что на льду делает фигуристка
Как научиться выполнять элементы на катке? Фонарик, циркуль, перебежки
С наступлением зимнего сезона открывается всё больше катков и жители городов смело выходят на лёд. А те, кто хоть раз любовался фигурным катанием, пытаются повторить за профессионалами их грациозные трюки. Некоторые элементы окажутся слишком сложными и даже небезопасными для новичков, другие же вполне можно изучить самому. Рассказываем, почему многие движения фигуристов лучше не пытаться делать самостоятельно и какие под силу выполнить даже начинающим.
Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?
Ответ прост: прыжки, вращения, элементы спиралей и сложные шаговые дорожки. Именно эти трюки придают зрелищности фигурному катанию, но новичкам их не рекомендуется исполнять по нескольким причинам.
Недостаточная физическая подготовка
В первую очередь, начинающим будет не хватать физической подготовки для исполнения сложных элементов. Для того чтобы твёрдо стоять на коньках, фигуристы тренируются ежедневно, несколько раз в день: как на льду, так и в спортивном зале. Они развивают силу, выносливость, растяжку и даже вестибулярный аппарат. Если же человек без опыта попробует выполнить даже лёгкое вращение, то головокружения ему не избежать.
Коньки для массового катания недостаточно оснащены, чтобы выполнять в них сложные элементы. Во-первых, ботинок значительно мягче, чем у профессиональных. Твёрдость нужна для стабилизации ноги, например, при приземлении с прыжка. Во-вторых, отличаются лезвия: у фигуристов они заточены специальным образом и наделены развитыми зубцами спереди, которые не дают упасть лицом об лёд. Чем выше уровень катания у спортсмена, тем более продвинутое лезвие из качественной стали должно быть у конька.
При всём профессионализме даже опытные фигуристы часто падают. Но вероятность получить серьёзную травму у них меньше, чем у начинающих. Всё дело в технике падений. Спортсменов с самого начала их карьеры учат по возможности приземляться на внешнюю часть бедра. Такой исход наименее болезненный. Новички же из-за недостатка практики могут упасть неправильно и довольно сильно удариться.
Элементы, которым может научиться каждый
Самыми простыми и доступными движениями на катке являются элементы скольжения. Им учат фигуристов в самом начале спортивной карьеры, чтобы заложить некий фундамент. Пусть и не сразу, но их сможет повторить каждый желающий.
Скольжение по дуге
Это основное движение в фигурном катании. Выполнять его необходимо, стоя на слегка согнутой в колене ноге и отталкиваясь второй. Опорная нога должна быть мягкой и выполнять роль амортизатора. Тело при этом сохраняйте прямым, руки держите на уровне плеч, а голову — прямо.
Дуги можно выполнять, опираясь как на наружнее ребро, так и на внутреннее.
Этот элемент полезен для того, чтобы научиться переходить с одного ребра на другое. Перетяжки выполняют на двух ногах или на одной. Меняя ребро, важно слегка поворачивать корпус навстречу, а таз — в сторону закругления дуги.
Это движение происходит благодаря активному, но мягкому сведению и разведению ног. На льду при этом остаётся рисунок, чем-то напоминающий китайские фонарики или песочные часы.
Базовый навык фигурного катания, выполнять который можно по-разному. Опытные фигуристы тормозят внешней или внутренней стороной конька, разворачивая одну ногу и надавливая ею на лёд. Бывает, что новички выбирают более простой способ: тормозят зубцами или пяткой.
Каждому фигуристу важно научиться разворачиваться. Крюки — один из многих способов это сделать. К этому движению можно приступать, когда вы хорошо чувствуете лёд, освоили рёбра и дуги и уверенно управляете корпусом.
Это простейшая разновидность шагов, которая позволяет фигуристам набирать скорость и лежит в основе всего скольжения. Перебежки выполняют и шагом вперёд, и назад — вариант для более продвинутых.
Элемент, который чаще всего украшает дорожку шагов в программе. При выпаде происходит перенос центра тяжести на согнутую в колене ногу. Свободная нога выпрямлена сзади, конёк развёрнут. Спина остаётся прямой.
Это движение вперёд или назад на одном из рёбер — внутреннем или наружном (в соотвествии с направлением) — вокруг опорной ноги, которая ставится на зубец. Элемент напоминает рисунок циркуля в тетради.
Для того чтобы научиться уверенно рассекать лёд, существует множество упражнений и движений. Всё, что мы уже упомянули, — лишь их малая часть. Самое главное — выполнять каждый элемент, крепко стоя на коньках и чувствуя лёд. А лучше всего — под присмотром тренера-профессионала.
Без Трусовой, но с Валиевой и дочерью Тутберидзе: состав сборной России на Олимпиаду прямо сейчас
Кажется, совсем недавно фанаты фигурки наконец-то смогли окунуться в атмосферу международных соревнований после длительного межсезонья и вновь ощутили накал страстей от ожидания результатов любимых спортсменов. Однако уже сейчас до главного события четырехлетия остается три месяца — в феврале в Пекине пройдут Олимпийские игры. На четырех прошедших этапах серии Гран-при и других стартах мы успели увидеть выступления российских фигуристов всех видов и оценить их текущую готовность к важнейшему событию в карьере каждого спортсмена. Sport24 предлагает ознакомиться с составом сборной России на Олимпиаду, если бы она начиналась уже сегодня.
Спортивные пары
В парном виде сложно представить состав, который бы удивил болельщиков. По первым результатам сезона 2021/22 можно смело сказать, что на Олимпийские игры Россия отправила бы ту же сборную, что представляла нашу страну на весеннем чемпионате мира: золотых медалистов мирового первенства Мишину/Галлямова, серебряных призеров командного турнира Олимпиады-2018 Тарасову/Морозова и чемпионов Европы Бойкову/Козловского.
Евгения Тарасова и Владимир Морозов, с этого года сотрудничающие с тренерским штабом Этери Тутберидзе, прикладывают все усилия для возвращения благосклонности судей и завоевания новых медалей высшего достоинства. Самая опытная пара России уже успела завоевать золото Cranberry Cup и Skate America. Однако на втором для себя этапе Гран-при, прошедшем в Японии, Евгения и Владимир уступили золото Анастасии Мишиной и Александру Галлямову, допустив серьезные ошибки и проиграв 14 баллов победителям. Все эти факты говорят о том, что статус первого номера сборной по-прежнему остается за парой Мишина/Галлямов, которые продолжают доказывать свое лидерство после победы на чемпионате мира.
Что касается Александры Бойковой и Дмитрия Козловского, то очевидно, что на данный момент они способны представлять нашу страну лишь в качестве третьего номера. Первые результаты сезона у петербуржцев на порядок ниже, чем у их коллег (205,53), однако не стоит списывать Сашу и Диму со счетов — они по-прежнему могут составить конкуренцию другим спортсменам на топовом уровне международных соревнований и при чистых прокатах претендуют даже на золото «сегодняшней» Олимпиады.
Женщины
В сентябре ситуация у девушек после открытых прокатов в Челябинске выглядела многообещающе. 7 сильнейших спортсменок в женском одиночном катании России — Елизавета Туктамышева, Александра Трусова, Алена Косторная, Анна Щербакова, Камила Валиева, Майя Хромых и Дарья Усачева — показали достойные прокаты, заинтриговавшие зрителей и еще больше осложнившие им ожидание первых соревнований.
По итогам прошедших стартов место лидера уверенно занимает серебряный призер чемпионата России Камила Валиева. На дебютном для себя международном соревновании Finlandia Trophy Камила установила два мировых рекорда, а на Skate Canada вновь переписала историю, исполнив два четверных тулупа, квад-сальхов и тройной аксель и улучшив собственный результат: 180,89 баллов за произвольную программу, 265,08 в сумме.
Следом за Валиевой идет чемпионка мира Анна Щербакова. С начала сезона Анна показывает неоднозначные результаты: в Будапеште спортсменка уступила золото Майе Хромых, а на Гран-при Италии после короткой Щербакова была лишь третьей. Однако фигуристка не упускает возможности доказать свою конкурентоспособность: на том же этапе спустя долгое время она вернула в произвольную программу четверной флип и победила. Даже несмотря на разрыв между Камилой и Анной в 30 баллов, Щербакова по-прежнему является одной из сильнейших спортсменок мира, показывая второй результат в сезоне. И у нее в планах добавить еще два квада в произвольную.
Замыкает нашу тройку на Олимпиаду серебряная медалистка ЧМ-2021 Елизавета Туктамышева. Лиза является самой опытной спортсменкой нашей сборной, она давно заслужила путевку на Игры, что доказывает чистотой своих прокатов, и стабильным исполнением тройного акселя.
К большому удивлению и сожалению многих поклонников фигурки, при проведении Олимпийских игр сегодня Александра Трусова, самая одаренная спортсменка команды технически, не смогла бы принять участие в соревнованиях. Первая в истории девушка, выполнившая 5 четверных прыжков в одной программе, на данный момент занимается лечением ноги. Она приступила к тренировкам вне льда. Но, скорее всего, раньше чемпионата России мы ее не увидим. Как и Дарью Усачеву, получившую тяжелую травму в Японии.
Мужчины
Мужское одиночное катание по-прежнему является самым непредсказуемым видом в России. Статус лидера сборной на Олимпиаду сегодня однозначно бы занял Михаил Коляда — бронзовый призер ЧМ-2018. Михаил показывает лучший результат по баллам среди всех мужчин, представлявших нашу страну на старте сезона: на Гран-при Италии фигурист набрал 273,55 балла.
Интерес представляют последние два места в команде мужчин, так как абсолютно любой спортсмен из российской сборной может обойти своих соотечественников. Ориентируясь на выступления мужчин в прошлом и текущем сезонах, можно смело сказать, что еще одним представителем России на Олимпийских играх сейчас бы стал Евгений Семененко. В предыдущем сезоне Евгений выиграл первенство России среди юниоров, а затем финал Кубка России среди мужчин, таким образом отобравшись на чемпионат мира, где позже показал два уверенных проката. В этом году спортсмен продолжает радовать зрителей своими выступлениями и медалями, Семененко выделяется среди своих коллег не только сложным техническим контентом, но и относительной стабильностью при исполнении программ.
Замыкает сборную России на Олимпиаду сегодня Марк Кондратюк. Этот спортсмен внезапно ворвался на пьедестал чемпионата России — 2021 и сразил всех своими прокатами, а в этом сезоне он сделал финальный вклад в получение третьей квоты для сборной на Игры, что уже говорит о том, как заслуживает этот фигурист путевку на главные соревнования. К тому же Марк всегда борется за каждый элемент и отличается от других фигуристов экспрессивностью передачи образа и оригинальностью постановки программ, что выделяет его среди других спортсменов.
Но здесь все-таки возможны варианты. Достойные прокаты в Японии показали Макар Игнатов и Александр Самарин. Оба находятся в гонке. Макар в Токио исполнил аж 6 четверных за две программы (практически чисто).
Танцы на льду
В настоящий момент ситуация в танцах на льду является наиболее напряженной среди всех видов. Спустя много лет у России наконец появилась возможность завоевать золото в этой дисциплине — в 2020 году Виктория Синицина и Никита Кацалапов стали победителями чемпионата Европы, обойдя мировых лидеров Пападакис/Сизерона, а еще через год впервые в своей карьере стали чемпионами мира. В начале этого олимпийского сезона Никита получил серьезную травму спины, из-за чего паре пришлось сняться с первых соревнований, однако уже на NHK Trophy, прошедшем в выходные, фигуристы взяли свое первое золото в сезоне. Они больше не намерены пропускать старты, что говорит о готовности пары показать себя. Бесспорно, и на «сегодняшней» Олимпиаде Виктория и Никита боролись бы за самые высокие награды.
Также в сборной без сомнений присутствуют действующие чемпионы России Александра Степанова и Иван Букин. В 2018 году пару не допустили к участию в Олимпийских играх в Пхенчхане, однако уже не раз за свой путь спортсмены доказывали, что они заслуживают выступления на этих соревнованиях и также могут конкурировать с другими парами за попадание на пьедестал.
В текущий момент изменения в устоявшемся составе сборной в танцах на льду происходят только у третьего номера нашей команды — Тиффани Загорски и Джонатана Гурейро, снявшихся с первых стартов олимпийского сезона по причине проблем со здоровьем. Тиффани и Джонатан только недавно возобновили тренировки, поэтому прямо сейчас доверить им выступление на Играх было бы невозможно. На замену им приходят Диана Дэвис и Глеб Смолкин, дебютировавшие на взрослых соревнованиях и постепенно завоевывающие авторитет в глазах судей. Пара не обладает большим опытом выступлений, однако умеет презентовать свои программы и уже набирает солидные баллы.
Итак, состав сборной России на Олимпиаду прямо сейчас:
Спортивные пары:
Женщины:
Мужчины:
Танцы на льду:
Так бы выглядела команда России на Олимпийские игры сегодня. Что случится завтра — не знают даже фигуристы и их тренеры. Пока же мы продолжаем следить за турнирами и болеть за наших спортсменов.
Давайте смиримся, что травма Усачевой – не последняя. Фигуристки и их близкие согласны на риск – другого система Тутберидзе не потерпит
Колонка Алексея Авдохина.
Слезы и боль Дарьи Усачевой – новая реальность, в которой уже почти неделю живет фигурное катание.
После этой травмы (Даша возвращалась из Японии на коляске) женскую фигурку окутала новая эмоция – страх. Теперь обычные зрители, те которые глубоко не погружались в этот спорт и привыкли к обложке из цветов, улыбок в инстаграме и сердечек из киссэндкрая, воспринимают его с опасением: за происходящее на льду, здоровье фигуристок и их будущее.
Хотя, согласитесь, в том падении Усачевой на разминке не было ничего визуально критичного – на льду постоянно случаются крушения опаснее, глядя на которые, хочешь закрыть глаза.
Поначалу травма не выглядела серьезной, и даже эпизод, когда заплаканную Усачеву выносили на руках со льда, не стал бы таким вирусным без тревожного продолжения: преждевременные попытки проинсайдить диагноз – один страшнее другого, совсем ужасные прогнозы по восстановлению и – как итог – даже сомнения в будущей карьере Даши.
Слезы и боль Дарьи Усачевой: ее унесли со льда на руках, травма получена еще до падения
Когда такое происходит с 15-летней спортсменкой, проводящей первый взрослый сезон, реакция болельщиков просто не может быть спокойной и индифферентной. Для многих Усачева превратилась в символ страданий, которые приносит фигурное катание – суровое и беспощадное. Примерно так же внезапно в 2018-м Алина Загитова стала одновременным воплощением абсолютной искренности и справедливости на льду.
Давайте честно, если бы все это случилось с Дашей на тренировке в «Хрустальном» – мы бы даже не узнали подробностей. Но когда это происходит в онлайн-режиме на глазах у всего мира, основной рефлекс – найти виноватых. Так ребенок, ударившись о шкаф, первым делом хочет дать сдачи – в этом вообще вся суть психологии зрителя в фигурке: если есть боль, должна быть и причина.
Причем во всех версиях Усачева являлась жертвой – в этой жертвенности вся суть женской фигурки: доломали, привезли в Японию с открытой травмой, загрузили чрезмерными нагрузками (особенно актуально на фоне свежего мема о «количестве прокатов» от Глейхенгауза), гнались за ультраэлементами, изводили диетами.
Наверное, в каждой из них своя правда – опровергать все или по отдельности глупо.
Этери Тутберидзе – вообще последний тренер, который нуждается в оправданиях или чьей-то защите. Она даже не пытается разрушить имидж «Хрустального» – безжалостного конвейера, в котором нет принципа приоритетнее того, что в виде хэштега исчез из поста от команды Этери в поддержку Усачевой.
Работаем дальше – такой простой, но одновременно философский в своей бесконечности выбор.
И здесь важно осознать одну штуку о фигурном катании, без которой его просто не существует.
Да, здесь катаются 15-летние школьницы – хрупкие, слабые, беззащитные – которых невозможно воспринимать спортсменами в привычном значении этого слова. Футболистов, лыжников, боксеров и даже парней-фигуристов можно, а фигуристок – нет.
Их – Загитову (ту 15-летнюю из Пхенчхана), Щербакову, Трусову, Валиеву, Усачеву, Хромых – хочется обнять, укутать в теплый плед и не отпускать поздно из дома, но в реальности они должны адски впахивать на тренировках и давать результат. Иначе в том, чем они занимаются с детского сада, нет никакого смысла.
Да, прежде всего фигурное катание – большой и дико тяжелый спорт. Здесь до вершины добираются только с масштабными целями, а на остановки и слабости нет ни права, ни времени. Не забывайте, что Даша Усачева сломалась на льду взрослого этапа Гран-при среди лучших фигуристок мира в сезоне, где все мечтают об Олимпиаде – и она тоже делала все, чтобы туда отобраться.
И фигуристки, и, особенно, их родители, отдают полный отчет – где и для чего находятся. Осознают все риски и потери – по учебе, личной жизни, здоровью. До сборной просто не добираются фигуристы, которых на каком-то этапе пожалели родители или тренеры – слабостей не прощает ни один спорт. В конце концов, Алена Косторная не сама придумала фразу про спорт высших достижений, который не имеет ничего общего со здоровьем – ее приносят на подпись родителям, в чьих детях разглядели перспективу.
Как у Галича – а то, что придется потом платить, так ведь это ж, пойми, потом.
Шквал травм у фигуристов: Трусова, Усачева, Ханю. Почему в олимпийский сезон их так много – и что с группой Тутберидзе?
Беда современной фигурки совсем не в этих родителях и не в жестоких тренерах, а в том, что она взлетела на космические результаты – и именно женская. Здесь всего несколько лет назад научились прыгать четверные, а теперь без них даже не попасть на чемпионат Европы от России – и эту высоту необходимо брать сейчас, пока ты не выросла во все стороны. Иначе – возвращаемся – все, что было раньше, лишено смысла.
Да, подростковый возраст идеально подходит для освоения таких сложных координационных вещей, как прыжок в четыре оборота – в науке этот период называется сенситивным.
Но есть и другая физиологическая сторона – организм в этом возрасте слишком лабильный, с бесконечностью из зон роста. Кости, мышцы, связки, внутренние органы – меняется все, то отставая, то опережая друг друга. В таких условиях – и любой тренер это прекрасно знает – нагрузки должны быть максимально аккуратными и дозированными, а энергетическая поддержка – здесь про питание, а не про карму – наоборот, максимально полноценной.
Но в фигурном катании эта пирамида перевернута в другую сторону: запредельные нагрузки (иначе четверные не выучить, а навык не закрепить) существуют в балансе с тотальными ограничениями в калориях – даже десятки лишних граммов критичны для стабильного исполнения прыжков.
На выходе динамические сверхнагрузки, особенно те ударные, которые испытывает организм при прыжках, играют с фигуристками в рулетку – выдержит организм или нет. Повреждения часто носят накопительный эффект – у одних это проявляется резко и внезапно, как у Усачевой, у других – имеет отложенный характер в виде стрессовых переломов, хронических болях и абонемента к реабилитологу.
Насколько серьезна травма Дарьи Усачевой? Объясняем по фактам
Четверные прыжки у девушек – такое вредное производство на заводе: как ни защищайся, все равно сломает здоровье. Рано или поздно. И здесь не уберечься пропуском отдельных турниров или микроциклов просто потому, что с определенного момента боли – мышечные, суставные, фантомные – с фигуристками навсегда.
Знает ли Этери Тутберидзе о таком тренировочном эффекте? Конечно, как и любой другой специалист – это система, в которой фамилия тренера не имеет значения: чем сложнее тренировки, тем выше вероятность негативных последствий.
Знают ли об этом фигуристки и особенно их родные? Тоже да – это же они встречают их дома после тренировок, собирают им лед из морозилки и возят в медицинские центры на процедуры.
Готова ли хоть одна из сторон отказаться от таких рисков? Конечно, нет.
Смотрите, в «Хрустальном» вывели уникальный рецепт массовой подготовки чемпионок, в котором есть только один недостаток – ее, подготовку, как атомный реактор, нельзя остановить. Или работаем дальше; или называешь стоп-слово и идешь на свободу. Все добровольно, без излишней рефлексии.
Фигуристки, которые положили на это детство, прекрасно знают нужное стоп-слово, но никогда не произнесут его – все, кто мог это сделать, отвалились на предыдущих стадиях. Остались только самые крепкие. Те, кто готов и дальше воевать – друг с другом, со слабостями и временем, элементами, собственным телом. А на войне температуру не меряют.
Все, что остается нам – смириться с тем, что фигуристки обречены на травмы, которые иногда могут выглядеть страшно.
Просто кому-то не повезет ее получить перед камерой в самый неподходящий момент, а кто-то, не вылезая из кабинета МРТ, обклеенный тейпами и живущий на весах, дотерпит до главного старта жизни.
Альтернатива здесь только одна – тотальный запрет на ультрапрыжки. Но на это, конечно, никто никогда не пойдет.
Вы больше не будете путать прыжки в фигурном катании. Полный гид по самым красивым элементам Трусовой, Коляды и других
Научиться разбираться в прыжках — значит, начать смотреть фигурное катание по-настоящему. Прыжки не только составляют больше половины технической оценки и напрямую влияют на определение победителя. Прыжки служат предметом гордости спортсменов и становятся их личным брендом, когда они особенно сложные и редкие. Например, как четверной аксель у Юдзуру Ханю — у японского фигуриста пока не было ни одного чистого исполнения, но весь мир видел страшные падения с неудачных попыток и знает, что Ханю от четверного акселя не отступится.
Нейтан Чен и его шесть четверных прыжков когда-то взорвали информационное пространство на Олимпиаде в Пхенчхане. На пять четверных прыжков собиралась идти Александра Трусова на прошлом чемпионате мира, прежде чем его отменили из-за пандемии.
«Матч ТВ» подготовил для вас самый исчерпывающий гид по прыжкам в фигурном катании.
Мы разберём базовые термины, без которых невозможно научиться «читать» прыжок. Рассмотрим на примерах и ассоциациях, как отличить лутц от флипа, и объясним, почему аксель невозможно перепутать ни с каким другим прыжком.
Термины, чтобы понимать прыжки фигуристов
Заход — то, как фигурист движется, и что делает перед тем, как выполнить прыжок. Это может быть продолжительная проездка по дуге, беговой шаг, скобка или выкрюк, а может быть спираль — кораблик или бауэр.
Выезд — положение фигуриста после выполненного прыжка. По классике это просто положение «ласточки» с вытянутой свободной ногой, но теперь для повышения оценок выезды усложняют. Например, делают дополнительные несколько шагов на той же ноге, на которую приземлялись после прыжка, или встают в кораблик или другую спираль.
Группировка — положение тела фигуриста в воздухе, пока он крутится в прыжке. Обычно это положение тела, вытянутого в струнку — руки прижаты к корпусу, ноги скрещены.
Крутка — скорость выполнения оборотов прыжка в воздухе. Считается, что быстрая крутка помогает в многооборотных прыжках.
Тано — прыжок, который выполнен с одной рукой, поднятой наверх. Разновидность открытой группировки (когда не обе руки прижаты к телу)
Риппон — прыжок, который выполнен с двумя руками, поднятыми вверх. Разновидность открытой группировки.
Квад — от английского quad — четыре, любой прыжок в четыре оборота. Бывают квад-тулуп, квад-сальхов, квад-риттбергер и так далее.
Триксель — сокращение от двух слов «тройной аксель». Фактически это аксель в три с половиной оборота.
Дупель — так сами фигуристы и тренеры, а потом уже и болельщики, называют двойной аксель. Фактически — аксель в два с половиной оборота.
Недокрут — техническая особенность, когда фигурист не успевает сделать нужное целое число оборотов, вращаясь в воздухе, и как бы докручивает себя по инерции уже на льду. Конек при этом оставляет на льду след, напоминающий запятую. Недокрут считается ошибкой и наказывается в оценках.
Преротейшен — недокрут, выполненный в начальной фазе прыжка. Это вращение в прыжок, начатое еще на льду, а не в воздухе. Фактически преротейшен — «скрадывание» оборотов, упрощающее технику. Но правила в данный момент никак фигуристов за это не штрафуют, поэтому считать преротейшены за ошибку было бы неправильно.
Типы прыжков — ребро или зубец?
Теперь перейдём к самим прыжкам. Они бывают всего двух типов — реберные и зубцовые. В первом случае для выполнения прыжка фигуристу нужно придать себе вращение, не толкаясь от льда ногой. Свободная нога может совершать только маховое или скрещивающее движение. Во втором случае, чтобы оттолкнуться и взлететь в воздух, фигурист помогает себе зубцом лезвия одного из коньков.
Главное правило реберных прыжков — никаких зубцов! Главное правило зубцовых прыжков — бей зубцом лёд, чтобы оттолкнуться и взлететь!
Аксель будем рассматривать на примере Елизаветы Туктамышевой. Она одна из десятка женщин, когда-то исполнявших тройной аксель на соревнованиях, а первая удачная попытка была у Лизы еще в 12 лет. К тому же Туктамышева — одна из участниц чемпионата мира в составе сборной России.
В качестве визуального примера ловите Макара Игнатова — он довольно стабильно исполняет квадо-ритт (теперь вы знаете, что это значит) на соревнованиях.
Тулуп в этом смысле самый очевидный прыжок, потому что в нем выезд происходит на той же ноге, что и отталкивание. То есть если перед тем, как толкнуться зубцом, фигурист едет на правой ноге, а после отталкивания и оборотов выезжает на той же правой ноге — это тулуп. По-английски его еще называют «петля на зубце» — очень точное определение, кстати.
Образец четверного тулупа от Юдзуру Ханю:
У нас остались только лутц и флип. Они не просто так считаются самыми сложными среди всех прыжков, причем лутц сложнее флипа.
Если не вникать так уж сильно, можно запомнить простое правило. Когда фигурист продолжительно едет по дуге на одной ноге, прежде чем толкнуться той самой ногой, на которую он потом будет приземляться — это лутц. «Лууууутц», если хотите — настолько там протяяяяжный заход. Если же отрыву предшествует резкий поворот, а потом идет короткий и быстрый толчок зубцом — это флип. «Флип» в переводе и означает «щелчок». Если совсем упрощать, флипу вы можете успеть саккомпонировать щелчком пальцев, настолько он взрывной и быстрый. Лутц — прыжок с оттяжкой, с большим наклоном корпуса.
Видеопример — лутц Александры Трусовой:
Тройной флип Алины Загитовой:
Как не просто сделать прыжок, но и продать его судьям задорого
Сколько стоит каждый прыжок? Его ценность зависит от базовой сложности и числа оборотов. Чем сложнее и многооборотнее, тем дороже. Помимо базовой стоимости, у прыжков есть шкала надбавок и сбавок, которые могут увеличивать или уменьшать базу.
Это можно просто объяснить на примере повседневного ценообразования. Представьте, что у вас есть килограмм сырого картофеля, и вы пытаетесь его продать. На рынке за него дадут условные 100 рублей.
Хотите продать подороже? Можете его помыть и положить в пакет, и вот за него дадут уже 110 рублей. Приготовьте из картофеля пюре, и этот же килограмм будет стоить 150. А если вы вложитесь в рекламу, и ваш картофель станет известен людям как лучший в районе, получится выручить все 200.
Обратная схема тоже работает. Если у вас нет пакета, картофель грязный и не очень свежий, продать его больше чем за 50 рублей вряд ли получится.
В фигурном катании критерии, естественно, другие. Добавил сложных шагов на заходе — получи плюсик. Сделал на выезде трюк, не меняя ногу? Это сложно, молодец, держи ещё плюсик. Поднял руку вверх? Красавчик! Плюс тебе. Две руки вверх? Ну вообще чемпион.
Коснулся рукой льда на приземлении, а то и двумя руками, не докрутил обороты? Минус, минус, минус.
Эта система несколько обесценивает классические параметры любого прыжка — гармоничность группировки, пролёт, амплитуду и лёгкость. Так раньше прыгали Брайан Бойтано, Алексей Урманов, Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко. Но правила есть правила, и уже не одно поколение юных фигуристов сразу учится прыгать по системе «все включено», украшая и усложняя элемент максимально.
В то же время прогресс стимулирует фигуристов прыгать сложные каскады, пусть пока больше на тренировках, чем массово на соревнованиях. Например, невероятный четверной тулуп — тройной аксель от Михаила Коляды:
Прыжки выше потолка сложности
Спросите, в чем проблема выявить чемпиона? Можно же просто всех победить количеством прыжков, если они так важны и так дорого стоят. Но прыгать бесконечно много в соревновательных программах нельзя. В них есть ограниченное правилами количество каскадов и одиночных прыжков, кроме того, прописаны правила, запрещающие повторы одного прыжка более двух раз в одной программе. Таким образом Международный союз конькобежцев мотивирует фигуристов работать одинаково над всеми прыжками, чтобы в заданных условиях иметь максимально сложную техническую базу.
Несмотря на ограничения правил, потолок роста есть, и он заключается именно в увеличении числа оборотов. Именно этим несколько сезонов подряд занимаются главные двигатели прогресса в фигурном катании — Нейтан Чен, Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Александра Трусова, Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и многие другие. Посмотрим, кто на этот раз окажется впереди прогресса на чемпионате мира.