что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Автор: Гусева Юлия Валерьевна

Формирование коммуникативной компетенции

на уроках английского языка

Данная работа не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Она являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (и осуществляемые) системы коммуникативного иноязычного образования, а также опыт работы учителя МБОУ «Школа № 55 с углубленным изучением отдельных учебных предметов» г. Рязани Ю.В. Гусевой.

Одним из важнейших требований, которые предъявляют сегодня к образованию, является формирование личности успешного и конкурентоспособного выпускника, компетентного, ответственного, способного применять полученные знания в повседневной жизни, самосовершенствоваться и добиваться положительных результатов после школы.
В условиях перехода на ФГОС можно с уверенностью утверждать, что роль иностранного языка в формировании базовых компетенций возрастает. Это обусловлено расширением международных экономических связей, увеличением числа предприятий, работающих с зарубежными партнерами, большим использованием на предприятиях импортного оборудования и зарубежных технологий. Таким образом, в настоящий период возрастает потребность в специалистах со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.

Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.

Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Иностранный язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность. Но формировать и совершенствовать коммуникативную компетенции следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

— совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

— умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

— систематизации ранее изученного материала;

— развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

— увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;

— дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

— развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Знание иностранного языка делает человека социально-мобильным на рынке труда в европейском и мировом пространстве, даёт возможность свободно выходить в глобализированный мир.

Анализ современной ситуации показывает, что необходимость межкультурной ориентации – это одно из условий успешной интеграции российской образовательной системы в общеевропейское пространство. Как аргументировано утверждает С. Г. Тер-Минасова, «языки должны изучаться в единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках».

При обучении учащихся иноязычной речи нужно исходить из понимания природы языка как знаковой системы, использующейся в общении. Это означает, что овладение формальной стороной языка (фонетикой, лексикой и грамматикой) и языковой системой должно осуществляться в целях общения и в ходе общения. Таким образом, коммуникативно-когнитивный подход при изучении иностранных языков становится доминирующим в обучении.

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому языку как средству общения.

Основными принципами организации содержания обучения с использованием коммуникативного метода являются:

3. Ситуативность. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде.

Как видно из вышеизложенного, технология коммуникативного обучения английскому языку представляется наиболее эффективной. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что дает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.

Обучение иностранному языку как практическому средству межкультурной коммуникации требует широкого внедрения прогрессивных технологий, позволяющих изменить парадигму иноязычного образования путём вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

Формы и технологии, используемые для обучения английскому языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; способностей учеников осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык; готовности учеников к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.

Основными функциями игровой деятельности в процессе обучения являются:

обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая и развивающая.

Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основными целями проектной методики являются:

1)самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

2)реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику; 3)продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е. определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности, из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Анализируя применение метода проектов в современной школе, я считаю, что это один из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая.

Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о многообразии материальной и художественной культуры. Основной акцент делается на развитие образного

мышления, на понимание причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и самовыражение не только учеников, но и учителя. Использую в работе разнообразные типы проектов: творческие, информационные, практико-ориентированные и др.

3. Работа с песней на уроках иностранного языка.

Согласно Концепции учебного предмета «Иностранный язык», к числу основных задач, решение которых обеспечивает реализацию социального заказа, отнесены развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. На мой взгляд, данное положение может подтвердить такой вид деятельности на уроках, как работа с песней. Песня, являясь кратким поэтическим произведением в сжатой форме, раскрывает определённую тему, несёт в себе определённый потенциал для развития социокультурной компетенции учащихся. На основе работы с песней развиваются умения устной речи, формируются навыки восприятия иноязычной речи на слух; создаются условия для развития навыков пользования аутентичными музыкальными материалами, совершенствования лингвострановедческих, социально-психологических и культурологических знаний, формирования положительного отношения к иностранному языку и культуре другого народа, развития представлений о достижениях англоязычной музыкальной культуры. Аутентичная песня, являясь важным элементом языка, заслуживает пристального внимания и это одно из средств повышения интереса как к стране изучаемого языка, так и к самому языку. При отборе песни следует придерживаться некоторых принципов: песня должна быть аутентичной, должна соответствовать возрасту, интересам, уровню языка учащихся и должна соответствовать тематике учебных программ. Необходимо также помнить, что не только текст песни представляет интерес, но и сама музыка, которая может создать благоприятную креативную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащихся.

4. Использование и роль ИКТ в обучении иностранному языку.

Деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием информационных технологии способствует выработке самооценки учащихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условие для самостоятельной работы.

Неоценимую помощь оказывает учителю компьютер и Интернет в подготовке и проведении уроков. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования. Полученная в Интернете информация может быть использована учителем как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, дает возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

Для того, чтобы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ.

Программа Microsoft Power Point — при помощи неё на уроках английского языка можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

В своей педагогической деятельности использую следующие обучающие программы:

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Таким образом, комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.

Источник

Методы и приемы коммуникативных навыков на уроках английского языка

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект: Методы и приемы формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка Выполнила учитель английского языка Козлова Кристина Михайловна Краснодарский рай Красноармейский р-он ст. Ивановская

Главный вопрос, который волнует психологов– роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Многие ученые утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка. Общение, или иными словами коммуникация, его особенности и механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, психолингвистов и психологов.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем»

Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.

При изучении иностранного языка в основной школе, в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников коммуникативных навыков в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.

Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды «Печатная машинка» Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Ведение переговоров» Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению. Спроси собеседника, что он думает о проблеме. Внимательно выслушай его ответ. Подумай, что в его мнении является позитивным Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон. Пример ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору

ролевая игра “Бюро знакомств” побуждает учащихся описывать характер, увлечения и внешность человека, с которым они хотели бы познакомиться.

упражнения на сопоставления Развивают у учащихся способность различать противопоставляемые единицы. Помимо развития навыков чтения, письма, расширения словарного запаса они развивают способность анализировать. открытые диалоги; подбор рифмующихся слов, фраз или восстановление разрезанного стиха; сопоставление начала (пословицы, суеверия, рассказа) с его/ее окончанием.

Картинки и рассказы в картинках стимулируют передачу информации и вовлекают воображение учащихся. нахождение различий на картинках; описание комнаты/ квартиры по плану-схеме выполнение рисунков по инструкциям партнеров поиск сокровищ ( ориентирование в фантастическом городе ) с использованием плана- схемы и инструкций партнера.

Интерактивная игра дети самостоятельно выполняют задания в игре, на основе просмотренного мультфильма

Методика индивидуального преподавания английского языка по Скайпу

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Номер материала: ДВ-482546

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Смотреть картинку что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Картинка про что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка. Фото что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Автор: Светницкая Светлана Владимировна, учитель английского языка

В соответствии с концепцией модернизации российского образования опросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативные навыки выступают как достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Это и составляет актуальность данного исследования.

Объектом моего исследования является процесс обучения школьников английскому языку.

Предметом исследования являются методы и приёмы для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.

Цель — изучить и обобщить учебно-методическую литературу по обучению английскому языку.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1. Изучить работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.

2. Доказать значимость коммуникативных навыков в личностном развитии школьников.

3. Раскрыть роль учителя в формировании коммуникативных навыков.

4. Дать анализ особенностей развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.

1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного языка

1.1 Значение коммуникативных навыков в формировании личности школьников

Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, — роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Многие ученые утверждают, что общение — решающий фактор общего личностного развития ребенка. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности. Общение, или иными словами коммуникация, его особенности и механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, психолингвистов и психологов.

Однако разные исследователи вкладывают в понятие коммуникация различный смысл. Так, например, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называли общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М.С. Каган говорил об общении человека с природой и самим собой. А.Н. Леонтьев считал, что в современной науке существует огромное число несовпадающих определений коммуникаций; В.М. Филатов определяет коммуникацию как «общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности».

Итак, коммуникация — это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем».

Для рассмотрения значения коммуникативных навыков в формировании личности школьников, необходимо определиться с понятием «навыки». Под термином «навыки» мы понимаем автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные навыки на наш взгляд отождествляются с навыками общения.

Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.

Ученые выделяют четыре основных этапа формирования коммуникативного навыка:

2. Подготовительный (аналитический)

3. Стандартизирующий (синтетический)

4. Варьирующий (ситуативный)

Процесс овладения коммуникативными навыками представляет собой многократное выполнение иноязычных действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении на иностранном языке. Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования коммуникативных навыков.

Данные навыки предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи. Различные темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование разных видов речевой деятельности, развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как средства общения.

При изучении иностранного языка в основной школе (5-10 классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников коммуникативных навыков в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.

Обучение иностранному языку направлено на изучение его как средства международного общения посредством:

— Формирования и развития базовых коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности;

— Социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво — культуроведческого материала;

Коммуникативные навыки формируются на основе:

а) языковых знаний и навыков;

б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.

В коммуникативные навыки включаются следующие важнейшие умения:

— читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);

— устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;

— в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку.

— умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).

Так определяется минимальный уровень коммуникативных навыков в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам.

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка — его словарём и грамматикой — для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать ещё условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет уровень коммуникативных навыков носителя языка.

Характер навыков общения, входящих в коммуникативную компетенцию и отличающихся от знаний собственно языка, можно проиллюстрировать на примере, так называемых косвенных речевых актов. Косвенным называется такой речевой акт, форма которого не соответствует его реальному значению в данной ситуации. Например, если сосед за обеденным столом обращается к вам со следующими словами: — Не могли бы вы передать мне соль?, то по форме это вопрос, а по сути — просьба, и ответом на неё должно быть ваше действие: вы передаёте соседу солонку. если же вы поймёте эту просьбу как вопрос и ответите: — Могу, не производя соответствующего действия и дожидаясь, когда же собеседник действительно прямо попросит вас передать ему соль, — процесс коммуникации будет нарушен: вы поступите не так, как ожидал говорящий и как принято реагировать на подобные вопросы — просьбы в аналогичных ситуациях.

Также в процессе общения имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнёра: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями.

Таким образом, как грамматические, так и лексические навыки и умения представляют собой центр языковой компетенции, на который опираются речевые навыки и умения.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.На наш взгляд, общение является важнейшей фазой формирования личности школьника.

Под личностью С.Л. Рубенштейн понимает совокупность выработанных привычек и предпочтений, социокультурный опыт и приобретенные знания, определяющие повседневное поведение.

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей школьников. Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками на уроках английского языка. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связано с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Для младшего школьного возраста (6-10 лет) характерна готовность к школьному обучению, в основе которой лежит интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения. Готовность ребенка к школе определяется его владением достаточным объемом знаний из области повседневного общения, культура и поведение, умением сотрудничества, желанием учиться. Эти качества формируются в семье, в преддошкольные годы, и от уровня их сформированности в значительной мере зависят вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения.

Итак, школьный возраст является оптимальным в усвоении иностранного языка. В этом случае в поле зрения остается задача, решить которую призвано обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Безусловно, речь идет не о том, чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие коммуникативных навыков было специально направлен на развитие личности школьников.

1.2 Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у школьников

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общение, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально — культурными особенностями страны изучаемого языка.

На первой ступени обучения (во II-IV классах) реализуются следующие цели:

— способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

— сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорения, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

— ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

— приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения, формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересом младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;

— формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Обновление содержания обучения английскому языку проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным навыкам и умениям, позволяющим адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.

Содержание обучения в рамках начального школьного этапа определяется программой и направлена на формирование основ коммуникативной компетенции.

Что мы понимаем под термином «коммуникативная компетенция»? Это способность гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в пределах понимания и передачи информации. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то ее задача состоит в том, чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющее осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей школьного возраста. Коммуникативная компетенция является ведущей целью урока английского языка и определяет структуру урока.

В педагогике «структура урока» определяется как «совокупность различных вариантов взаимоотношений между элементами урока, обеспечивающая его целенаправленную действенность». Структура урока должна соответствовать учебной деятельности школьника, которая должна соответствовать структуре деятельности как таковой. Так, Гальперин П.Я. выделяет три компонента в структуре деятельности:

1. Целеполагание, реализующееся в последовательности: потребность, мотив, цель, задача.

2. Исполнение, реализующееся в действиях, состоящих из операций. Количество действий определяется количеством задач.

3. Анализ, предполагающий определение соответствия достигнутого ре зультата поставленной цели.

«Структура урока иностранного языка определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. Как цельное произведение, структура урока включает: начало, центральную часть и завершение. Каждая из названных частей выполняет присущую ему функцию, отражающую специфику предмета».

Что касается логики урока, то, по мнению Е.И. Пассова она связана со структурой урока, составляя его внутреннюю сущность. Логика — понятие комплексное, многоаспектное. Так, Пассов выделяет четыре аспекта логики урока:

1. Целенаправленность (соотнесенность всех компонентов урока с ведущей целью).

2. Целостность (соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность друг другу).

3. Динамика (движение по стадиям усвоения речевого материала).

4. Связность (единство и последовательность материала по содержанию).

Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что польза уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у школьников многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку, можно отметить возможности уроков английского языка:

* бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;

* стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;

* раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной;

* неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Раннее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность формирования следующих коммуникативных навыков:

— правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;

— овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;

— получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

— понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

— участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;

— кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

— овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

— писать краткое поздравление и личные письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;

— освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Таким образом, важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок, не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом определяют эффективность формирования коммуникативных навыков школьников, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом.

1.3 Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков

С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков.

Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику ( The Communicative Approach ) преподавания.

Коммуникативная методика базируется на следующих принципах:

1. Речевая направленность обучения, означающая, что речевая деятельность является не только средством обучения, но и ее целью. Это обстоятельство предполагает:

а) коммуникативное поведение преподавателя, который вовлекает учащихся в общую деятельность и тем самым воздействует на процесс общения;

б) использование упражнений, максимально воссоздающих ситуации общения;

в) направленность внимания учащихся на цель и содержание высказывания.

2. Учет индивидуально-психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта:

а) способностей к усвоению языка (вид памяти, уровень фонематического слуха, способности к обобщению и других.);

б) умений выполнять те или иные виды деятельности, то есть умений учиться;

в) личностных свойств по интересам, мировоззрение, положению в коллективе учащихся;

г) общих интеллектуальных способностей (унаследованных и приобретенных);

д) свойственных ему предпочтений при сборе информации (зрительные, слуховые, моторные и некоторые другие);

е) для коммуникативного метода индивидуализация обучения с опорой на особенности личности учащегося является главным средством создания мотивации учения и активизации учащегося в ходе занятий.

3. Речемыслительная активность как постоянная вовлеченность учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме.

4. Функциональный подход к отбору учебного материала на всех уровнях: лексическом, грамматическом ситуативном, тематическом. Это означает, что любой единице языка отводится в процессе учебной деятельности какая-либо речевая функция. Недостатком традиционного обучения является заучивание слов и грамматических в отрыве от речевых функций.

5. Ситуативность процесса обучения, рассматриваемая и как способ речевой стимуляции, и как условие развития речевых умений.

6. Проблемность как способ организации и представления учебного материала. В соответствии с этим принципом материал обучения должен представлять интерес для учащихся, соответствовать их возрасту и служить основанием для решения речемыслительных задач путем вовлечения учащихся в обсуждение содержания текстов и проблем общения.

Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Для решения обучающей задачи недостаточно заниматься в классе только имитацией жизненных ситуаций. Требуется дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий и прочее. Иными словами, нужны упражнения, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой — сохраняли бы «аутентичность» (подлинность) применения иностранного языка.

Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр — организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра, которая, по меткому выражению И.А. Зимней, является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Использование игры как способа формирования коммуникативных навыков в начальной школе, позволяют учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения (Е.И. Негневицкая).

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно — вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

2. Опытно-практическая работа по развитию коммуникативных навыков на уроках английского языка

2.1 Разработки уроков

Тема: « Let the music begin »(Пусть звучит музыка).

— повысить мотивацию к изучению английского языка.

— прививать у детей повышенный интерес к стране изучаемого языка.

— развивать монологическую и диалогическую речь.

— развитие языковой догадки.

— преодоление коммуникативного и эмоционального барьера при говорении на английском языке.

— тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся.

Good morning children ( приветствие )

What date (day) is it today? (число, день недели)

What season is it now? ( время года )

What the weather like today? ( какая погода )

Who is absent today? (кто отсутствует)

4 Фонетическая разминка:

Chan likes peaches

Charles likes cheese

Do you like this poem?

(Читаем, переводим, отчитываем)

Open your books at page 51. Today will speak about famous group named “ The Beatles ” (открывают учебники на странице 51, смотрят на фотографию группы Битлз, просматривают презентацию про данную группу, а так же про каждого участника в отдельности).

-What group is this? What are their names? (что это за группа? Как зовут солистов этой группы?)

— Демонстрирую имена солистов группы, незнакомые слова:

(отчитываем слова, переводим)

— Читаем текст про эту группу, переводим, обсуждаем:

— And now listen to the song “ Yellow submarine ” (а теперь давайте послушаем песню группы Битлз, «Желтая подводная лодка», выдаю наглядный материал, включаю песню, дети слушают, переводим, разбираем)

ex 1: Listen to the song and fill in the gaps with a word you hear. (Прослушать песню и вставить пропущенные слова):

In the town where I was _______(1)

_______(2) a man who__________(3) to sea

And he told us of his life

In the land of submarines

So we_______(4) on to the sun

Till we_______(5) the sea of green.

And we lived beneath the________(6)

In our yellow submarine

We all live in yellow submarine Yellow submarine, yellow submarine

We all live in yellow submarine Yellow submarine, yellow submarine And our friends are all aboard

Many more of them live_____________(7)

And the band____________(8) to play…

We all live in yellow submarine Yellow submarine, yellow submarine

We all live in yellow submarine Yellow submarine, yellow submarine

And we live a life of_______(9)

Everyone of us has all we need

Sky of______(10) and sea of________(11)

In our yellow submarine.

ex 2: What is the song about? (о чем эта песня? Выбираем из ряда выражений подходящие):

b. environment problems

f. life of a sailor

— ex 3: Choose one topic from ex 2 and make a list of questions you will ask your partner. Then work in pairs and practice the dialogues. ( пользуясь выражениями из упражнения 2 составить диалог ).

6 Домашнее задание : Написать реферат используя интернет – ресурсы на английском языке про одного из участников группы Битлз. 7 Оценки за урок

Результат урока: направлен на написание рефератов про одного из участников знаменитой группы « The Beatles ».

Результативность урока: ознакомление детей с новой лексикой по теме, ознакомление учеников со знаменитой группой « The Beatles »,ознакомление с одной из песен группы « The Beatles », а так же формирование у детей интереса к стране изучаемого языка, с использованием интернет — ресурсов по данной теме.

Тема : «Do you like your house?» (Нравится ли тебе твой дом?)

— повысить мотивацию к изучению английского языка.

— прививать у детей повышенный интерес к стране изучаемого языка.

— развивать монологическую и диалогическую речь.

— развитие языковой догадки.

— преодоление коммуникативного и эмоционального барьера при говорении на английском языке.

— тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся.

Good morning children ( приветствие )

What date (day) is it today? (число, день недели)

What season is it now? ( время года )

What the weather like today? ( какая погода )

Who is absent today? (кто отсутствует)

4 Фонетическая разминка:

I like cheese and meat

I like cakes and biscuits

In fact, I like to eat

Do you like this poem?

(Читаем, переводим, отчитываем)

a kitchen: a cooker, a refrigerator

a dining room: a cupboard, curtains, a chair, a table

a living room: flowers, a carpet, a sofa, a TV set

a bedroom: a bed, a computer, a desk, a wardrobe

Grammar for revision. Оборот There is/are.

( объясняю грамматический материал )

— Look at the picture of Ally’s room. Fill in the gaps with the words according to the picture and you will learn what her room looks like.

I like my (0) bedroom. I think it’s better than my sister’s room. It’s got a big white (1)_______ opposite the door and there is a (2)_______ near the (3)_______ with my (4)_________ on it. There are some (5)________ on the wall between the (6)_________ and the (7)________. The (8)________ is in the corner of the room. Every thing is white and blue in the room. The (9)__________ on the window are white and the (10)_________ on the floor is blue.

( закрепляем новый материал )

Is Alice’s room comfortable and cosy? What is there in her room?

— Have you got your own bedroom?

— Is your room big or small?

— It is not very big, and I is not very small.

— What is there in your room?

— There is a bed, a wardrobe, a desk and a chair in my room. There are some bookshelves on the wall.

— I think it is. There is a big colourful carpet on the floor and there are pink curtains on the window.

— How beautiful! Are there any interesting things there?

— Yes, I like music that’s why there are a lot of posters on the walls and a DVD player on the shelf.

— You are lucky! I share a room with my sister.

(читаем диалог, переводим, разбираем)

6 Домашнее задание : Описать свою комнату.

Результат урока: направлен на описание своей комнаты.

Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:

Прежде всего, необходимо отметить, что развитие коммуникативных навыков происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на школьников, способствующее развитию и совершенствованию их коммуникативной активности.

Целью обучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативных навыков учащихся, которые реализуются в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 — 11 классы. — М.: Астрель: ФСЕ, 2004.

2. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.

3. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов,Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.

5. Соловова, Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ// Первое сентября, 17/2005

6. Пассов, Е.И . Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М., 1991.

7. Щипицина Л.М., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми. СПб., 2000

8. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. — Воронеж, 1998.
9. Куницына В.П. и др. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *