что такое ac3 в телевизоре
Что такое ac3 в телевизоре
Нет звука у фильмов с флешки — нет лицензии Dolby Digital (AC-3) внутри процессора
Цифровые эфирные приставки предназначены для — приема цифрового телевидения, и конечно же они НЕ являются универсальными всеядными медиаплеерами.
Наименование на заводе: Digital Terrestrial Receiver — приемник наземной цифры. И как бы их потом не называли Заказчики, печатая на коробке «Медиаплеер» — таковыми они не являются.
Их процессоры разработаны для — цифрового телевидения. А всё остальное, не связанное с цифровым телевидением, является лишь возможным приятным дополнением, но не обязанностью.
Поэтому в приставках наличие поддержки Dolby Digital изначально идёт с пометкой *optional — опционально, т.е. под заказ, отдельно.
И в зависимости от запроса Заказчика, в конкретной партии процессоров — для конкретной модели на заводе OEM-производителя может быть изначально оплачена или НЕ оплачена лицензия Dolby Digital:
НИКАКИМИ ПРОШИВКАМИ ЛИЦЕНЗИЮ DOLBY DIGITAL (AC-3) НЕ ДОБАВИТЬ!
Не пытайтесь прошивать приставку, чтобы добавить поддержку звука Dolby Digital (AC-3).
Как уже отмечено, т.к. на обычных эфирных цифровых каналах нет звука Dolby Digital (AC-3), большинство приставок заказываются с процессорами — без оплаты лицензии Dolby Digital.
Три варианта решения:
1. Взять другую приставку — с оплаченной лицензией Dolby Digital (AC-3).
2. Если подключаете к телевизору — через HDMI — и телевизор имеет лицензию Dolby Digital*, то в меню приставки выбрать вариант в соответствующем пункте (в зависимости от процессора и меню):
и тогда звук с приставки будет напрямую без обработки — сразу же отправляться в телевизор.
*Причем замечу, что даже в новых современных телевизорах уже со всеми 3 тюнерами DVB-S2/-C/-T2 всё равно может отсутствовать лицензия Dolby Digital (ну конечно, это относится в первую очередь к дешёвым телевизорам).
Поэтому, покупая не только приставку, но даже и современный телевизор DVB-T2, обращайте внимание на наличие в нём лицензии Dolby Digital, если хотите смотреть со звуком фильмы с флешек.
3. Или каждый новый фильм предварительно конвертировать на компьютере — в обычное стерео.
Например, с помощью программы AC3 Killer или её расширенной версии AC3-DTS Killer :
Распаковать архив, программу не надо устанавливать, просто запустить файл AC3-DTS Killer.exe:
После завершения процесса будет создан файл с расширенным именем _aac. Например, kino_aac.mp4
Но всё же проще использовать AC3 Killer.
Типы и функции разъемов телевизора
Беспроводной способ соединения в современном мире становится все более популярным, но нередки случаи, когда обойтись без проводов не получится. Особенно это касается аудио и видео техники. Разъемы телевизора представлены большим количеством видов. Некоторые известны всем, так как используются каждым пользователем, другие применяются редко, что вызывает вопрос – для чего они нужны. О проводных интерфейсах ТВ и их назначении рассказано ниже.
Популярные разъемы
Все разъемы телевизора можно условно разделить на популярные и не очень. Для начала есть смысл рассмотреть те, которые используются чаще прочих.
Композитный
Услышав слово «композитный вход», многие пользователи придут в недоумение, но если назвать его тюльпаны или AV выход, то понимания появится больше. Все это названия для одного интерфейса, который служит для передачи аналогового аудио и видео сигнала. AV вход на телевизоре – это комбинация трех разъемов: желтый (отвечает за видео), белый и красный (передают правый и левый канал аудио).
Композитный вход служит для подключения старых спутниковых или цифровых приставок, DVD проигрывателей, игровых консолей, видеокамер. Вход все еще используется и часто встречается в современных моделях, но все же относится к «умирающему» виду, так как передавать контент в высоком качестве через него нельзя.
Этот интерфейс в последние годы является самым востребованным. Его можно встретить не только в ТВ, но и многих видах техники. Через HDMI передается цифровой видео и аудио сигнал. В настоящий момент он обеспечивает лучшее качество (среди используемых соединений) – 4K с 60 FPS и многоканальный звук до 12.1.
Через данный разъем можно подключить практически любое устройство – игровые приставки, тюнеры, ресиверы, ПК, ноутбуки, саундбар или домашний кинотеатр, а также смартфоны и планшеты (у них используются mini или microHDMI). HDMI выходы могут отличаться поколением, например, 1.4, 2.0, 2.1. От этого зависит максимальное качество передаваемого сигнала, например, 1.4 не рассчитан на UHD.
USB – это интерфейс для передачи данных. Он может служить для разных целей, но у телевизора нужен для подключения внешних носителей информации, а также мышки, клавиатуры, геймпада. Может отличаться классом – 2.0 или 3.0. Второй обеспечивает более высокую скорость передачи информации, поэтому накопители рекомендуется подключать к нему, а устройства ввода в USB 2.0.
RF (антенный)
Разъем для антенны, RF, ANT IN, коаксиальный выход необходим для подключения телевизионной антенны, что и так понятно из названия. Он передает аналоговый сигнал. Данный вход имеет большое количество разновидностей, но у телевизоров используется 2: в первый вставляется обычная антенна, во второй подключаются спутниковые антенны или кабельное ТВ. Второй может быть подписан Cabel In, отличается тем, что имеет резьбу – то есть на антенне есть насадка, которая накручивается на данный вход.
Coaxial разъем бывает разных типов – он может быть с резьбой или типа «мама». Передавать через него можно разные типы аналогового сигнала – видео или аудио. В старых устройствах он использовался не только для видео, но и аудио, то есть был Coaxial In (подключалась антенна или VHS-проигрыватель), а Coaxial Out служил для подключения усилителя и через него колонок. В современных телевизорах под коаксиальным входом нужно понимать именно антенное соединение для видео, но не звук!
LAN (Ethernet)
LAN – это разъем для подключения оптоволоконного RJ-45 интернет кабеля. Он может быть в телевизоре, даже если последний не имеет режима работы в интернете. В таком случае через него осуществляется обновление прошивки телевизора или удаленный доступ для проведения диагностики и ремонта программного обеспечения устройства. Такие услуги предоставляют именитые бренды – Samsung, Sony и другие.
Аудио выход (3,5)
В современных телевизорах привычный всем 3,5 (мини джек) можно встретить в 50% случаев, при этом такая ситуация наблюдается даже внутри одного производителя. Как правило, выход есть у недорогих ТВ. Его негласно называют PC Audio выход, так как он служит для подключения простейших аудиосистем – колонок от ПК или наушников.
Оптика (S\PDIF)
Ценители звука до появления HDMI использовали для передачи качественного многоканального аудио именно этот разъем. Оптический вход передает звук без искажения. Он мог быть вытеснен HDMI, но производителя дорогих домашних кинотеатров оснащают свою технику оптическим выходом, считая, что качество сигнала у него выше, поэтому производители телевизоров вынуждены его использовать.
PCMCIA/Express Card/CI+
Данный слот есть не у всех телевизоров (единственный бренд, который с 2017 года оснащает все устройства слотом для модуля условного доступа — компания LG), но он актуален в 2019 году. Используется для подключения переходника на смарт карту у телевизоров со встроенными тюнерами DVB-C и S2.
Редкие разъемы
В данную категорию попали входы и выходы, которые либо уже устарели и почти не используются в ТВ, либо являются новыми, поэтому также еще не получили широкого распространения.
Компонентный (YPbPr)
Иногда, взглянув на заднюю панель телевизора в поисках привычных тюльпанов, пользователи видят аналогичный выход, но окрашенный в другие цвета (синий, красный, зеленый) и подписанный Component in. YPbPr – это цифровой видео вход, способный передать картинку в высоком качестве (FHD). Он считается устаревшим, так как ему на смену пришел HDMI, который также передает цифрой сигнал, но в более высоком качестве.
Соответственно, дополнительные белый и красный входы – это правый и левый канал аудио.
Использовался для подключения DVD проигрывателей, игровых приставок или домашних кинотеатров.
S-Video
Устаревший видео разъем для передачи аналогового сигнала. Несмотря на то, что сигнал здесь делится, так же как у компонентного разъема, для подключения используется только один провод. Использовался в старых DVD проигрывателях и ресиверах от спутниковых тарелок.
Обеспечивает ввод и вывод цифрового или аналогового видео сигнала. Выход достаточно устаревший и почти не применяется в современных ТВ. Он позволяет подключить к нему ПК или ноутбук, чтобы телевизор выступал в качестве монитора. Данный разъем все еще встречается в компьютерах, но прим этом к телевизору обычно подключение осуществляется через переходник DVI – HDMI.
Еще один видео выход, который позволяет использовать телевизор в качестве монитора. В отличие от DVI, он передает исключительно аналоговую картинку. Несмотря на то, что VGA вход условно хуже, он распространен шире, но преимущественно у дешевых или китайских телевизоров.
SCART
Разъем SCART относится к устаревшим типам. Он умеет передавать аналоговый и цифровой видео сигнал, но из-за ограниченной пропускной способности был заменен на HDMI. Очень редко встречается в современной технике. На момент использования его широко применяли для DVD проигрывателей и приставок от спутниковых тарелок.
Разъем визуально выглядит, как HDMI и выполняет аналогичную функцию – передача цифрового аудио и видео сигнала. Отличие заключается в том, что он рассчитан на подключение мобильных устройств и совмещает в себе особенности microUSB, а именно — в процессе подключения не только получает картинку со смартфона, но и заряжает его. Это очень редкий вид разъемов, и встречается он чаще всего у компании Самсунг.
Разъемы будущего
Новые технологии в ПК приходят быстрее, чем в телевизоры. В этом разделе мы рассмотрим два супер современных и функционально заряженных разъема, которых пока нет в ТВ, но имеют большое будущее.
USB 3.1, USB-C, Type-C является новой версией USB. Он получил маркировку 3.1, что значит «старшее поколение» и отличается внешним видом – не нужно смотреть, какой стороной вставлять штекер. Он обеспечивает более высокую скорость соединения. Данный разъем еще не используется в телевизорах, но в ближайшие пару лет можно ждать повсеместный переход на него вместо обычного USB.
Thunderbolt 3
Выход является совместимым с USB-C, то есть он выглядит аналогично, но имеет ряд преимуществ. Он является входом/выходом, обеспечивает самую высокую скорость передачи данных (до 40 Гбит/с), высокое качество видео (5K) и аудио сигнала, и при всем этом способен питать технику (до 100 Вт). Фактически, одним кабелем через Thunderbolt 3 можно передать картинку, звук и запитать устройство. При этом техника может быть подключена последовательно через один вход – например, от ПК подключается к монитор, а к нему еще один монитор. Оба экрана при этом могут не подключаться дополнительно к электрической сети.
Данный тип соединения появился недавно. Он был разработан компанией Intel. В настоящий момент распространяется в ПК, мониторах и ноутбуках, но в обозримом будущем станет логичной заменой HDMI и USB разъемам, поэтому следует ждать его появления и в телевизорах.
Что такое аудио кодек AC3 и история его появления?
Что такое аудио кодек AC3, сферы применения алгоритма и история его появления.
Стерео: почему два, а не три или семь?
Давайте для начала немного об истории многоканального звучания.
Самые первые эксперименты со стереозвуком, проводились компанией Bell Lab в 30-е годы, где применялось три канала. Выбор такого числа каналов, по всей видимости, был придуман произвольно — главное, чтобы канал был не один. Люди же смогли услышать первое стерео звучание в 50-х годах и только в кинотеатрах. Разработчики за 20 лет кропотливого труда так и не смогли прийти к единому стандарту, и звуковоспроизводящая аппаратура использовала от 4 до 7 каналов.
На протяжении двух лет в момент распространения стереозвука по домашним слушателям, осталось всего 2 канала. Самым распространенным в то время носитель, не могла вместить в себя больше каналов, и эти ограничения, и закрепили двухканальный стандарт стерео звука, а не предпочтения слушателей. Но, кинематографисты, обладающие всеми технологическими возможностями, не останавливались на достигнутом, продолжая развивать четырехканальную звуковую схему: центральный, левый, правый и тыловой каналы — это тот необходимый минимум, для более реалистичного звукового поля.
Схема эта закрепилась в 80-х годах у гигантов киноиндустрии в формате «Dolby Stereo» для кинолент 35мм. Формат «Dolby Stereo» четырех канальная звуковая информация записывается всего на две оптические дорожки, а в момент воспроизведения при помощи специального звукового процессора декодируется. Хочется отметить, что помимо этой звуковой системы имеется еще несколько довольно конкурентных форматов, но в основном все бытовые носители используют схему «Dolby».
При конвертации записи с применением «Dolby Stereo» фильмов в видеоформаты, информация четырех каналов преобразуется в два. В первой половине 80-х годов, система «Dolby Surround» позволила в домашних условиях декодировать эту информацию — в двухканальном стереозвучании была пробита брешь.
Logo Dolby Surround.
Аудиовизуальные системы с высоким звуковым полем и реализмом звучания, получили название
Домашнего Театра, оснащены «Dolby Surround».
Системы бытового использования были в основном с декодером «Dolby Surround», а немного позднее «Dolby Surround Pro Logic», позволили конечно намного эффективнее воспроизводить звук сопровождая кинофильм, но уровень кинотеатров оставался на более высшем уровне.
Во- первых это из-за того, что четыре канала, на носителях, могут существовать только в свернутом виде. В связи с сжатием из 4 в 2 звуковые каналы, сильно связаны между друг другом, из-за этого и происходят взаимные утечки. Помимо всего, канал тыла пришлось очень сильно ограничить и по частотному диапазону. Решение было осуществимо только при создании совершенно новой цифровой системы с совершенно независимыми звуковыми каналами.
Решение проблемы с системой «Dolby Labs».
Немного вкратце о сути самой проблемы.
Звуковое кодирование в цифру, применяемое в формате «Compact Disc» (импульсно-кодовая модуляция 16-бит), позволяла получить диапазон динамики в 96 Дб. Достигается это для каждого канала выбором 16-битовых слов с частотой 44,1 кГц для передачи или хранения с суммированием звуковых данных.
Если число каналов достигает больше двух, очень сильно вырастает объем информации и при уже созданных технологиях, записать или передать информацию без потерь просто невозможно. В связи с этим в первую очередь нужно было придумать эффективный алгоритм кодирования цифрового звука, максимально уменьшая или сжимая (лучше и то, и другое) потоки информации, оставляя незатронутым при этом исходное качество звучания. Работающие системы по этому алгоритму, получили название «перцептуальных» (термин «перцептуальный» в нашем случае нужно понимать как «основанный на особенностях слухового восприятия у человека»).
Самый первый вариант системы, получила название «Dolby АС-1», была разработана в 1985 году для использования в цифровом спутниковом радиовещании (DBS) крупной Австралийской корпорации радиовещания. Конечно благодаря невысокой цене декодера, «АС-1» была примененина в различных сервисных функциях DBS, таких как «система кабельного радиовещания» и спутниковых сетях связи. Скорость передачи информационных данных составила 220-325 кБ/с на канал и от самой системы. Информация потока данных обладает не в абсолютным уровнем аудио сигнала, а всего на всего его изменением от выборки к выборке — называемая ADM (Адаптивная Дельта Модуляция).
Далее появилась «Dolby АС-2»: в который был улучшен алгоритм цифрового кодирования. «АС-2» нужна для профессионального использования и применения в момент передачи данных между звукозаписывающими студиями в режиме реального времени. Dolby АС-2 является также и сердцем системы «Dolby DSTL», которая используется между радиостанциями для связи. Скорость передаваемых данных составляет 128-192 кБ/с на аудиоканал.
Nретья по счету система Dolby АС-3.
Сам по себе алгоритм «АС-3» отлично воспринимается психоакустическим восприятием звука человеком. Звуковой спектр сигнала каждого канала делится на несколько более узких полос частоты с разной шириной. Полосы оптимизированы по ширине, учитывая различные чувствительности человеческого уха к звучанию на разной частоте. Учитывая это и также с спектральный состав с динамическим диапазоном фонограммы и данные между полосами распределяются.
Так сказать в процессоре АС-3 зашита модель восприятия звука человеком позволяя проц. АС-3 изменять избирательность частоты (насколько позволяет временное разрешение) и объема данных, используемых для описания звукового сигнала в каждой полосе, по субъективным ощущениям достаточно для сведения под ноль маскирования шума. Если шум квантования в сигнале не способен сам по себе замаскироваться, то он обладает большим битовым числом (БИТ) т.е. – это позволяет уменьшать или совсем устранять шумы квантования, сохраняя тем самым качество звучания оригинальным. Следовательно, система «Dolby АС-3» представляет собой по существу одну и N-го числа разновидностей систем «селективного шумоподавления (СШ)» (СШ заключается в различных обработках сигнала в разных полосах частоты. Более известные системы селективного шумоподавления это «Dolby С» и «Dolby S»).
Точно таким же образом распределение данных происходит и между каналами: информационный объем для каждого канала различается. Алгоритм построен так, что, чем больше выделяется количество данных для кодирования каналов, где в реальности звук более насыщен, маскируя шум в других каналом сильным звуком в одном канале. Простыми словами «АС-3», чтобы сократить объем данных несущественную информацию просто отбрасывает или элементы звука, которые ухо человека не распознает. Для каждого канала, зависимость объема передаваемой информации и характерных черт сигнала составляет важнейшую отличительную черту алгоритма «АС-3» от конкурирующих алгоритмов, таких как «Zeta», «ATRAC» и пр…).
Использование системы «Dolby АС-3» в кинематографе
Dolby Digital AC3
Применение систем с использованием алгоритма АС-3, можно практически во всех сферах, где необходимо воспроизвести, записать или передать цифровую информацию. Первостепенно алгоритм АС-3 был использован в кинематографе. Данный алгоритм сейчас позволяет получать цифровое многоканальное звучание с 35-мм кинолент. Для аналоговых дорожек с целью их сохранения, было решено на самой ленте, поместить оптическую цифровую дорожку нового образца, промеж перфорационных отверстий, позволяя тем самым пользоваться кинолентой совершенно в любых кинотеатрах, вне зависимости от оснащения кинотеатра аппаратурой с декодером АС-3.
«Dolby Stereo Digital» — это звуковой формат, который построен на кодировке «АС-3» и дебютироввший в кинематографии в июне 1992 г. В период с 1992 по 1995, в 27 странах мира, около 600 кинотеатров и более 50 фильмов, обзавелись оборудованием для считывания информации с цифровых дорожек. Обладая несколькими звуковыми дорожками (аналоговой и цифровой), позволяет экономить при тиражировании и не требуют больших затрат, а применяться могут в любых кинотеатрах. Немаловажно то, что цифровые дорожки в формате АС-3 очень износостойкие.
Ошеломляющий успех и применение кино формата «Dolby Stereo Digital» стало отрывной точкой и толчком, для разработки форматов бытового применения, основанных тем самым на алгоритме «АС-3».
Система «АС-3» и домашний кинотеатр (5.1)
Версия «Dolby Stereo Digital» в быту, базирующаяся на «АС-3», стала называться «Dolby Surround Digital». Бытовой формат, как и кинематографический, обеспечивает получение сигналов громкоговорителей во фронтальной плоскости для центрального, правого, левого и нескольких тыловых каналов (по желанию можно еще использовать и низкочастотную колонку «сабвуфер»), эта схема проще говоря 5.1.
В сравнении с «Dolby Surround Pro Logic», в момент применения, канал тыла по частоте ограничен, работая в режиме моно (обычно применяются два громкоговорителя), «Dolby Surround Digital» обладает несколькими независимыми тыловыми каналами с одинаковым частотным диапазоном как и фронтальные каналы.
Dolby Digital (AC-3)
Звук Dolby Digital впервые появился в кинотеатрах в 1992 с премьерой фильма Возвращение Бэтмена (Batman Returns), и с тех пор звучит почти в тысяче фильмов по всему миру, и является одной из самых современных разработок от Dolby Laboratories.
Dolby произвела революцию в конце 60-х начале 70-х годов в системах записи на магнитную ленту своей системой шумоподавления Dolby A (для профессионалов) и Dolby B (для обычных пользователей). Позже, в 70-х годах, компания Dolby своей аналоговой системой Dolby Stereo революционизировала звук в фильмах.
Также, компания Dolby революционизировала в конце 80-х — начале 90-х годов бытовые устройства развлечений путем внедрения систем «домашнего театра» Dolby Surround, а позже и Dolby Pro Logic. В бытовых устройствах в основном используется технология Dolby Stereo для воспроизведения с видео лент и лазерных дисков (под лазерными дисками здесь и далее подразумеваются LaserDisc, т.е. «большие» видео лазерные диски). Эти системы позволяли зрителям использовать дома ту же самую 4-х канальную конфигурацию, что и в кинотеатрах.
Современные системы Dolby Digital вышли на новый уровень, предоставляя шесть каналов кристально чистого объемного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделенные» левый и правый задние боковые каналы вовлекают вас в фильм своими окружающими и обтекающими звуками. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.
Принципы Dolby Digital ведут свое развитие из разработок Dolby по аналоговому уменьшению шума. Шумоподавление Dolby работает путем ослабления шума, когда нет аудио сигнала, а когда он есть, позволяя более сильному полезному аудио сигналу перекрывать более слабый шум. Таким образом, эта технология использует преимущества психо-акустического феномена известного как слуховое маскирование. Даже если аудио сигнал занимает только часть спектра, шумоподавление Dolby уменьшает уровень шума в тех частях спектра, в который нет полезного сигнала делая шум незаметным. Это делается потому, что аудио сигнал может маскировать только ближний по частотам шум.
Этот кодер был разработан так, чтобы максимально использовать преимущества человеческой способности к звуковому маскированию, для чего он разбивает спектр аудио сигнала в каждом канале на узкие частотные полоски разного размера оптимизированные с расчетом на частотную избирательность человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частотным компонентам полезного аудио сигнала. Путем уменьшения или даже полной ликвидации шума там, где нет маскирующего аудио сигнала, качество звука исходного сигнала субъективно не изменяется. По этому ключевому аспекту такое кодирование как AC-3 является формой очень избирательного и качественного шумоподавителя.
Уникальный опыт Dolby Laboratories по устранению аудио шума является критическим для снижения потока данных в технологии AC-3: чем меньше бит используется для описания аудио сигнала, тем больше шумов связанных с самим кодированием.
В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе что и фильм позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, таких как CD. Это позволяет упростить производство, а для владельцев кинотеатров использование фильмов, а также позволяет подготовить дорожку Dolby Digital практически без дополнительных затрат. Поскольку часть ленты с перфорированными отверстиями изготавливают с расчетом на высокую сопротивляемость износу и повреждениям, дорожка Dolby Digital не будет подвержена треску и шипению на протяжении всего времени эксплуатации ленты.
В бытовой электронике технологию Dolby Digital можно встретить в последнем поколении лазерных дисков (там где была обычная аналоговая звуковая дорожка), она является стандартной звуковой дорожкой в DVD и используется как аудио формат для телевидения высокой четкости — HDTV, а также в системах кабельного и спутникового телевидения.
DOLBY DIGITAL: Вопросы и ответы
Вы вероятно уже много слышали о том, что Dolby Digital это следующий и возможно последний эволюционный шаг в направлении реалистичности звука. Так что же из себя представляет эта новая технология? Чем она отличается от Dolby Surround Pro Logic и какое новое оборудование она потребует? Ответы на эти и на другие вопросы вы получите в этой статье.
Но сначала нужно прояснить вопрос с названиями. Последние несколько лет компания Dolby Laboratories использовала термин Dolby Digital для ссылок на их новую цифровую систему для киноиндустрии, в то время как под термином Dolby Surround AC-3 подразумевала системы домашнего кинотеатра. На практике, эти две системы являются небольшими вариациями (слегка различающимися в скорости потока данных) одной базовой технологии. И для того чтобы больше не вводить пользователей в заблуждение, решили, что и формат Dolby для домашних многоканальных систем также назывался тем же именем, что и в киноиндустрии — Dolby Digital.
Считается, что это поможет потребителям более легко определять поддерживает ли какой-либо продукт эту технологию, и поможет отличить ее от форматов Dolby Surround и Dolby Pro Logic, которые базируются на аналоговых технологиях. В новом поколении лазерных дисков, и новых форматах использующихся в DVD и телевидении высокой четкости (HDTV), также будут ссылаться на термин Dolby Digital, как это сейчас делают в отношении профессиональных киноприложений. Общее название Dolby Digital также должно помочь прекратить растущие заблуждения пользователей, связанные с термином «AC-3» (Аудио код номер 3), который является техническим обозначением технологии Dolby, разработанной для многоканальных приложений.
Я слышал о Dolby Surround Pro Logic, но что такое Dolby Digital (AC-3)? и что такое Dolby «5.1»?
Dolby Digital предоставляет в общей сложности шесть раздельных каналов звука. Как и Dolby Surround Pro Logic, она включает в себя левый, центральный и правый каналы во фронтальной части комнаты. Dolby Surround Pro Logic предоставляет дополнительно еще один канал с ограниченной полосой частот (от 100 до 7000Гц) для объемного («окружающего») звука, который обычно усиливается через два канала усилителя и подается потом на два динамика. Тогда как Dolby Digital предоставляет раздельные левый и правый каналы объемного звука для более точного определения местоположения звуков и более натуральной, реалистичной передачи атмосферы и фона. И ко всему прочему все пять основный каналов передают полный спектр частот (от 3 до 20000 Гц), к которым вы можете добавить низкочастотные динамики (сабвуферы).
Шестой канал — Low Frequency Effects Channel (канал для низкой частоты и эффектов), иногда содержит дополнительную низкочастотную информацию для усиления эффекта от некоторых сцен, например, таких как взрывы, катастрофы и т.д. Из-за того, что этот канал сильно ограничен сверху по частоте (от 3 до 120Гц), его иногда называют «.1» каналом. Если его добавляют к полным 5 каналам Dolby Digital, то про такие системы говорят, как про имеющие «5.1» канала.
Все шесть каналов в системе Dolby Digital полностью цифровые, из чего следует, что на всем пути от пульта звукооператора до вашей домашней системы они передаются без потери качества. Но Dolby Digital еще и упаковывает их все в один канал, который занимает места меньше чем один канал на компакт диске. Именно это позволяет так легко добавлять звуковые дорожки Dolby Digital к обычным лазерным дискам, а также к множеству других источников. Dolby Digital используется уже несколько лет, чтобы вы могли смотреть фильмы с Dolby Digital, а теперь, с появлением Dolby Digital на лазерных дисках, вы можете наслаждаться этой прекрасной технологией и у себя дома. А так как она была разработана фирмой Dolby Laboratories, вы можете быть уверены, что звук будет потрясающим!
Это правда что Dolby Digital требует кучу нового оборудования?
Если вы собираете себе новую систему, то можете купить усилители и динамики, специально предназначенные для Dolby Pro Logic, которые подойдут для Dolby Digital. Вам понадобится лазерный проигрыватель нового поколения, на котором есть выход Dolby Digital RF (на него выдается поток данных Dolby AC-3). Основное новое устройство, которое вам понадобится, это декодер Dolby Digital (для декодирования потока AC-3 для дальнейшего воспроизведения). Если у вас уже есть система Dolby Surround Pro Logic, то наверняка уже есть и пятиканальный усилитель, а также необходимое количество динамиков. Рекомендуется добавить сабвуфер, можно даже несколько.
Куда вы записываете дорожку Dolby Digital на лазерном диске? Пропадает ли при этом какая-либо важная аудио информация с лазерного диска? Должен ли я теперь менять всю свою библиотеку лазерных дисков?
Между «обычными» и «новыми» лазерными дисками намного больше общего, чем различий. Новые лазерные диски, включая и диски с Dolby Digital, полностью совместимы с вашим существующим проигрывателем. Две цифровые (PCM) дорожки остаются без изменений, так что вы можете продолжать наслаждаться качеством Dolby Surround Pro Logic и с «новых» дисков. Дорожка Dolby Digital записывается вместо правой аналоговой (FM) дорожки диска. Левая аналоговая дорожка может содержать моно версию, комментарий или любой другой аудио материал.
Последние проигрыватели, которые могли воспроизводить звук только с аналоговых (FM) дорожек, выпускались более чем 10 лет назад. С тех пор практически все проигрыватели могут использовать более качественные цифровые (PCM) дорожки для воспроизведения стерео или Dolby Surround. Конечно же, все новые лазерные проигрыватели с AC-3 будут проигрывать все лазерные диски которые у вас есть, причем как цифровые так и аналоговые звуковые дорожки.
Делает ли Dolby Digital систему Pro Logic ненужной?
Вовсе нет. Dolby Surround Pro Logic еще долго останется с нами. Система Dolby Surround Pro Logic «складывает» четыре канала (левый, центральный, правый и частотно ограниченный «объемный» (Surround)) в два канала. В монофонических системах эти два канала складываются для воспроизведения. И конечно вся информация доступна для воспроизведения в стерео системах. Но когда эти два канала поступают на декодер Dolby Pro Logic, звуковая матрица «раскладывается» и становятся доступными все исходные четыре канала («объемный» канал воспроизводится через отдельные левый и правый «объемные» динамики).
Самая потрясающая часть системы Dolby Surround Pro Logic это то, что исходный сигнал «уложенный» в стерео, может передаваться вместе с ним везде, где есть возможность передать стерео сигнал: телевизионные стерео передачи, через спутник (C-band, DSS или PrimeStar), кабельные передачи, УКВ (FM) радио, лазерные диски, видео ленты, и даже некоторые игровые приставки. Сегодня вы можете слушать звук в системе Dolby Surround во множестве регулярных телевизионных программах, в растущем списке компакт дисков и конечно на VHS и лазерных дисках, на которых записаны тысячи фильмов с системой Dolby Stereo (термин Dolby Stereo означает то же самое что и хорошо вам известный Dolby Surround, но применяемый в киноиндустрии). Поэтому пока у нас есть стерео, то будет и Dolby Surround Pro Logic, и поэтому все декодеры Dolby Digital имеют встроенный декодер Dolby Pro Logic.
В следующей таблице проводится сравнение свойств Dolby Digital и Dolby Surround Pro Logic.
Параметр | Dolby Digital | Dolby Surround Pro Logic |
«Объемный» канал | Стерео, полночастотный (3–20000 Гц) | Монофонический, с ограниченным спектром (100–7000 Гц) |
Низкочастотный канал | Да (3–120 Гц) | Нет |
Панорамирование | Разнообразное | Слева направо, справа налево, спереди назад и наоборот. |
Каналы | 6 отдельных, все каналы могут быть активны одновременно и независимо друг от друга. | 4 производных, может воспроизводится только один преобладающий сигнал в каждый момент времени. |
Разное | Улучшенная картина звука, благодаря «time alignment — выравниванию по времени», т.е. заставляет динамики звучать так, как будто они находятся от слушателя на одинаковом расстоянии. | Экономное решение задачи получения высококачественного объемного звука. |
При снижении общей громкости в звуковых дорожках динамичных фильмов (например, когда действие происходит поздно ночью), соответствующим образом подстраивается компрессия, так чтобы сохранить качество тихих фрагментов. | Объемный звук от любого незакодированного источника стерео звука. | |
Декодеры могут быть настроены так, чтобы направлять низкочастотный звук в специальные каналы, для систем с сабвуферами. | Совместим со всеми существующими и будущими стерео форматами. | |
Драматический шаг вперед по вовлечению слушателя в мир реальных звуков. Беспрецедентные творческие возможности для производства и управлению звуком. | Представляет собой значительный шаг вперед от обычного стерео звука. Является мировым стандартом. |
На данный момент существует огромное количество источников звука, поддерживающих Dolby Pro Logic. А как насчет Dolby Digital? На что еще можно записывать Dolby Digital кроме лазерных дисков?
У Dolby Digital есть одна прекрасная вещь — большая гибкость кодирования. Dolby Digital технически допускает огромное разнообразие форматов, а некоторые из них появятся в самое ближнее время:
Спутниковое телевидение — Direct Broadcast Satellite (DBS) уже сегодня активно использует такие преимущества системы Dolby Digital как высокое качество и простота передачи. К примеру, служба «DMX for Business» использует Dolby Digital для передачи 120 музыкальных стерео каналов, и все они передаются с одного передатчика. PrimeStar планирует в ближайшее время добавить Dolby Digital к свой службе телевизионной спутниковой передачи.
Кабельное телевидение внедряет системы с Dolby Digital из-за соображений эффективности и для того чтобы быть готовым к стандартам будущих систем телевидения высокой четкости.
В формат Digital Video Disc (DVD) уже входит Dolby Digital.
Остальные форматы, такие как цифровые видеокассеты — Digital Video Cassette (DVC), и цифровая аудио передача — Digital Audio Broadcast (DAB), являются первыми в списке на внедрение уникальной комбинации качественного звука, эффективной передачи всего спектра сигнала и многоканальных возможностей технологии Dolby Digital.
Что делает Dolby Digital таким гибким, или если уж говорить прямо — чем он хорош?
Буквы «AC» в Dolby AC-3, расшифровываются как Audio Coding — кодирование звука. На цифровое кодирование звука часто ссылаются как на «perceptual coding» (кодирование основанное на ощущениях). Проще говоря, это такое кодирование, которое пытается обнаружить и затем удалить ту звуковую информацию, которую мы все равно не может услышать, но сохраняет то, что мы можем услышать. Его назначение уместить как можно больше полезной информации в доступном спектре. Рассмотрим аналогию:
Предположим, что вам необходимо доставить 4000 человек (полезная информация) из одного места в другое в течении часа. По шоссе может проехать только 1000 машин в час. Если разместить все 4000 человек в 1000 автомобилей, то можно избавиться от лишней информации (оставим 3000 машин дома). Это высокоэффективная доставка, и именно для этого предназначена система Dolby Digital.
Одна из причин, почему качество звука на компакт диске так высоко в том, что он содержит огромный объем данных: 16-ти разрядные семплы выбираются 44100 раз в секунду отдельно для каждого канала. Это соответствует потоку в 1411200 бит в секунду. Компакт диск представляет собой настолько большое хранилище информации, что позволяет записать до 74 минут музыки на один диск. Но что делать, если надо записать 2 часа 20-ти разрядного сигнала и ко всему прочему там должно быть шесть каналов? На сегодняшний день такой большой поток данных непрактичен ни для хранения, ни для передачи.
Кодер Dolby Digital является первым кодером разработанным специально для многоканального звука. Уникальный опыт Dolby Laboratories по устранению аудио шума является критическим для снижения потока данных, потому что чем меньше бит используется для описания аудио сигнала, тем больше шум.
Шумоподавление Dolby работает путем уменьшения уровня шума в отсутствии аудио сигнала, а также позволяя более сильному полезному аудио сигналу перекрывать или «маскировать» шум. Но это позволяет замаскировывать только шум, близкий по частотам к полезному сигналу. Поэтому Dolby Digital разбивает звуковой спектр для каждого канала на узкие полоски разного размера, оптимизированные с расчетом на частотную избирательность человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частоте кодируемого сигнала. Аудио сигнал эффективно заглушает шум, делая его неслышным для уха. Там где отсутствие сигнала не позволяет маскировать шум оцифровки, Dolby Digital прикладывает максимум усилий чтобы его уменьшить. Можно сказать, что Dolby Digital это очень эффективная система шумоподавления, и в результате качество звука субъективно очень близко к оригиналу.
Dolby Digital использует технологию «shared bitpool» («разделяемых битов»), и также модель маскирования человеческого слуха, чтобы достичь наибольшей эффективности передаваемых данных. Разряды неравномерно распределяются между множеством узких полосок частоты, причем в каждом конкретном случае по-разному, в зависимости от спектра и динамической структуры кодируемого сигнала. Применяя модель слухового маскирования, кодер предоставляет оптимальное количество разрядов для аудио сигнала в каждой полосе. Дополнительно происходит перераспределение разрядов между разными каналами в соответствии с моделью, по которой более насыщенный частотами канал потребует больше данных для передачи, чем другие, слабо заполненные, а также учитывается, что сильный сигнал в одном канале может маскировать появляющийся шум в других каналах. В результате Dolby Digital может использовать пропорционально больше передаваемых данных для кодирования звука, выдавая более качественный сигнал и позволяя кодировать несколько звуковых каналов в более низкоскоростные потоки данных чем требует даже один канал на компакт диске.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Кодер Dolby Digital способен обработать входной сигнал с, по крайней мере, 20-ти разрядным динамическим цифровым сигналом с диапазоном частот от 20 до 20000 Гц ±0,5 дБ (-3 дБ на 3 и 20300 Гц). Низкочастотный канал покрывает диапазон от 20 до 120 Гц ±0,5 дБ (-3 дБ на 3 и 121 Гц). Поддерживаются частота дискретизации в 32, 44,1 и 48 кГц. Ширина выходного потока данных может варьироваться от минимума в 32 кбит/сек для одного монофонического канала, до максимума в 640 кбит/сек, удовлетворяя всему возможному диапазону требований. Типичными являются скорости в 384 кбит/сек для «5.1» канального Dolby Digital потребительского формата, и 192 кбит/сек для двух канальной передачи звука.
Комментарии к переводу:
Некоторые термины не поддаются однозначному переводу, так как им нет однозначно соответствующих по смыслу слов в русском языке в употребляемом контексте, а именно «Surround» (окружающий, обтекающий, объемный) и «Perceptual Coding» (имеется в виду кодирование, основанное на психоакустической модели слуха человека, имитационная модель).
Под термином лазерный диск понимается «большой» лазерный диск (Laser Disc), не путайте его с «маленькими» компакт дисками (CD). В настоящее время они вытесняются получающими все большее распространение, более современными, дешевыми и удобными DVD дисками.