что не должен делать коуч

Топ–10 ошибок начинающего коуча

что не должен делать коуч. Смотреть фото что не должен делать коуч. Смотреть картинку что не должен делать коуч. Картинка про что не должен делать коуч. Фото что не должен делать коуч

Прохорова Елена Алексеевна

Сертифицированный коуч, психолог-консультант, игропрактик. Специалист в области персонального коучинга, карьерного консультирования, консалтинга. Автор книги и онлайн-программ по саморазвитию. Коуч АРК (Ассоциации русскоязычных коучей) с 2021 года.

что не должен делать коуч. Смотреть фото что не должен делать коуч. Смотреть картинку что не должен делать коуч. Картинка про что не должен делать коуч. Фото что не должен делать коуч

Никто не расскажет об ошибках новичков лучше, чем практик с опытом. Дать советы начинающим коучам мы попросили руководителя направления «Коучинг» АНО ДПО «Института прикладной психологии в социальной сфере»‎ Елену Алексеевну Прохорову.

Думаю, в начале карьеры любой коуч совершает все возможные ошибки, и я не исключение. Сразу замечу, что это прекрасно! И абсолютно нормально. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. А наработка опыта в любой новой сфере сопряжена с ошибками и набиванием шишек.

Для меня самым сложным было удержаться в коуч-позиции. Я очень волновалась, следовательно, переводила фокус внимания с клиента на собственные переживания, судорожно пыталась придумать вопрос, боялась, что клиент уйдет недовольный или без результата.

Мне было сложно держать личные границы в организационных моментах, я терялась, когда просили скидку, отказывались делать предоплату, отменяли встречу в последний момент.

Все это я смогла отработать исключительно благодаря практике. Невозможно сделать это, читая книги или слушая вебинары. Самое важное и полезное, что может быть, — получение опыта и совершение собственных ошибок.

Разберем 10 частых ошибок в работе начинающих коучей.

«Мне еще рано брать клиентов»

Начинающие коучи не спешат включаться в работу, пока не проштудируют всю теорию, до которой могут дотянуться. Но задача из учебника не сравнится с практикой. В теории все просто, а в жизни приходится отклоняться от шаблонов, бороться с собственными страхами, сопротивлением клиента.

Я рекомендую начинать практику как можно скорее, еще до получения диплома или прочтения пятидесяти книг по коучингу. Оттачивайте техники и методики на себе, проводите тренировочные коуч-сессии со знакомыми или коллегами по учебе. Постепенно начинайте работать с клиентами.

«Хочу знать все»

Иногда начинающие коучи думают, что ширина знаний важнее, чем глубина. Можно разбираться во всем понемногу и в итоге не добиться ничего. А можно выбрать одно направление и стать в нем востребованным экспертом.

Определить свою нишу можно одним из следующих способов:

Можно использовать все 3 способа сразу. На основании ответов сформируйте свою нишу или пул запросов, с которыми будете работать.

«Слушай меня»

Важно, чтобы клиент чувствовал эмпатию и сопричастность специалиста, доверял ему. Однако иногда сессия превращается в монолог коуча и включает только навязывание своего видения мира, додумывание и произвольную интерпретацию слов клиента.

Бизнес-коуч, автор модели «Coach2» Майкл Р. Джей и его ученик О. Самольянов в книге «Coach2: Коучинг до самой сути» предлагают опираться на такую формулу: 20% слов в разговоре принадлежат коучу, 80% — клиенту.

что не должен делать коуч. Смотреть фото что не должен делать коуч. Смотреть картинку что не должен делать коуч. Картинка про что не должен делать коуч. Фото что не должен делать коуч

Не вносить в сессию личные потребности помогает, во-первых, практика! Чем больше сессий проведено, тем больше коуч получает опыта и тренирует навыки. Во-вторых, важно подходить к коучингу не только формально, как к работе, а придерживаться коучинговой философии и в жизни: уважительно, с доверием, без осуждения относиться к самому себе и окружающим. Если с коуч-позицией все же возникают проблемы, важно проходить регулярную супервизию, общаться с более опытными коллегами.

«Делай как я»

Работа коуча начинается с вопросов клиенту: «Чего вы хотите?», «Чем эта цель важна?», «Что изменится в моей жизни, когда цель будет достигнута?». Так специалист выясняет, с какой сложностью в достижении цели столкнулся клиент, и чем он может помочь. Вместе они разрабатывают стратегию.

Начинающие коучи задают все эти вопросы себе, а клиенту выдают готовые инструкции. Но это противоречит сути коучинга: «Коучинг — это процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, чтобы вдохновлять их на максимальное раскрытие своего потенциала: как личного, так и профессионального».

Чтобы не начать решать проблему за клиента, входите в работу с уважением к его личности, истории, опыту. Вы должны видеть перед собой взрослого человека, который может самостоятельно решить задачи, должны верить в клиента и его неограниченный потенциал, ресурсы и возможности.

«Все вопросы хороши»

Вопросы в коучинге должны быть продвигающими, раскрывающими потенциал клиента. Начинающие консультанты часто выбирают неправильные формулировки.

Например, вопросы, которые предполагают ответ да или нет: «У тебя есть идеи, как это исправить?». Правильнее спросить: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы это исправить?»

Или вопросы, в которых содержится совет: «Может быть, тебе стоит сначала обсудить это с женой?». Лучше уточнить: «Как думаешь, стоит ли тебе это с кем-то обсудить? И если да, то с кем?».

Неправильные вопросы мешают взаимодействию — клиент путается и теряет нить разговора, консультант берет на себя чужую ответственность — общение заходит в тупик.

Я уже говорила про важность практики, но здесь скажу про важность обучения и освоения теории. Прежде чем сыпать вопросами, изучите основы коучинга, виды вопросов и посмотрите на работу более опытных коллег. Полезно и самому пройти личный коучинг, чтобы получить бесценный клиентский опыт, увидеть работу изнутри.

«Запрос клиента очевиден»

Коуч может не увидеть истинный запрос клиента, если ориентируется только на его слова. Нужно принимать во внимание мимику, жесты, позы, интонации, темп речи клиента.

По невербальным признакам можно определить динамику работы и выявить истинный запрос — он не всегда очевиден и самому подопечному. Коуч должен не только слушать — необходимо слышать и видеть больше.

Чтобы не ошибиться в определении запроса, оцените все, что происходит в коучинговом пространстве: изменение эмоционального фона клиента, спады и всплески энергии. Это даст полную информацию для эффективной работы.

что не должен делать коуч. Смотреть фото что не должен делать коуч. Смотреть картинку что не должен делать коуч. Картинка про что не должен делать коуч. Фото что не должен делать коуч

«Делай что хочешь»

Когда клиент делится с коучем намерениями, задача специалиста — определить, какие предположения о способах достижения цели за этим стоят. И насколько они реалистичны.

Иногда коучи упускают это, предоставляют полную свободу клиенту: «Пробуй!» Такое поведение может нанести серьезный урон.

Пример правильной работы коуча: клиент хочет вложить кругленькую сумму и все силы в один проект. Пообщавшись с коучем, он понимает, что, отдав все ресурсы проекту, рискует потерять здоровье, семью и состояние. На основе этого он меняет первичную цель и тактику.

Для проверки предположения используйте моделирование и визуализацию. Попросите клиента подробно представить момент в будущем, когда его цель будет достигнута. Рассмотрите не только позитивные аспекты, но и риски, влияние результата на других людей, остальные сферы жизни клиента. Или примените технику «Декартовы вопросы».

«Сегодня мы решим все твои проблемы»

Попытки решить проблемы клиента за одну сессию приводят только к разочарованию. Бывает, что за одну сессию удается лишь определить образ цели.

Коуч должен адекватно оценивать реальность и возможности — свои и клиента.

Важно не составлять планы на сессии, а расслабиться и войти в коуч-позицию. Подходить к клиенту индивидуально, уважительно, создавать для него доверительное пространство. Все клиенты разные — у каждого свой темп, уровень задач, цели и запросы. Не нужно вешать ярлыки и стараться всех «тащить к светлому будущему».

«Это моя вина»

Страх, гнев, грусть, сопротивление — эти негативные состояния возникают внутри клиента. Одни начинающие коучи пугаются и игнорируют их. Другие записывают на свой счет, разочаровываются в себе как личности и специалисте.

Все чувства клиента нормальны и достойны внимания. Напряжение (сопротивление) указывает на готовность работать, мотивирует на достижении цели.

Опытный коуч это знает и, наоборот, старается вызвать легкое напряжение. А негативные состояния он отзеркаливает и прорабатывает через уточняющие вопросы: «Я вижу, что ты злишься. Как думаешь, из-за чего?».

Это приходит только с практикой и опытом. Доверяйте клиенту, позволяйте ему проявляться, проживать эмоции — негативные не менее ярко и эффективно, чем позитивные. Будьте с ним в этом процессе в качестве поддержки.

«Это моя заслуга»

Иногда у начинающих коучей клиент занимает позицию ребенка. Но задача наставника — разграничить ответственность так, чтобы клиент занял позицию взрослого.

Бывает, коучи берут на себя 100% ответственности за победы или поражения клиента. В первом случае они попадают в зависимость: сессии превращаются в гонку за «личными» достижениями консультанта. Во втором — разочаровываются в себе, уходят в самокопание и самобичевание.

Я полностью разграничиваю зоны ответственности. Клиент отвечает за свои результаты, успехи, действия или бездействие. А я, как коуч, несу ответственность за свои компетенции, навыки, профессионализм и создание комфортного, безопасного, доверительного пространства для клиента. Это вырабатывается с опытом.

В заключение еще раз подчеркнем, что ошибаться нормально. Главное — относиться к неудачам как к урокам и непрерывно самосовершенствоваться.

Источник

Зачем нужны коучи? 8 неудобных вопросов о коучинге

Коучинг в России становится все больше востребован в деловой среде. У белых воротничков, предпринимателей, разработчиков и лидеров, кажется, что у всех вокруг есть личный коуч и психотерапевт.

Только вот для не посвященных людей не понятно – это что, дань моде и «король на самом деле голый» или все-таки работающий инструмент. Давайте попробуем в этом разобраться.

Мы собрали 8 неудобных вопросов, которые часто задают нам о коучинге и постарались на них емко и понятно ответить.

Коучинг – сотрудничество коуча и клиента, направленное на достижение целей последнего. При этом подразумевается, что заявленные цели превышают его теперешние возможности и не могут быть достигнуты с помощью привычных стратегий поведения. Коучинг нужен в тех случаях, когда обстоятельства, внутренний дискомфорт и неудовлетворенность вынуждают человека изменить поведение, чтобы получить другие, новые результаты. (определение Института Коучинга)

Коучинг — один из методов развития людей в одном ряду с обучением, менторством, консалтингом, психотерапией. Клиент встречается с коучем с определенной регулярностью на коуч-сессиях, прорабатывает то, что мешает получить результат и двигается к целям.

В коучинге фокус на будущем. Как из своих целей, мечт и желаний взять ресурс и использовать для решения конкретных задач сегодня. Психотерапия больше про прошлое, избавление от травм, которые мешают двигаться вперед. После их проработки тоже появляется ресурс, который можно использовать сегодня.

Поэтому психотерапия и коучинг работают в разных плоскостях. Условно можно разделить так: коучинг о драйве, мотивации, целях, быстрых результатах. Психотерапия о глубине, познании себя, своей силы и ограничений.

Наши личные сложности — комплексы, ограничения, страхи, внутренние конфликты влияют на то, как мы себя ведем и какие результаты получаем. Человек учится, работая с коучем над задачей, осознавать, что его ограничивает. Начинает действовать по-другому и получает новые результаты.

Коучинг наполнен техниками и практиками, основанными на научных опытах о работе человеческого мозга, обучении и развитии взрослых людей. Они помогают определить сегодняшние ограничения человека и их убрать.

Ответственность в коучинге – 50% лежит на коуче и на 50% на клиенте

Коуч отвечает за то, чтобы создать условия для человека, в которых он сможет быстро двигаться к своим целям и решать свои сомнения. Клиент отвечает за то, чтобы действовать по плану, который будет намечен вместе с коучем.

Когда это так, клиент получает результат и, следовательно, ответственность за него делится пополам с коучем. Конечно, заманчиво полностью делегировать свои результаты другим людям, но, к сожалению, так не бывает.

Коуч не поможет человеку, который считает, что не влияет на то, что происходит в его жизни, винит в неудачах обстоятельства. Тому, кто не готов взять ответственность за свои результаты. И тем, кому нужна професcиональная психотерапевтическая помощь, например, во время депрессии.

Коуч может нанести вред, только если начинает работать не в зоне коучинга. Например, не имея психологического образования, использовать психотерапевтические инструменты. Или, взяв на себя роль наставника, начнет подводить человека к решениям, которые сам считает верными. В итоге человек может принять решение, с которым внутренне не согласен.

Предлагаем вот что узнать перед началом работы:

1. Есть ли у коуча образование, аккредитованное международными ассоциациями коучинга: ICF, ICC, IAC, WABC, ICU и сколько часов оно длилось. Минимальный объем для получения диплома – 128 часов (ICF) и прохождение экзамена по международному образцу.

2. Сколько часов опыта работы у коуча с клиентами, от этого будет зависеть и цена. Мы в MostCoach считаем, что коучу нужен опыт работы минимум с 50 клиентами в своей теме, чтобы стабильно помогать клиентам достигать необходимых результатов.

Вот несколько реальных результатов проекта MostCoach:

· Увеличение дохода предпринимателя в 2 раза за 2 месяца работы с коучем;

· Смена профессии и ощущение себя «на своем месте»;

· Выход из найма в свой бизнес: за год увеличение личного дохода в 4 раза;

· Смена нелюбимой работы, обретение спокойствия и уверенности в будущем;

· Обретение лидером крупного бизнеса баланса работы и личной жизни.

Коучинг вдохновляет, открывает интерес, мотивацию, помогает разобраться в себе и в своих потребностях, увидеть новые возможности. Уделить время себе, в конце концов.

Так что, если вы настроены на собственное развитие – рассмотрите коучинг, как одну из возможностей!

Источник

«Продают воздух» или меняют мышление? Вот что на самом деле вам нужно знать о коучинге

Редкая профессия сегодня вызывает столько скепсиса, как «коуч». В интернете можно встретить немало ироничных замечаний о том, что «все, кто не смог получить нормальную профессию, ушли в коучинг». В эту картину абсолютно не вписывается опыт известной в Беларуси бизнес-леди и топ-менеджера Надежды Адамович. Шесть лет назад, имея за плечами серьезный бэкграунд в бизнесе (ритейл, банковская сфера, консалтинг), белоруска решила пройти обучение коучингу. Сегодня она живет в США и активно развивает на американском рынке коучинг в индивидуальном и групповом формате.

Мы поговорили с Надеждой о том, где обучают сегодня «коучингу», чем работа такого специалиста отличается от бизнес-тренера (и отличается ли?) и как не попасть на сессию к шарлатану.

У Надежды Адамович три классических бизнес-образования: она получила степень бакалавра по специальности «финансы и кредит» БГЭУ и профессиональный диплом по менеджменту Открытого Британского Университета (бизнес-школа ИПМ), а также прошла МBА-программу Европейского гуманитарного университета.

Проекты, в которых успела поработать белоруска за свою 25-летнюю карьеру:

Начальник отдела перспективных форм банковской деятельности в Белвнешэкономбанке (Банк БелВЭБ)

Создатель и первый директор филиала «Кредо» ЗАО «Абсолютбанк»

Коммерческий директор первого в Беларуси гипермаркета, совладелец и член наблюдательного совета сети гипермаркетов BIGZZ

Соучредитель сети магазинов для женщин «Лина» и компании по пошиву текстильных изделий «Живая еда»

Бизнес-консультант (международная консалтинговая компания CIVITTA, Банк Развития, немецкий завод SARIA, мясоперерабатывающая компания «Белатмит» и др.)

«Барьер входа в профессию действительно невысок»

— Как думаете, откуда столько скепсиса в отношении коучинга? Правда ли, что любой желающий сегодня может стать коучем?

— Сейчас действительно очень много предложений по обучению коучингу, много кто интересуется данной профессией и проходит обучение, начинает практиковать.

Пройти первоначальное обучение коучингу относительно несложно, поэтому барьер входа в профессию на самом деле невысок, с этим я соглашусь.

Но пройти первоначальное обучение и стать хорошим коучем — это не одно и то же. Приведу пример: обучение на программе ACTP по стандартам ICF предполагает минимум 120 часов обучения и 100 часов индивидуальной работы с клиентами, сдачу экзамена (оценивается качество проведения сессии) и теста.

В итоге мы получаем очень «молодого» коуча, новичка в профессии. Он уже способен расширять понимание человеком некоторых сложных ситуаций, но может сталкиваться с трудностями, если у человека есть ограничивающие убеждения, страхи, выгорание. Гораздо лучше с этими задачами справляется коуч, у которого за плечами несколько курсов обучения коучингу в разных школах (более 300 часов обучения) и более 500 часов индивидуальной практики.

И настоящее чудо происходит на сессиях с мастерами, у которых более 2500 часов практики индивидуального консультирования. Я сама недавно была на сессии у такого мастера — коуча МСС по стандартам ICF Jean-Francois Cousin. В ходе часовой сессии я составила подробный план работы по достаточно сложному вопросу, который принесла в сессию, и прожила ощущение магии погружения в глубины моего подсознательного, где большинство ответов на самые сложные наши вопросы уже есть.

Очень уж я люблю красоту рождения глубоких решений, что дает по-настоящему хороший коучинг.

— Вам лично приходится сталкиваться с негативом, мол, коуч — это «человек, продающий воздух»?

— Мне — нет. И это при том, что я в том числе сама практикую продающие звонки, много пишу в своих соцсетях про коучинг, провожу открытые вебинары, выступаю на конференциях. Коуч — это профессионал, продающий качество решений и скорость реализации целей, энергию и вдохновение, необходимые для достижения целей, персональную ответственность. Если человека не интересуют эти опции, то для них коучинг — действительно воздух, и покупать его не стоит.

«Коуч не будет с позиции сверху рассказывать, что и как нужно делать»

— Чем работа бизнес-коуча отличается от бизнес-тренера? Какие основные принципы коучинга?

— И бизнес-коуч, и бизнес-тренер способствуют более быстрому и эффективному разрешению сложных управленческих задач. Но способы достижения этого результата принципиально отличаются. Бизнес-тренер обладает знаниями по тем вопросам, в которых человек чувствует недостаток собственных компетенций. Он обучает, проверяет качество усвоения знаний, иногда помогает применить полученные знания на практике.

Коуч же обладает знаниями о том, как раскрывать потенциал личности, и именно этим занимается в ходе сессии.

После тренинга человек уходит со знаниями, которыми с ним поделился тренер. А после коучинга он уходит со знаниями, которые создал сам, глубоко погрузившись в изучение своей задачи или проблемы, отвечая на вопросы коуча.

Тренер утверждает, а коуч спрашивает — в этом и есть принципиальное отличие.

Основные принципы коучинга:

1. Доверие между коучем и человеком. При этом коуч может создавать ситуации вызова, показывать неэффективные модели поведения клиента, и это порой создает дискомфорт в моменте. Но в целом человеку должно хотеться идти на очередную сессию, и после нее он обычно находится в состоянии эмоционального подъема.

2. Партнерство — коуч и клиент в работе равны. Коуч не является экспертом, который с позиции сверху рассказывает, что и как нужно делать. Коучинг — это единственная практика, которая способствует тренировке принятия ответственности на себя, формирования взрослой позиции.

3. Ответственность за результат в коучинге лежит на человеке — его полная включенность, интенсивная работа в сессии и между ними обеспечивают хорошие результаты. Коуч — эксперт в создании условий, в которых раскрывается максимальный потенциал человека. При этом именно он сам создает эти решения.

что не должен делать коуч. Смотреть фото что не должен делать коуч. Смотреть картинку что не должен делать коуч. Картинка про что не должен делать коуч. Фото что не должен делать коуч
Фото из личного архива

«Коуч задает сложные, иногда неудобные вопросы»

— Как проходит коуч-сессия? Можно ли за пару встреч получить результат?

— За 6 лет работы в коучинге я наработала следующую структуру работы с людьми:

Продолжительность каждой сессии — от 40 до 90 минут. Основная часть укладывается в 50−60 минут, дольше могут проходить сессии при первичной постановке целей, исследовании смыслов жизни или работы либо если в сессии у человека поднялась сильная эмоция.

что не должен делать коуч. Смотреть фото что не должен делать коуч. Смотреть картинку что не должен делать коуч. Картинка про что не должен делать коуч. Фото что не должен делать коуч
Фото из личного архива

Большинство коучей сейчас работают по системе долгосрочных контрактов из 10−12 сессий, что обеспечивает постоянную поддержку и глубокую проработку его темы в течение 100 дней. Периодичность — 1 раз в неделю или в 10 дней. Реже, чем раз в две недели, встречаться с коучем я не советую.

Глубокие личные изменения, а также сопровождение значительных изменений в бизнесе решается в более длительных контрактах, продолжительностью от 6 месяцев до 1 года.

«Стратегии поведения человека не меняются после одной сессии»

— Как коуч помогает достичь тех громких обещаний, о которых заявляет в постах и рекламных объявлениях?

— Точно так же, как и производители известных продуктовых и непродуктовых брендов. Как L ’Oreal «делает девушек достойными»? Как «МакДональдс» «помогает ощутить, что нас любят»? Как «Тойота» помогала нам «управлять нашей мечтой»?

Конечно же, коучинг — это не волшебная таблетка, способная за одну сессию решить все проблемы.

Если проблема создавалась годами, нужно значительное время, чтобы ее разрешить. Стратегии поведения человека не меняются после одной сессии или тренинга выходного дня. Нужен минимум 21 день, чтобы закрепить новую, эффективную привычку, способную привести к новому результату.

Работа в долгосрочном контракте позволяет человеку определить причины того, почему самостоятельно не получалось решить задачу и пришлось обратиться к коучу, выстроить план достижения цели, определить собственные сильные стороны, наработать новые стратегии поведения, создать поддерживающую среду, найти нужные для реализации цели ресурсы.

— Чего ждать от работы со специалистом? Если есть скепсис, лучше даже не пробовать?

— От коуч-сессий следует ожидать собственной интенсивной работы: в ходе сессии и за ее пределами. Мои клиенты иногда хихикают, когда я в конце спрашиваю, что они собираются сделать к следующей встрече со мной. Я в их же шутливой манере отвечаю, что именно этим коучинг и отличается от работы с психологом: работать приходится и в ходе сессии, и между ними.

Коучинг будет полезен тем, кто настроен постоянно работать над анализом собственных стратегий поведения и готов менять неэффективные на новые. Коучинг помогает сделать больше, чем мы можем сделать сами (нам не нужен коуч для решения тех вопросов, где мы справляемся своими силами).

что не должен делать коуч. Смотреть фото что не должен делать коуч. Смотреть картинку что не должен делать коуч. Картинка про что не должен делать коуч. Фото что не должен делать коуч
Фото из личного архива

Со скепсисом можно прийти к коучу и даже получить хорошие результаты, если он появился в результате работы с неопытным коучем или по факту прочтения плохих отзывов, непрофессиональных статей, ругающих коучинг, вызывающих и многообещающих рекламных текстов.

Скепсис, разбавленный желанием человека работать, помноженный на усилия по поиску профессионального коуча, — прекрасная смесь для начала чего-то нового.

Но если вы придете в коучинг с единственной целью — доказать, что он не работает, коучинг поможет вам убедиться, что так оно и есть.

Результат в коучинге напрямую зависит от целей, с которыми мы приходим к коучу.

В каких еще случаях не работает коучинг:

Иногда людям бывают намного полезнее другие инструменты повышения собственной эффективности: обучение, консалтинг, менторинг, психотерапия. Важно не путать коучинг с указанными практиками.

«Пришла в коучинг как клиент и решила пройти обучение»

— Как вы стали коучем? У вас большой опыт в бизнесе — почему выбрали для продолжения карьеры именно коучинг?

— Впервые я узнала про коучинг, обучаясь на программе МBA, в 2013 году. Меня так впечатлил потенциал этой практики, что после занятия я подошла к гостевому лектору, который рассказывал нам о коучинге, и записалась на индивидуальную сессию. С тех пор я стала потребителем коучинга.

Два года спустя я пошла на восьмимесячную программу обучения коучингу в Институт коучинга (Санкт-Петербург) для того, чтобы научиться применять инструменты коучинга при работе со своей командой в бизнесе. Затем начала персональную коучинговую практику, но не делала это своей основной профессией. Я продолжала заниматься бизнесом, активно используя коучинг при работе с коллегами и подчиненными.

Готовясь к переезду на постоянное место жительства в США в 2018 году, я задалась вопросом: насколько я как специалист буду конкурентоспособна на американском рынке? На тот момент в моей копилке было три бизнес-образования и одно коучинговое. С учетом того, что и коучинг, и большая часть теории ведения бизнеса были разработаны именно в США, я решила глубже погрузиться в тему и пошла изучать нейрографику — это уникальный инструмент коучинга, который был относительно недавно придуман в России.

И это решение оказалось верным — теперь я успешно развиваю коучинг с использованием нейрографики на американском рынке.

С началом пандемии и локдауна проводить живые консультации и мастер-классы в США я не могла, поэтому использовала это время на получение третьего коучингового образования и теперь имею сертификат АСС по стандартам Международной федерации коучинга (ICF).

Отдельно хочу отметить, что я никогда не уходила окончательно в коучинг. За 2020 год наряду с получением еще одного коучингового образования я запустила ряд онлайн- и офлайн-проектов: консалтинговую компанию, школу эмоциональной грамотности для детей, международную площадку для продвижения коучей. Бизнес был и остается моей первой любовью.

«Ассоциации коучей контролируют знания специалистов»

— Где вообще учат коучингу? Расскажите для тех, кто не разбирается во всех этих аббревиатурах.

— Лидером на рынке обучения коучингу является Международный Эриксоновский Университет коучинга — это старейшая школа преподавания коучинга на русскоязычном пространстве. Популярны в 2021 году также школы CoachingUP (Андрей Некрасов, Украина), Global Coaching (Александра Прицкер, Россия), 5 PRISM (Юрий Мурадян и Ольга Рыбина, Россия).

Существует ряд ассоциаций, которые объединяют коучей, осуществляют контроль знаний и предоставляют сертификаты, определяют стандарты оказания коучинговых услуг и т.д. Вот главные из таких организаций:

Международная федерация коучинга, сертифицированным коучем которой я являюсь, выделяет три уровня сертификации:

1. ACC — ассоциированный сертифицированный коуч (обучение более 120 часов на аккредитованной ICF ASTP программе и более 100 часов индивидуальных коучинговых консультаций).

2. PCC — профессиональный сертифицированный коуч (обучение более 120 часов на аккредитованной ICF ASTP программе и более 500 часов индивидуальных коучинговых консультаций).

3. MCC — мастер сертифицированный коуч (обучение более 120 часов на аккредитованной ICF ASTP программе, дополнительное обучение на уровень MCC и более 2500 часов индивидуальных коучинговых консультаций).

Другие ассоциации предлагают другие виды сертификаций.

«120 часов обучения и 100 часов индивидуальной практики — это минимум для специалиста»

— Как не попасть к «шарлатану» — о чем спросить перед тем, как записаться на коучинг?

— Есть три основные стратегии поиска «своего» коуча. Первая — пойти по рекомендации. Если кто-то из вашего круга знакомых уже пользуется услугами коуча, доволен, получает значимые результаты — берите контакт и идите знакомиться.

Второй канал поиска — соцсети. Посмотрите профили коучей, почитайте, послушайте их прямые эфиры — если вам интересно, о чем говорит и пишет этот человек, тоже стоит познакомиться поближе.

Третий способ — зайти на сайты школ, которые обучают коучингу. Большинство школ не только обучают коучингу, но и работают в формате индивидуальных сессий. Посмотрите на профили коучей, загляните в соцсети тех из них, кто вам понравился.

Прежде чем записаться на сессию, спросите о том, какое человек получил образование. 120 часов обучения — это совсем минимум. Лучше, чтобы в копилке было несколько коучинговых школ и более 300 часов обучения.

Второй критерий отбора — количество часов индивидуальной практики. Если меньше 100 — это студент. Лучше идти к коучу, у которого более 500 часов индивидуальных сессий.

Общее образование и опыт работы формирует масштаб личности любого человека. А для коуча масштаб личности — это еще и инструмент, который помогает успешно работать.

И финальный этап отбора — запишитесь на пробные сессии к нескольким коучам. Посмотрите, как они работают. Почувствуйте, чей подход и чья энергия вам больше откликаются, с кем хочется отправиться в непростое, но интересное путешествие.

В коучинге, как и в личных отношениях, есть понятие «химии» — это когда человеку хочется идти на сессии именно к этому коучу, когда после каждой сессии он уходит окрыленным. Если химии нет — коуч может быть очень хорошим, но не вашим. Ищите другого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *