что означает не делай добра не будет зла
Происхождение поговорки
Подобное изречение порождено было человечеством в процессе развития цивилизации. Казалось бы, именно так должны были рассуждать наши дикие предки из каменного века. Однако, в ту эпоху никто бы и не додумался до подобного решения взаимоотношений в обществе. Условия жизни первобытного человека были так тяжелы, что без бескорыстной взаимопомощи этот вид попросту бы вымер даже на просторах теплой и богатой Африки. Каждый представитель человеческого рода воспринимался как соратник, помощник и лучший друг. Даже не самому приятному соплеменнику следовало помогать и делать добро во имя выживания племени. Очень редкие случаи намеренного причинения вреда одного человека другому карались изгнанием из дружного коллектива.
Те представители человеческого рода, которые смогли поднакопить запасы, не делились с чужаками, смогли не только выжить, но и укрепить свое место в обществе. Теперь для завоевания симпатий более широких народных масс им требовался новый стиль поведения. Так возникла благотворительность. Только вот представители низших сословий продолжили жить в условиях подобных описанным выше. Им бы сделать шаг назад: объединить хозяйства и выживать коллективно. Не позволяла это сделать зависть к своим более успешным сородичам и надежда на попадание в высшие круги общества.
Значение поговорки
Те, кто не может быть причислен к указанной категории, тоже иногда употребляет этот фразеологизм в случаях:
Аналогом данного фразеологизма является «От добра добра не ищут». Правда, там в большей степени звучит намек на страсть некоторых граждан к поиску легкой жизни посредством обмана соплеменников.
Обратная сторона добра
Не делай добра — не получишь зла. Конечно, не нужно говорить столь категорично. Но прижилась в народе эта поговорка не случайно. Как-то уж больно часто, помогая кому-то, доверяя, человек оказывается «в дураках» или становится жертвой обмана. Здесь речь идет даже не о благодарности, а о том, что человек страдает от своего добра. Например, зная доброту народного артиста Юрия Никулина, к нему часто приходили люди, просили денег. Он помогал всем. И, как рассказывали его родные, люди, которым он помогал, мягко говоря, не всегда нуждались. Это безобидный пример. А сколько было случаев, когда, например, пуская на ночлег незнакомого человека с улицы, хозяин квартиры оказывался ограбленным, а в худшем случае убитым. На эту тему мы говорим со священником Владиславом Чернецом.
— Отец Владислав, выражение «Не делай добра — не получишь зла», конечно, слишком категорично, но и совсем отрицать его нельзя. Почему человек расплачивается за добро?
— Когда человек делает добро, он не должен требовать ни от Бога, ни от людей его возвращения. В христианском понимании делание добра — это исполнение главной заповеди Христа: любите друг друга (Ин. 15, 12). Господь в Евангелии ясно говорит, что мало любить любящих нас, ибо так же поступают и язычники. Христианская любовь заключается в полной бескорыстной самоотдаче: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Бог попускает козни лукавого для нашего спасения, чтобы мы научились терпению и смирению. Если мы не делаем добра, то не можем узнать, насколько несовершенны в своем доброделании. Ведь делая добро, человек в большинстве случаев требует «бартерный обмен». Промысел Божий действует совсем иначе. Для нашего же спасения, чтобы человек узнал о себе больше, увидел свою греховность, зло в самом себе, нам порой действительно воздают злом за добро.
— Как, по-Вашему, так было всегда на Руси, или случаи черной неблагодарности участились в последние десятилетия?
— И не только на Руси, но и во всем мире с момента грехопадения наших прародителей. В Библии мы видим множество примеров на данную тему. Неблагодарность за добро, которое мы делаем людям, дана нам Богом во смирение и познание собственной души. Отношения между Богом и человеком, делание добра и стремление к Всевышнему — это вечные вопросы, а остальное меняется в мире, как внешнее проявление жизни. Поэтому как во времена древней Руси, так и в наше время эти вопросы всегда для человека актуальны.
— Возможно, есть рецепт от этого? Может быть, просто не нужно предлагать помощь людям или, грубо говоря, «лезть со своим добром»?
— На это очень хорошо ответил святитель Тихон Задонский: «Уклоняйся от зла и делай добро ради Бога, а не ради иной какой причины: потому уклоняйся от зла, что Он то запретил, и потому делай добро, что сие повелел Бог. Ибо все то неугодно Богу, что делается не ради Бога. Да будет же целью во всех делах твоих воля Божия, которая не хочет зла и хочет добра».
А по поводу «лезть со своим добром» этот же святой тонко подметил: «Не делай того, что совесть возбраняет тебе делать, ибо, что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и закон Божий. Совесть добрая согласна закону Божию. Закон Божий говорит: “Не убивай, не кради”, и прочее, – то же слышишь и в совести твоей, и она то же тебе говорит. Берегись же делать то, что совесть запрещает, дабы не уязвить душу твою, уязвив совесть». Таким образом нам святой советует: если мы будем жить по совести, то мир будет намного добрее, то же самое и в личностных отношениях между людьми.
— Можно ли сказать, что у добра есть обратная сторона? Когда, делая добро, человек, не желая того, совершает зло. Например, бабушка снабжает деньгами внука, а тот их тратит на алкоголь?
— Святые отцы говорят, что главная добродетель — это рассудительность. Если наша помощь потворствует пьянству, страстям и просто человеческой лени, то эта помощь является «медвежьей услугой». Одна русская поговорка гласит: «Хочешь помочь другому — дай ему не рыбу, а удочку». То есть если хочешь помочь человеку — помоги, но так, чтобы он смог возобладать над плотью и страстями. Поддержать человека, помочь ему в трудный момент, конечно же, нужно, но и сам человек всегда должен прилагать усилия для своего исправления и покаяния. Ведь покаяние означает не только «акт сокрушения», но изменение, преображение собственного ума, изменение собственной жизни, труд над собой, жизнь по заповедям. То есть покаяние в полном смысле — это процесс преображения души, процесс восхождения к Богу, и этот труд не может быть лёгким.
— Как правильно делать добро? Возможно, для этого не нужно быть чрезмерно жалостливым? А может быть, следует быть жестче и хладнокровнее?
— Ни в коем случае так поступать нельзя, потому что это противоречит как христианскому образу жизни, так и не присуще вообще человеку и его совести. Как выразился христианский апологет Тертуллиан: «Душа человека по природе своей христианка». Поэтому творить дела нужно, не порождая зла. Преподобный Пимен Великий говорил: «Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу». Именно так, а не иначе работает христианская доброта.
— Были ли в Вашей практике случаи, когда прихожане «презлым платили за предобрейшее»?
— Да, конечно же, в моем священническом служении были такие случаи. И мне вспоминаются слова: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Ведь в этом совете одно не исключает другое, а дополняет, и в разных жизненных обстоятельствах нужна и мудрость, и простота. Замечательны слова преподобного Марка Подвижника: «Радуйся не сразу после того, как сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем испытание». То есть, нам нужно не тщеславиться и «почивать на лаврах», а смиренно быть готовыми снова и снова делать добро во имя Бога, несмотря на свою неуклюжесть, неблагоприятные обстоятельства и противодействия лукавого.
Наталья Колоярова, газета «Курьер Поволжья»
Что означает не делай добра не будет зла
К сожалению, в последнее время из уст людей, которые приходят на прием к психологу, все чаще приходится слышать выражение: «Правду говорят: «Не делай добро- не получишь зла». Но говорить так категорически нельзя, представьте, каким бы был наш мир, если бы все люди жили по этому принципу.
В то же время очень уж бывает больно, когда помогая кому-то и полностью ему доверяя, становишься жертвой обмана или получаешь в благодарность зло. Например, пожалев какого-то родственника, хозяин приглашает его жить к себе и через некоторое время оказывается в ситуации, что родственник начинает проявлять свой характер, выясняет отношения и уходит жить в другое место, высказав обиду вместо благодарности. Он перестает общаться с хозяином и рассказывает о нем всем, как о человеке, обидевшим его и недостойном уважения.
Вот и получается, что хозяин хотел сделать родственнику добро, а в ответ получил зло. Не зря все-таки прижилось выражение: «не делай добро- не получишь зла» в народе, а особенно актуально оно сегодня, когда многие люди стараются не замечать проблем других людей, и озабочены только собственным благополучием.
Однако теперь малыш боится, что зло может повториться. Он начинает лучше осознавать свои потребности и старается любой ценой препятствовать злу, но получать удовольствие он любит. Это приводит к развитию у него эгоизма, но пока только стихийного детского. Уже чуть позже у человека развивается разумный эгоизм, он начинает понимать, что он не один стремиться к наслаждению и поневоле начинает себя сравнивать с другими людьми. Он видит, что кому-то удается жить хорошо, а кто-то обделен жизнью. Так у человека возникает сопереживание и сочувствие.
По статистике альтруистов в мире всего 10%, а остальные 90% людей, проживающих на планете, могут считать себя эгоистами. Здоровый эгоизм не позволяет нам делать другим много добра, чтобы не поставить под сомнение свое благополучие и выживание членов семьи. Конечно, многие из нас готовы помочь человеку, попавшему в беду, но альтруисты стараются сами разыскать тех, кому нужна помочь, и окружают их заботой и вниманием. Их беспокоит все: экологическая ситуация, больные дети, одинокие старики, вымирание редких животных и все остальное, что может навредить здоровью и жизни человека. Сегодня альтруисты становятся волонтерами, помогают одиноким старикам и детям-сиротам, больным животным и всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Во все времена основы общества целиком опирались на концепцию альтруистов, потому что их поведение и образ жизни выгодно государству и самим людям.
Но не всегда безвозмездная помощь может быть заслуженно оценена окружающими. Например, сколько человек каждый день спасают от смерти врачи, а вместо благодарности нередко слышат слова обвинения в свой адрес.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Не делай добра не получишь и зла?
В последнее время достаточно часто приходится слышать эти слова, кем то с лёгкой руки записавшие их в пословицу, и даже чуть ли не в исконно русскую.
Впервые услышал эти «мудрые» слова, когда стал жить в России.
Первоначально даже опешил от услышанного настолько они не вязались со всеми христианскими принципами.
Прочитал тут как то из письма вот такое откровение:
Мы сами выстраиваем свои взаимоотношения с окружающим миром. Можно строить по этой новой пословице, а можно вспомнить другие:
« Доброе дело два века живет»,
«Делай добро и жди добра»,
« Доброе дело и в воде не тонет»,
« Доброе дело без награды не остаётся»,
«Добро не лихо – ходит тихо».
И много других. Хотя есть и худые, злые, основанные на собственной выгоде.
Люди разные жили всегда и каждый придумывал что то своё. Чем сердце было наполнено. Верны слова древние: «от избытка сердца говорят уста». (Матф. 12, 34).
И меня много раз подводили. Пожалеешь человека, поможешь ему, а он или сознательно обманет, или так обстоятельства сложатся, ну и получаешь в ответ лишь зло. И что же теперь? Озлобиться на весь свет Божий? На всех людей?
В приведённом выше отрывке из письма чья то мама правильно говорила дочери:
« Относись к людям так, как хочешь, чтобы к тебе относились». Слова то ведь евангельские из Нагорной проповеди, слегка перефразированные.
А вот так они звучат в первоисточнике:
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).
Так неужели ошибался Спаситель? Не думаю.
Лучше жить по старым и мудрым советам древних, чем по новомодным. Может быть меньше чёрствости будет в жизни и больше добра посеем.
И сердца пусть ни всех, но многих отзовутся добром и добрым словом.
Так хочется надеяться на это.
Не делай добра – не получишь зла: значение пословицы
И ведь действительно по жизни так и получается, что не делай добра – не получишь и зла. Обратно и рикошетом. Я сейчас растолкую Вам значение пословицы.
Сколько раз уже можно обжигаться на молоке! Пора бы уже задувать на воду. Вы спешите с благодатью, а она Вам боком оборачивается. И чем ближе по родству Вам человек, тем справедливее звучит народная мудрость.
Но сама поговорка ни в коем случае не агитирует нас на совершение злых и необдуманных действий. Кстати, есть одно крылатое изречение. Звучит оно примерно так.
Если тебе сделали добро – помни об этом. Коли ты совершил добрый поступок – позабудь об этом. Лично я так и поступаю. Ладно, приступаю к скользким нравоучениям.
Значение пословицы зиждется на людской неблагодарности. Вряд ли за бескорыстную доброту Вам кто-то отплатит оплеухой. Скорее всего, просто забудут сказать волшебное слово. Как результат, Вам станет обидно, и некоторые из нас непременно зарекутся больше никому не делать ни добра, ни зла. А просто оставаться в сторонке.
Но есть и другое толкование поговорки.
Нередки случаи, когда о проявлении доброты конкретный человек Вас не просит. Вы идёте себе мирно по улице. Вдруг, видите, как кто-то ругается. Бранятся супруги. Вы решаетесь вмешаться. Сделать доброе дело. Но в ответ получаете что-то вроде: “Шагай себе дальше, мы сами разберёмся”. Как вариант, Вы можете получить по зубам.
Добро обернулось Вам злом, по причине того, что оно было неверно интерпретировано, и к нему никто не был готов. Прежде чем его творить, надобно спросить разрешения.
Иногда, данную пословицу отождествляют с непорядочными и мерзкими людьми. Вашей добротой наглым образом воспользовались, чтобы достичь корыстно поставленных целей. В последствии, списав всю вину на Вас, и сделав самым настоящим козлом отпущения.
Не делай добра – не получишь зла, а если быть более точным, тщательно выбирай тех, кому оно адресовано. Ибо горько придётся сожалеть, услышав вместо благодарности чёрствую и язвительную критику.
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.