что можно делать в третьяковской галерее
Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) в Москве — это лучшее собрание русской живописи в мире. Коллекция галереи экспонируется по двум разным адресам. Историческое здание, некогда принадлежавшее Павлу Михайловичу Третьякову, стоит в Лаврушинском переулке, 10.
Третьяковская галерея. Здание в Лаврушинском переулке, 10.
Там находятся картины, написанные до начала ХХ века.
Живопись ХХ века, в том числе картины авангардистов, выставляется в здании на Крымском валу.
Здание новой Третьяковки на Крымском валу.
В этом обзоре мы ответим на ЧАВО (частые вопросы) тех, кто собирается посетить Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке. Статья объёмная, на нужную главу кликайте в оглавлении.
Третьяковская галерея. Часы работы
Билет в Третьяковку. Цена
Полный билет в Третьяковскую галерею стоит 500 рублей.
Льготный билет (пенсионеры, студенты, члены многодетных семей и пр.) — 300 рублей.
Детский билет (от 7 до 17 лет) — 250 рублей. Дети до 6 лет посещают музей бесплатно. Бесплатно посещают музей военнослужащие срочной службы. Студенты и аспиранты могут свободно пройти в галерею в первое воскресенье месяца.
Где купить билет в Третьяковскую галерею
Билеты в ГТГ можно купить несколькими способами.
Очереди в Третьяковскую галерею. Когда лучше посетить
В настоящее время (2021 год) ажиотажа в Третьяковскую галерею нет.
Подходите к музею и сразу входите в здание.
Вход в Третьяковскую галерею. Лаврушинкий переулок.
Связано это прежде всего с тем, что билеты продают на строго определённые часы, число посетителей ограничивают. Но как только ситуация наладится, всё вернётся на круги своя.
В доковидные времена люди стояли в очереди в музей по полтора часа. Хвост растягивался до половины Лаврушинского переулка. Наибольшее скопление посетителей наблюдается на новогодние каникулы. Это связано с тем, что мест в гардеробе не всем хватает, некуда вешать верхнюю одежду. Увеличить число вешалок нельзя — тогда будет слишком много людей в залах.
Наличие электронного билета не отменяет ожидание в очереди на вход. Люди скапливаются отнюдь не за билетами, а чтобы пройти досмотр. Он в равной степени касается и обилеченных и безбилетных.
По многолетним наблюдениям, если вы ограничены во времени, лучше прийти минут за 20 до открытия музея, пройдёте в «первую партию». Либо в четверг, пятницу или субботу отложить посещение на вечер. Часов в 17 у дверей уже никого не бывает. Музей в эти дни открыт до 21 часа.
Третьяковская галерея. Экскурсии
Экскурсии в Третьяковскую галерею проводят сотрудники музея. Заказать экскурсию можно по телефону +7 (495) 957-07-27, доб. 4.
Галерея проводит сборные экскурсии для посетителей. Время их проведения каждый день разное. На официальном сайте расписание вывешивается лишь на неделю вперёд. Галерея проводит разные тематические экскурсии. Обзорная экскурсия называется «Шедевры русской живописи XVIII—XIX веков».
По многолетним наблюдениям, ежедневная сборная экскурсия по музею проводится около 11.00, 13.00 и 15.00. Точное расписание в нужный вам день уточняйте на сайте. У них там всё сложно, но при определённых усилиях работает.
Чтобы нижеприведённая ссылка давала результаты, пожалуйста, выберете возрастную категорию и дату.
Вы можете купить аудиогид. Продают его в музее, стойка находится рядом с кассами. Честно признаюсь, мне галерейный гид не очень понравился. Текст слишком сухой и академичный.
Гид от компании WeGoTrip гораздо интереснее и живее. Аудиотур продают вместе с билетами в музей. Включена блестящая подборка картин, экскурсия продолжается более двух часов.
Чтобы вы оценили содержание аудиотура, привожу его фрагмент — рассказ о картине Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Третьяковская галерея. Экскурсии по ГТГ от «спутника» и «трипстер»
Экскурсии по Третьяковке предлагают агрегаторы услуг гидов «sputnik» и «tripster».
«Трипстер» предлагает тему «Прогулка по Третьяковской галерее» — это добротная обзорная экскурсия с личным гидом по залам музея.
Возможно, вам удобна онлайн экскурсия. Есть такая возможность! У онлайн тура по ГТГ очень хорошие отзывы.
Будьте внимательны с выбором экскурсии! В «спутнике» есть тема «Москва художников и меценатов + Третьяковская галерея». Экскурсия включает себя две части. Сначала проведут по Замоскворечью. В музее же вам вручат галерейский аудиогид.
«Спутник» предлагает групповую экскурсию для школьников. И также продаёт билеты в музей.
Что посмотреть в Третьяковской галерее
Вы решили пройти по залам музея самостоятельно? Уважаем ваше решение! Прилагаем краткий путеводитель по залам.
В здании Третьяковки в Лаврушинском переулке два этажа. В подвальном вестибюле находятся гардероб, кассы, WC, кафе, сувенирные магазины. Прилагаю схему вестибюля.
ГТГ. Схема вестибюля
Коллекция располагается на первом и втором этажах. Традиционно посетители начинают осмотр со второго этажа. Большие сумки следует оставить в камере хранения. Она находится в нижнем вестибюле.
Нижний вестибюль ГТГ. Камера хранения.
Бутылку воды лучше убрать в сумку. В художественный музей нельзя проносить воду. Но в дамскую сумку никто не полезет.
Нижний вестибюль ГТГ. Вход на экспозицию.
Для первоначального осмотра галереи и экономии сил советуем начать осмотр с зала номер 7. (С 1 по 6 залы экспонируются великолепные картины начала и середины XVIII века. Если останутся силы, посмотрите их в завершении тура.)
Третьяковская галерея. Начало осмотра. Парадная лестница.
Прилагаем схему залов и логичный маршрут осмотра. Стрелки указывают маршрут. Чёрные цифры — номера залов. Лиловые номера — обозначения этапов осмотра. Путь линейный, но с заворотами. Стоит сделать «загогулины», чтобы увидеть значимые картины, например, А.Куинджи. Если следовать рекомендованному маршруту вам не придётся возвращаться назад. На первый этаж можно спуститься из зала 31, осмотрев картины Н.Ге и/или М.Врубеля.
Маршрут осмотра Третьяковской галереи. Схема залов.
Перечень залов 2-го этажа Третьяковки, имена художников и наиболее известные картины мастеров
В галерее все залы пронумерованы, цифры прикреплены на дверях залов, продублированы вывесками.
ГТГ. Зал 28 — творчество В.Сурикова.
В списке ниже цифра обозначает номер зала, где экспонируется живопись того или иного мастера. В нумерации отсутствуют некоторые залы, осмотр которых считается факультативным.
7.В.Боровиковский (портрет М.Лопухиной).
8.О.Кипренский (портрет А.С.Пушкина).
9.К.Брюллов («Всадница»).
10.А.Иванов («Явление Христа народу»). 11-12.Эскизы Иванова к полотну.
13.В.Тропинин.
14.А.Венецианов.(«На пашне. Весна»).
15.А.Федотов («Сватовство майора»).
16.В.Пукирев («Неравный брак»).
17.В.Перов. («Тройка», «Охотники на привале»).
18.А.Саврасов («Грачи прилетели»).
19.И.Айвазовский.
20.И.Крамской («Неизвестная).
21.А.Куинджи («Ночь на Днепре»).
25.Иван Шишкин («Утро в сосновом лесу»).
26.В.Васнецов («Богатыри»).
27.В.Верещагин. («Апофеоз войны»)
28.В.Суриков («Боярыня Морозова»).
29-30.И.Репин («Иван Грозный и сын его Иван»).
31.Н.Ге.
33.М.Врубель («Принцесса Грёза»).
На первый этаж можно спуститься из зала 32 (он находится между залами Н.Ге и М.Врубеля).
Если устали, легко найдёте выход в гардероб. Для продолжения осмотра первого этажа предлагаем план.
План осмотра 1-го этажа Третьяковской галереи
Осмотр второго этажа завершился в зале Михаила Врубеля номер 33. На схеме выше лестница вниз обозначена лиловой цифрой 27.
Вы спустились на первый этаж и сразу оказались в зале 35 В.Д.Поленова.
ГТГ, Зал 35. Полотна В.Д.Поленова
Через залы 36-39 (В.Поленов, И.Левитан, М.Нестеров) выходите в вестибюль со скульптурами. В проёме дверей увидите полотно В.А.Серова «Девочка с персиками».
Третьяковская галерея. Проход в зал 40. Полотна В.А.Серова.
После зала В.Серова анфилада завершается залом 45 с работами В.Борисова-Мусатова. Залы 47-54 чаще всего закрыты. Возвращайтесь назад в вестибюль. Залы 56-62 посвящены русской иконописи. Иконы Андрея Рублёва, включая «Троицу» демонстрируются в зале 60 (на схеме — лиловая цифра 38).
Третьяковская галерея. Схема осмотра первого этажа музея.
Икона Божией Матери Владимирская находится в храме святителя Николая в Томачах. Попасть туда можно из нижнего вестибюля галереи с 12.00. Путь обозначен указателями.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке. Как добраться
Рядом с Третьяковской галереей в Лаврушинском переулке находятся три станции метро. Ближайшая к музею — станция Третьяковская. Новокузнецкая находится на 400 метров дальше. От метро Полянка расстояние такое же, как от Новокузнецкой. (Авторы предпочитают путь от Полянки. Пройдёте по тихому Старомонетному переулку, где можно насладиться кое-как сохранившимся старым Замоскворечьем).
Ближайшие к ГТГ станции метро
От метро Третьяковская до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
Самый простой способ доехать до галереи — воспользоваться метро Третьяковская. Там один выход. Он обозначен указателями на улицу Большая Ордынка.
Указатель «Выход № 2» к Третьяковской галерее. на станции Третьяковская.
Перед эскалаторами висит красивое панно.
Выход из станции метро Третьяковская к Третьяковской галерее.
Наверху сразу поверните налево. Перейдите улицу Большая Ордынка по наземному переходу. Переход указан на снимке.
Проход от метро к Третьяковской галерее.
Следуйте в Ордынский тупик. На снимке оттуда выезжает машина.
Наземный пешеходный переход через улицу Ордынка.
Проход к ГТГ.
Ордынский тупик выведет на площадь с массивным красным зданием — это Инженерный корпус ГТГ. На снимке вдалеке виден Инженерный корпус. Слева — фонтан Художественный.
У Инженерного корпуса поворачивайте направо, в Лаврушинский переулок. Через несколько шагов увидите здание галереи.
Вход в Третьяковку.
От метро Третьяковская до галереи 6 минут ходу — 450 метров.
От метро Третьяковская до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
От метро Новокузнецкая до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
На станции Новокузнецкая один выход в город. Ориентируйтесь на указатели к улице Пятницкая.
Вам нужно идти к эскалатору.
Указатели на станции Новокузнецкая.
Выход к Третьяковской галерее от станции Новокузнецкая.
Выйдя из вестибюля, вы окажетесь на улице Пятницкая.
Выход на улицу Пятницакая из метро Новокузнецкая.
Пятницкую нужно перейти. Переход чуть левее метро.
Наземный пешеходный переход через улицу Пятницкая.
После перехода поверните налево и следуйте вдоль Пятницкой улицы один квартал до следующего перекрестка. Поворачивайте направо в Климентовский переулок. Ориентир — высокая красная церковь.
Церковь св.Климента в Климентовском переулке.
Следуйте вдоль церковной ограды (она слева от вас) по Климентовскому переулку до светофора. Переходите улицу на светофоре.
Наземный пешеходный переход через улицу Ордынка.
Следуйте в Ордынский тупик. Он выведет вас на площадь с массивным красным зданием — это Инженерный корпус ГТГ.
Проход к ГТГ от метро.
Поворачивайте направо, в Лаврушинский переулок. Через несколько шагов увидите здание галереи.
От Новокузнецкой до галереи — 800 метров, 10 минут пешком.
От метро Третьяковская до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
От метро Полянка до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
На станции Полянка единственный выход в город. Вы выходите на улицу Полянка. Из метро берите правее, пересекайте по диагонали площадь, идите к светофору.
От метро Полянка до Третьяковской галереи.
Поверните налево. Переходите улицу на светофоре и следуйте по Старомонетному переулку. Переулок изгибается.
Идите два квартала по Старомонетному мимо красивой церкви Григория Неокесарийского.
Старомонетный выводит к Большому Толмачёвскому переулку. Поворот обозначен указателями.
Указатель к Третьяковской галерее.
Сворачивайте направо в Толмачёвский. После массивного красного здания поворачивайте налево — в Лаврушинский.
Через несколько десятков метров слева увидите здание галереи.
Вход в Третьяковскую галерею. Лаврушинкий переулок.
От Полянки до галереи — 880 метров, 11 минут пешком.
От метро Полянка до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как добраться
Полезные ресурсы для посещения Третьяковской галереи
Если остались вопросы, задавайте их в отзывах к этой статье. Постараемся помочь. 😉
Что можно делать в третьяковской галерее
Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города.
«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».
Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, ее печатали в периодических изданиях и в учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Отрощенко (она носила фамилию отца), которой тогда исполнилось 13 лет. Помещение на картине — одна из двух комнат коммуналки в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь.
Когда Елена Отрощенко выросла, она поступила в Строгановскую художественную академию, где познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Оказалось, что он с детства был влюблен в девочку с репродукции картины, которая висела у него дома. Вскоре Отрощенко и Бейсембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.
Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».
Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.