что такое 667 у казахов
10 главных мемов 2019 года и их значение
Илон Маск, «Окей, бумер», Казахтанос, переименование Астаны и книга «Ты — казашка. Гордись!». STEPPE, Alpystogyz и культурная платформа Kýrator подводят мемные итоги года.
В 2019 много всего произошло как в Казахстане, так и во всём мире. А чем больше событий, тем больше мемов, которые сразу уходят в народ.
Если вы до сих пор не знаете, зачем Грета Тунберг просит не убивать селёдку ради шуб, кто такие бумеры и почему Иманбека просят сделать ремикс на Казахстан, то у вас ещё есть последний шанс.
Alpystogyz собрала для вас главные мемы, Амир Мусаев из «Куратора» объяснил их, а мы всё это опубликовали.
Грета Тунберг
Грета Тунберг — политическая рок-звезда уходящего года. Знаменитой она стала после речи на климатическом саммите ООН.
Мемов с Гретой было много: юная эко-активистка сама стала медиавирусом, без которой теперь не обходится ни один разговор на тему проблем экологии.
Наиболее популярными были мемы, где Грета стоит с транспарантом, с нелогичным и слишком категоричным требованием к обществу. Например, «Перестаньте убивать селедку ради шуб», с одной стороны раскрывает особенности обучения самой Греты (синдром Аспергера и СДВГ), а с другой — является карикатурой на радикальный эко-активизм с призывами несмотря ни на что остановить цивилизацию и спасти какие-то вымирающие виды.
Еще одной карикатурой стала фотожаба завтракающей Греты на фоне голодных африканских детей. Тут мы наблюдаем сатиру с другой оптикой, мол «модные активисты хотят спасти свою планету, но не обращают внимание на реальные страдания людей».
Второй смысловой уровень — финансовая обеспеченность Греты, родившейся в зажиточной семье оперной певицы, на фоне нищеты, безграмотности и нереализованности подавляющего числа африканских детей.
Третий смысловой уровень — образ вагона поезда как герметичное и стремительное убежище от мировых проблем.
Встреча Тунберг и Трампа уже довольна комична. Но репортерам удалось в одном кадре соединить рассерженное лицо Греты и самодовольный вид миллиардера и действующего президента Америки.
Эта запись разлетелась на гифки и стала изображением каноничного противостояния поколения молодых и чутких революционеров с алчными капиталистами.
Стилистическая кульминация этого мема — изображение Греты и Трампа, которое дополнительно отсылает к другому мему, где женщина со слезами на глазах обвиняет в чем-то кота. Гениальность мема в том, что меняются образные переменные, но суть остается та же. Трамп для нас остается таким же непонимающим и удивленным котом.
ОК Boomer
Ещё один мем в копилку вечной темы «отцов и детей». Бумерами или бэби-бумерами называют послевоенное поколение с середины 40-х до начала 60-х.
Фраза «Окей, бумер» — усталое согласие молодых людей на принципиальное непонимание их старшим поколением. Например, девушка на выступлении в парламенте в Новой Зеландии, ответила «Окей, бумер» на замечание о молодом возрасте от депутата.
Личный фаворит — фраза “ОК Boomer”, сделанная в ворд-арте. Намеренно уродливый, устаревший, но при этом милый дизайн добавляет фразе ещё один смысловой уровень, попутно вызывая ностальгию по компьютерному детству.
Данила, ты что крейзи
Эта фраза пришла к нам из популярного некогда шоу «Даёшь молодёжь». В одном из скетчей участвовали два метросексуала Данила и Герман, которые в разговоре нелепо смешивали английские и русские слова. Узнаваемые фразы «Грейтбл», «Крейзи», «О май гарбл» — это всё оттуда.
Ещё с начала десятых годов эти двое бродили по просторам имиджбордов и интернет-форумов, но недавнюю популярность обрел мем с изображением героев и надписью «О май гад, Данила, ты что крейзи». В октябре-ноября этого года мем мигом разлетелся по группам «Вконтакте» и сообщениям в мессенджерах. Но почему он стал популярным в этом году?
Фраза «О май гад, Данила, ты что крейзи», как и любой современный мем, имеет несколько смысловых уровней.
Первый — уровень бытового общения. Мем передает шок и удивление на какую-то идею или выходку собеседника. «Прогуляем английский?» — «О май гад, Данила, ты что крейзи».
Второй уровень проникнут ностальгией по старому доброму телевидению, которое осталось сильно позади новомодных стриминговых сервисов и популярных приложений.
Третий раскрывает лингвистическую растерянность молодых людей, зажатых между английским и русским языком. В этом десятилетии очевиден рост знания английского языка среди всех слоев общества, но в особенности среди миллениалов. Во фразе «О май гад, Данила, ты что крейзи» интернет-пользователи узнают свою парадигму общения, когда приходится думать на рабочем английском и не забывать родной русский.
Уход Назарбаева
Событие, определившее год для Казахстана — уход Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана. Шокирующее заявление, прозвучавшее в марте этого года прошло все классические стадии принятия. В мемах об уходе первого президента есть всё: отрицание, гнев, торг и депрессия.
Позволю себе лирику — с помощью мемов, когда все уже отшутились и отплевались, приходит то самое необходимое принятие. Самым популярным мемом на тему была простая фотография, где человек снимает портрет Назарбаева со стены, и это всего спустя пару часов после официального заявления.
Дальше пользователи, в основном твиттерские, выбирали преемника Назарбаева и это были, традиционно, самые одиозные и меметичные личности: вымышленный казахстанец Борат Сагдиев в исполнении Саши Барона Коэна и вполне реальный Николас Кейдж в костюме казахстанца.
Примечательно, что это всемирно известные личности, которые для казахстанцев стали неотъемлемым элементов в коллективной мифологии.
Третья интересная категория мемов — это реакции россиян на политическую новость в Казахстане. Для них, как и для нас, эта новость тоже стала шоком.
Переименование столицы
На следующий день после заявление Назарбаева столица стала Нур-Cултаном. Переименование столицы предложили под предлогом увековечивания памяти первого президента Казахстана.
Но беспощадные интернет-пользователи помнят о том, что название институций в честь Назарабаева не в новинку казахстанцам. Поэтому в сети сразу распространились многослойные мемы о том, как человек по имени Нурсултан живет в городе Нурсултан и учится в университете имени Нурсултана Назарбаева.
Ещё один объект для шуток-мемов, слишком быстрый и неожиданный процесс переименования, в котором практически за день Астана стала Нур-Султаном. Самые остроумные совместили этот инфоповод с популярным шлягером «Петербург-Ленинград». «Я уехал в Астану. А приехал в Нурсултан» — вот она культура пост- и мета-модерна.
Собор Парижской Богоматери
В этом году мы чуть было не потеряли Собор Парижской Богоматери. Как многие шутят: Нотр-Дам-де-Пари пережил и Великую французскую революцию, и гнет Третьего Рейха, а в итоге сгорел из за банального ремонта.
Для мировой общественности это стало первым вызовом новой эпохи, которая соединила в себе противоположности: мультикультурализм и национальное единство, прошлое и будущее, глобализацию и локальность.
Философы сравнивали Собор с реликвией великого прошлого, которому теперь нет места в быстром и технологичном мире.
Мем-мейкеры пошли другим путем и соединили древний памятник с современными медиаобразами. Изображение королевы Дейнерис из рода Таргариенов, которая сидя на драконе сжигает Норт-Дам-де-Пари — герб, флаг и гимн нашего времени.
Первый уровень — чисто анекдотический, смешное и неожиданное соединение двух разнородных объектов. Just for fun.
Второй — контекстуальный. Изображение Дейнрис отсылает к предпоследней серии «Игры Престолов», где обезумевшая кхалиси сжигает Королевскую гавань. Два этих события — поджог Гавани и Собора — произошли почти одновременно, будто напрашивались на объединение в одном меме.
Третий уровень — экзистенциальная тревога людей, которые оказались в нелинейном мире, в котором произошел «конец истории», и где прошлое, будущее и настоящее тотально наслоились друг на друга. Обеспокоенность тем, что поздний капитализм в лице популярного сериала разрушает не только наше представление о прошлом, но и само прошлое.
Казахстанос
В первой половине года вышла заключительная часть «Мстителей», которые стали настоящим артефактом десятилетия. Но нам важен сам финал очередной фазы киновселенной Marvel, а главный злодей — Танос. Который теперь Казахстанос. Абсолютно бредовая игра слов, тем не менее стала невероятно популярной в интернет-сообществе.
Изображение синего и могучего Казахстаноса с вытатуированным флагом на предплечье говорит нам о нескольких вещах.
Первое — абсурдный каламбур, это речевое присоединение к имени Таноса слова «казах». Сколько раз уже вижу Казахстаноса, а всё равно смешно как в первый раз.
Второе — это образ Казахстаноса. Многие казахстанцы наверняка именно так представляют Родину — сильную, большую, решительную обладающей властной перчаткой, в которой инкрустированы богатства недр казахстанской земли.
Третье — совмещение инопланетного существа с чем-то родным и знакомым. Танос хоть и был злодеем, но благородным, и воевал он не за личную выгоду, а за благополучие всей обозримой Вселенной.
TikTok
Если и называть 2019 годом чего-то, то скорее всего это «год ТикТока». Простое приложение, в котором каждый может загрузить небольшой скетч, а другой сразу посмотреть его — стало настоящим феноменом этого года.
В ТикТоке интересно то, что он как бы завершает исторически долгий путь простого человека к мировой популярности. Телешоу “American Idol”, интернет-блоги, видео-блоги, сэлфи — всё это закономерные ступени на пути к демократизации популярности. Если раньше популярными были только элиты, актеры и музыканты, то сейчас TikTok идеально реализует уорхоловскую идею, что «каждый человек имеет право на 15 минут славы».
Но мы повогорим не о ТикТоке, а о казахстанце, который стал главным бардом ТикТока, а его трек SAINt JHN — Roses (Imanbek Remix) — аккомпанементом к флешмобу, в котором пользователи ТикТока рассказывали о плюсах и минусах своей жизни.
Мы говорим о скромном железнодорожнике Иманбеке Зейкенове, ставшим очень популярным в Казахстане.
Вся эта история сама по себе мем, но людям и этого мало. В Твиттере люди шутили, что приставка (Imanbek Remix) работает как эффективный улучшайзер, делая вещи мощнее, сильнее и качовее.
Илон Маск
Хотя с тем же успехом 2019 можно назвать и «годом Илона Маска». Гениальный инженер набрал настолько сильный символический капитал, что любое его изображение можно расценивать как мем — харизма, ум и абсурд бьют через край.
Маск и сам в своем твиттер-аккаунте делает гиковские математические мемы и иронично отвечает на комментарии подписчиков. В этом году мы наконец-то услышали его ответ на сакраментальное «Как тебе такое Илон Маск?». И ответом этим был: «хаха офигенно».
После этого, наверное, надо закрывать интернет. Интересно, что безумно популярный мем «Как тебе такое, Илон Маск?» имеет под собой довольно ясный политический окрас. В эпоху «Новой холодной войны», когда две сверхдержавы снова запускают машину идеологической борьбы, мем как раз подчеркивает принципиальную разницу американского рационального мышления и каноничной «русской смекалочки».
Россияне ведут партизанскую борьбу против информационного захватчика теперь посредством мемов, в котором обесценивают инженерные задумки Маска простой бытовой сообразительностью. В этом плане «хаха офигенно» читается как снисходительное одобрение идеологии капитализма тщетных попыток информационного подрыва россиян.
А в конце года Маск выпустил Cybertruck, который мигом стал излюбленным объектом мемов. В основном к «машине будущего» фотожабили предметы наивного настоящего.
Ты — казашка. Гордись!
Завершился год всеобщей гордостью за нацию. Красную книжку «Ты — казашка. Гордись!» можно найти во всех книжных страны, а в подзаголовке к изданию утверждается, что это «160 лайфхаков для молодых девушек». Интернет-пользователей удивила наивность и консервативность этих советов. В общем, от гордой казашки требовали нерушимого и непьющего идеала, который стерпит любые побои от мужа.
Название само по себе довольно мемное — за сильную национальную гордость просили «равноценный» обмен в виде послушания и верности традициям. Мемы в основном деконструировали заявленный тезис, вроде: «Ты — казашка. Земля тебе пухом».
Тут мы видим смысловую игру, которая полностью обнажает смысл книжки.
Второй смысл — «идеальная» казашка в книге, эта та, что по сути низошла до уровня объекта, который выполняет сугубо бытовые обязанности, а значит стала «мертвой». Как робот-пылесос.
Еще один мем мимикрирует под типичную ванильную картинку из подростковых групп в «ВКонтакте». С одной стороны весь романтический пафос сбивается в последней фразе «Я — казашка. Горжусь», а с другой — демонстрирует тревогу молодых казашек за консерватизм и напускное ханжество общества.
Что такое 667 у казахов
1 айталық
2 азаматтар
3 ақты-қара
См. также в других словарях:
667 — Années : 664 665 666 667 668 669 670 Décennies : 630 640 650 660 670 680 690 Siècles : VIe siècle VIIe siècle … Wikipédia en Français
667 — Portal Geschichte | Portal Biografien | Aktuelle Ereignisse | Jahreskalender ◄ | 6. Jahrhundert | 7. Jahrhundert | 8. Jahrhundert | ► ◄ | 630er | 640er | 650er | 660er | 670er | 680er | 690er | ► ◄◄ | ◄ | 663 | 664 | 665 | … Deutsch Wikipedia
-667 — Cette page concerne l année 667 du calendrier julien proleptique. Années : 670 669 668 667 666 665 664 Décennies : 690 680 670 660 650 640 630 Siècles … Wikipédia en Français
667 — ГОСТ 667 < 73>Кислота серная аккумуляторная. Технические условия. ОКС: 71.060.30 КГС: Л12 Кислоты Взамен: ГОСТ 667 53 Действие: С 01.01.75 Изменен: ИУС 1/80, 6/85, 4/89 Примечание: переиздание 1989 Текст документа: ГОСТ 667 «Кислота серная… … Справочник ГОСТов
667 — yearbox in?= cp=6th century c=7th century cf=8th century yp1=664 yp2=665 yp3=666 year=667 ya1=668 ya2=669 ya3=670 dp3=630s dp2=640s dp1=650s d=660s dn1=670s dn2=680s dn3=690sEvents* The Daysan River floods Edessa in Asia. * The city of Oderzo is… … Wikipedia
667 — Años: 664 665 666 – 667 – 668 669 670 Décadas: Años 630 Años 640 Años 650 – Años 660 – Años 670 Años 680 Años 690 Siglos: Siglo VI – … Wikipedia Español
667 — … Википедия
667 до н. э. — … Википедия
667 — Maryland (Regional » US Phone Area Codes) … Abbreviations dictionary
667 — матем. • Запись римскими цифрами: DCLXVII … Словарь обозначений
Борьба жузов и растущая радикальная исламизация страны. Тайная война в степях и городах Казахстана
Мне приходилось общаться с людьми, долгое время жившими и работавшими на ответственных постах в Казахстане, и они отмечают, что экс-президенту Нурсулстану Назарбаеву действительно удалось выстроить эффективно функционирующее государство, и не в последнюю очередь благодаря тому, что прибыли от нефтедобычи доходят и до рядовых граждан.
Тем не менее, не всегда гладко и с этим. Но, главное, у Казахстана есть ахиллесова пята, которая кроется в самом устройстве казахского этноса, изначально делившегося на три жуза (племенных объединения) — Старший, Средний и Младший.
Племенной национализм
У казахов есть популярная поговорка «Дай Старшему жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему жузу копье и отправь на врага». Сильные различия в менталитете между представителями разных жузов сохранились до сих пор.
«В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты… самый недружелюбный народ… Люди здесь агрессивны, я бы сказал — задиристы… Казахи из Чимкента (город на юге Казахстана, с 1992 году официально переименован в Шымкент, находится на территории Старшего жуза. — Авт.), подвозившие меня в районе Аральского моря (территория Младшего жуза. — Авт.), прямо говорили: «Тут варвары живут!»» — писал в 2013 году после целой серии поездок по Казахстану популярный российский блогер-путешественник Илья Буяновский aka varandej.
По словам Буяновского, казахов Младшего жуза отличает и повышенная, агрессивная ксенофобия: «Русскоязычные казахи тут — редкость…. В Аральске вечером… (путешественника. — Авт.) чуть не побили казахские подростки». Все это напоминает недавний отзыв одного моего знакомого о посещении Нормандии: «Цветных (мигрантов из Африки. — Авт.) почти нет. В портовых городах много ультраправой молодежи… Ночью меня как-то чуть не избили за попытку спросить что-то по-английски».
Аналогичные оценки высказывают и сами жители Казахстана, конечно, в более деликатной форме. «Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство… Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как (в данном случае скорее «в то время как». — Авт.) Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями», — отмечал в 2016 году «Почетный связист Казахстана» Батырбек Мусин, за полвека своей жизни поработавший в самых разных регионах страны.
Можно вспомнить, что самые громкие этнические конфликты проходили в Казахстане за прошедшие десятилетия именно на территории Младшего жуза. Это и кровавый погром чеченцев и ингушей 17 — 28 июня 1989 года в Новом Узене (на тот момент в составе Гурьевской области, с 1990 года в составе Мангистауской области), вызвавший бегство шести тысяч человек, и нападения нескольких тысяч казахских националистов на юбилейные мероприятия уральских казаков 15 сентября 1991 года в Уральске (административном центре на тот момент Уральской области, в 1992 году переименованной в Западно-Казахстанскую).
Газета «Жас Алаш» в 2009 году опубликовала выдержки из дневника омоновца, участвовавшего в подавлении волнений в Новом Узене в 1989 году: «Мне приходилось участвовать как спецназовцу во многих горячих точках. Обычно, когда мы, омоновцы, выстроившись в ряд, с автоматом в руке пускали очередь поверх голов толпы, то те сразу с шумом и гамом падали на землю, прикрывая головы руками. А здесь все было по-другому. Когда мы крикнули толпе остановиться и сделали предупредительный выстрел поверх голов, они остановились. И вдруг один из впереди идущих парней крикнул остальным: «Не бойтесь, у них резиновые пули». И тут тысячи людей, сметая ограждение, кинулись вперед. Вот теперь я лежу в больнице. Никогда не встречал такого бесстрашного народа…»
Нищета на фоне нефтедобычи
Причем, на национальные особенности накладываются и социальные. Представители Младшего жуза при Назарбаеве были оттеснены от власти в стране. Не в последнюю очередь поэтому западноказахстанские регионы поражают своей бедностью, так как влиятельные чиновники занимаются развитием только своих малых родин. При том, что именно здесь, на берегах Каспия, добывают главное богатство Казахстана — нефть!
26 июня 2006 года на центральной площади города Актау, административного центра Мангистауской области, прошел несанкционированный митинг рабочих предприятия «Мангистаумунайгаз», собравший от 200 (по официальным заявлениям полиции) до 1000 (по свидетельствам очевидцев) человек. Как писали журналисты: «Разгоряченные молодые ребята выкрикивали националистические лозунги и обещали повторить Новый Узень 1989 года. И в знак того, что это не просто угрозы, разгромили несколько кафе и магазины». Митинг был разогнан полицией, но тогда обошлось без жертв.
Только по официальным данным, 16 декабря 2011 года в Жанаозене было убито 15 (еще один человек был убит полицейскими днем позже при разгоне демонстрации протеста в поселке Шетле) и ранено 100 участников протеста. 37 задержанных были затем отданы под суд, многие получили тюремные сроки.
Ощущение национального и социального угнетения со стороны Центра, как это часто бывает, дало почву и для религиозного обособления западноказахстанских областей. В середине 1990-х годов сюда проник салафизм, известный также как ваххабизм.
Степной ваххабизм
Вероятнее всего, проник он с Северного Кавказа, где как раз в те годы наблюдался подъем неформального ислама, а промежуточным пунктом в распространении этой идеологии была Астрахань, где, с одной стороны, традиционно проживает много казахов, с другой — есть мощная диаспора, сформированная выходцами из Дагестана. Среди последних в 1996 году прибыли вытесненные из дагестанского аула Кванада члены салафитского джамаата Ангута Омарова, известного также как Аюб Астраханский. К 2000 году «астраханский джамаат» распался, но в городе одна за другой начали возникать другие салафитские группировки, многие из которых затем переходили к терактам.
Что такое салафизм? В религиоведческой литературе давно найдено удачное сравнение «пуритане ислама». Действительно, салафиты очень похожи на гугенотов XVI века, так ярко описанных Проспером Мериме в «Хрониках короля Карла IX», которые приравнивали почитание статуй и икон святых к идолопоклонству (и поэтому уничтожали их при первой возможности), запрещали танцы и пение как проявления язычества и т.д.
Причем, что интересно, центром салафизма в Казахстане уже тогда являлся Жанаозен. Однако в результате проведенной в 2005 году репрессивной кампании казахским силовикам удалось разгромить ячейки салафитов в Жанаозене и Актау, многие их лидеры были отправлены за решетку, а активистов побуждали к выезду из страны.
После этого активность салафитов переместилась в соседние Атыраускую (до 1992 года Гурьевскую) и Актюбинскую области.
В марте 2009 года в поселке Шубарши Актюбинской области начались аресты. Первым 14 марта взяли имама местной салафитской общины Азамата Каримбаева. До 2004 года Каримбаев работал в нефтяной компании, но затем уволился, возглавил в родном селе салафитскую общину и построил в Шубарши мечеть для своих единомышленников. 21 марта взяли пятерых его прихожан.
23 сентября 2009 года все задержанные получили тюремные сроки от 10 до 17 лет. Имам уже в декабре 2009 года при странных обстоятельствах погиб в тюрьме.
17 мая 2011 года в центре Актобе на проходной областного департамента Комитета национальной безопасности (КНБ, местный аналог российского ФСБ) подорвал себя 25-летний местный житель Рахимжан Махатов. Силовики сначала пытались выдать все за обычный криминал, но очень быстро выяснилось, что Махатов был членом местной салафитской общины. В апреле 2011 года Махатов и еще ряд актобинских салафитов были задержаны правоохранительными органами (позже его отпустили под подписку о невыезде), продолжалось следствие, и он решил сыграть на опережение.
Кстати, многие реально уезжали. Первое сообщение о присутствии казахов в рядах «Имарата Кавказ»* относится к 25 июля 2009 года, когда МВД Дагестана сообщило, что у пяти боевиков, убитых в ходе спецоперации близ села Агачаул под Махачкалой, найдены казахские паспорта. 5 октября 2010 года в Махачкале в ходе спецоперации подорвался на «поясе шахида» уроженец Актау Ерлан Юсупов. В феврале 2010 года в Махачкале сдались силовиками сразу четверо приехавших (самостоятельно группами по 2 человека) «на джихад» из Актюбинской области казахов.
20 апреля 2011 года в поселке Хушет под Махачкалой в перестрелке погиб уроженец поселка Сазды, что в 18 км от Актобе, Сабитби Аманов, которого называли «правой рукой» Саида Бурятского. 7 ноября 2012 года в Хасавюрте среди убитых членов бандгруппы оказался гражданин Казахстана Вадим Кадымов, как сообщалось в массмедиа Актау, завербованный ими в этом городе. И скорее все этого не единственные примеры.
Казахский фронт джихада
Джамааты боевиков возникали и в самом Казахстане. «4 мая 2011 года сотрудники ДКНБ на оживленной улице Актобе блокировали внедорожник местного жителя Есета Махуова. При обыске машины оперативники обнаружили в тайниках автомат Калашникова, пистолеты системы Макарова и ТТ и более 50 патронов к ним, а также несколько ножей», — цитата из официального сообщенияо задержании амира джамаата «Ансар ад-Дин» («Защитники веры»).
Затем мы переносимся в упоминавшийся выше поселок Шубарши Актюбинской области. 28 июня 2011 года наряд полиции также остановил здесь легковую машину, за рулем которой находился 22-летний Талгат Шаканов. В багажнике машины обнаружили несколько незарегистрированных охотничьих ружей и салафитскую литературу. Шаканова отправили в местный изолятор временного содержания.
Однако в ночь с 28 июня на 1 июля 2011 года салафиты освободили задержанного, при этом устроив настоящую охоту на всех полицейских в поселке. По официальной версии, патрульную машину расстреляли из охотничьего ружья и пистолета Макарова. Однако 4 июля 2011 года в газете «Республика» был опубликован рассказ жителя одного из соседних населенных пунктов, ссылавшегося на свою родню в Шубарши: «Врут, что у опорного пункта в автомобиле убили двух этих полицейских, на самом деле их гоняли всю ночь по поселку, двоих нашли, одного еще не нашли, и он остался жив. Полицейских убивали дома. Одного дома застали, детей и жену закрыли в другую комнату, полицейского застрелили… Другой у родственников прятался, но его тоже нашли».
В район пришлось стягивать оперативные силы и спецназ полиции со всей страны. Из той же статьи в газете «Время»: «То, что сейчас происходит в Темирском районе Актюбинской области, можно по праву назвать полномасштабной войсковой операцией. Туда стянуты практически все боеспособные полицейские силы чуть ли не со всей республики. Из Алматы прибыли краповые береты из спецподразделения МВД РК (Республики Казахстан. — Авт.) «Сункар» и спецназа внутренних войск «Беркут». В оцеплении района, где могут скрываться убийцы полицейских, участвуют военнослужащие нескольких полков полиции и Внутренних войск. Задействована имеющаяся бронетехника. Патрулированием с воздуха занимаются два вертолета Ми-8 и самолет Ан-2».
Возглавил операцию прибывший на место событий из Алматы заместитель министра внутренних дел генерал-полковник Амантай Аубакиров.
Финальный бой произошел 8 июля 2011 года в поселке Кенкияк, соседнем с Шубарши, в нем погиб один боец «Сункара» и девять боевиков. По свидетельству местных жителей, бой продолжался несколько часов, использовались БТРы и гранатометы.
Молодое поколение радикалов
С тех пор в общем-то не так-то уж много изменилось. Да, раздавлены салафитские «гнезда» в Шубарши и Актобе. И в целом протестные действия в Западном Казахстане после расстрела 16 декабря 2011 года в Жанаозене резко пошли на убыль, так как стало ясно, что власть не остановится для их подавления даже перед большой кровью.
6 февраля 2018 года КНБ Атырауской области сообщило о задержании группы салафитов, «занимавшейся в течение двух лет систематическим вымогательством денежных средств с лиц, осуществляющих международные и междугородние пассажирские перевозки по маршрутам Атырау — Астрахань, Атырау — Уральск, Атырау — Бейнеу». Понятно, что отдавать от 5 до 25 тысяч тенге с каждого водителя (а упоминается, что данью салафиты обложили порядка 200 автобусов) убеждали не только добрым словом.
Пусть чисто уголовный аспект деятельности исламских радикалов не смущает. Глава пресс-службы ДВД Актюбинской области Алмат Имангалиев на брифинге 9 июля 2011 года также описывал ликвидированную года в Темирском районе вооруженную группу салафитов как «ОПГ, которая, прикрываясь религиозными идеями, занималась кражей нефти вблизи поселков Шубарши и Кенкияка, а также совершала другие преступления корыстно-насильственного характера». Как бы, одному другому не мешает, противостояние государству, которое салафиты маркируют как неисламское и потому незаконное (от Аллаха — лишь халифат), может быть вооруженным и в плане ограблений.
Есть ощущение, например, судя по наличию в Интернете рэп-роликов, воспевающих убитых в Шубарши боевиков-салафитов как героев, что неформальный ислам в Казахстане — как и среди арабской молодежи во Франции, — постепенно входит в систему мира околокриминальной молодежи или стремящейся хотя бы казаться таковой.
Несложно представить, что в случае ослабления центральной власти, которая пока что целиком замкнута на личности Назарбаева, и падения мировых цен на нефть контроль над западноказахстанскими областями будет резко ослаблен и местные радикалы, имеющие мобилизационные ресурсы из местной исламизированной агрессивной шпаны, получат шансы если не взять власть на местах, то как минимум поучаствовать в ее дележе.
* Организация запрещена Верховным судом РФ