что можно и нельзя делать в шаббат
Что можно и нельзя делать в шаббат
Сразу скажу, что этот текст не обсуждался с равинами (а только с преподавателем Гиюра) и он не предназначен для ультраортодоксов. Мы его публикуем для расширения кругозора светских читателей, без сложных терминов и строгих рамок.
Итак, шабат является главным еврейским праздником, в Торе описывается 39 запрещенных работ в субботу. Эти заповеди были написаны около 3000 лет назад и до сих пор остались на том уровне. Но как говорят мудрецы, это только названия, а понимать их следует в соответствии с той эпохой в которую мы живем.
Как известно, суббота провозглашается Торой как день абсолютного покоя, день, в который еврею запрещено не только торговать и заниматься любыми будничными делами, но даже обсуждать их. Нельзя работать физически и заниматься творческой деятельностью. Нельзя ничего создавать и разрушать. Другими словами: нельзя менять мир.
Итак, что нельзя делать в шабат? Давайте по порядку и с пояснениями и без фанатизма.
Основные законы
8-11. Размалывать, просеивать, месить тесто, варить. Нельзя готовить пищу ни себе ни другим. Есть можно только то, что приготовлено заранее.
12-15. Стричь овец, отбеливать шерсть, чесать шерсть, окрашивать. Здесь, как и в пунктах 1-6 запрещается снимать урожай, создавать и подготавливать любые полуфабрикаты.
16-21. Прясть, делать две петли, расправлять нити, ткать, завязывать узлы, шить. Запрещается любая созидательная работа не только связанная с одеждой, а с любыми создаваемыми объектами.
22-24. Разъединять нити, развязывать узлы, рвать. Работа связанная с разрушением и с сохранением материалов тоже запрещена. Здесь стоит уточнить, что разрушение в чистом виде не запрещено, т.е. разрушение без материальной выгоды себе и другим, но если это не цель, а лишь следствие разрешенного действия. Например, гуляя, человек стаптывает каблуки.
25-29. Охотиться, убивать животное, сдирать шкуру, засаливать кожу, разглаживать кожу. Суда следует отнести любую добычу, ловля рыбы, установка ловушек и капканов или собирание ягод тоже запрещено.
30-33. Намечать линии, разрезать по размеру, писать, стирать написанное. Писать письма, делать заметки, рисовать, мастерить, чертить, а также готовиться к деловой неделе, читать деловые тексты и делать пометки и даже размышлять о бизнесе и учиться.
34-35. Строить, разрушать. Со строить все понятно, а с разрушать стоит пояснить, что здесь разрушение, как цель запрещена. См пункты 22-24.
36-37. Зажигать огонь, гасить огонь. С появлением электричества, еврейские мудрецы решили, что это тоже огонь, с тех пор замыкать и размыкать эклектическую цепь тоже нельзя. Любые электроприборы, включая мобильные телефоны в шабат запрещены. Но то что включено, зажжено до шабата, остается включенным, зажженным до самого выхода шабата. Например, можно включить плиту на 38 градусов и поставить на нее суп, который будет теплый на протяжении всей субботы. Или автоматический запуск робота-пылесоса по времени, но при этом нужно выйти из дома, чтобы избежать возможного взаимодействия с этим прибором.
39. Переносить вещи из одного владения в другое. Тут тоже стоит остановиться. Теоретически, даже удостоверение личности, ключи от дома женская сумочка и т.д. нельзя выносить из дома. Но мудрецы предложили поставить забор вокруг поселения и объявили это общим владением, тем самым получилось, что в пределах одного поселения вещи переносить можно. Возможно, так появились первые кибуцы.
Дополнительные законы
Кроме этих 39 вещей, написанных в Торе, есть еще десятки вещей по решению мудрецов. Разберем наиболее популярные общие принципы:
• Купля и продажа. Любая коммерческая деятельность, вплоть до запрета на касание к деньгам и даже думать о них и материальной выгоде нельзя.
• Езда на животных, плаванье на лодке. Езда на велосипеде, самокате и других средствах передвижения, даже если они не эклектические.
• Игра на музыкальных инструментах. Ну тут все понятно и нечего добавить.
• Свадебные церемонии, похороны. Они запрещены только потому что в этих церемониях придется нарушить несколько других заповедей субботы.
• Перемещение тяжестей. Если требуется перенести что-то тяжелое, подвинуть мебель, например, то придется ждать выхода шабата.
Еще, что стоит отметить, все эти принципы иногда понимаются разными общинами и даже равинами немного по-разному.
Когда можно нарушать законы субботы
Если есть угроза жизни или здоровью человека, то нужно сделать всё для его спасения. Шабат превращается в обычный день и для этого человека и для его спасателей. Как сказал один мудрец: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот».
Законы Шабата для начинающих
от Источник
Всю неделю мы заняты своими делами, суетимся, бегаем и жизненный водоворот засасывает нас в себя. Но вот остановка. Давайте переключимся на другую волну. Краткий и понятный путеводитель поможет нам узнать, шаг за шагом, как соблюсти субботу в соответствии Галахой.
Дополнительный контент от Михаэль Яфе Ноф
Готовимся к Шабату:
Шабат является настолько важным днем, что даже простые приготовления к её наступлению считаются исполнением «мицвы» (заповеди). Все усилия, которые мы прилагаем для празднования субботы, засчитываются нам как «дополнительные очки».
Важные покупки:
· 6 хал или булочек (по две на каждую субботнюю трапезу).
· Продукты (закупаем продукты для приготовления блюд на субботние трапезы).
Готовка:
· Готовим 3 трапезы: вечернюю трапезу, утреннюю трапезу и что-нибудь лёгкое на третью трапезу.
Накрываем на стол:
· Накрываем субботний стол белой скатертью.
· Выставляем на стол самые красивые столовые приборы, которые у нас есть.
· Готовим вино и хлеб.
· Готовим субботние свечи.
Готовимся сами:
· Принимаем ванную и одеваем красивую одежду в честь Шабата.
· В субботу нельзя пудриться, поэтому если вы привыкли пользоваться пудрой, не стоит ждать заход шабата и делать это в последний момент, а следует сделать это заранее.
· Приготовьте книги и настольные игры (не электронные).
Готовим свой дом к приходу Субботы:
· Заранее готовим порезанную туалетную бумагу.
· Не забываем отключить бойлер.
· Отключаем свет в холодильнике.
· Если нет возможности настроить кондиционер или вентилятор на работу только в определённые часы, можно оставить их включенными в течении всей субботы на более слабой, чем обычно, мощности.
· Предметы, которыми запрещено пользоваться в Шабат, называются «мукце» (изолированное). Такими предметами являются, например: ручка, мобильный телефон, зажигалка и т.д. Все эти предметы стоит вытащить из карманов перед заходом субботы.
· Все предметы, которые являются мукце, стоит переложить перед субботой в укромные места.
· Отключаем сотовые телефоны, интерком (домофон) и будильник.
Подготовка блюд к субботе:
· Нагреваем электрическую плату за час до наступления субботы. Ставим на неё заранее приготовленные и предварительно нагретые блюда.
· Можно, так же, разогреть еду в духовке, непосредственно перед заходом субботы (отключить духовку также следует до захода субботы). Оставленные в духовке блюда остануться теплыми до вечерней трапезы.
· Заранее заботимся о горячей воде для питья в Шабат. Готовим кипятильник с термостатом (мейхам) и/ или же термос.
Все технические приготовления к субботе так же засчитываются как исполнения мицвы (заповеди)!
Соблюдаем Шабат:
Соблюдение субботы означает, кроме всего прочего, также и отказ от выполнения 39 видов работ и действий. Представляем вам краткий список базовых предписаний. Советуем приобрести книгу, содержащую галахические предписания по соблюдению Шабата.
Письмо:
· В Шабат нельзя писать. Нельзя также стирать написанное.
· Писательные принадлежности (ручки, карандаши и т.д.) считаются мукце и запрещены в употребление.
Зажигание огня:
· Поэтому до захода субботы мы включим все электрические лампы, которые нам нужны, и они останутся включенными на протяжении всего дня. Также можно пользоваться таймерами и домашними субботними часами.
· Кроме этого, в Шабат мы не включаем (или выключаем) любой электроприбор или электросистему: компьютер, телевизор, телефон, кухонная печь, лифт, автоматические жалюзи и т.д.
Домашние работы:
*Важно обратить внимание на количество жидкости в находящемся на плате блюде, для того, чтобы оно не пересохло.
Езда в Субботу:
В Шабат мы отказываемся от езды в машине или в любом другом транспорте. Мы идём пешком в синагогу, на прогулку или для того, чтобы встретиться с друзьями.
Порядок празднования Шабата:
Для того, чтобы добавить спокойствия и праздничной обстановки в наш дом, мудрецы постановили, что в каждом доме следует зажигать свечи перед заходом Субботы.
Зажжение свечей символизирует торжественность и праздничность прихода Шабата. Обстановка в доме сразу же меняется.
И сегодня, когда наши дома освещены электричеством, пламя свечей символизирует свет и радость, любовь и мир.
Зажигание свечей:
Волшебное время зажигания свечей обозначает приход Шабата и начало действия всех субботних постановлений.
Трапезы в Шабат:
В субботу мы проводим 3 трапезы: вечером в пятницу после кидуша, утром в субботу после кидуша и начиная после полудня и до захода солнца в субботу.
На исходе Шабата мы проводим авдалу (отделения субботы от будних дней).
Что запрещено делать в субботу?
Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).
Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.
В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.
Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).
По решению мудрецов
Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).
К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)
• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;
• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).
Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.
Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.
Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.
КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?
§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.
§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).
§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.
Как начать соблюдать Шаббат?
Здравствуйте! Не поможете мне советом, как мне соблюдать Шаббат? Я ничего не знаю про Шаббат, мне нужно все с нуля: как соблюдать его, что можно делать, что нельзя делать, как делать и т.д.
Отвечает рав Натан Агрес
Уважаемый Сион, само Ваше решение соблюдать Шаббат достойно большого уважения и высокой оценки. Трудно представить, как дорого это ценится на Небесах!
Здесь же постараемся рассмотреть только общую картину, чтобы стало понятней, о чем идет речь.
Временные рамки Субботы
Как известно, в иудаизме дни начинаются с вечера, сутки — это ночь и последующий день. Поэтому и Суббота со всеми ее ограничениями начинается в пятницу вечером с захода солнца — «шкия»; следует отстраниться от запрещенных действий хотя бы на несколько минут раньше (см. Зачем принимать на себя субботние ограничения до наступления субботы?). Исход Субботы наступает в субботу вечером с выходом звезд, а не с заходом солнца, поскольку в отношении временного промежутка между заходом солнца и выходом звезд не определено, день это или ночь, и из-за сомнения следует хранить Субботу до ее полного исхода.
Условно можно разделить законы Субботы на два типа: заповеди «не делай», суть которых — воздержаться от определенных действий, и заповеди «делай» — исполнить необходимые предписания.
Тора называет Субботу днем покоя — «йом менуха», поэтому любой тяжелый физический труд, даже не связанный с запрещенными работами (см. ниже), является антитезой субботнему отдыху.
Однако истинный субботний покой заключается в воздержании от совершения созидательной работы, действий, называемых Торой «мелаха». Всего есть a href=»/39rabot.html»>39 основных видов работ, однако каждый вид включает в себя множество «толадот» — производных от главной работы. Кроме этого есть еще постановления мудрецов, цель которых — служить «оградой» законам Торы и предотвратить ненамеренное нарушение заповеди; особое место занимает постановление о «мукце» — запрет на перенос и использование определенных предметов обихода.
Помимо действий, следует воздержаться и от разговоров на будничные темы. А от тех, кто находится на более высоком уровне, требуется даже мысленно отстраниться от повседневных забот и проблем, т. е. не строить планов, связанных с совершением работы, бизнесом и т. п.
Как освятить Субботу
А что входит в заповедь «делай»?
Сказано в Торе: «Помни седьмой день, чтобы освятить его» (Шмот 20:8) — имеется в виду, что необходимо выделить седьмой день среди дней недели, и выполняется это посредством произношения «кидуша» и «авдалы». «Кидуш» — особое благословение, в котором мы благодарим Творца за то, что подарил нам заповедь Субботы и освятил нас ее святостью. Произносят его над бокалом вина в начале субботней трапезы (в пятницу вечером, а также в начале второй трапезы в субботу утром, см. ниже). «Авдала» — благословение, которое произносят после исхода Субботы, как бы отделяя ее от наступающих будней.
Кроме этого есть еще две заповеди «квод ве-онег шаббат». «Квод шаббат» — уважительное отношение к Субботе. В этот день присутствие Творца раскрывается нам в более явной форме, и, образно говоря, Всевышний как бы приходит к нам в гости, что требует соответствующей подготовки с нашей стороны и адекватного поведения. Поэтому необходимо искупаться, если надо постричься, надеть чистую праздничную одежду, прибрать дом и т. п.
«Онег шаббат» — наслаждение Субботой — обязывает нас наслаждаться в этот день, причем не только духовно (например, с помощью изучения Торы и молитвы), но и телесно. Суббота является прообразом Грядущего мира, в котором тело вместе с душой будет пребывать в вечном наслаждении близостью к Творцу. Но одно из условий «пропуска» в тот мир — это соблюдение Субботы в мире нынешнем. В течение Субботы проводятся три трапезы — одна в пятницу вечером, вторая — в субботу утром, после утренней молитвы, и третья — после полуденной молитвы, ближе к исходу Субботы.
Эти трапезы должны быть праздничными и включать хлеб, вино (виноградный сок) и мясо (можно курятину), также принято есть рыбу. Чем больше наслаждаются трапезой, тем лучше, однако важно иметь в виду, что наша цель при этом не просто удовлетворить животные потребности тела, но исполнить заповедь Творца, который предписал нам наслаждаться в этот день.
Кроме этого, уже издревле постановили мудрецы зажигать свечи до прихода Субботы (т. е. до захода солнца, т. к. зажигание огня — это одна из 39 запрещенных в Субботу работ), чтобы трапеза проходила в освещенном месте. И даже сегодня, когда есть электрическое освещение, зажигают свечи; помимо прочего, это придает трапезе особенную торжественность (как можно убедиться на примере ресторанных банкетов…).
Сказанное выше — всего лишь очень общий обзор, но, разумеется, у каждого из упомянутых понятий есть свои тонкости и законы, познакомиться с которыми Вы сможете в указанных выше книгах и статьях. Кроме этого, на нашем сайте есть программа «Талмуд онлайн», позволяющая учиться одни на один с русскоязычным преподавателем, и вместе с ним проучить эти законы.
Напоследок упомянем, что необходимое условие для соблюдения Субботы — это соответствующая подготовка заранее — в пятницу или даже раньше (см. Когда лучше говорить «шабат шалом»?). К примеру: варка еды запрещена в Субботу, поэтому необходимо сварить (испечь) все заранее. Даже подогрев уже готовой еды имеет свои особые правила (т. к. включать огонь нельзя), и необходимо устроить все еще до Субботы. То же самое по отношению к свету и электроприборам (освещение, кондиционер и т. д.) — нельзя включать или выключать их в Субботу, поэтому надо заранее настроить их с помощью специального таймера (шаон шаббат). Необходимо устроить так, чтобы лампочка в холодильнике не включалась при открытии дверцы (т. е. либо нейтрализовать ее совсем, либо наоборот, сделать, чтобы горела все время).
Кроме того, поскольку естественным образом в субботу освобождается (от работы/ телевизора/ радио/ компьютера/ машины) время, надо заранее подготовить себе занятие; лучше всего посвятить это время урокам Торы (поинтересуйтесь в Вашем городе) или чтению литературы на эту тему (сегодня можно очень многое распечатать из Интернета). Но даже если это сложно, есть достаточно разрешенных занятий.
Кроме того, нет лучшего времени для семейного времяпрепровождения.
Желаю Вам большого успеха в этом начинании, и советую помнить наставление наших мудрецов: «Все начала — тяжелы», но потом становится легче, трудности уходят, а их место занимает необыкновенное наслаждение души этим святым днем.
С конкретными вопросами Вы всегда можете обратиться к раввину через наш сайт или по месту жительства (в Москве). Но опять же, перед этим есть смысл поискать ответ с помощью программы «поиск», т. к. очень много информации уже находится там.