что нужно делать когда умирает человек православие

Человек умер. Что делать?

Размышления неофита

Геннадию Хазанову как-то задали в интервью непопулярный вопрос. «Вы не боитесь смерти?» – спросила артиста симпатичная журналистка. Хазанов улыбнулся и спокойно ответил, что бессмысленно бояться того, чего нельзя избежать. И добавил: «А вообще – это всегда проблема для того, кто остается».

что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть фото что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть картинку что нужно делать когда умирает человек православие. Картинка про что нужно делать когда умирает человек православие. Фото что нужно делать когда умирает человек православие

Мы остались

Я – один из тех, кто остался. Остался один на один с горем, когда умер родной и любимый человек. Умер неожиданно, скоропостижно, внезапно. Я мог бы много и долго описывать свое горе, но, думаю, что каждый, кто терял близкого человека, знает всю палитру этих не передаваемых словами чувств… Поэтому расскажу о другом.

Я – самый обычный человек. С одной стороны, вроде и верящий в бессмертие души и жизнь вечную. С другой – в церковь заходящий от случая к случаю, не знающий наизусть ни одной молитвы, кроме «Отче наш», и привыкший считать, что зажженная перед иконой свеча – вполне достаточный вклад в собственную духовную жизнь.

Так было всегда, сколько себя помню. Ну, как минимум, последние лет сорок. Удобное «традиционное» объяснение своего равнодушия к вере всегда под рукой: мол, так нас воспитали – пионерами-комсомольцами, которым «Взвейтесь кострами синие ночи» с детства заменили «Верую во Единого Бога Отца»…

Утешая собственную совесть этим «убедительным» доводом, как-то забываешь, что со времен детства прошла уже целая жизнь. И, будучи взрослыми дяденькой или тетенькой, возлагать ответственность за собственное бездуховное существование на живших под прессом коммунистической идеологии родителей инфантильно и, как минимум, нечестно.

Главная наша беда – незнание того, что происходит с близкими после смерти

Боль отрезвляет и обостряет чувства. И где-то даже проясняет разум и духовное видение. Ты понимаешь, что человек умер. Но ты чувствуешь, что он продолжает существовать. Почти физически ощущаешь его присутствие в первые дни после смерти. И как никогда ясно понимаешь, что душа умершего продолжает жить какой-то своей невидимой жизнью.

Но только ты об этой жизни ничегошеньки не знаешь! Ничего, кроме каких-то случайных обрывочных сведений, где-то когда-то услышанных, прочитанных, пересказанных тебе такими же «знатоками», как ты.

И в этом главная проблема и беда того, кто остается. Подчеркну: главная беда – не в смерти родного человека, а в незнании того, что с ним происходит после смерти, и непонимании, как и чем ты можешь помочь.

Особенности национальных похорон

что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть фото что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть картинку что нужно делать когда умирает человек православие. Картинка про что нужно делать когда умирает человек православие. Фото что нужно делать когда умирает человек православие

Ритуальные услуги нынче довольно развитая сфера коммерции, о чем свидетельствует просто нечеловеческий уровень конкуренции. Встречая и провожая медиков и полицейских, я уже знал, какая контора займется похоронами, и ждал представителя, который сказал по телефону буквально следующее: «Дверь никому не открывайте! Спрашивайте имя и фирму! К вам выехала Вера! Пароль – название нашей фирмы».

Дальше бюрократическая история продолжается. Собрав все бумаги, бежишь к участковому врачу в поликлинику за справкой о смерти. И тут тоже случаются неприятные проволочки. Мне, например, «повезло» с девушкой в регистратуре, которая никак не могла заполнить форму справки через программу в компьютере. Выдача минутной бумаги затянулась на пару часов…

Много еще было чего. И все это время я и другие родственники нервничали, говорили о пустом и сиюминутном с посторонними людьми, хлопотали, бегали, собирали деньги из всех заначек, обзванивали знакомых и друзей, впадали в отчаяние и делали еще много всего бессмысленного. В то время как осиротевшая душа металась где-то совсем рядом, прося о помощи и молитвенной поддержке.

Сорок дней после жизни

Все это было хорошо.

Но это были только первые шаги в сторону истины и укрощения своего эгоизма. Ведь что такое горе от потери близкого? На 99% – эгоизм. Это мне плохо от того, что человека больше нет рядом. Это мне тяжело! Это я страдаю!

Пустые слезы – путь в никуда, ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно!

Да, это горе. Но прежде всего надо задать себе вопрос: «А каково сейчас ему?» Пустые слезы – путь в никуда, разрушающий душу горюющего и ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно! И прежде всего в первые сорок дней после того, как душа покинула тело.

Не возьмусь подробно пересказывать христианское толкование того, что происходит с душой в первые сорок дней после смерти. Эту информацию легко найти в православном интернете. Суть в том, что душа проходит целую череду испытаний, поднимаясь с грешной земли к небесной обители. Православие называет их «мытарствами». И насколько тяжело или легко будет душе пройти эти испытания – зависит отчасти и от нас, от тех, «кто остается».

Верим мы или не верим, не так важно. Важно – любим ли. Ведь настоящая любовь не заканчивается со смертью. И если по-настоящему любишь своего близкого – будешь и молиться о нем, и милостыню раздавать, и добрые дела делать во имя его… А если себя любишь больше – будешь плакать, горевать и убиваться. А то и беспробудно пить горькую, что уж там.

Пить или не пить за упокой

Поминки – неотъемлемая часть похоронного ритуала. «Хотел я выпить за здоровье, а пить пришлось за упокой», – крутилась и у меня в голове эта строчка после похорон. Традиционно на поминальном столе практически всегда стоят блины с медом, кутья и вино с водкой. Кто что любит, как говорится. Кое-кто еще ставит стакан с водкой «для покойника», накрывая его куском черного хлеба. Как сказал один батюшка: правильно по сути, но неверно по форме.

Поминать нужно. Поминальная трапеза – это символическая раздача милостыни и питание голодных, которые мы посвящаем памяти усопшего. И которые, по идее, должны бы зачитаться в добрые дела, делаемые живыми в его пользу.

Душа усопшего так ждет от нас искренней молитвы и добрых дел в память о нем

А теперь ответьте сами себе на простой вопрос: можно ли считать добрым делом застолье, на котором пьют без меры, пьянеют, говорят много лишнего и не относящегося к причине, собравшей всех за столом? Как и чем это помогает душе, проходящей в это время через мытарства?!

«Какие же поминки без вина?» – удивленно ответила мне одна дама, когда я предложил убрать бутылки со стола. Увы, мы до сих пор невежественны в этом вопросе. Пишу «мы», потому что и сам такой. Как и у многих, мой ум – копилка глупых и бессмысленных суеверий. Ведь обязательно «надо накрыть богатый стол на поминки»! И чтобы вино с водкой были. Но только «пить, не чокаясь»! И есть можно «только ложками». И «зеркала надо завесить, пока покойник в доме»! И «гроб нельзя родственникам нести»! И много еще всяких бессмысленных суеверных «нельзя» и «надо», которые полностью заслоняют собой важность главного, чего ждет от нас душа усопшего, – искренней молитвы.

У Бога все живы

Когда-то в юности я считал, что Церковь – для старушек. И когда узнавал, что такой-то и такой-то вдруг воцерковился и стал посещать храм Божий, соблюдать посты и молиться, делал простой и примитивный вывод: наверное, заболел или старость подкралась. Человек боится смерти и «на всякий случай» решил уверовать.

Нет, случалось, конечно, и мне заглядывать в храм. Бывало, свечки ставил перед экзаменами. Или когда удавалось выскользнуть невредимым из какой-нибудь передряги. И за упокой ставил, молился как мог. Но всё это было скорее данью традициям, без глубокого понимания сути.

Сегодня многие ходят в храм. А особенно много людей приходит на службу в дни поминовения усопших, в родительские субботы. Почему? Потому что чем больше близких тебе людей оказывается в мире ином, тем сильнее твоя душа тоскует по ним. И тем больше твое желание помочь, выхлопотать для них лучшую участь. Молитвой, постом, добрыми делами.

Нерукотворный памятник

«По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), – сказал Христос о лжепророках. Однако это верно и в отношении любого из нас. Что толку быть хорошим на словах и при этом бесполезной эгоистичной пустышкой в делах? Как пел Константин Никольский: «Я добр, но добра не сделал никому». Увы, это о большинстве из нас.

Десять лет назад любимец миллионов, талантливый актер и человек, достойный уважения, потерял любимую жену. Можно представить, как было велико его горе. Что же он сделал? Он учредил благотворительный фонд, который вот уже десятый год помогает детям с опухолями головного мозга. И это лучшее, что он мог придумать в память ушедшей в мир иной любимой женщины. Придумать – и осуществить!

Не кусок мрамора, не гранитная плита, не дорогущий могильный крест. Благотворительность, добрые дела, бескорыстная помощь другим – вот памятник, который нужен душам наших родных. Константин Хабенский это понял. Поймем ли мы? Или в погоне за видимыми и по сути формальными проявлениями скорби и любви забудем о том, чего действительно ждут от нас души наших умерших близких?

Источник

Как молиться о человеке в первые дни после смерти

Когда тело усоп­шего омыто и одето, сразу же начи­нают читать канон, назы­ва­е­мый «После­до­ва­ние по исходе души от тела». Это после­до­ва­ние поло­жено читать свя­щен­нику, для чего он при­зы­ва­ется в дом умер­шего.

Если тако­вой воз­мож­но­сти нет, то после­до­ва­ние могут про­чи­тать бли­жай­шие род­ствен­ники и зна­ко­мые. Выше при­ве­дена ссылка на канон в версии для чтения миря­ни­ном. Если чело­век умер вне дома и тела его в квар­тире нет, то в час сооб­ще­ния о смерти все равно нужно про­чи­тать этот канон и далее читать Псал­тирь.

Не без при­чины и не без цели Цер­ковь с древ­ней­ших времен поло­жила читать над гробом умер­шего книгу псал­мов, а не другую книгу Свя­щен­ного Писа­ния. Именно Псал­тирь вос­про­из­во­дит все мно­го­об­ра­зие дви­же­ния нашей души, так живо сочув­ствует и нашей радо­сти, и нашей скорби, так много про­ли­вает уте­ше­ния и обод­ре­ния в наше сердце. Чтение Псал­тири – молитва Гос­поду об усоп­шем – уте­шает скор­бя­щих и помо­гает душе ново­пре­став­лен­ного в ее загроб­ных стран­ствиях.

Псал­тирь раз­де­лена на 20 боль­ших частей – кафизм (от гре­че­ского слова «кафизо» – «сижу», что озна­чает воз­мож­ность сидеть при чтении Псал­тири). Каждая кафизма делится на группы псал­мов, отде­ля­е­мых словом «Слава». Псал­тирь – состав­ная часть Библии, однако, обре­сти Псал­тирь можно и в отдель­ном изда­нии, и в неко­то­рых молит­во­сло­вах.

Если Псал­тирь читает миря­нин, то чтение начи­на­ется с про­ше­ния «Молит­вами святых отец наших…», затем пред­на­чи­на­тель­ные молитвы: «Царю Небес­ный», «Три­свя­тое», «Пре­свя­тая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начи­на­ется молит­во­сло­вием: «При­и­дите, покло­нимся Цареви нашему Богу», «При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Христу, Цареви нашему Богу», «При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

Затем чита­ются псалмы до слова «Слава», что озна­чает «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу». На каждой «Славе» чита­ется молитва «Помяни, Гос­поди Боже наш…», нахо­дя­ща­яся в конце «После­до­ва­ния по исходе души от тела» с упо­ми­на­нием имени усоп­шего. Затем про­дол­жа­ется чтение псал­мов до сле­ду­ю­щей «Славы». По окон­ча­нии кафизмы читают «Три­свя­тое», «Пре­свя­тая Троице», «Отче наш», тро­пари и молитву, поло­жен­ную после каждой кафизмы. Воз­бра­ня­ется при чтении Псал­тири добав­лять молитвы неиз­вест­ного про­ис­хож­де­ния и вообще любые молитвы, не нахо­дя­щи­еся в Бого­слу­жеб­ных книгах.

Во время Пас­халь­ной недели (8 дней от Пасхи до втор­ника Фоми­ной недели – Радо­ницы) в церкви чтение Псал­тири заме­ня­ется чте­нием Пас­халь­ного канона. Дома над усоп­шим чтение Псал­тири также можно заме­нить чте­нием Пас­халь­ного канона. Но если такой воз­мож­но­сти нет, то можно читать и Псал­тирь, т.к. Псал­тирь упо­треб­ля­ется с первых времен хри­сти­ан­ства не только в одних скорб­ных слу­чаях, но и в радост­ных, а Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния ука­зы­вают читать Псал­тирь в 3‑й день по кон­чине ради Того, Кто в 3‑й день вос­крес из мерт­вых. Отсюда сле­дует заклю­чить, что нет надоб­но­сти отла­гать чтение Псал­тири над усоп­шим и в святые дни Пасхи. Для выра­же­ния же боль­шей тор­же­ствен­но­сти празд­ника, можно делать неко­то­рые при­бав­ле­ния пас­халь­ных песней, по про­чте­нии каждой кафизмы и даже «Славы». Если к гробу умер­шего при­гла­шен свя­щен­ник, то он совер­шает заупо­кой­ное бого­слу­же­ние – литию или пани­хиду. В первый же день нужно поза­бо­титься о цер­ков­ном поми­но­ве­нии усоп­шего. Жела­тельно сразу же, в день смерти, зака­зать соро­ко­уст в тех храмах, где бого­слу­же­ние совер­ша­ется еже­дневно.

Если рядом несколько храмов, то хорошо в них подать записки с именем усоп­шего на Боже­ствен­ную литур­гию или на пани­хиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпе­ва­ния и погре­бе­ния. Усоп­шие, со дня кон­чины кото­рых не прошло 40 дней, назы­ва­ются ново­пре­став­лен­ными.

Пока гроб с покой­ным нахо­дится дома, про­щаться с усоп­шим при­хо­дят род­ствен­ники, друзья, зна­ко­мые. И, в боль­шин­стве слу­чаев, подойдя к гробу, не нахо­дят нужных слов для про­ща­ния. Самое умест­ное в этом случае, осенив себя крест­ным зна­ме­нием, про­чи­тать сле­ду­ю­щие крат­кие молитвы:

«Со свя­тыми упокой, Христе, душу усоп­шего раба Твоего ново­пре­став­лен­ного(имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь без­ко­неч­ная», или: «Упокой, Гос­поди, душу усоп­шего раба Твоего ново­пре­став­лен­ного (имя), и прости ему вся согре­ше­ния его воль­ная и неволь­ная, и даруй ему Цар­ствие Небес­ное».

При смерти жен­щины в молит­вах соот­вет­ственно чита­ется «душу рабы Твоей ново­пре­став­лен­ной (имя)».

Необ­хо­димо попро­сить про­ще­ния у почив­шего и про­стить ему все обиды.

Источник

Загробная участь души и поминовение усопших

Мы, люди новозаветной благодати, точно знаем, что Господь создал нас для вечности и жизнь земная — это испытание, приготовление к будущей жизни. Наше подлинное Отечество не на земле, а на Небе. Все, что мы совершим в земной жизни, плохое или хорошее, пойдет с нами туда, в вечность. Научимся мы любить Бога или отринем Его — это зависит только от нас. Если мы здесь будем жить с Господом, то и там будем с Ним. А если мы жили здесь только интересами материального мира, то Господь не сможет принять нас к Себе. Мы сами сделали свой выбор. Как жить с Богом? Стремиться к Нему, не закрывать для Него двери своей души, своего сердца. Жить по заповедям, которые Он дал, каяться в грехах и соединяться с Ним в святых Таинствах Церкви.

Вечность, бесконечность. А на другой чаше весов — наша совсем короткая человеческая жизнь, которая дается нам один раз. Люди духовно мудрые не только не боятся кончины, но и постоянно помнят о ней. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7, 39), — говорит Иисус, сын Сирахов. Что нынешний день принесет для вечности, как прожить его не напрасно?

что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть фото что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть картинку что нужно делать когда умирает человек православие. Картинка про что нужно делать когда умирает человек православие. Фото что нужно делать когда умирает человек православие

У всех нас есть усопшие родные, близкие, друзья и знакомые. Их загробная участь закрыта для нас, но мы любим их и хотим что-то для них сделать.

Они и там, за чертой земной жизни, нуждаются в нашей помощи и поддержке. Итак, чего они от нас ждут и чем мы в силах помочь им? Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно: наша горячая молитва о упокоении их душ и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший помолиться за себя уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к Таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к жизни вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может рассчитывать только на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельство этому — многочисленные случаи из Предания церковного и житий святых.

Как молиться за усопших

Как поминать усопших? Молиться за них в храме и дома. В церкви надо подавать записки о их упокоении, особенно на литургии. Поминовение на литургии — высшее церковное поминовение. В храме можно также заказать панихиду за усопших. Панихида — это заупокойное богослужение, на котором поминаются усопшие. Мы также должны во время службы в храме молиться за своих усопших и поминать их в домашних молитвах. Дома за усопших можно читать Псалтирь. В каждом издании Псалтири на церковнославянском языке сказано, как молиться о упокоении. В память усопших можно также подавать милостыню деньгами или продуктами с просьбой помолиться о упокоении души умершего. Продукты как поминальное приношение можно также приносить в храм на панихидный столик (следует помнить: в храм нельзя приносить мясные продукты).

что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть фото что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть картинку что нужно делать когда умирает человек православие. Картинка про что нужно делать когда умирает человек православие. Фото что нужно делать когда умирает человек православие

У близких покойного (особенно у детей и внуков, то есть прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). К этим плодам причастны и наши прямые предки, так как они являются как бы корнями, стволом и ветвями дерева, которое принесло духовный плод.

Дни особого поминовения усопших

Когда человек умирает, мы должны особенно усердно молиться за него в течение сорока дней. До этого дня усопший называется новопреставленным. Счет ведется от дня кончины, независимо от часа смерти.

Преподобному Макарию Александрийскому было откровение о том, что душа, разлучившись с телом, первые три дня пребывает на земле, а в третий день возносится на поклонение Богу. Поэтому на третий день мы обычно отпеваем усопшего. Отпевание — очень важная для души усопшего служба, на ней мы молимся о упокоении души новопреставленного, о прощении его грехов и о том, чтобы Господь вселил его душу в «селениях праведных». Во время отпевания мы прощаемся с усопшим. С третьего дня до девятого душе показываются обители рая, и в девятый день она опять возносится на поклонение Богу. С девятого дня до сорокового душе показываются обители ада. На сороковой день совершается частный суд Божий над душой новопреставленного, и Господь определяет ее участь до дня Страшного Суда. И в третий, и в девятый, и в сороковой день нужно, чтобы новопреставленного поминали в церкви, на литургии. Дома следует также молиться и читать за усопшего Псалтирь.

После сорока дней мы поминаем усопшего, бывая в храме, и молимся за него дома.

За усопших принято сугубо молиться, поминать в годовщины их смерти и другие памятные дни: именины, дни рождения.

что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть фото что нужно делать когда умирает человек православие. Смотреть картинку что нужно делать когда умирает человек православие. Картинка про что нужно делать когда умирает человек православие. Фото что нужно делать когда умирает человек православие

Церковью установлено также шесть родительских суббот, то есть дней особого поминовения усопших:

суббота мясопустная — перед воскресением о Страшном Суде; в это воскресенье заговляются на мясо перед Великим постом, поэтому другое его название — воскресенье мясопустное;

суббота Троицкая — перед праздником Пятидесятницы, Троицы;

субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста;

суббота Димитриевская — перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 2 ноября).

Источник

Лишь в редчайших случаях человек заранее готов к смерти близкого. Гораздо чаще горе настигает нас неожиданно. Что делать? Как реагировать? Рассказывает Михаил Хасьминский, руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (г. Москва).

Через что мы проходим, переживая горе?

Когда умирает близкий человек, мы ощущаем, что связь с ним рвется — и это доставляет нам сильнейшую боль. Болит не голова, не рука, не печень, болит душа. И невозможно ничего сделать, чтобы эта боль раз — и прекратилась.

Часто скорбящий человек приходит ко мне на консультацию и говорит: «Уже две недели прошло, а я никак не могу прийти в себя». Но разве можно прийти в себя за две недели? Ведь после тяжелой операции мы не говорим: «Доктор, я уже десять минут лежу, и ничего еще не зажило». Мы понимаем: пройдет три дня, врач посмотрит, потом снимет швы, рана начнет заживать; но могут возникнуть осложнения, и какие-то этапы придется проходить снова. На все это может уйти несколько месяцев. А здесь речь не о телесной травме — а о душевной, чтобы ее излечить, обычно требуется около года или двух. И в этом процессе есть несколько последовательных стадий, перепрыгнуть через которые невозможно.

Однако, как правило, достаточно нескольких вопросов, чтобы человек разобрался со своим чувством вины. «Разве вы хотели смерти этого человека?» — «Нет, не хотел». — «В чем же тогда вы виновны?» — «Это я послал его в магазин, а если бы он туда не пошел, то не попал бы под машину». — «Хорошо, а если бы вам явился ангел и сказал: если ты пошлешь его в магазин, то этот человек умрет, как бы вы тогда себя повели?» — «Конечно, я бы тогда никуда его не послал». — «В чем же ваша вина? В том, что вы не знали будущего? В том, что вам не явился ангел? Но при чем тут вы?»

У некоторых людей сильнейшее чувство вины может возникнуть и просто из-за того, что прохождение упомянутых этапов у них затягивается. Друзья и коллеги не понимают, почему он так долго ходит мрачный, неразговорчивый. Ему и самому от этого неловко, но он ничего с собой сделать не может.

А у кого-то, наоборот, эти этапы могут буквально «пролететь», но спустя время травма, которую они не прожили, всплывает, и тогда, возможно, даже переживание смерти домашнего животного дастся такому человеку с большим трудом.

Ни одно горе не обходится без боли. Но одно дело, когда при этом ты веришь в Бога, и совсем другое, когда ни во что не веришь: тут одна травма может накладываться на другую — и так до бесконечности.

Поэтому мой совет людям, которые, предпочитают жить сегодняшним днем и откладывают главные жизненные вопросы на завтра: не ждите, когда они свалятся на вас, как снег на голову. Разберитесь с ними (и с самими собой) здесь и сейчас, ищите Бога — этот поиск поможет вам в момент расставания с близким человеком.

И еще: если чувствуете, что не справляетесь с потерей самостоятельно, если уже полтора-два года нет динамики в проживании горя, если есть чувство вины, или хроническая депрессия, или агрессия, обязательно обратитесь к специалисту — психологу, психотерапевту.

Не думать о смерти — это путь к неврозу

Если в разговоре человек упоминает, что у него кто-то погиб, то ему отвечают: «Ой, извини. Наверное, тебе не хочется об этом говорить». А может быть, как раз наоборот, хочется! Хочется вспомнить об умершем, хочется сочувствия! Но от него в этот момент отстраняются, пытаются сменить тему, боясь огорчить, задеть. У молодой женщины умер муж, а близкие говорят: «Ну, не переживай, ты красивая, ты еще выйдешь замуж». Или сбегают как от чумной. Почему? Потому что сами боятся думать о смерти. Потому что не знают, что говорить. Потому что нет никаких навыков соболезнования.

Вот в чем главная проблема: современный человек боится думать и говорить о смерти. У него нет этого опыта, ему его не передали родители, а тем — их родители и бабушки, жившие в годы государственного атеизма. Потому сегодня многие не справляются с переживанием потери самостоятельно и нуждаются в профессиональной помощи. Например, бывает, что человек сидит прямо на могиле матери или даже там ночует. От чего возникает эта фрустрация? От непонимания, что произошло и что делать дальше. А на это наслаиваются всевозможные суеверия, и возникают острые, иногда суицидальные проблемы. К тому же, рядом часто оказываются также переживающие горе дети, и взрослые своим неадекватным поведением могут нанести им непоправимую душевную травму.

Но ведь соболезнование — это «совместная болезнь». А зачем болеть чужой болью, если твоя цель – чтобы тебе было хорошо здесь и сейчас? Зачем думать о собственной смерти, не лучше ли отогнать эти мысли заботами, что-нибудь себе купить, вкусно поесть, хорошо выпить? Страх того, что будет после смерти, и нежелание об этом думать включает в нас очень детскую защитную реакцию: все умрут, а я нет.

Стирайте суеверия из своего сознания

Я знаю, что на почту «Фомы» приходят сотни вопросов о суевериях. «Протерли памятник на кладбище детской одеждой, что теперь будет?» «Можно ли поднять вещь, если уронил на кладбище?» «Уронила в гроб платочек, что делать?» «На похоронах упало кольцо, к чему этот знак?» «Можно ли вешать фото умерших родителей на стене?»

Начинается завешивание зеркал — ведь это, якобы, ворота в другой мир. Кто-то убежден, что сыну нельзя нести гроб матери, а то покойнице будет плохо. Какой абсурд, кому же как не родному сыну нести этот гроб?! Конечно, ни к православию, ни к вере во Христа система мира, где случайно упавшая на кладбище перчатка являет собой некий знак, никакого отношения не имеет.

Думаю, это тоже от нежелания заглянуть внутрь себя и отвечать на действительно важные экзистенциальные вопросы.

Не все люди в храме являются экспертами по вопросам жизни и смерти

Для многих потеря близкого человека становится первым шагом на пути к Богу. Что делать? Куда бежать? Для многих ответ очевиден: в храм. Но важно помнить, что даже в состоянии шока надо отдавать себе отчет, зачем именно и к кому (или Кому) ты туда пришел. Прежде всего, конечно, к Богу. Но человеку, который пришел в храм впервые, который, может быть, не знает с чего начать, особенно важно встретить там проводника, который поможет разобраться во многих вопросах, не дающих ему покоя.

Этим проводником, конечно, должен бы стать священник. Но у него далеко не всегда есть время, у него часто весь день расписан буквально по минутам: службы, разъезды и много чего еще. И некоторые батюшки поручают общение с новопришедшими волонтерам, катехизаторам, психологам. Иногда эти функции частично выполняют даже свечники. Но надо понимать, что в церкви можно наткнуться на самых разных людей.

Это как если бы человек пришел в поликлинику, а гардеробщица ему сказала: « У тебя что болит-то?» — «Да, спина». — «Ну, давай я тебе расскажу, как лечиться. И литературу дам почитать».

В храме то же самое. И очень грустно, когда человек, который и так ранен потерей своего близкого, получает там дополнительную травму. Ведь, честно говоря, не каждый священник сумеет правильно выстроить общение с человеком в горе — он ведь не психолог. Да и не каждый психолог справится с этой задачей, у них, как и у врачей, есть специализация. Я, например, ни при каких обстоятельствах не возьмусь давать советы из области психиатрии или работать с алкозависимыми людьми.

Что уж говорить о тех, кто раздает непонятные советы и плодит суеверия! Часто это околоцерковные люди, которые в церковь не ходят, но заходят: ставят свечи, пишут записки, освящают куличи, — и все знакомые к ним обращаются как к экспертам, которые все знают о жизни и смерти.

Но с людьми, переживающими горе, надо говорить на особом языке. Общению с горюющими, травмированными людьми надо учиться, и к этому делу надо подходить серьезно и ответственно. На мой взгляд, в Церкви это должно быть целым серьезным направлением, ничуть не менее важным, чем помощь бездомным, тюремное или любое другое социальное служение.

Чего ни в коем случае нельзя делать — это проводить какие-то причинно-следственные связи. Никаких: «Бог ребенка забрал по твоим грехам»! Откуда вы знаете то, что одному только Богу известно? Такими словами горюющего человека можно травмировать очень и очень сильно.

И ни в коем случае нельзя экстраполировать свой личный опыт переживания смерти на других людей, это тоже большая ошибка.

Итак, если вы, столкнувшись с тяжелым потрясением, пришли в храм, будьте очень осторожны в выборе людей, к которым обращаетесь со сложными вопросами. И не стоит думать, что в церкви вам все что-то должны — ко мне на консультации нередко приходят люди, оскорбленные невниманием к ним в храме, но забывшие, что они не центр вселенной и окружающие не обязаны выполнять все их желания.

А вот сотрудникам и прихожанам храма, если к ним обращаются за помощью, не стоит строить из себя эксперта. Если вам хочется по-настоящему помочь человеку, тихонько возьмите его за руку, налейте ему горячего чая и просто выслушайте его. Ему от вас требуются не слова, а соучастие, сопереживание, соболезнование — то, что поможет шаг за шагом справиться с его трагедией.

Если умер наставник…

Часто люди теряются, когда лишаются человека, который был в их жизни учителем, наставником. Для кого-то это — мама или бабушка, для кого-то — совершенно сторонний человек, без мудрых советов и деятельной помощи которого сложно представить свою жизнь.

Когда такой человек умирает, многие оказываются в тупике: как жить дальше? На стадии шока такой вопрос вполне естественен. Но если его решение затягивается на несколько лет, это кажется мне просто эгоизмом: «мне был нужен этот человек, он мне помогал, теперь он умер, и я не знаю, как жить».

А может, теперь тебе надо помочь этому человеку? Может быть, теперь твоя душа должна потрудиться в молитве об усопшем, а твоя жизнь — стать воплощенной благодарностью за его воспитание и мудрые советы?

Если у взрослого человека ушел из жизни важный для него человек, который давал ему свое тепло, свое участие, то стоит вспомнить об этом и понять, что теперь ты, как заряженный аккумулятор, можешь это тепло раздавать другим. Ведь чем больше ты раздашь, чем больше созидания принесешь в этот мир — тем больше заслуга того умершего человека.

Если с тобой делились мудростью и теплом, зачем плакать, что теперь некому больше это делать? Начинай делиться сам — и ты получишь это тепло уже от других людей. И не думай постоянно о себе, потому что эгоизм — самый большой враг переживающего горе.

Если умерший был атеистом

На самом деле каждый во что-то верит. И если ты веришь в жизнь вечную, значит, ты понимаешь, что человек, провозглашавший себя атеистом, теперь, после смерти — такой же, как и ты. К великому сожалению, он осознал это слишком поздно, и твоя задача теперь — помочь ему своей молитвой.

Если ты был близок с ним, то в какой-то степени ты — продолжение этого человека. И от тебя теперь многое зависит.

Дети и горе

Меня поразила одна история: у девочки умер папа, и ее учительница — хороший педагог, православный человек — сказала детям, чтобы они не подходили к ней, потому что ей и так плохо. А ведь это значит, травмировать ребенка еще раз! Страшно, когда даже люди с педагогическим образованием, люди верующие не понимают детскую психологию.

Дети ничем не хуже взрослых, их внутренний мир ничуть не менее глубок. Конечно, в разговорах с ними надо учитывать возрастные аспекты восприятия смерти, но не надо прятать их от скорбей, от трудностей, от испытаний. Их надо готовить к жизни. Иначе они станут взрослыми, а справляться с потерями так и не научатся.

Что значит «пережить горе»

Полностью пережить горе — это значит превратить черную скорбь в светлую память. После операции остается шов. Но если он хорошо и аккуратно сделан, он уже не болит, не мешает, не тянет. Так и тут: шрам останется, мы никогда не сможем забыть о потере — но переживать ее мы будем уже не с болью, а с чувством благодарности к Богу и к умершему человеку за то, что он был в нашей жизни, и с надеждой на встречу в жизни будущего века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *