что работники оао ржд обязаны делать чтобы выполнять требования к коррупционному поведению
Распоряжение ОАО «РЖД» от 16.09.2019 N 2051/р «О совершенствовании организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» (вместе с «Положением об организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД»)
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 сентября 2019 г. N 2051/р
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
И ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОАО «РЖД»
В целях совершенствования организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, повышения эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в указанной сфере, закрепления единых принципов организации данной деятельности на всех уровнях корпоративного управления:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД».
1) до 1 октября 2019 г.:
а) назначить ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в подразделениях ОАО «РЖД» из числа своих заместителей;
б) обеспечить назначение ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на региональном и линейном уровнях корпоративного управления;
2) до 1 ноября 2019 г. обеспечить включение в должностные обязанности работников, назначаемых ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, пункта следующего содержания:
«организует работу по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Федосеева Н.В.
Утверждено
распоряжением ОАО «РЖД»
от 16 сентября 2019 г. N 2051/р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
И ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОАО «РЖД»
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии коррупции», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, антикоррупционной политикой ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 г. N 472р, Положением о Центре по организации противодействия коррупции, утвержденным ОАО «РЖД» 24 декабря 2015 г. N 547, и другими нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
II. Основные цели и задачи
4. Основными целями организации работы подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» являются недопущение предпосылок и исключение проявлений коррупции в указанных подразделениях, выявление и урегулирование конфликта интересов, минимизация коррупционных рисков.
5. Основными задачами подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» являются:
1) формирование у работников ОАО «РЖД» нетерпимости к коррупционному поведению;
2) предупреждение коррупционных правонарушений в подразделениях ОАО «РЖД» на всех уровнях корпоративного управления;
3) осуществление контроля за соблюдением работниками ОАО «РЖД» требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
4) обеспечение неотвратимости ответственности работников ОАО «РЖД» за совершение коррупционных правонарушений.
III. Основные принципы организации работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
6. Подразделения ОАО «РЖД» при организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений руководствуются следующими основными принципами:
1) соответствие антикоррупционной политики ОАО «РЖД» законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам;
2) личный пример руководства ОАО «РЖД»;
3) вовлеченность работников ОАО «РЖД»;
4) соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции;
5) эффективность антикоррупционных процедур;
6) неотвратимость наказания;
7) открытость деятельности ОАО «РЖД»;
8) постоянный контроль и мониторинг.
IV. Основные направления работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
7. С целью осуществления работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» подразделения ОАО «РЖД» выполняют мероприятия по следующим основным направлениям деятельности:
1) ознакомление работников ОАО «РЖД» с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
2) предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов, в том числе организация представления работниками ОАО «РЖД» деклараций о конфликте интересов и их рассмотрение, исполнение принятых решений, а также учет и хранение материалов, образующихся в ходе урегулирования конфликта интересов;
3) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований о сдаче подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
4) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований об уведомлении работодателя о фактах склонения работника ОАО «РЖД» к совершению коррупционных правонарушений;
5) работа по оценке коррупционных рисков и реализации мероприятий по их минимизации;
6) обеспечение приема, учета и рассмотрения обращений работников ОАО «РЖД» о фактах проявления коррупции;
7) обеспечение конфиденциальности информации при работе с декларациями о конфликте интересов, а также о работниках ОАО «РЖД», сообщивших о фактах проявления коррупции, защита их прав и законных интересов;
8) обеспечение контроля за соблюдением требований нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
9) обеспечение информирования, консультирования и обучения работников ОАО «РЖД» по вопросам противодействия коррупции;
10) иные направления деятельности.
V. Организационные основы работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
9. Первые заместители генерального директора ОАО «РЖД», заместители генерального директора ОАО «РЖД», директора ОАО «РЖД» организуют работу подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, деятельность которых они координируют и контролируют в рамках своих компетенций.
10. Ответственный в ОАО «РЖД» за работу по противодействию коррупции ведет вопросы разработки и реализации мер по антикоррупционной деятельности в ОАО «РЖД», а также мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
12. Подразделения ОАО «РЖД» в рамках своих полномочий, установленных нормативными документами ОАО «РЖД» и настоящим Положением, реализуют антикоррупционные мероприятия по определенным в ОАО «РЖД» направлениям деятельности.
13. Руководители подразделений ОАО «РЖД»:
1) назначают ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в подразделении ОАО «РЖД» из числа своих заместителей (центральный уровень корпоративного управления);
2) обеспечивают назначение ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений:
3) обеспечивают включение в должностные обязанности работников, назначаемых ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, пункта следующего содержания:
«организует работу по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений».
Ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном уровне корпоративного управления могут быть назначены работники подразделений ОАО «РЖД», ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов.
VI. Особенности деятельности ответственных за организацию
работы по противодействию коррупции и профилактике
коррупционных правонарушений на центральном, региональном
и линейном уровнях корпоративного управления
14. Ответственные за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
15. Ответственные за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном и региональном уровнях корпоративного управления обеспечивают:
1) реализацию антикоррупционных мероприятий по направлениям деятельности, предусмотренным в пункте 7 настоящего Положения;
2) взаимодействие с Центром по вопросам противодействия коррупции и профилактики коррупционных правонарушений.
16. Ответственные по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на региональном уровне корпоративного управления при реализации направлений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, в случае необходимости осуществляют взаимодействие с региональной комиссией по урегулированию конфликта интересов.
17. Ответственные по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на линейном уровне корпоративного управления обеспечивают:
1) ознакомление работников ОАО «РЖД» с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
2) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований о сдаче подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
3) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований об уведомлении работодателя о фактах склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
4) проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам антикоррупционной деятельности ОАО «РЖД»;
5) осуществление внутреннего контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции в соответствующем подразделении.
18. Ответственный по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном уровне корпоративного управления обеспечивает своевременное представление в Центр сводных отчетов о результатах антикоррупционной работы подразделения ОАО «РЖД», предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции и сформированных посредством консолидации и анализа соответствующей информации, направленной подразделениями регионального и линейного уровней корпоративного управления.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 16.09.2019 N 2051/р «О совершенствовании организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» (вместе с «Положением об организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД»)
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 16 сентября 2019 г. N 2051/р
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
И ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОАО «РЖД»
В целях совершенствования организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, повышения эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в указанной сфере, закрепления единых принципов организации данной деятельности на всех уровнях корпоративного управления:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД».
1) до 1 октября 2019 г.:
а) назначить ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в подразделениях ОАО «РЖД» из числа своих заместителей;
б) обеспечить назначение ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на региональном и линейном уровнях корпоративного управления;
2) до 1 ноября 2019 г. обеспечить включение в должностные обязанности работников, назначаемых ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, пункта следующего содержания:
«организует работу по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений».
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Федосеева Н.В.
председатель правления ОАО «РЖД»
распоряжением ОАО «РЖД»
от 16 сентября 2019 г. N 2051/р
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
И ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОАО «РЖД»
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии коррупции», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, антикоррупционной политикой ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 февраля 2015 г. N 472р, Положением о Центре по организации противодействия коррупции, утвержденным ОАО «РЖД» 24 декабря 2015 г. N 547, и другими нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
II. Основные цели и задачи
4. Основными целями организации работы подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» являются недопущение предпосылок и исключение проявлений коррупции в указанных подразделениях, выявление и урегулирование конфликта интересов, минимизация коррупционных рисков.
5. Основными задачами подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» являются:
1) формирование у работников ОАО «РЖД» нетерпимости к коррупционному поведению;
2) предупреждение коррупционных правонарушений в подразделениях ОАО «РЖД» на всех уровнях корпоративного управления;
3) осуществление контроля за соблюдением работниками ОАО «РЖД» требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
4) обеспечение неотвратимости ответственности работников ОАО «РЖД» за совершение коррупционных правонарушений.
III. Основные принципы организации работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
6. Подразделения ОАО «РЖД» при организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений руководствуются следующими основными принципами:
1) соответствие антикоррупционной политики ОАО «РЖД» законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам;
2) личный пример руководства ОАО «РЖД»;
3) вовлеченность работников ОАО «РЖД»;
4) соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции;
5) эффективность антикоррупционных процедур;
6) неотвратимость наказания;
7) открытость деятельности ОАО «РЖД»;
8) постоянный контроль и мониторинг.
IV. Основные направления работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
7. С целью осуществления работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД» подразделения ОАО «РЖД» выполняют мероприятия по следующим основным направлениям деятельности:
1) ознакомление работников ОАО «РЖД» с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
2) предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов, в том числе организация представления работниками ОАО «РЖД» деклараций о конфликте интересов и их рассмотрение, исполнение принятых решений, а также учет и хранение материалов, образующихся в ходе урегулирования конфликта интересов;
3) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований о сдаче подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
4) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований об уведомлении работодателя о фактах склонения работника ОАО «РЖД» к совершению коррупционных правонарушений;
5) работа по оценке коррупционных рисков и реализации мероприятий по их минимизации;
6) обеспечение приема, учета и рассмотрения обращений работников ОАО «РЖД» о фактах проявления коррупции;
7) обеспечение конфиденциальности информации при работе с декларациями о конфликте интересов, а также о работниках ОАО «РЖД», сообщивших о фактах проявления коррупции, защита их прав и законных интересов;
8) обеспечение контроля за соблюдением требований нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
9) обеспечение информирования, консультирования и обучения работников ОАО «РЖД» по вопросам противодействия коррупции;
10) иные направления деятельности.
V. Организационные основы работы
по противодействию коррупции и профилактике коррупционных
правонарушений в ОАО «РЖД»
9. Первые заместители генерального директора ОАО «РЖД», заместители генерального директора ОАО «РЖД», директора ОАО «РЖД» организуют работу подразделений ОАО «РЖД» по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, деятельность которых они координируют и контролируют в рамках своих компетенций.
10. Ответственный в ОАО «РЖД» за работу по противодействию коррупции ведет вопросы разработки и реализации мер по антикоррупционной деятельности в ОАО «РЖД», а также мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
12. Подразделения ОАО «РЖД» в рамках своих полномочий, установленных нормативными документами ОАО «РЖД» и настоящим Положением, реализуют антикоррупционные мероприятия по определенным в ОАО «РЖД» направлениям деятельности.
13. Руководители подразделений ОАО «РЖД»:
1) назначают ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в подразделении ОАО «РЖД» из числа своих заместителей (центральный уровень корпоративного управления);
2) обеспечивают назначение ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений:
3) обеспечивают включение в должностные обязанности работников, назначаемых ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений, пункта следующего содержания:
«организует работу по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений».
Ответственными за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном уровне корпоративного управления могут быть назначены работники подразделений ОАО «РЖД», ответственные за работу по урегулированию конфликта интересов.
VI. Особенности деятельности ответственных за организацию
работы по противодействию коррупции и профилактике
коррупционных правонарушений на центральном, региональном
и линейном уровнях корпоративного управления
14. Ответственные за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
15. Ответственные за организацию работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном и региональном уровнях корпоративного управления обеспечивают:
1) реализацию антикоррупционных мероприятий по направлениям деятельности, предусмотренным в пункте 7 настоящего Положения;
2) взаимодействие с Центром по вопросам противодействия коррупции и профилактики коррупционных правонарушений.
16. Ответственные по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на региональном уровне корпоративного управления при реализации направлений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, в случае необходимости осуществляют взаимодействие с региональной комиссией по урегулированию конфликта интересов.
17. Ответственные по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на линейном уровне корпоративного управления обеспечивают:
1) ознакомление работников ОАО «РЖД» с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
2) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований о сдаче подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
3) соблюдение работниками ОАО «РЖД» требований об уведомлении работодателя о фактах склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
4) проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам антикоррупционной деятельности ОАО «РЖД»;
5) осуществление внутреннего контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции в соответствующем подразделении.
18. Ответственный по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений на центральном уровне корпоративного управления обеспечивает своевременное представление в Центр сводных отчетов о результатах антикоррупционной работы подразделения ОАО «РЖД», предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции и сформированных посредством консолидации и анализа соответствующей информации, направленной подразделениями регионального и линейного уровней корпоративного управления.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.02.2021 N 192/р «Об утверждении Методических рекомендаций по управлению коррупционными рисками в ОАО «РЖД»
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 февраля 2021 г. N 192/р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО УПРАВЛЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ОАО «РЖД»
В целях формирования единообразного подхода к управлению коррупционными рисками в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях ОАО «РЖД» и подконтрольных ОАО «РЖД» обществах:
2. Начальникам Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Евсегнеевой В.А. и Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. направить настоящее распоряжение в подконтрольные ОАО «РЖД» общества (по перечню согласно приложению) с целью разработки или актуализации ими своих внутренних документов в соответствии с Методическими рекомендациями.
3. Признать утратившим силу распоряжение ОАО «РЖД» от 9 августа 2016 г. N 1634р «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке коррупционных рисков в ОАО «РЖД».
Утверждены
распоряжением ОАО «РЖД»
от 01.02.2021 г. N 192/р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ОАО «РЖД»
2. Методические рекомендации обязательны для применения всеми работниками ОАО «РЖД» и в установленном порядке подконтрольными обществами ОАО «РЖД» с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными документами ОАО «РЖД» и подконтрольных ОАО «РЖД» обществ.
3. В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения в соответствии с пунктом 1.5. Политики по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденной решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 27 мая 2019 г. N 17), пунктом 1.11. Методических рекомендаций по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 июля 2019 г. N 1645/р, Глоссарием терминов и определений в области управления процессами ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 27 ноября 2017 г. N 2426р, а также следующие термины и их определения:
а) ключевые события (действия) бизнес-процесса;
б) ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные права и законные интересы и (или) интересы иных лиц, связанных с работником;
в) операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей;
г) моменты перехода прав владения/распоряжения/пользования активами;
д) смена лица, ответственного за сохранность активов;
ж) возникновение или смена обязательств (доходных и расходных);
з) передача полномочий одного ответственного лица другому;
и) действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности);
к) изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного на бумажном носителе, заносятся в информационную систему);
л) операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия (процедуры);
м) прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп бизнес-процессов, риски процесса;
4. Положения настоящих Методических рекомендаций используются при:
1) определении перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
2) составлении реестра коррупционных рисков, плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски, отчета о реализации плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски, а также отчета о реализовавшихся коррупционных рисках;
3) ранжировании коррупционных рисков;
4) составлении перечня должностей, связанных с коррупционными рисками;
5) взаимодействии в рамках процесса управления коррупционными рисками;
6) мониторинге исполнения должностных обязанностей работниками подразделений, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
5. Ответственность за управление коррупционными рисками в рамках направлений деятельности, бизнес-процессов, проектов, функций, осуществляемое на непрерывной основе, несут руководители соответствующих подразделений.
6. Общую координацию и методологическую поддержку процесса управления коррупционными рисками осуществляет Центр по организации противодействия коррупции.
II. Определение перечня функций, при реализации которых
наиболее вероятно возникновение коррупционных рисков
7. Руководители подразделений определяют применительно к своей деятельности, бизнес-процессам и проектам перечень функций, наиболее подверженных коррупционному воздействию.
При определении перечня следует обратить внимание на функции, приведенные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для конкретного подразделения, бизнес-процесса, проекта.
III. Выявление коррупционных рисков
8. Выявление коррупционных рисков осуществляется для определения условий и обстоятельств, возникающих в конкретном бизнес-процессе, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями для получения выгоды вопреки интересам ОАО «РЖД», установления предмета коррупции (за какие действия (бездействие) предоставляется выгода) и возможных коррупционных схем, которые могли быть использованы.
1) материалов заседаний комиссии по урегулированию конфликта интересов в ОАО «РЖД» (региональных комиссий по урегулированию конфликта интересов) и Комиссии по вопросам деловой этики в ОАО «РЖД»;
2) статистических данных, в том числе о состоянии преступности в Российской Федерации;
3) обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных проявлениях и правонарушениях, в частности обращений, поступивших на «Горячую антикоррупционную линию ОАО «РЖД», в Виртуальную приемную на сайте ОАО «РЖД», Единый информационно-сервисный центр и др.;
4) уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения работника ОАО «РЖД» к совершению коррупционных правонарушений;
5) сообщений в средствах массовой информации, глобальной сети «Интернет» и других открытых источниках о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения работниками ОАО «РЖД» требований Кодекса деловой этики ОАО «РЖД», Антикоррупционной политики ОАО «РЖД»;
6) материалов (предписаний, запросов), направленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации;
7) информации о возбужденных уголовных делах коррупционной направленности, делах об административных правонарушениях в отношении работников ОАО «РЖД» и вынесенных судебных актах по соответствующим делам;
8) информации внешних аудиторов о выявленных нарушениях, имеющих признаки коррупции, и недостатках процедур, направленных на предотвращение коррупции;
9) информации о результатах совещаний рабочих групп по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции;
10) сведений, полученных в ходе анкетирования руководителей и работников подразделений;
11) прочей информации и документации, необходимых для оценки коррупционных рисков.
Перечень источников получения информации, указанный в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
негативно повлиять на достижение цели;
вызвать негативные последствия (в виде штрафных санкций, репутационных и прочих рисков для подразделения и (или) ОАО «РЖД» в целом).
Основываясь на возможных негативных событиях и угрозах, руководители выявляют следующие коррупционные риски:
1) участие работников, обладающих организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, в предпринимательской деятельности;
2) лоббирование (продвижение частных интересов);
3) торговля инсайдерской информацией;
4) взятки при реализации контрольных и надзорных функций;
5) взятки за назначение на коррупционно опасные должности;
6) взятки за неисполнение должностных обязанностей;
7) взятки за ускорение решения процедурных вопросов;
8) взятки за сокрытие чрезвычайных происшествий;
9) непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Объективными предпосылками являются, например, доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении бизнес-процесса. К субъективным предпосылкам можно отнести отрицательную, в том числе корыстную мотивацию работника, неприязнь или ложно понятые интересы руководителей, контрагентов, в том числе по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.
По каждой коррупционно опасной функции проводится детальное описание возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке (коррупционные схемы), выявление коррупционно опасных должностей, которые могут быть причастны к реализации указанных коррупционных схем, анализируются возможные последствия реализации коррупционных рисков (дополнительные затраты, ущерб, в т.ч. репутационный и др.).
Выявленные риски, коррупционные схемы, коррупционно опасные должности и другие составляющие описываются в реестре коррупционных рисков, составленном по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Владельцами коррупционных рисков являются руководители подразделений, которые в рамках своих задач и функций организуют, обеспечивают и несут ответственность за функционирование системы управления рисками, в том числе коррупционными.
В приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям представлен пример заполнения реестра коррупционных рисков.
IV. Анализ и оценка коррупционных рисков
10. Анализ и оценка коррупционных рисков проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по управлению рисками и внутреннему контролю с учетом особенностей, установленных настоящими Методическими рекомендациями.
11. На этапе анализа и оценки осуществляется ранжирование (упорядочение) коррупционных рисков.
Каждый коррупционный риск характеризуется по шкале вероятности реализации и шкале величины влияния, приведенным в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
На основании вероятности реализации риска и величины его влияния для каждого коррупционного риска определяется и переводится в баллы итоговая оценка, в соответствии с которой ранжируются коррупционные риски.
Результаты ранжирования графически отражаются в карте коррупционных рисков в соответствии с приложением N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Оценка текущего коррупционного риска осуществляется до принятия мер по воздействию на коррупционный риск.
Оценка остаточного коррупционного риска проводится по результатам разработки и внедрения мероприятий по воздействию на коррупционный риск.
V. Определение и описание ключевых индикаторов риска
Индикаторы риска формируются с учетом следующих подходов:
— в качестве КИР могут использоваться показатели, характеризующие существенное внешнее воздействие на деятельность ОАО «РЖД», подразделения, бизнес-процесса, проекта (санкции и предписания со стороны государственных контрольно-надзорных органов, судебные иски/претензии контрагентов, случаи распространения негативной информации об ОАО «РЖД», подразделении, проекте в средствах массовой информации и др.);
— КИР являются индикаторами для рассмотрения необходимости изменения текущих мероприятий по воздействию на риск;
— КИР не являются описанием риска;
— предикативные КИР являются предпочтительными. При этом в ряде случаев одни и те же КИР могут быть как индикативными, так и предикативными, в зависимости от установленного порога/параметра;
— при формировании КИР целесообразно выбирать количественные показатели;
— одни КИР не должны быть частными случаями других;
— набор КИР должен быть минимальным и достаточным для определения предрискового состояния или факта реализации рисков для облегчения последующего мониторинга, при этом количество КИР для одного риска не должно быть избыточным, для того чтобы не усложнять процесс принятия решений;
— КИР должны быть простыми для мониторинга и измерения в целях исключения неэффективности затрат на их мониторинг.
13. Для всех КИР определяются плановые/пороговые значения, превышение которых свидетельствует о реализации риска либо предрисковом состоянии.
14. При подготовке отчетности по коррупционным рискам согласно приложениям N 2 и N 8 к настоящим Методическим рекомендациям для каждого риска обязательно использование следующих КИР.
— количество сообщений на «Горячую антикоррупционную линию ОАО «РЖД», в Виртуальную приемную на сайте ОАО «РЖД», Единый информационно-сервисный центр и др. о возможных проявлениях коррупционной деятельности;
— количество выявленных неурегулированных конфликтов интересов.
— количество судебных актов, вступивших в законную силу, с квалифицирующими признаками составов правонарушений и преступлений, относящимися к коррупции;
— количество предписаний и требований уполномоченных органов по коррупционным правонарушениям;
— количество случаев нарушения лицами, замещающими должности, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 613, обязанностей, ограничений и запретов, установленных данным постановлением и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568;
— количество установленных государственными органами фактов привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ.
Для КИР устанавливаются нулевые плановые значения.
В дополнение к вышеуказанным подразделениями также могут быть разработаны и использоваться прочие КИР в зависимости от специфики деятельности.
VI. Связь коррупционных рисков с риск-аппетитом
15. Все коррупционные риски являются предметом особого внимания в связи с тем, что ОАО «РЖД» не приемлет коррупцию в любых формах и проявлениях (принцип «нулевой толерантности к коррупции» с учетом устанавливаемого ОАО «РЖД» риск-аппетита по данному направлению).
Правила и порядок формулирования заявлений (деклараций) о приемлемой величине рисков (риск-аппетите) и их пересмотра регламентируется Методическими рекомендациями по определению приемлемой величины рисков (риск-аппетита), утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 06 апреля 2020 г. N 777/р.
VII. Воздействие на коррупционные риски
16. Воздействие на коррупционные риски проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по управлению рисками и внутреннему контролю с учетом особенностей, установленных настоящими Методическими рекомендациями.
17. Воздействие на коррупционные риски вырабатывается в зависимости от особенностей конкретного подразделения, бизнес-процесса, проекта, функции и включает:
1) регламентацию способа и сроков совершения действий работником;
2) реинжиниринг бизнес-процессов, пересмотр функций;
3) совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
4) сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческих решений;
5) сокращение сроков принятия управленческих решений;
6) совершенствование порядка внешнего взаимодействия работников с представителями контрагентов, органов государственной власти и др. (например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия);
7) установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
8) установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностных лиц при осуществлении коррупционно опасных функций.
18. В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений (реализации коррупционных рисков) необходимо осуществлять на постоянной основе:
внутренний контроль за исполнением работниками (должностными лицами) своих обязанностей. При этом должны учитываться поступившая информация о коррупционных проявлениях, жалобы и обращения граждан и организаций, публикации о фактах коррупционной деятельности работников ОАО «РЖД» в средствах массовой информации;
проведение разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных функций.
VIII. Порядок взаимодействия в рамках процесса управления
коррупционными рисками, выявления коррупционно
опасных функций
19. Вопросы противодействия коррупции рассматриваются руководителями подразделений на совещаниях рабочих групп, образованных в подразделении по решению руководителя.
Для определения коррупционно опасных функций, составления реестра коррупционных рисков, плана по воздействию на коррупционные риски, оценки коррупционных рисков и их ранжирования, составления перечня должностей, которые связаны с коррупционными рисками, в состав рабочей группы целесообразно включать специалистов по корпоративной безопасности, кадрам, юриспруденции, экономике, финансам, а также представителей других подразделений, которые, по мнению руководителя подразделения, необходимы в каждом конкретном случае.
20. По итогам проведения совещаний подразделениями формируются реестры коррупционных рисков и планы мероприятий по воздействию на коррупционные риски, которые утверждаются руководителем подразделения.
Форма плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски представлена в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
21. Руководители подразделений представляют в Центр по организации противодействия коррупции:
ежегодно в срок до 1 ноября текущего года утвержденные реестры коррупционных рисков и планы мероприятий по воздействию на коррупционные риски на следующий год;
ежегодно в срок до 25 декабря текущего года утвержденные отчеты об исполнении мероприятий по воздействию на коррупционные риски в текущем году по форме приложения N 7 к настоящим Методическим рекомендациям;
22. Центр по организации противодействия коррупции консолидирует в сводном реестре коррупционных рисков информацию о рисках и представляет его на утверждение заместителю генерального директора ОАО «РЖД», курирующему вопросы корпоративной безопасности (приложение N 9 к настоящим Методическим рекомендациям).
23. Основанием для внесения изменений в перечень коррупционно опасных функций, реестр коррупционных рисков и план мероприятий по воздействию на коррупционные риски являются изменения законодательства Российской Федерации, результаты работы по управлению коррупционными рисками, мониторингу исполнения должностных обязанностей работниками и т.д.
24. При установлении оснований для внесения изменений руководителям подразделений необходимо актуализировать реестры коррупционных рисков, планы мероприятий по воздействию на коррупционные риски и направить указанные документы в месячный срок с момента внесения соответствующих изменений в Центр по организации противодействия коррупции.
IX. Формирование перечня должностей, связанных
с коррупционными рисками
25. Должности, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой трудовой деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
Признаками, характеризующими коррупционное поведение работника (должностного лица) при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:
1) необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков при принятии решений, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
2) использование своих должностных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо связанных с ним лиц;
3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на работу в ОАО «РЖД»;
4) оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
5) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении должностных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
6) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
7) нарушение должностными лицами требований нормативных правовых и локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;
8) искажение, сокрытие или представление заведомо ложных сведений в учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом трудовой деятельности;
9) попытка несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
10) действия распорядительного характера, превышающие или не относящиеся к должностным (трудовым) обязанностям;
11) бездействие в случаях, требующих принятия решений в соответствии с должностными (трудовыми) обязанностями;
12) получение должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
13) получение должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
14) совершение частых или крупных сделок между подразделением и субъектами предпринимательской деятельности, участниками которых или руководящие должности в которых замещают связанные с должностными лицами ОАО «РЖД» гражданами;
15) совершение финансово-хозяйственных операций с очевидными нарушениями законодательства Российской Федерации.
Указанные признаки не являются исчерпывающими.
Актуализацию указанного перечня необходимо осуществлять по результатам периодической оценки коррупционных рисков.
В трудовые договоры лиц, замещающих должности, включенные в вышеуказанный перечень, вносится обязанность по представлению в Центр по организации противодействия коррупции сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в установленном в ОАО «РЖД» порядке.
28. Подразделениям необходимо реализовывать дополнительные меры контроля к лицам, замещающим коррупционно опасные должности, включенные в утвержденные в подразделениях перечни (организация внутреннего контроля за исполнением указанными лицами своих обязанностей, проведение разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении ими коррупционно опасных функций и др.).
X. Мониторинг исполнения должностных обязанностей
работниками, деятельность которых связана
с коррупционными рисками
29. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей работниками, деятельность которых связана с коррупционными рисками являются:
1) своевременная фиксация отклонения действий должностных лиц от установленных норм, правил служебного поведения;
2) выявление и анализ рисков (риск-факторов), способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
3) подготовка предложений по воздействию на коррупционные риски для их минимизации, избежания (устранения);
4) корректировка перечня коррупционно опасных функций и реестра коррупционных рисков, а также перечня должностей, связанных с коррупционными рисками.
30. Проведение мониторинга представляет собой постоянное наблюдение за соблюдением ограничений, запретов и требований в сфере предупреждения и противодействия коррупции в подразделениях посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации с целью определения его текущего состояния и соответствия законодательству Российской Федерации и нормативным документам ОАО «РЖД».
31. При проведении мониторинга:
устанавливаются показатели, характеризующие антикоррупционное поведение должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие с подразделениями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения о коррупционных нарушениях.
32. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении должностными лицами при исполнении должностных обязанностей требований нормативных документов ОАО «РЖД» в области противодействия коррупции;
подготовка предложений по воздействию на коррупционные риски, по внесению изменений в перечень коррупционно опасных функций, реестр коррупционных рисков, а также в перечень должностей, связанных с коррупционными рисками.
Мониторинг исполнения должностных обязанностей работниками осуществляет руководитель подразделения на постоянной основе. Результаты мониторинга используются для последующей реализации в порядке, устанавливаемом нормативно-методическими документами ОАО «РЖД».
XI. Порядок внесения изменений
33. Ответственным за актуализацию настоящих Методических рекомендаций является Центр по организации противодействия коррупции.
34. Инициатор внесения изменений представляет в Центр по организации противодействия коррупции обоснование целесообразности их внесения.
35. Решение о целесообразности внесения изменений в настоящие Методические рекомендации принимает заместитель генерального директора ОАО «РЖД», курирующий вопросы корпоративной безопасности.
36. Проект изменений, вносимых в настоящие Методические рекомендации, после оценки их целесообразности проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО «РЖД»
ПЕРЕЧЕНЬ
НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОРРУПЦИОННО ОПАСНЫХ ФУНКЦИЙ