что делают в дацане
Как вести себя в дацане
В Иволгинском дацане (Бурятия). Фото marusytur.ru
Автор: Олег Намжилов
Простые миряне, не так давно принявшие прибежище в буддизме, как и все прочие посетители российских буддийских храмов, а также многочисленные туристы не всегда знают, как «сделать всё правильно» и не выглядеть профаном.
Лама Олег Намжилов. Фото – фейсбук автора.
Эта инструкция по поведению в буддийском храме (дугане), или монастыре (дацане), которую опубликовал в соцсети лама Олег Намжилов из Бурятии, вызвала множество благодарных откликов.
Мы публикуем её, чтобы любой из наших читателей знал, как достичь своей цели при посещении буддийского храма в России или Монголии:
Раньше люди приходили в дацан пешком или приезжали на лошади. Лошадь оставляли за территорией дацана. Зайдя на территорию, сначала совершали обход дуганов по ходу солнца, что является знаком самого наивысшего уважительного приветствия.
Дуганы и находящиеся в них изображения божеств, статуи являются символом Тела Будды. Священные тексты (сутры), например, Ганжур, являются символом Речи Будды. Ступы-субурганы символизируют собой Сознание Будды.
Приходя на территорию дацана, мы должны думать, что пришли в святую обитель Будды. Поэтому, сложив ладони в мудре нераскрывшегося лотоса у груди – таким образом, приветствуем Будду.
Количество обходов зависит от цели визита и наличия свободного времени. Желательно делать нечетное количество обходов (гороо, бур.). Во время гороо, при наличии времени, также еще хорошо совершить поклоны-простирания (мургэл, бур.). Хотя бы поклоном, но нужно проявить уважение святым объектам.
Обычно у самых значимых объектов находятся специальные доски для простираний. Если совершаются полные простирания, количество тоже подбирается под себя, также желательно нечетное число.
Если у алтаря видите мандалу, нехорошо туда засовывать руки. Достаточно положить деньги и прикоснуться в поклоне лбом.
В дацане Римпоче Багша (Лысая гора в столице Бурятии, Улан-Удэ). Фото visitburyatia.ru
При входе в дуган нужно снимать головной убор. Внутри дугана все движение совершается также по часовой стрелке.
По канону все двери на территории дацана должны открываться вовнутрь, однако из-за современных противопожарных требований теперь они открываются наружу. Нехорошо хлопать ими, вообще шуметь, шуршать, шаркать, громко разговаривать, тыкать пальцами, жевать, держать руки в карманах и т.д. Нужно вести себя тихо, скромно.
Неуважением будут телефонные разговоры. Это все равно, что прийти на прием к высокому начальству и перед ним отвлекаться на звонок сотового телефона. Поэтому лучше перед входом на территорию отключить телефон или оставить его. К тому же и Вам будет легче сосредоточиться.
Звонок сотового телефона, даже просто беззвучная вибрация, имеет такую нехорошую частоту, что как будто вырывает молящего ламу из должного настроя. Даже ночью, когда мы спим, этот виброзвук будит, вырывая нас из сна. Кстати, уже доказано, что радиоволны сотовой связи губительно действуют на насекомых, особенно на пчел и тараканов.
При выходе из дугана желательно идти, повернувшись лицом к алтарю. Одеваться лучше при визите в дацан в национальную одежду. Если такой возможности нет, достаточно, чтобы она закрывала руки и ноги.
В южных странах, где буддизм сильно распространен, с оголенными руками и ногами не пускают на территорию дацанов. Сексуальные наряды недопустимы, какими бы они модными ни были.
В дацане Римпоче Багша в Улан-Удэ. Фото Сергей Тарасенко.
Запрещен визит в дацан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Также нельзя заходить, только что покурив, тем более курить на территории дацана.
Женщинам в период цикла (критических дней – ред.) также нельзя посещать дацан.
После нескольких лет буддийских практик у лам обостряются чувства. Чаще всего усиливаются обоняние и слух. Поэтому покуривший или чрезмерно надушенный человек сразу же отвлекает ламу и даже может произвести неприятное впечатление.
Отец учит сына простиранию (Иволгинский дацан). Фото hewlett.livejournal.com.
Обходы, простирания и вращение молитвенных барабанов являются мощной духовной и лечебной практикой. В духовном плане – это чуть ли не самые эффективные практики в очищении негативной кармы и в накоплении благой.
В буддизме существуют всего 2 физических упражнения – обходы и простирания. С лечебной точки зрения они являются, пожалуй, самыми эффективными, простыми, безопасными и доступными. Чем больше их делать, тем лучше. Очень эффективным бывает начитывание мирных мантр.
Если Вы пришли на молебен, нужно подношения сразу поставить на специально приготовленные столы и подать ламам написанный список имен.
Во время молебна очень эффективно бывает, если Вы будете начитывать про себя известную Вам мантру. Гневные мантры на улице читать нельзя. Также никто не должен слышать читаемые Вами мантры. Звук мантры не должен уходить дальше Вашего уха.
Если у Вас нет подношений, то их можно будет приобрести в Хамжане дацана. Подношения должны быть самыми лучшими в Вашем представлении.
Большинство молебнов заканчиваются ритуалом призывания Удачи, который сопровождается призывом «АХРЕЙ!». На этом ритуале нужно держать на хадаке свое подношение.
После молебна лучше оставить подношение в дацане. Чем дольше подношение находится в дугане, тем больше будет благословения. Потом священнослужители уносят его на свой стол. Если после подношения божествам ламы и хувараки отведают Ваши подношения, это опять будет добродетелью. Если сладостей накапливается много, ламы угощают ими детей и пожилых в различных социальных учреждениях, это опять будет Вашей добродетелью.
Подношения в Чесанском дацане (Бурятия). Фото VK-страница дацана.
Все мы хотим, чтобы дацан функционировал. Один день содержания дацана – это великая добродетель. Подношение пищей – это определенная лепта в содержание дацана.
Одной из основных целей дацана является создание возможностей для накопления благой кармы. Приходя в дацан, мы совершаем как можно больше добродетелей: обходы, простирания, поклоны, начитываем мантры, делаем подношения и т. д. Чтобы очистить негативную карму и собрать позитивную, просим буддийских божеств разрешить те или иные наши проблемы. Поэтому важно понимать как можно полнее всю картину происходящего.
В Ивоглгинском дацане. Хадаки и хий-морин (флажки коня-ветра). Фото yapet.livejournal.com.
Наше отношение при покупке подношений, вообще вся мотивация возвращается потом обратно бумерангом. А в дацане во время молебна усиливается многократно. Очень печально бывает наблюдать, как ставится подношение, скажем, на 100 руб., а при Далага (призывание Удачи), берут чужую на 500 руб., а потом еще и уносят с собой.
Если Вы пришли на прием к ламе, желательно вначале сделать гороо. Если торопитесь, то можно будет это сделать и после приема. Если у Вас много вопросов, то лучше их заранее написать.
Одна из причин сделать гороо до приема – это тщательное обдумывание вопросов. Чем лучше сформулирован вопрос, тем лучше, как правило, и ответ.
Очень хорошо помогают ламам пришедшие на молебен или прием дети. Они ведь весьма чувствительны, и наблюдение за их поведением дает порой красноречивые подсказки. Например, если на молебне ребенок уснул, это говорит о том, что энергетика молитвы благотворно повлияла на его энергетику.
Главное при посещении дацана – быть искренним и относиться с уважением к почти трехтысячелетнему наследию великого Будды.
Правила поведения в дацане | Посещаем буддийский храм
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим о том, какие существуют правила поведения в дацане. Дацан — это буддийский монастырь-университет. Распространены дацаны в основном в Бурятии и Монголии.
На данный момент в России существует около 30 таких храмов. Иволгинский дацан в Бурятии — это центр буддийской общины в России.
Основные правила
Множество людей посещают эти монастыри, поэтому в нашей статье мы расскажем о нормах и предписаниях, свойственных этим местам. Если вы совершите какой-нибудь промах, то, скорее всего, делать вам замечания никто не будет, но все же существует определенный набор правил при посещении, чтобы не выглядеть неуместно или не задеть чьи-либо чувства.
Прийти в дацан может человек любой национальной принадлежности и вероисповедания.
При посещении храма следует:
На территории самого монастыря запрещается употреблять спиртные напитки, курить, а также нельзя этого делать и до самого посещения.
Как вести себя на территории и внутри здания
Как только вы зашли на территорию храма, нужно совершить обряд гороо, т.е. обойти дацан несколько раз слева направо, в процессе вращая молитвенный барабан. В этом барабане находятся написанные мантры и его прокручивание приравнивается произнесению священных текстов. Количество кругов обхода должно быть нечетным.
На пороге желательно снять обувь или переобуться. В некоторых храмах предлагается надеть бахилы.
Перед тем как вы зайдете в главный зал, сложите руки определенным образом в форме нераскрывшегося лотоса: ладони близко друг другу, большие пальцы загнуты вовнутрь, так, что образуется небольшое отверстие. Поднесите руки сначала к голове, потом ко лбу, горлу и сердцу. Таким образом мы очищаем свои мысли, речь и тело.
Также в сложенные руки нужно произносить прошения. Считается благом, если вы будете просить за своих близких, а также за всех живых существ. В дугане располагается алтарь со статуей Будды. В обычные дни утром и днем здесь совершаются хуралы. В праздничные дни график может меняться.
В самом храме во время молебна следует совершить обряд простирания, т.е. поклон с абсолютным распростертием тела. Смыслом такой процедуры является смирение и укрощение ума, избавление от негативной энергетики и очищение кармы.
Делать это нужно перед алтарем, ступой, изображением божества. Простирания совершаются и в качестве знака вежливости ученика перед учителем.
Если вы приходите ко времени молебна, или хурала, пожалуйста, не опаздывайте. В ином случае, подобные вещи будут восприняты как непочтительность к ламам. Во время действа разрешается сидеть на скамейках, ковриках, но не рекомендуется класть ногу на ногу или протягивать их в сторону статуй или образов божеств.
После этого нужно совершить подношение. В храме есть специальные места, где можно оставить цветы, пищу или другие пожертвования. Обычно они находятся слева от алтаря. Женщинам нельзя прикасаться к ламам или отдавать подношения прямо в руки. В некоторых монастырях служителям запрещается разговаривать с женщинами и другими посетителями.
Если вы хотите, чтобы за кого-то из ваших близких помолились, нужно положить записки с именами в специальные ящики, на которых написаны названия молебнов. Также можно пожертвовать какую-либо сумму денег для храма. Для этого также существуют специально отведенные места.
В процессе хурала нельзя вести беседы с другими посетителями или разговаривать по телефону. Когда все закончится, можно подойти к ламам с просьбой о благословении. Процесс этот выглядит следующим образом: служитель касается вашей головы либо Священной книгой, либо каким-то религиозным символом.
При выходе следует проделать обряд орошения и очищения святой водой из сосуда: набрать немного воды в правую руку, потом перелить в левую, затем отпить три глотка, а оставшуюся часть вылить на голову. Выходить из дугана нужно лицом к алтарю.
Выйдя из храма, можно привязать на дерево магический разноцветный флажок — колыхание этих лоскутков придает энергии человеку и устраняет печаль. Они бывают горизонтальные и вертикальные, и называются лунгта и дарчор.
Чего делать нельзя
На всей территории храма категорически запрещается:
Заключение
Наш сегодняшний рассказ подошел к своему завершению. Надеемся, что вам было интересно узнать о правилах посещения буддийских монастырей и о том, какие ритуалы можно совершить в процессе пребывания там.
Если вам понравилась наша статья, поделитесь ссылкой в социальных сетях.
На этом мы с вами прощаемся, до следующих встреч!
Что делают в дацане
20-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Коровы, Дракона, Собаки и Свиньи; Составлять договор, брать обещание, проводить обряд «жабтуй», собирать друзей и родственников, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к приумножению материального богатства. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Змеи и Лошади; Устраиваться на работу, нанимать работников. Стрижка волос – к жажде, голоду и испытаниям.
Четверг, 25 ноября
21-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, ставить закваску, спорить, судиться, заказывать «табан харюулга», «жинсэриг». Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к утратам и краже. Стрижка волос – к болезни, к развитию хронической болезни.
Пятница, 26 ноября
22-й лунный день с элементом Железо. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; Учиться, изучать языки, астрологию, открывать вклад в банке, строить дом, проводить обряд «даллга абаха», регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, шить и кроить одежду, ставить закваску. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к приятным находкам.
Этика дацана
Даже для тех, кто часто бывает в буддистском храме, в новинку оказываются некоторые правила поведения, установленные для посещающих дацан мирян. Группам, которые приезжают в храм на экскурсию, ламы обычно рассказывают о том, как и что положено делать на территории дацана. Чтобы вы смогли чувствовать себя достаточно свободно, приходя в любой буддистский храм, я расскажу об основных правилах поведения в дацане.
Храм (дацан) – место, предназначенное для различных форм буддистской практики. Здесь проходят ежедневные службы; кроме того, это еще и духовная школа для лам и прихожан. Обычно до того, как войти в сам храм, совершают гороо (обход священного места). Гороо надо делать по ходу движения солнца, то есть слева направо. Обычно гороо делают нечетное количество раз (один-три-пять-семь, в отдельных случаях – по количеству прожитых лет плюс один). Во время обхода вращают молитвенные барабаны (хурдэ), внутри которых заложены свитки с мантрами. На поверхности барабанов имеются надписи, которые сообщают, какие именно мантры находятся внутри. Считается, что человек, вращающий барабан, знакомится с содержанием хранящихся в нем мантр.
Вход в буддистсктй храм обращен на юг. Большой зал для совершения молебнов называется дуган. Северная часть дугана, гонкан, считается самой священной; здесь расположен алтарь – священный трон, на котором стоит изваяние Будды (также там могут стоять изваяния основателя школы гелуг – ламы Цзонкавы и других божеств). В дугане трон настоятеля находится ближе к алтарю справа, а вдоль стен храма, обычно между колонн, размещаются сидения для остальных лам.
Посещать дацан могут все желающие, независимо от их национальности и вероисповедания. По обычным дням проходят утренние и дневные молебны (хуралы). По буддийским праздникам существует особое расписание молебнов.
Входить в алтарный зал можно во время любого молебна (хотя опоздание все же нежелательно). Правила посещения дацана не включают в себя каких-либо ритуалов для мирян.
Есть общие рекомендации для всех приходящих:
– Нельзя находиться в молельном помещении в головных уборах,
– В дуган следует входить без обуви, в сменной обуви, либо надев бахилы.
– В дугане принято совершать движение по ходу солнца, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю. Этот обход молельного зала также называется гороо.
– При желании можно присесть на пол в позе лотоса или полулотоса, обычно для мирян в дацане установлены скамейки. Сидеть на них разрешается в течение всего молебна, если лама, следящий за порядком в дугане (гэсхы лама), не попросит встать во время совершения определенных обрядов. Не разрешается закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Позы сидящих не должны быть вызывающими и не должны мешать другим посетителям.
– Во время молебнов нельзя громко разговаривать и обсуждать посторонние вопросы, разговаривать по мобильному телефону, следует либо выключить телефон, либо перевести его на беззвучный режим.
Также есть нормы поведения, принятые среди членов буддистских общин:
– При входе в дуган (алтарный зал) буддист трижды подносит сложенные ладони к определенным точкам, символизируя таким образом поклонение трем драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе (где Будда – святость, пробуждение, Дхарма – учение, Сангха – община, духовное сообщество).
– Во время молебна верующие могут совершать простирания (особый обряд поклонения Будде, когда человек простирается на полу или на специальной доске, выполняется по особым правилам и определенное количество раз).
– Слева от алтаря находится специальное место, где можно оставить в качестве пожертвования так называемую «белую пищу» (светлую пищу).
– Во время хуралов ламы произносят молитвы за благополучие или за перерождения в следующей жизни. Свои записки с именами тех, за кого бы вы хотели помолиться, можно оставлять в специальном ящичке с названием соответствующего хурала. Обычно при этом верующие делают пожертвование, деньги кладут либо в стоящий рядом ящик для пожертвований, либо, как в некоторых дацанах в Бурятии, оплачивают в кассу, а чек прилагают к записке. Установленной суммы для пожертвований не существует, каждый оставляет сумму, которая ему по средствам.
– После хурала можно подойти к ламам и попросить благословения (адис). Благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой. Получив адис, можно подойти к алтарю и совершить поклоны, затем подойти к сосуду с аршаном (освященная вода), налить немного воды в левую ладонь, сделать три маленьких глотка (очищая тем самым тело, речь и ум), омыть лицо и голову.
– Покидают дуган спиной к двери, лицом к алтарю.
Краткое описание тем лекций, занятий с ламами Дацана
Пояснение к темам основных лекций, занятий, практик с досточтимым настоятелем и ламами, которые проходят в Дацане Гунзэчойнэй каждую неделю.
Посмотреть описание тем занятий с ламами:
Занятия с ламой Джампа Доньед (Буда Бальжиевич Бадмаев)
Настоятель Дацана Гунзэчойнэй
О курсе по практике буддийской медитации
«Мы будем разбираться, в чём суть буддийской медитации. Её нужно понимать, прежде всего. Сейчас медитация стала модным занятием, однако, не всё так просто. Одним из качеств ума, которое помогает человеку изменять самого себя, является умение концентрироваться, что напрямую связано с понятием „сосредоточение“. Умение сосредотачиваться в любом деле способствует продуктивному его освоению и раскрытию потенциала человека. Для этого нужно уметь удерживать внимание за счет тренировки собственного сознания. Поэтому сосредоточение на объекте, теме, деле — это один из важных аспектов. Такой навык полезен не только в практике буддизма, но и в повседневной жизни. Каждый может научиться это делать, не поддаваясь лени, омрачениям, не отвлекаясь на окружающие факторы — каждый имеет шанс изменить себя. Для чего изменять себя? Потому что мы все хотим быть счастливыми, а для того, чтобы этого достичь, необходимо понять природу, причины и условия для появления причин (если рассматривать в соответствии с буддийской философией) нашего несчастья. Практика медитации — очень полезный инструмент в этом процессе».
Занятия с ламой Данзан Жалсан (Чингис Охинов)
О курсе буддийской философии «Дуйра» (логика и теория правильного познания)
Занятия с ламой Лобсан Цультим (Антон Щеглов)
О курсе по практике буддийской медитации Тонглен
«Во время практической части лекции предлагается на собственном опыте испытать сострадание и любовь как к себе, так и к другим живым существам, применяя медитацию Тонглен (принятие и отдачу). Медитация Тонглен помогает культивировать сострадание и любовь — необходимые качества, способствующие ослаблению эгоизма как основной причины страданий. Применяя практику Тонглен, мы получаем живой опыт понимания и переживания принципов взаимозависимости, что заставляет нас неподдельно проявлять уважение к любой форме жизни, быть ответственным за каждое действие, совершаемое телом, речью и умом. А для этого надо уяснить для себя, на основании чего мы обязаны заботиться о всех живых существах — об этом говорится в теоретической части занятия. Я [лама Цультим (Антон)] объясняю, что такое карма и как она работает, говорю о перерождениях, исходя из чего все живые существа были нашими „матерями“ и заботились о нас и будут заботиться в следующих жизнях, а значит, надо к ним относиться как к „матерям“. Говорю о „природе Будды“, присущей всем живым существам, и о неведении, омрачениях, скрывающих эту „природу Будды“. Исходя из всего этого, живые существа равны как в своих страданиях, так и в способности освобождения от страданий и их причин, раскрыв свою чистую, познавательную „природу Будды“. Об этом идёт речь на наших занятиях».
О курсе лекций «Основы Учения Будды»
«Для того, чтобы утвердиться в своём решении стать практикующим буддистом, либо иметь верное представление о буддийской религии в целом, необходимо чётко понимать, что есть буддизм как учение. А также в чём его особенности объяснения и понимания мироздания, роли человека и всех живых существ в отличие от других духовных, религиозных концепций».
Занятия с ламой Йонден Соднам (Цыренжап Замбалов)
Информация будет дополнена в ближайшее время
О курсе лекций «Комментарий на „Сутру сердца Праджняпарамиты“ с опорой на текст Кенсур Агван Нимы»
«Курс посвящён теме «Праджняпарамита, или «Сутра сердца Праджняпарамиты». В первую очередь, стоит разобраться, что есть Праджняпарамита? Начнём рассматривать тему с самого начала. Для этого обратимся к истокам Учения Будды, которое можно разделить на Три поворота Колеса Учения (Дхармы). Первый поворот Колеса Учения повествует о Четырёх благородных истинах; второй поворот Колеса Учения раскрывает суть такого явления, как отсутствие самостности, в нём говорится о «пустотности» — это непосредственно о Праджняпарамите, и третий поворот Колеса Учения разъясняет сложные аспекты первых двух.
Как уже говорилось, второй поворот Колеса Учения Будды повествует о пустотной природе всех явлений: все явления лишены самосущего, независимого существования, потому что они пустотны, а пустотны они, потому что, в свою очередь, взаимозависимы. Соответственно, весь второй поворот Колеса Учения рассказывает как раз именно об этом — о взаимозависимости и пустотности. Эта Сутра Сущности Праджняпарамиты, которая называется Ширап Нинбо Идо, является компиляцией всех сутр второго Колеса Учения, не Сутра Сердца, а конкретно — Сутра Сущности Праджняпарамиты. Таким образом, есть Праджняпарамита, второй поворот Колеса Учения, и вот вся суть её изложена в этой Сутре. Достопочтенный Кенсур Агван, бывший настоятель Гоманг Дацана, уроженец Бурятии, комментировал эту Сутру Сущности Праджняпарамиты, и с опорой на его текст даётся уже наше объяснение, почему все явления пустотные, так как они взаимозависимы — это доказывается, и каким образом нам необходимо медитировать на пустотность».
О курсе лекций «12 звеньев взаимозависимого возникновения»
Занятия с ламой Самдан (Дашидондоков)
О занятиях по й огической дыхательной практике Пранаяма
О занятиях по йоге
О курсе по практике Белой Тары
«На занятиях ученики применяют готовые распечатанные тексты с разъяснениями практики Белой Тары от досточтимого Геше Джамьян Кенце. Его интерпретации этой практики были опубликованы в различных книгах, одна из них под названием „Ло Чжонг с разъяснениями практики Белой Тары“ и является нашим учебным пособием на этих духовных встречах. Практическая часть включает медитации с визуализацией».
О курсе по буддийской психологии лориг
«Изучение происходит с опорой на тексты по этой теме из индийского монастыря Дрепунг Гоманг, адаптированные и переведённые на русский язык. Наш ум „ведомый“ — реагирует на внешние обстоятельства. Необходимо понимать изнутри этот процесс, разбираться в причинах возникновения эмоциональных колебаний, что есть 51 ментальный фактор сознания Есть поток ясного света, но как же его активировать. На основании таких вопросов, вооружившись полезными знаниями, люди начинают осознавать, как привести свой ум в совершенное состояние и, в целом, что это возможно (далее, при пошаговом погружении, необходимо уже будет переходить к изучению Праджняпарамиты). У обучающихся появляется представление о самом себе, что полезно всем, не только практикующим буддизм».
О курсе по основам тибетского языка
«Курс начинается с изучения тибетского алфавита. После этого занимающиеся учатся правильно соединять буквы, читать и вместе с этим пополняют базовый словарный запас. В перспективе, к чему стремимся в процессе — перейти на переводы текстов. Основная цель таких занятий, чтобы прихожане могли священные тексты на тибетском языке читать самостоятельно и, по возможности, понимать хотя бы основной их смысл, а в идеале — и дословно».
О курсе по основам старомонгольской письменности
«Этот курс изначально был ориентирован, прежде всего, на наших земляков из Бурятии, чтобы восстановить традиционную письменность. Важно сохранять те традиции, которые переданы нам — потомкам от предыдущих поколений, от наших предков. Будет очень печально, если это исчезнет безвозвратно. Зная свой исконно родной язык, ведь можно и читать священные тексты Будды на нём, которые доступны в настоящее время. Если, к примеру, мы изучаем сакральные тексты на тибетском языке, то, помимо самого текста в оригинале, необходимо ещё и изучать его перевод. А так, читая на родном языке, смысл текста будет понятен уже сразу — без изучения специального перевода, либо только может понадобиться перевод отдельных устаревших слов».
О курсе по основам тибетской медицины
«Конечно, в рамках таких встреч мы не готовим будущих специалистов по тибетской медицине. Этот курс больше ознакомительный, для широкой аудитории. Знакомимся с окружающим миром, в частности, с флорой, которая нас лечит. Также читаем комментарии по разных авторов, в том числе и легендарного Петра Александровича Бадмаева (Чжуд-Ши — один из фундаментальных трудов восточных лекарей о традиционной буддийской системе врачевания, канонический тибетский медицинский трактат, одинаково полезный не только практикующим специалистам, но и людям, заботящимся о своём здоровье и долголетии — прим. ред.)».