что мальчики делают в лесу ночью
«Бежин луг» Тургенева: краткое содержание, мальчики и их рассказы. 6 класс
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Мальчики: их описание, характеристика и рассказы о нечистой силе. Герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Краткое изложение и суть произведения. 6 класс, русская литература. Природа в рассказе «Бежин луг». Анализ: тема и проблематика рассказа.
«Бежин луг» — рассказ И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника». Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1851 году.
Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Оставшись ночевать у огня, он разглядывает ребят и слушает их наивные рассказы о нечистой силе.
Содержание
Иллюстрация А. Пахомова
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание. Рассказы мальчиков из «Бежина луга»
Погожий июльский день подходит к концу. Рассказчик возвращается с охоты, настреляв много дичи, но сбивается с дороги. Окончательно заблудившись и едва не упав с обрыва, охотник узнает местность — это Бежин луг — и видит вдалеке огонек костра. Там деревенские мальчишки пасут табун лошадей. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой.
Обложка книги с иллюстрацией А. Пахомова
Мальчиков пятеро. 14-летний Федя — самый старший, из богатой крестьянской семьи, он направляет разговор, задавая другим вопросы. 12-летний Павлуша — большеголовый, неказистый и бедно одетый, но умный и самый решительный из ребят. Ильюша — его ровесник, знаток волшебных историй, чье лицо выражает «тупую, болезненную заботливость». 10-летний Костя — задумчивый и пугливый веснушчатый мальчик. Ванюша — самый младший из ребят, лет семи, почти ничего не говорит, а лежит, укрывшись рогожей.
Ильюша по просьбе Феди рассказывает историю про встречу с домовым. Вместе с другими ребятами он работал на бумажной фабрике, и однажды надсмотрщик не отпустил их на ночь по домам, велев ночевать в рольне. Засыпая, дети слышали наверху чьи-то тяжелые шаги, потом дверь распахнулась и кто-то невидимый стал двигать форму и снимать крюк со стены.
Костя со слов отца рассказывает историю, почему плотник Гаврила всегда невеселый и молчаливый. Однажды заблудился Гаврила в лесу, пришлось заночевать под деревом. А ночью проснулся от того, что его зовет сидящая на ветке русалка — смеющаяся беленькая девушка с зелеными волосами. С трудом подняв руку, Гаврила перекрестился. Русалка перестала смеяться, горько заплакала, что теперь не сможет быть с плотником, и прокляла его. «Да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила вечно мрачен.
Ильюша начинает историю про псаря Ермила. Возвращаясь навеселе из города, на могиле утопленника возле плотины Ермил увидал барашка и решил взять с собой. А барашек вдруг стал глядеть ему в глаза, оскалил зубы и принялся отвечать псарю: «Бяша, бяша. »
История обрывается внезапно, потому что собаки поднимают лай и убегают в темноту. Павлуша прыгает на лошадь и бросается за ними, а вскоре возвращается: «Я думал, волк», но, видно, собаки почуяли что-то другое. Рассказчик любуется тем, как преобразился неказистый Павел, готовый с голыми руками скакать на волка: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью».
Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова
Ильюша снова берет слово, но в этот раз рассказывает про призрак покойного барина, который что-то искал на земле. Старик Трофимыч спросил привидение: что ищешь, батюшка Иван Иваныч? А тот отвечал, что ищет волшебную разрыв-траву — уж больно «могила давит», хочется выбраться.
Костя удивляется: ведь покойников можно увидеть только на родительскую субботу. Ильюша, лучше всех знающий сельские поверья, поправляет: на родительскую субботу можно увидеть, кому еще только предстоит умереть. Для этого надо сесть на паперть возле церкви и смотреть на дорогу — кто мимо пройдет, тот в ближайший год и умрет. Вот баба Ульяна так села и увидала Ивашку Федосеева, который вскоре помер. А потом увидела на дороге саму себя. Ульяна еще жива, но так ведь и год с тех пор еще не прошел.
Мимо пролетает белый голубок. Мальчишки обсуждают, может ли это быть праведная душа, летящая в рай.
Федя дает слово Павлуше, спрашивая: как у них в деревне отреагировали на солнечное затмение? Когда солнце исчезло, все напугались, рассказывает Павел, а больше всех перетрусил барин, который сам же предупреждал мужиков о грядущем затмении. В деревне поговаривали, что наступает конец света: появятся белые волки-людоеды, хищные птицы и Тришка.
Костя спрашивает: кто такой этот Тришка? Ильюша рассказывает: это такой «лукавый человек», который придет, когда наступят последние времена, и будет соблазнять народ христианский. А сделать с ним ничего нельзя будет: ни дубьем побить, ни в цепи заковать, ни в острог посадить.
По словам Павлуши, у них в деревне тоже ждали Тришку, вестника конца света. И когда с холма стал спускаться странный человек с большой головой, все страшно перепугались. Оказалось, впрочем, что это бочар Вавила: купил себе новый жбан, да и надел на голову. Мальчишки смеются.
Костя пугается чьего-то крика в темноте. Павел успокаивает: это цапля. Костя рассказывает о том, как недавно тоже слышал странный крик, когда шел он мимо бучила — глубокой ямы с водой. «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится», — предполагает Павлуша. Хотя это могла быть и лягушка.
Костя думает, что это мог кричать леший. Но знаток Ильюша объясняет: леший немой, он кричать не может. Сам он лешего, конечно, не видал, но вот один мужик из их деревни, когда заблудился в лесу, его видел — большого и темного.
Старший из ребят, Федя, спрашивает младшего, Ваню, почему к ним перестала ходить его сестра Анютка. Федя просит приводить ее, обещая гостинцы. Ваня обещает так и сделать, называет сестру «добренькой».
Павел уходит к реке набрать воды в котелок. Оставшиеся ребята обсуждают, как бы его не утащил водяной. Вот Акулина-дурочка из их деревни сошла с ума после того, как чуть не утонула в реке, знать, это «водяной ее испортил».
Костя рассказывает историю мальчика Васи, утонувшего в этой реке. Мать его словно чувствовала опасность, не пускала к воде. И утонул-то он странно: только что был на берегу с матерью, а потом вдруг исчез в реке. Только пузыри по воде да шапонька плывет.
Возвращается Павлуша и пугает ребят словами, будто бы сейчас слышал из реки зовущий его по имени голос утопленника Васи. Мальчишки решают, что это был водяной, а примета это дурная. Ничего, успокаивает Павел, своей судьбы не минуешь.
Разговор угасает вместе с костром. Кругом великолепная и безлунная летняя ночь. И мальчики, и охотник засыпают.
Рассказчик-охотник просыпается на заре. Все спят, лишь Павлуша приподнимается и пристально смотрит на него. Мужчина отправляется к дому. А через некоторое время мимо охотника проносится отдохнувший табун — мальчишки гонят лошадей по своим деревням.
Рассказ заканчивается словами о том, что в том же году Павлуша погиб: но не утонул, как обещала примета, а упал с лошади. «Жаль, славный был парень!» — сокрушается рассказчик.
Характеристика мальчиков
Пять мальчиков — это пять разных характеров: степенный Федя, смелый Павлуша, трусливый Костя, знающий все деревенские легенды Ильюша и маленький неразговорчивый Ваня. У каждого из рассказчиков своя манера разговора.
Федя — старший из мальчиков, на вид лет 14. Стройный, белокурый и кудрявый, с красивыми и тонкими чертами лица. Он явно из богатой семьи и одет лучше всех: в пеструю рубаху, новый армячок, у него собственные, а не отцовские сапоги. Федя отправился с ребятами ради развлечения, а не по необходимости. Он неформальный лидер всей компании. Сам Федя говорит мало и с достоинством, но с помощью вопросов «дает слово» то одному, то другому мальчику.
Федя. Иллюстрация А. Пахомова
Павлуша — приземистый парнишка лет 12, с большой головой и бледным рябым лицом. Одет он в простую рубаху и штаны с заплатами. Этот неказистый малый особенно нравится рассказчику: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Павел успокаивает пугливого Костю, объясняя странные звуки в ночи. Он же бросается разузнать, отчего всполошились собаки, не боится возможной встречи с волком. Идет набрать воду к реке, пока остальные ребята пугают друг друга историями про водяного, и возвращается с рассказом, будто слышал голос утопленника. В конце рассказа читатель узнает, что Павлуша вскоре погиб, упав с лошади.
Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова
Ильюша — 12-летний мальчик с невыразительным «подслеповатым» лицом, сначала не производит на рассказчика впечатления. Но именно он оказывается главным хранителем деревенских легенд: Ильюша встречался с домовым, знает про призрак старого барина и повадки лешего, про антихриста Тришку. Заметная часть произведения — это именно рассказы Ильюши.
Ильюша. Иллюстрация А. Пахомова
Костя — тщедушный, бедно одетый мальчик лет 10 с задумчивыми и грустными глазами. Эти глаза, как показалось рассказчику, «хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Костя трусоват, пугается ночных звуков, волков и нечистой силы.
Костя. Иллюстрация А. Пахомова
Ваня — младший из детей, ему всего около семи лет. Сперва рассказчик его даже не замечает, потому что ребенок спит, укрывшись грубой тканью — рогожей. Ваня, кудрявый и русый, слегка картавящий, почти не участвует в разговоре старших: то ли стесняется, то ли устал, потому что еще мал.
Ваня. Иллюстрация А. Пахомова
Анализ: суть и тема рассказа
Темой рассказа можно считать жизнь и мировоззрение крестьянских детей. Из разговоров, подслушанных охотником, мы узнаем, о чем думают эти простые, симпатичные ребята, что их пугает и завораживает.
В советское время «Записки охотника» преимущественно рассматривали как завуалированную критику крепостнической России. Цикл действительно проникнут сочувствием к судьбе простого человека, но Тургенев не просто рассказывает о тяжелой судьбе деревенских ребят.
«Бежин луг» можно воспринимать не только как рассказ о крестьянских детях, но и как поэтическое описание природы родных мест Тургенева с добавлением местного фольклора, и как философское произведение о связи человека с природой, перечисляет Р.Ю. Данилевский в статье «Реальности Бежина луга».
«Бежин луг» — это и описания природы с чудесным «запахом русской летней ночи», и галерея психологических портретов, и очарование ночных рассказов у костра. При всем реализме и документальности (описывается реальный Чернский уезд Тульской губернии, реальный Бежин луг) рассказ проникнут загадочностью. Начинаясь и оканчиваясь картинками неба, он создает ощущение огромных пространств, вдохновляет и в то же время рождает чувство смутной тревоги, констатирует Данилевский.
Иван Сергеевич Тургенев свою литературную задачу описывал так: «сквозь игру случайностей добиваться до типов — и со всем тем оставаться верным правде». Оттого новые стороны в его литературном наследии можно открывать бесконечно. По словам Р.Ю. Данилевского, «Записки охотника» похожи на «родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай».
Не ходите в походы в одиночку или странные люди в лесу
Житель США любил ходить в лесные походы в одиночку, но недавно он столкнулся ночью с группой странных людей на поляне.
Рассказывает пользователь сайта Reddit с ником «ricey125». Он живет где-то в США. Точное место происшествия не сообщается.
«Это случилось некоторое время назад, когда я отправился один в поход по лесу.
Я всегда любил подобный способ отдыхать в кемпингах и нахожу что-то спокойное и отрезвляющее в нахождении в практически полной изоляции от цивилизации в глуши.
Я взял с собой рюкзак со всеми нужными вещами и винтовку (для защиты от хищников), а потом сел в свой грузовик и поехал в лес. На маршрут я обычно встаю рано утром и иду потом по тропе не менее 15-20 миль, прежде чем найду подходящее место для лагеря.
В этот раз все вышло точно также и спустя некоторое время я наткнулся на подходящую пустую полянку и поставил там свою палатку. Это было красивое место в окружении ровной линии деревьев, где можно было набрать хвороста и разжечь костер.
Палатку я поставил как раз неподалеку от края с деревьями и там же зажег свой костер. Я устроился и успел поджарить маленькие сосиски, когда услышал в лесу этот странный негромкий шум.
Этот шум расходился по всему лесу вокруг, а звучало это как будто по подстилке из листьев идет крупный раненный олень и сильно подволакивает ногу. То есть был слышен шум волочения чего-то тяжелого.
Я подумал, что бедному оленю сильно не повезло, но я не стал вставать и идти туда, чтобы с помощью винтовки прервать его страдания. Было уже очень поздно и быстро темнело.
Когда стало совсем темно, я лег в свой спальный мешок, но заснуть почему-то не мог. Поэтому я лег рядом с костром, вытащил взятую с собой книжку и решил немного почитать.
Прошло пара часов и я снова услышал этот странный звук волочения. На этот раз он был куда ближе ко мне и шел с противоположной стороны поляны. Звук был так близко, что я отложил книгу и начал всматриваться в темноту, пытаясь что-то рассмотреть.
Судя по звуку олень приближался ко мне и был все ближе и ближе. Теперь он похоже уже был на середине поляны и я настороженно вслушивался в ту сторону. Странно, но кроме этого шума я ничего больше не слышал, не было никаких животных звуков, в том числе звуков его дыхания. Потом все звуки прекратились.
Понемногу я успокоился, к тому же у меня в руках была винтовка. Я уже начал дремать, когда снова услышал звуки. Теперь это был мужской смех в небольшом отдалении от меня с правой стороны, а потом с левой стороны я услышал женский смех и звук как будто хрустит ветка.
Сначала я пытался разобраться, кажется ли мне все это в полусне или это реально. Но теперь я все явственнее слышал звуки голосов и там были не только женские и мужские, но голоса детей и пожилых людей. И они шли со всей сторон.
Была глухая ночь и поэтому я догадывался, что это не просто какая-то обычная семья тоже путешествует неподалеку от меня. Я вскочил на ноги, выглянул из палатки и приготовил винтовку к тому, чтобы в любой момент сделать предупредительный выстрел вверх, если эти люди подойдут ко мне слишком близко.
И тут снова все замолчало. Снова была мертвая полная ночная тишина. И даже ветра вообще не стало. В этой тишине я явственно различил громкий шепот двух людей совсем рядом с моей палаткой. Я вслушался, но не смог разобрать, о чем они говорят, кажется там было что-то о том, что они заблудились.
В шоке от увиденного, я проделал дыру в своей палатке сзади и выстрелил в нее из винтовки, после чего свет от огня пропал и снова стало темно. Я выбежал из палатки и посмотрел туда, где был виден след от костра. После этого я бросил все свои вещи и побежал к своему автомобилю, постоянно оглядываясь через плечо.
Я никого не видел, но у меня было очень четкое ощущение, что за мной все это время наблюдают. Я так и оставил все свои вещи там в лесу, не вернувшись потом за ними. И после этого у меня пропало малейшее желание снова ходить в походы.
По версии автора этой истории и многих комментаторов, он вероятно столкнулся с каким-то отчужденным культом, возможно сатанистами или сектой.
Услышав громкий плачущий звук в лесу, не спешите идти в его сторону
Леса нашего мира всегда были для человека загадкой. С незапамятных времен в разных культурах ходили рассказы о вещах, скрывающихся за деревьями, скрытых от глаз и находящимися за пределами нашего понимания.
Одной из распространенных тайн, связанных с лесами, являются случайные странные вопли и крики, часто с плачем, которые исходят из этих диких мест, вызывая трепет, удивление и страх.
Эти крики и вопли, как правило, невозможно связать с каким-то конкретным зверем, даже с лисами, которые иногда любят истошно поорать и чьи крики иногда напоминают женские.
На сайте американского исследователя «монстров и призраков» Лона Стриклера была опубликована история, в которой принимал участие он лично. Случилось это в 1988 году, когда он случайно услышал от своего старого друга Энди, любившего походы по лесам вместе с отрядом бойскаутов, что в одном месте в лесу они слышали жуткие странные вопли.
Было это неподалеку от местечка под названием «Лагерь Коневаго» (Camp Conewago), расположенном к северу от Нью-Оксфорда, в округе Адамс, штат Пенсильвания. Крики, услышанные ребятами и Энди, были настолько страшными, что очень напугали их. Настолько, что они решили полностью свернуть свой поход и вернуться в лагерь.
Стриклер очень заинтересовался этим случаем и уговорил Энди показать ему это место, чтобы лично его осмотреть. Лон, Энди и еще один их приятель по имени Джон собрались для многодневного похода, так как это место находилось в самой глуши, если идти вдоль ручья Коневаго.
На следующий день они прошли еще несколько миль по лесу вдоль ручья и все это время их так же не оставляло ощущение, что кто-то пристально смотрит на них со стороны. Они пытались списать это на свою нервозность.
На вторую ночь случилось то, ради чего они забрались в это место:
«Вечером, когда мы сидели у костра и разговаривали о футболе, внезапно снизу по течению ручья раздался крик. Сначала я подумал, что это похоже на сову, но через несколько минут это повторилось снова, и теперь это отчетливо походило на крик ребенка.
Я не мог сказать, как далеко от нас это было, но крик длился несколько секунд, потом замолкал, а потом снова появлялся. Мы встали и прошли несколько метров в лес, ожидая снова услышать звук, но теперь было тихо.
Около часа было тихо, и мы обсуждали, что могло естественным образом вызвать этот звук. Я слышал, как кричат рыси, совы и кролики, и ни один из них не звучал близко к этому. Мы сошлись во мнении, что это точно был детский плач.
Мы решили не спать всю ночь. Была полная луна, и нам была видна большая часть леса и ручья. Примерно в час ночи я прошелся по периметру нашего лагеря, когда вдруг почувствовал, что кто-то наблюдает за мной. Я остановился и попытался понять, что происходит, а потом рассказал Энди и Джону о своих чувствах, и мы пошли глубже в лес к развилке.
Мы прошли около 15 метров, когда внезапно справа от нас увидели большую темную фигуру с ярко-красными глазами, стоящую в воде ручья. И вдруг она взлетела прямо в воздух с слышимым свистом, а через несколько секунд мы услышали еще один «детский плач», который, казалось, стихах, как будто удалялся от нас.
Мы поспешили обратно в лагерь и попытались понять, видели ли мы все одно и то же. Энди был в шоке и не разговаривал несколько минут, пока я не подтолкнул его к воспоминаниям. Джон был на удивление спокоен и оценил, что существо было около шести футов роста (182 см), темного цвета и, казалось, что-то выходило из его спины.
Я также заметил непонятные структуры на спине и сказал, что это напомнило мне крылья, но я не был уверен. Далее мы все согласились, что у него были ярко-красные глаза. Это существо или фантом скрылось от нас так быстро, что у нас даже не было времени навести на него фонарик.
Энди после этого не хотел ночевать в лесу, а хотел возвратиться к зданию лесного управления, а утром вернуться за вещами. Он и Джон пошли обратно, но я решил остаться в лагере до конца ночи. Однако ничего значительного в ту ночь больше не произошло, хотя ощущение того, что за мною наблюдают, осталось».
Далее Лон Стриклер пришел к выводу, что существо, с которым они столкнулись, очень похоже на знаменитого Человека-Мотылька, но не нашел весомых причин, по которым этому существу надо было сидеть в лесной глуши и вопить как плачущий ребенок, пугая туристов.
Впрочем, спустя годы он столкнулся с еще одним похожим случаем, когда бойскауты в том же лесу услышали странные вопли и потом увидели монстра.
«В 2008 году я получил электронное письмо от человека, который жил примерно в миле ниже по течению от места этого инцидента (недалеко от плотины Дика). Он заявил, что много лет слышал в местном лесу подобные крики и что эти ужасные звуки продолжаются по сей день.
Вскоре после этого я получил письмо от командира местного отряда бойскаутов, который рассказал, что несколько мальчиков из его отряда стали свидетелями того, что они описали как «дракона», ростом 6 футов с крыльями и хвостом. При этом мальчики были уверены, что существо было покрыто мехом или чем-то вроде перьев.
Он сказал, что мальчики казались серьезными, когда рассказывали об этом, но он тогда подумал, что они просто шутят, и не поверил им. Но потом он наткнулся на мою историю о встрече в этом лесу с красноглазым и решил, что мальчики могли говорить правду.
Тест с ответами: “Бежин луг” И.С.Тургенев
1. Произведение Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в этом году:
а) 1851 +
б) 1853
в) 1861
2. Как называется сборник, в который вошло произведение:
а) “Пометки лесника”
б) “Записки охотника” +
в) “Дневник браконьера”
3. Жанр произведения:
а) повесть
б) роман
в) рассказ +
4. Черты какого литературного направления есть в произведении:
а) романтизма +
б) сентиментализма
в) классицизма
5. Черты какого литературного направления есть в произведении:
а) сентиментализма
б) футуризма
в) реализма +
6. Повествование ведется от лица:
а) Ильюши
б) рассказчика +
в) Феди
7. Каким образом рассказчик оказался на Бежином лугу:
а) рядом с лугом находилось поместье рассказчика
б) он всегда ночевал на Бежином лугу
в) заблудился и случайно вышел к нему +
8. Больше всего народных примет и поверий о «нечисти» знал:
а) Ильюша +
б) Федя
в) Павлуша
9. Плотник Гаврила стал невеселым после этого события:
а) Гаврила с малых лет был хмурым
б) он встретил покойного отца
в) он встретил русалку +
10. «Говорящий» барашек, который пристально смотрел в глаза, достался Ермиле таким образом:
а) барашка Ермиле дала русалка
б) он подобрал барашка на могиле утопленника +
в) он нашел животное у церковной паперти
11. Призрак покойного барина искал:
а) разрыв-траву +
б) цветок папоротника
в) своих родственников
12. О ком следующие слова:
«только в ладоши хлопает да трещит»
а) о лешем
б) о лешем +
в) о домовом
13. Когда набирал ночью воду из реки, Павлуша услышал:
а) будто его звал Вася +
б) хохот русалки
в) крики цапли
14. В каком месяце происходили события:
а) июнь
б) август
в) июль +
15. Каким был день, описанный Тургеневым:
а) прекрасный +
б) прохладный
в) пасмурный
16. Как звали собаку автора:
а) Ульянка
б) Дианка +
в) Найда
17. Необходимо указать, как называется приём изображения, представленный в данном фрагменте:
«Но вот опять хлынули играющие лучи, и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило»
а) авторская характеристика
б) интерьер
в) пейзаж +
18. Где происходит действие произведения:
а) в Тверской губернии
б) в Тульской губернии +
в) в Саратовской губернии
19. Сколько мальчиков увидел автор у костра:
а) 7
б) 3
в) 5 +
20. Что делали деревенские ребятишки на лугу:
а) охотились
б) стерегли табун лошадей +
в) играли в прятки
21. Самым старшим мальчиком был:
а) Федя +
б) Ильюша
в) Костя
22. Возле какой речки находился Бежин луг:
а) Донец
б) Снежедь +
в) Хопер
23. В каком уезде охотился автор:
а) в Черновском
б) в Черничном
в) в Чернском +
24. На кого охотился рассказчик в произведении»:
а) на лисиц
б) на тетеревов +
в) на зайцев
25. Большая сплошная масса кустов в тех местах, где охотился рассказчик, называлась:
а) елань
б) пойма
в) площадь +
26. Сколько собак было у мальчишек:
а) пять
б) две +
в) семь
27. Кому из мальчиков было около десяти лет:
а) Косте +
б) Ильюше
в) Феде
28. Кто из мальчиков работает на бумажной фабрике:
а) Павлуша
б) Федя
в) Ильюша +
29. Кого из сельских жителей приняли за Тришку:
а) бочара Вавилу +
б) плотника Гаврилу
в) кузнеца Никиту
30. Кто такие казюли:
а) суслики
б) змеи +
в) мыши