умиляются, когда вы с корявым акцентом, пытаясь вспомнить нужные слова, просите их подвезти до нужного города.
То же характерно для Польши, Германии и Испании. По моему опыту, в Испании голосовать на английском вообще не имеет смысла.
5. Правильно выбирайте дорогу
Есть люди, которые стесняются подходить к людям на улице, им проще стопить на трассе. Если это про вас, помните, что в большинстве стран Евросоюза запрещено голосовать на автобанах. Но автобаны часто дублируются дорогами национального значения. Движение там медленнее, зато не приходиться умолять водителей сжалиться, нарушить закон и подобрать вас.
Тут уже все зависит от того, насколько у вас хорошо подвешен язык и вызывает ли ваша внешность доверие.
В Италии моих знакомых штрафанули даже за опрос водителей на заправке вдоль автобана. Полицейские решили, что заправка — часть самого автобана, а следовательно, стоп на ней тоже запрещен. Правда, такое я слышал только про Италию (которую потому и не спешу посещать), а в других европейских странах все куда проще.
6. Расставьте важные точки на офлайновой карте
На автобанах на поиски правильной заправки может уйти много времени, поэтому лучше заранее загрузить карты и пробить основные и самые удобные точки для «словесного голосования».
Водители будут убеждать вас, что знают, как вам лучше ехать. Не ведитесь.
Уже в машине спросите, куда и по какой дороге они едут, покажите заправку или парковочный карман, куда вас необходимо сбросить. Если доверить бразды правления водителю, велика вероятность, что вас скинут на центральном вокзале какого-то маленького городка и у вас уйдет много времени, чтобы снова выбраться на дорогу.
Больше всего господ из касты «я знаю, как лучше» среди дальнобоев. Один наш земляк во Франции забросил меня на полторы сотни километров назад от заправки, на которой подобрал, и скинул на парковочном кармане для фур дороги национального значения.
В итоге прямую машину до Бордо — цели моей поездки — я на этой крошечной остановке не нашел. Я безумно хотел спать и напросился в машину к молдованину, что ехал в Пуатье, на запад — в ту же сторону, но на пятьсот километров севернее. В Бордо я в тот день хоть и с трудом, но попал — и сделал выводы: водители часто не знают, как тебе сподручнее добираться.
Они, конечно, хотят как лучше, но в итоге часто оказывают медвежью услугу. Многие из них удивленно спрашивают: «Серьезно, тебя тут сбросить?» Приходится объяснять: да, я еду стопом без денег, вы меня подобрали на точно такой же заправке посреди трассы, потому следующего водителя я буду искать в таком же месте, а не в городе. Это логично, ведь на заправке перед населенным пунктом больше шансов поймать машину, пересекающую город, а не въезжающую в него «с концами».
7. Прикиньтесь студентом
В Европе нормально относятся к бесцельным путешествиям. А вот в постсоветских странах каждый встречный, узнав, что вы уже взрослый, окончивший университет человек, норовит учить вас жизни.
Дальнобои начнут рассказывать, что в вашем возрасте у них уже был второй брак и двое детей.
Правда, через двадцать минут будут жаловаться на первую «суку-жену», которая постоянно тянет денег на ребенка (который, по мнению водителя, не от него, и потому он не очень горит желанием спонсировать «чужого спиногрыза»).
Очень весело уточнять у таких персонажей, почему они развелись с первой женой, и получать ответ: «Был молод, глуп, поспешил». Обычно тогда я спрашиваю: может, лучше было подумать, не торопиться, пользоваться контрацепцией, покопаться в себе, чтобы понять, что тебе как личности реально важно и интересно?
Наблюдать за признаками когнитивного диссонанса на лице дальнобойщика бесценно.
Может быть интересно
Правда, такие естественные меры психологической самозащиты могут воспринять как пассивную агрессию. Водитель может затаить обиду, резко захотеть остановиться поспать посреди неосвещенного участка дороги и попросить тебя свалить в закат — голосовать дальше. Потому лучше показывать свою натуру, если у вас уже хорошо налажен контакт с собеседником и видно, что он способен воспринимать чужую точку зрения.
Когда голосуете по странам бывшего Союза, то проще всего говорить, что вы студент на каникулах (если позволяет внешний вид). Это позволяет сыграть на струнах ностальгии в душе водителя, напомнить ему о временах, когда он был молод, безрассуден и открыт к авантюрам и приключениям.
А свою линию стоит гнуть только в том случае, если у вас очень много свободного времени и спать посреди чистого поля вам вполне комфортно. Ну или если солнце в самом зените, а стопить вам осталось не больше пары сотен километров.
8. Выбирайте транспорт с умом
В Европе застопить фуру — целый квест. Там они чаще всего ездят не по автобанам, а по дублирующим их провинциальным дорогам. По правилам, они могут подобрать только одного пассажира. На наших родных просторах дальнобойщики часто забивают на это и берут двух, а иногда и трех пассажиров, размещая их на лежаке за сиденьями. Но в Европе так делают очень редко.
Ночной стоп в Европе вообще крайне сомнительная затея. В темное время суток автобаны практически пустые, а водителей, въезжающих на заправку в течение ночи, можно пересчитать по пальцам.
За полтора месяца скитаний по Евросоюзу нас с девушкой только однажды подобрали ночью. Это был турок, едущий из Мюнхена в Вену, он нас еще и кофе напоил и огромную булку с маком дал в дорогу. Если бы грузовик остановила полиция, у него были бы серьезные проблемы с законом. Поэтому это исключительный случай, а мы очень ему благодарны по сей день.
На постсоветском же пространстве такая практика развита, а ночные дороги куда оживленнее. Для этого хорошо иметь светоотражающий жилет — много места он не занимает.
Главная проблема грузовиков в том, что они крайне медленно едут. Но иногда это плюс.
Три часа ночи. У меня затяжной автостоп-марафон домой. Паровоз (так называют фуру с двумя прицепами) неспешно плывет по относительно ровному асфальту. Едем мы крайне медленно, но меня это не беспокоит: я в кабине металлической крепости на колесах, попасть в ДТП с летальным исходом на такой махине крайне сложно, в креслах отличная система амортизации, водитель не имеет ничего против того, что я дремлю — и ехать еще семь часов. Идеально же.
Преимущество дальнобойщиков — расстояние (это следует из названия самой профессии). Чтобы преодолеть ту же самую дистанцию, на которую вас подвезет дальнобой, вам придется иногда поменять до шести малолитражных машин. Чувство дежавю в такой дороге вам обеспечено.
Рассказывая одну и ту же историю очередному водителю, отвечая на те же вопросы, вы почувствуете, что попадаете в день сурка.
Но, несмотря на это, я предпочитаю легковой автопром. Преимущества:
Словить можно, конечно, не только машину. В Нидерландах много каналов и рек — вполне можно стопнуть лодку. Автостопщики часто катаются туда именно для того, чтобы получить подобный опыт и поставить себе галочку под очередной «ачивкой».
Один парень из нашей тусовки даже как-то застопил самолет малой авиации.
У водителя был свой двухместный самолетик. Узнав, куда едет парнишка, он предложил небольшое путешествие на кукурузнике.
На попутке с ветерком Что нужно знать о путешествиях автостопом
У путешествий автостопом много преимуществ. Ты не привязан ко времени и пространству, сам выбираешь направление и ритм перемещения, в неформальной обстановке общаешься с разными людьми. Вдобавок это позволяет серьезно сэкономить на проезде, а иногда и на ночевке. Однако все это требует определенных навыков и подходит не каждому. Корреспондент «Ленты.ру», автостопер с большим стажем, разбирался с подробностями.
Переступить черту
Первый раз на путешествие автостопом многие решаются из-за банальной нехватки денег. Хочется посмотреть хотя бы свою страну, а денег нет. Расходы почти любого путешествия — это главным образом траты на транспорт. И на проживание. Сэкономить на проживании легко — достаточно раздобыть палатку у знакомых. Чтобы поехать первый раз (даже первые разы) автостопом, надо перешагнуть определенный внутренний барьер.
Поначалу нет никакой уверенности, что тебя кто-то подберет (бесплатно? — да кто у нас что сделает бесплатно!), не сочтут за дурака или проходимца. А для многих это в конце концов просто унизительно — просить подвезти бесплатно. К осознанию того, что автостоп — нормальный способ передвижения не только в России, но и во многих странах (и уровень их «цивилизованности» здесь совершенно не важен), приходишь несколько позже.
Прежде чем решиться на путешествие, следует обзавестись самым необходимым снаряжением. Палатка, спальник, пенка, газовая горелка, котелок и какой-нибудь минимум провианта. Это то, что делает путешественника автономным. Он уже не зависит от того, насколько и в какой части автотрассы пришлось застрять. И сможет остановиться в любом месте, где ему понравится или где он почувствует себя слишком уставшим.
Человек с рюкзаком
Человек с рюкзаком на обочине в ожидании добросердечного дальнобойщика выглядит совсем иначе, чем тот, кто пытается поймать попутку до соседнего села или города. Что касается России, то в плане автостопа страна у нас совсем не дикая, водители представляют, что это такое. И человека с туристическим рюкзаком подберут гораздо охотнее, чем с полиэтиленовым пакетиком и в деловом костюме. Секрет прост: проезжающим водителям не интересен обычный бесплатный пассажир, а вот путешественник — совсем другое дело. В большинстве случаев водителю действительно любопытно, куда и зачем ты путешествуешь, сколько стран или регионов уже посетил, как там «у них». Это в России.
За границей все зависит от страны. В Иране автостопщика подберут именно потому, что он иностранец, а значит — гость. С «другим» всегда любопытно пообщаться. Примерно так же обстоят дела в Китае, Таиланде, Узбекистане и Таджикистане. Забавно, но россиянам с ярко выраженными азиатскими чертами лица попутку в этой стране поймать гораздо сложнее. А вот в Сербии или Боснии подберут любого и охотно, потому что перемещаться автостопом там принято. Нет ничего удивительного, что у кого-то вдруг не оказалось денег и нужно куда-то попасть. На выезде из Белграда в час пик выстраиваются целые очереди из автостопщиков, когда местные возвращаются в пригороды после работы.
Если 10 лет назад в России у автостопщиков еще спрашивали про деньги либо самому необходимо было сразу сообщить, что «денег нет», «заплатить не смогу», то сейчас, как правило, этого не требуется. Дальнобойщик почти наверняка подвезет вас бесплатно. Однако в последние годы дальнобойщики стопятся все реже. Раньше они ездили на дребезжащих КамАЗах, сегодня на иностранных «американцах», «скамейках», «овечках» (так на профессиональном сленге именуются Freightliner, Scania, Iveco). Кто-то говорит, что «дальнобои обуржуазились», кто-то — что в профессию пришло другое поколение с иной системой ценностей.
За рубежом все опять же зависит от страны. Где-то следует сразу сообщать, что не готов платить, а где-то нет. Например, в Сербии слово «аутостоп» уже подразумевает бесплатный проезд пассажира. А в Таджикистане, наоборот, гостеприимство не отменяет плату за некоторые виды помощи.
Большая дорога или «большая дрога»
Времена криминальных автотрасс остались в 1990-х, хотя сейчас на дорогах в Подмосковье нет-нет, да и случится что-то нехорошее — ограбят кого или убьют. Дальнобойщики иногда рассказывают, как некие криминальные типы пытаются получить мзду с водителя стоящей ночью на обочине фуры или просто грабят машину, пока водитель спит. Однако это все же не правило. Вдобавок подобные случаи не связаны с автостопщиками.
Когда пытаешься поймать попутку, важно соблюдать правила дорожного движения. Вроде бы очевидные вещи, а бывает всякое. Не останавливается машина третий час кряду, и человек пытается высунуться дальше на проезжую часть — в результате трагические последствия. Не стоит переходить трассу в неположенном месте. Какая бы глухая и разбитая трасса ни была — не надо ставить на ней палатку в надежде, что тогда проезжающий транспорт обязательно подберет.
Лучше всего путешествовать автостопом парой — парень/девушка. Психологически водитель их лучше воспринимает и охотнее подберет. Но путешествуют и по одному, и чисто мужскими парами, и женскими, и девушки в одиночку, и с детьми.
Материалы по теме
По Колыме автостопом
Безопасность девушек зависит в первую очередь от них самих: наряд, поведение, способность сразу понять, кто сидит в машине (зачем девушке, если она одна, садиться с пьяными?!)
Хуже всего по нашей стране путешествовать с детьми — приходится очень долго «ловить», а остановившийся водитель может и уехать, увидев, что с вами ребенок. По отзывам самих дальнобойщиков, главная причина тут — требование полиции, чтобы дети ездили исключительно в специальных креслах.
Сразу за границу
Есть немало впечатлительных молодых людей, которые, узнав про автостоп, про то, что таким образом можно объехать чуть ли не вокруг света, сразу же начинают копить деньги на авиабилет за границу, чтобы там отправиться в путешествие. Прекрасное желание. Однако стоит сначала попробовать автостоп в родных краях. Любые ожидания расходятся с реальностью.
То, что через несколько лет автостопного опыта приносит удовольствие, в первое время кому-то покажется трудностью, заставит нервничать. Например, оказаться на развилке среди полей, леса или гор — до ближайшего жилья, села, города сотня километров. Машин почти нет, а проезжающие все никак не останавливаются. Опытный автостопщик не нервничает, напротив, наслаждается окружающей природой, удаленностью от «цивилизации». Начинающий паникует: что делать, где переночевать, нет ли тут опасных хищников? На этот случай у автостоперов есть такая поговорка: «Твой водитель мимо тебя никогда не проедет, обязательно подберет».