что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Что такое семейная дошкольная группа?

Что такое семейная дошкольная группа?

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации. Однако, очередь на места в дошкольных образовательных учреждениях в Московской области составляет 36,8% от общего количества детей в возрасте до 7 лет. Строительство новых детских садов является длительным и затратным процессом, а проблема общедоступности дошкольного образования должна решаться сегодня.

Одной из альтернативных форм дошкольного образования являются семейные дошкольные группы. Это одна из форм организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием; расширение форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные учреждения, сокращение очерёдности на оформление в детский сад, создание дополнительных рабочих мест для неработающих родителей.

Семейные группы могут организовываться в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семей, имеющих одного и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Статус и зарплату воспитателя семейной дошкольной группы, как правило, получает мама, которая растит своих дошколят и присматривает за ребятами из других семей (всего должно быть не менее пяти детей). Количество детей в семейной дошкольной группе устанавливается в зависимости от площади помещения, в котором размещается группа.

Семейные дошкольные группы могут посещать как дети одного возраста, так и дети разных возрастов, по каким-либо причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения. Такая «ячейка» станет структурным подразделением близлежащего муниципального детского сада. Занятия с детьми в семейной группе могут проводиться по программе, реализуемой дошкольным учреждением, как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия, и др.), так и в домашних условиях. Прогулки с детьми из семейных групп могут проводиться как на прогулочных площадках детского сада, так и на приспособленной для прогулок детей территории, расположенной в непосредственной близости от жилого помещения.

Режим работы семейных дошкольных групп и длительность пребывания в них детей будут зависеть от потребностей родителей воспитанников, определены уставом детского сада.

К воспитателям семейных групп предъявляются требования, как при приеме на работу в образовательное учреждение в соответствии с действующим законодательством.

Для того, чтобы открыть семейную дошкольную группу необходимо подать письменное заявление в департамент образования, получить положительное заключение органов Роспотребнадзора, пожнадзора, департамента образования по результатам обследования жилищно-бытовых, социальных условий и психологического климата в семье кандидата на роль воспитателя.

Дошкольное учреждение, структурным подразделением которого будет семейная группа, будет оказывать методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейной группы, осуществлять контроль (посещение старшим воспитателем, периодическая проверка бытовых условий и соблюдения режима дня). Мамы, не имеющие работы, смогут работать и одновременно заниматься воспитанием своих детей, а мамы, желающие выйти на работу, но не обеспеченные местом в дошкольном учреждении, смогут устроить своих детей в семейную дошкольную группу.

Условия пребывания детей в семейных дошкольных группах должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, расположенным в жилых помещениях жилищного фонда», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 68 и вступающих в силу с 25 февраля 2014 года.

Источник

Что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развитияОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).* Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным:

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.

В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)**.

* Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107

** В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Обзор документа

Новым Законом об образовании предусмотрены различные формы его получения. Учитываются потребности и возможности личности.

Образование можно получить как в соответствующих организациях, так и вне них. Речь идет, в частности, о семейном образовании. Родителям нужно учитывать мнение ребенка и должным образом организовать процесс обучения.

При выборе семейного образования родители информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, где они проживают.

Обучающиеся в форме семейного образования вправе пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях по аккредитованной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут пройти экстерном аттестацию бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий прохождение процедур.

Экстернами являются лица, зачисленные в организацию для аттестации. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах и в других мероприятиях. Могут рассчитывать на социально-педагогическую и психологическую помощь, на бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию.

Рассмотрен еще ряд нюансов при получении семейного образования.

Так, в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только школы, но и, например, вузы, которые вправе реализовывать общеобразовательные программы.

Для рассматриваемых категорий обучающихся нужно создать условия по их социализации, интеграции в детские коллективы. Также их необходимо обеспечивать необходимыми учебниками и пособиями.

Представляется важным обратить внимание на следующее. Федеральные, региональные органы госвласти, органы местного самоуправления полностью или частично обеспечивают содержание лиц, нуждающихся в соцподдержке, в период получения ими образования. Таким образом, можно предусмотреть компенсации для семей, которые выбрали указанную форму образования.

Источник

Что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Смотреть картинку что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Картинка про что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развития. Фото что может осуществляться как в дошкольном учреждении так и в форме семейного образования и развитияОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 «Об организации работы семейных дошкольных групп»

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 декабря 2016 г. N ОГ-П8-7927 изучил опыт работы семейных дошкольных групп, действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы деятельности данных групп в субъектах Российской Федерации, и направляет обобщенную информацию и методические рекомендации для использования в работе.

И.о. директора ДепартаментаИ.В. Мануйлова

Информация и методические рекомендации
об организации работы семейных дошкольных групп в субъектах Российской Федерации

Информация структурирована по следующим направлениям:

1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.

2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.

3. Опыт работы субъектов Российской Федерации по данному направлению.

1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.

По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2017 г. в Российской Федерации функционировало:

297 семейных дошкольных групп, осуществляющих только присмотр и уход без реализации ООПДО, с охватом 890 воспитанников.

2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.

Федеральным законодательством в сфере образования разделены функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ДОО и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности в семейных дошкольных группах, группах по присмотру и уходу и иных формах).

Так, согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь, под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).

Согласно статье 17 Федерального закона N 273-ФЗ образование может быть получено в том числе вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации ООПДО.

В случае если такая деятельность осуществляется только в отношении собственных детей, то фактически речь идет о получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образований в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 15 Порядка). Финансирование реализации образовательной программы в указанном случае со стороны государства не осуществляется.

Согласно пункту 19 статьи 2, пункту 5 статьи 31 Федерального закона N 273-ФЗ за юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы закреплена возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности.

Так, семейные дошкольные группы, реализующие ООПДО, могут быть созданы при дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта, иных организациях, индивидуальными предпринимателями.

При получении дошкольного образования в семейных дошкольных группах и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходы к организации и осуществлению образовательной деятельности, то есть деятельности по реализации ООПДО, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть одинаковыми.

В случае если образовательная деятельность осуществляется не только в отношении собственных детей, то возможны следующие варианты.

Согласно подразделу III раздела ЕКС лицо, претендующее на должность воспитателя, должно иметь ВО или СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо ВО или СПО и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

При таком создании семейных дошкольных групп возможно финансирование реализации ООПДО по нормативам финансирования, предусмотренным для ДОО, в соответствии с подушевым принципом.

В качестве индивидуального предпринимателя возможно осуществление деятельности исключительно по присмотру и уходу. В этом случае упомянутые требования к индивидуальному предпринимателю предъявляться не будут.

Требования пожарной безопасности позволяют при организации таких групп предъявлять к их противопожарному оснащению нормы, установленные для жилых помещений, а не для ДОО. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования как к жилым помещениям жилых домов (пункт 5.2.3 свода правил СП 4.13130. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288). Наряду с этим для семейных дошкольных групп, не подпадающих под параметры малой наполняемости, применяются требования, установленные к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания ДОО).

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 7 Федерального закона контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в сфере образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет Рособрнадзор, который обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий.

При определении количества детей в семейной дошкольной группе малой наполняемости следует руководствоваться пунктом 1.9 СанПиН 2.4.1.3147-13.

Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ ООПДО реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Данная норма федерального законодательства дает возможность на основании заключенного договора между организациями для воспитанников семейных дошкольных групп организовывать освоение ООПДО, в том числе на базе организаций культуры, дополнительного образования и других при условии соблюдения требований, установленных в статье 15 Федерального закона N 273-ФЗ.

Использование сетевой формы реализации ООПДО позволяет избежать проблем адаптации детей к условиям ДОО, проводить занятия не только воспитателем, но специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, логопедом и др.), посещать детям мероприятия (праздники, концерты) или проводить занятия в основном здании ДОО, организаций культуры, дополнительного образования и др.

Получение лицензии на образовательную деятельность не требуется в случае создания семейных дошкольных групп по присмотру и уходу за детьми без реализации ООПДО или в случае создания таких групп индивидуальными предпринимателями без привлечения педагогических работников. В данном случае к работнику семейной дошкольной группы предъявляются требования к уровню образования, установленные в соответствующем разделе ЕКС и (или) Профстандарте, в соответствии с занимаемой должностью (младший воспитатель, помощник воспитателя).

Федеральным законодательством урегулированы механизмы финансовой поддержки семейных дошкольных групп, реализующих ООПДО, как структурных подразделений ДОО.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ семейные дошкольные группы в структуре ДОО имеют право на получение субвенции, предоставляемой местным бюджетам за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, для осуществления финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Поддержка семейных дошкольных групп, осуществляющих только услугу по присмотру и уходу за детьми без реализации ООПДО, согласно статье 65 Федерального закона N 273-ФЗ может осуществляться учредителем образовательных организаций, в том числе для отдельных категорий граждан (детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией и др.).

Для поддержки индивидуальных предпринимателей, создавших семейные дошкольные группы, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Кроме того, государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, ответственным исполнителем которой является Министерство экономического развития Российской Федерации, предусмотрены финансовая поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.

По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2017 г. объем средств, затраченных для функционирования семейных дошкольных групп, реализующих ООПДО, составил:

Для организации деятельности семейных дошкольных групп присмотра и ухода за детьми без реализации ООПДО в 2016 году израсходовано:

Определение размера взимаемой с родителей платы за присмотр и уход за ребенком согласно части 2 статьи 65 Федерального закона N 273-ФЗ отнесено к полномочиям учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

В соответствии с частью 4 указанной статьи включение расходов на реализацию ООПДО, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих ООПДО, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях не допускается. При этом размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

3. Опыт работы субъектов Российской Федерации по данному направлению.

Из опыта Краснодарского края

Семейные дошкольные группы создаются на базе образовательных организаций муниципальных образований, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих ООПДО, и являются их структурными единицами.

В Краснодарском крае семейные дошкольные группы получили юридически закрепленное название «группы семейного воспитания».

На муниципальном уровне ДОО совместно с органами местного самоуправления проводят родительские собрания, консультации с приглашением педагогов, состоящих на учете в службе занятости, многодетных родителей, педагогов-пенсионеров, мониторинги, маркетинговые исследования и др. К разработке модели образования дошкольников в форме семейных дошкольных групп подключены экономисты, юристы, заведующие и педагоги ДОО.

В муниципальных образованиях создан банк данных потенциальных воспитателей, проведены финансовые расчеты организации семейных дошкольных групп, разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность таких групп, где предусмотрены все требования к созданию и функционированию семейных дошкольных групп.

Организация питания осуществляется несколькими видами: доставка готовых блюд в специальной таре из ДОО или приготовление пищи по месту пребывания детей, при наличии необходимых условий, по утвержденному в ДОО меню, из сырьевого набора продуктов, предоставленного ДОО.

При отсутствии возможности обеспечивать детей горячим питанием работа семейных дошкольных групп строится в режиме кратковременного пребывания.

Численность детей в семейных дошкольных группах устанавливается от 3 до 5 детей. Группы функционируют в семьях, имеющих не менее трех детей дошкольного возраста, а также в семьях, имеющих двух детей дошкольного возраста, по месту проживания данной семьи, при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Использование жилого помещения (части жилого помещения) для организации деятельности семейных дошкольных групп осуществляется на основании договора ограниченного безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемого между образовательной организацией и собственником данного помещения. При этом возраст воспитанников семейных дошкольных групп в ряде муниципальных образований установлен до 8 лет.

Работники семейных дошкольных групп являются работниками образовательной организации. Права и обязанности работников таких групп определяются законодательством, должностными инструкциями, трудовым договором. Все работники проходят медицинский осмотр в соответствии с действующим порядком приема работников в образовательную организацию.

Образовательная организация осуществляет материально-техническое обеспечение семейных дошкольных групп. Родители (законные представители) вправе использовать для организации семейной дошкольной группы собственное имущество при условии его соответствия действующим санитарно-эпидемиологическим нормам.

В ряде нормативных документов муниципального уровня предусмотрена возможность создания семейных дошкольных групп, как реализующих ООПДО, так и осуществляющих только присмотр и уход за детьми, а также функционирующих в режиме кратковременного пребывания, сокращенного дня, полного дня или продленного дня.

На должность воспитателя может быть назначен кроме родителя (законного представителя) ребенка близкий родственник, проживающий совместно с детьми данной группы.

В целях охраны жизни и здоровья детей, будущих воспитанников семейных дошкольных групп предусмотрена процедура обследования жилищно-бытовых условий заявителей, претендующих на создание таких групп, на соответствие жилищно-бытовых условий существующим требованиям.

Как правило, такое обследование осуществляется независимой комиссией, в состав которой входит представитель(и) муниципальных органов управления образования, представители территориального Роспотребнадзора, инспектор Пожнадзора, представители администрации дошкольной образовательной организации, педагог-психолог и др.

Количество дополнительных штатных единиц воспитателя или младшего воспитателя определяется расчетным путем в зависимости от продолжительности работы семейной дошкольной группы.

Из опыта Москвы

Главными целями создания «семейных детских садов» является поддержка многодетных семей через предоставление таким родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, реализации на практике индивидуального подхода в обучении детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья и развития.

«Семейный детский сад» организуется в многодетных семьях жителей Москвы, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту жительства данной семьи на территории Москвы. В «семейные детские сады» могут быть зачислены дети из других семей жителей Москвы, в том числе не являющихся многодетными семьями.

Во всех «семейных детских садах» реализуется ООПДО, в том числе и с помощью сетевой формы взаимодействия. Образовательная организация самостоятельно принимает решение об открытии «семейного детского сада», исходя из потребностей жителей Москвы. Воспитанникам «семейного детского сада» предоставляется возможность использования инфраструктуры образовательной организации при проведении занятий и других видов деятельности в соответствии с расписанием занятий. Дети могут посещать музыкальные и физкультурные занятия, занятия с педагогом-психологом, занятия в бассейне и другие виды занятий в здании образовательной организации.

На должность воспитателя или помощника воспитателя «семейного детского сада» назначается один из родителей многодетной семьи, в которой он создается. Организация питания в «семейном детском саду» с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований возлагается на воспитателя или помощника воспитателя семейного детского сада и финансируется за счет средств бюджета Москвы.

Режимные моменты (время пребывания детей, график занятий и др.) определяется уставом ГБОУ и договором между образовательной организацией и родителем ребенка.

Заработная плата сотрудника «семейного детского сада» определяется в соответствии с Положением об оплате труда, которое разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно.

Контроль за функционированием «семейного детского сада» осуществляет непосредственно администрация ГБОУ.

Из опыта Республики Алтай

Для открытия семейной дошкольной группы в ряде муниципальных образований разработан алгоритм действий ДОО: внесение администрацией ДОО соответствующих изменений в имеющиеся локальные акты; регистрация обращения многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть семейную дошкольную группу; составление комиссией акта обследования жилищных условий семьи; заключение с работником семейной дошкольной группы трудового договора; заключение договора ДОО с родителями; оформление доверенности на воспитателя семейной дошкольной группы в случае, если принимаются дети из других многодетных семей; оформление личных дел детей семейной дошкольной группы, организация встречи воспитателя семейной дошкольной группы с педагогами и специалистами ДОО; разработка упрощенной документации для воспитателя семейной дошкольной группы; составление расписаний занятий, проводимых дома и в условиях ДОО.

Алгоритм предусматривает осуществление контрольных функций со стороны администрации ДОО (посещение старшим воспитателем и социальным педагогом открытых занятий, проведение периодической проверки бытовых условий и соблюдения режима дня в соответствии с установленными требованиями).

В целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия представителей ДОО и воспитателей семейных дошкольных групп проводится анкетирование.

Полученные данные анализируются администрацией ДОО, которая определяет потребность родителей. Например: использование для прогулок площадок ДОО, посещение музыкальных и физкультурных занятий, помощь логопеда, семейного психолога, активное участие воспитанников семейных дошкольных групп в праздниках, проводимых в ДОО и т.д.

Дополнительно сообщаем, что в 2014 году Минобрнауки России для субъектов Северо-Кавказского федерального округа разработало модельную программу, а также провело выездные консультации по развитию групп, созданных в том числе индивидуальными предпринимателями.

Типовые документы: «Дорожные карты», модель поддержки развития дошкольного образования за счет привлечения к оказанию услуг дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, типовая учебная программа курсов повышения квалификации направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 18 декабря 2014 г. N НТ-13715/08.

Минобрнауки России полагает целесообразным продолжить субъектами Российской Федерации работу по поддержке получения детьми дошкольного образования в семейной форме путем развития семейных дошкольных групп в целях повышения доступности дошкольного образования.

И.о. директора ДепартаментаИ.В. Мануйлова

Обзор документа

Доведена информация об организации работы семейных дошкольных групп в регионах.

Сведения структурированы по следующим направлениям: количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них; нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп; опыт деятельности регионов.

Рассмотрены особенности создания таких групп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *