что дьявол делает с душами
Зачем дьяволу человеческие души
Душа человека — бесценный дар от Бога
Чтобы понять, зачем дьявол охотится за душой человека, нужно знать кто он такой. Сатана не всегда был таким, изначально он был Ангелом, которого Бог очень любил. Звали этого ангела Люцифер. Гордыня обуяла дьявола, он захотел сравняться с Создателем, и был повержен с небес. С тех пор он охотится за самым бесценным творением Создателя — бессмертной душой человека.
В христианстве Сатана изображается как искуситель и главный среди падших ангелов, который будет побежден в конце времен.
Образ дьявола нередко вдохновлял писателей, художников, поэтов и музыкантов на протяжении всей истории искусства.Многие знают произведение Гете «Фауст», где доктор Фауст продал свою душу дьяволу, а взамен получил секрет вечной жизни, познание и власть. Трагедия была написана еще в XVI веке, но данная тема будоражит умы людей и в наше время.
Можно верить или не верить в Бога, но отрицать, что внутри каждого ежедневно происходит борьба светлого и темного начала невозможно. Каждый раз мы стоим перед выбором, иногда сомнения в правильности решения терзают наше сердце. На что мы готовы пойти и чем пожертвовать ради достижения своей цели? Ответ на этот вопрос каждый находит сам.
Ежели Бог — абсолютная свобода, то дьявол — абсолютное рабство.
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Душа это бесценный дар, который дал нам любящий Создатель, и которая делает людей созданными по образу и подобию Божьему. Само собой, главный враг Бога будет всеми силами стараться отнять у нас то, чем нас одарили свыше.
Дьявола интересуют далеко не все души
Еще в эпоху Средневековья люди были уверены, что дьявола особенно привлекают именно невинные души. За ними он ведет особенную охоту. Для него большое удовольствие погубить душу чистого, неординарного человека.
Самая изощренная хитрость дьявола состоит в том, чтобы уверить вас, что он не существует!
Шарль Бодлер
Находясь на Земле, человек постоянно находится под угрозой возможности попасть под власть дьявола. Праведника он будет заманивать, соблазнять и запугивать, ожидая момента, за который можно зацепиться. Человек даже сам не поймет, как оказался во власти дьявола.
С давних пор люди знали, что никогда и никому дьявол не помогает бесплатно. А единственно, что его интересует в человеке- это его бессмертная душа.
Продать душу дьяволу можно уже при жизни. В основном, поддавшись искушению деньгами. Сколько бесчеловечных преступлений совершается в мире из-за денег. Обманщик знает, чем соблазнить человека. Ведь так много людей мечтают о роскошной и беззаботной жизни, но какую цену они готовы за это заплатить и кому? Ответ на такой вопрос каждый ищет сам.
Тайны мира и человека
Зачем дьяволу наши Души?
Все мы часто слышим о продаже Души Дьяволу — Что это Почему это делают Для чего продавать свою душу Дьяволу Что дает продажа души Дьяволу — Что можно получить от продажи своей души Дьяволу С данной сделкой существует очень много вопросов…..А самое главное зачем Дьявол собирает души человеческие.
Начну с того, что продажа души в русской черной магии достаточно широкое понятие. Не стоит думать, что совершить подобную сделку может каждый желающий и получить несметные блага за это.
Все имеет свою цену и вес, в т.ч. и душа каждого отдельного человека.
В магии существует ряд обрядов позволяющих получить желаемое в обмен на душу. Это могут быть как приворотные работы, так и на желание, деньги. Проводить подобные обряды могут, как правило, только опытные практики, мастера, имеющие многолетний опыт и крепкую связь с темными силами. Итак, расскажу немного какие же последствия могут быть для человека, решившегося на подобное:
— человек умирает гораздо раньше своего жизненного срока по судьбе, так как часто сделка заключается на определенный срок
— душа человека после смерти идет в услужение силам, с которыми заключалась сделка. Не всегда на сделку приходит сам Дьявол Часто души идут в услужения его помощникам Нечто Подобное происходит и при настоящем посвящении себя работе с отдельными богами и т.д.
Так сколько же стоит душа? Спросите Вы И какую душу Дьявол возьмет себе, какую отдаст своим слугам, а какой побрезгует.
Душа сильного, мудрого, волевого энергичного человека с хорошей судьбой достаточно весома. Но самой ценной будет душа колдуна или человека, чья сила воли находится на уровне практика Душа игрока любимое лакомство, души жадных к деньгам людей или душа праведного человека.
Многие обыватели мечтали бы продать душу Дьяволу, скажем, за миллион долларов или же за любовь какого-то человека. Однако надо понимать, что для темных сил такой «товар» может и не представлять особой ценности.
Для чего им нужна душа слабовольного человека, имеющего свои пороки? Она итак может достаться им без труда.
Важно также понимать и осознавать, за что вы обрекаете себя на вечное служение в посмертии. Если цель так высока, как описал Гете, тогда это еще хоть как-то оправдано. Фауст продал свою душу за глубинные познания всего мироустройства. — Если же вы просто хотите, чтобы «вот тот симпатичный мальчик обратил на меня внимания»… Впрочем, каждый сам назначает себе цену. Продавать душу или нет – дело каждого.
Существует ошибочное мнение, что все черные колдуны при посвящении уже продали душу Сатане. Но это не так. Чернокнижники работают с бесами на взаимовыгодных условиях, в посмертии колдун сам сможет выбрать, куда ему пойти, стоит ли воплощаться вновь и стоит ли вообще воплощаться. Если он захочет остаться с бесами, он так и продолжит с ними свое сотрудничество, но не станет рабом. Так что адекватный практик вряд ли решится на такой странный шаг. Но если человек твердо решит, что во что бы то ни стало хочет получить что-то, и темные силы согласятся на договор, то это его выбор со всеми вытекающими последствиями.
А для чего Дьяволу нужны души? Существует много мнений как в Библии так и в мифологии, и других верованиях.
Одни утверждают что Дьявол собирает свой легион что бы выступить против Создателя.
Другие говорят что ему нужны души что бы доказать свое величие Так как Дьявол противостоящий Богу И он толкает нас на поступки в следствии которых души после смерти попадают в Ад.
Третьи что Ад это чистилище где грешники муками искупают свои грехи И чем больше душ будет у Дьявола тем веселее будет его слугам
В заключение хочется повторить мудрое небезызвестное ныне выражение: «Подумайте, разве Дьяволу нужна душа, униженно выставляющая себя на продажу?».
И запомните что если Вы захотели продать свою Душу Дьяволу Назначьте за нее высокую цену Так как Душа какая бы она не была она бесценна А душа алчного человека и так достанется Бесам стоит только подождать
А Бесы умеют ждать…..
Реальные истории продажи Души Дьяволу:
Это, тоже совершенно реальная история из жизни, которую мне позволил узнать Господь. Года три назад у меня случайно завязалось в Интернете знакомство с одним мужчиной и у нас завязалась переписка. Видимо у него всё очень сильно наболело, к тому же он попал действительно, как ему казалось в безвыходное положение, поэтому конечно, не сразу, но он мне все рассказал. Рассказал о том, как он больше 10 лет назад — ПРОДАЛ свою душу диаволу.
Да, он так прямо и честно сказал: «Я продал — свою душу, ПРОДАЛ её — за деньги и хорошую жизнь, но как жестоко я ошибся!»
Вот как это было. Виктор, так звали этого человека, до продажи своей души — был неудачливым бизнесменом, его бизнес разваливался, поэтому он залез в большие долги, которые надо было отдавать, жене надоела такая жизнь и она ушла от него, друзья тоже отвернулись, одно время Виктор даже сильно запил, но потом потихоньку пришел в себя и стал думать, что делать, как и на что жить дальше? И тут он вспомнил какую-то байку, что типа, если продать свою душу диаволу, то можно получить хорошие деньги, и Виктор решил попробовать. Терять ему, как ему самому казалось все равно было — нечего и он рискнул.
Как он это сделал, Виктор не стал говорить, но сказал, что в назначенное место и время пришел худощавый человек в черном. Виктор написал ему обычную расписку, что ПРОДАЁТ свою душу — за помощь в бизнесе и несколько миллионов долларов и тот эту расписку забрал. Всё было как-то обыденно, ничего такого не произошло на этой встрече, а вот дальше начались — чудеса…
Бизнес начал стремительно — развиваться, доходы — потекли рекой, Виктор через короткое время напрочь забыл о том времени, когда у него не было денег. Купил одну хорошую машину, через полгода купил мерседес, дальше больше. Купил дорогую элитную квартиру с пентхаусом, потом построил большой загородный дом, постоянно начал ездить отдыхать за границу, купил в Испании виллу. Теперь он уже владел крупной строительной компанией, дорогие рестораны, женщины, жизнь, как говорят — била ключом!
Так прошло несколько лет. И тут, всё ему вдруг разом наскучило, деньги, машины, женщины — перестали радовать, к тому же, как-то остановившись перед светофором он вдруг увидел — человека в черном, Виктор сразу же его узнал, хотя давно его не видел и вокруг было много людей, и тот ему приветливо кивнул и показал рукой — на часы. И Виктор понял, что пришло его время — ПЛАТИТЬ по счетам за свою шикарную жизнь.
Дальше начались странности, он вдруг начал ловить себя на мысли о самоубийстве, едя в машине за рулем, вдруг приходила шальная мысль, что надо разогнаться на машине и врезаться — либо в столб, либо в стену дома. Эти мысли были настолько сильными и навязчивыми, что он не знал как от них отвязаться. Вот, в этот сложный и страшный момент мы с ним и познакомились в интернете.
Эта история произошла с моим другом Евгением, лет 14 назад, он тогда еще был крепок и силен, ростом под два метра, здоровый, молодой мужчина 36 лет. Способный, руки золотые, но была одна проблема – пил, разошелся с женой и жил в общежитии в комнате оставшейся ему по наследству от его бабушки. Получилось так, что он мне сам об этом случае рассказал, который с ним произошел буквально накануне ночью. Евгений был трезвый, утром надо было идти на работу, да и денег не было, до зарплаты еще долго.
Вот что он рассказал. Евгений очень любил читать книги и обычно вечера проводил за чтением книг, так было и в ту ночь, время было уже около часу ночи, когда вдруг, в его дверь постучали. Надо сказать, что незадолго до этого случая я к нему заходил в гости и подарил ему Новый Завет в желтой обложке. Женя заинтересовался и стал читать Новый Завет, как раз в это время, когда к нему постучали. Он встал, подошел к двери и спросил: «Кто?» Ему вежливо ответили из-за двери: «Евгений Николаевич, здесь проживает? Можно к вам войти?»
Евгений открыл дверь и видит, стоит высокий худощавый черноволосый мужчина. Самое удивительное это то, как он был одет. Одет он был — в черный фрак, в черные брюки, сверху был накинут — черный плащ, одет был — в черные, лакированные ботинки, на голове у него был высокий — черный цилиндр, а в руках была длинная трость.
И весь этот мужчина был, как будто бы из прошлого века, — взгляд властный, холодный, голос стальной. Евгений пригласил его войти, ему стало интересно, что это за поздний незваный гость, да еще в такой старомодной одежде к нему вдруг нагрянул в столь позднее время. Мужчина прошел в угол комнаты и сел в кресло, и подняв голову взглянул Евгению прямо в глаза. От него несло волной какого-то непонятного тяжелого страха.
Он улыбнулся, положив ногу на ногу, взяв трость в руки, одетые в белые перчатки, что было очень непонятно и удивительно – на дворе еще было достаточно тепло, стоял месяц сентябрь в полном разгаре. Мужчина сказал: «У меня к вам предложение. Я готов прямо сейчас доставить в вашу комнату два ящика водки, хорошей закуски и дать вам денег столько, сколько вы пожелаете». Женя опешил и спросил: – «Вы это серьезно?» — «Да». Ответил мужчина в черном: — «Это более чем серьезно! Вы даже не представляете мои возможности. Хотите прямо сейчас к вам в комнату внесут новую дорогую мебель, хороший телевизор, в общем все, что вы захотите». Евгений ответил: — «С чего бы это вдруг, мне может оказана такая честь? Денег у меня нет даже на бутылку, чем же я тогда должен, все что вы мне предлагаете – оплатить?»
И тогда ночной гость улыбаясь сказал следующее: Евгений Николаевич, у вас есть очень дорогой товар, за который я готов — заплатить любую цену, не торгуясь. Хотите, у вас будет шикарная благоустроенная квартира в центре, с дорогой обстановкой, хороший автомобиль и много денег? И всё это я вам отдам — за сущий пустяк для вас».
Евгений спросил: — «Что может быть у меня такого ценного — для вас и в тоже время — пустяком для меня? Что-то я вас не понимаю». Человек в черном продолжил: «Да, это действительно для вас – сущий пустяк, не имеющий для вас никакой ценности, — ПРОДАЙТЕ мне вашу душу!»
Только сейчас до Жени дошло, кто пришел к нему в гости. Женьке стало страшно и тут он сам, неожиданно для себя, резко протянул руки и схватил Новый Завет с дивана на котором сидел и сильно прижал его к груди. – «Уходите!» — сказал резко и грубо Евгений.
И тут мужчина в черном — снял перчатки с руки и Евгений увидел как из под перчатки — показались не обычные человеческие руки, а костлявые лапы, — с длинными, загнутыми когтями и зеленой чешуйчатой кожей. Евгению стало страшно!
Человек в черном поднялся и пошел к двери, в дверях он остановился и погрозив длинным когтем сказал: «Вы всё же хорошенько — подумайте над моим предложением. Жить вам и так осталось немного, а так хоть поживёте в своё удовольствие! Ну зачем вам – ваша душа, какой вам от этого толк? Лучше продайте, пока я её ещё у вас покупаю, а то ведь так и задарма — могу забрать».
Повернулся и вышел. Евгений бросился к двери и закрылся на ключ и тут почувствовал, что весь покрылся холодным потом. Вот какие истории бывают и в наше время.
Вот какой случай произошел недавно в Бразилии. «Это было, как кошмарный сон, — говорит Андреа Муртадо, 48-летний Продажа души диаволубизнесмен из Рио-де-Жанейро. — У меня все еще голова болела: накануне я как следует «принял» с каким-то незнакомцем в местном баре, а глубокой ночью меня разбудил звонок телефакса, стоящего на столике рядом с кроватью».
Через минуту он выдал какой-то документ. Это оказался дубликат… контракта с дьяволом, составленного вполне современным языком и подписанного мною. В нем говорилось, что за богатство и успех в бизнесе я отдаю владыке смерти мою бессмертную душу. Поначалу мне показалось, что надо мной кто-то решил подшутить.
Когда Андреа закончил читать, из листка бумаги «выстрелили» огненные лучи. В один миг загорелась спальня, а затем пламя охватило весь дом. Хозяин все же успел позвонить в пожарную службу, прежде чем покинул виллу. Контракт же так и остался у него в руке.
Пожарные оказались бессильны перед огнем, и вскоре от дома остались одни только головешки.
«Вилла — это мелочь, — заявляет сегодня Муртадо. — Она была застрахована на большую сумму, и я еще и заработал на этом. Но как разорвать контракт с дьяволом? Вот в чем проблема… Алкоголь толкнул меня в пропасть».
Бизнесмен говорит, что не радуется свалившемуся на него богатству. Его мучают ночные кошмары, преследуют мысли о предстоящем вечном пребывании в преисподней, и сейчас он ищет способ расторгнуть контракт с дьяволом. После недолгих размышлений он пришел к выводу, что посланником Преисподней, ясное дело, был тот самый незнакомец, с которым они выпивали в баре.
«Глаза у него горели, как головешки, он буквально гипнотизировал меня, — вспоминает Андреа. — Этот тип ставил мне рюмку за рюмкой до тех пор, пока я не потерял всякое соображение. Помню, что я признался ему о своих мечтах стать богатейшим человеком в стране. Он ответил, что может это легко сделать, но несколько необычным способом. И тут же подсунул листок, на котором был написан дьявольский контракт. Я, как последний идиот, позволил уколоть себе иголкой палец и подписался кровью».
Андреа Муртадо сейчас купается в деньгах: каждая сделка сегодня приносит ему громадные барыши, он постоянно выигрывает во всех лотереях, а владельцы казино готовы платить ему только за то, чтобы он у них не играл.
Но бизнесмен готов отдать все свои богатства, чтобы спасти душу и избавиться от контракта.
К сказанному остается добавить, что дьявол ныне уже освоил интернет и сам предлагает свои услуги. Не так давно там появился удивительный сайт. Его владелец (или владельцы), ничтоже сумняшеся, предлагает всем желающим купить их бессмертные души.
Что будет если продать душу дьяволу — последствия
Продажа души Дьяволу — это договор с темными силами, при котором человек получает все земные удовольствия, а именно: богатство, слава, успех, любовь, в обмен на свою душу. Существует способ как продать душу Дьяволу. Попробуем разобраться, что же подразумевает под собой эта сделка, каковы ее последствия, и что будет, если продать душу Дьяволу.
Получить консультацию черного колдуна о продаже души Дьяволу и исполнении своих желаний. Эл. почта: devil@hronokod.ru
Что будет если продать душу дьяволу? Какие последствия продажи души Дьяволу?
Почему Дьявол заинтересован в скупке человеческих душ? На этот вопрос дает ответ демон Азазель. Колдун, вступивший с ним в разговор и спустившийся в Ад, рассказывает, что люди, которые после смерти продали душу Сатане, становятся демонами, солдатами армии Дьявола. Князь тьмы собирает свою армию, для последней битвы против бога. Продать душу Дьяволу достаточно просто – необходимо лишь воспользоваться услугами грамотного проводника между мирами. Также, необходимо сильно желать обменять свою душу на конкретные материальные или нематериальные блага, отказаться от бога.
Информация от черного колдуна Дмитрия, посредника между мирами:
Я спросил у Азазеля, что происходит с людьми, которые продали свою душу Дьяволу, и какая выгода Темным Силам от сделки с ними. На что он дал мне следующий ответ:
”Ты… хочешь меня спросить, колдун… кто продал душу, и что же с ними произошло потом? Даже глупцу понятно, что такие люди как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Наполеон, Билл Гейтс, солист Биттлз, да и многие другие музыканты, политики, миллиардеры — мировая элита, продали свою душу. Они желали безграничной власти, денег, уважения и славы, и они получили её. Ты спросишь меня, что взамен получили мы? Подумай сам, ведь эти люди в любом случае попали бы в Ад. Но важно, каким именно образом они бы здесь оказались… и кем бы стали. Взамен, мы получили самых верных и преданных помощников. И мы знаем, что этот дух, не предаст нашу орду во время финальной битвы против бога. Это наши наемники. У вас, на Земле — есть наемники, и у нас они тоже есть… Огромное количество людей, продавших душу Великому. Но о них никто не знает — их интересовала другое: любовь, человеческое счастье и спокойная жизнь в роскоши, деньгах и достатке. Попроси Мирового господства, как Гитлер, мы бы им дали. Сам же Гитлер проиграл войну только потому, что стал охотиться за граалем, посудой христа, чем и нарушил наш договор, разгневал Великого, и проиграл войну. Но у него в запасе, было несколько лет, по договору, с помощью которых, он бы точно выиграл эту войну и получил желаемое. Но правила — есть правила, договор — есть договор… а против договора идти нельзя. И Наполеон проиграл — тоже нарушил договор. Странные вы, людишки, едва только почувствовав власть, мните себя властелинами мира… но это лишь ваши иллюзии.”
Затем я услышал сильный, невиданный по своей мощи рёв, сотрясший буквально все вокруг. Это был ЕГО голос. Голос Великого. Голос САТАНЫ. Я никогда не слышал звука, даже приближенного к Его голосу по своей мощи. Это практически невозможно описать словами, но это было просто… просто невероятно.
После этого рёва Азазель, мой собеседник, исчез. Похоже, сам Дьявол позвал его.
Обладая этой информацией, можно все расставить на свои места. Зачем Дьяволу покупать то, что все равно достанется ему? Большое значение имеет, кем именно окажется душа в Аду. Грешники там мучаются, страдают, в то время как демоны, слуги Сатаны, управляют бесами.
Последствия продажи души
Таким образом, продажа души Дьяволу — сделка, подразумевающая награду здесь, на земле, в обмен на службу после смерти. Именно таковы последствия сделки с Дьяволом. Если человек заключает сделку с Сатаной, он гарантированно получает исполнение всех своих желаний. Сейчас, в век информационных технологий, скупщики душ активно действуют в сети интернет.
Продать душу прямо сейчас
Реальные последствия заключения сделки с Дьяволом Вы узнаете на этом сайте.
Очевидным фактом является то, что для заключения договора с Дьяволом, человеку НУЖЕН РИТУАЛ, техника, место силы. Hужно, чтобы кто-то ОБЛАДАЮЩИЙ МАГИЧЕСКОЙ СИЛОЙ выполнил этот РИТУАЛ за него.
Договор заключить очень легко. Всего-лишь одно Ваше письмо черному колдуну devil@hronokod.ru навсегда изменит Вашу жизнь к лучшему! Посредник между мирами поделился, как работает его РЕЦЕПТ продажи души:
Ритуалы проводятся как лично, так и дистанционно. Я воздействую на человека и открываю дверь с Адом. Дверь в Нижний мир должна быть открыта за счет энергии самого человека: так удается вытащить Вас в Нижний мир. Если я открою её за счёт своей энергии, тогда я построю мост в Нижний мир конкретно для себя, но не для Вас: и Дьявол, в конце концов, придёт ко мне. Проще говоря, мост в Ад выстраивается за счёт Вашей энергии, через которую Вас находит посредник (демон-скупщик), либо Дьявол.
Я сопровождаю Вас на каждом этапе, обеспечивая надежную защиту и поддержку. Продав душу, человек получает ВСЕ, что хотел — сбываются его самые СОКРОВЕННЫЕ МЕЧТЫ. Теперь он может жить в наслаждении, зная, что имеет сильнейших покровителей из потустороннего мира, и нас, Орден Дьявола, в качестве верных помощников и советчиков здесь, на земле. Факт в том, что только продав свою душу, человек гарантированно может счастливо.
Если после диагностики я сказал Вам, что помогу, то Вы можете быть уверены в этом на 100%. Ибо я даю обещание не только Вам, я клятву ТЕМНЫМ СИЛАМ, обещаю Дьяволу, предоставить Вашу душу, будущего демона. За невыполнение таких серьезных обязательств перед НИМИ, я буду сурово наказан полным лишением своих СИЛ и возможности контакта с Великим. Таковы законы.
Если вы прочитали эту статью — значит, сам Дьявол привел Вас сюда, указал Вам ПУТЬ к этому сайту. Вы искали метод как продать душу. Исполнить свои мечты. Вам указали путь сюда.
Что будет если продать душу: на этой странице Вы найдете описание реального метода и условий продажи души.
Если Вы попали сюда случайно, значит, желание ПРОДАТЬ ДУШУ Дьяволу сидит глубоко в дебрях Вашего подсознания, и вскоре Вы обратитесь, с целью получить рецепт.
Если же Вы не хотите продать душу и ПОЛУЧИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ, если Вы являетесь противником этого, то не думайте об обретении РЕАЛЬНОГО метода продажи души, никогда не думайте об обретении метода.
Дьявол, демоны
Кто такой дьявол
Диавол — существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово «Эосфорос» и латинское «Люцифер» означают «светоносец»). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.
На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Эосфор, или Люцифер, само имя которого (букв. «светоносный») показывает, что первоначально он был добрым, но затем по своей собственной воле «и по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле» (Иоанн Дамаскин). Люцифер, которого также называют диаволом и сатаной, принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии. Вместе с ним отпали и другие ангелы, о чем иносказательно повествуется в Апокалипсисе: «…И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику… и поражена была… третья часть звезд, так что затмилась третья часть их» (Апок. 8:10, 12).
Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом. Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру, то есть чтобы добро не оставалось только чем-то, данным извне, но становилось его собственным достоянием. Если бы благо было навязано Богом как необходимость и неизбежность, ни одно живое существо не могло бы стать полноценной свободной личностью. «Никто никогда не стал добрым по принуждению», — говорят Святые Отцы. Через непрестанное возрастание в добре ангелы должны были восходить к полноте совершенства вплоть до всецелого уподобления сверхблагому Богу. Часть из них, однако, сделала выбор не в пользу Бога, тем самым предопределив и свою судьбу, и судьбу Вселенной, которая с этого момента превратилась в арену противоборства двух полярных (хотя и неравных между собой) начал: доброго, Божественного и злого, демонического.
В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.
Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям. Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.
Внутрь человеческой души бес (или демон) войти не может, туда может проникнуть только Господь сверхъестественным Божественным действием. Бес может жить лишь в теле человека, овладевая до той или иной степени его душевными или телесными проявлениями, т.е. либо бесноватый человек изредка подвергается припадкам, либо полностью теряет контроль над собой.
Бес может войти в тело человека под действием колдовства — если, конечно, человек не прибегает к помощи Божией, не исповедуется, не причащается, не молится. А может быть и какое-то попущение Божие, для вразумления.
Единственное, на что диавол способен, — это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.
Как действует дьявол
Бесы, демоны
Бес — перевод греческого слова демон, которое у Гомера, Гезиода и др. означает нечто среднее между богами и людьми, а у Платона и души умерших добрых людей. По верованию древних, такие души делались покровительственными гениями, которые оказывали влияние на личное благосостояние. Сократ часто говорит о своем «демоне». У Семидесяти слово это употребляется для воспроизведения еврейских слов «боги» (Пс. 94, 3), «диаволы» — шедим (Втор. 32, 17), «зараза» (Пс. 90, 6 — «бес полуденный», — «зараза, опустошающая в полдень») и проч. У Иосифа Флавия оно всегда употребляется о злых духах. Бесы, по его определению, суть души нечестивых людей («Иуд. Война», VII, 6, 3). В Новом Завете этот термин употребляется несколько раз вообще в смысле языческих богов или идолов (Деян. 17, 18; 1 Кор. 10, 20), но обычно — о злых духах или диаволах, которые хотя веруют и трепещут (Иак. 2, 19), признают Ииcyca Сыном Божиим (Матф. 8, 29), но суть слуги своего князя — Вельзевула — сатаны (Матф. 12, 24). См. под сл. Вельзевул, Диавол, Сатана.
Источник: Православная богословская энциклопедия
Злые силы в Ветхом Завете
В ВЗ имеет место не только добровольное подчинение и служение демонским силам. Последние могли сами нападать на человека и даже вселяться в него, о чем свидетельствует воздействие злого духа на царя Саула, от к-рого «отступил Дух Господень» (1 Цар 16. 14; 18. 10). О мучениях, претерпеваемых людьми от злых сил, упоминает Книга Товита (6. 8), называющая одного из демонов персид. именем Асмодей (3. 8).
Демонология в Новом Завете
Раскрывается через призму борьбы и победы Иисуса Христа, а затем и христиан над диаволом. Сын Божий для того и воплотился, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин 3. 8) и «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2. 14). Борьба Христа с князем тьмы начинается с искушения в пустыне, хотя и напоминающего собой искушение первых людей, однако несравненно более сильного.
Искушение Христа в пустыне
Являясь духами, темные силы не ограничены пространством, однако предпочитают находиться в полюбившихся им местах. Если ветхозаветные тексты называют такими местами преимущественно языческие капища, то в НЗ неоднократно говорится о вселении бесов в людей. При этом духи тьмы самих бесоодержимых иногда насильно загоняли в безжизненные и мрачные места, в пустыни и гробницы (Лк 8. 29; Мф 8. 28). Просьба послать их в стадо свиней, с к-рой они обратились к Иисусу Христу (Мф 8. 31; Лк 8. 32), может объясняться тем, что свиньи, согласно ветхозаветному закону, относились к животным нечистым. В Откровении Иоанна Богослова сообщается, что Вавилон за свое распутство «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу» (18. 2), а Пергам, в к-ром процветало язычество и велась жестокая борьба с христианством, стал городом, «где живет сатана», устроивший в нем свой «престол» (2. 13).
Активность, с какой сатана действует в различные исторические периоды, зависит от того, насколько Бог попускает ему проявлять свою злую волю. Одержав победу над Адамом и Евой в начале истории (Быт 3. 1-7), враг человеческого рода превратился в «князя», по воле к-рого (Еф 2. 2) мн. люди жили в течение всего ветхозаветного периода (Евр 2. 15). Они ходили «во тьме» и жили «в стране тени смертной» (Ис 9. 2). Будучи рабами диавола, они стали «мертвыми» из-за собственных грехов и преступлений (Еф 2. 1-2). И лишь с Боговоплощением появилась надежда на то, что «князь мира изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Своими страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос действительно побеждает диавола и приобретает полную власть «на небе и на земле» (Мф 28. 18), и благодаря этой победе «князь мира сего осужден» (Ин 16. 11) и связан в своих действиях (Откр 20. 1-3). Тысячелетний срок, на к-рый «змий древний» был «скован» (Откр 20. 2), толкователи определяют как период от Боговоплощения до Второго пришествия Христова (Aug. De civ. Dei. XX 8), когда свою злокозненность диавол уже не может проявлять в полной мере. По истечении этого периода он будет освобожден «на малое время» (Откр 20. 3) и выступит не только как искуситель отдельных людей, но и как обольститель всего мира. Тогда он явится как «ангел бездны» (Откр 9. 11), как «зверь, выходящий из бездны» (Откр 11. 7), и в лице антихриста, в к-рого вселится, проявит свою губительную энергию в высшей степени. Однако торжествовать он будет недолго; вместе с антихристом он будет брошен «в озеро огненное» (Откр 19. 20). Его богоборчество окажется настолько очевидным, что исключит всякую необходимость присутствия на Страшном Суде для определения его дальнейшей участи. Диавол и соблазненные им ангелы, отвергнув Бога, тем самым отвергли вечную жизнь, заменив ее существованием в смерти, к-рое есть не что иное, как вечные мучения (см. статьи Ад, Апокатастасис).
Демонская природа и иерархия
Отрицательная энергия темных сил не меняет онтологического статуса их природы, поскольку зло как небытие не способно ни создать новой сущности, ни преобразовать бытие как благо в бытие как зло. Эта энергия лишь паразитирует на ангельской природе, поражая ее болезнью греха. Сама же природа падших ангелов, как созданная Богом, остается доброй. То, что существует, замечает по этому поводу автор «Ареопагитик», «существует лишь благодаря Добру» (т. е. Богу.- М. И.), поэтому «по природе своей не злы и демоны». В противном случае, продолжает он, они были бы «вечно злы» (Areop. DN. 4. 23-24), т. е. противостояли бы Богу «на равных основаниях», «как божество или антибожество зла» (Аверинцев. С. 412), что находит отражение в дуалистических представлениях о добре и зле. Дары ангельские не изменились и в демонах, однако с момента их падения превратились, по выражению прот. С. Булгакова, в дары «с минусом» (Булгаков. С. 170). Прп. Серафим Саровский по этому поводу говорил: «Они (т. е. демоны.- М. И.) гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бессильной их ненависть против Божия творения» (цит. по: Лосский В. Догматическое богословие. С. 99).
Грех люцифера повредил только его природу. По своим последствиям он не был подобен греху первородному, совершенному Адамом и Евой и наложившему отпечаток на весь человеческий род. Остальные ангелы, согрешившие после люцифера, пали «через пример, через влияние, которое одна личность может оказывать на другие личности… Люцифер увлек за собой других ангелов, но пали не все…» (Там же. С. 252). Природа ангелов, устоявших в добре, никаких изменений из-за падения демонских сил не претерпела.
Обладая духовной природой, темные силы, как и ангелы, оставшиеся верными Богу, по-видимому, имеют и нек-рую телесность (см. ст. Ангелология), однако они не подчинены законам физиологии. Представления о том, что ангелы могут вступать в половые сношения с людьми, навеянные ошибочным объяснением текста Быт 6. 1-4, Церковью не признаны. В их пользу ничего не говорит и Тов 6. 15, где демон предстает любящим невесту Товии, ибо демонская любовь всегда выступает «со знаком минус». Случай с невестой Товии нашел объяснение в христ. аскетической лит-ре, где подробно описывается плотская брань подвижника с бесами блуда.
Темные силы представляют собой царство зла, к-рое возглавляет сам диавол (ср.: Лк 11. 18), увлекший за собой в своем падении, по выражению прп. Иоанна Дамаскина, «бесконечное множество находившихся под его властью ангелов» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 4). Нек-рые толкователи, рассматривая Откр 12. 3-4, 7-9, где говорится о том, что «большой красный дракон», «великий дракон… называемый диаволом и сатаною», «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю», полагают, что звезды символизируют здесь ангелов, отпадших от Бога вместе с диаволом (Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 562-564). Несмотря на то что падение ангелов привнесло в тварный мир дисгармонию и беспорядок, само царство зла представляет собой определенную структуру, в основе которой лежит иерархический принцип. Об этом свидетельствует ап. Павел, называвший определенные чины диавольской иерархии «начальствами», «властями», «мироправителями тьмы века сего» (Еф 6. 12; Кол 2. 15). Поскольку нек-рые из этих названий используются апостолом и применительно к добрым ангелам (Еф 1. 21; Кол 1. 16), до конца неясно, как структурирована иерархия падшего ангельского мира. Существует 2 предположения, согласно к-рым входящие в нее ангелы или остались в том же чине, в каком они находились до падения, или же их чин определяется интенсивностью их злодеяний (Ioan. Cassian. Collat. VIII 8).
Источник: Православная энциклопедия
Дьявол и происхождение греха
Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытия, в которой повествуется, как он, войдя в змия, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию — вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт.3); далее таким же злым существом является дьявол и в книге Иова (Иов.1:6-12, 2:1-7). В книге Паралипоменон говорится, что «восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян» (1Пар.21:1). Здесь сатана представляется возбудившим Давида к счислению израильтян и таким образом вовлекшим его в грех, который сам Давид исповедал перед Богом (1Пар.21:8) и за который Господь наказал израильский народ моровой язвой (1Пар.21:14).
Точно так же и в Новом Завете находятся ясные указания на то, что дьявол вводит человека в грех. Прежде всего само название его «искусителем» (Мф.4:3; 1Фес.3:5), т. е. соблазняющим человека ко греху. Искусителем сатана является даже по отношению к Иисусу Христу (Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13). В пустыне, куда удалился Иисус Христос после крещения, явился Ему сатана и стал прельщать Его всеми своими искусительными средствами, как-то: «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской» (1Ин.2:16). Но Иисус Христос оказал решительное противодействие всем искушениям сатаны, так что последний должен был удалиться от Него и сознать свое бессилие ввести Сына Божия в грех.
Влияние дьявола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах (Мф.13:24-30, 36-43). «Царство небесное, — говорит он, — подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мф.13:24-25). «Поле, — по объяснению Спасителя, — есть мир, доброе семя — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол» (Мф.13:38-39). Таким образом, зло в мире представляется, по словах Спасителя, посеянным или происшедшим от дьявола. По свидетельству Евангелия, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лк.22:3; Ин.13:2, 27). Апостол Иоанн также ясно признает дьявола виновником происхождения греха, когда говорит: «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1Ин.3:8). Здесь греховные действия человека прямо называются делами дьявола. Значит, на происхождение их оказывает влияние дьявол; поэтому они и называются его делами. В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней дьявола, мы также находим указание на участие дьявола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, — говорит апостол, — потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Здесь дьявол представляется противником человека, старающимся погубить его; и он губит человека тогда, когда вводит его в грех.
Из представленных мест Ветхого и Нового Завета ясно видно, что дьявол оказывает влияние на происхождение греха в человеке.
Каким должно быть отношение христианина к диаволу?
Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол — это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.
На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество «народных средств», которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом — бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека «испортят», сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.
Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых — к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний — в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?», Тот отвечает трижды: «Отрекаюсь». Священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. «Дунь и плюнь на него» значит «относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего».
В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием — иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: «Что ж вы осла-то не уберегли?» Они с удивлением спрашивают: «Авва, откуда ты знаешь?», — на что тот спокойно отвечает: «Мне бесы рассказали». Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол — это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.
В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.
Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным «демонским стреляниям», то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.
Как бороться с дьяволом
У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав «Добротолюбие» или «Лествицу» святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, «стоит на страже своего ума», он может отвергнуть этот помысел, «дунуть и плюнуть» на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории — до тех пор, пока не охватит все его естество, — душу, сердце, тело, — и не подвигнет на совершение греха.
Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу — именно потому, что суеверие — суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек — по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств — подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: «Дуни и плюни на него».
Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, — то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.
Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.
Я уже упомянул о так называемом «отчитывании». Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты — люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже — те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.
Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые — это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине — потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве «отчитывания» существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу — один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.
Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: «Я не знаю, как это происходит». Кому-то из посетителей говорил: «Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя». Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве «отчитывания», и не вполне понимал «механику» изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.
Нередко люди с теми или иными проблемами — психическими или просто жизненными — приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: «Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку». То, что ваш сын непослушный — ответил я, — еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков — через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка — не панацея от жизненных трудностей.
Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.
«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.
Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.