что такое адвент у католиков

Адвент, начало нового церковного года в католической церкви

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Адвент (от латинского adventus — пришествие) — в католической церкви литургическое время, предшествующее Рождеству Христову и начинающее литургический (церковный) год.

Адвент продолжается от 23 до 28 дней и охватывает четыре последующие воскресенья. Он начинается в воскресенье, ближайшее к дню святого Андрея — 30 ноября (в 2016 году — 27 ноября).

Все воскресенья Адвента, который длится вплоть до 24 декабря, приравнены по своей значимости к великим праздникам. Первое воскресенье Адвента считается началом нового литургического (церковного) года.

Обычай подготовки к празднованию Рождества засвидетельствован в конце IV века, когда Сарагосский собор 380 года предписал не пропускать богослужений ни в один из дней с 17 декабря до праздника Богоявления. К VI веку на Западе широко распространилась практика подготовки к Рождеству постом, продолжительность и строгость которого варьировались. В одних регионах он начинался с середины ноября, а в других его предписывалось соблюдать с осеннего равноденствия (правило сохранилось вплоть до наших дней в уставах некоторых монашеских орденов). Постепенно Адвент оформился на Западе как особое литургическое время с собственной спецификой богослужения.

К эпохе зрелого Средневековья в различных западных литургических обрядах закрепилась определенная продолжительность Адвента. В мозарабском и амвросианском обрядах он начинается с воскресенья в середине ноября, включая шесть воскресений, в римско-католическом — с воскресенья, ближайшего к 30 ноября.

Ныне Адвент в латинском обряде практически утратил характер поста, за исключением отдельных регионов, где сохраняются обычаи соблюдения некоторых постных дней, особенно Рождественского сочельника.

В понимании католиков западных обрядов Адвент является временем благоговейного и радостного ожидания. С одной стороны, это период подготовки к празднованию Рождества, с другой стороны — время, когда души верующих обращаются к ожиданию Второго пришествия Христа в конце времен.

Каждое из воскресений Адвента имеет определенную тему, которая находит свое выражение в евангельском чтении на мессе. В латинском обряде первое воскресенье посвящается будущему пришествию Христа в конце времен, второе и третье — Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, а четвертое — событиям, предшествовавшим рождению Иисуса Христа и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.

Подобно Великому посту, Адвент рассматривается как время усиленного покаяния. Католическая литургия Адвента, будучи покаянной по тону, что подчеркивается использованием фиолетовых облачений, пронизана вместе с тем многочисленными мотивами, связанными с ожиданием Рождества Христова, а поучения строятся преимущественно на пророчествах Исайи. В третье воскресенье Адвента, называемое Gaudete («Возрадуйтесь!»), священники облачаются в розовые одеяния.

Во время Адвента в католическом храме устанавливается венок Адвента, имеющий круглую форму, символизирующую единство семьи — мужа и жены, родителей и детей, единство прихода. Каждое воскресенье зажигаются четыре свечи, означающие четыре недели Адвента.

В период Адвента в честь Пресвятой Девы Марии служатся утренние мессы, так называемые «рораты». Главным символом этой мессы является зажженная свеча, которая является символом Марии.

Также в католических храмах устанавливаются ясли, напоминающие обстоятельства рождения Иисуса Христа в бедности. Во время Адвента в яслях отсутствует фигурка Младенца Иисуса, которая помещается туда в сам праздник Рождества Христова.

Венок Адвента верующие могут установить и у себя дома. Многие из них с первого Адвента начинают украшать дома и квартиры рождественской символикой — еловыми ветками, украшениями и гирляндами.

Для детей родители готовят особый подарок — календарь Адвента, главное в котором — сюрприз на каждый день. В календаре столько же закрытых окошечек или дверок, сколько дней до Рождества.

Каждый день ребенок открывает одно из окошек и находит внутри небольшой подарок — сладость или игрушку.

Непременный атрибут праздника — Рождественская лестница, своеобразный календарь Адвента: число ее ступеней равно предрождественскому периоду ожидания. Обыкновенно, у верхней ступеньки вешают Вифлеемскую звезду — символ Рождества, а у нижней — пустые ясли с сеном. И каждый день верующие двигают вниз по ступенькам фигурку Младенца Христа, которая 25 декабря должна очутиться в своей земной колыбели. Правда, в настоящее время распространен укороченный вариант: четыре ступени — по числу воскресений Адвента.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Первое воскресенье Адвента

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиковВ этот день зажигают первую свечу в венке Адвента — свечу Пророчества (Фото: hraska, Shutterstock)

Адвент — это период преддверия Рождества.

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова.

Продолжительность Адвента около четырех недель, что включает, как правило, 4 воскресенья, другими словами, 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество.

Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии — «рората». Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.

Адвент делится на два календарных этапа: первый — с первого воскресенья до 16 декабря, — который посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа; и второй — с 17 до 24 декабря (Новенна — девять дней предпразднования Рождества), — который является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа в мир — Боговоплощения.

Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник. Первое воскресенье Адвента считается началом нового литургического (церковного) года.

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Первое воскресенье Адвента

В этот день зажигают первую свечу в венке Адвента — свечу Пророчества. Она символизирует ветхозаветные пророчества пришествия Спасителя. Мы празднуем исполнение этих пророчеств — пришествие Спасителя на землю Младенцем, Его пришествие в наши сердца через веру в Слово Божье, и Его последнее пришествие во славе, чтобы судить всех людей.

Известный детям календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце прошлого века. Его придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более «интересным».

Наиболее привычной формой календаря Адвента является коробочка с открывающимися окошечками, по числу дней Адвента, содержащему сделанные из шоколада фигурки, которую теперь можно купить в каждом магазине под названием «новогодний набор».

Хотя куда большую радость доставляют календари, сделанные своими руками, а шоколадки в окошках лучше заменить либо стихами из Священного Писания, либо картинками, либо списком добрых дел, которые стоило бы в этот день совершить. Так что привычная форма календаря совсем не является единственной.

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

В большую картофелину втыкают спички по числу дней Адвента, делают ножки из палочек, маленький хвостик из закрученной стружки и мордочку из картона с розовым пяточком. И все от мала до велика знают, что по мере исчезновения спичек из картофельного Хрюши, стремительно набирает вес и вкусовые качества его живой собрат в хлеву.

Есть и еще одна традиция, связанная с периодом Адвента, о которой хотелось бы рассказать — это лестница. Но необычная. Чаще всего ее устраивают в классах воскресных школ. В идеале — это несколько ступенек, соответствующих дням Адвента.

У самой верхней ступеньки размещается Вифлеемская звезда, а у самой нижней — пустые ясли с сеном. А на ступеньках фигурка младенца Христа, которая день ото дня, по мере приближения Рождества, опускается на ступеньку ниже, чтобы 25 декабря оказаться в яслях.

Подобно календарю Адвента эта своеобразная лестница помогает малышам наглядно ощутить приближение радостного праздника.

Другие праздники в разделе «Католические праздники» что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Источник

Рождественский пост и Адвент: почему католики и православные отмечают Рождество по-разному

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

У христиан всех конфессий наступило очень важное время — подготовка к одному из двух важнейших праздников — Рождеству Христову. Однако последователи различных ветвей христианства не только отмечают этот праздник в разное время, но и готовятся к нему по-разному.

Когда отмечают Рождество католики и православные

Христианские церкви, живущие по григорианскому календарю (так называемому новому стилю), отмечают Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря. По новому стилю живет католическая церковь и все протестантские конфессии. Десять из 15 поместных православных церквей отмечают праздники по так называемому новоюлианскому календарю, который в настоящее время совпадает с григорианским. Все церкви, живущие по новому стилю, а также большинство жителей стран, культура которых основана на западных ценностях, отметят рождение сына божьего в ночь с 24 на 25 декабря 2017 года.

По юлианскому календарю (так называемому старому стилю) Рождество Христово настанет на 14 дней позже. Верующие, придерживающиеся старого стиля, отметят этот удивительный праздник в ночь с 6 на 7 января.

По юлианскому календарю живут пять православных церквей мира. Это Русская православная церковь, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри. Вместе с ними встретят Рождество в ночь с 6 на 7 января некоторые католики так называемого восточного обряда и небольшое число протестантов.

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Почему католическое и православное Рождество отмечают в разное время

Этот вопрос достаточно сложен, особенно если учесть, что празднование Пасхи Христовой у православных и католиков иногда совпадает.

Впервые григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году вместо прежнего юлианского. Это было сделано из-за накопившегося отставания, которое возникло в связи с тем, что в юлианском календаре не учитывались високосные годы.

В советской России григорианский календарь был введен декретом от 26 января 1918 года, однако Русская православная церковь этого так и не признала, хотя попытки такие делались.

В 1923 года большинство поместных православных церквей приняли похожий на григорианский новоюлианский календарь и стали отмечать праздники одновременно с католиками и протестантами. Однако Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также монастыри Афона отказались подчиниться этому решению. Таким образом, РПЦ до сих пор придерживается старого стиля, и большинство россиян, даже далеких от религии, отмечает христианские праздники по юлианскому календарю.

Поэтому католическое Рождество настанет 25 декабря, а православное7 января.

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Почему Рождество у католиков и православных не совпадает, а с Пасхой все сложнее

Как известно, в христианстве праздники бывают непереходящие, то есть закрепленные в календаре и всегда отмечаемые в один и тот же день, и переходящие (то есть имеющие плавающую дату).

Так вот, в 1948 году на московском совещании православных церквей было принято постановление, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по юлианскому календарю, а непереходящие — по тому календарю, по которому живет поместная церковь.

Но на самом деле все это нужно просто принять и запомнить, а что касается переходящих праздников, например, Пасхи — просто ежегодно уточнять их дату по церковному календарю.

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Как готовятся к Рождеству православные и католики

Православные христиане начинают подготовку к Рождеству более чем за месяц — для этого существует Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней — до вечера 6 января. Подробнее о том, как в православии принято соблюдать Рождественский пост, читайте в материале Федерального агентства новостей.

У католиков и лютеран подготовка к Рождеству называется Адвент, это время также сопровождается постом и традиционными обрядами, которые носят не только религиозный, но и культурологический смысл.

Что такое Адвент

Адвент (от латинского слова adventus — приход) — это название предрождественского периода, по своему духовному смыслу похожего на Рождественский пост у православных.

Особенно важен Адвент для католиков — ведь это время духовной и телесной подготовки к празднику Рождества Христова. Тут надо отметить, что если у православных главным христианским праздником считается Пасха Христова, то в западной традиции на первом месте стоит именно Рождество, поэтому все, что с ним связано, для католиков и протестантов чрезвычайно важно.

Адвент длится четыре недели — до католического Рождества, то есть он на примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста. Во время Адвента у западных христиан также принято соблюдать пост, хотя и не такой строгий, как в православии, а также совершать различные добрые дела.

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Первое воскресенье Адвента

Один из важнейших дней перед католическим Рождеством — это первое воскресенье Адвента, которое в 2017 году приходится на 3 декабря.

В этот день зажигают первую свечу в традиционном венке Адвента — Свечу пророчества, которая символизирует связь Ветхого и Нового завета.

Второе воскресенье Адвента

Во второе воскресенье Адвента, которое приходится на 10 декабря, вместе с первой свечой зажигается вторая. Вторая свеча носит название Вифлеемская — она зажигается в память о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении там Иисуса.

Третье воскресенье Адвента

Третье воскресенье Адвента настанет 17 декабря. Этот день символизирует третья свеча, которая называется Свеча пастухов. Ее зажигают вместе с первыми двумя. Третья свеча посвящена пастухам, которые первыми пришли поклониться младенцу Иисусу.

Сочельник у католиков

В Сочельник — канун Рождества (24 декабря) — зажигают четвертую свечу Адвента, которая называется Свеча ангелов. Эта свеча символизирует божественную сущность Христа.

В Рождественскую ночь в венке Адвента горят все четыре свечи.

О том, как западные христиане празднуют Рождество, читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Хотя Адвент считается периодом молитв и поста, но в западных странах это еще и очень веселое время, посвященное ожиданию чуда, с которым неизменно ассоциируется Рождество. Во всех населенных пунктах — от пышных европейских столиц до маленьких горных деревушек — устраиваются ярмарки и распродажи, открываются рождественские базары, которые так любят посещать туристы. Все стараются запастись подарками, которые на Рождество принято дарить как детям, так и взрослым.

Источник

Адвент — начало нового церковного года у католиков

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

Адвент (от латинского adventus — пришествие) — в католической церкви литургическое время, предшествующее Рождеству Христову и начинающее литургический (церковный) год.

Адвент продолжается от 23 до 28 дней и охватывает четыре воскресенья. Он начинается в воскресенье, ближайшее к дню святого Андрея — 30 ноября. В 2017 году начало Адвента приходится на 3 декабря.

Все воскресенья Адвента, который длится вплоть до 24 декабря, приравнены по своей значимости к великим праздникам. Первое воскресенье Адвента считается началом нового литургического (церковного) года.

Обычай подготовки к празднованию Рождества засвидетельствован в конце IV века, когда Сарагосский собор 380 года предписал не пропускать богослужений ни в один из дней с 17 декабря до праздника Богоявления. К VI веку на Западе широко распространилась практика подготовки к Рождеству постом, продолжительность и строгость которого варьировались. В одних регионах он начинался с середины ноября, а в других его предписывалось соблюдать с осеннего равноденствия (правило сохранилось вплоть до наших дней в уставах некоторых монашеских орденов). Постепенно Адвент оформился на Западе как особое литургическое время с собственной спецификой богослужения.

К эпохе зрелого Средневековья в различных западных литургических обрядах закрепилась определенная продолжительность Адвента. В мозарабском и амвросианском обрядах он начинается с воскресенья в середине ноября, включая шесть воскресений, в римско-католическом — с воскресенья, ближайшего к 30 ноября.

Ныне Адвент в латинском обряде практически утратил характер поста, за исключением отдельных регионов, где сохраняются обычаи соблюдения некоторых постных дней, особенно Рождественского сочельника.

В понимании католиков западных обрядов Адвент является временем благоговейного и радостного ожидания. С одной стороны, это период подготовки к празднованию Рождества, с другой стороны — время, когда души верующих обращаются к ожиданию Второго пришествия Христа в конце времен.

Каждое из воскресений Адвента имеет определенную тему, которая находит свое выражение в евангельском чтении на мессе. В латинском обряде первое воскресенье посвящается будущему пришествию Христа в конце времен, второе и третье — Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, а четвертое — событиям, предшествовавшим рождению Иисуса Христа и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.

Подобно Великому посту, Адвент рассматривается как время усиленного покаяния. Католическая литургия Адвента, будучи покаянной по тону, что подчеркивается использованием фиолетовых облачений, пронизана вместе с тем многочисленными мотивами, связанными с ожиданием Рождества Христова, а поучения строятся преимущественно на пророчествах Исайи. В третье воскресенье Адвента, называемое Gaudete («Возрадуйтесь!»), священники облачаются в розовые одеяния.

Во время Адвента в католическом храме устанавливается венок Адвента, имеющий круглую форму, символизирующую единство семьи — мужа и жены, родителей и детей, единство прихода. Каждое воскресенье зажигаются четыре свечи, означающие четыре недели Адвента.

В период Адвента в честь Пресвятой Девы Марии служатся утренние мессы, так называемые «рораты». Главным символом этой мессы является зажженная свеча, которая является символом Марии.

Также в католических храмах устанавливаются ясли, напоминающие обстоятельства рождения Иисуса Христа в бедности. Во время Адвента в яслях отсутствует фигурка Младенца Иисуса, которая помещается туда в сам праздник Рождества Христова.

В период Адвента Церковь особенно призывает верующих к совершению дел милосердия.

Венок Адвента верующие могут установить и у себя дома. Многие из них с первого Адвента начинают украшать дома и квартиры рождественской символикой — еловыми ветками, украшениями и гирляндами.

Для детей родители готовят особый подарок — календарь Адвента, главное в котором — сюрприз на каждый день. В календаре столько же закрытых окошечек или дверок, сколько дней до Рождества. Каждый день ребенок открывает одно из окошек и находит внутри небольшой подарок — сладость или игрушку.

Непременный атрибут праздника — Рождественская лестница, своеобразный календарь Адвента: число ее ступеней равно предрождественскому периоду ожидания. Обыкновенно, у верхней ступеньки вешают Вифлеемскую звезду — символ Рождества, а у нижней — пустые ясли с сеном. И каждый день верующие двигают вниз по ступенькам фигурку Младенца Христа, которая 25 декабря должна очутиться в своей земной колыбели. Правда, в настоящее время распространен укороченный вариант: четыре ступени — по числу воскресений Адвента.

Источник

Рождественский пост и Адвент: два пути к Рождеству

что такое адвент у католиков. Смотреть фото что такое адвент у католиков. Смотреть картинку что такое адвент у католиков. Картинка про что такое адвент у католиков. Фото что такое адвент у католиков

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Милена Фаустова. Рождественский пост, который у православных продлится 40 дней и завершится 7 января праздником Рождества Христова, начался в субботу 28 ноября. Готовиться отпраздновать пришествие в мир Спасителя будут и католики: Адвент, что в переводе с латинского означает «пришествие» — время подготовки к Рождеству, которое наступит у них 25 декабря, начинается в воскресение 29 ноября.

Однако, хотя последователи обеих ветвей христианства ждут приближения одного и того же праздника, ожидание это окрашено у них по-разному — некоторой печалью у Востока и сдержанной радостью у Запада.

Пост как духовная тренировка

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства — в исторических источниках он упоминается с IV века. В разные века он длился то 5, то 7, то 21 день, и только в XII веке по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для православных он стал 40-дневным. В католической же церкви Адвент начинается за четыре воскресенья до Рождества Христова, которое по григорианскому календарю празднуется 25 декабря.

Для православных, по словам настоятеля храма святого Александра Невского при МГИМО протоиерея Игоря Фомина, пост — это некая «тренировка человека и его возможностей отказываться в малом, чтобы противостоять большему».

«Когда человек перестает утучнять себя всякими яствами, он начинает более четко созерцать духовные глубины своей жизни. Пост — это необходимое для христиан состояние, когда они воспитывают свое тело, воспитывают свой дух, возвеличивают свою душу. Это тот момент тренировки, когда воздерживаясь от употребления чего-либо вожделенного, человек ограничивает себя, что дает возможность в будущем отказаться от больших соблазнов», — объясняет Игорь Фомин.

Но если для светского сознания любое ограничение, тем более столь длительное, зачастую ассоциируется с некой печалью, то православный священник, напротив, утверждает, что любой пост, а тем более Рождественский — «это всегда радость».

«Есть даже такой критерий: если ты во время поста начинаешь хмуриться, гневаться и становишься нелюдимым, значит, ты как-то неправильно постишься. Иными словами, пост — это тренировка себя на лучшее, на добро. Это не галочка, которую надо ставить перед Богом — вот, мол, пощусь. Пост — это всегда время радости, радость — необходимое условие любых постов», — утверждает он.

Радостная печаль или печальная радость?

И тем не менее, рождественское ожидание в восточном христианстве все-таки несет в себе привкус скорби. Ведь рождается Младенец, который заведомо станет жертвой, взойдя на Голгофу и мученически умерев на кресте ради искупления человеческих грехов и спасения людей.

Несмотря на то, что по своему внутреннему наполнению Рождественский пост значительно отличается от предпасхального Великого поста, некоторые «параллели» между ними все же есть, считает профессор Московской духовной академии и семинарии богослов протоиерей Максим Козлов.

«В православии Рождественский пост имеет особые дни предпразднества Рождества Христова — они начинаются по новому стилю 2 января. Тут можно говорить о некой параллели с днями Страстной седмицы. Каждый день этих Рождественских предпразднеств так или иначе по смыслу богослужений является вехой не пути к встрече воплотившегося Богомладенца. И богословский акцент ставится здесь на Боговоплощении — то есть на «истощании» Бога нашего ради нашего спасения. В определенные моменты эта параллель особенно чувствуется: например, когда поют ирмосы «Волною морскою», которые поются также в Великую субботу, накануне Пасхи. То есть мысль о том, что пришествие Бога в мир с приятием нашей человеческой ограниченности есть такой же жертвенный подвиг Божественной любви, как и Голгофская жертва, эта мысль, несомненно, присутствует в богослужениях Рождественского поста», — поясняет Максим Козлов.

От первого до второго пришествия

Католический Адвент, начало которого в западной христианской традиции соответствует началу литургического года, не содержит в себе ни особого скорбного покаяния, ни каких-либо гастрономических ограничений. Это время сугубо радостного ожидания как первого (Рождество), так и второго (в конце земной истории) пришествия Христа, рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

«Адвент делится на две части. Первая — когда мы размышляем о втором пришествии Христа, о конце мира. Христианин должен переживать эту перспективу окончания истории не со страхом и ужасом, а с надеждой и радостью — поскольку таков замысел Бога о мире. И центральный момент этого времени — третье воскресение Адвента, когда читаются слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь». После третьего воскресения Адвента начинается подготовка непосредственно к празднику «, — поясняет католический священнослужитель.

И, по его словам, сосредоточенность латинской литургической традиции на радости в этот предрождественский период — не что-то новое, привнесенное в угоду желанию современного человека всячески избегать печальных мыслей.

«Это распространенное заблуждение, мол, если у католиков что-то отличается от православных, то это обязательно означает, что они отошли от какой-то древней традиции. На самом деле этот акцент на радости существовал изначально именно в римской традиции. В отличие от византийской, или традиций, которые существовали в Галлии и на Севере Италии, в римской, как говорят историки литургии, всегда было подчеркнуто радостное переживание Адвента. Уже в древности полагали, что именно в духе радости и надежды нужно ждать приближения пришествия Господа в мир», — утверждает он.

Впрочем, некоторая печаль сквозит и у католиков — она и в фиолетовых облачениях священнослужителей, и в отсутствии гимна «Слава в вышних Богу» во время воскресных месс, и в скромности украшения храмов и музыкального сопровождения богослужений, которую предписывает церковь во время Адвента.

Символика внешняя и внутренняя

Кстати, об украшении и символах. Если в восточном христианстве акцент в большей степени делается на внутреннюю, духовную составляющую Рождественского поста, то в католицизме немаловажное значение имеют внешние символы Адвента. Один из них — так называемый Адвентовский венок, который в эти дни выставляется в католических соборах.

«Это строгий венок круглой формы — символ вечности. Он сплетен из вечнозеленых растений, которые символизируют жизнь. На нем установлено четыре свечи — по числу воскресений Адвента. Каждое воскресенье на венке зажигается новая свеча — сначала одна, затем две и так далее», — рассказывает Кирилл Горбунов.

Он пояснил, что свет свечей Адвента — один из главных его символов. «С древних времен были распространены мессы, которые служатся на заре. Они начинаются в полумраке. Это так называемые «роратные» мессы, которые начинаются со слов Rorate caeli desuper — «Кропите небеса свыше». Этим мессам присуще особое праздничное настроение: несмотря на то, что время Рождества еще не пришло, мы уже сейчас празднуем милосердие Бога, который идет навстречу человечеству», — добавляет он.

А поскольку в западноевропейской традиции Рождество — праздник семейный, то и дома украшают всевозможными гирляндами, еловыми или сосновыми лапами, свечами, елочными игрушками с религиозной символикой.

Непременный атрибут праздника — Рождественская лестница, своеобразный календарь Адвента: число ее ступеней равно предрождественскому периоду ожидания. Обыкновенно, у верхней ступеньки вешают Вифлеемскую звезду — символ Рождества, а у нижней — пустые ясли с сеном. И каждый день верующие двигают вниз по ступенькам фигурку Младенца Христа, которая 25 декабря должна очутиться в своей земной колыбели. Правда, сегодня больше в ходу укороченный вариант: всего четыре ступени — по числу воскресений Адвента.

Рождество как подготовка к Пасхе

Рождественские атрибуты и символика давно стали частью и светской западной культуры, и до сих пор бытует мнение, что в римско-католической церкви именно Рождество, а не Пасха является главным праздником и «торжеством торжеств». Впрочем, у этого заблуждения есть свои основания, считает директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.

«Надо признать, что с течением веков в латинском обряде торжественность и центральность литургического празднования Пасхи была несколько утрачена. Но проведенная в середине XX века папой Пием XII литургическая реформа сделала именно Пасхальную ночь центральным событием всего литургического года — богослужебная практика была приведена в соответствие с тем достоинством, которое надлежит Пасхе как «празднику праздников и торжеству торжеств», — подчеркивает Кирилл Горбунов.

Еще одну причину ложного стереотипа о главенстве Рождества для католиков священник видит в его усиленной «коммерциализации», когда задолго до наступления самого торжества начинаются всевозможные распродажи, ярмарки, фестивали. «Из него (Рождества) пытаются выдавить максимум удовольствия и выгоды, потому субъективно и представляется, что это такое главное время года для западных христиан. С с Пасхой этого не происходит, и кажется, что она имеет меньшее значение «, — считает католический священник.
А между тем, по его словам, «для каждого католика именно пасхальное торжество является и источником, и центром, и вершиной его веры, а Рождество — лишь этапом подготовки к Пасхе, без которого сама Пасха невозможна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *