что такое адаптивки в феминизме

Что такое адаптивки в феминизме

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Феминизм: наглядно запись закреплена

Адаптивки и плохие/хорошие феминистки

На протяжении длительной истории усилиями мужчин был выдуман образ удобной (мужчинам), «настоящей женщины». Если женщина этому образу соответствует, то она «хорошая», если нет – то «как мужик», «плохая», «дефектная».

Если женщина не будет использовать адаптивки, то подвергнется негативным социальным санкциям. К примеру, без макияжа женщина может работать не везде, если женщина не будет носить женскую одежду, то её будут называть «пацанкой» или другими обидными словами. Если женщина нормально питается, занимается боевыми искусствами или спортом и разовьёт нормальную женскую мускулатуру, ей будут говорить, что это не женственно, некрасиво, неправильно, в то время как мужчину с развитой мускулатурой будут хвалить.

Не понаслышке многие знают о репродуктивном давлении на женщину: «роди внуков», «роди мне сына», «каждая должна родить, хотя бы для себя», «не рожала – не женщина». Так, многие женщины рожают детей «что б отстали», многие «для мужа», кто-то «для мамы», кто-то, что б быть «настоящей женщиной».

Феминистки часто говорят о том, что носить макияж, рожать детей, брить ноги «для себя» невозможно. И очень часто среди женщин поднимается крик возмущения: «но у меня колит, если не брить», «но мне самой нравится краситься», «но мне нравится брить подмышки», «но ведь уход за собой…», «но ведь гигиена же». Так срабатывает психологическая защита. Жертва не хочет видеть того, что она – жертва, потому что осознать, что ты вовсе не свободная леди, которую никто не ущемит и никто не дискриминирует – больно.

Некоторые женщины думают, что феминистки запрещают женщинам пользоваться адаптивками. Начнём с того, что не феминистки могут что-то запрещать, а мужчины. Они бенефициары нашей социально-экономической системы. Феминисткам остаётся только призывать к рефлексии, к самоанализу, к размышлениям о том, что кроется за твоим желанием родить, сделать макияж или побрить подмышки. А за этим кроется точно не твоё личное желание.

Нет ничего ужасного в том, что та или иная женщина (или даже феминистка!) пользуется адаптивками. Не она виновата в этом. И, порой, без адаптивок не получается. В каких-то организациях существует дресс-код, где-то нельзя работать без макияжа или маникюра. Даже некоторые феминистки используют адаптивки, потому что иначе не получается.

Нет ничего ужасного в том, что женщина (или даже феминистка!) замужем или воспитывает сына. Это не говорит о том, что она плохая женщина или плохая феминистка. При том, что использование адаптивок сказывается на женщинах негативно, иногда для женщины нет другой возможности. Всё это не отменяет того, что любые гетеросвязи, замужество и рождение детей – являются механизмами угнетения женщин, представляют собой угрозу для женщин, ставят в ещё более уязвимое положение.

Прежде чем показывать пальцем на сестру, называя её «плохой феминисткой», следует подумать, а как много ты знаешь об этой женщине? Может, она родила сына ещё до того, как узнала о феминизме? Может, вышла замуж ещё до того, как осознала, что любой женщине следует избегать гетеросвязей? Может, эта женщина накрашена не потому, что она «плохая феминистка», а потому что работает в офисе, куда без макияжа её не пустят?

Феминистки призывают максимально отказываться от адаптивок, но не призывают называть женщин с макияжем «плохими». Феминистки выступают против адптивок, а не против женщин, которые вынуждены использовать патриархальные практики, что б выжить в обществе.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть: когда женщина говорит о том, что красится или бреет подмышки «для себя», это всего лишь значит, что она пока не в состоянии признать, что она – жертва системы. И никакого «для себя» на самом деле не существует.

Феминистки призывают рефлексировать и отказываться от адаптивок там, где это возможно, где это не вредит. Феминистки не призывают срочно бежать сдавать сыновей в детдом, делать аборт или разводиться. Феминистки призывают не пользоваться патриархальными практиками тогда, когда это не угрожает жизни и здоровью женщины.

Источник

Что такое адаптивки в феминизме

Пока я погрязла в теме своих страдашек и ни на что доброе и светлое не способна, поговорим про адаптивки. Спасибо @radiomiku за интерес и вопросы, которые побудили собрать все, что мы с ней наговорили в кучу.

Если бы за каждое «я делаю это для себя», которое я слышу, мне бы давали немного денег, я бы уже разбогатела. И я вполне могу поверить, что вот это все (косметику, неудобную одежду, каблуки или просто неудобную, но «красивую» обувь, цветные маникюры, эпиляции) вы действительно делаете не ради того, чтоб усладить взор какого-нибудь мимо проходящего мужика. Но и не для себя. И в этом весь смысл.

Разберем на примере косметики (но это, естественно, не только про нее)
Представьте себе сферический вакуум. В нем нет магазинов с косметикой, в нем нет салонов красоты, в нем нет рекламы, тебе не показывают накрашенных людей в интернетах/журналах/фильмах, в нем никто не говорит тебе, что надо бы сделать глазки выразительней. И главное в нем вы одни, и вы не можете сделать селфи и вообще показать свое накрашенное лицо кому-то. Стали бы вы наносить макияж? Только в этих условиях мы можем говорить о свободном выборе.

Пока мы воспитаны социумом, пока мы проходим социализацию как женщины ни о каком свободном выборе речи идти не может.

Любое внешнее украшательство (и не только украшательства, а любое действие) «длясебя», неважно внутри или вне рамок стандарта красоты, это не свободный выбор. Это адаптивное предпочтение.

Намазать обветренное шелушащееся лицо, которое болит, увлажняющим кремом – для себя.
Намазаться кремом от морщин/отбеливающим и тд – не для себя.
Стричь ногти и обрезать заусенцы – для себя
Фигачить разноцветные лаки – не для себя.
Простая и вроде понятная логика.

А теперь к главному.
У всех нас есть адаптивки. У ВСЕХ. У меня, у моих любимых женщин, у подруг, у любой женщины в любой точке этой планеты есть адаптивные предпочтения. И их наличие не делает женщин плохими или не феминистичными. И даже не означает, что мы должны срочно перестать этими адаптивками пользоваться. Это как минимум невозможно. Я вам серьезно говорю – невозможно отказаться от всех адаптивных предпочтений. Точнее можно, если уезжаешь в лес и живешь там в одиночестве, отстреливая всех мимо проходящих. Есть места, требующие дресскода. Есть социум. И этот социум нас переломает и сожрет, если мы вдруг решим отказаться от всех адаптивных предпочтений.

Все, что требуют феминистки – осознания, что это не «для себя». И стремления к тому, чтобы не пропагандировать и не защищать свои адаптивные предпочтения. Потому что это не феминистично и вредит всем женщинам на планете, даже тем, которые еще не родились.

Источник

Пирамида адаптивных предпочтений

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

О тему адаптивных предпочтений или, как мы привыкли называть их в русскоязычной радфем-среде, «адапт и вок», сломано немало копий. Часто открывающая для себя радикальный феминизм женщина начинает испытывать чувство вины за свой патриархальный образ жизни, но не знает, что считать адаптивками, а что нет, как и с какими из них бороться и за что взяться в первую очередь. Для «опытных» же радфем подобные вопросы могут стоять даже острее, поскольку первоначальная радость бунта и ощущение значимости своего поступка при отказе от адаптивных предпочтений сменились тяжелым осознанием, что к немедленному свержению патриархата это не привело: старые привычки умирают очень медленно, и вот уже кажется, что, может, не так уж и плохо было раньше, а другие феминистки ошиблись. Мы же, подходя к любым вопросам последовательно, хотим начать разговор с определения темы. Итак, что же такое “адаптивки”?

“Адаптивки” изначально расшифровываются как “адаптивные предпочтения”, но мы предлагаем отныне разграничивать адаптивные предпочтения и адаптивные практики.

АДАПТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ мы называем одобряемые обществом действия, которые женщина вынуждена делать, чтобы снизить потенциальный ущерб для себя и агрессию со стороны общества. Чаще всего эти практики неудобны для самой женщины, и в ситуации, где от них можно отказаться, о них с радостью забывают: например, начальство на работе заставляет вас красить глаза, а у вас ужасная аллергия на косметику — сам макияж не приносит вам никакого удовольствия, но вам приходится следовать дресс-коду (и забрасывать тушь в дальний ящик как только вы уходите с работы). Хорошим маркером адаптивной практики, служит то, что ее выполнение не требуется от мужчин. Необходимость ее выполнения рационализируется чаще всего словами “так принято” — то есть, она является условием для адаптации к определенным требованиям.

Но едва ли спорящих о допустимости адаптивок в радфем-пространствах интересует то, чем сами женщины заниматься не рады: гораздо большее внимание приковано к тем практикам, которые самим женщинам приносят удовольствие и неподдельную радость. Под АДАПТИВНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ мы подразумеваем то, что из отведенных патриархатом рамок женщинам искренне нравится. Этот трюк происходит неосознанно: люди довольствуются тем, что могут получить, и убеждают себя, что именно этого-то они и хотели, не осознавая, что изначально у них не было выбора как такового. Юн Эльстер называет это механизмом “зеленого винограда”, ссылаясь на басню “Лиса и виноград”, в которой лиса, понимая, что не сможет достать виноград, заявляет, что ей не больно-то его и хотелось, ведь он все равно неспелый.

Адаптивные предпочтения напрямую пересекаются с адаптивными практиками, поскольку и первое, и второе, служит для укрепления подчиненного положения женщин. И если, в случае с практиками, их вред и направленность на маркировку угнетенной группы очевидны, то, когда речь заходит о предпочтениях, большинство дискутирующих встречаются с этической дилеммой — если женщина точно уверена, что ей нравится определенное явление, и что оно никаким образом негативно на ней не сказывается, какое право имеют сторонние люди не принимать это в расчет? Именно эту ошибку совершило в свое время либеральное сообщество и продолжают совершать многие: игнорирование природы адаптивных предпочтений приводит к непониманию “смысла” отказа от той или иной практики.

Чтобы распутать тот клубок лжи и заблуждений, в который превратилось обсуждение “адаптивок”, помимо самого разграничения адаптивных практик от адаптивных предпочтений и выяснения механизмов их действия, следует определить градацию влияния того или иного предпочтения.

что такое адаптивки в феминизме. Смотреть фото что такое адаптивки в феминизме. Смотреть картинку что такое адаптивки в феминизме. Картинка про что такое адаптивки в феминизме. Фото что такое адаптивки в феминизме

Глубинная идентификация с мужчиной

Высшим проявлением власти можно назвать порождение таких желаний, которые были бы удобны властвующим: контролируя мысли и желания, можно обеспечить согласие со стороны жертвы на угнетающие ее действия.

На данном уровне происходит интернализация идеи о собственном бессилии и неполноценности, не осознаваемая самой женщиной. Женщина не видит потенциально враждебную среду, в которой находится, всячески ее отрицает и создает свою собственную фантастическую версию этой среды для снижения напряжения (мой Вася отрефлексировал МГС, он даже разрешает мне феминистить!). Поскольку угнетение женщин мужчинами как класса лежит в основе патриархального общества и само осознание этого угнетения не допускается защитными механизмами психики, говорить о каком-либо “освобождении” без рефлексии предпочтений этого уровня невозможно.

Этическая идентификация с мужчиной

На этом этапе мнимая “свобода” и наличие мнимых альтернатив могут присутствовать из-за внедрения неопатриархальных идей, но качественного шага на пути к освобождению не происходит из-за отсутствия той самой рефлексии. Ориентация на мужское восприятие, все та же интернализация идей о собственной второсортности, нежелание видеть враждебность среды, строгое следование иерархии общества, сочетающееся с либеральными идеями или феминистским активизмом.

Теперь женщина выпрашивает исключение для себя, утешаясь иллюзиями насчет того, что приближение к “мужским” интересам или ориентация на мужское мнение способны улучшить ее социальное положение (возможно, мужчины не враги, просто недостаточно образованы; и потом, мои друзья из Гражданского Общества никогда не называли лично меня шлюхой!). Поскольку такое “освобождение” достигается за счет ублажения угнетателей, истинное освобождение невозможно без работы.

Культурная идентификация с мужчиной

Продолжаются попытки “договориться” с угнетателем, интернализируя его мировоззрение. Для психологической защиты создается альтернативная, менее враждебная среда, выдуманная и не имеющая ничего общего ни с реальным освобождением, ни с наблюдаемой реальностью. Эта альтернатива подменяет в сознании реальность, из-за чего разговоры о вреде патриархата ведутся, но к реальным выводам не приводят, порождая бесконечный поиск исключений (но ведь геи/айдолы/персонажи аниме не такие…).

Инфантилизм

Для женщины на этой стадии характерны определенные инфантильные, детские черты: сильная зависимость от одобрения, неспособность распоряжаться собственной жизнью, неумение вести быт, общая безрассудность. Часто происходит поиск авторитетных фигур — “мамочек” — предметов фанатичного обожания или иррациональной ненависти.

Женщина на данном этапе воспринимает феминисток как другой вид женщин, более сильный, ресурсный и способный, и считает их обязанностью тащить на себе, просвещать и утешать менее удачливых, какой себя видит она. Она склонна преувеличивать свою беспомощность и приуменьшать значение женского труда, может паразитировать на других женщинах (как же я пойду и организую свою группу роста? У меня и подруг-то нет, ведь я интровертка). Предпринимать какие-либо шаги к освобождению она не намерена и довольно агрессивно реагирует на тех, кто критикует ее пассивность.

Идеализация и дегуманизация женщин

На этом этапе уже появляется желание общения с женщинами, в определенной степени ориентация на женщин в мировоззрении. Стоит отметить, что любовь к абстрактным персонажкам, или интерес к другим социальным движениям (сами по себе вполне нейтральные явления) в данном случае пересекаются с неотрефлексированной внутренней мизогинией, и превращаются в список завышенных требований к соратницам.

Отрешенность от тела

Все, что чаще всего ассоциируется с понятием отказа от “адаптивок”, находится на этом этапе, поскольку явные маркеры таких предпочтений проще определить (нарощенные ресницы, макияж, крашеные волосы, маникюр…). Женщина продолжает воспринимать свое тело как инородный элемент и все его характеристики делит на “приемлемые” и “неприемлемые”. Проблема возникает, если она отказывается видеть патриархальные практики восприятия женщин через их внешность, и считает, что это ее личный выбор.

Здесь же очень важно понимание природы “выбора”, то есть то, что перечисленные практики существуют как единственный допустимый в патриархате способ самовыражения женщины. Также важно понимать, что данные практики могут быть бесполезны или даже вредны для самой женщины, поэтому в ее интересах отказаться от них или минимизировать их использование.

Неуважение к собственной личности

Женщинам предписывается пассивная роль, требующая от них заботы о состоянии всех людей вокруг. Подобная постоянная отдача создает ситуацию, в которой женщина не способна обозначить собственные границы и отстаивать их, не может распознать свои желания и понять, что именно вызывает у нее дискомфорт. Ее приучают избегать конфликта любой ценой, а отстаивание собственных границ часто сопряжено с конфликтными ситуациями. У нее сильно желание восприниматься в обществе как “хорошая девочка”, она не может противостоять внешнему давлению.

Стыд и чувство вины — самые “болевые” места на этом этапе, которыми происходит регуляция “правильного” поведения. Для освобождения необходимо работать над лояльным отношением к себе, в первую очередь позволить себе быть неидеальной. Научиться принимать свои “плохие” качества, нежелательное поведение, слабые стороны, развивать независимость, способность опираться на себя, свои чувства, свое мнение, быть главной в своей жизни и не позволять другим диктовать условия.

Итак, вы видите, что адаптивные предпочтения — это не только про ношение каблуков и макияжа, оправдываемое личным удобством. Это сложная система психологического приспособления к угнетению, убеждение себя в совершении выбора там, где выбора нет. Главный вред адаптивных предпочтений заключается в том, что жертва неосознанно становится соучастницей собственной эксплуатации.

Исчезновение адаптивных практик возможно при упразднении строгих правил поведения и внешнего вида, а вот для полного избавления от адаптивных предпочтений требуется работа не только внешняя, но и внутренняя, которую женщине придется проводить самой, при помощи рефлексии, поддержки подруг и соратниц, развития критического мышления и более вдумчивого изучения явления.

Главной “защитой” от адаптивных предпочтений можно назвать понимание их природы и отказ, прежде всего, от внутренних убеждений в “свободности” выбора той или иной практики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *