что такое административная экономика
Командная экономика: что это такое и какие признаки
В процессе развития человеческого общества естественным путем сформировалось несколько основных видов экономических систем, которые в итоге были приняты на вооружение многими государствами. В то время как вершиной этой эволюции считается рыночная экономика, а традиционная — удел слаборазвитых стран, особняком стоит командная, которую нельзя однозначно назвать плохим или хорошим вариантом организации хозяйственных отношений.
В этом материале мы в деталях разберем, что из себя представляется командный тип экономической системы, какими преимуществами и недостатками характеризуется и в каких странах он нашел применение.
Что такое командная экономика
Командная (или плановая) экономика — это экономическая система, для которой характерно главенство правительства страны в вопросах производственного регулирования и распределения ресурсов, которые находятся в общественной (а по факту в государственной) собственности. По своей сути это прямая противоположность рыночной экономике, поскольку здесь нет места частной собственности на средства производства, свободе предпринимательства и здоровой конкуренции.
Вместо этого создается централизованный экономический план (отсюда и название — плановая экономика), в котором прописывается, какие продукты, для кого и в каком количестве должны производить предприятия.
Рынок внутри государства с командной экономикой отсутствует как таковой, но присутствуют чисто формально к нему относящиеся элементы в виде сети торговых учреждений (государственных или кооперативных), через которые происходит реализация товаров населению.
Также смотрите подробное сравнение командной и рыночной экономики в видео ниже:
Сравнение рыночной и командной экономикиПризнаки командной экономики
Понять, что в стране установлен командный тип экономической системы, можно по следующим признакам:
Примеры командной экономики
Один из самых ярких примеров — Советский Союз (СССР), являющийся первой страной, которая в момент своего формирования сразу же полностью перешла на командную экономику и придерживалась этой системы весь период своего существования.
Частное предпринимательство в СССР было поводом для уголовной ответственности, поскольку противоречило идее централизованного управления экономикой. Также в отдельные периоды считалось преступлением отсутствие работы без уважительной причины в трудоспособном возрасте.
Повышенное внимание уделялось развитию военно-промышленного комплекса и выпускающих производственные средства отраслей — суммарно их доля в экономике достигала 70%. При этом по показателям ВВП Советский Союз всю свою историю значительно уступал странам Западной Европы.
В свое время примеру СССР последовали Куба, Германия, Китай, Вьетнам, Северная Корея и другие социалистические государства Европы и Азии.
В Германии командная экономика существовала в период расцвета национал-социалистической доктрины Третьего рейха (с 1933 по 1945 годы). Были широко распространены элементы централизованного планирования и активного вмешательства государства в экономические процессы.
Также во время Второй мировой войны применялась практика изъятия ресурсов и применения принудительного труда, в особенности на оккупированных территориях. Основной производственный акцент, конечно же, делался на военную технику и оснащение.
На Кубе командная экономика появилась с приходом к власти в 1959 году Фиделя Кастро. Была проведена национализация банков, а также ряда промышленных предприятий, земель и других видов собственности, в том числе принадлежащих зарубежным компаниям. В то же время были снижены тарифы на коммунальные услуги и медобслуживание для населения, введена карточная система.
Впоследствии почти во всех странах с командной экономикой произошло ослабление централизации и ущемления частного предпринимательства, начался плавный переход к рыночным отношениям.
Исключением до сих пор является Северная Корея (КНДР) — полностью закрытая уже более 60 лет страна с плановой мобилизационной экономикой, сосредоточенной на аграрном и промышленном секторах с уклоном в тотальную милитаризацию.
Командная экономика: плюсы и минусы
Если взглянуть на опыт государств с командной экономикой, можно прийти к выводу, что основными недостатками таких систем являются:
К положительным сторонам командной экономики можно определить:
Несмотря на наличие некоторых явных плюсов, история говорит о слабой эффективности и жизнеспособности командной экономики.
Административно-командная система
Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Содержание
Краткое содержание и значимость статей Г.Х. Попова
Значимость статьи, помимо всего прочего, в том, что впервые во время перестройки был явно провозглашен лозунг если и не восстановления частной собственности (т.е. 100% сворачивания коммунистической идеологии), то хотя бы ее «десатанизации» по принципу «а в этом что-то есть».
Статья предвосхитила деятельность «младореформаторов» и приватизацию 90х годов. какие основы этой системы?
Особенности
Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. [источник не указан 497 дней] Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. [источник не указан 497 дней]
Либерально настроенные исследователи обычно подчёркивают, что административно-командная система опирается не на демократическую политическую систему, а на тоталитарные или авторитарные режимы, противоречит демократическим принципам управления, не приемлет свободный рынок, конкуренцию, предпринимательство. [источник не указан 497 дней] Но, строго говоря, ни один из вышеперечисленных пунктов не является обязательным. [источник не указан 497 дней] КАКИЕ ОСНОВЫ ЭТОЙ СИСТЕМЫ?
Критика концепции
Важнейшими причинами наших бед [интеллигенция] считала «засилье бюрократов», «уравниловку», «некомпетентность начальства», «наследие сталинизма» — причины, для массового сознания не так уж существенные. И вот, опираясь на эти стереотипы, Г. Х. Попов запустил в обиход, как нечто сущее, туманный термин «административно-командная система». Если вдуматься, смысла в этом никакого, но словечко было подхвачено прессой, духовными авторитетами, даже получило аббревиатуру — АКС. И стали его употреблять, как будто оно что-то объясняет в советском строе. Как будто это нечто уникальное, созданное в СССР и предопределяющее жизнь именно советского человека. На деле любая общественная система имеет свой административно-командный «срез», и иначе просто быть не может. И армия, и церковь, и хор имени Свешникова — все имеет свою административно-командную ипостась, наряду с другими. Антисоветские идеологи, глубокомысленно вещавшие: АКС, АКС… — намекали, что в «цивилизованных» странах, конечно, никакой АКС быть не может, там действуют только экономические рычаги. Но ведь это попросту глупо — любой банк, любая корпорация, не говоря уж о государственных ведомствах, действуют внутри себя как иерархически построенная «административно-командная система», причем с контролем несравненно более жестким, чем был в СССР. Но так людей очаровали этой АКС, что даже историки, прекрасно знавшие, что системы управления и в государстве, и в хозяйстве складываются исторически, а не логически, не исходя из какой-то доктрины, стеснялись прямо сказать, что пресловутая АКС — плод самого примитивного гипостазирования. [2]
Дальнейшее развитие идеи С.Г. Кара-Мурзы, приведенной выше, приводит к гипотезе, что под «отменой административной системы» понималось не более чем отмена ее самого высокого эшелона, цепочки «Политбюро-директор предприятия». Более низкие ее уровни, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, будут существовать в любой экономической системе.
Все это, по мнению некоторых, логически приводило (и привело) к появлению олигархов, богатых магнатов, владеющих целыми отраслями и комплексами промышленности, управляющих ими как заблагорассудится и перенаправляющих почти неограниченные средства из своих предприятий на личное потребление.
Критика этой ситуации в обществе (прямо вытекшей из статьи Г.Х. Попова, по мнению Кара-мурзы) составляет значимую часть критики перестройки.
Административная экономическая система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие административной экономической системы
В соответствии с принятыми на сегодня взглядами выделяют несколько типов экономических систем. Критериями их выделения являются формы собственности на средства производства, формы хозяйствования, производства и распределения экономических благ, методы регулирования хозяйства. В соответствии с указанными выше критериями выделяют следующие типы экономических систем:
Административная экономическая система (административно-плановая, командно-административная) представляет собой систему общественных взаимоотношений, которые характеризуются высоким уровнем централизации всех форм хозяйственной деятельности на основе государственной собственности на средства производства.
Эту систему еще сокращенно называют административной экономикой. Так как государство является собственником средств производства, то оно концентрирует в своих руках все управление хозяйственными процессами. Данное управление часто осуществляется не согласно экономическим законам, а в соответствии с государственной политикой.
Традиционным и ярким примером административной экономики является экономика Советского Союза. Именно СССР был первой страной, строившей свое хозяйство на новых принципах собственности. Руководство хозяйством осуществлялось специальными органами. Экономика развивается на основании принятых государственных планов.
Но являясь почти прямой противоположностью системы рыночных отношений, административная экономика не учитывала особенности взаимодействия спроса и предложения. Была уничтожена конкуренция. Следствием этого явилось отсутствие стимулирования совершенствования хозяйственного механизма и технологий, повышения производительности труда. Идеологические установки ставились выше экономических стимулов.
Готовые работы на аналогичную тему
Просчеты в планировании, отсутствие объективного учета экономических факторов ценообразования привели к появлению дефицита. В конечном итоге все это привело к краху административной экономической системы.
Принципы функционирования и управления административной системы
Возникновение административной системы было обусловлено целым рядом обстоятельств или условий. Главным условием является общественная собственность на средства производства. Это делает невозможным конкуренцию.
Следующим условием является централизованное планирование. Зачастую подобные планы принимались без должного анализа экономической ситуации и оценки возможностей предприятий. Плановые показатели будущего продукта были завышены. Положительной стороной планирования является согласованность деятельности субъектов хозяйствования.
Еще одним важным условием функционирования административной экономики является директивное управление хозяйственным комплексом. Для управления создаются специальные органы управления. Формируется неоправданно многочисленный аппарат чиновников. Это увеличивает затраты производства.
Планирование в условиях административной системы
Перед планированием стоят следующие задачи:
В основе планирования лежит предложение товаров и услуг без учета реального спроса. Обратная связь в условиях административной экономики действует неэффективно и не успевает реагировать на изменения экономической ситуации. Координация экономической деятельности определяет количественные показатели выпускаемого продукта. В вопросах планирования прослеживаются два вида подходов:
Индикативный подход заключается в формулировании рекомендаций и установка ориентиров. Он позволяет формировать экономическую и денежно-кредитную политику. Директивный подход заключается в функционировании специального органа управления экономикой. Его решения имею законодательную силу и обязательны для выполнения.
Административная экономика
Командно-административная система – разновидность экономических отношений с четким планированием и высокой централизацией ресурсов в руках правительства.
Одни из ярчайших исторических примеров — экономика Советского Союза и фашистской Германии. И там, и там управление национальными ресурсами осуществлялось по строгому регламенту властей. Пример из современного мира — Северная Корея.
Эта система — диаметральная противоположность свободному рынку, где существенное влияние на развитие экономики оказывает частный сектор. Сегодня все развитые страны признают: такое ведение хозяйственной деятельности является губительным, поскольку не поощряет инициативу индивидуальных предпринимателей или даже наказывает за нее.
Возникновение термина
Понятие командно-административной экономики было введено советским экономистом Г. Х. Поповым. Он акцентировал внимание на том, что данная система является пирамидальной: приказы поступают сверху и беспрекословно исполняются нижестоящими чиновниками. Сравнивая ее с рыночной экономикой, он отмечал, что последняя более ориентирована на среднее звено, где менее выражено приказное управление и приветствуется свободомыслие.
По мнению исследователей, труды Попова оказали существенное влияние на исторические события в СССР и развитие экономики постсоветского пространства. Он являлся ярым сторонником демократизации экономической системы во времена «перестройки» и, в частности, выступал за восстановление свобод индивидуальных предпринимателей.
Принципы функционирования административной экономики
Система работает по следующим принципам:
Идея общественной собственности предусматривает, что в ее управлении принимают участие все граждане страны, что противоречит принципу директивной регулировки хозяйственной деятельности государством. Для планирования бюджета, как правило, создается специальное ведомство, занимающееся выполнением таких задач:
Существенный недостаток административной экономики заключается в том, что объемы производства зачастую не зависят от фактических показателей спроса. В результате одни группы товаров являются дефицитными, других же на рынке явный переизбыток. Чтобы решить эту проблему, нужна постоянная обратная связь от потребителя и оперативное реагирование на нее. По факту же система попросту не успевает адекватно отслеживать тенденции спроса.
Утопический муравейник
Как и любые идеи социализма, командно-административная экономика преследует благую цель: искоренить бедность, безработицу, обеспечить каждого жителя страны всем необходимым для нормальной жизни. Но исторические факты свидетельствуют о том, что в условиях этой системы возникает длинный список проблем:
Таким образом, административная экономика показала себя нежизнеспособной. Куда более эффективным является современный менеджмент, в котором поощряется инициатива и применяется методология ситуационного подхода к управлению.
Что такое командная экономика? Рыночная, командная, традиционная экономика
Нам, как жителям постсоветского пространства, крайне близка командная экономика как система, из которой мы уже несколько десятилетий пытаемся выйти. Давайте разберемся, почему так сложно перейти к рынку, и чем характерен плановый режим для обеих сторон бизнеса.
Понятие и виды экономических систем
Экономические системы с теоретической точки зрения представляют собой совокупность различных элементов рынка, которые при взаимодействии друг с другом образуют единую структуру внутри страны, в которой учитываются не только аспекты производства и потребления, но и также распределения благ и трудовых ресурсов.
Современные системы подразделены на три вида:
Хотя с исторической точки зрения, если рассматривать развитие рынка поэтапно, они будут иметь следующую классификацию:
Но вернемся к современному пониманию экономической системы. Давайте попробуем для начала выделить основные ключевые моменты, характеризующие тот или иной вид, и в этом нам поможет таблица «Рыночная, командная, традиционная экономика: основные черты», которая представлена ниже.
Факторы | Рыночная | Командная | Традиционная |
Вмешательство государства | слабое | полное | отсутствует |
Налоговое администрирование | жесткое | мягкое | минимальное |
Основная форма собственности | частная | государственная | частная |
Ну а теперь остановимся подробней на каждом пункте.
Характеристика рыночной экономики
Это наиболее популярная ныне система, которая характерна свободным формированием цен на продукцию и услуги в зависимости от соотношения спроса и предложения. Государство, как правило, абсолютно не вмешивается в экономические отношения между субъектами хозяйствования, и все участие правительства заключается в создании нормативно-правовых актов. Органы власти могут лишь следить за тем, чтобы последние соблюдались.
Но что качается невмешательства государства в рыночные процессы, то этот вопрос весьма спорный. Не всегда взаимоотношения спроса и предложения могут достичь так называемого консенсуса. Вот, например, в кризисные периоды на некоторые группы товаров и услуг абсолютно отсутствует спрос, поэтому единственным покупателем может выступить правительственный сектор, однако рыночная система экономики полностью исключает данную возможность.
Понятие традиционной экономики
Что касается ценностей в этой системе, то денежные знаки не имеют столь важного значения, как, например, товары первой необходимости. Поэтому зачастую традиционная экономика характеризуется отношениями, которые мы привыкли называть бартерным обменом.
На первый взгляд кажется, что стран с подобной системой хозяйственных отношений уже и не существует, однако на просторах Центральной Африки их более чем достаточно.
Понятие командной экономики
В рамках данной системы важную роль в хозяйственном регулировании страны играет непосредственно государство. Именно органы власти решают, какой товар, в каких количествах и по какой цене производить и реализовывать. Эти данные берутся отнюдь не из реального соотношения между спросом и предложением, а из плановых показателей согласно многолетним статистическим данным.
Признаки командной экономики
При соблюдении плановой экономической системы никогда не бывает переизбытка произведенных товаров, поскольку правительство вряд ли позволит нецелесообразно расходовать собственные ресурсы. Поэтому зачастую главным признаком командной экономики является дефицит некоторых товаров. Причем, как правило, этот товар везде идентичного качества, поскольку в таких странах нет смысла строить однотипные магазины на каждой улице и производить более дорогую продукцию, ведь все равно у покупателя выбора нет – он будет брать любую, какая осталась на полках.
Также признаком командной экономики является целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объяснение этому очень простое: нет перепроизводства – нет сверхурочных часов в смене, нет переработки персонала.
Ну а благодаря постоянной поддержке государством предпринимательства имеют место и такие признаки командной экономики:
Итак, мы не только определили основы данной экономической системы, но и отвели роль государственному влиянию в ней. Теперь давайте постараемся понять, что же значит само производство и собственность как таковая для предпринимателей в условиях планового режима.
Роль собственности в командной экономике
Что касается кооперативных форм собственности, то они также имеют место в командной экономической системе, но, как правило, они распространяются не на производственные организации, из которых можно извлечь финансовую прибыль, а на субъекты ведения хозяйства с получением собственного блага. Иными словами – кооперативные жилищные фонды, гаражи, дошкольные учреждения довольно распространены в плановой экономической системе.
Частная собственность в командно-административном обществе распространяется на имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства и не более.
Плановая экономика в жизни населения
Как уже говорилось выше, командная экономика никоим образом не связана с людскими потребностями. Иными словами, если упростить процесс данной системы до двух действий, то выйдет приблизительно следующий алгоритм кругооборота продукции в обществе.
Все мы понимаем, что данный подход не совсем корректный – возможно, кому-то на юге страны не нужен новый телевизор, но необходимо больше моющих средств для посуды, а кто-то из северян нуждается в большем количестве теплых носков. Но таковы реалии плановой экономики, которая более-менее успешно процветала в свое время на просторах многих сильных государств.
Что касается общего благосостояния населения, то при командной системе каждый человек зарабатывает пропорционально тому, какой объем труда он выполняет. Но, несмотря на это, уровень среднего оклада по стране остается довольно низким.
Примеры стран с плановой экономической системой
Командно-административная экономика начала свое активное и плодотворное развитие в послевоенные времена, а именно в 50-е годы ХХ столетия. На тот момент мир был подвержен страшнейшему производственному кризису, и поэтому такие социалистические страны, как Китай, Куба, ну и самый близкий нам по духу и пониманию – СССР, который перешел к плановым меркам еще в 1917 году, стали ярким примером данной системы.
Сложно говорить однозначно – эффективным ли было это решение в те времена. Если учесть, что вся промышленность находилась в плачевном состоянии, и проблематично было что-то урегулировать на одном соотношении спроса и предложения, то вполне вероятно, что политика вмешательства государства на тот момент была лучшим выходом из сложившегося положения.
Однако если сравнить статистические данные роста ВВП по паре послевоенных десятилетий между странами Западной Европы и государствами-представителями социализма, то мы увидим, что последние в разы отставали по темпу роста.
Положительные стороны командной экономики
Несмотря на все вышеперечисленные факторы, нельзя говорить, что командная система экономики не имеет никаких преимуществ.
Производителю нет необходимости тратить лишние как финансовые, так и трудовые ресурсы для продвижения своего товара – у него всегда есть выделенная государством квота, в которой нуждается население и которую обязательно купят. А сделают это потому, что правительство является единственным монополистом на коммерческом рынке, поэтому никакой конкуренции быть не может априори.
Что же касается социума, то плановая экономика исключает какие-либо классовые расслоения внутри общества. В реалиях данной системы нет бедняков и нет слишком богатых, поскольку заработные платы каждого стремятся к средней величине.
Теоретически можно сказать, что множество проблем, присутствующих в рыночной экономике, в рамках командного порядка легко решаются.
Недостатки командной экономики
Благодаря тому что всем производством руководит высшая власть, и делается это на равных правах и условиях по отношению к каждому субъекту хозяйствования, исключаются любые задатки конкурентной среды. Поэтому командная экономика сводит к нулю любые рвения предпринимателя улучшить свой продукт, ведь как бы он ни старался – большего материального блага ему все равно не получить.
А поскольку вся продукция распределяется равномерно по стране, то и заработные платы максимально уравниваются, поэтому у персонала напрочь исчезает любая заинтересованность в повышении качества своего труда. Если сотруднику данной категории положено иметь оклад в рамках определенной суммы – то, каким бы он ни был специалистом своего дела, большего он получить не сможет.
Сложности при выходе из плановой экономики
Сложно утверждать, какая система лучше – рыночная или командная экономика. Каждая по-своему хороша в определенных условиях: иногда вмешательство государства крайне необходимо, ну а порой важней качество произведенного детского питания в конкурентных условиях, чем равное распределение молока по всей стране.
Во всяком случае, период перехода от плановой системы к рыночной крайне сложен. Мы все стали свидетелями того, как это сказалось на практике после распада СССР. Понятно, что каждое государство не может стать успешным за считанные годы, поэтому в политэкономической теории и существует такое понятие, как переходная экономика. Она характеризуется нестабильностью, неопределенностью и деформацией всей хозяйственной национальной структуры, но в нашем мире все для общества, поэтому дальнейший бизнес мы должны построить сами.