что люди делают для охраны балтийского моря
Защита Балтийского моря
Одна из приоритетных задач Петербургского Водоканала – снижение негативного воздействия мегаполиса на окружающую среду, что позволит улучшить экологическую обстановку в регионе Балтийского моря.
В рамках обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация в целях выполнения Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция), Петербургский Водоканал проводит большую работу по сокращению сброса неочищенных сточных вод и повышению эффективности очистки сточных вод, в том числе удалению биогенов – азота и фосфора.
В целях улучшения водной экологии Санкт-Петербурга и сохранения водных ресурсов Балтийского моря в 2001 году разработана и успешно реализуется все эти годы «Программа прекращения сброса сточных вод без очистки в водные объекты Санкт-Петербурга».
На сегодняшний день Программа является одним из важнейших природоохранных городских проектов. Только за период с 2003 года по 2020 год в систему коммунальной канализации переключено более 300 прямых выпусков неочищенных сточных вод расходом более 500 тыс. кубометров в сутки.
В 1974 году всеми странами региона Балтийского моря была подписана Хельсинкская конвенция, которая впервые обратила внимание на все источники загрязнений, расположенные в водосборном бассейне Балтийского моря. В свете политических изменений, вызванных распадом СССР, созданием новых независимых государств, объединением ГДР и ФРГ, а также развития международного природоохранного права новая Хельсинкская конвенция была подписана в 1992 году государствами, находящимися на берегах Балтийского моря, а также Европейским сообществом и вступила в силу после ратификации 17 января 2000 года. Россия одобрила Хельсинкскую конвенцию 1992 года в октябре 1998 года.
Основная цель конвенции – защитить природную морскую среду региона Балтийского моря, восстановить и сохранить экологический баланс Балтики и обеспечить рациональное использование природных ресурсов.
Страны-участницы конвенции взяли на себя обязательства принимать все необходимые законодательные, административные и иные меры для предотвращения загрязнения Балтийского моря и ликвидации существующих источников загрязнений в целях восстановления экосистемы Балтики.
Проблема предотвращения загрязнения Балтийского моря азотом и фосфором является актуальной для всех стран Балтийского моря.
Руководящим органом конвенции является Хельсинкская комиссия – Комиссия по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), которая, в частности, принимает рекомендации (фактически – предписания) по эффективности очистки коммунальных сточных вод.
Хельсинкской комиссией в 90-х годах впервые были приняты значения показателей очистки по биогенным элементам (азоту и фосфору), единые для всех стран Балтики. Эти требования постоянно ужесточаются.
С принятием 15 ноября 2007 года новой рекомендации по очистке городских сточных вод произошло значительное ужесточение требований к качеству очищенных сточных вод. При сбросе очищенных сточных вод в водные объекты стало необходимо достигать следующих значений показателей: азот общий – не более 10 мг/куб.дм, фосфор общий – не более 0,5 мг/куб.дм.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» постоянно ведет активную работу по модернизации и интенсификации технологий биологической очистки сточных вод с целью достижения жестких требований по удалению соединений азота и фосфора.
Для стабильного достижения новых требований к качеству очистки сточных вод от биогенных веществ на канализационных очистных сооружениях Санкт-Петербурга уже с 2005 года начали применяться современные методы интенсификации биологической очистки сточных вод, а также было внедрено химическое осаждение фосфора.
В июне 2011 года Петербург полностью выполнил новые рекомендации Хельсинкской комиссии: содержание фосфора в общем объеме очищенных сточных вод города не превышает 0,5 мг/куб.дм.
В церемонии, приуроченной к этому событию, приняла участие Президент Финляндии Тарья Халонен.
Был достигнут уровень очистки хозяйственно-бытового стока – 98,4 %. Сегодня в Северной столице технологии глубокого удаления биогенов внедрены на всех канализационных очистных сооружениях.
Достижению стабильных показателей способствует постоянная работа по реконструкции существующих и строительству новых сооружений.
В 2017 году завершены работы по 1-му этапу реконструкции крупнейших очистных сооружений нашего города – Северной станции аэрации.
За период 2012-2017 годов было реконструировано 8 первичных отстойников, построены 2 новые насосные станции сырого осадка, внедрена технология преферментации сырого осадка, построена новая насосная станция возвратного и избыточного ила, реконструированы 5 секций аэротенка с внедрением технологии глубокого удаления азота и фосфора, реконструированы 6 вторичных отстойников. Приведенная производительность станции после завершения 1-го этапа реконструкции составила 800 тыс. кубометров в сутки. С 2019 года ведутся работы по 2-му этапу реконструкции станции, их окончание намечено на 2022 год. По результатам реализации двух этапов реконструкции производительность станции достигнет 1 млн. кубометров в сутки, что позволит развивать территории северной части города, подключать объекты Ленинградской области и при этом стабильно обеспечивать эффективность очистки стоков, что необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и рекомендаций ХЕЛКОМ.
В 2018 году завершено строительство новых канализационных очистных сооружений в пос. Молодежное.
На сооружениях впервые в Петербурге применена новая технология очистки стоков с применением мембранных биореакторов. Производительность новых очистных сооружений составляет 2 500 кубометров в сутки и обеспечивает очистку стоков трех поселков – Молодежное, Серово и Смолячково.
В конце 2020 года были завершены работы по 1-му этапу строительства Охтинского коллектора для прекращения сброса неочищенных сточных вод в р. Охта. В рамках проекта переключено 19 прямых выпусков и прекращен сброс в реку Охта около 4,3 млн. кубометров неочищенных сточных вод в год.
С завершением строительства Охтинского коллектора уровень очистки хозяйственно-бытовых стоков города в 2021 году достиг уровня 99,5 %.
С 2013 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга и ХЕЛКОМ ведут активную совместную работу в рамках заключенного Меморандума о взаимопонимании. Предметом Меморандума о взаимопонимании является поддержка совместной деятельности по оздоровлению Балтийского моря. Стороны должным образом содействуют и способствуют установлению и развитию прямых контактов и сотрудничества между ХЕЛКОМ и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» путем:
обмена имеющейся и поступающей информации, касающейся очистки стоков от малых и разрозненных поселений в Ленинградской области;
сотрудничества в области проектирования, строительства и эксплуатации канализационно-очистных сооружений в поселениях Ленинградской области;
сотрудничества в части требований, которым должны отвечать городские канализационно-очистные сооружения для соответствия рекомендации ХЕЛКОМ;
объединения ресурсов с целью внедрения модельной технологии для канализационно-очистных сооружений в поселениях Ленинградской области с учетом рекомендаций ХЕЛКОМ;
сотрудничества в проведении просветительских семинаров по системам сбора и очистки стоков для заинтересованных лиц в малых и разбросанных поселениях Ленинградской области;
обмена данными по другим вопросам, относящимся к улучшению состояния Балтийского моря.
В рамках сотрудничества с ХЕЛКОМ предприятие выполнило строительство канализационных очистных сооружений на о. Валаам. Это явилось пилотным проектом по внедрению очистки стоков для разрозненных малонаселенных поселений.
Совместно проводились изыскательские работы по вопросам, касающимся опасных загрязнений для Балтики: микропластика, фармацевтики.
В последние годы активно ведется работа по совместному формированию новых рекомендаций, касающихся обработки осадка сточных вод и поиска путей его полезного использования (рециклинг биогенов).
Что люди делают для охраны балтийского моря
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Балтийское море – это средиземное (внутриматериковое) море Атлантического океана, которое глубоко вдаётся в материк Европы. Соединяется с Северным морем проливами. Омывает берега Швеции, Финляндии, Эстонии, России, Латвии, Литвы, Польши, Германии и Дании. Площадь 415 тыс. км2. Средняя глубина около 50 метров. Средний объём воды 22 тыс. км3. Берега Балтийскго моря на Юге и Юго-Востоке преимущественно низменные, песчаные, лагунного типа; со стороны суши – дюны, покрытые лесом, со стороны моря – песчаные и галечные пляжи. На Севере берега высокие, и скалистые. Береговая линия сильно изрезана и образует многочисленные заливы и бухты. На побережье Балтийского моря проживает приблизительно 85 млн человек. Балтийское море у древних славян называлось Варяжское море.
Наиболее крупные заливы: Ботнический, Финский, Рижский, Куршский и Висленнский.
Балтийское море материкового происхождения, со множеством небольших скалистых островков, расположенных вдоль северных берегов. Наиболее крупные острова: Готланд, Борнхольм, Сааремаа, Мухумаа, Хийумаа, Эланд, Рюген и др. В Балтийское море впадает большое количество рек, наиболее крупные из которых Нева, Западная Двина, Неман, Висла, Одра и др.
Флора и фауна Балтийского моря имеют характер переходный от моря к пресноводному озеру. Так, часто морские молюски как и устрицы, находятся только в западной части моря, где вода солонее. Рыбы также отчасти пресноводные, морские же становятся мельче при приближении к заливам и устьям рек, например, сельди, кильки, треска и т. д. Указанные выше рыбы не заходят в восточную часть Финского залива и устья рек, где хорошо ловятся лосось, корюшка, ряпушка и др. Тюлени водятся у Аландских островов. Из ископаемых находят янтарь в южной части моря.
МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ УНИКАЛЬНЫМ?
В этом нет никакого преувеличения. Прежде всего, уникальны водные толщи этого водоема. Верхний слой – до глубин 70 м – состоит из пресных, дождевых вод, а также морской со слабой соленостью. Второй слой – размером от 10 до 20 метров – ни что иное, как соляной клин, его еще называют галоклин. И вот этот клин как железной крышкой закрывает впадины, которые заполнены третьим слоем – начисто лишенным доступа кислорода. Ни в одном водоеме Земли нет такого четкого расслоения.
Как только из этой толщи исчезает кислород, все заполняет сероводород. Он генерируется в донные осадки и заполняет воду, которая приобретает запах тухлого яйца. В Балтийском море этот сероводородный слой не так уж велик. Тем более, глубины у нас смехотворные, скажем, в Готландской впадине всего-то 248 метров. А вот в Черном море местами сероводородный слой составляет от 150 до 2000 м. Это в самом настоящем смысле – мертвая вода.
Море, как и любой живой организм – рождается, живет и умирает, это естественный процесс. Наше Балтийское море переживает, если так можно выразиться, младенческий возраст – ему всего около 8000 лет. К тому же оно обладает еще одним редкостным качеством: застойные явления здесь периодически нарушаются во время сильных штормов, когда происходят затоки соленых вод Северно-Ледовитого океана. В любом случае, мертвый слой один раз в 5-10 лет обязательно обновляется.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики – избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря – Борнхольмской, Готландской и Гданьской;
Вторая по значимости проблема Балтийского моря – накопление тяжелых металлов – ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть – при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца – 3 тыс. т, кадмия – около 50 т, а ртути – «всего» 33 т. На 21 тыс. км 3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.
Третья из наиболее острых проблем Балтики – загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. тонн нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.
Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.
Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива. Любая серьезная авария, связанная с разливом нефти, способна вызвать полномасштабную экологическую катастрофу для всего нашего региона.
ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Основным источником загрязнения водной среды Балтийского моря в регионе является городская система канализации, через которую ежегодно сбрасывается в акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн. куб. м сточных вод. Серьезными источниками загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся перевозкой и перевалкой нефтепродуктов. Однако, далеко не весь объем загрязняющих веществ, попадающих в Балтийское море, является продуктом деятельности государств его бассейна. Значительная часть загрязнения поступает с атмосферным переносом.
ХЕЛКОМ
Хельсинская комиссия по защите морской среды Балтийского моря
Деятельность Хельсинкской комиссии или ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и реализуется в рамках межправительственного сотрудничества Германии, Дании, Европейского сообщества, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии.
Балтийское море, на побережье которого расположены девять вышеперечисленных стран, является особой экосистемой. Все эти страны участвуют в его коммерческом использовании, включая судоходство, рыболовство и добычу сырья. Сотрудничество между всеми девятью странами имеет большое значение, поскольку оно позволяет поддерживать баланс между стабильным коммерческим использованием и сохранением уникальности Балтийского моря при реализации трансграничных проектов
Цели Хельсинкской комиссии
Основная цель ХЕЛКОМ – защита морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнения, а также восстановление и поддержка его экологического баланса.
Ответственность
Для восстановления экосистемы района Балтийского моря и поддержки его экологического баланса, страны, расположенные на побережье Балтийского моря (Договаривающиеся стороны) должны индивидуально или совместными усилиями предпринимать соответствующие законодательные, административные и другие меры с тем, чтобы предотвратить и устранить загрязнение.
Мониторинг
Сбросы, как от точечных, так и от диффузных источников загрязнения, в водную и воздушную среды должны быть измерены и подсчитаны Договаривающимися сторонами при применении соответствующих научных методов.
Избежание рисков
Выполнение Хельсинкской конвенции не должно приводить ни к трансграничному загрязнению регионов, не входящих в район Балтийского моря, ни к увеличению или изменениям процессов размещения отходов или другим действиям, которые могут увеличить риски заболевания. Любые предпринимаемые меры не должны приводить к недопустимым экологическим нагрузкам на атмосферу, почву, водоемы или подземные воды.
Приоритеты
* Эвтрофикация, особенно вклад сельского хозяйства.
* Oпасные вещества.
* Наземный транспорт.
* Морской транспорт, в том числе при выполнении Балтийской стратегии.
* Воздействия на окружающую среду в процессе рыболовства и применения различных практик.
* Защита и охрана морского и прибрежного биоразнообразия.
* Выполнение Совместной комплексной программы природоохранных мероприятий в регионе Балтийского моря.
Достижения
С начала 1980-х годов Хельсинкская комиссия работает с целью улучшения морской среды Балтийского моря в большой степени через некоторые из 200 Рекомендаций ХЕЛКОМ.
За этот период достигнутые следующие успехи:
* Более низкие сбросы органических загрязнителей и биогенов от точечных источников.
* 20–25% снижение общих выбросов веществ, потребляющих кислород (БПК), от 132 «горячих точек», изначально определенных ХЕЛКОМ в начале 1990 годов, с исключением примерно 50 «горячих точек» из этого списка.
* Значительное уменьшение осаждения атмосферного азота.
* Существенное уменьшение галоген органических соединений, таких как ПХБ и ДДТ.
* Национальные постановления о запрете использования таких веществ как ПХБ и ДДТ.
* Более строгий контроль в промышленности (теперь необходимо получать разрешения для промышленных выбросов).
* Улучшение мониторинга морской среды на государственном уровне.
* Оздоровление популяций тюленей и орлана-белохвоста.
* Улучшение соответствующего законодательства, касающегося предотвращения загрязнения Балтийского моря судоходством, разработанного совместно с Международной морской организацией.
* Меры по устранению всех нелегальных сбросов с судов в Балтийское море.
Основной международный план для борьбы с морскими загрязнениями при активном вовлечении всех Договаривающихся сторон в рамках ХЕЛКОМ.
План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю
План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю представляет собой амбициозную программу по восстановлению надлежащего экологического состояния морской среды Балтийского моря к 2021 году.
Основные задачи
Предыдущие усилия и необходимость новых подходов
Предыдущие усилия ХЕЛКОМ по снижению уровня загрязнения окружающей среды и восстановления ущерба, нанесенного морской среде, привели к заметным улучшениям во многих областях, что позволило людям купаться на пляжах, которые ранее были загрязнены, и помогает восстановлению диких популяций, находящихся под угрозой исчезновения. Но еще многое предстоит сделать, так как многие экологические проблемы Балтийского региона трудно разрешимы, а восстановление морской среды может длиться несколько десятилетий.
План основан на экологических целях
Новый план, разработкой которого ХЕЛКОМ занимается с 2005 года, радикально отличается от любых других планов или программ, ранее реализованных ХЕЛКОМ. Новаторский подход заключается в том, что этот план основан на четком наборе «экологических целей», определенных для отражения совместно согласованного видения «здоровой морской среды с различными сбалансировано функционирующими биологическими компонентами, достигающей хорошего экологического статуса и поддерживающей широкий диапазон устойчивой человеческой деятельности». Задачи, например, включают в себя достижение состояния «чистая вода», остановку чрезмерного цветения водорослей, а также достижение жизнеспособности популяций видов. Цели для достижения «хорошего экологического статуса» основываются на имеющихся наилучших научных знаниях. С применением экосистемного подхода защита морской среды больше не рассматривается как реализация инициатив по сокращению загрязнения, применяемых во всех секторах. Напротив, отправной точкой является сама экосистема и общая концепция здорового моря при наличии хорошего экологического статуса. Эта концепция будет определять потребности в дальнейших сокращениях нагрузок загрязнения, а также определять рамки для различных видов деятельности человека.
Автор: Диана Никитенко, Таллиннская Тынисмяэская Реальная школа
Экологические организации Балтийского моря
Создается огромное количество организаций по защите окружающей среды. Каждая страна, имеющая выход в Балтийское море, имеет организацию, сообщество, комитет или союз по охране экологии Балтийского региона.
Helsinki Commission. Baltic Marine Environment Protection Commission (HELCOM), Финляндия. Основная цель этой организации — защищать природное разнообразие Балтийского моря, стремясь к ликвидации всех источников загрязнения, как с земли и кораблей, так и с воздуха, поддерживать научные исследования, посвященные охране природы. Одна из наиболее известных и заметных мер действий Helsinki Commission — Хельсинкская Конвенция, разработанная в 1974 году и призванная улучшить экологическое состояние Балтийского региона. Им удалось добиться того, что количество выбросов в Балтику уменьшилось на 20-25 %. HELCOM сотрудничает с Эстонией, Россией, Германией, Европейским Сообществом (ЕС), Латвией, Литвой, Польшей, Швецией и Данией.
Секретариат Хельсинкской комиссии располагается в городе Хельсинки (Финляндия). Международный штат состоит из исполнительного секретаря, трех профессиональных секретарей, информационного секретаря, администратора, администратора информационных технологий и шести ассистентов.
С 1992-го года ХЕЛКОМ является главным международным «сторожем» чистоты Балтики, разрабатывает меры по ее защите, контролирует действия прибрежных государств и ведет мониторинг водной акватории и прибрежных зон.
В функции комиссии входит разработка рекомендаций о мерах по защите морской среды Балтийского моря, проведение научных исследований, установление критериев борьбы с загрязнением, а также способствование безопасной навигации в регионе.
В ХЕЛКОМ попеременно каждые два года председательствуют страны, имеющие выход к Балтийскому морю. С 1 июля 2008 года председателем комиссии на два года стала Россия и должность председателя ХЕЛКОМ исполнял директор Департамента международного сотрудничества Минприроды России Игорь Майданов.
The Information Office for the Baltic Proper. County Administrative Board of Stockholm, Швеция.Офис был основан как результат Шведского Законопроекта об Окружающей Среде. Главная цель — широкое предоставление информации о крупномасштабных событиях в морской окружающей среде Балтийского региона. Для этой организации важно предотвратить критическую ситуацию в Балтийском море. Они пытаются бороться с бактериями и выявляют повреждения окружающей среды.
Baltic Environmental Information Dissemination System.Проект предназначен для развития в региональном масштабе для Балтики, а основан был в Германии. Как и у всех сетевых проектов по окружающей среде, цель- распространение информации и ее доступ. Для начала основной темой была проблема транспорта и окружающей среды. Затем количество тем расширилось. Есть материалы по рациональному использованию энергии, концепции устойчивого развития. Эта организация осуществляет свою деятельность, используя «пересечения» внутрисекторных связей внутри информационного сектора по окружающей среде и делая упор на данные о транспортной и энергетической проблемах.
Coalition Clean Baltic. Коалиция Чистая Балтика (CCB) —политически независимая некоммерческая организация, основанная в Хельсинки в феврале 1990 объединившимися неправительственными природоохранными организациями из стран региона Балтийского моря. Целью создания CCB было сотрудничество в области решения проблем, связанных с охраной природной среды Балтийского моря. В настоящее время CCB объединяет членов 27 организаций из Финляндии, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании, Швеции.
Visions and Strategies around the Baltic 2010.(VASAB 2010).Межправительственная программа стран Балтийского Региона по многогранному пространственному планированию и развитию региона. В эту организацию входят Литва, Россия, Польша, Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Швеция, Латвия, Белоруссия.
Программа Объединенных Наций по защите Окружающей Среды. United Nations Environment Programme. (UNEP).Программа была основана Организацией Объединенных Наций. Миссия программы: усиливать интерес общества к охране окружающей среды, информировать его, предлагать пути улучшения качества жизни в разных странах, не причиняя ущерб будущим поколениям. Одна из самых главных функций UNEP- содействие наукам об окружающей среде и продвижению информации. Программа, в зависимости от объектов охраны природы и территорий, делится на подразделения.
Международная морская организация (ММО). International maritime organization. (IMO).Международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской. Имеет штат около 300 человек.
Межрегиональная общественная молодежная экологическая организация «Друзья Балтики» (Friends of the Baltic)работает с 1994 года в области экологического образования, защиты природы и развития сотрудничества учителей и молодежных экогрупп в южной части бассейна Финского залива.
Статус ОУМР
Побережье Балтийского моря в районе Калининграда — излюбленное место отдыха туристов — становится всё более загрязненным нефтепродуктами. В начале апреля 2004 Международная морская организация (ММО) приняла решение о придании Балтийскому морю статуса особо уязвимого морского района. Однако официальная Россия воспринимает это решение в штыки, будучи как обычно заинтересована только в нефтедолларах. Сессия экологического комитета Международной морской организации (ММО) в начале апреля в Лондоне подавляющим числом голосов приняла решение о придании Балтийскому морю статуса особо уязвимого морского района (ОУМР). Решение сенсационное. Это первый в истории случай, когда такой статус получило целое море. Нелегко далось такое решение делегатам. Дебаты получились трудными и на удивление бесплодными. Российская делегация заняла крайне негативную позицию при обсуждении „Балтийского вопроса“. Глава российской делегации, руководитель Государственной морской, аварийной и спасательно-координационной службы Владимир Кареев считает, что принятое решение целиком популистское и создает „опасный прецедент“ признания особо уязвимыми морскими районами целых морей. „Единственное, к чему может привести придание статуса ОУМР всему Балтийскому морю, это к нарушению устоявшейся системы судоходства“, — уверен он. Балтийское море окружено индустриально развитыми странами и испытывает чрезвычайно интенсивную антропогенную нагрузку. Загрязняющие вещества, которые сбрасываются в море, остаются там надолго, скапливаясь в придонном слое и живых организмах. Низкая температура воды способствует медленному разложению загрязнителей. И хотя международные процессы, направленные на улучшение экологической ситуации, идут уже более тридцати лет, ученые признают, что проблемы решаются очень медленно, а реальная стоимость масштабных мероприятий столь высока, что ни одна страна самостоятельно не способна регулировать экологическое состояние всего моря. Тем не менее, предпринимая скоординированные действия, можно надеяться на успех. В течение ближайших двух лет балтийские страны разработают национальные пакеты законов, ужесточающих ответственность за экологические правонарушения в акватории Балтики. Уже сейчас можно сказать, что в комплекс предлагаемых мер войдут пункты об обязательной лоцманской проводке в опасных районах, закрепление маршрутов движения судов с опасными грузами и их эскортирование, контроль над техническим состоянием флотов и специальные учебные курсы для экипажей. Будет усилена ответственность за сброс загрязненных и балластных вод. Необходимость лоцманской проводки объясняется тем, что выход из Балтийского моря пролегает по узким проливам с чрезвычайно оживленным движением. Эта мера позволит усилить контроль над перемещением судов, хотя у нее есть противники даже в странах, выступивших за статус особо уязвимого морского района.
6. План действий по Балтийскому морю (ХЕЛКОМ)
15 ноября 2007 года в Кракове (Польша) министры охраны окружающей среды стран Европы – членов Хельсинской комиссии по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) план действий по Балтийскому морю. План действий охватывает все основные экологические проблемы, затрагивающие морскую среду Балтийского моря. Реализация плана позволит значительно уменьшить объем загрязнения Балтийского моря к 2021 году.
Согласно конвенции, стороны Конвенции должны применять меры, описанные в данной конвенции, и учитывать наилучшую экологическую практику (НЭП) и наилучшие существующие технологии (НСТ), чтобы сократить загрязнения, поступающие в бассейн Балтийского моря. Стороны Конвенции должны разрабатывать руководства, содержащие элементы, описанные ниже, и отчитываться перед Комиссией.
Стороны Конвенции должны включать в национальные законодательства или руководства базовые принципы, рекомендованные конвенцией и адаптировать их к основным условиям в стране, чтобы сократить негативное воздействие на Балтийское море и окружающую среду в целом.
Указанные требования должны считаться минимальными и служить основой для национального законодательства.
Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1992 г.
Глава 1. ХЕЛКОМ Структура и деятельность
Глава 2. Рекомендации группы по наземным источникам загрязнений
Раздел 1. Общие положения
Рекомендация 28E/4. Поправки в Приложении III «Критерии и меры, касающиеся редотвращения загрязнения от наземных источников» Хельсинкской конвенции 1992 г.
Раздел 2. Вредные вещества
Рекомендация 6/4. О мерах по снижению сбросов ртути в стоматологии
Рекомендация 9/4. О сокращении выбросов свинца при сжигании бензина
Рекомендация 18/4. Управление заболоченными территориями и пресноводными экосистемами для удержания питательных веществ (биогенов)
Рекомендация 19/5. Цели ХЕЛКОМ по отношению к вредным веществам
Рекомендация 20/2. Разрешенные к использованию пестициды (средства для защиты растений) на водосборной территории Балтийского моря.
Рекомендация 20/4. О противообрастающих красках, содержащих оловоорганические соединения
Рекомендация 23/4. Меры, направленные на снижение ртутных загрязнений от источников света и электрооборудования.
Рекомендация 23/6. Меры по снижению сбросов ртути при промышленном производстве хлорщелочей.
Рекомендация 23/10. Ограничение сбросов в воду и выбросов в атмосферу от производства и формирования пестицидов.
Рекомендация 24/2. Батарейки, содержащие ртуть, кадмий, свинец.
Рекомендация 25/1. Ликвидация ПХБ и ПХТ.
Рекомендация 29/1. Сокращение выбросов из крематориев.
Рекомендация 28E/7. Меры, направленные на замену полифосфатов (фосфора) в моющих средствах.
Раздел 3. Снижение сбросов от наземных источников (по отраслям)
Муниципальные сети и очистные сооружения.
Рекомендация 13/2. Подключение промышленных предприятий и других точечных источников, кроме жилых домов, к муниципальным системам канализации.
Рекомендация 23/5. Сокращение сбросов с городских территорий посредством правильного регулирования системы ливневых стоков.
Рекомендация 28E/5. Очистка городских сточных вод.
Рекомендация 28E/6. Локальная очистка сточных вод от отдельных жилых домов, малых предприятий и поселений с численностью жителей до 300 человек.
Рекомендация 25/2. Сокращение выбросов и сбросов от промышленности за счет эффективного использования нст
3.2.2. Целлюлозно-бумажная промышленность.
Рекомендация 16/4. Снижение выбросов в атмосферу от предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
Рекомендация 17/8. Снижение сбросов от производства сульфатной целлюлозы
Рекомендация 17/9. Снижение сбросов от производства сульфитной целлюлозы
3.2.3. Обработка поверхностей металлами (гальваника)
Рекомендация 23/7. Ограничение сбросов и выбросов от участков по обработке поверхностей металлам.
3.2.4. Коксохимическое производство
Рекомендация 23/9. Сокращение выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод от коксохимических производства
Рекомендация 24/4. Сокращение выбросов и сбросов от производства чугуна и стали
3. 2.6. Химическая промышленность
Рекомендация 23/11. Требования к сбросам сточных вод от предприятий химической промышленности
Рекомендация 23/8. Сокращение сбросов от нефтеперегонных заводов
3.2.9. Производство стекла
Рекомендация 14/3. Снижение выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты от предприятий стекольной промышленности
3.2.10 Производство кожи
Рекомендация 16/7. Основные принципы регулирования сточных вод предприятий кожевенной промышленности
3.2.11. Текстильная промышленность
Рекомендация 23/12. Снижение выбросов и сбросов от предприятий текстильной промышленности
3.2.12. Производство удобрений
Рекомендация 17/6. Снижение загрязнений со сбросами в воду и выбросами в атмосферу и фосфогипса от производства удобрений
3.2.13. Пищевая промышленность
Рекомендация 17/10. Основные принципы наилучшей природоохранной
практики и наилучшей имеющейся технологии в пищевой промышленности
3.2.14. Обращение с отходами
Рекомендация 24/5. Правильное обращение с отходами/размещение
Рекомендация 27/1. Минимизация выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты из установок для сжигания отходов
Рекомендация 28E/8. Экологически безопасные практики сокращения и предотвращения выбросов диоксинов и других вредных веществ из малогабаритных установок для сжигания
Рекомендация 17/1. Снижение выбросов от транспортного
сектора, воздействующих на балтийское море.
3.4. Рыбоводные хозяйства
Рекомендация 25/4. Меры, направленные на сокращение сбросов
от пресноводных и морских рыбоводных ферм
3.5. Сельское хозяйство и лесоводство
Рекомендация 24/3. Меры, направленные на сокращение выбросов и сбросов от сельского хозяйства
Рекомендация 25/3. Сокращение биогенов и других загрязняющих веществ, выщелачиваемых из лесных массивов
Глава 3. Рекомендации группы по морским источникам загрязнений
Раздел 1 Общие положения
Рекомендация 9/11. Руководство по установлению национальных правил
контроля загрязнения от прогулочных судов
РЕКОМЕНДАЦИЯ 10/11. Международное сотрудничество по вопросам ответственности за ущерб, причиненный в результате загрязнения судами
Рекомендация 14/7. Руководящие указания по оснащению судов средствами
для хранения, обработки и обращению с мусором на борту
Рекомендация 19/9. Установка технических средств для сбора мусора, системы туалетов и стандартных сливных соединений для сточных вод на борту рыболовных, специальных и прогулочных судов
Рекомендация 19/10. Применение странами Балтийского моря руководящих
указаний, касающихся отстойных танков/сепарационного или
фильтрационного оборудования на судах валовой вместимостью менее 400 рег. тонн
Рекомендация 19/14. Гармонизированная система штрафов в случае нарушения судном правил предотвращения загрязнения
Рекомендация 19/15. Минимальные требования к судам, входящим или покидающим порты государств Балтийского моря и перевозящим опасные или загрязняющие море грузы
Рекомендация 19/16. Сотрудничество в расследовании нарушений судами правил сброса, захоронения и сжигания на море
Рекомендация 21/2. Поправки к Приложению IV «Предотвращение загрязнения с судов» Хельсинкской конвенции 1992 г.
Рекомендация 22/1. Установка замкнутых систем туалетов и стандартные соединения для слива сточных вод с борта рыболовны, специальных и прогулочных судов
Рекомендация 22Е/5. Поправки к Приложению IV к Хельсинкской конвенции «Предупреждения загрязнений от судоходства»
Рекомендация 23/3. Повышение использования лоцманов на маршруте Т и в Зунде предупреждением о выходе судна и установление системы раннего оповещения
Рекомендация 24/8. Поправки к Приложению IV «Предотвращение загрязнения с судов» к Хельсинкской конвенции, касающегося сброса сточных вод
Рекомендация 25/6. Руководящие указания по рекомендованной минимальной производительности оборудования для сепарации нефтесодержащей воды на борту судна
Рекомендация 28/3. Руководство по бункеровочным операциям и перегрузке нефти с судна на судно в Балтийском море с учётом Приложения I к МАРПОЛ 73/78
Раздел 2. Сточные воды и отходы
Рекомендация 1/5. Применение странами Балтийского моря руководства по типовым испытаниям и утверждению системы для обработки сточных вод
Рекомендация 10/7. Общие требования для приема отходов
Рекомендация 11/9. Национальные правила сброса сточных вод в национальных водах
Рекомендация 11/10. Основные правила по расчету емкости канализационных систем на борту пассажирских судов
Рекомендация 19/12. Планы управления отходами для портов
Рекомендация 19/13. Основные принципы обращения на берегу с судовыми
Рекомендация 23/1. Уведомление о судовых отходах
Рекомендация 28E/10. Применение системы «невзимания специальной платы» для приёма судовых отходов и попавшего в рыболовные сети морского мусора в районе Балтийского моря
Рекомендация 29/2. Морской мусор в регионе Балтийского моря
Раздел 3. Приемные сооружения в портах
Рекомендация 10/5. Руководство по созданию соответствующих приёмных сооружений в портах
Рекомендация 10/6. Применение форматов для передачи уведомлений о завяленном несоответствии приемных сооружений для сточных вод
Рекомендация 22/3. Единые толкования для обеспечения согласованного и эффективного выполнения балтийской стратегии по портовым приемным сооружениям для отходов, образующихся на борту судов, и сопутствующим вопросам
Рекомендация 28/2. Внесение записей о заправке топливом в журнал регистрации операций с нефтью и документы для использования приемных сооружений