что можно было делать с рабами в древнем риме
Что хозяин не имел права делать с рабами в Древнем Риме, даже если очень хотелось
Во современной истории жизнь раба описывается как участь, которая хуже смерти и очень часто ассоциации с рабством возникают при словосочетании Древний Рим. При этом нельзя поспорить о том, что рабство это пережиток прошлого и поощрять его нельзя, но были бы рады настолько беззащитны, что с ними можно было делать что угодно? Разумеется нет! Давайте вместе посмотрим на те действия, которые хозяин не имел права делать в отношении своих рабов.
Немного истории
«Рим не в один день строился»-эту фразу слышали многие и она как никогда подходит к нашей сегодняшней статье. Римская империя начиналась с одного одноименного города и фактически проблем с рабами и у рабов не мыло. Рабы были в каждом государстве, но пока Рим был мал, раб мог сбежать куда угодно и найти его римские хозяева уже не могли, но по мере роста Рима и его влияния рабам было уже фактически некуда бежать, а с рабами можно было делать абсолютно всё. Но на самом деле это не так.
Римская империя на пике могущества. Источник: https://inance.ru/2016/10/rim-01/
До первого века до н.э. не существовало никаких законов я которые могли бы ограничить власть хозяина в отношении своего раба, но были цензоры. Цензоры могли посетить абсолютно любое жилище и наказать хозяина за слишком жестокое обращение с рабами. Но при небольшой оговорке, цензор имел право наказать хозяина, но это не являлось обязанностью цензора. Фактически, всё зависело исключительно о моральных убеждений последнего. Да и сами рабы не могли даже обратиться к цензору, пожаловаться мог только свободный человек. Шансов у рабов законно спастись от хозяина по-прежнему очень мало. Цензоров избирали на 5 лет и раз в 1.5 года. И получается, что 3.5 года никому не было дело до жизни рабов. В период с 5 по 1 век до н.э. не установлен ни один случай спасения раба цензором.
Император Клавдий (правил с 41 по 54 годы) принял закон, согласно которому если больной раб смог вылечиться без помощи хозяина, то рабу давали свободу. Также на хозяина возложили обязанность обеспечивать похороны своим рабам, если сам хозяин отказывается хоронить раба, то его мог похоронить кто угодно, а потом потребовать в суде вознаграждение.
Император Клавдий. Источник: https://pashkovskiy-ea.livejournal.com/7087.html
В 61 году закон Петрония запрещает отдавать рабов на растерзание диким зверям, без разрешения судьи. Император Адриан (правил с перерывами с 117 по 138 года) запрещает стерилизацию рабов. В 161 император Антонин Пий( правил с 138 по 161 года) запрещает беспричинное убийство раба. В таких случаях на хозяина возлагался штраф и взымалась стоимость погибшего раба. В 319 году император Константин (правил с 306 по 337 года) приравнял убийство раба к убийству свободного человека.
Следует отметить, что по двум последним законам привести к ответственности хозяина можно лишь в том случае, если раба лишили жизни преднамеренно, но если раб погиб в результате наказания, например забит плетьми, то хозяин не нёс никакой ответственности.
В Римской империи стал активно стал развиваться бюрократический аппарат и при купли-продаже рабов стали подписываться контракты и вот в этих контрактах крошится самое интересное, а точнее в примечаниях. Имелось 4 примечания:
4. NE SERVA PROSTITUATURервое
Первое примечание запрещало освобождать раба, например, если он плохо служил предыдущему хозяину. Но если раб был стар, это примечание можно было добавить, чтобы дать рабу минимальное обеспечение на старость.
Второе примечание обязывало освободить раба через определенное время, которое указано в договоре.
Третье примечание обязывало нового хозяина вывести раба из определенного отрада или местности, запрещая привозить обратно.
Последние примечание запрещало принуждать рабыню к занятию проституцией в борделях.
Эти примечания сохраняли свою силу, даже при перепродаже рабов. При неисполнении договора суд мог дать свободу рабу, а хозяину, который не уважал законы, выписывались штрафы, согласно договору. Но несмотря на всё это положение рабов было невероятно тяжёлым, но не стоит думать, что эти законы принимались из-за мудрости или сожаления рабам. Эти законы принимались, чтобы у неграмотных рабов было всё меньше повода поднимать восстания.
Спасибо за внимание!
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Права рабов, или Как римляне договаривались с невольниками
Римское право не рассматривало раба как личность, но фактически признавало в нём человека. Чтобы побуждать рабов трудиться, им давали «собственность понарошку».
Рабское право — на защите собственности
Когда дело касалось рабов, римское право заботилось исключительно о правах господ. Раб уподоблялся всякой другой вещи, которой мог владеть свободный человек, но всё же закон признавал, что это не просто вещь, а живое существо, способное действовать. Предполагалось, что в идеальной ситуации раб действует только по воле своего владельца и на его благо. В конечном счёте невольник отвечал только перед господином, а все его действия влекли за собой правовые последствия не для него самого, а для его хозяина — собственника. В свою очередь, рабовладелец, чтобы оправдать затраты на покупку раба (а рабы стоили немало) имел право на абсолютное отчуждение труда раба и его результатов, а также на его здоровье и жизнь.
По закону, раб не мог жениться, наследовать что-то или приобретать, но если бы это соблюдалось в полной мере на практике, польза рабства сильно уменьшилась бы. В конце концов, рабов посылали что-то купить или продать, договориться о чем-либо или отыскать выгодную возможность на рынке. Для подобных действий нужна способность принимать решения, а контрагент раба должен быть уверен в том, что сделка будет соблюдена. Чем гарантировалось это взаимодействие? Именем и ответственностью хозяина раба.
По умолчанию, раб мог совершать любые действия, которые приносили благо своему владельцу, даже если тот не знал об этом и не давал такого поручения. Если раб, напротив, продавал что-то, то так как всё в его руках принадлежало его хозяину, то необходимо было ясно выраженное согласие второго. Потому, если хозяин сомневался в честности и верности «живого орудия труда», полагалось объявить, что с его рабом нельзя иметь дело ни при каких обстоятельствах. Историк Анри Валлон пишет: «…раб, имеющий поручение, мог переступить его границы и обеспечить хозяину дополнительные выгоды, но он не мог втянуть его в убытки за пределы поставленных им норм». Если раб кого-то обокрал или обидел, его владелец обязан был возместить нанесённый ушерб. Правда, право и здесь ограничивало размер компенсации. Эти ограничения установили ещё «Законы XII таблиц» (451−450 гг. до н. э.): не более суммы, составлявшей цену раба. Законодатели считали, что «несправедливо, чтобы его вредность [т.е. вредность раба — авт.] стоила его господину больше, чем стоит его тело».
Римская мозаика. Источник: vk.com
Но и господин мог предъявить иск тому, кто украл что-либо у его раба или ранил его. Если раб в результате злодеяния терял свою цену, виновный в этом возмещал убыток. В суде раб мог выступить в качестве допрашиваемого, хотя и здесь свободные ясно указывали на его положение. Это наиболее отчётливо проявляется в практике наказаний. Если свободному за какое-то преступление назначали казнь через отсечение головы мечом, то рабу за то же деяние полагались менее достойные способы — топор, виселица или крест.
Хотя формально раб в Риме — это лишённое всего существо, в действительности даже закон признавал за ним человечность. На деле все понимали, что имеют дело с людьми, и что несвободный человек плохо трудится, если его побуждает лишь страх перед кнутом. Чтобы этого избежать, римляне предлагали невольникам различные пряники — в том числе имитацию права на имущество.
Рабский пекулий — «собственность понарошку»
Имущество раба называлось пекулием (peculium). Если хозяин давал рабу одежду — это всего лишь одежда. Но если он предоставлял эту одежду в вечное пользование и позволял распоряжаться ей по своему усмотрению — это пекулий; то, что настоящий собственник разрешал рабу считать своим. Никаких гарантированных прав на дарованное милостью господина раб, конечно, не имел, но подобная имитация была выгодна. Тем более что сначала давалось обычно нечто не очень ценное для хозяина. Раб мог сэкономить на своём пайке или продать лишние предметы домашнего обихода, затем вложить эти деньги, преумножить их и улучшить условия своей жизни.
Мозаика на стенах римской виллы. Источник: pinterest.com
Хозяин мог дать рабу скот, лавку или участок земли в пекулий с условием, что раб будет регулярно уплачивать определенную сумму, а весь заработок свыше условленного может оставить себе. Так пекулий смягчал главный экономический недостаток рабства — отсутствие позитивной мотивации труда. Имущество служило также некоторым залогом верности — есть что терять. Раб даже мог иметь своего раба, мог заключать сделки, обеспеченные стоимостью его пекулия. Раб с пекулием имел более высокий статус и считался достойнее других. В конечном счёте, нередко невольники договаривались с рабовладельцами — когда их пекулий достигнет определенной цены, они смогут обменять его на свою свободу. Ради этого стоило хорошо поработать.
Мозаика на стенах римской виллы. Источник: pinterest.com
Помимо видимости собственности, рабовладельцы создавали также видимость брака для своих рабов — некоторым они предоставляли жён (конечно, без правовых последствий, а условно). Особенно широко распространилась эта практика на виллах. Чем больше невольник значил для господина, тем больше шанс на милость. Раб-управляющий (виллик) обычно получал жену (виллику) и некоторое собственное имущество, а также право командовать рабами рангом ниже; это обеспечивало его преданность и личную заинтересованность в сохранении своего положения и процветании виллы. Нередко вилликами становились вольноотпущенники господина, отличившиеся прежней службой.
Знатные рабовладельцы, которые относились к рабству с самой прагматической точки зрения, то есть именно как к орудию труда, вроде Марка Порция Катона (234 — 249 гг. до н. э.) или Луция Юния Колумеллы (4 — 70 гг. н. э.), рекомендовали и нематериальное поощрение рабов. Колумелла видел особую выгоду в том, что это ничего не стоит — поговорить с человеком, поинтересоваться его работой, похвалить, чтобы стимулировать старательность. Дозволение брака между мужчинами и женщинами на вилле тоже ничего не стоило, но хорошо подкрепляло покорность. Катон советовал и виллику не отдаляться от других рабов — общаться с ними и делить тот же труд и пищу: «…благодаря такому образу жизни он будет менее склонен к бегству, будет лучше себя чувствовать и лучше спать». Кроме того, виллика старались подбирать не жестокого, но и не слабого, а виллику — благодетельную и трудолюбивую от природы.
Разнообразие методов манипуляции рабами, о которых писали Варрон и Плиний, Катон и Колумелла, объясняет, как такая неестественная система экономики, как рабовладельческая, процветала несколько веков и лишь раз, во время восстания Спартака, всерьёз поставила под угрозу республику и сам Рим.
Что хозяин не был вправе сделать с рабами в древнем Риме?
Рабы в Древнем Риме бывали разными. И гладиатор на арене — раб, и рабочий на латифундии, и учитель греческого в доме патриция. Но ценность рабов очень сильно различалась, и обращались с ними хозяева весьма по-разному. Хотя с точки зрения римских законов все рабы не являлись persona (личностью) и не обладали caput (правоспособностью).
Можно выделить две основные категории римских рабов. К первой относятся военнопленные, дети рабов и иноземцы, купленные у работорговцев. У них действительно не было абсолютно никаких прав, хозяин мог делать с ними что угодно, даже скормить муренам (такие случаи были). Вторая категория — рабы, при покупке которых заключался специальный договор, в который были вписаны различные ограничения.
Такой договор составляли в случаях, когда:
— Отец продавал в рабство собственных детей. Римские законы это допускали.
— Человек сам продавал себя в рабство. Это были либо бедняки, либо желавшие работать личным секретарём или управляющим поместьем. На такие должности римские нобили заведомо не брали свободных граждан.
— Прежний хозяин продавал раба, к которому он испытывал тёплые чувства и не желал, чтобы у нового владельца этот раб испытывал страдания и унижения.
Со временем у римских правоведов, поднаторевших в составлении подобных договоров, сформировался стандартный набор ограничений на использование купленного таким образом раба. Вот их список:
Со временем подобные запреты распространились на всех рабов. Такой гуманизм внедрялся очень медленно, через императорские указы. К примеру, первый и третий запрет сделал всеобщим император Адриан, во II в. н.э. Помимо продажи рабынь и рабов в лупанарии, хозяевам запрещалось также принуждать их играть на сцене и заниматься любой другой артистической работой за деньги. Ведь артистов римляне презирали, их даже запрещали хоронить на обычных кладбищах рядом с порядочными гражданами.
Закон Клавдия от 47 г. н.э. предписывал освобождать тех рабов, хозяева которых не заботятся о них во время болезни. Закон Петрония от 67 г. н.э. запрещал устраивать публичные бои рабов с дикими животными. Но лишь при императоре Константине, в IV в. н.э., умышленное убийство раба было приравнено к убийству свободного человека. Веком ранее, в правление Диоклетиана, были официально признаны семьи рабов, тогда впервые появился запрет на раздельную продажу мужа с женой или женщины и её детей.
То, что по римским законам раб не являлся субъектом права, доставляло порой проблемы и рабовладельцам. К примеру, если раб что-то украл у третьего лица или же наносил кому-то вред, то компенсировать ущерб был обязан владелец раба. При этом пострадавшая сторона могла требовать только сумму, не превышающую рыночную стоимость этого раба — эта правовая норма появилась ещё в «Законах XII таблиц», в V веке до н.э.
По римскому праву раб не мог свидетельствовать в суде. Если у подозреваемого имелось алиби, но видели его вне места преступления только рабы, то этого алиби с точки зрения закона не существовало. Чтобы исправить это положение, ввели поправку, дозволяющую в сомнительных случаях допрашивать рабов. А если раб во время допроса умрёт под пытками, до его хозяину полагалась компенсация в размере рыночной стоимости аналогичного раба. Как можно видеть, в определённых обстоятельствах даже по римским законам раб был не просто «говорящим орудием», но в какой-то степени личностью.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Жизнь невольников в Древнем Риме: Истинные масштабы рабства
Введение
Рабовладение
Наивысшего развития рабство в Риме достигло в III— I вв. до н.э. И связано это было с эпохой завоевательных войн. Главное отличие раба от свободного лежало в сфере права, а точнее в отсутствии каких-либо прав. Поэтому раб воспринимался, как обычная вещь, подобно скамье или лопате, но вещь говорящая. Следовательно, хозяин такой вещи вправе делать с ней все, что угодно по собственному произволу.
Это представление настолько вошло в плоть и кровь римлян, что они не представляли своего отношения к рабу как к человеку. Значит, и нормы поведения, присущие обычным, свободным людям, здесь не действовали.
В самом деле, человек без угрызений совести закалывает поросенка на жаркое, а разбив чашку, не оплакивает ее судьбу, разве что пожалеет об утрате средства для питья. Не потому ли в уголовных делах своих хозяев рабов допрашивали обязательно под пыткой — считалось, что только так их можно заставить сказать правду.
Что имел раб
Будучи вещью, раб не имел личности, т.е. имени, родины, национальности. Часто при продаже им присваивались функциональные имена: Сириец или Галл, Лопата или Ткач. Он не мог обзавестись семьей, составить завещание, обладать имуществом. Правда, господин часто выделял рабам небольшое имущество в пользование — пекулий (нехитрую утварь, немного скота), но и он оставался в собственности хозяина, а при продаже раба отбирался.
Обычным делом было разлучать при обращении в рабство мужа с женой или родителей с детьми.
Даже мысли, и поступки принадлежали не рабу, а хозяину, в личности которого полностью растворялась человеческая сущность раба. И при этом рабы вовлекались в активную деловую жизнь Рима, участвуя в хозяйственных операциях, выполняя ответственные поручения хозяев. Ведь они выступали как их продолжение: если раб покупал какую-то вещь, с юридической точки зрения, ее покупал хозяин посредством раба (вроде монеты или кошелка).
Впрочем, за хорошую службу или из хозяйственной выгоды раб мог обрести свободу и перейти в разряд вольноотпущенников.
Где брали рабов?
Источником рабов были, в первую очередь, войны. При взятии города обычным делом было продать всех его жителей в рабство. Военнопленных нередко продавали с торгов, не отходя от лагеря, — к услугам полководца и квесторов, ведавших добычей, всегда были маркитанты-работорговцы, повсюду следовавшие за армией.
Неустанно пополняли рынок рабов и пираты. Захватывая рыбацкие и торговые суда, нападая на прибрежные селения, пираты доставляли на рынки в конце II — I в. до н.э. по несколько сотен тысяч рабов ежегодно.
Где использовался труд
Основным потребителем рабского труда было сельское хозяйство. Подчас земельные владения знати обрабатывали сотни и сотни рабов. Сельские рабы подвергались самой бесчеловечной эксплуатации.
Срок жизни рабов не превышал трех-семи лет в зависимости от здоровья. Объяснялось это даже не жестокостью хозяев (хотя история сохранила случаи неслыханного изуверства), а практичным стремлением выжать из раба, как из любой вещи, максимум пользы, после чего приобрести новую вещь.
В лучшем положении находились рабы, входившие в состав городской фамилии хозяина: слуги, повара, пекари, носильщики-лектиарии, няньки — а также так называемая рабская интеллигенция: секретари, писцы, учителя хозяйских детей, актеры и управляющие делами или имениями (вилики). Самым страшным наказанием для них за провинности был перевод в сельское имение.
Конечно, положение раба в хозяйстве простого крестьянина и богатого нобиля различались. В первом случае один-два раба жили в той же хижине, что и хозяин с семьей, питались тем же, чем и они. За плохую работу получали нагоняй, но и крестьянин трудился в поте лица рядом с ними, да и берег рабов как главную свою ценность: других не на что купить. В поместьях или городских особняках знати скапливались сотни рабов, и цена рабской жизни целиком зависела от прихоти хозяина.
Даже на ночь рабы заковывались в цепи; работали в поле с рассвета и до заката, получая скудный паек, чтобы только не умереть раньше, чем окупятся затраты на их приобретение. Для лучшего надзора их распределяли по бригадам и за нерадивость одного наказывали всех.
Помимо колодок или бичевания у столба, провинившихся рабов отправляли крутить мельничные колеса: рабы весь день ходили по кругу, привязанные к рычагам с широкими колодками на шее, чтобы не могли сунуть себе в рот горсть муки.
Невольничьи рынки
Большие массы рабов приобретались на невольничьих рынках у варварских племен: галлов, германцев, сарматов, ливийцев. Центрами работорговли были рынки на острове Делос в Эгейском море, в Танаисе, городе в устье нынешнего Дона, и Аквилее на северо-востоке Италии, неподалеку от Венеции.
К примеру, на Делосе, куда свозили рабов со всего Восточного Средиземноморья, за один день нередко продавали 10 тысяч рабов. Оттуда рабов развозили по разным странам, в том числе в Рим, где продавали уже мелкими партиями и дороже.
Обычный раб стоил в середине II в. до н.э. от 500 до 1500 денариев. Но за квалифицированного, образованного раба или просто красивого юношу либо девушку можно было получить до пятидесяти тысяч денариев.
Рабство во все времена его существования было одной из самых отвратительных черт человечества. Оно время от времени возникало в разные эпохи, но всегда носило одинаковый характер: никакого послабления для раба. В наше время рабство сохраняется в некоторых уголках планеты, но это имеет очаговый, не повсеместный характер. Современное человечество пытается с бороться с рабством.
Видео
Рабство в Древнем Риме получило наибольшее распространение по сравнению с другими древними государствами, но зачастую это отвечало интересам тогдашнего общества, послужив важным катализатором его развития.
Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чём свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей.
Рабовладение значительно посодействовало расцвету государства, а также его институций, причем бесчеловечное обращение с невольными людьми принималось как норма жизни.
Жестокость была обыденностью — так регулировалось отношение между владельцами и рабами, контролировалось их поведение.
Общие сведения
Историки склонны к тому, что подневольные люди были у многих влиятельных и богатых граждан в античном Риме, и основной процент жителей Древнеримской империи составляли именно рабы. Они работали во всех сферах — могли выполнять как самые грязные работы на конюшнях, так и быть надзирателями в темницах, распорядителями в покоях господ, воспитателями их детей. Образованные рабы могли стать переводчиками, преподавателями и писарями.
У невольников не было имущества и гражданства, но иногда хозяева их щедро одаривали, позволяли заводить семьи или иметь наложниц. Они могли дать им деньги или вещи первой необходимости за хорошую службу.
В некоторых случаях у рабов получалось собрать большую сумму и откупиться у своего владельца. Так появился отдельный класс бывших невольников, который назывался «вольноотпущенники», но прав у них также практически не было.
Жизнь раба была однообразной и тяжкой, зависела непосредственно от степени ответственности и рода деятельности. Более одаренные подневольные могли заниматься искусством и ремеслами, а физически выносливые люди делали самую тяжелую работу — были оруженосцами или участвовали в гладиаторских боях.
Гибель раба не огорчала хозяина — на его место покупали другого, часто это было более выгодно. Но только прибывших невольников держали в кандалах и жестких рамках, чтобы те не смогли представлять угрозы для рабовладельца.
Убивать рабов было запрещено, за увечья назначались большие штрафы. Искалеченных и немощных невольников отвозили на дальний остров Эскулапа, чтобы они смогли «умереть свободными».
Мужчин и женщин разделяли на касты:
Не все невольники ходили в кандалах, но именно это определение стало символом рабства. Отличить можно раба можно было еще по одному признаку — серьга в правом ухе. Часто люди продавали себя в рабство на добровольной основе из-за крова и еды, в этом случае при свидетелях прокалывали ухо и надевали кольцо. Этого раба нужно было отпустить через 8−12 лет, но это случалось не часто.
Отдавали в рабство и детей, привлекательных девочек и мальчиков приучали к проституции. Но могли дать свободу или выгнать престарелого раба, который стал обузой — такие были нравственные ценности и особенности рабовладения в Риме.
Источники рабства
Взятые в плен воины и трофейные невольницы при походе римлян в соседние страны — главный источник рабов. Так, в основном это были иностранцы, причем из различных социальных слоев, вплоть до людей, занимавших высокое положение.
Историки в своих трудах пишут, что в Рим свозили пленников с Востока, Африки и Средиземноморья. Любой иностранец являлся расово неполноценным, при этом римские граждане имели самые большие полномочия.
Другие источники рабства в Древнем Риме:
В 4 столетии до н. э. в Риме приняли «Закон Петелия», который запрещал брать в рабство своих граждан, то есть римских жителей. С учетом другого закона, свободная девушка, которая добровольно вступила в связь с рабом, становилась невольницей.
Существует следующая статистика:
Постепенно рабство начало приходить в упадок, поскольку было тормозом для общественного развития и перешло в феодальные взаимоотношения.
Торговля людьми
Дешевая и абсолютно управляемая рабсила в Риме была логичным следствием демократизации сословий должников и плебеев. Последние получили финансовую самостоятельность, земельные наделы и права, а появившийся вакуум рабочей силы было необходимо восполнять извне. Если первые завоевательные походы древние римляне проводили в целях расширения империи, то войны 2−1 столетия до н. э. уже были основным способом колонизации и, в первую очередь, пополнения рабсилы.
Слово «раб» являлось второй римской монетой, а невольные люди — капиталом, которым необходимо распорядиться с умом. Но с учетом того, что в Риме все происходило с размахом и получало эффект лавины, несложно понять, что сфера «производства» рабов дала возможность патрициям начать реализовывать грандиозные проекты, требующие множества человеческих ресурсов, что начало влечь и стимулировать тему для поставки новых потоков невольников со всего мира.
Так, из-за высокого спроса и доходных продаж возникло много различных районных и местных рынков рабов. Оптовые покупатели часто сопровождали римские легионы при карательных миссиях и завоевательных войнах.
Стоимость раба варьировалась с учетом физических данных, половой и расовой принадлежности, возрастной категории и образования (в частности — умение владеть греческим языком), стоимость могла значительно отличаться.
Правовое положение
Рим всегда являлся рабовладельческой империей. Рабовладельцы — обычно физические лица, но были также рабы отдельных муниципий и государственные невольники.
С учетом правового положения рабов в римском праве освобождение происходило тремя способами:
В классическом праве вместе с формальным освобождением возникли неформальные способы: освобождение в присутствии свидетелей или же основанием являлось обычное письмо.
При этом были введены некоторые ограничения для освобождения:
В постклассическом праве «буква закона» оставила только два ограничения: освобождение не должно противоречить интересам кредитора, и владелец обязан быть не младше 20 лет.
Невольник мог освободиться вне зависимости и даже против воли хозяина. На законодательном уровне свободными становились люди, которые:
Правовое положение невольников при патриархальном строе было не таким тяжким, в отличие от классического рабства, но все равно имело некоторые ограничения.
Невзирая на абсолютное правовое бесправие невольников, они пользовались определенным признанием. Владелец должен был после смерти похоронить раба. Признавались родственные и семейно-брачные связи, а также родительские отношения.
Наказания за преступления
Наказывали невольников за все, при этом часто использовались превентивные меры. К примеру, в пекарнях на шею надевались жернова, чтобы изголодавшие рабы не могли есть тесто.
На работах в шахтах и каменоломнях рабочих подгоняли плетками и сильно избивали, если они не справлялись с работой. Даже искалеченных людей заставляли продолжать трудиться, пока они не умирали от истощения. Наказанием также могла быть казнь за случайно разбитую посуду, съеденную без дозволения пищу, или если невольник перешел дорогу кортежу жриц из храма.
Ужасным преступлением являлось убийство своего хозяина. В этом случае наказывали не только виноватого, также казнили всех рабов, которые принадлежали этому рабовладельцу.
Еще людей убивали ради забавы. В тюрьмах важных государственных служащих находились несчастные, которые были якобы уличены в разных грехах, а это требовало соответствующего наказания — смерти. В разгар пира на потеху приглашенным приводили невольника и показательно отсекали голову.
Домашние издевательства
Владельцы раздавали плети зачастую ни в чем не повинным людям, а хозяйки могли колоть своих служанок длинными иглами. Для порки применяли особые приспособления: кнуты с узлами на концах. Сильно провинившихся заключали в шейные, ручные или ножные кандалы, выжигали на лице клеймо позора или же сажали на цепь вместо сторожевой собаки.
Наказание невольника владельцем в ярости иногда выплескивалось настоящим членовредительством. Хозяин мог абсолютно безнаказанно сломать рабу кости либо облить голову смолой и снять скальп. Если господину нужно было получить очередного евнуха, то молодого невольника сразу же оскопляли. Если хозяину показалось, что раб очень разговорчив, ему тут же отрезали язык.
Изгнание из дома
В эпоху процветания торговли рабами одним из способов наказания невольников являлась продажа неугодных. Надоев мучиться с непокорным рабом, его выгодно продавали в школу гладиаторов.
Здесь его ожидала еще худшая участь, чем дома у господина. Большинство из них становились участниками смертельных развлечений с дикими зверями и боями с себе подобными.
Привлекательных мужчин и женщин продавали в дома «терпимости». Многих отвозили за границу либо отправляли в шахты, в которых рабы приносили владельцам доход тяжелым трудом.
Если невольник был свидетелем преступного деяния господина, его отправляли в подземелье для дачи показаний. Здесь в рамках правовой системы его нужно было истязать на специальных станках, так как считалось, что лишь после пыток он может сказать правду.
Публичные казни
Почти любой человек, попав в рабство, осознавал, что его ожидает неминуемая гибель. Римские жители требовали хлеба и зрелищ, а самым популярным развлечением являлись публичные наказания.
Найти осужденных не составляло большой сложности. Что относительно показательных казней для невольных, то этот перечень довольно внушительный:
Чем мучительнее казнь, тем больше ликовала толпа. Проявляли зверства в отношении невольников не только хозяева, но и потомки людей, которые имели статус «вольноотпущенных». К примеру, Ведий Поллион за любую провинность бросал рабов в мешок с муренами. Но это положение невольников не могло длиться все время.
Восстания рабов
Периодические восстания рабов в Древнем Риме были потрясением для установившегося строя, поскольку угрожали социальному устройству империи. Кратко о самых крупных из них:
Спартак является самой известной личностью среди предводителей бунтующих, восставших за отмену рабовладельческого строя и борющихся за социальную справедливость. Он был образованным, имел сильный характер. Его армии удалось нанести множество тяжелых ударов римским легионам.
Рабство в Древнеримской Империи получило самое большое распространение, в отличие от других стран, но часто это соответствовало интересам общества того времени, являясь немаловажным катализатором развития. Главным источником рабов являлся захват пленных. Именно они составляли большинство невольников в Риме, на это указывают анализы разных письменных трудов, а также надгробных надписей.