что делают во время ураза байрам
Значение праздника Ураза-Байрам и его традиции
Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) – это Праздник разговения, наступающий сразу после окончания поста Рамадан. Христиане и живущие в России мусульмане, нередко интересуются, что за событие отмечается, что можно кушать в Ид аль-Фитр, как нужно поздравлять верующих в Аллаха.
Что это за праздник у мусульман
Точной даты, прикрепленной к определенному числу, у Ураза-байрама нет, как нет и особого регламента в количестве торжественных дней. Правоверные мусульмане в разных странах могут отмечать его и несколько дней, и в официальных выходных может быть закреплено от 1 до 3 дней.
Разбег в ежегодных датах объясняется просто: праздник наступает после Рамадана, а великий пост у мусульман высчитывается по лунному календарю. Для сравнения: в 2017 году его отмечали во всем мире 26 июня, а в 2020 году он наступает 24 мая.
Первый день лунного месяца Шавваль – и есть начало Ураза-байрама. Понять, что это за важное событие для мусульман, можно по нескольким важным моментам:
Магомед ведет свою родословную от Адама и его полное имя включает имена всех предков-мужчин. Это – последний Пророк Аллаха, и в мировом религиоведении считается, что Коран – это уникальное произведение, как и другие священные книги, по которым живут верующие люди.
Ураза-байрам – не только праздник окончания великого и сложного процесса очищения. Чтобы понять, что отмечается за щедро накрытыми столами, достаточно знать, что именно в это время Мухаммед покорил Мекку и всем мусульманам был дарован Коран.
Что можно кушать
Чем длиннее пост, тем больше говорят мусульмане, но праздновать Ураза-байрам могут даже те, кто не держал пост. Поэтому в дни праздника все ходят в гости друг к другу, а хозяйки стараются, чтобы стол, на котором стоят традиционные блюда, был особенно щедрым.
Еды нужно много, поскольку праздник длится целых три дня (а иногда и больше), но особых ограничений, что можно кушать, нет, потому что мусульмане – это общность религиозная, а Ислам исповедуют во многих странах люди самых разных национальностей, и у каждой нации есть свои предпочтения в пище:
Поздравления сопровождают подарками. Современные диетологи рекомендуют постепенно переходить к обильной пище после сурового воздержания, но мусульмане – народ, чтящий традиции, и их не особо волнуют такие советы.
Что нельзя делать
Правила и запреты во многом сходны с христианскими: на Ураза-байрам в списке, что нельзя делать, находится работа – по дому, в поле, в офисе или торговой лавке. Все необходимые приготовления совершаются загодя.
Из схожих запретов: нельзя отказать в милостыне нуждающемуся, в пище голодному, обязательное правило – что делать, если видишь, что кто-то не может праздновать из-за отсутствия денег (соседи или посторонние люди) – их надо накормить, чтобы они тоже могли праздновать и радоваться великому празднику.
Как нужно поздравлять
Не нужно бояться поздравлять своих сограждан с великим мусульманским праздником, есть определенное приветствие – «Ид – Мубарак», означающее «Желаю благословенного праздника». Однако особых ограничений, как это можно сделать иноверцу, нет.
На Ураза-байрам желают исполнения всех желаний, здоровья и благоденствия, счастья, процветания и долгой жизни. Как поздравлять, подскажет собственная фантазия, привычные формулы вежливости и желание сделать приятное в день святого праздника мусульман.
Традиции
Есть 7 правил, которые должны быть непременно выполнены, чтобы Ураза-байрам был по-настоящему традиционным, хотя в разных республиках и есть свои обычаи, обусловленные национальными особенностями:
Идеи духовного очищения, совершенствования и добрых дел, во имя милости Аллаха – основные нити, которые пронизывают пеструю праздничную ткань в любой мусульманской стране.
Подводя итоги
Что можно, а что нельзя во время уразы?
Что можно, а что нельзя во время уразы? Отвечая на этот вопрос, хотелось бы указать, что разрешенные действия бывают обязательными, желательными и второстепенными, также как и запретные действия бывают строго запрещенными, нежелательными и действия нарушающие этикет поста.
Обязательные действия Обязательные действия делятся на две категории: на внутренние обязательства (рукн) и внешние обязательства (шурут) и к ним можно отнести следующие вещи:
Внешние обязательства (шурут) делятся на три вида:
· Условия обязательства ( шурут вуджуб).
· Условия исполнения обязательств ( шурут адаи вуджуб).
· Условия правильности исполнения (шурут сыхха).
Условия обязательства:
1. Ислам. Как известно, что пост является поклонением ради Всевышнего Аллаха, значит, требуется, чтобы постящийся был мусульманином и проявил свое подчинение к Аллаху и постился ради лика Его. Пост не принимается, пока человек не будет поститься ради Единого Всевышнего Аллаха.
3. Совершеннолетие. Эти условия также обязательны для соблюдения поста. В исламе ребенок или сумасшедший не являются дееспособными, с них не требуется соблюдение канонов ислама, но надо отметить если ребенок будет поститься, то вознаграждение будет записываться как ребенку, так и родителям. Желательно приучать детей к посту с семилетнего возраста, заставлять же их поститься следует, когда они достигают десяти лет. Основанием являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Приучайте своих детей к молитве к семи годам и бейте (заставляйте) их, когда они достигнут десяти лет». Сунун Дар Кутани1\ 230 Делая сравнение к молитве ученые ислама говорят, что такое же положение касается и поста.
4. Знание о наступлении месяца Рамадан. Незнание в исламе имеет значимость на прощение грехов и снятия исполнения обязательства.
Условия исполнения обязательства:
Этот пункт отличается от предыдущей тем, что на вышеперечисленных не возлагается соблюдение поста вообще, а эти две категории обязаны соблюдать пост в основе, но не обязаны в данном положении, но имеют право на соблюдение поста.
1.Быть здоровым для соблюдения поста
2.не находиться в пути (то есть не быть путником).
Эти два условия разрешения разговения упоминаются в Коране в Суре «аль-Бакара» в 184 аяте: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней».
Условия правильности исполнения: Несоблюдение этих условий приводит к нарушению поста.
1. Намерение для соблюдения поста. Как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждое дело по намерению». Хадис приводит Аль-Бухари №1. Достаточно сделать намерение на соблюдение поста в Рамадан в начале месяца. Если даже не намеревается на Рамадан, то пост все равно будет считаться, как будто бы держал Рамадан.
2. Женщине необходимо быть чистой от месячных и
3. Послеродовых кровотечений. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время месячных и послеродовых кровотечений мы оставляли пост и молитву, восполняли же только пост». Хадис приводит Имам Муслим № 335;
4.Необходимо воздерживаться от поступков портящих пост.
Желательные действия во время поста:
3. Оставлять действия, которые в последствии могут привести к нарушению поста (как, например, долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробовать еду на вкус, при приготовлении, полоскание горла;
4. Кормить постящихся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося, которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося». Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге «Таргиб и Тархиб» 2\146;
5. Начинать пост не в оскверненном состоянии. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари;
7. Сдерживать языка от лишних слов а части тела от ненужных поступков (как, например, пустословить, смотреть телевизор). Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету, лгать;
8. Побольше совершать добрые дела. Вознаграждение за благие дела в месяц Рамадан увеличивается до 70 раз;
9. Постоянное чтение Корана и поминание Аллаха;
11. Частое произношение слова «Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни», что означает, «О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!».
12. Ожидание ночи Предопределения.
Второстепенные действия, в соблюдении которых нет ни греха, ни вознаграждения:
1. Поцелуи, если человек возобладает собой. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, будучи постящимся. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима;
2. Нанесение сурьмы и благовоний;
3. Чистка зубов, пользование мисваком. «Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он постоянно пользовался мисваком во время поста.». Этот хадис приводит ат-Тирмизи;
4. Полоскание рта и носа;
5. Недолгое купание. «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от осквернения, будучи постящимся». Это хадис приводится аль-Бухари, Муслим;
6. Непроизвольное попадание снега или пыли в рот;
7. Непреднамеренная рвота;
Положения, которые являются причинами для разрешения разговения человеку:
1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;
2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и если днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней.» Сура «аль-Бакара» 184 аят;
3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». Передал Имам Ахмад, «Асхаб Суннан» книга Найлуль-Автар 4\230;
5. Принуждение, не зависящее от самого человека.
Нежелательные действия во время поста:
1. Проба пищи на вкус;
2. Жевание чего-нибудь;
3. Поцелуи если человек не сможет возобладать собой;
4. Совершение таких действий, которые приводят к слабости организма и могут послужить причиной нарушения поста как, например, сдача крови во время поста;
6. Полоскание горла;
7. Трата времени на пустые разговоры.
1.Действия нарушающие пост и требующие восполнения и возмещения ( 60 дней непрерывного поста за один нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений два:
2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводит Аль джамага, Найлуль Автар 4\214;
Действия нарушающие пост и требует только восполнения ( 1 день поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:
1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;
2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;
3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.
15 дел, которые желательно совершить в Ураза-байрам (ВИДЕО)
Ураза-байрам – это один из самых значимых дней Всевышнего Аллаха. В Исламе предписано проявлять в этот день радость по случаю завершения одного из высоковознаграждаемых видов богослужения – поста в благословенный месяц Рамадан.
После Рамадана наступает месяц Шавваль, первый день которого и является праздничным днём Ураза-байрам. Именно в этот день Всевышний Аллах запретил своим рабам соблюдать пост. Также с этим днём связано множество шариатских решений.
В частности, всем верующим по завершении поста следует веселиться вместе со своими семьями. Желательно приветствовать этот день огромной радостью, искренним восторгом и благодарностью Всевышнему за Его обильные дары и подаяния.
Учёные, говоря на эту тему, подробно разъяснили все хукмы (шариатские решения), касающиеся желательных действий и этикета праздничного дня. Особое внимание они уделили совершению особенной для этого дня желательной молитвы. Также в этот день предписана раздача обязательного закятуль фитра, у которого также есть свои отдельные постановления и правила.
В общем, в этот день есть много желательных действий, следование которым украшает мусульман, которые придерживаются пути Пророка ﷺ и опасаются совершения порицаемых и запретных дел.
Что же именно желательно совершать в этот день?
Далее мы перечислим деяния, которые желательно совершить в Ураза-байрам.
1. Бодрствование в ночь накануне Ураза-байрам.
Передают от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ قَامَ لَيْلَتَيْ الْعِيدَيْنِ مُحْتَسِبًا لِلَّهِ لَمْ يَمُتْ قَلْبُهُ يَوْمَ تَمُوتُ الْقُلُوبُ
«В тот День, когда будут умирать сердца, не умрёт сердце того, кто станет бодрствовать и заниматься поклонением Аллаху в ночи обоих праздников». (Ибн Маджах, 1782)
2. Чтение Такбира.
Лучше всего читать такбир в следующей формулировке: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху ва Ллаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли-Лляхи-ль-хамд».
Время праздничного такбира наступает с заходом солнца в последний день месяца Рамадан и завершается с момента вступления имама в праздничный намаз.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ
(смысл): «И Аллах хочет, чтобы вы довели число дней поста до месяца, и чтобы вы возвеличивали Аллаха (по завершении поста) за то, что Он направил вас на истинный путь, даровав необходимые знания». (сура Аль-Бакара: 185)
Во время чтения такбира желательно повышать голос, проявляя уважение и почёт к одному из символов Ислама в этот день.
3. Ритуальное купание.
Верующему желательно искупаться до того, как выйти для совершения праздничного намаза. Это подтверждается преданием от Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), а также аналогией (кыяс) с купанием для пятничного намаза.
4. Красивая одежда.
В Ураза-байрам также желательно нарядиться в красивую одежду. Эта сунна была распространена и во времена Пророка ﷺ – в праздничные дни и при встрече делегаций.
5. Использование благовоний.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
حُبِّبَ إِلَيَّ مِنَ الدُّنْيَا النِّسَاءُ وَالطِّيبُ، وَجُعِلَ قُرَّةُ عَيْنِي فِي الصَّلَاةِ
«Мне из этого мира привили любовь к женщинам и благовониям, а услада моих глаз была сделана в молитве». (набор слов) (Ан-Насаи, 8836, Табарани, «Му’джам аль-Аусат», 5772)
6. Принятие пищи перед выходом на праздничный намаз.
Желательно съесть нечётное количество фиников или что-нибудь другое перед тем, как направиться на праздничную молитву. Об этом свидетельствует хадис, переданный от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لاَ يَغْدُو يَوْمَ الفِطْرِ حَتَّى يَأْكُلَ تَمَرَاتٍ
«В день разговения Посланник Аллаха ﷺ никогда не выходил (из дома на праздничный намаз), не съев несколько фиников». (Бухари, 953)
7. Выбор разных маршрутов по пути на праздничный намаз и обратно.
Желательно направляться на праздничный намаз по одной дороге, а возвращаться по другой, согласно хадису, передаваемому Джабиром ибн Абдуллой (да будет доволен им Аллах):
كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا كَانَ يَوْمُ عِيدٍ خَالَفَ الطَّرِيقَ
«В день праздника Пророк ﷺ обычно возвращался обратно с намаза не тем путём, которым он шёл на него». (Бухари, 986)
8. Поход на праздничный намаз пешком.
Также желательно идти на праздничную молитву пешком. Нет ничего предосудительного в том, чтобы отправиться на праздничный намаз верхом, однако Пророк ﷺ обычно отправлялся пешком.
9. Проявление радости.
Хафиз ибн Хаджар Аль-‘Аскалани сказал: «Поистине, проявление радости и веселья в дни праздников – это обряд религии!». («Фатх аль-Бари»)
10. Садака.
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
خَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي أَضْحًى أَوْ فِطْرٍ إِلَى المُصَلَّى، ثُمَّ انْصَرَفَ، فَوَعَظَ النَّاسَ، وَأَمَرَهُمْ بِالصَّدَقَةِ، فَقَالَ: أَيُّهَا النَّاسُ، تَصَدَّقُوا، فَمَرَّ عَلَى النِّسَاءِ، فَقَالَ: «يَا مَعْشَرَ النِّسَاءِ، تَصَدَّقْنَ، فَإِنِّي رَأَيْتُكُنَّ أَكْثَرَ أَهْلِ النَّارِ
«Однажды, в день жертвоприношения (или разговения) Посланник Аллаха ﷺ вышел на праздничный намаз. Потом, покинув место намаза, он стал увещевать мужчин и повелел им давать милостыню. Он сказал: «О люди, подавайте милостыню». После этого он подошёл к женщинам и сказал: «О женщины, подавайте милостыню, ибо, поистине, я видел, что вы составляете большинство обитателей Ада»». (Бухари, 1462).
11. Сивак.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:
لَوْلا أنْ أشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلاَةٍ
«Если бы не считал я, что для моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы сиваком перед каждой молитвой. (Бухари, 7240; Муслим, 252)
12. Выплата закятуль фитра.
Закятуль фитр является обязанностью каждого мусульманина, и его желательно выплатить до праздничного намаза.
13. Совершение праздничного ‘Ид намаза.
От Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся хадис:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَخْرُجُ يَوْمَ الفِطْرِ وَالأَضْحَى إِلَى المُصَلَّى، فَأَوَّلُ شَيْءٍ يَبْدَأُ بِهِ الصَّلاَةُ
«В день разговения (Ураза-байрам) и в день жертвоприношения (Курбан-байрам) Посланник Аллаха ﷺ всегда выходил к месту намаза, и первым, с чего он начинал, был намаз». (Бухари, 956)
14. Присутствие на праздничной хутбе.
Тем, кто присутствовал на праздничной молитве, также желательно присутствовать и на праздничной хутбе, которую читает имам после завершения ‘ид-намаза. Однако есть и выбор: послушать хутбу или уйти.
От Абдуллаха ибн Ас-Саиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّا نَخْطُبُ ، فَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يَجْلِسَ لِلْخُطْبَةِ فَلْيَجْلِسْ ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يَذْهَبَ فَلْيَذْهَبْ
«Мы будем читать хутбу, кто хочет, может остаться, кто хочет, может уйти». (Абу Давуд, 1155)
Несомненно, будет лучше остаться и дослушать хутбу до конца.
15. Поздравление с праздником и посещение друг друга.
Желательно в Ураза-байрам посещать друг друга, согласно хадису Айши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится, что в день праздника рабыни пели, и тогда Пророка ﷺ навестил Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). (Бухари)
В другом хадисе говорится, что Пророк ﷺ посетил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).
Также желательно поздравлять друг друга с праздником Ураза-байрам. Ибн Хаджар привёл хадис от Джубайра Ибн Нуфайра с достоверным иснадом: «Сподвижники Пророка в праздничный день, когда встречали друг друга, обращались со словами: «Пусть Всевышний примет у нас и у вас»».
Дополнительная рекомендация в праздничный день
Мусульманину в праздничный день также следует обратить особое внимание на следующие вещи:
1. следует надеяться на принятие Всевышним поклонений по милости Аллаха, получение вознаграждения за посты и бдение ночей в течение месяца Рамадан. Также следует помнить и печалиться о потере того, чем он не воспользовался в эти дни;
2. в этот день нужно помнить о словах Всевышнего:
وَلاَ تَكُونُواْ كَالَّتِى نَقَضَتْ غَزْلَهَا مِن بَعْدِ قُوَّةٍ أَنكَـثًا
(смысл): «И не уподобляйтесь той (женщине), которая распустила пряжу после того, как спряла её». («Ан-Нахль», 92)
Пусть каждый человек спросит себя, за счёт чего можно получить желанную награду за пост. Ведь её можно заслужить только богобоязненностью и противостоянием усладам этого мира и страстям своего эго;
3. следует продолжать совершать то, в чём мусульманин постоянствовал в течение месяца Рамадан: чтение Корана, участие в коллективной молитве, присутствие в местах поминания Аллаха; и не возвращаться к прежним проступкам, которые навлекают гнев Создателя;
4. пусть мусульманин знает, что сутью праздника является крепкое удержание за вервь Всевышнего и избегание Его гнева. И пускай знает, что истинное счастье заслужит тот, кто на своём жизненном пути придерживается пути Священного Корана и Сунны Пророка ﷺ ;
5. также следует в этот праздничный день остерегаться традиций и обычаев, которые противоречат Шариату и за которые можно впасть в грех. К примеру, рукопожатие с посторонними женщинами, не являющимися близкими родственницами (махрам), присутствие в местах, где смешиваются мужчины и женщины, и т. п.
Пусть Всевышний примет пост у нас и у вас.
Магомедрасул Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ураза-байрам
В мусульманском календаре двумя главными ежегодными праздниками являются — ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам), праздник окончания поста, и ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), праздник жертвоприношения.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница — это госпожа [глава] дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].
Как называется праздник Ураза-байрам в богословской терминологии?
‘Идуль-фитр, праздник разговения, окончания поста.
Что значит религиозный праздник по шариату?
Праздник подразумевает выходной день, выполнение предписанных ритуалов и общение с близкими, родными или друзьями.
Как его отмечать?
Желательным является в ночь на праздник помолиться — совершить дополнительные молитвы-намазы, а также молить Бога о желаемом; наполнить эти ночи чтением Корана (можно читать и перевод смыслов) и восхвалениями Всевышнего. Безусловно, в меру, чтобы потом не проспать праздничную молитву и проповедь.
Передается, что молитвы-ду‘а верующих, вознесенные именно в ночное время перед Уразой-байрамом, будут непременно услышаны.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), с ожиданием вознаграждения [за нее только] от Аллаха (Бога, Господа), сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут»[2].
Как подготовить себя к праздничному намазу?
Перед тем как пойти в мечеть желательно (мустахаб) совершить полное омовение и, использовав лучшие ароматы, благовония, надеть праздничную, парадную одежду[3]. Также перед отправлением в мечеть обычно съедают что-то сладкое, а лучше — нечетное количество фиников. Очень желательно заблаговременно приехать в мечеть, чтобы занять место в первых рядах для совершения праздничной молитвы.
Как отмечал праздник пророк Мухаммад и сподвижники?
В ночь на праздник совершались дополнительные молитвы. Отправляясь на праздничную молитву, Пророк надевал праздничную одежду и использовал прекрасные благовония. Все в обязательном порядке совершали праздничную молитву, слушали праздничную проповедь, а после поздравляли друг друга с праздником, навещая близких или приглашая гостей.
Как провести время праздничного дня?
В эти дни поощряются особая щедрость и внимание главы семьи к своей супруге, детям и родственникам. Крайне необходимо, особенно в это время, укреплять родственные отношения, созваниваясь, навещая и приглашая друг друга в гости[4].
Как отмечать праздник тем, кто не является семейным человеком (не женат, не замужем)?
Праздник – повод встретиться с друзьями и родственниками.
Надо ли готовить специальные блюда?
Канонически не требуется приготовлять какие-то особые блюда. Здесь все зависит от местных национальных и культурных традиций. Ислам не запрещает традиции.
С какого момента наступает праздник?
Уразу-байрам празднуют в первый день месяца Шавваль, в этом году — 15 июня. Наступает он с заходом солнца 14-го июня. Именно поэтому последний Таравих совершается 13-го июня.
Можно ли дарить людям подарки?
Можно и нужно: подарки, праздничный стол, приглашение гостей, поздравление и посещение близких и друзей.
Какое ду‘а читать в праздник?
Нет специальных молитв-ду‘а. Просите у Всевышнего то, в чем нуждаетесь или хотите получить (изменить, преобразить в своей жизни), просите за своих родственников и близких. Вы можете читать ду‘а на своем родном языке. Всевышний все слышит и знает.
Какой намаз читать в праздник?
Праздничную молитву-намаз. Время ее совершения наступает через 20–40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр). Местные имамы и муфтии заблаговременно назначают время начала молитвы, чтобы люди пришли именно к этому моменту. Потому заранее узнайте о месте и времени проведения праздничной молитвы в вашем городе.
Первым делом совершается коллективная праздничная молитва в два ракяата, после которой имам с минбара проводит две короткие праздничные проповеди.
Можно ли женщинам посещать праздничную молитву?
Праздничную молитву посещают обычно только мужчины. Женщины также могут прийти на праздничный намаз, но необходимости в этом нет. Если женщина собирается пойти, ей заблаговременно следует узнать, будут ли специально отведенные для женщин места. Обычно их не бывает, так как мужчин приходит крайне много, и они заполняют все залы внутри здания мечети, а также все прилегающие территории снаружи.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 193, хадис № 1782; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903, «хасан».
[3] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 1. С. 85; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 567, 568.
[4] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1412–1415.