что такое абсолютная истина опишите три ее аспекта брахман параматма и бхагаван
Что такое абсолютная истина опишите три ее аспекта брахман параматма и бхагаван
Практики йоги предназначены для развития способности полностью сосредотачивать своё внимание на Всевышнем. Вот что такое йога. Любая практика, приближающая человека к такому единению с Богом, может считаться практикой йоги.Духовный учитель
ПослушайНовостиСобытия(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа) ПосмотриРазделыВопросы |
Шримад-Бхагаватам, 3.32.33 |
Есть история о том, как крестьяне из глухой деревни послали трёх своих односельчан на ближайшую станцию только что построенной железной дороги, чтобы те рассказали им, что такое поезд. Проделав долгий путь пешком, все трое собрались на станции, ожидая прибытия состава. Стемнело — и вот, наконец, вдали послышался звук приближающегося поезда. Один из посланных крестьянами «разведчиков», пристально вглядываясь во тьму, откуда доносился звук, заметил яркое пятно света, которое постепенно увеличивалось. Он тут же бросился назад, в свою деревню, чтобы первым рассказать односельчанам о том, что такое поезд.
Второй разведчик, подождав некоторое время, разглядел приближающийся к станции огромный тёмный силуэт с ярким пятном света наверху, и тоже поспешил в свою деревню. А третий дождался прибытия поезда. Он увидел паровоз, вагоны, а в вагонах людей, которые закусывали, разговаривали, играли в карты и т.п. Он увидел, как люди выходят из поезда и заходят в него.
Вернувшись в деревню, все трое начали рассказывать, что они видели. Первый сказал: «Поезд — это большой свет». Второй описал поезд немного по-другому: «Это большой тёмный силуэт с пятном света наверху». И только третий смог рассказать о поезде во всех подробностях — не только о свете из прожектора и о паровозе, но и о вагонах и людях, сидевших в них.
Очевидно, что каждый из рассказчиков говорил правду, но второй узнал о поезде больше, чем первый, а третий, видевший поезд ближе всех, смог рассказать о нём такие подробности, которых не увидели первый и второй.
В Пятнадцатой мантре Шри Ишопанишад преданный Бога молится:
О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.
В этой мантре ясно говорится о том, что Господь — личность и что сияние Брахмана исходит от Него. Кроме того, это подтверждает Сам Верховный Господь в Бхагавад-гите:
Я — основа безличного Брахмана, в котором вечно пребывает высшее блаженство, и который бессмертен, неуничтожим и вечен.
В то время как некоторые йоги стремятся слиться с сиянием Господа «как капля росы сливается с сияющим морем», наиболее продвинутый йог — бхакти-йог — смиренно просит Господа удалить это ослепительное сияние и явить Себя. Такого достигшего полного осознания бхакти-йога совсем не интересует некоторое поверхностное представление о «белом свете» Господа или даже погружение в этот свет. Такой преданный просто желает увидеть прекрасную трансцендентную форму Господа и с любовью служить Ему.
Абсолютная Истина — сат-чит-ананда: вечна (сат), исполнена знания (чит) и блаженства (ананда). У Абсолютной Истины есть три аспекта: Брахман, Параматма и Бхагаван. Наименее продвинутые трансценденталисты осознают тот аспект Абсолютной Истины, который известен как Брахман. Достигнув осознания Брахмана, трансценденталист осознаёт аспект сат Господа. Более продвинутые трансценденталисты осознают аспект Господа, известный как Параматма. Параматма — это экспансия (вьюха) Верховной Личности, Она находится в сердцах всех живых существ. Осознав Параматму, трансценденталист осознаёт аспекты Господа сат и чит. Наиболее продвинутый трансценденталист знает Бхагавана, Верховную Личность Бога. Осознав Бхагавана, трансценденталист осознаёт аспекты Абсолютной Истины сат, чит и ананда. Поскольку такие аспекты Господа, как Брахман и Параматма, берут своё начало в Бхагаване — так как Бхагаван есть причина всех причин — то всякий, кто знает Его, неизбежно также знает и аспекты Абсолютной Истины, известные как Параматма и Брахман. Он полностью знает Абсолютную Истину. С другой стороны, осознание как Брахмана, так и Параматмы, — это лишь частичное осознание Абсолютной Истины. Четырнадцатая мантра Шри Ишопанишад служит дополнительным свидетельством истинности этого факта:
Те, кто знает только аспект Господа, известный как сияние Брахмана (брахмаджьоти), считают Бога безличной силой, подобной океану, в который нужно погрузиться. Те, кто видит также и аспект Господа, известный как Параматма, понимают, что Бог — личность, но их представление о Нём связано лишь с этим материальным миром и живыми существами в этом мире. Они считают Господа управляющим, творцом, хранителем и разрушителем вселенной, свидетелем наших мыслей, чувств и поступков, верховным учётчиком наших кармических «долгов», а также любящим другом, дающим нам наставления изнутри.
Но те, кто знает Бхагавана, знают не только то, что сияние Брахмана исходит от личностной формы Верховного Господа, но также и то, что аспект Господа, известный как Параматма, — это лишь одна из Его побочных черт. Верховная Личность подтверждает это в Бхагавад-гите:
Одной лишь Своей крошечной частицей [Параматмой] Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную.
А. Ч. Бхактиведанта Свами так комментирует этот стих:
Таким образом, одной лишь Своей полной экспансией, всепроникающей Параматмой, Господь поддерживает всё материальное космическое творение.
Таким образом, Параматма — не главный аспект Верховного Господа, и управление материальным творением — также не основная Его деятельность. Его основная черта — это Бхагаван, а Его основное занятие — наслаждаться любовными развлечениями со Своими любящими друзьями и преданными.
Бхагаван, Верховная Личность Бога, Сам непосредственно не управляет материальным миром. Им управляют Его полная экспансия, Параматма, и полубоги, которые трудятся под руководством Параматмы. Другими словами, материальный мир работает автоматически по замыслу Бхагавана. А всё это время Верховная Личность, Бхагаван, наслаждается бесконечным разнообразием любовных развлечений со Своими преданными в духовном мире. Эти любовные отношения с Верховной Личностью Бога можно разделить на такие типы, как шанта-раса (нейтральные), дасья-раса (служение), сакхья-раса (дружба), ватсалья-раса (родительская любовь) и мадхурья-раса (супружеская любовь). В Своём царстве Бхагаван отвечает каждой личности (душе) точно в соответствии с тем типом любовных отношений, которые она хочет с Ним иметь. И общается со всеми душами одновременно. Его возможности не ограничиваются отношениями с одной личностью в отдельно взятый момент.
Иногда Верховный Господь Сам нисходит в материальный мир, чтобы дать заключённым в тело душам возможность мельком увидеть, насколько прекрасны и удивительны Его развлечения в Его царстве. Ему нет надобности приходить сюда, чтобы получить удовольствие от этих развлечений, потому что Он вечно занят ими в Своей собственной обители. Некоторые майявади (имперсоналисты) совершают ошибку, считая, что Абсолютная Истина, Бог, в конечном счёте, безличен, но чтобы иметь возможность насладиться разнообразием и любовью, Ему нужно низойти в материальный мир. Или, как они говорят, Он становится миром и живыми существами, чтобы попытаться насладиться любовными отношениями в мире материи. Они приходят к этому ошибочному заключению, не зная, что у Верховной Личности есть Своя собственная духовная обитель, которая полна индивидуальности, любви и разнообразия. Поскольку у Него есть Его собственное царство, где Он вечно наслаждается любовными развлечениями со Своими преданными, Ему, очевидно, нет никакой надобности создавать мир материальной энергии или нисходить в него, чтобы насладиться такими развлечениями.
Когда Бхагаван, Верховная Личность Бога, появился во Вриндаване (Индия) пять тысяч лет назад, Он сделал это именно с целью лично явить Свою всепривлекательность. Так как Верховная Личность всепривлекателен, Его зовут Кришной. «Кришна» означает «всепривлекательный»:
Слог «криш» указывает на притягательную природу Господа, а слог «на» означает духовное наслаждение. Если к глагольному корню «криш» добавить суффикс «на», получится слово «Кришна», которое указывает на Абсолютную Истину.
С верой слушать об удивительных любовных развлечениях Бхагавана, Шри Кришны, во Вриндаване, значит непосредственно видеть царство Бога и ощущать его вкус. Для живого существа нет большего удовольствия.
Пятнадцатая мантра Шри Ишопанишад подтверждает, что привлекательность сияния Брахмана меркнет в сравнении с привлекательностью лика Верховной Личности Бога. В Шри Ишопанишад очень ясно говорится о том, что наиболее продвинутого йога интересует Сама Верховная Личность, а не сияние Господа. Тем, кто считает, что увидеть безличный Брахман или погрузиться в него — это цель жизни и их йогической практики, следует серьёзно поразмыслить над этой мантрой.
Эта мантра не только говорит нам о необходимости выйти за пределы сияния Брахмана, она указывает, как это сделать. Никто не может удалить сияние Брахмана от своих глаз; никто не в состоянии выйти за пределы сияния Господа с помощью своих собственных йогических или мистических сил. Так как же выйти за пределы Брахмана? Только по милости Верховной Личности. Поэтому преданный смиренно просит Господа: «О мой Господь… пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному».
Так искренне может молиться только тот, кто твёрдо верит в Верховную Личность Бога и любит Его. Тот, кто отрицает существование Верховной Личности Бога или думает, что безличный Брахман — изначальная причина, очевидно, не может предаться Господу. Он не может искренне молиться Богу. Такие завистливые люди, какими бы «учёными» или искушёнными в йогической практике они ни были, никогда не смогут увидеть Верховную Личность. Никто не может силой проложить себе путь к Верховной Личности. Именно Верховная Личность даёт возможность увидеть Себя. Он являет Себя тому, кому пожелает. Никто другой не может увидеть Его. И на чём основано решение Господа? На преданности каждой отдельной души. Господь являет Себя Своему чистому преданному. Господь не являет Себя завистливым. Атеисты возражают: «Если Бог существует, как это так, что я не могу видеть Его?» Причина в том, что атеиста обуревает зависть к Богу. Бог существует, но атеист не в состоянии увидеть Его. Чтобы увидеть Бога, ему нужно очиститься от своей зависти; его сердце должно омыться слезами любви к Верховной Личности. Тогда он сможет увидеть Господа лицом к лицу.
Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Истинный смысл йоги,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Что такое медитация,
а также другие статьи раздела Йога
Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации
На основе главы из книги Духовного учителя «Восемнадцать жемчужин ведической мудрости»
Три аспекта Абсолютной Истины
1) Майявади полностью отвергают существование формы у Абсолютной Истины, Она для них безлична. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы иллюзорными, или майей. Они считают майей, или иллюзией даже трансцендентный облик Кришны. Поэтому их еще называют майявади, то есть считающими, что все многообразие есть майа, или иллюзия. В ведической традиции одним из наиболее значительных мудрецов, придерживающихся этой философии, является Шанкарачарья. Из-за такого оскорбления Личности Бога майявади не могут получить даже безличного освобождения и отправляются в ад (БГ 7.24 комм.)
2) Брахмавади признают существование Личности Бога, но, не осознавая своих с Ним отношений, стремятся раствориться в Его бытии. Благодаря оттенку бхакти в их практике они могут достичь желаемого растворения в сиянии Господа (ШБ 3.32.26 ком.)
3) Но, если такому брахмавади посчастливится встретиться с чистым преданным Господа и с верой выслушать его наставления, он может также стать чистым преданным (БГ 5.16 ком.).
ПАРАМАТМА
Слово Параматма в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.
Сверхдуша не является полным личностным проявлением Господа (БГ 10.42). Благодаря Ее присутствию поддерживается вселенная, поэтому проявлена эта форма только в материальном мире как Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну (БГ 7.4). Её функциями являются:
1) наблюдение за живым существом (упадрашта)
2) санкционирование всех его действий (ануманта) (БГ 13.23).
Параматма занимает нейтральное положение, с ней невозможно установить личностные взаимоотношения, но, сопровождая живое существо, именно она дает ему память, разум, забвение (БГ 15.15) и Она, являясь свидетелем всех поступков и желаний живого существа в прошлом, настоящем и будущем побуждает материальную природу действовать (ШБ 1.2.33,1.17.20).
Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Сверхдуша одна (БГ 13.17) (форма Кширодакашайи Вишну), но, пронизывая Собой всю вселенную, Она проявляется в сердце каждого живого существа и в каждом атоме, поддерживая существование вселенной (БГ 9.8). Следует избегать выражений «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.
Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу могут созерцать, находясь в трансе, достигшие совершенства великие йоги-мистики.
БХАГАВАН
Живое существо также может иметь все эти качества, но не в полной мере. Это происходит еще и потому, что Личность Бога не статична, Господь увеличивает Свои богатства, знание и силу в каждый последующий момент времени (БГ 2.2 ком.).
Поскольку познание Брахмана лишено знания о положительных качествах Абсолюта, на которых можно было бы сосредоточить ум, и рассматривает только то, чем Абсолют не является, то осознание Брахмана можно назвать отрицательной Абсолютной Истиной. Таким образом, человеку, медитирующему на Брахман, необходимо только уводить все объекты из поля своего зрения, совершая усилия отречения, отрицания, отказа (ШБ 3.9.21 ком.).
Иногда имперсоналисты могут повторять святые имена или поклоняться Божествам. Но конечной целью они все равно ставят слияние с безличным сиянием Брахмана. Они считают, что занимать чувства нужно только на начальном этапе самоосознания, а совершенством этого пути является сосредоточенность на непознаваемом, бесформенном Абсолюте. (БГ 11.52 ком; 7.24).
Осознание трех аспектов Абсолюта можно сравнить с уровнем знания о Солнце. Видение лишь сияния Солнца подобно осознанию Брахмана. Видение Параматмы подобно осознанию солнечной поверхности. Осознание Брахмана сравнивается с проникновением во внутренние процессы, происходящие на Солнце (БГ 2.2.ком.).
Таблица «Три уровня постижения Абсолютной Истины»
Источник статьи: Учебник «Основы философии и духовной практики сознания Кришны, (программа подготовки бхакт)», 2003
Три этапа понимания Истины (Часть 1)
В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11), который прославляется всеми великими мудрецами и считается нектаром, сутью и сердцем всех Вед, сказано:
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
На санскрите «вечность – знание – блаженство» звучит как сат-чит-ананда. Сат в переводе означает «вечность», чит – «знание», ананда – «блаженство». Это и есть три качественных аспекта Абсолютной Истины, соответствующие постижению Брахмана, Параматмы и Бхагавана.
Природу познания Брахмана, Параматмы и Бхагавана можно объяснить на примере Солнца. Ночью, когда мир окутывает темнота, мы с трудом ориентируемся в окружающем пространстве. Наши глаза не видят ни дороги, ни предметов, которые нас окружают, и двигаемся мы практически наугад.
Но вот восходит солнце и становится видно и дорогу, и дорожные ямы, и предметы вокруг. Мы делаем вывод, что свет – это и есть Солнце. Правильный ли это будет вывод? Нет, потому что информация не полная. Она не создает достоверной картины.
Вот такое суждение об Абсолютной Истине соответствует постижению Брахмана – света, исходящего от Верховной Личности Бога. Несомненно, свет – это неотъемлемое качество Солнца. Но, согласитесь, что этого знания о Солнце недостаточно. Поэтому продолжим наше исследование.
Если мы поднимем свою голову и посмотрим на небо, то увидим, что свет существует не сам по себе, а исходит от какого-то маленького сияющего кружочка на небе. Когда этот кружочек появляется – становится светло, а когда он вечером куда-то «уплывает» с неба, то снова становится темно.
Итак, теперь мы знаем, что от Солнца исходит сияние, и что оно локализовано на небе. Это соответствует постижению Параматмы. Но этого знания о Солнце также недостаточно. Нужно рассмотреть его поближе, потому что слишком много вопросов, на которых нет ответа. Надо узнать какого оно размера, из чего состоит, какая у него поверхность и что за сила поддерживает его в небе.
Так, продолжая разбираться в этом вопросе, мы начинаем понимать, что Солнце на самом деле огромно, что оно больше нашей Земли во много раз, что на нем «невозможная» температура.
И мы склоняемся перед таким непознаваемым до конца объектом, излучающим небывалое величие и мощь. И теперь мы себе уже не кажемся такими могущественными и знающими, прекрасно понимая, что всецело находимся «в руках» этого непостижимого объекта: мы от него зависим, а оно от нас – ни в коей мере.
Солнце действительно таит в себе много всяких загадок, которые можно выяснять всю жизнь, и так до конца и не понять. Такой человек никогда не скажет: «О, я познал Солнце!», потому что он познал величие и непознаваемость Солнца. Он просто предался ему, склонился перед ним и выражает свое восхищение. Это настроение приблизительно можно сравнить с осознанием Бхагавана.
Познание безличного Брахмана – начало пути познания Абсолюта
Познавая безличный Брахман, гьяни постигают аспект вечности бытия, на санскрите называемый сат. Но для того, чтобы получить полное знание, нужно постичь все три аспекта Абсолютной Истины: сат, чит и ананду. А все три составляющих проявлены только в Бхагаване. Они исходят из Бхагавана. Следовательно, Брахман и Параматма занимают подчиненное положение по отношению к Бхагавану.
Гьяни пытаются познать Истину при помощи философских размышлений. Они культивируют знание и мечтают об освобождении от материальных страданий. В безличном сиянии они видят конечную цель жизни, предполагая, что это и есть Бог.
«О, мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному».
В этой мантре ясно говорится о том, что Господь — личность, и что сияние Брахмана исходит именно от Него. Но главное то, что притягательность сияния Брахмана меркнет в сравнении с привлекательностью лика Верховной Личности Бога. То есть, наиболее дорогого Господу слугу интересует исключительно Сама Верховная Личность Бога, а не Ее сияние. Тем, кто считает конечной целью жизни погружение в безличное сияние Брахмана, следует серьезно поразмыслить над этой мантрой, которая не просто намекает нам на необходимость выйти за пределы сияния Брахмана, но еще и указывает, как это сделать.
Никто не может удалить сияние Брахмана от своих глаз; никто не в состоянии выйти за пределы сияния Господа самостоятельно. Здесь не помогут никакие йогические или мистические силы.
Только Сам Господь по Своей беспричинной милости может удалить ослепляющее сияние брахмаджьоти и явить Свой божественный лик.
Это еще один урок, который дает нам мантра, изложенная в «Шри Ишопанишад».
Поэтому нужно, старательно выполняя свои ежедневные обязанности, постоянно смиренно молить Господа: «О мой Господь, пожалуйста, удали этот покров Твоего сияния, который на самом деле только вводит в заблуждение, сбивая с истинного пути». Так искренне может молиться только тот, кто твердо верит в Верховную Личность Бога и любит Его.
Вот как все-таки удивительно устроен человеческий разум: в то время как гьяни штудирует священные писания, изыскивая возможность избавиться от страданий и слиться с сиянием Господа «как капля росы сливается с сияющим морем», смиренный слуга просит Господа удалить это ослепительное сияние, словно оно какое-то наваждение, и явить ему Себя.
Чтобы иметь полное представление о том, что такое Абсолютное знание, жмем «читать далее»…
ваданти тат таттва-видас таттва яджгьянам адвайам
брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
«Сведущие трансценденталисты, постигшие Абслютную Истину, говорят, Она – суть недвойственное знание, постигаемое как безличный Брахман, всепроникающая Сверхдуша и Личность Бога.» (ШБ. 1.2.11)
Таким образом есть три уровня откровения Абсолюта, каждый из которых включает в себя предыдущие:
→ уровень Брахмана или безличного аспекта Абсолюта (Вездесущий) – постижение природы, которая противоположна материи; это стадия освобождения от материального сознания; осознание Верховного Господа без Его энергий; не осознающее себя чистое сознание. (суть без формы) Философии, которые основываются на постижении этого уровня выражают идеологию наслаждения. Связь с пракрити.
→ уровень Параматмы или всепроникающего аспекта Абсолюта (Всеведущий) – постижение Абсолюта, локализованного внутри материальной формы; частичная экспансия Бхагавана в материальном мире; полуличностный аспект Абсолютной Истины; проявление Верховного Господа в материальном мире ради того, чтобы склеивать материю и дух, исполнить желания живых существ и обеспечить действие закона кармы; это форма взаимности Кришны на чувства, лишённые любви к Нему; аспект Абсолютной Истины, проявляющий себя в сердце каждого живого существа. (суть + форма в материальном мире) Связь с дживой.
→ уровень Бхагавана или личностного аспекта Абсолюта (Всемогущий) – постижение полностью духовной формы Верховного Господа, как она существует в реальности. (суть + форма = единство) Философии, которые основываются на постижении этого уровня выражают идеологию служения. Связь с Ишварой.
В Ведах описывается, что Верховный Господь – сат-чит-ананда, то есть вечен, исполнен знания и блаженства.
→ солнечные лучи – брахман → свет от прожектора поезда
→ планета Солнце – параматма → состав поезда
→ Божество Солнца – Бхагаван → машинист и все, кто едет в поезде (он знает всё о поезде)
Брахман
майа татам идам сарвам джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах
Брахманом именуют безличный аспект Абсолюта, как бытия, лежащего за пределами этого временного материального творения. Брахман воплощает в себе аспект сат Абсолюта, т.е. аспект вечного бытия. Уровень осознания Брахмана – это стадия освобождения от материального сознания. Его достигает гьяни, размышляя над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. На санскрите это называется нети-нети: «Это не Абсолютная Истина, и это не Абсолютная Истина, и то не Абсолютная Истина…» Если такие поиски увенчиваются успехом, то такой философ осознает, что Абсолют существует, но не имеет материальной формы, материального цвета, материальных чувств, не занимается материальной деятельностью, и вообще не имеет ничего общего с этим материальным миром. Он не синий, не зеленый, не красный, не горький и не соленый, не теплый и не холодный, он не говорит и не молчит, не кусается и не щипается, не ходит и не лежит. Его нельзя познать и нельзя почувствовать. Он просто существует, этот Брахман.
В шрути есть много утверждений, описывающих метод атан-нирасанам, т.е. попытку описать Всевышнего, отрицая всё, что Им не является.
«Брихад-араньяка-упанишад» (3.8.8): «Он не большой и не маленький, не короткий и не длинный, не горячие и не холодный, не в тени и не в темноте. Это не ветер и не эфир. Он не соприкасается ни с чем, и у него нет ни вкуса, ни запаха, ни глаз, ни ушей, ни движения, ни энергии, ни жизненного воздуха, ни рта, ни размеров, ни с наружи, ни внутри».
«Кена-упанишад» (1.4): «Брахман отличен от всего известного и всего, что ещё предстоит постичь».
Когда в Ведах говориться, что у Бога нет качеств, нет рук, нет ног и т.д., это всё равно, что мы зайдём в мясной магазин и скажем «Здесь нет еды». Нет еды, к которой мы привыкли.
Большинство философов и теологов находятся именно на этом уровне понимания Абсолюта, что вполне естественно: как с помощью материальных ума, разума и чувств они смогут выйти за пределы материального. Не имея понимания духовных измерений реальности, лежащих за пределами наших чувств, они заявляют, что Абсолют вообще не имеет формы, чувств и лишен всяких признаков. Таких философов называют имперсоналистами, ибо они описывают Абсолют как безличный. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы иллюзорными или майей. Они считают майей или иллюзией даже трансцендентый облик Кришны. Поэтому их еще называют майавади, то есть считающих, что все многообразие есть майа или иллюзия.
Шрила Прабхупада замечал, что майавада – это высшее проявление зависти к Кришне, поскольку они практически бросают вызов Кришне: «У тебя нет ни рук, ни ног, ни глаз, ни ушей. Твое так называемое явление – это тоже иллюзия. На самом деле существует лишь безличный Брахман, лежащий выше всего этого. И, достигнув совершенства, я сольюсь с Его бытием, и осознаю, что Я и есть этот Брахман!»
Но множество великих святых личностей признают Брахман самым начальным аспектом познания Абсолюта. Обладая высшим духовным видением, они утверждают, что Абсолют действительно не имеет лишь материальной формы и чувств, но обладает чисто духовной формой и чувствами, лежащими полностью вне этого материального творения. Его действительно невозможно познать с помощью материальных разума и чувств, но Он Сам может даровать нам духовные разум и чувства, способные проникнуть в эти высшие измерения.
Есть три вида брахмана:
— чит-брахман – антиматериальная часть творения, чистый дух (духовный мир)
— ачит-брахман – это чит-брахнам покрытый аханкарой (невежеством), покрытый дух (материальный мир)
— джива-брахман – души (пограничная энергия)
Параматма
ишварах сарва-бхутанам хрид-деше ‘рджуна тиштхати
бхрамайан сарва-бхутани йантрарудхани майайа
«Верховный Господь, о Aрджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией». (Бхагавад-гита 18.61)
Слово «Парам-атма» в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение. Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу уже могут созерцать в трансе достигшие совершенства великие йоги-мистики. По милости Господа, йогу, который с помощью аскезы и физических упражнений полностью подчинил контролю ум и чувства, на стадии самадхи открывается образ Свердуши. В этой божественной форме Господь имеет четыре руки, в которых Он держит диск, булаву, раковину и цветок лотоса. Цвет Его тела – иссиня-черный, но вместе с тем от него исходит ослепительное сияние – брахмаджйоти или сияние безличного Брахмана, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йог не имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, не отрываясь, созерцать этот божественный облик. Таким образом ему открываются аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. То есть йог, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.
В форме Параматмы Господь пронизывает Собой все творение, поддерживая его. Но Господь лично не вмешивается в дела этого материального мира. Когда-то, в соответствии с настойчивыми желаниями некоторых живых существ, Он создал материальный мир, запустил эту гигантскую машину материальной природы. И теперь Он лишь обеспечивает поддержание законов, по которым она функционирует.
Параматма в сердце человека выполняет две основные функции:
→ упадрашта – наблюдатель, который находится очень близко. Сверхдуша – Параматма – функциональный аспект Бога, который сопровождает индивидуальную душу во всех её странствиях и скитаниях, который из сердца направляет, помогает, ведёт.
→ ануманта – санкционирует исполнение наших желаний. Душа излучает энергию желаний. Бог по запаху унюхивает вонь наших материальных деланий и говорит: хорошо, ты хочешь этого – получай. Но когда у нас появляется чистое желание любви к Богу, то этот запах, исходящий от души становится очень привлекательным. Наша любовь к Богу подобна бутону цветка. Когда бутон раскрывается, его аромат любви привлекает Кришну. Это чудо нашей философии. Нигде больше не говорится, что Бог подчиняется любви своего преданного. Любовь человека заставляет Бога сойти вниз (войти в Божество), чтобы принимать от него его служение. В этом высшее проявление любви. Свою полную свободу душа проявляет только в любви к Богу.
То есть, находясь в сердце живого существа, Господь является свидетелем всех его желаний. Затем Он смотрит, позволяют ли прошлые поступки исполнить это желание, и если позволяют, то дает санкцию материальной природе исполнить эти желания. 5 глава Бхагавад-гиты рассказывает об этих трёх деятелях.
В «Катха-упанишад» индивидуальная душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами, сидящими на дереве. Это дерево – материальное тело. Оно усеяно горькими и сладкими плодами – плодами материальной деятельности. Одна из этих птиц, душа, постоянно клюет эти плоды, в то время, как другая лишь наблюдает за ней. Склевав все плоды с одного дерева, первая птица перелетает на другое, и вторая ее сопровождает. Так, исчерпав свою карму, душа оставляет одно тело, и принимает новое. И даже если это тело свиньи или насекомого, Господь неизменно сопровождает нас, и, будучи нашим верным другом, Он терпеливо ждет, когда же мы обернемся к Нему, и, навсегда оставив это дерево тела, устремимся в бескрайнее небо духовного мира.
Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим.
В чём отличие души от Сверхдуши?
1) Сверхдуша обладает полнотой знания, которое никогда не покрывается и не теряется. Живое существо обладает знанием, ограниченным его чувствами и умом.
2) Из-за несовершенства материальных чувств живое существо склонно ошибаться. Параматма безупречна и абсолютно совершенна.
4) Живое существо знает только свое тело, но даже им оно не управляет. Сверхдуша сопровождает каждую индивидуальную душу и, зная ее желания, именно Она санкционирует преобразования материальной энергии в соответствии с желаниями и прошлой деятельностью живого существа.
Бхагаван
ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах сарва-карана-каранам
В своем высшем аспекте Бхагавана, Абсолютная Истина является источником всего сущего. Ее сравнивают с солнцем, а все остальное: безличный Брахман, Параматма, живые существа, материальный и духовный миры, время – подобно бесчисленным многообразным лучам и энергиям, исходящим от него. Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, Параматма пассивно поддерживает все в этом мире, то будучи причиной всех причин и источником всего сущего, Бхагаван играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе. Видя сотворенный объект, мы понимаем, что за ним стоит определенная личность. И, наоборот, мы судим о личности по той деятельности, которую она совершает. Будучи Абсолютной Истиной, полным целым, Бхагаван, отличается от всех остальных личностей, которые являются Его частями. Он уникальная, трансцендентная личность, Верховная Личность Бога. Он обладает бесконечно разнообразными личностными чертами, но они духовны и их нельзя сравнивать с качествами мирских личностей. Эти материальные качества являются лишь отблеском изначальных духовных качеств Кришны.
Бхагаван проявляет Себя в двух аспектах: как Господь Нараяна, супруг Шри Лакшми Деви и как Шри Кришна, повелитель Шри Радхики. Нараяна – это проявление величия и богатства Бхагавана, а Кришна – это проявление Его сладости и любви.
Кто такой Бхагаван? Верховная Личность Бога, обладающая качествами (Личность и Его качества). ШДГ объясняет, что есть:
● вишешья – личность без качеств, если мы их не видим, если они не проявлены (Брахман)
● вишеша – качества без личности, когда мы говорим: красота спасёт мир; мы посылаем вам любовь и т.д. (Параматма)
● вишишта – личность с качествами. (Бхагаван)
В «Бхагавад сандарбхе» Шрила Джива Госвами даёт следующее определение слову «Бхагаван»:
Бха – тот, кто обеспечивает всем необходимым и защитник;
Га – проводник, повелитель и творец
Ван – указывает на то, что все существа прибывают в Нём, а Он прибывает в каждом существе.
«Бхагаван» в переводе с санскрита означает «Тот, кто обладает всеми качествами в полной, бесконечной степени». Великий мудрец Парашара Муни свел все эти бесконечные качества к шести основным:
аишварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах
гьяна-ваирагйайош чаива саннам бхагам итигана
«Бхагаваном может называться Тот, кто обладает в полной мере следующими шестью достояниями: всем богатством, всей силой, всей славой, всей красотой, всем знанием и всей отрешенностью».
Отрешённость подчёркивает их духовную природу. Без отрешённости эти достояния приведут к деградации. Если человек богат, но не отрешён, то он жаден; если силён, но не отрешён, то он жесток и т.д.
Кришна обладает всеми этими качествами в полной мере, но не для себя, поэтому Шримад Бхагаватам говорит: кришнас ту бхагаван свайам – Кришна – изначальная Верховная Личность Бога. «Кришна» означает «всепривлекающий». Когда 5000 лет назад Кришна явился на этой планете, он проявлял все эти шесть качеств Бхагавана. Вот некоторые из примеров:
Богатство: В Двараке Кришна жил со своими царицами в 16108 дворцах, построенных из мрамора, украшенных золотом, слоновой костью и изумрудами.
Сила: Играя роль маленького пятилетнего мальчика, Кришна поднял мизинцем левой руки огромную гору Говардхана, дав возможность всем обитателям Вриндавана укрыться под этим «зонтиком» от ужасного урагана.
Слава: Во время жертвоприношения Раджасуйа все собравшиеся цари, великие мудрецы и полубоги единодушно признали Кришну как самую знаменитую личность.
Красота: Кришна столь красив, что это красота привлекает даже Его Самого. Однажды Он увидел Свое собственное отражение в зеркальной колонне дворца Двараки и воскликнул: «О, я никогда не видел такой удивительной личности раньше! Кто Он? Мне хочется обнять Его, как это делает Шримати Радхарани!» Самое главное достояние Кришны. Красота – это трансцендентное качество.
Знание: В школе Своего духовного учителя Сандипани Муни Кришна за два месяца овладел знанием всех Вед, прикладных дисциплин и искусств. Он мог говорить на всех языках мира, и даже на языках птиц и животных.
Отрешенность: Несмотря на огромную привязанность, которую питали к Нему миллионы обитателей Вриндавана, Кришна запросто покинул их всех, отправившись в Матхуру, чтобы исполнить Свой долг и наказать Камсу.
Естественно, это лишь крошечное проявление бесконечных качеств Кришны. Однако даже они не знали себе равных в этой вселенной.
Три стадии понимания Абсолютной истины:
Ему всё принадлежит (богатство) ↔ Он всё тут двигает (сила)
Он самый красивый ↔ все о Нём говорят (слава)
Он всё знает ↔ при этом Он ни от кого не зависит (отречение)
И если мы не хотим видеть Бога, Кришна сделает так, что мы не увидим Его. Кришна формулирует в «Бхагавад-гите» (4.11) закон взаимности:
йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах
«Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи.»