что обозначает в повседневной жизни китайцев формула конфуция управлять значит поступать правильно
Главные принципы конфуцианства
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
Формула Конфуция: «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Оно стало одним из определяющих принципов социальной жизни, вошло в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.
Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.
Отличие конфуцианства от даосизма:
3. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.
Основоположник школы моизма Мо-цзы или Мо Ди (479-400 до н.э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем решительным идейным противником конфуцианства, понимал «всеобщую (взаимную) любовь», направленную прежде всего от «я» к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н.э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение.
Основоположник легизма – школы «законников» («фацзя») Шан Ян (390-338 до н.э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) была реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди.
В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Отличие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «инь» и «ян»?
2. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?
3. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула конфуция управлять значит поступать правильно
Нельзя быть честным и богатым?
Управлять, как известно, можно чем угодно — целым государством, крупной фирмой, частным проектом, своей собственной карьерой… Мы, как европейцы и индивидуалисты, умеем делать все это по отдельности, но вот органично соединить стратегии личного и государственного планирования для нас большая проблема. Просто не видит наш человек возможности быть одновременно, например, успешным торговцем и хорошим чиновником. Если такое сочетание случается, то означать оно может только одно — использование общественных ресурсов в личных, а значит корыстных целях.
Получается, что человек, стремящийся к общественному признанию, но не лишенный практических амбиций, проходит такой путь: Сначала он нарабатывает капитал (в любой его форме), при этом, не обращая особого внимания на гуманитарные ценности. Годам к тридцати получает некоторую свободу выбирать социальные роли («а вот теперь можно и семью заводить»). Только потом наступает черед для реализации других притязаний, и наш прототип задумывается о своем имидже, статусе, ревностно стремится стать уважаемым, полезным, авторитетным членом общества. Ценности, одобренные большинством (всем известный набор: честность, мужество, самоотдача и т.д.), становятся его ценностями, и человек начисто забывает, как шел к успеху, наступая на эти самые нормы и правила на каждом шагу карьеры. Биография чистится и корректируется с тем расчетом, чтобы все выглядело как можно более «прилично», а мотивы описываются как… бескорыстные. Спрашивается — как же такой честный и беззаветный человек стал успешным и богатым? Ответ — явно не так, как говорит его официальная история. Поэтому мы, другие члены общества, цинично не верим в человеколюбивые мотивы светлой личности. Результат — цель не достигается практически никогда, столь вожделенное общественное признание и похвала богатым и успешным искренними не бывают. Налицо явный конфликт, известный в социологии как расхождение между целями, одобряемыми обществом, и способами их достижения, которые общество осуждает. Вот такое грустное положение дел — занять место под солнцем можно, а вот считаться светочем мира при этом не получится. Или, как говорил Конфуций, народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.
«Управлять — значит поступать правильно».
Но так неутешительно дела с личными и коллективными интересами обстоят не везде. Восточная половина Евразии никакого конфликта и противоречия в том, чтобы достичь успеха и процветания общественно одобренными способами, не видит. Причин тому много, все они глубокие и коренятся в особенностях восточного менталитета, так склонного к коллективизму. По крайней мере, три ведущие азиатские страны — Китай, Корея и Япония — веками живут и явно успешно развиваются, руководствуясь этическими принципами древней конфуцианской философии, в которой вопрос о частном и общем решается иначе.
Конфуцианство — древнейшая школа китайской философии, ее возникновение относят к 6-5 вв. до н.э. — представляет собой оригинальную комбинацию четких и даже жестких с точки зрения западного человека принципов и традиционных ценностей. Это в первую очередь нравственные повеления (например, всегда следовать долгу, уважать древность, не говорить лишнего), но конфуцианский кодекс также содержит много положений относительно явно не философской с точки зрения западного обывателя области — управления и политики. Но для представителя восточной культуры ничего противоречивого в таком пристальном внимании к общественной жизни нет. Китайцы считают управление высокой сферой культуры, делом высокоморальных интеллектуалов и способом проверить их человеческие качества. Если для нас внутренний смысл политической деятельности — в нравственности, то для них все обстоит ровно наоборот — нравственная подготовка ведет человека к главной и достойнейшей цели — искусству управления. Критерий успешности человека — в его способности управлять своей и в особенности чужими жизнями. Ведь, по словам основателя этого философского течения мудреца Кун Фу-цзы (европейцам известного как Конфуций), «управлять — значит поступать правильно». Надо совершенствовать себя с тем, чтобы быть хорошим чиновником — вот в чем цель нравственного роста — говорится в главном тексте китайской образованности «Лунь юе» («Беседы и суждения» в русском переводе). Получается, что нет никакого конфликта средств и целей — тот, кто хочет людям добра и ведет себя честно, может управлять и быть признанным другими. Нравственность по-конфуциански не мешает политическому успеху, а является ее необходимым основанием. Совсем не похоже на реальную практику, скажете вы? Не спешите делать выводы. Вряд ли такое древнее и авторитетное явление как конфуцианская философия можно счесть просто набором благих намерений. Поднебесная управляется в соответствии с этими принципами вполне реально, современная экономическая доктрина всеобщего процветания Китая чисто конфуцианская — кстати, одиозный Мао был конфуцианцем в не меньшей мере, чем коммунистом. Конфуцианский культ ритуала лежит в основе прославленной дисциплины корейских работников, а организованные в соответствии с принципом «долг — превыше всего» японские мегакорпорации завоевали мировой рынок. И это все — живые и современные проявления древней конфуцианской морали.
Человеколюбие и искренность — залог успеха.
Давайте присмотримся повнимательнее к этой практичной философии. В конфуцианской доктрине практически нет высоких метафизических понятий, все строится на этической основе. А она, в свою очередь, держится на огромном авторитете традиции — Конфуций считал, что ничего нового он не создает, только любит и повторяет древность. С незапамятных времен китайская культура стоит на пятичленной системе ценностей, образно выраженных в поэтических и гадательных книгах (наиболее известна на Западе «И цзин» или «Книга перемен»). Именно там и содержатся пять главных понятий, они же нравственные ценности, конфуцианства:
- Ритуал (Ли ) — Отношения между людьми должны быть строго регламентированы в соответствии с древними ритуальными образцами, общественная жизнь есть сложный танец, церемония ;
Человеколюбие (Жэнь) — Гуманность является обязательной. Для того чтобы управлять людьми, их надо уважать и любить. Все мы одна большая семья, и в государстве действуют те же правила почитания старших;
Долг (И) — Путеводная нить нравственного поведения, нельзя быть успешным и безответственным. Изменяя чувству долга, человек нарушает гармонию своей и общей жизни;
Искренность (Синь) — Надо доверять обществу и быть искренним в своих устремлениях, а индивидуализм разрушителен. Успешная деятельность возможна только на основе искренних побуждений;
Добродетель (Дэ) — Нравственность состоит в следовании канону, все уже известно, и ничего изобрести в этой сфере нельзя. Только качественный в нравственном отношении поступок принесет плоды.
Конфуцианство — социально успешная философия.
Оно обращено в древность, где находит образцы и ценности. Но вектор его развития — вперед, к лучшему будущему. Цель нравственного поведения — всеобщее процветание, сильное государство и богатое общество. Здесь нет места выбору — личный успех или общее благо. Конфуцианство предполагает и одобряет успех, достигнутый только социально оправданными (традиционными) способами. Древняя китайская культура предлагает множество таких способов, но ничего похожего на западный индивидуальный протест против норм общества вы здесь не найдете. Вся Поднебесная считается одной большой семьей, а значит, в ней нет совершенно чужих интересов. Все нуждаются друг в друге, а успешный человек — это человек, занятый в управлении этой махиной.
Очень интересен этический идеал конфуцианцев — «благородный муж» (трудно произносимый «цзюнь цзы»). Это человек, обладающий всеми конфуцианскими добродетелями: он образован, бескорыстен и всегда следует долгу. «Благородный муж» — истовый чиновник. (Хорошо передает содержание этого понятия английское слово «менеджер» — «тот, кто справляется») Он управляет другими для их блага, а не для своей выгоды. Его главный инструмент — образование. Правда, не стоит забывать, что речь идет не об университетском и профильном образовании на западный манер. Китайская система образования традиционно основывалась на знании традиций, необходимым элементом которой является конфуцианская мораль. Образованный человек — воспитанный человек, знающий историю страны, поэзию и музыку — парадоксальный на первый взгляд набор. Но только на первый — логика в том, что образование и власть связаны неразрывно. В древности китайские чиновники для получения должности сдавали экзамены по эти традиционным дисциплинам. Задача — показать способности к управлению и стремление к успеху. Тот, кто способен связать слова в красивое упорядоченное целое, стихотворение, может управлять другими. Человек, знающий историю, не совершит в управлении ошибок предшественников. А музыкально грамотный чиновник лучше прочих умеет гармонизировать отношения, настраивая подчиненных по тонам и ладам как сложный инструмент.
Конфуцианское общество насквозь проникнуто иерархическими связями. Оно управляется в соответствии с принципами сыновней почтительности и отцовской любви. Причем, ничего неискреннего здесь нет — китайцы называли нашу страну «страшим братом» совершенно серьезно. Так проявлялся знаменитый конфуцианский принцип сяо. Это всеобщий моральный принцип жизни на Дальнем Востоке — почитание старших лежит в основе общества. Сын должен почитать отца, младший брат — действовать в интересах старшего брата, подданный — беззаветно предан интересам государя. Все ступени общественной лестницы ритуально обозначены, общение наполнено церемониями и правилами. Переход на следующую ступень гарантирует повышение уважения и внимания со стороны нижестоящих. Старших уважают за опыт и.. просто так. Из-за принципа сяо, восточные работники крайне редко участвуют в интригах против руководства. Все конфликты происходят среди обитателей одной ступени иерархической лестницы.
«Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».
О. Зайцева, философ, доцент Литературного института им.А.М.Горького. Карьерист.ру
Основные принципы конфуцианства
Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.
Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:
1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.
2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.
3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.
4. Люди, живущие по законам добродетели.
5. Люди, совершенные во всех отношениях.
Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые – вознаграждение.
Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства – это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.
Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» — представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.
Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления. Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.
Как моральная доктрина конфуцианство призывало к познанию воли небес, согласованию их с желаниями сердца и строгому исполнению предписанных законов и ритуалов, основываясь на их понимании и принятии за путь жизни. Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.
Основные принципы конфуцианства следующие.
Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.
Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.
Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.
Опора государства – семья, где высшая власть принадлежит отцу, а все домочадцы обязаны оказывать ему уважение и повиноваться.
Подчиненный точно так же обязан оказывать уважение и беспрекословно повиноваться начальнику, тот – еще более вышестоящему начальнику и так далее.
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. Управление государством должно основываться не на страхе или насилии, а на почтении к старшим по возрасту и правителям, уважении к традициям.
Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьёй. Воспитание молодёжи должно строиться на противопоставлении «благородного мужа» «низкому человеку» (рис.1.).
Рисунок 1.- Конфуцианство. Управление государством
Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов.
На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
Формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных.
Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.
Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.
Конфуцианство – термин, введенный европейцами; в китайском языке, нет такого эквивалента. Сами китайцы называют это учение «школой образованных людей» или «школой ученых книжников».
Древний мудрец и мыслитель создавал свое учение в период сильных политических и социальных потрясений. Ослабление центральной власти, беспорядки, кровопролитие и анархия – вот какой была окружающая реальность. Неудивительно, что Конфуций в противовес этому пропагандировал такое устройство общества, которое будет образцом спокойствия, гармонии, порядка.
Согласно его взглядам, каждый член общества, начиная от последнего бедняка и заканчивая императором, должен четко знать свои права и обязанности, а также безукоризненно исполнять свой долг.
Сыновья почтительность возводилась Конфуцием в ранг величайшей добродетели, а любое противодействие родительской власти, напротив, считалось величайшим грехом. Именно такая модель общественного устройства господствовала в Китае вплоть до недавнего времени.
Даже в эпоху Мао Цзэдуна, когда конфуцианство не только порицалось, но и подвергалось гонениям, оно сохранило большое влияние на все стороны жизни китайского народа.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 1280 ; Нарушение авторских прав
Конфуцианство. Истоки, Идеи, Принципы и Философия
Более того, на самом деле миллиарды людей воспитаны на нравственных идеалах конфуцианства и около 2 тысяч лет это была основная религиозно – общественная система всего китайского общества.
Истоки и история Конфуцианства
Учение Конфуцианства иногда еще называют «Школой образованных людей», за его идеологию и способ мышления. Сам Конфуций родом из разорившейся семьи аристократов, много учился, и как он сам выражается «познал волю Неба».
В результате Конфуция стали считать Великим Мудрецом. Конечно, как философ он был на высоте. Но он в отличии от многих не рассуждал о «неземных» вещах. Весь упор делался на общественно – политическую жизнь и на ее мораль.
В ту пору создание устойчивого общества больше всего занимало умы обычных людей. Считается, что при жизни Конфуция не очень ценили. Его культ был создан уже после его смерти. Так на месте его смерти был создан алтарь, а впоследствии и храм для служения. Так же были построены и другие храмы во славу конфуцианству как религии по всему Китаю.
В более поздние времена китайские императоры даже возводят его в ранг покровителя Китая. Так Конфуций был обожествлен и возведен в ранг «Наставника Мудрости». Люди часто делают культы из кого-то, кто сам себя не считает Богом, обычно для поддержания порядка в стране и управления людьми, хотя на тот период такой подход был вполне оправданным.
Принципы конфуцианства
В основной своей массе принципы конфуцианства основаны на нравственности и морали. Даже когда Конфуция спрашивали, почему он не интересуется религией, ритуалами и духами, он отвечал, что поскольку ведет нравственную жизнь, все остальное его не интересует и что он прав перед Небом.
Принципы морали Конфуций возлагает на каждого человека. Так по принципам конфуцианства в отношении родителей должно быть почитание, даже если с детьми сами родители плохо обращаются.
А в отношении службы на работе, должно быть в первую очередь чувство долга, а не выгоды.
Тоже в отношениях между людьми должна стоять на первом месте братская любовь и уважение. В отношении правителей к подчиненным должны соблюдаться честные отношения.
Данные принципы конечно в наше «не очень моральное» время звучат конечно странно, но полностью соответствуют таким мудрым учениям как Христианство, ведическая культура и прочим высокоморальным и духовным религиям.
Идеи Конфуцианства
Человеческая добродетель и моральное поведение составляет основную идею конфуцианства. В качестве главной добродетели выступает доброта и почтение старших.
И прежде всего человек должен стремиться к нравственности и учится быть добродетельным, а уже домашний уют и насыщение себя пищей должно отступать на второй план.
В отношении правления народом поведение также должно быть добродетельным и править надо честно, и чиновниками для управления соответственно нужно ставить лишь честных людей.
Приличному человеку не свойственен дух состязания, нужно вести себя скромно. Также одной из главных идей конфуцианства является человеколюбие или любовь. Что также совпадает со многими религиями.
И еще данное учение учит не искать выгоды в окружающем, а просто выполнять свой гражданский долг.
Философия Конфуцианства
Сам Конфуций стремился, чтобы как можно больше людей были образованными, грамотными и владели письмом и устной речью. Под словом образованность подразумевается, прежде всего, обучение нравственности и человеческой добродетели.
И конечно философия конфуцианства построена, прежде всего, на нравственности, а также преданности и искренности.
Здесь, если брать, например, искренность и честность, то эти принципы для китайских правителей были основополагающими. Так как именно они, по мнению Конфуция, позволили бы избежать многочисленных государственных переворотов, происходящих в Китае.
Согласно его учению Небо подарило человеку добрую природу, однако страсти омрачили ее и потому человеку нужно возвращаться к нравственности, чтобы она проявилась во всех его начинаниях.
Философия гуманизма в конфуцианстве ставит своей задачей победу над обычными человеческими страстями с помощью определенных правил поведения и возвращения к исконной добродетели, дарованной Небесами человеку.
Девять (заповедей) концепций Конфуция
Конфуций обозначил определенные нормы нравственности в виде девяти правил или концепций поведения человека в обычной жизни, что обычно в других религиях называют заповедями, так что можно их считать заповедями конфуцианства:
Вывод Конфуций сказал:
«По натуре люди близки между собой,
Но по привычкам далеки».
В конфуцианстве признается единая природа всех людей, которая выражается добротой. Стремясь к доброте можно обрести ее полноту.
Хорошая ли религия конфуцианство?
Как-то китайский император отменил один из ритуалов, где в жертву приносили барана. И император спросил у Конфуция, правильно ли он поступил, на что тот ответил, что императору жалко барана, а ему жалко ритуала.
Так, что не все так просто было с конфуцианством, где за правило были не только нравственность, но и ритуалы с приношением в жертву животных, что уже само по себе по мнению многих людей и некоторых религий безнравственно.
Но в целом, конечно, нельзя не признать, что Конфуцианство внесло очень много позитивного в развитие китайского общества, да и всему миру в целом. И как сказал великий мудрец Конфуций: «Устремленность к человечности освобождает от всего дурного».
Так что в следовании моральным принципам естественно есть большая заслуга принципов идей и философии конфуцианства, единственным, но этой необычной религии можно назвать то что его развитие так и остановилось на моральных принципах, в то время как в большинстве других признанных мировых религий, моральное поведение это всего лишь середина учения и оно само собой подразумевается.
А вот куда двигаться дальше моральному человеку из идей Конфуция уже не совсем понятно, поэтому мы продолжим обсуждать и рассматривать другие известные религии.
Так что изучайте Конфуция и его высокоморальное и без сомнения полезное учение, но не забывайте развиваться дальше, посещайте наш портал, где можно узнать и про другие полезные религиозно-философские системы мира. Например, рекомендуем почитать подробнее о сути и философии Буддизма или сути Христианства, как довольно близкой по моральным принципам и культуре учению и многих других.