что такое адресный поиск информации в библиотеке
Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска
Для информационного поиска служит справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотек.
Справочно-библиографический аппарат (СБА) – это совокупность традиционных и электронных справочных библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, используемых при обслуживании читателей для поиска необходимой им информации. Он является основой всей деятельности библиотеки, и от его рациональной организации зависит оперативность, полнота и точность удовлетворения запросов читателей. [4]
В составе справочно-библиотечного аппарата выделяют:
— фонд справочных изданий, фактографические поисковые системы;
— библиографические издания и картотеки (базы данных);
— единый алфавитно-предметный указатель или ключ справочно-библиографического аппарата.
Важное значение имеет в составе справочно-библиографического аппарата библиотеки система каталогов и карточек.
Каталог – слово греческого происхождения. Оно означает «список», «опись», «перечень». На первых порах каталог представляет собой список – перечень книг, хранящихся в библиотеке. В начале нынешнего века появился новый вид каталога – карточный, который существует и поныне.
Библиотечный каталог – это перечень библиографических записей документов, имеющихся в фонде одной или нескольких библиотек, раскрывающих состав или содержание библиотечных фондов. Каталог может иметь карточную или машиночитаемую форму, существовать на микроносителях или в форме книжного издания. [4]
Библиотечные каталоги, как информационно-поисковая система, выполняют знаково-коммуникативную, информационно-поисковую и педагогическую функцию. Знаково-коммуникативная функция библиотечных каталогов помогает дистанционному общению «потребитель – каталог – автор». По способу группировки библиографических записей каталоги делятся на алфавитные, систематические, предметные, хронологические, словарные и другие. Наиболее распространенные первые три разновидности.
Алфавитный каталог (АК) – это библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов. [4]
Алфавитный каталог дает ответ на вопросы:
1. Имеется произведение данного автора в фондах библиотеки, если имеется, то каков его адрес [шифр].
2. Какие произведения данного автора имеются в библиотеке.
3. Какие произведения данного автора имеются в фондах.
4. В каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, составителя, редактора, переводчика и т.д.
5. Какие выпуски входят в ту или иную серию.
6. Запрос на библиографическое уточнение (в каком году вышло издание, место издания и др.).
Алфавитный каталог выполняет в библиотеке информационную, поисковую и справочную функции. Специфика его построения позволяет собрать в одном месте все произведения определенного автора независимо от их содержания, а также от того выступает ли данное лицо в качестве индивидуального автора или соавтора, редактора или переводчика, составителя и т.д.
Алфавитный каталог раскрывает фонд библиотеки по авторскому признаку и обеспечивает поиск известных читателю документов по фамилии, наименованию коллектива автора или названию.
Адресный поиск – проявление информационной потребности в конкретном документе. Это наиболее простой вид поиска информации. Адресные библиографические справки выполняются оперативно и не требуют сложных разысканий. Зная полные и точные библиографические данные книги, сотрудник библиотеки обращается к каталогам – алфавитному или электронному, или советует читателю сделать это самостоятельно. Алгоритм адресного поиска информации представлен в Таблице 1.
Если читателя интересует публикация определенного произведения в периодическом издании (например, нового романа, статьи, рецензии), сначала просматриваются соответствующие деления картотек и по аналитическим описаниям устанавливаются нужные сведения, а затем проверяется наличие того или другого журнала, периодического сборника в библиотеке. В ЦБС для этого используются сводные картотеки периодических и справочных изданий, поступающих в ЦБ и библиотеки – филиалы.
В ЦБС существует центральный алфавитный каталог, который отражает фонд библиотеки и ее филиалов. Он может быть служебным и читательским.
Служебный адресный каталог является связующим звеном со всеми каталогами библиотеки. На карточках с основными библиографическими записями указываются точный классификационный индекс, предметные рубрики, сведения о добавочных записях, количестве экземпляров издания, инвентарный номер и в каких подразделениях ЦБС они находятся.
Читательский адресный каталог содержит только последние издания или лучшие переиздания. На карточке ставится штамп: «Имеются и другие издания». В читательский каталог включаются и добавочные записи, расширяющие информационно-поисковые функции.
Оформление адресного каталога различают внешнее и внутреннее. Внешнее оформление – это оформление шкафов и ящиков каталога. Все ящики в каталоге нумеруются арабскими цифрами по горизонтали (слева направо), или по вертикали (сверху вниз) с помощью ярлыков. Ящики снабжаются этикетками, которые помещают в рамку. На этикетке указываются буквы, слоги, слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек, например: А – Автомат.
Внутреннее оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей. Они указывают на порядок расположений записей. Разделители размещают примерно через 60-70 карточек. Разделители ставят перед первой карточкой в той группе записей, которую нужно выделить. Разделители по форме делятся на центральные, боковые и малые боковые.
Центральные разделители имеют широкий выступ посередине. Они используются для выделения массивов карточек, внутри которых требуется дальнейшая детализация. Это могут быть группа записей с совпадающими заголовками, комплексы изданий коллективного автора и др.
Боковые разделители имеют выступ в 2/3 ширины карточек и в зависимости от расположения выступа делятся на правосторонние и левосторонние. Боковые разделители рекомендуется применять для оформления разнородных групп библиографических записей, не требующей дальнейшей детализации. Они могут применяться в комплексе с центральными разделителями.
В зависимости от информации приведенной на разделителе различают буквенные, слоговые и словесные разделители. Словесные разделители оформляются на разделителях с широким выступом, а буквенные и слоговые – на боковых.
Словесные разделители делятся на авторские и заглавий.
Разновидностью авторских разделителей являются биографические, на которых приводятся основные сведения об авторе, его произведениях, годы жизни, псевдонимы и т.д.
Запись на выступе разделителя может быть по всему полю разделителя. На разделителях любого вида могут быть размещены сведения справочного характера: ссылки, справки, псевдонимы автора.
На каталожных шкафах сверху могут быть размещены надшкафные надписи: название каталога, когда организован и др.
Рекламирование алфавитного каталога осуществляется путем разработки памяток, буклетов, плакатов, которые поясняют структуру алфавитного каталога и правила пользования им, приводя алгоритм поиска информации.
Ценное свойство алфавитного каталога – он прост в работе. Разыскивая интересующие издания, нет надобности ориентироваться в системе классификации, без чего не обойтись при использовании систематического каталога.
Встречаются и трудности при работе с алфавитным каталогом. Так, уточнять библиографические данные приходится из-за следующих наиболее распространенных ошибок, допускаемых читателями. Например, есть документы, когда у автора распространенная фамилия: Иванов, Сергеев, Яковлев нередко однофамильцы выступают авторами книг на одну тему, в таких случаях надо уточнять имя, отчество автора.
Бывает искажена фамилия автора, неправильно указаны его инициалы. В этих случаях следует после авторского имени приводить даты жизни, название области деятельности, слова «отец», «сын», «старший», «младший». Дополнительно организуют специальные каталоги книг авторов – однофамильцев с распространенными фамилиями.
Бывают случаи, когда произведения одного автора «приписаны» другому; редактор (переводчик, составитель) выдается за автора.
Существуют произведения, в которых не указано имя автора. Это официальные документы, публикуемые от имени государственных организаций, или произведения, у которых много авторов, их перечисляют в предисловие, но не указывают в титульном листе.
Есть произведения, авторы которых по каким-то причинам его не озаглавили, в таких случаях библиограф даст условное заглавие, например, по первой строчке стихотворения.
Легко определить тип книги по названию для справочной, учебной, научной литературы: «Занимательная математика», «Физика для малышей» и т.п. Труднее озаглавить научную статью, на одну тему статей написано больше, чем книг. Поэтому заглавие многих статей начинаются словами «К вопросу о …», «Некоторые вопросы …»
Встречаются трудности адресного поиска, когда в запросе неточно приведено заглавие, неизданная работа принята за уже вышедшую в свет; статья из журнала или сборника представлена как моноиздание.
Библиотечный урок «Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки».
План-конспект библиотечного урока
в 7 «А» классе Муниципального образовательного учреждения Дмитровской средней общеобразовательной школы №8 на тему «Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки»
Разработал: Шкелева С.В.
Проверил: Хомочкина Т.В.
зам.директора по учебной части
Тип урока. Урок сообщения и усвоения новых знаний
Технология урока. Планируется использование интерактивной технологии проведения урока.
Задачи. Показать возможности библиотеки в удовлетворении тематических запросов;
Познакомить с видами каталогов и картотек;
Активизировать на практике полученные знания.
Планируемые образовательные результаты.
1. Уметь пользоваться системой каталогов и картотек в библиотеке. Уметь находить с помощью библиотечных каталогов нужную литературу.
4. Уметь пользоваться фондом справочных и библиографических изданий.
Основные термины, понятия. Библиотека, библиотекарь, правила пользования библиотекой, читательский формуляр, абонемент, открытый доступ, шифр книги, индекс раздела, каталог, каталожная карточка, картотека, выставка.
Вступительное слово библиотекаря.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Контроль и оценка результатов.
1.Вступительное слово библиотекаря (5 минут).
(Поговорить с детьми, спросить что такое библиотека, знают ли правила пользования библиотекой).
Издавна библиотека – это место, где сохраняют информацию, накопленную людьми, и предоставляют возможность с этой информацией ознакомиться.
Как хранят информацию в современной библиотеке? Как быстро найти нужные источники по интересующей тебя теме? Как найти интересную книгу, которую тебе порекомендовал одноклассник? Не стоит рассчитывать только на помощь библиотекаря, попробуй сам найти ответы на эти вопросы. Когда станешь старше и будешь пользоваться крупными библиотеками, этот самостоятельный опыт тебе очень пригодится.
Этот урок будет для тебя путеводителем для самостоятельного поиска, а если заблудишься, то помни, что рядом с тобой надежный проводник и хранитель сокровищ – библиотекарь, который всегда придет тебе на помощь.
Библиотека предоставляет тебе право бесплатно пользоваться ее фондами на условиях, которые оговариваются в «Правилах пользования библиотекой». С ними ты должен обязательно ознакомиться при записи в библиотеку.
В «Правилах…» оговорены твои права и обязанности как читателя библиотеки. Самое главное – это беречь книги и соблюдать установленные сроки пользования ими.
2.Объяснение материала. (15 минут)
Во многом сохранность книжного фонда зависит от культуры общения с ним, которая отражает общий уровень культуры человека. Нужно постоянно помнить о том, что библиотечной книгой пользуются сотни читателей. Они тоже хотят ее прочитать и ждут ее возвращения в библиотеку.
При записи в библиотеку на тебя заполнят читательский формуляр, куда будут занесены все необходимые сведения о тебе. В него будут записывать книги и учебники, которые ты будешь брать в библиотеке, и за каждую из них ты будешь расписываться.
Теперь ты полноправный читатель библиотеки. В библиотеке есть абонемент. Это место выдачи книг на дом. Там тебе предложат выбрать нужные книги и запишут их в твой читательский формуляр, напомнив о сроках возврата. Может оказаться так, что нужная тебе книга в библиотеке всего в одном экземпляре, и тебе придется посетить читальный зал. Там ты сможешь не только прочитать редкие книги, которые не выдают на дом, но и поработать со справочными изданиями (словарями, энциклопедиями), полистать свежие номера газет и журналов.
На абонементе тебе предложат самому выбрать книгу на стеллажах в фонде открытого доступа. Открытый доступ – это часть библиотечного фонда, которая доступна читателям для самостоятельного выбора книг.
При выборе книги на стеллажах открытого доступа необходимо соблюдать очень важное условие: после просмотра книги ее обязательно нужно поставить на то место, откуда она была взята. Почему такое строгое условие?
Каждая книга в библиотечном фонде имеет свое точное место хранения, которое обозначено специальными значками на титульном листе книги.
Это шифр книги. Он состоит из индекса раздела, в котором хранится книга, и авторского знака – места книги внутри раздела (показать детям разные книги из разных разделов).
Пока ты ходил между стеллажей, то обратил внимание на полочные разделители, на которых были написаны цифры и название отделов (например: 22 – математика, 24 – химия, 26 – география и т.д.). Стало понятно, что книги стоят по областям знаний и каждая область в системе библиотечной классификации имеет свое обозначение.
Внутри раздела книги стоят строго по алфавиту фамилий авторов или заглавий. Это место внутри раздела обозначено авторским знаком. Художественные книги обычно разделяют на книги русских и зарубежных писателей. Отдельно выделяют сказки (русские и народов мира), поэзию, детективы, фантастику, чтобы читателям было легче искать то, что их интересует.
Правило просмотра книг при открытом доступе очень простое: просматривай книги последовательно по одной и обязательно возвращай книгу на прежнее место.
В фонде открытого доступа бывает очень сложно найти книгу, которая тебе необходима. Возможно, и твои поиски оказались безрезультатными. Не огорчайся. Книг в библиотеке очень много. Библиотекарь не может помнить, где находится каждая из них. Поэтому ты можешь обратиться к каталогу.
(Вопрос к детям) Что такое каталог? – Б иблиотечный каталог — совокупность расположенных по определённым правилам библиографических записей на документы, раскрывающих состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог функционирует в карточной или машиночитаемой форме (электронный каталог), на микроносителях, а также в форме книжного издания. Каталоги с остоят из карточек, содержащих сведения о книге, журнале и других печатных материалах. Составленный в определённом порядке перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке.
Надо разобраться, что собой представляет каталог в современной библиотеке.
(Показать классу все имеющиеся каталоги в библиотеке)
Каталог – это перечень книг в данной библиотеке. Этот перечень составляется на отдельных карточках. Это очень удобно: можно легко вынуть из каталога карточку на выбывшую книгу, вставить в нужное место карточку на новое издание, которое поступило в библиотеку. Сейчас на смену бумажному каталогу в современных библиотеках приходит электронный каталог, который через специальную компьютерную поисковую систему помогает читателю осуществлять поиск нужных источников (показать электронный каталог и как он работает).
На каждую вновь поступившую в библиотеку книгу заполняется каталожная карточка, на которую заносятся основные сведения о книге, возможно, краткая аннотация на издание и обязательно шифр.
Вспомним, что такое шифр книги? – Условный знак на книгах, обозначающий их местонахождение в фонде.
Что такое аннотация? – Краткая характеристика книги, дающая читателю представление о тематическом содержании произведения, его читательском и целевом назначении.
(Показать каталожную карточку)
Каталожная карточка содержит библиографическую запись, которая состоит из библиографического описания книги (основные сведения) и шифра (место ее хранения в библиотечном фонде).
В каком порядке расставляют карточки в каталогах?
Самое удобное – это расставить их в порядке алфавита по первой букве фамилии автора или заглавия, если у книги нет автора (сборник). Такой каталог называется алфавитным. Алфавитная расстановка карточек на издания в этом каталоге осуществляется сначала по первой букве, если она совпадает, то по второй и т.д. Такой же порядок расположения слов соблюдается в словарях и энциклопедиях.
Если ты знаешь автора и название книги, то тебе достаточно вспомнить алфавит, найти карточку на нужную книгу в алфавитном каталоге.
Нужно еще запомнить простые правила для работы с алфавитным каталогом:
Карточки на книги авторов-однофамильцев стоят в алфавите их имен. (Толстой Алексей Константинович, Толстой Алексей Николаевич, Толстой Лев Николаевич)
Издания одного автора расставляются за каталожным разделителем с фамилией автора в следующем порядке: полное собрание сочинений, собрание сочинений, избранное, отдельные произведения в алфавите заглавий.
С алфавитным каталогом работать очень просто, если ты знаешь автора и название книги. Но как искать книгу по какой-то конкретной теме?
В этом случае тебе на помощь придет систематический каталог, в котором карточки на книги расположены в определенной системе – по отраслям знаний. Разделы систематического каталога совпадают с расстановкой книжного фонда. Каждый раздел систематического каталога разделяется на более мелкие подразделы.
Все названия разделов и подразделов написаны на каталожных разделителях с указанием индексов. В конце систематического каталога есть ящики, на которых написано «Алфавитно-предметный указатель». Это «ключ» к систематическому каталогу. Надо правильно сформулировать предмет поиска и найти его в порядке алфавита в этих ящиках.
Внимательно прочитайте библиографические записи на карточках в каталоге, и выбери те книги, которые, на твой взгляд, содержат нужную тебе информацию по теме.
В библиотеке каталоги дополняются разнообразными картотеками.
Картотека – совокупность определенного количества карточек со сведениями о произведениях печати, систематизированных в определенном порядке (по темам, по алфавиту).
Для полного раскрытия темы бывает недостаточно только научно-популярных книг и справочных изданий. В библиотеке имеется большой фонд периодических изданий (газет и журналов). Как найти интересные статьи из газет и журналов по нужной тебе теме?
Библиографы составляют специальную картотеку журнальных и газетных статей. В ней представлены наиболее интересные публикации из периодических изданий по различным темам (показать картотеку)
Картотека журнальных и газетных статей построена так же как, систематический каталог – по областям знаний.
В библиотеке составляют тематические картотеки по наиболее актуальным темам, которые чаще всего интересуют читателей, и картотеки персоналий, где ты найдешь литературу о том или ином лице.
Во всех библиотеках ведется краеведческая картотека, в которой можно найти публикации об истории, архитектуре, культуре, о современной жизни нашего города.
Таким образом, через каталоги и картотеки библиотекари раскрывают читателям весь библиотечный фонд, чтобы каждый смог самостоятельно найти информацию на любую интересующую его тему.
3. Задание ученикам по рефлексии их деятельности.(10 минут)
Теперь перейдем непосредственно к поиску. Тема запроса – «Гидрология суши».
Поиск завершен. Сравниваем результаты.
Электронный каталог выдал следующие издания:
— Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Избранные очерки.
— Вода – это жизнь (Детская энциклопедия).
— Реки России (Маленькая энциклопедия).
— Как живут реки (Маленькая энциклопедия).
По систематическому каталогу найдено:
— Вебер Ю. Черный хлеб науки: из Куршских тетрадей // Пути в незнаемое: избранные очерки.
— Вода – это жизнь (Детская энциклопедия).
— Дворов И.М., Дворов В.И. Термальные воды и их использование.
— Чернов Ю.И. Жизнь тундры.
— Я познаю мир (Детская энциклопедия).
Обсуждаем результаты поиска.
Кто быстрее нашел нужную информацию?
А чья информация обширнее, может быть, подробнее?
Какому поиску отдадите предпочтение и почему?
Есть ли недостатки в проведении автоматизированного поиска?
(Ученики делают выводы по уроку, они отмечают, что компьютер выдает информацию быстро. В карточном каталоге поиск производится дольше).
4.Формы контроля и оценки результатов урока. (10 минут).
Необходимые термины учащиеся закрепят, отвечая на вопросы викторины.
Отдел библиотеки, где выдают книги на дом.
Адрес хранения книги в библиотечном фонде.
Место, где сохраняют информацию, накопленную людьми, и предоставляют возможность с этой информацией ознакомиться.
Документ читателя, куда заносят сведения о нем.
Библиотечный фонд расставляется по отраслям знаний, и каждый раздел имеет свое цифровое обозначение. Как оно называется?
Перечень книг в библиотеке.
Как называется перечень книг в библиотеке на карточках, расположенных в порядке алфавита?
Как называется перечень книг на карточках, расположенных по отраслям знаний?
Служащий в библиотеке, на обязанности которого лежит заведование книгами и их хранение.
5. Информация о домашнем задании.(5 минут)
Посетить ближайшую городскую библиотеку и попробовать выполнить тоже задание используя их СБА. Составить список найденной литературы.
Список использованной литературы.
Библиотека и юный читатель: Практическое пособие / Сост. Ю.В. Просалкова, Х.Д. Хамракулова. – М.: Книжная палата, 1987. – (Гос. биб-ка им. В.И. Ленина).
Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие для руководителей детского чтения. – М.: Книга, 1989.
Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке / Ю.А. Гриханов. – М.: Книга, 1977. – 77 с.
Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общ. ред. Г.И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с. – (Серия «Библиотека»).
Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практ. Пособие. – М.: Либерея, 1999. – 80 с.
Самоанализ библиотечного урока, проведенного в 7 «А» классе 26.12.2018 зав.библиотекой МОУ ДСОШ №8 Шкелевой Светланой Васильевной.
В классе присутствовало 28 человек.
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся.
Цели и задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, в выполнении задания), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в поиске литературы по различным каталогам). Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.
К началу занятия класс и оборудование были подготовлены. Учащиеся быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу), они были готовы к активной учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся легко справились с викториной. Отвечая на вопросы, они ссылались на знания, полученные на уроках русского языка и литературы, что говорит о межпредметной интеграции урока.
Что такое адресный поиск информации в библиотеке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Модуль 6 «Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки. «
Содержание:
Понятие справочно-библиографического аппарата библиотеки. Справочная литература. Алфавитный каталог, его назначение. Систематический каталог и его функции. Систематизация книг по отраслям знаний. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека газетно-журнальных статей. Библиографические указатели.
Информационно-поисковые системы. Отличие справочно-поискового аппарата от информационно-поисковой системы. Электронные каталоги. Электронные ресурсы: локального и удалённого доступа. Рациональный поиск информации в Интернете.
Форма проведения: лекция, показ презентации.
Понятия:
алгоритм информационно-поисковой деятельности, каталог, картотека, справочно-библиографический аппарат библиотеки, информационно-поисковая система, поисковый запрос, ключевое слово.
Умения и навыки:
использование библиотечных и информационно-поисковых инструментов.
Одним из важнейших шагов при самообразовании является поиск информации в различных информационных ресурсах, для успешности этого важно владеть инструментами информационного поиска.
Самым простым и эффективным путем получения информации является обращение к справочному фонду: словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу. При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.
Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то автора.
Если интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, нужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний.
Информационно-поисковая система
Сегодня все более прочно в обиход входит понятие «информационно-поисковая система» библиотеки. Это связано с автоматизацией и информатизацией библиотек. Можно выделить отличие СБА от справочно-поисковой системы, которая включает электронные каталоги, базы данных, электронные ресурсы.
Сегодня многие библиотеки располагают электронными каталогами, которые помогают подобрать нужную литературу по теме, предмету. Электронные каталоги позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных. Разные электронные каталоги имеют свои особенности. При использовании электронного каталога главное правильно подобрать ключевое слово, которое является важнейшим фактором при предметном поиске в электронных каталогах.
Все большее распространение получают электронные ресурсы, которые включают:
— ресурсы локального доступа (мультимедиаресурсы);
— ресурсы удаленного доступа (Интернет).
Интернет объединяет миллионы компьютеров, множество разных сетей, число пользователей ежегодно увеличивается. И, тем не менее, все чаще при обращении к Интернету основной проблемой оказывается не отсутствие искомой информации, а возможность ее найти. Ведь в сети можно получить массу непроверенной и недостоверной информации, сплетен, слухов и прочего подобного. Просто с ним, как со всяким источником информации, надо уметь работать. Как правило, обычный человек в силу разных обстоятельств не желает тратить на поиск нужной ему информации больше 15-20 минут.
Формулирование поискового запроса
На сегодня Яндекс, пожалуй, является наилучшей поисковой системой в российском Интернете, на ее примере рассмотрим, как осуществлять поиск информации.
Поиск интересующей информации задается введением ключевого слова в специальную рамку и нажатием кнопки «Найти», справа от рамки. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. Результаты поиска выдаются в виде списка адресов Web-страниц, на которых встретились эти слова. Результаты поиска появляются в течение нескольких секунд, причем ранжированные по значимости – наиболее важные документы размещаются в начале списка. При этом ранг найденного документа определяется тем, в каком месте документа находится ключевое слово (в заглавии документа важнее, чем в любом другом месте) и числом упоминаний ключевого слова (чем больше упоминаний, тем ранг выше). Таким образом, сайты, расположенные на первых местах в списке, являются ведущими не с содержательной точки зрения, а практически, по отношению к частоте упоминания ключевого слова. В связи с этим, не следует ограничиваться просмотром первого десятка предложенных поисковой системой сайтов.
Содержательную часть сайта можно косвенно оценить по краткому его описанию, размещаемому поисковой системой под адресом сайта. Даже ранжированный список документов, предлагаемый поисковой системой в ответ на ключевую фразу или слово, может оказаться практически необозримым. В связи с этим в Яндекс (как и других мощных поисковых машинах) предоставлена возможность в рамках первого списка, выбрать документы, которые точнее отражают цель поиска, то есть уточнить или улучшить результаты поиска. После ввода в команду «Искать в найденном» уточняющего ключевого слова список сокращается.
Правила формирования запросов в поисковой системе Яндекс
Ключевые слова в запросе следует писать строчными (маленькими) буквами. Это обеспечит поиск всех ключевых слов, а не только тех, которые начинаются с прописной буквы. Начинайте имена собственные с заглавных букв: названия компаний, городов, фамилии людей, и др. При поиске учитываются все формы слова по правилам русского языка, независимо от формы слова в запросе. Например, если в запросе было указано слово «знаю», то условию поиска будут удовлетворять и слова «знаем», «знаете» и т. п.
Для поиска по точной словоформе перед словом надо поставить восклицательный знак. Например, для поиска слова «сентябрь» в родительном падеже следует написать «!сентября».
Для поиска слов, которые должны встретиться на странице в одном предложении, поставьте между ними символ & (например, «приключенческий роман» или «приключенческий&роман»).
Несколько набранных в запросе слов, разделенных пробелами, означают, что все они должны входить в одно предложение искомого документа.
Если вы хотите, чтобы были отобраны только те документы, в которых встретилось каждое слово, указанное в запросе, поставьте перед каждым из них знак плюс «+».