что делают на олимпиаде по литературе

7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе

Мы, конечно, не берёмся утверждать, но, возможно, Гоголь, Булгаков, Есенин и Цветаева сами бы схватились за голову от заданий по литературе, с которыми сталкиваются простые ученики на олимпиадах или на ЕГЭ. Если вы решились взяться за литературную классику и показать свои знания на практике, то вам пригодятся семь советов Кати Муратовой, которая уже успела поучаствовать в олимпиаде по этой дисциплине.

Господа литераторы, хоть я и не добилась (возможно, пока) заоблачных результатов в нашем предмете, я всё-таки хочу поделиться с вами некоторыми практическими советами по подготовке к состязанию в этой дисциплине, которые помогли лично мне. Я не буду говорить о банальностях из серии «нужно готовиться заранее, читать профильную литературу, много практиковаться и уметь отдыхать». Давайте условимся, что это очевидные вещи, которые мы с вами и так понимаем.

1. Поймите суть предмета

Что такое литература, каковы её задачи и цели. Забудьте вечные вопросы школьных учителей о том, что же хотел сказать автор. Всё, что автор хотел сказать, он уже записал на бумаге (ну или напечатал на машинке или клавиатуре) и опубликовал. Ваша задача — грамотно интерпретировать его мысли, соединив все составляющие художественного произведения в единой концепции.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

2. Не бойтесь ошибиться

Если вы пишете тест и не знаете ответа на вопрос, это не повод пугаться. Во-первых, тест — это около 10% вашего итогового балла, а для олимпиады это очень мало. Во-вторых, тест действительно сложный, он составлен так, чтобы школьных знаний для его написания вам было недостаточно. Ошибка в тесте зачастую становится единственной в работе абсолютного победителя в регионе, и это нормально. В-третьих, хоть вам и не предложены варианты ответов, вы всё равно можете попытаться угадать. Пустая строка и строка с неверным ответом засчитываются одинаково: а вдруг вы «ткнёте пальцем в небо».

3. Изучайте формат и контекст, но не забывайте о креативе

В написании творческого тура очень важно вписаться в формат, поэтому вам необходимо хорошо разбираться в жанрах и их характерных признаках: язык, объём, синтаксические конструкции и прочее. Ваша задача здесь — применить литературное знание в особенном, нефилологическом контексте. Вашими главными помощниками в её выполнении станут эрудиция и креативность.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

4. Взгляните по-иному на черновик

Не советую писать работу сначала на черновик целиком. Время на олимпиаде ограниченно, и вы можете не успеть перенести всё на чистовик. Я использую черновик только для составления плана работы и записи определённых мыслей, которые не хочу потерять.

5. Исходите не из собственных предпочтений, а из знаний

При выборе произведения на анализ (а обычно вы можете выбрать между прозой и стихотворением) останавливайтесь не на том, что вам нравится больше, а на том, о чём вы можете больше сказать. Или на том, к чему вы лучше подготовлены. Например, я раньше всегда выбирала прозаическое произведение. Это было до того, как я начала готовиться основательно и научилась анализировать лирический текст благодаря нашему педагогу. Но даже при этом условии я всегда читаю оба представленных текста. На олимпиаде вам попадаются разные авторы, эпохи и темы, и, выбирая объект своей работы, стоит учитывать их. (По статистике, лирику выбирают реже, но процент удачных работ по ней превышает их количество по прозе.)

6. Не дайте себе погрязнуть в методичке и не забывайте о концепте

Выбросите планы по анализу художественных произведений, которые вам дали учителя, или хотя бы не бойтесь их не придерживаться. Да, указанное в них с большой вероятностью пригодится, но по отдельности и в любом другом порядке. Начать анализ нужно с того, что вас зацепило, что кажется самым важным и интересным в этом произведении. Выстраивая композицию работы, составьте собственный план и помните — все наблюдения должны быть подведены к общей концепции. Если они с ней не связаны, они, скорее всего, не нужны.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

7. «Не кидаясь писать сразу, вы освобождаете себя от дополнительных ошибок»

Не начинайте писать анализ сразу. Я всегда очень переживала, когда видела, что другие участники олимпиады приступают к своей работе быстрее меня. На самом деле это не очень правильно. Когда вы практикуете медленное чтение, отмечаете в тексте то, что вас зацепило, записываете какие-то идеи в черновик, а затем создаёте общую концепцию и план — это занимает какое-то время. У меня обычно уходит около 40 минут. Не кидаясь писать сразу, вы страхуете себя от дополнительных ошибок. Когда вы пишете без предварительной подготовки, велика вероятность, что вы построите неграмотную композицию, будете повторяться или начнёте противоречить сами себе, потому что ваши мысли будут скомканными и мгновенными, а не продуманными заранее.

Олимпиада — это хороший шанс, поэтому если вам хочется им воспользоваться, то просто попробуйте! Я в вас верю, всё получится!

Что мне мешало?

В меня верят все, кроме меня самой. Перед каждой олимпиадой губят мысли о том, что ничего не получится. Я постоянно думаю о том, что знаю недостаточно. И конечно, это мешает мне, потому что время, которое я могу направить на подготовку, я трачу на поедание себя.

Я всегда откладываю всё на последний момент. И это в моём случае касается не только подготовки к олимпиаде. Если я знаю, что могу выучить или сделать что-то за определённое время, я оттягиваю до того момента, когда ровно этот промежуток времени остаётся до дедлайна (или его даже не остаётся вообще). Мне сложно собраться и просто начать, хотя я знаю, что это мне нужно.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение и осилить все тексты

Я медленно читаю. Для олимпиады по литературе (да, в принципе, и для любой другой) нужно прочитать всю школьную программу и кучу дополнительных материалов, статей, анализов и прочего. Я люблю читать, но не в указанные сроки. По-моему, чтение приносит пользу, только если оно вдумчивое и внимательное, а в школе приходится читать «по диагонали», за перемену или в кратком содержании. Просто потому, что в темпе жизни старшеклассника у тебя нет другого выбора.

Я могу либо на 101%, либо никак. В этом пункте комплекс отличницы даёт о себе знать и заставляет меня страдать перфекционизмом.

Я сравниваю себя с другими. Это тоже отголоски вышеупомянутого комплекса, но, кроме того, результат родительских и учительских сравнений детей и учеников друг с другом. Даже когда тебя ставят кому-то в пример, а не ругают, у тебя в голове сохраняется модель мышления, в которой ты себя с кем-то регулярно соотносишь.

Источник

Как олимпиады по литературе помогли исполнить мечту и поступить на журналистику в Вышку

Терпение, постоянная практика, очень много тетрадей в линейку и умение учиться на ошибках

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

Я жила в Брянске и уже в средней школе знала, что поеду в Москву поступать на факультет журналистики. Но училась я в лицее, где упор был на естественные науки, — поэтому литературой приходилось заниматься самостоятельно.

На факультет журналистики любого вуза нужно сдавать дополнительное творческое испытание. Обычно это письменная работа и устное собеседование. Меня такая перспектива очень пугала, не хотелось после сдачи ЕГЭ в школе писать ещё и дополнительные экзамены. Мне казалось, что это очень сложно и рискованно: если плохо сдашь творческий конкурс, не поступишь даже с отличными баллами. Поэтому я решила сделать упор на олимпиады.

Олимпиады ВШЭ и МГУ

С 5-го класса я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам. В старших классах я узнала о существовании вузовских олимпиад, которые дают льготы при поступлении, и начала пробовать в них свои силы.

В 10-м классе я успешно написала заочный этап олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба» по литературе и съездила в Москву на очный этап, где получила диплом II степени. ВШЭ устроила торжественное награждение с победителями и призёрами. Мне понравились вуз, отношение к абитуриентам, атмосфера — я поняла, что хочу поступать только туда.

Я продолжила углублённо заниматься литературой и в 11-м классе участвовала уже в трёх олимпиадах: «Высшей пробе» по литературе и журналистике и олимпиаде «Ломоносов» по литературе. Первые этапы везде проходили заочно, поэтому мне удавалось совмещать олимпиады друг с другом — и с остальной жизнью.

Во всех олимпиадах я прошла в заключительные этапы. Они проходили очно в Москве. По профилю «Журналистика» я ничего не получила. Мне вернули работу со множеством замечаний, которые я использовала при подготовке к поступлению. А вот по двум другим олимпиадам я стала призёром III степени, причём в обеих мне не хватило всего 1 балла для диплома II степени. Обе олимпиады тогда были II уровня и давали одинаковую льготу — 100 баллов по литературе.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

Как пригодился олимпиадный опыт при поступлении

Мне всё-таки пришлось сдавать дополнительные экзамены, которых я так боялась — и в НИУ ВШЭ, и в МГУ. И здесь очень помог олимпиадный опыт. После неудачи с журналистикой я разобрала с преподавателем все комментарии эксперта. Эту обратную связь я использовала, когда писала эссе для поступления на журфак НИУ ВШЭ, и это помогло набрать достаточное количество баллов. А на экзамене на филфак МГУ мне попалось произведение «Матрёнин двор» Солженицына, которое я уже разбирала на олимпиаде «Ломоносов».

И, конечно, 100 баллов за ЕГЭ по литературе, которые мне принёс олимпиадный диплом, были совсем не лишними для поступления. В результате я прошла в оба вуза и выбрала факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.

Как готовиться к олимпиадам по литературе

Практика написания олимпиад очень важна, и начинать в них участвовать лучше со средней школы. Тогда в старших классах, вы будете хорошо знать формат заданий и уверенно чувствовать себя на очных этапах.

Чтобы успешно писать олимпиады по литературе, нужно много читать, и не только книги по школьной программе. Каждый вуз обязательно публикует список произведений, знание которых требуется при решении олимпиадных заданий. Полезно прочитать хотя бы несколько книг из списка и уметь применять эти знания.

На олимпиаде по литературе в большинстве случаев требуется проанализировать текст. Чтобы это сделать, нужно знать литературоведческие термины. Это как формулы в математике, которые нужно выучить. Я занималась по разным пособиям, например, по «Русской литературе в таблицах и схемах». Там много полезной информации для анализа произведений и в целом о литературном процессе.

Изучение исторического и литературного контекста

При написании олимпиадных заданий очень помогает знание исторического и социального контекста: литературных процессов того времени, основных событий, которые происходили в стране и мире. Эти обстоятельства влияют на смысл произведения, его форму — всё это можно использовать в анализе. Например, поэма А. Блока «Двенадцать» неразрывно связана с революцией 1917-го года. Также для анализа можно использовать детали биографии автора.

Эссе или сочинение с разбором текста должно быть логичным, структурированным и понятным, а для этого надо много практиковаться. Во время подготовки я каждый день писала анализ одного текста: отрывка в прозе или стихотворения — на это могла уйти тонкая тетрадь в 12 листочков. Затем разбирала свою работу с учительницей литературы.

Критерии оценивания и изучение чужих работ

Критерии оценивания работ выложены в открытом доступе, и хотя на гуманитарных олимпиадах они довольно расплывчатые, их всё равно нужно изучить. Кроме того, полезно знакомиться с лучшими работами прошлых лет, их выкладывают на сайтах вузовских олимпиад. Их также необходимо анализировать и разбирать на составляющие: содержание, структура, аргументы, примеры и так далее.

Олимпиадные задания

Участие во всех олимпиадах по литературе оттачивает умение отвечать на вопросы, анализировать тексты, писать сочинения и эссе. При этом конкретные задания на разных олимпиадах отличаются.

Олимпиада по филологии «Высшая проба» проходит в два тура. Первый тур — ответы на вопросы теста, второй — анализ текста.

В первом туре проверяется знание текстов произведений отечественной и зарубежной литературы, общие представления об истории и теории литературы и языка, умение соотносить тексты и события русской истории.

Во втором туре можно выбрать одно задание из трёх вариантов:

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.

На олимпиаде МГУ «Ломоносов» по литературе также два тура. Задания обоих туров похожи: нужно ответить на вопрос о функциях того или иного элемента в произведении и написать сочинение на любую из тем на выбор.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Олимпиады по литературе 2020 года: творческие задания, субъективность и другие подводные камни

Олимпиады по литературе — совсем не то что аналогичные соревнования по математике или физике. Зачастую тут нет готовых ответов, а некоторые задания кажутся слишком неоднозначными. О проблемах олимпиад и как к ним готовиться в разгар проведения заочных туров нам рассказала Надежда Гурович, кандидат филологических наук, преподаватель лицея РАНХиГС, старший эксперт ЕГЭ с 2017 года и репетитор, чьи ученики ежегодно становятся победителями и призерами заключительных этапов.

О типах заданий на олимпиадах по литературе

На самом деле олимпиады делятся на два типа. Первый можно назвать вариантом, направленным на проверку аналитических возможностей участника: в них представлены задания по заведомо незнакомому для учеников тексту. Второй — своеобразная модификация материала, близкого или даже входящего в школьную программу: участников просят рассмотреть какую-то тему по произведению, однако написание по ней работы требует и высокого уровня владения текстом, и навыков анализа отдельных эпизодов, и понимания значения отдельных образов и мотивов.

Сейчас в связи с повсеместным переходом на дистант ориентация Московской олимпиады школьников (МОШ) и Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) на аналитику может измениться, но об этом говорить, мне кажется, пока рано.

Олимпиадные задания во всех вариантах так или иначе базируются на школьной программе. Однако уровень в условиях выполнения олимпиадных заданий требуется совсем другой по сравнению с тем, что нужно для успешного прохождения школьной программы.

О самых трудных для школьников форматах

На самом деле все зависит от школьников и преподавателей. Я очень не люблю так называемые креативные задания, так как очень часто методические цели составителей неясны. Когда ребят просят написать сонет или подражание Тютчеву на олимпиаде, у меня и у моих учеников это вызывает ряд вопросов. Очень неприятно писать плохие стихи и видеть при этом, что они плохие. Не все хотят писать пародии и имитации.

Можно быть блестящим аналитиком, знатоком контекста, произведений, но при этом самому не писать стихов

Если участника хотят спросить о форме, ключевых признаках жанра или направления, почему обязательно в форме подражания? И в этих заданиях мы вступаем на очень зыбкий путь оценивания природных способностей: я как проверяющий могу хотеть видеть в этом тексте Тютчева и не хотеть понять значение предложенной учеником метафоры. Когда подобные занятия даются в качестве адаптационных игр на уроках, это может быть методически обоснованно и понятно. На олимпиаде, мне кажется, это самые трудные для выполнения задания, потому что они самые субъективные для оценивания.

О тренировках (да, по литературе!)

Однозначно для участия в олимпиадах требуется особая тренировка. Рассказы о том, как человек, не готовясь, пришел и что-то получил на олимпиаде по литературе, у меня лично вызывают горькую усмешку. Очень трудно поверить, что ученик средней школы воспроизвел, например, весь необходимый материал по теме «Образ власти в „Борисе Годунове“ и „Медном всаднике“ А. С. Пушкина». Ведь «Годунов» в школьную программу не входит, а цитирование наизусть, которое требуется, например, на олимпиаде «Ломоносов», очень маловероятно без специальной подготовки.

Для олимпиады по литературе мне кажется еще очень актуальным знание исторического контекста

Некоторые произведения без четкого понимания, в какую эпоху они были написаны или к чему апеллирует автор, вообще современному школьнику понять крайне трудно. Из самых очевидных примеров — короткий рассказ А. Контуша «Хоккей на асфальте», посвященный переосмыслению эмигрантской традиции русской литературы. Это блестящий текст на 314 слов, в котором заложена и полемика с Сергеем Довлатовым, и осмысление советской эпохи теми, кто не застал ее во взрослом возрасте. Рассказ написан в середине 2000-х, и для людей 2002–2004 годов рождения он крайне сложен. Они не узнают, разумеется, очевидных для моих ровесников интонаций и реалий. Для моего поколения, к которому принадлежит А. Контуш, эмиграция начала 90-х — признак эпохи, для них — далекая и не очень ясная история. Текст совсем небольшой, очень красивый, но понять его без знания исторического контекста довольно сложно.

Как обойти субъективизм на олимпиадах

Условно говоря, при довольно большом разнообразии критериев все они укладываются в следующие параметры: содержание, логика, речь, знание и понимание культурного и историко-литературного контекста. Следующий этап для осмысления критериев — разобраться в нюансах, понять, какого рода текст хочет увидеть жюри. Здесь стоит опираться на традицию оценивания на той или иной олимпиаде.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

Нужно очень четко понимать, чего от тебя ждут. Принимая участие в олимпиаде, мы все-таки рассчитываем, что работу оценивает профессионал, не подверженный влиянию собственных эмоций и личного вкуса.

В первую очередь нужно удостовериться, что участник предельно точно понимает правила игры, знает, что на некоторых олимпиадах неточности в цитировании, например, фатальны.

В некоторых случаях таким отсекающим критерием являются орфографические и пунктуационные ошибки

В процессе продуцирования нового содержания и его дальнейшего оценивания, думаю, субъективизм неизбежен. Важно только, чтобы в дальнейшем можно было понять, в чем состояли недочеты работы. Как правило, на всех олимпиадах есть очный просмотр работ, на котором участник может ознакомиться с пометками проверяющих.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе

Отдельную историю в этом отношении составляет региональный этап ВсОШ, где и качество проверки, и адекватность трактовки требования может быть, мягко говоря, очень разной. По сути, если быть честным, никаких четких механизмов оспаривания результатов олимпиад первого уровня нет.

Если на ЕГЭ в Москве человек получает экспертное заключение на руки за сутки до апелляционного чата, который он может записать, то добиться получения записи апелляции на регионе, на финальном этапе ВсОШ, практически невозможно. Нет документального свидетельства того, что ребенку говорили на апелляции, — нет возможности подать жалобу куда-либо.

Если для ЕГЭ есть инстанция, которая обязуется реагировать на жалобы граждан, то в случае олимпиад такой инстанции просто нет

Формально можно попытаться обращаться в Рособрнадзор и Минпрос, но, как правило, эти попытки в условиях отсутствия документальных подтверждений на руках у апеллянта тщетны.

О том, как подготовиться и победить

Бывает, что у человека «западают» отдельные периоды, направления, писатели, потому что ему это не близко, не интересно. Может ли ученик сам понять, с чем важнее работать? Зависит от типа проблемы. Например, если человек сложно, неясно для окружающих формулирует мысль в письменном тексте, он вряд ли справится с этим сам, а если речь идет о непонимании признаков какого-то жанра или направления, то бывает достаточно обращения к проверенной научной литературе.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

Для современных детей, думается, самая большая сложность — преодоление стресса и разного рода возрастных барьеров. Можно быть очень способным и мотивированным к изучению литературы, но при этом оказаться психологически неготовым к борьбе с давлением внешней среды. Современный мир предлагает очень много учебных и профессиональных возможностей, и ребенку трудно объяснить самому себе, почему после первой, второй, третьей неудачи (которые неизбежно будут) нужно не сдаться. Как показывает мой опыт, самое сложное оказывается не в книге, а у человека в голове.

ЕГЭ vs олимпиады

Я считаю, что человек, принимавший участие в олимпиадах с любым результатом, кроме абсолютно провального, способен воспроизвести те же операции, но на более простом материале, на экзамене. В среде своих учеников я никогда не сталкивалась с тем, чтобы люди не подтверждали свои результаты на олимпиаде соответствующим баллом ЕГЭ. Форматы заданий этого экзамена не только не противоречат форматам олимпиады, а просто повторяют их в максимально упрощенной форме. Да, там более жесткие критерии оценивания, но они же и значительно прозрачнее. А что касается материалов, то человек, освоивший произведения к перечневым соревнованиям и ВсОШ, не затруднится в ответе на вопросы задания 17 и сравнительных заданий 9 и 16.

Идея, что люди после выполнения сложных заданий почти профессионального уровня затрудняются в прохождении стандартизированного экзамена, кажется мне абсурдной

Я проверяю ЕГЭ в качестве эксперта по литературе с 2012 года. И совсем не думаю, что это лотерея. Да, конечно, мы не можем предположить, какие задания нам попадутся, но в ЕГЭ есть кодификатор, и материал, представленный в нем, вполне можно освоить. И освоить полностью: что-то более подробно, что-то менее. Несколько написанных пробных экзаменов — и человеку видно, как будут проверять его работу, что именно у него вызывает сложности на самом экзамене.

что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть фото что делают на олимпиаде по литературе. Смотреть картинку что делают на олимпиаде по литературе. Картинка про что делают на олимпиаде по литературе. Фото что делают на олимпиаде по литературе

Эстетика, идеология, non-fiction: что стоит рассказать школьникам о литературе

Эти проблемы можно и нужно устранить до финальной точки — самого экзамена. В ходе проверки ЕГЭ, в особенности апелляций, от экспертов требуют обоснования снижения баллов в соответствии с документами, и это соответствие регулярно проверяется, поэтому принцип проверки можно и нужно понять заранее по итогам пробных экзаменов, которые сейчас доступны и онлайн.

Что касается олимпиады, это лотерея в значительно большей степени. Не во всех олимпиадах критерии находятся в свободном доступе

Например, на олимпиаде «Ломоносов» это не так. Есть ключи, по которым можно понять степень совпадения работы с эталонным ответом, а вот сколько баллов и за что снимали, самостоятельно посчитать невозможно, к сожалению. Другой вариант лотереи — ВсОШ, на которой критерии, находящиеся в доступе для преподавателей и учащихся, могут быть прочитаны проверяющими, мягко говоря, в неожиданном ракурсе. Еще один важный фактор — общий уровень. Поскольку на олимпиадах граница призерства устанавливается комиссией каждый год, она может зависеть и от качества работ этого года, и от количества призерских мест в вузе, например, которое по разным причинам в этом году запланировано отдать под олимпиаду.

Именно поэтому для потенциального олимпиадника так важно никогда не сдаваться и уметь анализировать не только собственные ошибки, но и ситуацию в целом. Шансы бывают очень разные, но в итоге шанс победить есть всегда.

Фото: Chinnapong / MYDAYContent / smolaw / Shutterstock

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *