что нельзя делать евреям в субботу
Шаббат — Еврейская Суббота
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Шаббат твоим планам, турист!
Что можно и чего нельзя делать в субботнее утро в Израиле
Пятница в Израиле отличается от всех остальных пятниц в мире, потому что в этот день с заходом солнца неминуемо приходит Шаббат: на улицах становится тихо и пустынно до следующего захода солнца. По факту всё в Израиле вымирает с 15 часов пятницы и до 19 часов субботы. А субботнее утро – самое тихое время: нет людей и машин и кажется, что даже воздух замирает… Почему евреи так строго относятся к празднику, что даже для включения света в доме нанимают арабов? А главное – как это отражается на туристах? Специальный корреспондент HL проверила на себе.
Никакого творчества!
Шаббат – одна из 10 главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир шесть дней, а седьмой решил оставить для отдыха, и священная книга Тора предписывает воздержаться от работы. Что нельзя делать в Шаббат? Почему иудеям нельзя включить радио или написать письмо, зажечь свет или сесть в автомобиль, сорвать с дерева плод или сфотографировать товарища? Ведь эти действия не требуют никаких усилий и даже делают отдых более приятным. А в то же время разрешено до изнеможения гулять, двигать мебель и поднимать толстенные книги.
Оказывается,запрещены не усилия как таковые, а только творческий труд – создание новых предметов и изменение существующих: приготовление еды, включение телевизора, вызов лифта и т. д. А нетворческая деятельность, не меняющая окружающего мира, – изучение Торы или научных книг (результат от изучения, которых полезен и для субботы), прогулки пешком, пение без аккомпанемента и т. д. – в Шаббат разрешена.
Главное правило для туристов в Израиле: всегда помнить о Шаббате! А то Шаббат будет твоим планам. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала священной субботы.
1. Что нужно знать туристам о работе транспорта во время Шаббата
В Шаббат от слова «совсем» не работает общественный транспорт: поезда, автобусы, маршрутки. Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта вам придется добираться на такси, которое будет стоить на 30 % выше обычной стоимости.
Я решила встретить Пасху в Иерусалиме, и поскольку она попадала на пятницу, самым разумным было выезжать из Тель-Авива с утра – до прекращения движения транспорта. За неделю до поездки в графике движения поездов по маршруту Тель-Авив – Иерусалим было пять составов до наступления Шаббата. Накануне вечером – в четверг, уточняя время прибытия моего поезда, я покрылась холодным потом: поезда исчезли! Ни с утра, ни ночью их нет. Нет даже автобусов и вообще междугороднего сообщения. Шаббат пришелся на Пасху, и Израиль решил продлить отдых и не заморачиваться работой в пятницу до обеда, а отменил на весь день движение всего транспорта. Шаббат моим планам! И только таксисты за цену, как до Парижа и обратно, были готовы подбросить меня в соседний город. Но выход был найден! Я пришла на автовокзал в Тель-Авиве и нашла мусульманина – водителя маршрутки. И он, не морщась, довез меня по стандартной цене – 30 шекелей.
2. Что нужно знать туристам о работе отелей
В Шаббат религиозным евреям запрещено включать электричество – освещение, телевизор – и даже заводить автомобиль. Поэтому туристу в Израиле не приходится удивляться специальным лифтам в некоторых отелях, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом. Ими бессмысленно пытаться управлять вручную! Некоторые другие многоэтажные отели поступают еще проще – они в субботу выключают лифт совсем.
Был смешной случай: я подошла к кабинке, у которой уже собралось несколько человек. Мы долго стояли в ожидании. И вдруг я обратила внимание, что кнопка-то не нажата. Когда, недоумевая, почему эти люди просто стоят у невызванного лифта, я ее нажала, все они вздохнули с облегчением и заулыбались. Как выяснилось позже, верующим иудеям в субботу нельзя даже намекать постороннему, чтобы он сделал что-то запрещенное для них в Шаббат.
Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле. Бессмысленно просить верующего иудея включить свет или вообще какой-то электрический прибор, сделать чашечку кофе или сэндвич, выстирать или погладить одежду. Но не беспокойтесь! Во всех отелях Израиля есть специально обученные люди для работы в субботу, чтобы все сервисы для обычных туристов были доступны. Разве что придется пройтись пешком до своего этажа и немного попоститься, уткнувшись в закрытые двери ресторана отеля.
3. Как не умереть с голоду в Шаббат
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, даже подогревать ее. И чтобы насладиться хорошим, вкусным и главное – горячим обедом, еврею нужно приготовить его до наступления Шаббата и держать в горячем состоянии до обеда субботы. Впрочем, некоторые национальные блюда от долгого стояния в тепле становятся только вкуснее.
Из-за того что в Шаббат нельзя готовить, с вечера пятницы по вечер субботы подавляющее большинство кафе, ресторанов и закусочных в Израиле закрыто. Это правило действует строго для кошерных заведений. Если ресторан обещает кошерную еду в субботу – строго говоря, это не кошерный ресторан. На помощь туристам придут друзья-мусульмане, которые кормят всех семь дней в неделю. Таких заведений не так много в Израиле, но они не дадут вам лечь спать на голодный желудок.
4. Что еще недоступно туристам в Шаббат
Около 70 % магазинов закрываются в Шаббат. Если один день без шопинга можно пережить, то без еды это будет сделать некомфортно. Запаситесь на один день тем, что вас избавит от беготни по городу в поисках открытых торговых точек, – сэкономите массу времени. Мусульмане и другие национальности, не придерживающиеся субботы, с удовольствием продадут вам то, что нужно.
Многие достопримечательности тоже закрыты, но тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена.
Все экстренные службы: полиция, пожарная, скорая и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.
В целом турист в Шаббат может жить своей обычной жизнью, если ему это удастся: пляжи открыты, улицы пусты, небольшая часть сервисов и развлечений доступна. Евреи очень демократичны и понимают, что не соблюдающие субботу ничего им не должны, при условии, что вы проявите немного уважения.
От замечаний и косых взглядов в субботу вы сможете уберечься, если не будете:
● жарить шашлыки прямо на улице
● открыто распивать спиртные напитки
● заезжать на автомобиле в ортодоксальные районы (могут и камнями закидать)
● не пользоваться мобильными в святых местах. В храмах и у Стены Плача требуется соблюдение законов Торы и от туристов. Так, если вы захотите написать смс, стоя у Стены Плача, то тут же получите строгий выговор и даже можете быть выдворены
● играть во всеуслышание на музыкальных инструментах или в футбол
Ну, а если религиозный еврей и вызовет полицию на запах вашего шашлыка, то вы отделаетесь замечанием. Все нормы и законы поведения в Израиле ровно такие же, как и в любой другой цивилизованной стране. А если вы и нарушите по незнанию какое-то правило, то еврей вам вежливо объяснит, как сделать кошерно.
Как-то я купила гамбургер и решила съесть его в кофейне, заказав восхитительное капучино. Хозяин заведения лично подошел и объяснил, что готов сам перенести мою чашку куда угодно, лишь бы я не ела мясо с молоком в его заведении. И ему пришлось прогуляться.
Шаббат ушел, но он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев». Ну, а туристу как минимум нужно помнить о Шаббате, когда он планирует свою поездку в Израиль. Иначе путешествие может получиться очень неожиданным.
Что нельзя делать в субботу евреям в Шабат?
В этой статье мы расскажем, что нельзя делать в субботу евреям? Всем известно, что этот народ по всему миру соблюдают законы Торы. Один из этих древних постулатов – о субботнем дне, который еврейский народ называет Шабат, то есть покой. В этот день запрещены все работы, которые приносят в мир обновления. Даже те действия, которые человек не производит сам, но способствует им, также являются нарушением этого закона.
Возникновение Шабата
Так что нельзя делать в субботу – в этот день Шабат, и откуда пошла эта заповедь? Чтобы в этом разобраться, нужно углубиться страницы Ветхого Завета и понять, что же евреи празднуют каждую субботу.
Моисей получил от Всевышнего на горе Синай десять заповедей, и четвертая из них гласит о шести рабочих днях и седьмом, который отдается Богу – отдыху и молитвам. Но почему именно суббота, а не воскресенье? Ведь по христианским канонам именно это день считается выходным и не рекомендованным для серьезной работы?
Создание мира продолжалось Богом шесть дней, но по еврейским писаниям началось оно в воскресный день, а на седьмой, именно в субботу, Всевышний решил отдохнуть. Поэтому евреи взяли пример именно с него, и не позволяют себе заниматься творчеством в этот день. К понятию творчества или деятельности, приносящей изменения в этот мир, можно отнести даже самые простейшие ежедневные дела и неважно, будет ли это прогрессом или регрессом.
Что нельзя делать в субботу?
Заключение
Что нельзя делать в субботу евреям? Существует еще много различных запретов, которые непонятны, и кажутся нелогичными для людей, исповедующих, к примеру, православие. В нем нет строгих запретов на дела, направленных на добро. По православным канонам в субботу разрешается делать любые благоприятные действия, если на нее не выпадает какой-нибудь большой праздник, о чем можно узнать по церковному календарю.
Но у каждого религиозного направления существуют свои законы и правила, которые не подлежат осуждению, если они не несут вреда окружающим. И к этим устоям необходимо проявлять уважение.
На этом у нас все. Теперь вы знаете, что нельзя делать в субботу евреям. Если вам статья понравилась, поделитесь ею со своими знакомыми в соц сетях.
Related Posts
ADD YOUR COMMENT
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вход через соцсети
Задай вопрос
Свежие записи
Присоединяйся к нам
Мы рады приветствовать Вас на сайте для тех, кому все интересно, и кто хочет все знать. А так как все знать нереально, то добро пожаловать на сайт «Много вопросов»! Здесь на каждый ваш вопрос найдется информативный ответ, на каждое сомнение – авторитетное мнение. Размещенные здесь материалы – советы, информация, частные мнения – являются результатом правильно осмысленного личного опыта, профессиональным мнением специалистов или имеют под собой иную реальную почву. Вас интересует, как: Сварить правильно борщ; Отметить день первокурсника или золотую свадьбу; Определиться со своей профессией; Куда съездить в отпуск, и т.д. Поищите ответа у нас.
И пусть вас не смущает некоторая необычность или, напротив, банальность вашего вопроса. Если вам это интересно – вы имеете право узнать, что вам нужно. Если вам требуется совет – спросите его! И мы приложим все усилия, что бы вы не остались без ответа, а ваша проблема – без решения. Разумеется, вопросы типа «сколько лап у кошек?» наверняка останутся без ответа. Но любой актуальный и адекватный вопрос имеет информативный ответ на нашем сайте. Задав вопрос, ответ на который пока на сайте отсутствует, будьте готовы и сами приложить усилия к достижению своей цели.
Для молодых мам и продвинутых пользователей интернета, для тех, кто ищет заработок или напротив – способ правильно потратить заработанное, для пенсионеров и школьников, собаководов и поклонников дзен-буддизма… Наш сайт работает для всех, кто ищет и стремится. Интерфейс сайта рассчитан на легкое путешествие по страницам, найти нас несложно, запомните лишь слова «Много вопросов». Мы ждем вас!
Запреты Субботы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Запрещенные работы в Субботу [↑]
Виды запрещенной деятельности: основные («ав мелаха») и их производные («толада»).
1. Виды запрещенных работ [↑]
В письменной Торе нет точного определения запрещенной в Субботу работы — мелаха. Существуют всего несколько мелахот, которые прямым текстом упомянуты в Торе:
— вспахивание — хариша (Шмот 34:21);
— сбор урожая — кцира (там же);
— разжигание — мав-ир (Шмот 35:3);
— и перенос предметов из одного владения в другое — оцаа (Шмот 16:29).
Моше Рабейну получил от Вс-вышнего на горе Синай разъяснение, что именно является мелахой — работой, запрещенной в Субботу. Это одно из 39 действий, необходимых для возведения переносной Скинии (Мишкана) в пустыне.
Одна из запрещенных работ в Субботу — уборка урожая, включая вязание снопов и складывание их в скирды
«Намек» на это мудрецы находят в том, что заповедь соблюдать Шаббат идет в Торе сразу после повеления воздвигнуть Мишкан: «Смотри, я позвал именно Бецалеля… Все так, как Я повелел тебе, пусть сделают они. Однако Субботы мои соблюдайте…» (Шмот 31:1—17). Эти тридцать девять работ называются авот — основными работами.
Однако мудрецы сделали вывод, что запрещены не только 39 действий, необходимых для возведения Мишкана, но и любые подобные им действия — даже если их не совершали при возведении Мишкана. Работы, подобные авот, называются толадот — производные.
С точки зрения уровня запрета между авот и толадот различия не существует: и те, и другие запрещены Торой. И искупается нарушение этих запретов одинаково. Если человек нарушил эти запреты ненамеренно, то во времена Храма он должен был принести искупительную жертву — хатат.
Чтобы ответить на вопрос, относится ли то или иное действие к запрещенным работам, необходимо сначала определить точные критерии и сущность «основной» работы (ав млаха), а затем проверить, соответствует ли это действие данным критериям.
Приведем пример: одна из 39 работ — тойфер (шитье).
В чем заключается сущность данной работы? — Соединить два куска ткани в один. Следовательно, склеивать два куска бумаги будет также запрещено, ведь, в сущности, мы совершаем такое же действие — соединяем две части в одно целое. Но склеивание не будет «основной работой», а будет «производной» (толада), т.к. при возведении Мишкана не было такой работы — склеивание.
2. Искупительные жертвы за нарушение [↑]
Мишна (Шаббат 7:1) говорит, что даже если человек совершил множество запрещенных работ, но они похожи друг на друга, он должен принести только одну искупительную жертву хатат. Имеется в виду, что если человек совершает «основную» работу (ав мелаха), а также «производную от нее» (толада), или несколько работ (толада), «производных» от одной «основной работы» (ав мелаха), то он должен принести только одну искупительную жертву хатат.
Как известно, хатат приносится за действия, которые человек совершил ненамеренно (шогег), например, не знал либо забыл, что это действие запрещено. И если человек совершает несколько запрещенных действий подряд, он не обязан приносить несколько жертв хатат за то все время, когда не осознавал, что совершает запрещенное действие.
Поэтому, например, если человек забыл, что сегодня Шаббат, и совершает запрещенные действия, то за все действия, которые он совершил, пока не вспомнил, что сегодня Шаббат, он обязан принести только одну искупительную жертву хатат.
Точно так же, если человек забыл или не знал, что запрещено выполнять какую-либо ав мелаха, то даже если после этого он совершит толада или несколько толадот этой работы, это приравнивается к совершению одного действия.
Запрет Субботы — переносить с места на место на общественной территории, упомянут в Торе и первым был объявлен народу
Поскольку эти работы похожи между собой, т.е. имеют общую сущность, как было сказано выше, считается: у человека не было возможности осознать, что он совершает запрещенное действие, соответственно, он обязан принести только одну искупительную жертву хатат.
Однако если он по забывчивости или незнанию совершил несколько разных авот мелаха, или несколько толадот разных авот, то, поскольку они не похожи друг на друга, считается, что у него была возможность осознать, что он совершает запрещенное действие. Поэтому он должен принести несколько искупительных жертв хатат — в соответствии с количеством совершённых работ.
Общие принципы Субботних законов можно посмотреть на нашем сайте.
39 запрещенных работ в Субботу
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей? [↑]
Давайте зададим вопрос: что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Чтобы понять суть 39 мелахот, нужно разобраться в значении субботы
Поскольку мы живем в материальном, осязаемом мире, то большая часть наших занятий связана с физической реальностью. Иначе и быть не может, такова наша природа. Ведь человек вынужден удовлетворять физиологические требования своего организма, он не может обойтись без жилья, мебели, одежды, а, чтобы приобрести их, должен немало времени посвятить работе, т.е. поискам «хлеба насущного». Такое состояние описывается в иудаизме термином холь, от слова халалъ, пустота, провал, отсутствие, в данном случае подразумевается отсутствие духовности, того, что отлично от материи. Речь идет о будничной, затрапезной жизни, все содержание которой сводится к заботе о физическом существовании и удовлетворении материальных потребностей.
Но не надо спешить объявлять физические заботы уровнем, недостойным для человека. Такое вынужденное приниженное положение является, по замечанию выдающегося еврейского мыслителя Рамхаля, спуском ради подъема: человек намеренно помещен в подобные условия для того, чтобы раскрыть Творца через скрывающий Его материальный мир, добыть свет из тьмы.
Приведем такую иллюстрацию. Как известно, свет виден глазом только тогда, когда он попадает непосредственно на зрачок. Какой бы большой ни была мощность потока световых частиц, если они проносятся мимо нас, мы не увидим света. Но стоит частицам столкнуться с препятствием, как они будут отражены или рассеяны — и тогда свет попадет в наш глаз. Если испущенная частица ни от чего не отражается, ее нельзя уловить, она остается невидимой. (Так, например, ведет себя нейтрино, трудно уловимая частица, пронизывающая все и вся.) С другой стороны, физические объекты способны не только отражать и рассеивать свет, но иногда полностью заслонять его от нас. Вывод прост: свет виден только тогда, когда ему что-то мешает; мешает, но не полностью перекрывает.
Такова функция человека: через материальный мир отразить свет Всевышнего и тем самым одухотворить материальность, осветить мрак обыденной жизни, — чтобы в результате самому возвыситься. Правда, очень часто человек, погрузившись в заботы, рискует в них погрязнуть. Вместо того чтобы раскрыть свет, он способен окончательно заслонить его, тем самым еще больше сгустив мрак. Поэтому необходимо, чтобы в нашей жизни было нечто, что не позволяло бы человеку полностью отдаться животному существованию, направленному исключительно на потребление.
И вот здесь мы вводим понятие святости — кодеш (святой), или кдуша (святость). К сожалению, русский термин вызывает вполне устойчивые ассоциации, свидетельствующие о нашем близком знакомстве с другими религиями, где под святыми понимаются, как правило, непорочные, безгрешные люди. Попробуем избавиться от этих ассоциаций, тем более, что перевод, строго говоря, неточен. Посудите сами, слово кодеш в лексиконе Торы используется не только применительно к людям, но иногда и по отношению к животным. В древние времена, когда стоял Иерусалимский Храм, а в нем совершались жертвоприношения, человек, решивший принести свою овцу на алтарь, объявлял ее кодеш, святой.
Как это понимать? В практическом смысле статус кодеш для жертвы проявляется в том, что отныне человек не имеет права пользоваться ею для своих целей, а обязан принести ее исключительно в жертву. Теперь его овца отличается от всех других овец, она как бы отделена от них, поскольку предназначена для более высокой цели. Вот этот момент выделения одного объекта из общей группы, в которую он раньше входил, и его возвышения и составляет понятие кодеш. Таково простое значение этого корня в иврите; вряд ли стоит переводить его термином «святой», и уж если пытаться найти русский аналог, то куда ближе к сути предмета, как нам кажется, стоит понятие «посвящение», «выделение».
Состояние кодеш противоположно тому, что раньше мы определили как холь, будничное, рядовое, обыденное. В жизни человека обязательно должен присутствовать элемент кодеш, который не давал бы ему погрязнуть в привычном быту, все содержание которого сводится к заботе о физическом существовании и удовлетворении потребностей тела. Элемент кодеш одухотворяет жизнь человека, освящает ее, делает возвышенной.
С разделением на кодеш и холь мы встречаемся часто. Так, в реальном пространстве выделены особые места, в которых, согласно положениям иудаизма, не следует вести себя так, как в других местах. Главный пример: Страна Израиля, она называется Эрец-Акодеш. Чем она отличается от других стран? Наши мудрецы называли ее Бейт-Ашем, Домом Б-га. Она — как бы Его удел, Его царский дворец, место, в котором на уровне человеческих чувств проявляется Его присутствие.
Если царю принадлежит вся страна, то в столице его присутствие и власть ощутимее, а еще более ощутимо оно в его дворце. То же самое и с Царем царей: Эрец Исраэль — Его царская резиденция. Вся земля принадлежит Творцу, Он наполняет Своим присутствием все миры, но в Своем доме Он открывается людям больше, чем где бы то ни было. В этой земле Шхина, ощутимое присутствие Творца, обнаруживается сильнее, чем в других местах. Он раскрывается здесь всякому, кто ищет Его близости, стремится к Нему.
В 39 работ входит запрет веять — любые действия, при которых съедобное отделяется от мякины и сора с помощью ветра
Еще большая близость может быть достигнута во «внутренних царских покоях» — в Иерусалиме и его Храме. И подобно тому, как в царском дворце не ведут себя по-уличному, по-домашнему, так и в земле Израиля нужно исполнять особые законы, не распространяющиеся на другие страны. Это ее отличие от прочих стран и является состоянием кодеш.
Мы рассмотрели «посвящение» в пространственной сфере. Но его можно найти и на шкале времени. Здесь различение между кодеш и холь проявляется в разделении общего потока времени на две части — дни будничные и дни особые, выделенные или даже возвышенные. Рамхаль в своей книге «Дерех-Ашем» отмечает: «Есть места, где Творец открывается больше, чем в других местах. Но есть и времена, когда Он открывается людям больше, чем в другие отрезки времени».
В такие особые дни Всевышний приближается к Своим созданиям, излучает в мир нечто, что возвышает нас, приподнимает над буднями. Впрочем, таких высоких дней должно быть меньше, чем будничных, — чтобы сохранилось состояние холь, оставляющее человеку широкое поле деятельности для одухотворения обычной жизни.
Итак, как мы видим, уже начиная с Творения, необходимо было установить точную пропорцию между кодеш и холь, чтобы, с одной стороны, человек жил материальной жизнью, а с другой, не погряз бы в ней. Конструктор нашего мира установил эту пропорцию: отношение святого ко всему прочему — как один к семи! В семь первых дней было сотворено все существующее. Затем повторился цикл времени, соразмерный с числом семь. Потом еще один. Так цикл стал постоянным. Причем в конце витка всегда наступало состояние кодеш, обеспечивающее возвышение остальным дням недели. И несмотря на то что большая часть витка — будни, их не характеризует состояние приниженности, поскольку завершается всё духовным взлетом.
Расположение Субботы в конце недельного цикла не только позволяет человеку не погрязнуть в материальности, но и наполняет прожитые им дни смыслом и значением. Отныне будничные дни — это преддверие кодеш, подготовка к нему.
Кстати, общий ход исторического времени повторяет то же строение, только в более глобальной форме: сначала шесть тысяч лет человеческой истории, вслед за ними — седьмое тысячелетие, покой. После чего все творение обновится, т.е., изменившись, перестроится в новой форме.
В Субботу, когда Всевышний приближается к нам, в нашу жизнь входит духовность. Именно таким образом Суббота благотворно влияет и на прошедшую, и на будущую недели. Человек отходит от суеты, налипшей на него за прошедшие будничные дни. Приобретя духовность, он получает средство противостоять затягиванию в болото материального существования. Суббота выступает как своего рода духовная подзарядка аккумулятора жизни: подобно тому как несколько часов непрерывной подзарядки делают обычный аккумулятор способным пребывать в рабочем состоянии целый день, так и Суббота дает заряд духовности на всю неделю.
Но согласитесь, особенность времени и места требуют от нас каких-то особых норм поведения. Неудивительно, что иудаизм предлагает нам в Субботу вести себя соответственно той ступени, на которую мы в этот день способны подняться. Понятно, что обычные ежедневные занятия, направленные на добывание средств существования, привязывают нас к материальности и принижают наш дух, мешая подняться на ту высоту, которой мы достойны. Поэтому от таких занятий необходимо отказаться! Более того, можно сказать, что в будни человек способен лишь ощутить свой духовный потенциал, но увидеть его, проявить он может лишь в Субботу, когда каждый из нас становится настоящим Человеком — таким, каким он задуман в космическом акте Творения! Приходится быть достойным этого святого дня: как говорится, «происхождение обязывает» — нужно вести себя в этот день подобающим образом.
Обработка земли, вскапывание и унавоживание сада, чистка газона граблями — запрет из 39 мелахот
Однако, доколе человек живет в этом мире и обладает материальным телом со всеми его потребностями, полностью отказаться от «телесных забот», все же, невозможно. Всевышний, создавая наш мир, точно определил, насколько каждый из нас может оторваться от материальности и насколько необходимо оставаться связанным неразрывными узами с этой бытовой составляющей нашего бытия. Стало быть, в Субботу запрещено то, от чего необходимо и можно отказаться! В этом суть мелахот Шабат, видов работ, запрещенных в седьмой день. Цель запрета таких мелахот — в отходе от материальности. И поскольку человек слишком глубоко погружен в физику мира, самостоятельно определить ему класс этих мелахот не по силам. Остается признать, что только Высшая мудрость может решить, от чего нам следует отказаться в Субботу.
Вот что пишет раби Мешулам Файбуш в своей книге «Дерех-Эмет»: «Суть запрета мелахот в Субботу определяется тем, что необходимость в работе появилась в мире в результате проклятий, которые получил Адам за свой грех. Их было 39, подобно 39 ударам, которые по закону Торы получает преступник, заслуживший телесное наказание. Этим ударам соответствует и 39 мелахот, запрещенных в Субботу. Если бы человек тогда не согрешил, он и поныне находился бы в Эденском (райском) саду, в непосредственной близости от Всевышнего, и исполнял бы заповеди Торы на чисто духовном, не материальном уровне. Не было бы никакой необходимости в работах, которые Закон запрещает в Субботу, — по приготовлению пищи, строительству жилища и изготовлению одежды, потому что все потребности человека в том саду были полностью удовлетворены. И лишь после греха, принесшего проклятие земле и людям, потребовался труд для поддержания жизни. Стало быть, труд — не что иное, как дар змея (по-еврейски нахаш); не будь этого соблазнителя, мы бы не нуждались в труде и занимались только духовной деятельностью, а наши нужды удовлетворялись бы естественным путем сами по себе. Кстати, так и будет в грядущем мире. Поэтому в Субботу, когда раскрывается корень души человека… запрещаются все работы, происшедшие от скверны того змея, нахаша».
Рассказывают притчу о принце, который был настолько избалован, что не ел ничего, кроме пирогов, которые собственноручно пекла его мать-королева. Однажды во время прогулки по лесу принц потерялся. Все его попытки выйти из чащи ни к чему не привели. Он блуждал весь день, порвал платье, сбил туфли и, в конце концов, заночевал в лесу под деревом. Утром, продолжая поиски, он, наконец, вышел на опушку, где увидел людей, собиравших хворост. «Простите, — спросил он, — вы не подскажете, как пройти в королевский дворец?» Люди поинтересовались: «А зачем тебе королевский дворец?» Несчастный юноша ответил: «Я, видите ли, принц!» Но люди подняли его на смех, так как, проведя ночь в лесу, он совсем не был похож на принца: одежда — рваная и грязная, в волосах колючки.
Закусив губу от обиды, юноша поплелся дальше, пока не вышел на дорогу. Там он остановил проезжавшую телегу и попросил подвезти его до королевского дворца. «А что ты там забыл, парень?» — спросил кучер. «Я, вообще-то, принц, я там живу». Кучер рассмеялся: «Видали принца? Да ты никак спятил. Тебе надо в особую больницу, там не только принцев, но и наполеонов полным-полно. Будет кому составить тебе компанию». Принц заплакал, он не был готов к такому развитию событий. Так он и шел, обращаясь к людям и выслушивая их насмешки. В конце концов он стал думать: «Почему никто мне не верит? Не может быть, чтобы все ошибались, а я один был прав. Наверное, я в самом деле сошел с ума. Но ведь я помню и дворец, и отца, и мать-королеву. Или мне все приснилось?» От часа к часу эта мысль крепла в его голове.
Так он дошел до какой-то деревушки и, скорее по привычке, спросил, как пройти во дворец. Один из крестьян сказал: «Зачем тебе дворец? Ты, я вижу, голодный. Смажь колеса моей телеги, я тебе дам хлеба». И тут наш принц, удивляясь себе, принялся смазывать колеса каким-то черным составом, который ему выдали. Никогда раньше ничем подобным он не занимался. В конце концов он решил остаться в той деревне. Добрые люди давали ему подработать, он освоился с крестьянским бытом и окончательно решил, что он такой же, как все, а королевский дворец и прочее — не более чем причудливый сон, приснившийся ему однажды в темном лесу…
Тем временем королевская чета не находила себе покоя — принца искали повсюду, но поиски ни к чему не приводили. Тогда сказал королю мудрый советник: «Возможно, наследник престола, гуляя по лесу, заблудился, залез на дерево, чтобы найти дорогу, упал и ударился головой о камень. Вот ему память и отшибло, с кем не бывает? Мы разослали гонцов, всюду ищем принца, а он и сам не знает, что принц. Надо ему об этом как-то напомнить. У меня возникла идея. Поскольку сын короля, пребывая во дворце, не ел ничего кроме пирогов, испеченных королевой, то, скорее всего, если он их вновь попробует — вспомнит их вкус, и память к нему снова вернется!»
Королевская чета безоговорочно приняла совет: королева-мать с утра до вечера стояла у плиты и без устали пекла пироги, а отряды гвардейцев развозили их по всем уголкам страны и угощали каждого встречного.
Этот вид одной из 39 работ особо упомянут в Торе: «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний»
Прибыли они и в ту глухую деревню, где поселился пропавший принц. Он уже превратился в настоящего крестьянина, завел хозяйство, приторговал дом, подумывал о женитьбе. А тут нагрянули королевские гвардейцы, которые объявили: «Именем короля! Все жители страны без исключения обязаны отведать пирог, испеченный ее величеством королевой!»
Понятно, что крестьян упрашивать не надо было, веселой толпой они повалили на площадь отведать царского пирога. Пришел и наш герой, хотя особой охоты у него не было: нужно было вывозить навоз на поле, полно других срочных дел — страда, одним словом. Получив свою порцию, он откусил кусочек, стал жевать — и вдруг почувствовал, что вкус пирога ему мучительно знаком: «Где-то точно такой же пирог я уже ел, но где?» И тут его осенило: у матери своей он его ел, во дворце! И сразу же он все вспомнил и принялся радостно кричать: «Я — принц! Гвардейцы, приказываю вам доставить меня домой, во дворец, к королю и королеве, моим родителям!» А тем только того и надо было: посадили его на коня и повезли во дворец…
Так и еврей: в круговерти материальной жизни он забывает о своем происхождении, забывает эденский сад, из которого когда-то вышел. Так что всерьез начинает думать, будто он такой же, как все. Его голова забита работой, покупкой дома или, как у того принца, навозом… Но приходит Суббота, и, отведав ее вкус, еврей вспоминает, что он — принц! Что ушел он из царского дворца. И тогда в нем просыпается желание в него вернуться…
Попробуем глубже посмотреть на эту связь еврея с Субботой.
Талмуд в трактате Шабат пишет: «Число мелахот (работ, запрещенных в Субботу) — на одну меньше сорока». Не правда ли, странная формулировка: сорок без одной. Почему не просто сказать — тридцать девять? Допустим, это связано с другим законом — о телесном наказании, про который в тексте Торы сказано (Дварим 25): «Если виновный заслужил побои… то ему можно дать сорок ударов, но не более…» Поскольку сказано «не более», мы понимаем, что это очень важно — не увеличить порцию ударов. Лучше уменьшить, чем ошибиться в сторону увеличения. А раз так, то мудрецы считают, что под словами «сорок, но не более» надо понимать «тридцать девять». Иначе было бы сказано просто «сорок», без всяких «но не более».
И что важно, для законов о Субботе мудрецы Талмуда используют тот же язык. Т.е., когда говорят о числе запрещенных субботних работ, используют выражение «сорок без одной». Но какая связь между Субботой и наказанием преступников?
На этот вопрос отвечает Маараль из Праги. Оказывается, исходя из логики наказания, грешнику следовало бы дать сорок ударов в соответствии с сорока днями зачатия человека, — ведь, по утверждению Талмуда, на сороковой день после своего зачатия плод получает душу и становится человеческим зародышем. Получается, что число тридцать девять соответствует телу, а число сорок — душе. И это понятно: главный «виновник» — тело, ведь именно телесные эгоистические побуждения провоцируют человека на нарушение моральных правил. Что касается души, то она грешит вместе с телом в качестве его «соучастника», но не больше. Ведь не она — инициатор греха.
Маленькая притча об одном царе, который владел садом, полным замечательных фруктовых деревьев. Охраняли сад два сторожа — один был хром, другой слеп. Как-то приходит царь в свой сад и видит, что многие ветви на деревьях поломаны, а плодов явно поубавилось. Потребовал он ответа у сторожей. Слепой заявил: «Не рвал я плодов!
Разве у меня есть глаза, чтобы увидеть, где они висят?» Хромой заявил: «И я не рвал плодов! Разве у меня есть ноги, чтобы я мог подойти к деревьям?» Как поступил царь? Велел слугам посадить хромого на плечи слепому. «Вот как вы воровали!» И наказал их…
Сказано в Книге Иова: «Человек рожден для труда». Талмуд в трактате Санедрин поясняет, что речь идет об интеллектуальном труде, не физическом. Иными словами, предназначение человека — его работа (труд) над ценностями духовного ряда, а не над материальными объектами.
Адам, первый человек, как известно, появился на свет не в результате акта обычного рождения. Его никто не рождал физически. Т.е., он не прошел первый, 39-дневный этап в своей утробной жизни. У него не было утробной жизни. И тем не менее, и он был создан для труда! Правда, его труд был исключительно духовным — постижение глубин Торы и духовный рост. Если бы он не согрешил в конце шестого дня Творения, наступившая Суббота была бы нескончаемой, и человек испытывал бы вечное духовное наслаждение в эденском саду.
Но история пошла другим путем: из-за греха человек был изгнан из рая, Суббота не стала вечной, ей на смену пришли будни с их тридцатью девятью «проклятиями» материальной жизни. И отныне люди рождаются в новых условиях: проходит тридцать девять дней, пока у зародыша не появится душа. Другими словами, нужно пройти тридцать девять предварительных стадий материального развития, пока не реализуется образ человека.
Здесь и заключен корень тридцати девяти мелахот, связывающих человека с материальным миром. В Субботу, когда Всевышний приближается к нам и в нашу жизнь входит настоящая духовность, необходимо отказаться от этих 39 носителей материальности. Они должны отойти на второй план.
Если слова напечатаны на обрезе книги так, что, открывая ее, буквы
разнимаются, то книгу открывать нельзя — один из запретов 39 мелахот