что нужно делать во время азана
Намаз по ханафитскому мазхабу. Урок 10. Азан
«Азан» в языковом значении — это объявление, извещение, а в шариатском значении — объявление о том, что настало время намаза.
Азан имеет установленную форму, то есть представляет собой набор конкретных фраз, которые являются его рукнами.
Хукм азана и икамата перед обязательными намаза, включая пятничный намаз, — сунна муаккада. Однако азан не является сунной перед намазами витр, Ид, истиска, потому что эти намазы — ваджиб, но не фард.
Возвещение азана является сунной муаккада даже для того, кто молится в одиночестве, потому что за таким человеком намаз совершают ангелы. И нет разницы, совершает человек намаз в свое время (‘ада) или восполняет пропущенный ранее намаз (када).
Для женщины произнесение азана и икамата является макрухом тахрим (близким к хараму действием).
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
Не является сунной совершать «тарджиа», то есть произносить слова шахады в азане сначала тихо, так что слышат только люди рядом с муэдзином, а затем громко, чтобы слышали люди далеко от муэдзина.
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
قد كامت الصلة х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
В азане на намаз фаджр есть дополнительная фраза: «الصلة خير من النوم» (молитва лучше сна).
Азан произносится медленно с паузами между предложениями, кроме такбиров — такбиры произносятся слитно.
Икамат произносится быстро.
Условием действительности азана является произнесение его на арабском языке.
Желательные качества для муэдзина:
— Знание суннатов азана.
— Знание времени намазов.
— Пребывание в состоянии малого омовения.
— Является сунной повернуться в сторону Киблы при произнесении азана[2]. Если человек произносит азан верхом на лошади, ему прощается оставление этой сунны. Азан на лошади дозволено произносить путнику, однако для оседлого мусульманина азан верхом — макрух.
— Желательно положить указательные пальцы на уши при произнесения азана[3].
— Во время слов «хайя аляс-солях» следует повернуть голову вправо, во время «хайя аляль-фалях» — влево.
Если муэдзину необходимо передвигаться по минарету, чтобы азан услышали, ему не нужно поворачивать голову вправо и влево — следует передвигаться, находясь лицом к Кибле.
— Следует делать паузу между азаном и икаматом, чтобы молящиеся успели собраться, однако необходимо следить, чтобы не наступило время, совершать намаз в которое — макрух.
Намаз магриб нельзя откладывать — его нужно совершать после небольшой паузы после азана. Пауза составляет отрезок времени, которого достаточно, чтобы прочитать три коротких или один длинный аят либо сделать 3-4 шага. Затем произносится икамат.
— Желательно, чтобы после намаза произносился дополнительный призыв к молитве, например, слова: «О молящиеся, идите на молитву». Данное действие имам Ибн Абидин назвал «бида хасана», оно связано с тем, что люди стали ленивы в отношении молитвы.
Нежелательные действия при азане
Распевать азан, искажая его (например, неправильно произносить огласовки, пропускать или добавлять буквы).
Возвещать азан (и икамат) в состоянии малого или большого осквернения. При этом возвещать азан без гусля — макрух тахрим.
Азан маленького ребенка (еще не обладающего качеством тамйиз), а также азан сумасшедшего, идиота или пьяного человека, не является действительным.
Азан женщины — макрух, потому что при тихом произнесении азана женщиной цель азана не достигается[4], а при громком произнесении женщина впадет в грех, так как ее голос являет собой фитну[5].
Азан фасика[6] — макрух, потому что его свидетельство не принимается в суде, ему нет доверия.
Макрух произносить азан в положении сидя, однако, если человек произносит азан для самого себя, дозволено сделать это сидя. Произнесение икамата в положении сидя является макрухом в любом случае.
Макрух прерывать азан или икамат для произнесения чего-либо постороннего, даже если это ответ на приветствие. Если человек говорил во время произнесения азана, желательно переделать такой азан. Если кто-то поприветствовал муэдзина в то время, когда он произносил азан, муэдзин не отвечает ни во время, ни после произнесения азана. То же относится к чтецу Корана, человеку, который читает проповедь, преподает шариатские науки, а также к тому, что справляет нужду, и тому, чей аурат открыт, — эти люди не отвечают на салям. Приветствовать человека, который справляет нужду, или того, чей аурат открыт, — харам.
Макрух танзих совершать икамат тому, кто пропустил джума и совершает намаз зухр.
Для пропущенных намазов желательно совершать и азан, и икамат. Если пропущенных намазов несколько, следует, как минимум, произнести азан и икамат перед первым намазом, однако лучше всего перед каждым восполняемым намазом произносить и азан, и икамат. Если человек подряд восполняет несколько намазов, для него макрух оставлять произнесение икамата перед каждым намазом, но если он не будет произносить перед каждым намазом (кроме первого) азан — это дозволено (без макруха).
Тот, кто услышал азан[7], оставляет чтение Корана, чтобы ответить на азан. В ханафитском мазхабе есть два мнения о хукме ответа на азан — ваджиб и мустахабб. Имам Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, высказал мнение, что отвечать на азан — мустахабб. Отвечая на азан, человек повторяет слова муэдзина, но, когда муэдзин произносит: «Хайя аляс-солях», — и: «Хайя аляль-фалях», — нужно отвечать: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях». Во время азана на намаз фаджр на слова муэдзина: «Ас-соляту хайру минан-наум», — следует ответить: «Саддакта ва барирт», — или: «МашаАллах».
После азана произносится салават и дуа, которое передает от Посланника Аллаха Джабир :
اللهم رب هذه الدعوة التامة والصلاة القائمة آت محمداً الوسيلة و الفضيلة وابعثه مقاماً محموداً الذي وعدته
[1] Oтстранение от больших грехов и отсутствия усердия в малых грехах.
[2] Поворачиваться в другую сторону является макрухом танзих.
[3] Дозволено положить всю ладонь.
[4] Цель азана — призвать много людей на молитву, а это невозможно сделать тихим голосом.
[5] Хотя и не является ауратом, согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе.
[6] Человека, который совершает большие грехи.
[7] При этом ставится условием, что азан произносится правильно.
Азан и икамат – призыв к молитве
Некоторые рекомендуемые (сунна) действия, совершаемые еще до вступления в обязательный намаз
1. При наступлении времени намаза возвещают азан – призыв к намазу.
Порядок оглашения азана:
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар,
(Аллах превелик, Аллах превелик)
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
(Аллах превелик, Аллах превелик)
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh,
(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh.
(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh,
(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.
(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)
حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ
Хаййя ‘аля-ссалят (h),
(Спешите на молитву)
حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ
Хаййя ‘аля-ссалят (h).
(Спешите на молитву)
حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ
Хаййя ‘аляль-фалях,
(Спешите к спасению)
حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ
Хаййя ‘аляль-фалях.
(Спешите к спасению)
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
(Аллах превелик, Аллах превелик)
لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ля иляhа илляллаh.
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха).
При оглашении утреннего азана после обеих «Хаййя ‘аляль-фалях» два раза читают:
اَلصَّلاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
«Ассаляту хайру-ммина-ннавм»
لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ
«Ля хавля валя куввата илля билляh».
(Нет силы и могущества, чтобы удержаться от плохого и совершать благое, кроме как от Всевышнего Аллаха).
При призыве на утренний намаз, после слов муэдзина «Ас-саляту хайрун мина-ннавм» отвечают:
«Садакта ва барирта».
(Ты сказал правду, ты – обладатель добра).
После оглашения азана читают салават Пророку (мир ему и благословение) (более ценное – «Ас-Салят аль-Ибрахимийя»), затем эту специальную молитву:
اَللّهُمَّ رَبَّ هذِهِ الدَّعْوَةِ التّامَّةِ وَالصَّلاةِ الْقائِمَةِ آتِ سَيِّدَنا مَحَمَّدً الْوَسيلَةَ وَالْفَضيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقامًا مَحْمُودًا الَّذي وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنا شَفاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيامَةِ إِنَّكَ لا تُخْلِفُ الْميعادْ
«Аллаhумма рабба hазиhи-дда‘вати-ттаммати вассалятиль-каимати ати саййидана Мухаммаданиль-василята валь-фазилята, ваб-‘асhу макаман махмудани ллязи ва‘адтаhу, варзукна шафа‘атаhу явмаль-киямати иннака ля тухлифуль-ми‘ад».
(О Аллах! Господь этого полноценного призыва (азана) и совершаемой молитвы, одари нашего господина Мухаммада степенью аль-Василат и доведи его до уровня Макам махмуд, который Ты обещал ему. Одари нас заступничеством Пророка в Судный день, поистине, Ты не нарушаешь обещаний).
Это дуа желательно читать оглашающему азан и услышавшему его. После можно просить у Всевышнего другие желания, так как мольба между азаном и икаматом принимается. Если прочитать салават Пророку (мир ему и благословение) и это дуа после азана муэдзина, то вы, несомненно, получите заступничество Пророка (мир ему и благословение).
2. После азана совершают ратибаты.
3. Читают аят «Аль-Курсий».
В промежутке между азаном и икаматом также очень желательно обращаться к Аллаху с мольбами.
4. Читают икамат – призыв к непосредственному совершению намаза.
Порядок оглашения икамата:
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
Аллах превелик, Аллах превелик.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh.
Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха.
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.
Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха.
حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ
Хаййя ‘аля-ссалят (h).
Спешите на молитву.
حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ
Хаййя ‘аляль-фалях.
Спешите к спасению.
قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ
Кад камати-ссаляту кад камати-ссалят (h).
Настало время молитвы, настало время молитвы.
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
Аллах превелик, Аллах превелик.
لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ля иляhа илляллаh».
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха)
Тому, кто читает икамат, желательно до и после него читать «Салават». Услышавшему икамат также желательно повторить каждую фразу за муэдзином. При этом после слов «кад камати-ссалату» он говорит:
أَقامَهَا اللهُ وَأَدامَها
«Акамаhаллаhу ва адамаhа».
5. Непосредственно перед вступлением в намаз читают молитву «Аманту»:
آمَنْتُ بِاللهِ وَمَلآئِكَتِه وَكُتُبِه وَرُسُلِه وَالْيَوْمِ اْلآخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِه وَشَرِّه مِنَ اللهِ تَعالى
«Аманту билляhи, ва маляикатиhи, ва кутубиhи, ва русулиhи, валь-явмиль-ахири, ва биль-кадари, хайриhи ва шарриhи миналлаhи та‘аля».
(Я верю (всем сердцем и подтверждаю это подчинением всех частей тела требованиям данной веры) в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Книги, и в Его посланников, и в Судный день, и в предопределение судьбы – что все хорошее и плохое в судьбе исходит от Аллаха Всевышнего).
6. Читают суру «Ан-Нас».
7. Искренне раскаиваясь в грехах, трижды произносят «Астагфируллаh» (Прости мои грехи, о Аллах).
8. Применяют сивак (природная зубочистка – корни и веточки дерева арак).
После этого приступают к выполнению обязательного намаза.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что нужно делать во время азана
Азан и камат – сунна-муаккада для джама’ата мужчин, во время намаза или каза (восполняемой по какой-либо причине пропущенной молитвы), в пути и дома.
Азан – это объявление о наступлении времени намаза, призыв на молитву.
Камат – это объявление о том, что начинается чтение фарз намаза.
Азан и камат – сунна-муаккада для джама’ата мужчин, во время намаза или каза (восполняемой по какой-либо причине пропущенной молитвы), в пути и дома. В Судный День муэдзины (люди, возглашающие азан) будут отличаться от всех, они будут видны всем. Все вещи, до которых дошёл голос муэдзина, в Судный День будут свидетельствовать об этом.
Шуруты (основные условия) азана
От Малика ибн Хувайриса радыяллаху анху приводится, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Совершайте намаз так, как видите меня совершающим его, поэтому, когда наступает время намаза, пусть один из вас произнесет азан, затем старший из вас становится имамом». (Бухари)
Адаб (этикет) азана
Однажды Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям велел Билялю радыяллаху анху, чтобы он держал оба указательных пальца в ушах, произнося азан, и сказал, что это сделает его голос громким (Ибн Маджа).
Для того, кто слышит голос имама, является мустахабом повторять слова азана за муэдзином, только вместо «Хайа ‘аляс салях» говорится: «Ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алииль-‘азыйм» (Вся сила и положение принадлежит Единому Творцу). А вместо «Хайа ‘аляль фалях» говорится: «Маша Аллаху кана ва ма лям йаша лям якун» (Всё то, что пожелает Аллах будет, чего Он не желает – не будет). Нужно ли прерывать чтение Корана когда слышишь азан?
После азана читается ду’а (мольба Аллаху). Ду’а между азаном и каматом принимается Аллахом.
Рассказывает Джабир радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Мое заступничество в День Суда стало обязательным для того, кто прочитал ду’а «Аллахумма рабба хазихи да’ватит таммати, вассалятиль каимати ати Мухаммаданиль василята. Валь фадылята ваб’асху макамам махмуданниллязи ва ‘адтаху, иннака ля тухлифуль ми’ад»». (Бухари)
Произносить азан является макрухом (нежелательным действием) для тех, кто без тахарата, кто в джунубе, а также пьяным, сумасшедшим, женщинам, детям и фасикам (совершившим или совершающим большие грехи).
Илдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
Азан и икамат
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению, в прошлые времена, когда не было громкоговорителей азан совершался муадзином с высокого места, к примеру, минарета мечети.
Азан и икамат в джамаате
Согласно Шариату для группы людей (джамаата) азан и икамат – это утвержденная сунна, которая узаконена для пяти молитв Аллаху, в том числе и во время путешествия. Окончательное их оставление не дозволено, поскольку являются внешним исламским обрядом.
Приводят слова Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ о том, что “Если наступит время молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом”.
Азан и икамат для одного человека
Для одного лица постановления Шариата указывают, что азан и икамат являются сунной, что подтверждается рассказом Укъба бин Амира о том, как Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах удивился, увидев пастуха, который дает азан, а затем совершает молитву, во время того, как находится со стадом на пастбище. Тогда Аллах Всемогущий сказал: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай”.
Мудрость азана и история его возникновения
Азан содержит в себе многоплановую мудрость: он оповещает мусульман о том времени и месте, когда и где будет совершаться молитва, он побуждает верующих к коллективному совершению молитвы, а также он побуждает беспечных мусульман, напоминая о совершении молитвы тем, кто забыл о ней, поскольку молитва является величайшей милостью Аллаха.
Призыв был узаконен на первый год хиджры, поскольку в то время появилась острая необходимость в том, чтобы был установлен какой-либо знак, который мог бы сообщать верующим о том, что наступило время молитвы. Поначалу мусульмане не пришли к единому решению, но с наступлением ночи АбдуЛлаху ибн Зейду был ниспослан сон, в котором он видел человека, который нес колокол. АбдуЛлах у него спросил, несет ли тот колокол на продажу, и человек ответил ему вопросом на вопрос, поинтересовавшись, что собирается с этим колоколом сделать АбдуЛлах, на что тот сообщил, что с помощью этого колокола он будет призывать верующих на молитву. Человек, который нес колокол, предложил научить его кое-чему более полезному, и обучил АбдуЛлаха азану и икамату. АбдуЛлах наутро пошел к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему ﷺ о своем сне, на что Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал, что видение это правдивое и ему следует передать эти слова Билялю, поскольку он обладает более звонким и подходящим для этого голосом.
Условия азана
Для того, чтобы азан с икаматом считались действительным, человек, который их совершает, должен соблюдать ряд условий:
Сунна при чтении азана и икамата
Желательные действия при совершении азана и икамата предполагают:
Слова азана
Форма призыва должна быть такова с переводом на русский язык:
Что нужно делать во время азана
от Замиль · Ноябрь 17, 2021
Призыв к молитве (азан)! Прекрасные слова призыва начинаются с подтверждения величия Бога и завершаются свидетельством Единобожия. Азан – особенность именно общины Пророка Мухаммада ﷺ.
Имам ас-Суюти сказал: «Азан и икамат – особенности этой общины (общины Мухаммада ﷺ)».
В день Великого суда муадзину (провозглашающему азан), свидетельствует каждый камень, дерево, всё живое и неживое. От Джабира сына Абдуллы к нам пришёл хадис о возникновении азана.
Возникновение азана
Когда Пророк ﷺ прибыл в Медину и построил мечеть, возник вопрос: как призывать людей к молитве? Некоторые говорили: «Дутьём в рог будем призывать!» Посланник Господа ﷺ ответил: «Так делают иудеи». Другие сподвижники сказали: «Колоколом будем призывать, о Посланник Аллаха!» Пророк ﷺ ответил: «Так делают христиане». Сподвижники сказали: «Может, разжигать огонь при наступлении времени молитвы?» Мухаммад ﷺ сказал: «Это дело идолопоклонников». В это время Умар сын Хаттаба (да будет Господь доволен им) сказал: «Не отправить ли человека призывать к молитве?» (передал имам аль-Бухари в книге «Сахих»).
Имам ан-Навави отмечает: «Этот призыв ещё не был азаном, а был формой призыва, которая была до узаконивания формы азана». Ибн Хаджар кпомянул: «В первое время (призывал к молитве) Билял (да будет Господь доволен им) со словами “Ассалята джамиъа”».
Абдуллах ибн Зайд (да будет Господь доволен им) рассказал: «Когда Посланник Божий ﷺ уже повелел поставить колокол для призыва к молитве, я заснул, и во сне пришёл человек с колоколом в руке. Я спросил его: “О раб Аллаха! Не продаёшь ли ты этот колокол?” Тот ответил: “Для чего он тебе?” Тогда я сказал: “Призывать людей к молитве”. Тот человек ответил: “Не научить ли тебя лучшему способу призыва?” Я ответил: “Да”. И тот произнёс: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар…”. Когда я проснулся, сразу побежал к Пророку ﷺ и рассказал это свой сон. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: “Это истинное видение, иди и обучи Биляла этим словам (словам азана)”». (Абу Давуд в книге «Сунан»)
Посланник Господа ﷺ сказал: «Когда собираетесь совершить молитву, то пусть кто-нибудь из вас провозгласит азан».
Кто-то может сказать: «Нельзя опираться на сон». Мы ответим, что это не было опорой на сон, ибо до этого сна было откровение. Аллах сказал:
« وَإِذَا نَادَيْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ «
Смысл: «И когда вы призвали к молитве (то есть азаном и икаматом)» (сура «аль-Маида», аят 58).
Достоинство азана
Один человек пришёл к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи мне то, что введёт меня в Рай». Посланник Божий ﷺ ответил: «Будь муадзином своего народа, собирающим людей на молитву». Тот спросил: «А если не получается?» Пророк ﷺ ответил: «Тогда будь имамом (руководителем в молитве), который совершает молитву с народом». Тот опять спросил: «А если и это не получается?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Тогда будь постоянно в первых рядах в коллективной молитве» (имам аль-Бухари в книге «Тарих»).
Всевышний в Коране сказал:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Кто же лучше, чем тот, кто призывает к Аллаху и к благим деяниям и говорит: “Поистине я верующий”?» (смысл 33 аята суры «Фуссылат») (то есть провозглашает азан и икамат). Айша (да будет Господь доволен ею) сказала, что этот аят ниспослан насчёт муадзинов.
Джабир ибн Абдуллах (да будет Господь доволен им) сообщил, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда муадзин призывает к молитве, сатана убегает в местность ар-Равха» (имам Муслим в книге «Сахих», № 388). Местность ар-Равха находилась в тридцати милях от Медины, соответственно сатана убегает на такое расстояние, когда звучит азан.
Пророк ﷺ сказал: «Человек, который семь лет призывал к молитве, будет освобождён от огня Ада, если у него намерение было искренним ради Аллаха» (ат-Тирмизи, № 206, раздел «Намаз»; ибн Маджах, № 727, раздел «Достоинство азана»).
«Если человек или животное сошли с ума, то желательно читать в его правое ухо азан, в левое – икамат. Когда рождается ребёнок, ему в правое ухо провозглашают азан, а в левое ухо – икамат, после чего нарекают имя, ибо Посланник Божий ﷺ в такой форме нарёк имена своим внукам» (И’анат ат-Талибин).
Как отвечать на азан и икамат?
Некоторые люди не обращают внимания на азан, разговаривают, что является крайне нежелательным. Пророк ﷺ сказал: «Когда вы услышите азан, то повторите то, что произносит муадзин, и в конце благословите меня» (имам Муслим). Если человек не может повторять, то желательно хотя бы помолчать.
Пророк ﷺ также изрёк: «Если женщина отвечает (повторяет слова азана) азану или икамату, то ей за каждую букву будут тысячи и тысячи воздаяний, а если мужчина ответит азану или икамату, то ещё больше» (ат-Табарани).
Хукм (решение) азана в Шариате
Учёные единогласны в том, что азан является сунной для каждого обязательного намаза, кроме учёных мазхаба имама Ахмада: по их мнению, азан является коллективной обязанностью, то есть если кто-то один из коллектива провозгласит азан, то подобная обязательность отпадает от других людей этого джамаата, но если никто не совершит эту обязанность, то в грех впадает весь коллектив до того момента, пока не провозгласят азан.
Да наставит нас Всевышний на путь истины! Амин.