что делают только евреи
За что ненавидят евреев — восхитительная статья!
Всё это мы знаем, но так остро написать умеет не каждый. Не надо думать глупость! Почти во все времена и почти у всех народов были люди, ненавидевшие евреев. Многие задаются вопросом: “За что? Почему?” И я спрашиваю себя: “За что?”- Хотя знаю много причин антисемитизма, но не знаю ни одной такой причины, по которой его не должно было быть.
В “Письмах с земли” Марк Твен писал: “Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев”.
Начнем с того, что люди друг друга не любят. Более того, они друг друга ненавидят. Приходится признать, что, к сожалению, это свойство имманентно человеческой психике, что господь обрек людей на распри. История человечества – это история войн. Ненавидели и воевали друг с другом англичане и французы, немцы и французы, русские и поляки, русские и немцы, армяне и азербайджанцы, известны истребления армян турками, албанцев сербами, а сербов албанцами. Всего не перечислишь. Ксенофобия – явление повсеместное. Кого чаще всего ненавидят? Да тех чужаков, которые рядом. А кто жил рядом почти со всеми народами за последние 2000 лет? Конечно, евреи. Вот вам и первый ответ на проклятый вопрос. В качестве объекта ненависти и всесветного козла отпущения (“Героическая личность, козья морда”,- как сказал Высоцкий) они всегда были незаменимы потому, что не имели ни государства, ни земли, ни армии, ни полиции, то есть ни малейшей возможности защитить себя. У сильного всегда бессильный виноват. Бессильный вызывает всенародный гнев, и ярость благородная вскипает, как смола. Итак, первая причина беспрецедентной стойкости и распространенности антисемитизма состоит в том, что евреи, не имея собственного государства, слишком долгое время жили среди слишком многих народов.
Далее. Евреи дали миру единого бога, библию, закон морали на все времена. Они дали миру христианство – и отказались от него. Дать человечеству христианство и отказаться от него – это такая обида, которая “в сём христианнейшем из миров” не имеет прощения. О причинах такого отказа мы здесь не будем говорить. Это загадка, которая бросает вызов лучшим умам уже 20 веков. Кто только ни предлагал евреям отказаться от иудаизма! Магомед предлагал им принять ислам и стать рядом с ним у истока новой веры — они отказались и получили непримиримого врага. Мартин Лютер призывал евреев стать его соратниками в борьбе против католицизма и помочь ему в основании протестантской конфессии – евреи отказались и вместо союзника получили ярого юдофоба. Философ Василий Розанов, которого трудно обвинить в симпатии к евреям, недоумевал по поводу такого поведения, не находя в нем ни малейшего признака корысти. Как! Почету и уважению и прочим неисчислимым благам народа-богоносца, давшего миру Христа и всех апостолов, предпочесть судьбу презренного изгоя, окруженного стеной ненависти? Как-то не очень клеится с представлением о еврее как о существе корыстном и трусливом. Парадокс. Отказ от христианства определил дальнейшую судьбу евреев, став важнейшим источником антисемитизма.
Далее. Евреи – это народ Книги. Любят читать, и все тут! А. П. Чехов, описывая жизнь заштатных уездных городков России, неоднократно отмечал, что в таком городке можно было бы закрыть библиотеку, если бы не девушки и не молодые евреи. Страсть к чтению всегда приобщала евреев к культуре других народов. Тот же В. Розанов писал, что если немец всем сосед, но никому не брат, то еврей проникается культурой того народа, среди которого живет, он заигрывает с ней, как влюбленный, проникает в нее, участвует в ее создании. “В Европе он лучший европеец, в Америке – лучший американец”. В настоящее время это едва ли не главный упрек, который бросают евреям юдофобы. “Русский народ унижен, – кричат антисемиты в России, – евреи отняли у него культуру”. Перечислить все блестящие еврейские имена во всех областях человеческой деятельности просто нет никакой возможности. Это не прибавляет им любви окружающих.
Евреи уверенно занимают первое место в мире по уровню образования и общественной активности. Историк Л. Н. Гумилев назвал это качество пассионарностью. По его теории этнос – это живой организм, который рождается, взрослеет, достигает зрелости, затем стареет и умирает. Обычный срок жизни этноса, по мнению Гумилева, – две тысячи лет. В период зрелости у народа появляется максимальное количество пассионарных личностей, т.е. выдающихся политических деятелей, ученых, полководцев и пр., а у старых, умирающих этносов таких людей почти нет. Историк подтверждает свою теорию многочисленными примерами, а те случаи, которые не укладываются в его учение, он просто не упоминает. Уровень пассионарности еврейского народа, история которого насчитывает уже четыре тысячи лет, никогда не снижался. Философ Н. Бердяев писал: “Есть что-то унизительное в том, какое количество гениев среди евреев. На это я могу сказать господам антисемитам только одно – делайте сами великие открытия! “Несчастная – для евреев! – склонность проникать в культуру других народов, активно участвуя в ее развитии, а также невиданная пассионарность во всех областях жизни – вот главные причины антисемитизма в настоящее время.
У этой проблемы есть еще один аспект – психиатрический. Почти у каждого человека есть тайные страхи и фобии, явные или скрытые пороки и недостатки, вольные и невольные прегрешения. Один из способов избавления от этих страхов и мучительного недовольства собой – извлечь их из своей души, из глубины подсознания на свет божий, громко заявить о них, приписав однако всю эту скверну не себе, а кому-то другому, кого не жаль, и сосредоточить на нем всю свою ненависть. Таким объектом, которому приписывают собственные пороки, испокон веков служили евреи. Антисемитизм имеет зоологический характер, т.е. идет из глубины подсознания. За двадцать веков он превратился в устойчивый стереотип, который усваивается с молоком матери и передается из поколения в поколение.
Надобно иметь недюжинную силу и крепость, чтобы противостоять этому массовому психозу, имеющему характер пандемии, но рождение, воспитание и вся жизнь подавляющего большинства людей не дают, к сожалению, этой силы и крепости. Почти каждый человек, заглянув в свою душу, найдет в ней следы неприязни к евреям. И сами евреи здесь не составляют исключения. Они такие же люди, как и все, они дышат этим же воздухом нетерпимости. Столкнувшись с каким-нибудь еврейским подонком, евреи нередко испытывают ту же специфическую неприязнь, что и не евреи, забывая, что каждый народ имеет право на своих негодяев, которых всюду пруд пруди. Антисемитизм – это диагноз. Психиатрия должна бы включить его в свои учебники как один из видов психического расстройства, маниакального психоза. Хочется сказать господам антисемитам: “Это ваша проблема, идите и лечитесь”.
У евреев теперь есть свое государство. Антисемитская чернь во всем мире никогда больше не помешает нам защищать свое человеческое достоинство и право на жизнь.
В одном из рассказов А. Платонов описал маленького еврейского мальчика, пережившего страшный погром. Этот мальчик в ужасе и смятении обратился к своему русскому соседу с вопросом: “Может быть, евреи действительно такие плохие люди, как о них говорят?” – и получил ответ: “Не надо думать глупость”. Вот и мне хочется, вслед за Платоновым, сказать всем поддавшимся антисемитскому психозу: “Не надо думать глупость”.
Что делают только евреи
Каждый народ имеет единственные в своем роде особенности, которые отличают его от других. Евреи являются одной из наиболее самобытных наций. Они имеют древнюю историю, которая сформировала вопреки происшедшим трагическим событиям жизнелюбивый и сильный характер. Это нашло отражение в обычаях, менталитете еврейского народа.
1. Празднуют субботу
У евреев это именуется «Шабат» и является не просто выходным днем, а важнейшим аспектом жизни. Согласно Священного Писания Всевышний дал время для отдыха по исходу шестого дня сотворения мира, уже после сотворения человека. Шабат является цепью между Творцом и избранным им израильским народом, о чем свидетельствуют субботние молитвы. Шабат начинается в вечернее время пятницы, когда зажигаются особые субботние свечи и звучат. Заканчивается же празднование в вечерние часы субботы. В этот день нельзя трудиться, делать уроки, пользоваться электричеством. Это считается не бездельем, а отдыхом от будничной суеты.
2. Отвечают вопросом на вопрос
3. Приносят камни на могилы
Евреи вместо цветов несут на могильные плиты камешки. Оригинальное объяснение в виде вопросов дал этому поэт А. Городницкий. В его строках звучат слова о местах, где дороги души бесконечны, а камни вечны, о том, что люди, снимая с души камень, передают его умершим предкам, об осколках погибшего храма, о части каменистой земли Иудеи. Согласно еврейской традиции камень является символом вечности, поэтому на могилах, где покоятся евреи, в том числе и на мемориалах Холокоста находятся россыпи камней.
4. Начинают праздновать с вечера
Следует вспомнить, каким образом в Торе идет счет времени суток. «И был вечер и было утро – один день». Так подводился итог первого дня Сотворения мира. Такова и последовательность суточного цикла 1-й трудовой недели Создателя, которому так захотелось. Любой день заканчивается закатом, первой звездой на небе, и сразу начинается новый день. Поэтому праздник начитается с вечера. А ответ на вопрос, почему так случилось, можно отыскать в Каббале и учении хасидизма.
5. Рассказывают еврейские анекдоты
Еврейские анекдоты представляют собой смешные рассказики, в которых есть много мудрых жизненных решений, идей в юмористической форме. Не зря именно неподражаемый еврейский юмор с давних времен был источником тем для фантастических повествований, поднимал настроение, при этом заставляя задуматься о важных вещах. Евреи умеют смеяться над собственными недостатками и не унижают людей других национальностей.
6. Едят мацу с шоколадной пастой
В течение семи дней праздника Песах запрещается употреблять пищу с дрожжами. Из мучных изделий разрешена лишь маца, состоящая из воды и муки (иногда с солью), не предполагающая никаких добавок. Эта пресная лепешка очень своеобразная на вкус. Еврейские дети особенно любят мазать ее шоколадной пастой. Получается одно из лучших лакомств во время Песаха.
7. Стоят без движения 2 минуты в дни траура
Одним из символов Дня памяти павших воинов Йом а-Зикарон, и евреев, погибших в Катастрофе (Йом а-Шоа), служит сирена. Останавливаются водители и выходят из своих машин, останавливаются автобусы и поезда, останавливаются транспортеры на заводах. Останавливаются строители, учителя не ведут урок, дети встают со своих парт и стоят, грузчики не грузят, продавцы не продают, программисты не пишут программы, врачи не лечат (если нет угрозы жизни), повара не готовят. В эти две минуты не взлетают самолеты, дети не играют, тинейджеры не веселятся, алкоголики не пьют.
Традиции евреев
Еврейский народ один из самых древних, его история насчитывает более трех тысячелетий. Как нацию, евреев отличают преданность традициям, прагматичность и высокий интеллект (согласно многочисленным исследованиям ученых, средний показатель IQ евреев – 108-115, тогда как в Европе и Азии он составляет около 80). Рассеянные по всему миру в результате вынужденной многовековой ассимиляции, иудеи, несмотря на религиозное и культурное влияние стран, где они проживали, смогли сохранить свою национальную сущность.
Религиозные традиции
Практически все национальные обычаи и традиции у евреев так или иначе связаны с религией, которая регламентирует все сферы их жизни. Даже календарей у этого народа два: в повседневной жизни используется общепринятый юлианский, а религиозное летоисчисление ведется от даты сотворения мира (то есть в настоящий момент идет уже 5778 год). В календаре евреев отмечены праздничные и траурные даты, которые связаны со знаменательными событиями в жизни народа, описанными в священных книгах.
Самым значительным из праздников считается Новый год (Рош-А-Шона). Его отмечают в новолуние месяца тишрей (по юлианскому календарю это сентябрь-октябрь месяц). Середина осени считается временем, подходящим для осмысления уходящего года, оценки совершенных дел и раскаяния в неблаговидных поступках. На стол подают символические блюда:
Кроме Рош-А-Шона, к традиционным еврейским праздникам относятся:
Еврейские праздники обычно начинаются вечером, когда, согласно Торе, зарождается новый день. Галаха (еврейский закон) во время праздника запрещает выполнять любую работу, исключение составляет приготовление пищи. Праздничный день должен проводиться исключительно в отдыхе и молитвах, которые рекомендуется читать в общине, насчитывающей не меньше 10 взрослых мужчин. Считается, что молитва ― это коллективное служение Всевышнему.
Отличительной особенностью еврейских религиозных праздников является их массовость, Перед Всевышним все равны, поэтому в праздничном действе принимают участие и взрослые, и дети. Проведение праздничной трапезы начинается с обязательных ритуалов благословения на вино и хлеб, омовения рук, и только после этого иудеи садятся за стол.
Семейные традиции
Еврейские семьи известны своей прочностью и взаимной заботой. Семейная жизнь строго регламентируется Торой и библейскими канонами. Семьи создаются рано, юноши часто женятся в возрасте 20 лет, девушкам разрешено вступать в брак с 15 лет. Брак с человеком другой национальности не признается законным, даже если он скреплен официальным гражданским актом.
Свадьба
Свадьба («кидушин») согласно национальным традициям евреев, проводится осенью. Для новобрачных сооружается отдельный навес (хула), символизирующий их будущий общий дом. Жених и невеста становятся под балдахин, жених одевает своей суженой кольцо и произносит: «Этим кольцом согласно вере и закону Израиля ты посвящаешься мне». После этого начинается свадебный пир, который длится 7 дней. Застолье сопровождается игрой еврейского оркестра ― скрипки, цимбал, лютни и бубен.
По обычаю, после свадьбы родители на два года предлагают новобрачным кров и стол. Для молодых это и материальная поддержка, и нечто вроде «семейной интернатуры»: они учатся у родителей взаимному уважению и заботе друг о друге.
Семейная жизнь
Важную часть религиозного кодекса евреев составляют семейные традиции. Семья является основой еврейской общины и считается нерушимой, за каждым из ее членов признаются определенные права и обязанности.
Моральное поведение супругов должно быть безупречным. Так, Тора запрещает мужчине даже прикасаться к чужой жене, сестре, дочери или матери. Если замужняя женщина опорочила себя слишком вольным поведением, муж может потребовать официального развода. И повторно выйти замуж разведенная женщина имеет право за любого мужчину, кроме того, с кем совершила супружескую измену.
Тора требует от супругов сохранения душевной чистоты и цельности чувств. Чтобы сексуальные отношения супругов много лет не теряли новизны, и между ними надолго сохранялось состояние «медового месяца», мужу и жене запрещено спать в одной постели: в еврейской спальне должно стоять две кровати.
Рождение детей
Значимым событием в еврейской семье является появление ребенка. Национальность детей определяется не по отцу, как у других народов, а по матери. То есть если мать еврейка, ребенок ― еврей, независимо от того, какой национальности его отец. Если же отец ребенка еврей, а мать ― не еврейка, их ребенок евреем не считается. Ребенок, рожденный вне брака, незамужней женщиной, не считается незаконнорожденным, и в правах не ущемляется. Еще одна отличительная особенность еврейской семьи ― отцы заботятся о детях так же самоотверженно, как и матери.
С рождением ребенка у иудеев связан особый обряд, означающий принятие мальчика в религиозную общину ― обрезание (циркумизация, брит). Это хирургическая мини-операция по удалению крайней плоти, которая проводится мальчикам на восьмой день после рождения, хотя такой обряд может совершаться над мужчинами любого возраста. Обрезание выполняет мохел (моэль) ― человек, для которого совершение обрезания является единственной работой. Такой обычай есть и у некоторых других народов, но только евреи придают ему особое значение, считая обрезание выполнением одной из Господних заповедей.
Проводы в последний путь
Похороны у евреев раньше были довольно сложной и долгой процедурой, в настоящее время проводы в последний путь значительно упрощены. Усопшего хоронят в простом светлом одеянии, считается, что дорогие одежды нарушают принцип всеобщего равенства перед Господом. Над покойником дома и в церкви читаются молитвы, после чего тело предают земле. Кремацию Тора запрещает, но сегодня традиции евреев, проживающих в России и других европейских странах, допускают кремирование, если на то была прижизненная воля покойного. Цветы на могилу приносить не принято, вместо них на надгробие кладут камешки.
Траур по покойнику включает три периода. Первый (шива) продолжается неделю. В это время скорбящие не должны заниматься никакой работой. Второй (шлошим) длится 30 дней, в этот период сохраняются только основные, внешние элементы траура. Третий период, который соблюдается только в случае смерти родителей или ребенка, длится год.
Необычные еврейские обычаи
У евреев есть интересные и необычные традиции и обычаи, которые у других народов не встречаются.
Шаббат
В переводе с иврита – «шаббат» означает «отдых, воздержание от работы». Считается, что Бог сотворил мир за 6 дней, начав с воскресенья, а на седьмой день, в субботу, отдыхал. Поэтому и людям в субботу запрещен любой физический или умственный труд. В некоторых современных еврейских многоэтажках даже есть специальные лифты, которые автоматически останавливаются на каждом этаже, чтобы человек при пользовании такой техникой не совершал никаких действий. Нарушить Шаббат разрешается только ради спасения человеческой жизни.
Кашрут
Это свод правил, который касается пищевых ограничений, и содержит перечень продуктов питания, разрешенных и запрещенных к употреблению.
Цдака
Одной из основных заповедей иудаизма является оказание помощи нуждающимся («Цдака»). По традиции, у евреев принято в праздники подавать милостыню ― деньги или продукты. При этом делать это нужно, закрыв лицо маской: считается, что анонимность благодеяния убережет подающего от гордыни и подчеркнет, что подаяние, как и любая помощь ― не услуга, а восстановление справедливости.
Камни вместо цветов
На еврейских кладбищах не увидишь цветов, принесенных на похоронах или при посещении могил. Вместо цветов на надгробных камнях лежат камешки. В иудаизме считается, что камень символизирует вечность, и, помещая его на могильной плите усопшего, ты оставляешь рядом с ним частицу своей души.
Традиционные еврейские блюда
Еврейская кухня ― одна из строго регламентированных религиозными обычаями. Из-за необходимости придерживаться обусловленных требованиями Торы традиций даже краткий список продуктов, запрещенных евреям, довольно широк. Тем не менее, в еврейском меню преобладают блюда, которые отличаются прекрасным вкусом и высокой биологической ценностью, в их состав входят легко усваиваемые и полезные для организма вещества.
ТОП-10 самых популярных еврейских блюд:
Как живут израильтяне и чему у них можно научиться (а чему не стоит)
Израиль считается одной из самых экономически и индустриально развитых стран в регионе. Его население постоянно растет. Если в первой переписи 1948 года числилось около 870 тыс. человек, то сегодня население суверенной территории в 22 072 кв. км составляет почти 9 млн. Израильтяне давно шутят, что первым стартапом в регионе стало собственно само государство, возникшее, по сути, из веры и надежды, что все получится. Как говорил один из первых сионистов Теодор Герцль, «если приложить достаточно силы воли для того, чтобы твои мечты сбылись, это уже будут не мечты». Этим и руководствуется Израиль до сих пор.
Ключ к успеху израильтян в умении видеть в любой ситуации не препятствие, а возможность. Как в свое время были придуманы 613 заповедей иудаизма, так и позже нашлось 613 путей их обойти. Будучи на протяжении веков ограниченными в своих профессиональных и экономических возможностях, евреи научились мыслить нестандартно, out of the box: искать оригинальные пути, пробовать неизведанные способы, придумывать новые подходы. В Израиле как будто не существует закрытых дверей: сначала ты вежливо стучишься и пытаешься договориться, потом знакомишься с соседями и ищешь потайной вход. Местные жители верят, что если быть достаточно настойчивым и упорным, ключ всегда найдется.
Превратить за 100 с лишним лет песчаный пустырь в культурную столицу Ближнего Востока? Вывести новый сорт помидоров-черри на территории, где раньше не росло ничего, кроме кактусов? Раз и навсегда решить проблему водоснабжения, разработав интенсивный план опреснения морской воды? Невозможное становится только стимулом для достижений: израильтяне любят почувствовать себя героями. Ведь если не выполнить пятилетку за три года, не пробурить скважину на песчаных дюнах, не изобрести лучшую противоракетную систему в мире, то кому достанутся все лавры? Именно израильтянам мы обязаны первой в мире системой капельного орошения, первой флешкой, первым цветным цифровым печатным прессом, первым лекарством от рассеянного склероза — что уж говорить о первом эпиляторе.
Готовность к риску
Никаких этих изобретений, возможно, и не было бы, если бы не «хуцпа». Это определенное свойство характера, которое включает в себя как смелость и отсутствие робости, так и некоторую дерзость и наглость. Хуцпа побуждает евреев идти на риск и не бояться оказаться недостаточно подготовленными, знающими, опытными. Это какое-то особенное стремление к действию и борьбе с любыми обстоятельствами, подкрепленное очень сильной верой в свои силы и свою правоту. Это качество помогает многим израильтянам преуспевать как в работе, так и в личных делах: они не боятся попросить новую должность или прибавку к зарплате, не стесняются пригласить на свидание или сделать комплимент незнакомцу, не испытывают чувства неловкости при разговоре с начальством и в целом свободны от социальной тревожности. Уверенность в себе и чувство собственного достоинства убивают какие-либо сомнения относительно того, что что-то может не получиться.
Отчасти поэтому в Тель-Авиве самое большое количество стартапов на душу населения. И даже если половина из них оказываются неприбыльными, их основатели убеждены, что сделали правильный выбор, создав собственную компанию. Ведь если не провалишься, то так и не узнаешь, каких ошибок избежать в будущем. Это отношение к неудачам как к ценному опыту привлекает и многих иностранных инвесторов: бизнесмены доверяют тем, кто уже провалился, но при этом не сдается. Отсутствие иллюзий и страха помогло израильтянам основать ICQ, Viber, Gett, Wix, WeWork, Check Point, Waze, Mobileye и другие хайтек-компании, которые быстро вышли на международный уровень.
Уверенность в своей правоте и стремление к неординарному подходу зачастую подталкивают израильтян к переходу из наемных работников в частные предприниматели, потому что быть под чьим-то началом оказывается для них невыносимым. Евреи ценят свободу и независимость в построении любых отношений, как деловых, так и романтических. Неслучайно большая часть светского населения Израиля вступает в брак не раньше 30, успев к этому времени и попутешествовать по всему миру, и попробовать себя в разных профессиях, и поэкспериментировать в альтернативных формах отношений. Говорят, что именно из-за этих свободолюбивых настроений в Израиле так и не сумела полноценно реализоваться социалистическая идея сельскохозяйственных коммун. И хотя формально кибуцы существуют до сих пор, общности имущества и равенства в труде и потреблении там уже давно нет.
Израильтянину важно самому решить, кем он хочет стать и чем будет заниматься. Поэтому очень часто молодые люди после окончания службы в армии (которая обязательна и для юношей, и для девушек) уезжают на год в путешествие, преимущественно в Латинскую Америку или Южную Азию. Там они становятся самостоятельными: за ними больше не следят ни сердобольная еврейская мама, ни строгий армейский офицер. Для многих такое путешествие становится большим открытием: кто-то ищет свой духовный путь, кто-то начинает заниматься музыкой или новым видом спорта, но главное, израильтянам действительно удается посмотреть мир, познакомиться с другими культурами и расширить кругозор.
Одна из главных особенностей Израиля заключается в том, что, несмотря на неоспоримое национальное единство (74,3% населения — евреи), здесь переплетены десятки разных этносов, культур, традиций и ментальностей. Если первыми еврейскими эмигрантами в XIX веке были преимущественно выходцы из Восточной Европы, то с созданием государства были организованы целые операции по вывозу еврейских диаспор из Йемена, Эфиопии, Ирака, Ливии, Марокко и других стран Африки и Ближнего Востока. Этот процесс, вошедший в историю под названием «алия», продолжается до сих пор.
Каждый год население Израиля увеличивается на несколько тысяч человек благодаря так называемому закону «о возвращении», который провозглашает право каждого еврея до третьего поколения репатриироваться в Израиль. Таким образом новому государству удалось не только собрать вместе довольно смелых и отчаянных граждан, но и перемешать разные культуры, получив весьма уникальный результат. Еще 100 лет назад большой редкостью были браки между ашкеназами (европейскими евреями) и мизрахи (восточными евреями), а сегодня каждый второй израильтянин носит в себе и польские, и персидские корни. Русская любовь к классической музыке, йеменский темперамент, яркие марокканские праздничные обряды, эфиопская кухня — все это смешалось в единый израильский колорит.
Возможно, именно слияние разных культур и менталитетов повлияло на то, что израильтяне довольно сильны в нетворкинге, социализации и красноречии. У них определенно есть дар убеждения, умение аргументировать свою позицию и талант продать любую идею. И дело тут не столько в хитром уме, сколько в искренней страсти, увлеченности и открытости по отношению к собеседнику.
Выстраивать свой круг общения израильтяне начинают в возрасте 18-20 лет еще в армии, которая во многом предопределяет их будущую профориентацию и карьеру: там встречаются и лучшие друзья, и будущие начальники. Несмотря на то что служба играет важную роль в становлении личности каждого израильтянина, никакой дедовщины, как и жесткой иерархии, тут нет. Солдаты открыто и прямолинейно общаются со своими командирами, имеют право на переход в другую часть, подачу жалобы или протеста. Они чаще предпочтут открытый разговор и прямой разбор того или иного конфликта молчанию в подушку или «стукачеству». Причем каким бы ярким ни был спор, он вряд ли закончится обидой. Выпустить пар и выпить после вместе кофе — святое дело.
На работе израильтяне тоже могут довольно агрессивно отстаивать свои права, а потом как ни в чем не бывало лезть вилкой в блюдо начальника за обедом. Также они ведут себя и в личной жизни: не ходят вокруг да около, а легко делают первый шаг навстречу, делятся своими намерениями или желаниями. И чаще всего это воспринимается как раскрепощенность и гибкие границы, а не как невежество и панибратство.