что такое ага в османской империи
Ага (титул военачальников)
Ага́ — в Османской империи титул военачальников, в том числе командира янычар, а также начальников некоторых групп придворных слуг.
После ликвидации янычар (1826) так назывались младшие и средние офицеры османской армии.
В современной Турции ага — форма обращения к зажиточным землевладельцам, иногда — составная часть имени.
Также слово «ага» во многих тюркских языках означает «старший брат», либо «дядя» (когда «дядя» незначительно старше, иначе применяется слово «коке») и используется в качестве уважительного обращения к старшим по возрасту.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ага (титул военачальников)» в других словарях:
Ага (титул военачальников) — Ага (тюрк. ‒ господин), в султанской Турции титул военачальников, в том числе командира янычар, а также начальников некоторых групп придворных слуг. После ликвидации янычар (1826) ‒ младшие и средние офицеры турецкой армии. В современной Турции А … Большая советская энциклопедия
Ага — Ага: Топоним Ага река в Забайкалье. Ага посёлок при станции в Забайкальском крае, ранее село Хила. Ага город в префектуре Ниигата (Япония). Ага река на полуострове Камчатка в России. Ага река в Латвии, правый приток… … Википедия
АГА — (трцк.) господин, начальник; употр. как общий титул (как наше «господин») и почетный титул различных сановников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АГА (тур. agha глава). Употребляемое в соединении с… … Словарь иностранных слов русского языка
Ага — I аг а м. 1. Титул военачальников и начальников некоторых групп придворных слуг (в султанской Турции). 2. Употребляется как форма вежливого обращения иногда в сочетании с именем к старшему или уважаемому человеку (в Закавказье, Средней Азии, а… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ага — I аг а м. 1. Титул военачальников и начальников некоторых групп придворных слуг (в султанской Турции). 2. Употребляется как форма вежливого обращения иногда в сочетании с именем к старшему или уважаемому человеку (в Закавказье, Средней Азии, а… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ага — I аг а м. 1. Титул военачальников и начальников некоторых групп придворных слуг (в султанской Турции). 2. Употребляется как форма вежливого обращения иногда в сочетании с именем к старшему или уважаемому человеку (в Закавказье, Средней Азии, а… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ага — I аг а м. 1. Титул военачальников и начальников некоторых групп придворных слуг (в султанской Турции). 2. Употребляется как форма вежливого обращения иногда в сочетании с именем к старшему или уважаемому человеку (в Закавказье, Средней Азии, а… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ага — I аг а м. 1. Титул военачальников и начальников некоторых групп придворных слуг (в султанской Турции). 2. Употребляется как форма вежливого обращения иногда в сочетании с именем к старшему или уважаемому человеку (в Закавказье, Средней Азии, а… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ага — I Ага (тюрк. господин) в султанской Турции титул военачальников, в том числе командира янычар (См. Янычары), а также начальников некоторых групп придворных слуг. После ликвидации янычар (1826) младшие и средние офицеры турецкой армии. В… … Большая советская энциклопедия
АГА — (тюрк. господин, старший брат) в Османской империи титул младших и средних военачальников, а также начальников нек рых групп придворных слуг и форма обращения к ним; иногда генеральский чин (напр., янычарский А.). В совр. Турции зажиточный… … Советская историческая энциклопедия
Что такое ага в османской империи
Полезное
Смотреть что такое «ага» в других словарях:
ага́ва — агава … Русское словесное ударение
ага́да — агада … Русское словесное ударение
ага́т — агат … Русское словесное ударение
Ага — Ага: Топоним Ага река в Забайкалье. Ага посёлок при станции в Забайкальском крае, ранее село Хила. Ага город в префектуре Ниигата (Япония). Ага река на полуострове Камчатка в России. Ага река в Латвии, правый приток… … Википедия
АГА — «Администрация гражданских аэродромов» ГУП авиа, организация Источник: http://mfd.ru/news/body.asp?id=722989 АГА автономный глубоководный аппарат Источник: http://www.korabel.ru/news/view/shipbuilding/1089104165.html Примеры использования АГА… … Словарь сокращений и аббревиатур
АГА — (трцк.) господин, начальник; употр. как общий титул (как наше «господин») и почетный титул различных сановников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АГА (тур. agha глава). Употребляемое в соединении с… … Словарь иностранных слов русского языка
ага — междометие, употр. часто 1. Когда вы хотите согласиться со своим собеседником или утвердительно ответить на его вопрос, вы говорите ага («г» произносится в этом слове как придыхание); разговорное употребление вместо нейтрального «да». Мы будем… … Толковый словарь Дмитриева
АГА — [аhа ]. 1. межд. Восклицание с торжествующей интонацией. Ага! попался! 2. частица. Выражает подтверждение, а также уяснение или догадку (прост.). Ага, вот в чём дело то! Видишь? Ага, вижу. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова
АГА — нареч., зап., эге малорос. (буква г ·произн. по южному, с придыханием) да, так, конечно, ладно. Ти быв ён тамацки? Ага смол. Ага, агату межд. изумления смол. а, ах, ба. | Ага межд. торжества а а! II. АГА муж. в притурецких и татарских областях,… … Толковый словарь Даля
АГА — нареч., зап., эге малорос. (буква г ·произн. по южному, с придыханием) да, так, конечно, ладно. Ти быв ён тамацки? Ага смол. Ага, агату межд. изумления смол. а, ах, ба. | Ага межд. торжества а а! II. АГА муж. в притурецких и татарских областях,… … Толковый словарь Даля
Гаремная иерархия
Гаремная иерархия — порядок титулов в гареме.
Содержание
Порядок
3. Незамужние сестры и дочери Султана
Династия
Главным звеном гаремной иерархии является династия, представителям которой служат низшие чины иерархии — аги, евнухи, калфы и рабыни. Этот обычай в Османской империи действовал на протяжении многих веков.
Главой гарема является Валиде Султан — мать султана. Она представляет интересы династии и всего гарема.
Основные представители
Султан | Самый первый человек как в гареме, так и во всем Османском государстве. Могущественный правитель, имеющий множество наложниц. |
---|---|
Валиде | Мать султана, второй человек в гареме после него. Представляет интересы всего Османского государства. Получает большое содержание. Является главой гарема. |
Хасеки | Титул жены султана, достигаемый при заключении никяха между султаном и наложницей. По статусу Хасеки являются выше султанш и получают особые подарки и возможности. |
Султанша | Высший титул после Валиде. Султаншами, как правило, являются сестры, жены и дочери султана. |
Низшие чины
Представители низших чинов на протяжении нескольких поколений находятся в феодальной зависимости от представителей династии.
Основные представители
Обычно должность хазнедар занимают женщины в преклонном возрасте. Хазнедар заведуют казной гарема и занимаются воспитанием рабынь.
Что такое ага в османской империи
Специально для ДБА подготовил описания юнитов для Османской инперии, так-как из листа армий сложно представить что из себя они и представляют. Надеюсь информативно и полезно окажется.
В Османской империи нисходящая последовательность была такова (хотя и не во все времена) — визирь, паша, бей, ага, эфенди. Титул бея как индивидуализированное звание могли носить князья (господари) Молдавии, Валахии, острова Самос.
Пашами именовались, как правило, губернаторы или генералы. В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан и (делегированием) хедив Египта могли жаловать титулом паши. Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже — беи
Существовали паши трёх степеней — бейлербей-паша, мирмиран-паша и мирлива-паша, что отмечалось числом конских хвостов (бунчуг), павлиньих хвостов или хвостов яков, четыре хвоста носил только сам султан как верховный военачальник.
Бей — тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шел вторым после хана.
Как обычно в тюркских языках, этот титул имеет прямую параллель в терминах, определяющих семейные отношения — муж, супруг, глава семьи. Первоначально глава самостоятельного родового, родо-племенного и даже политического (государственного) территориального подразделения. В поздних тюркских языках существовало понятие «беглербеги», означавшее административную должность. В крупных тюркских политических объединениях — каганатах, султанатах и т. п. бег (бей) занимал определенную иерархическую позицию среди титулованных администраторов.
Наиболее нас итересующий в данном периоде является Тугай-бей
Кале азапи (Kale Azapi) Провинциальная пехота йерликулу формировала основу пехоты османской армии. С того момента как их набирали по селам и городам, располагавшимся на главном пути армии, они назывались «Йерли Кулу», что означает что-то вроде «провинциальные солдаты». Когда война заканчивалась, они возвращались к повседневной жизни, но иногда они освобождались от уплаты налогов. Все пехотинцы, нанятые во время войны (включая и йерликулу, и вспомогательные подразделения) назывались «дербентчи», что означало «пограничники».
Дениз азапи (Deniz Azapi) Провинциальная пехота йерликулу формировала основу пехоты османской армии. С того момента как их набирали по селам и городам, располагавшимся на главном пути армии, они назывались «Йерли Кулу», что означает что-то вроде «провинциальные солдаты». Когда война заканчивалась, они возвращались к повседневной жизни, но иногда они освобождались от уплаты налогов. Все пехотинцы, нанятые во время войны (включая и йерликулу, и вспомогательные подразделения) назывались «дербентчи», что означало «пограничники».
Акынджи (Akinjis) — общее название кавалерийских отрядов или отдельных всадников, совершавших акын — налет, набег с целью разведки, грабежа и разорения территории противника. Обычно так назывались нерегулярные летучие отряды, создаваемые из кочевников.
Акынджи первыми выступали в поход, отличались подвижностью и играли большую роль как ударная сила. Они использовались также для охраны границ. Их начальники назывались тойдже или доче, и только они имели лены.
Акынджи были самым крупным подразделением серадкулу (пограничной кавалерии) и наиболее известными из них. Вместе с остальными серадкулу они жили вблизи границы и уходили в набеги каждую весну. Лишь сын акынджи имел право стать акынджи, и лишь тюрки-мусульмане могли вступить в ряды акынджи. Акынджи были одним из старейших подразделений османской армии, и они сохраняли свою значимость до 1595 года, когда все они были уничтожены огнем валашской артиллерии на мосту через Дунай. Корпус акынджи так и не смог оправиться после этого, и в 17 веке их место заняли крымские татары. Число акынджи, в целом, никогда не превышало 15 000.
Униформы у них не было, акынджи также не надевали защитные доспехи, чтобы сохранять свою гибкость и маневренность. Их вооружение состояло из сабли, копья, кинжала, составного лука и по меньшей мере двух пистолетов.
У акынджи также была разведовательная служба в Венеции.
Янычары — букв. ‘новое войско’ (ени чери). Основная категория регулярного пехотного войска Османской империи. Состояли на жалованье у государства. Начали создаваться в 1361 г. при султане Мураде I. Сначала янычары набирались из военнопленных, а затем кадры янычар пополнялись за счет принудительно набираемых христианских мальчиков обычно в возрасте от 7 до 12 лет, которые сначала воспитывались в турецких крестьянских семьях (там же они обращались и в ислам), а затем проходили специальную подготовку в учреждении, называемом аджеми огланлары («чужеземные мальчики»). Янычары были профессиональным кадровым войском, получившим хорошую военную подготовку, воспитанным в духе непримиримого мусульманского фанатизма. Первоначально они не имели права жениться, заниматься ремеслами или торговлей. Они представляли собой грозную военную и полицейскую силу, пока грабительские войны приносили казне большие прибыли, пока султаны могли платить им высокое жалованье и задабривать щедрыми подарками. Привилегированное положение янычар привело к превращению этой должности в наследственную. В 1639 г. система дёвширме (набор христианских мальчиков) была отменена, и национальный состав янычарского войска изменился: оно стало по преимуществу турецким. Общий экономический, социальный и культурный упадок Османской империи, кризис ее военно-ленной системы, усилившиеся в XVII в., начало серьезных поражении во внешних войнах привели к резкому падению боевых качеств янычар и к важным изменениям в социальном характере янычарского войска. Не получая постоянного жалованья из пустеющей казны, они стали заниматься торговлей, ремеслами и, в не меньшей степени, грабежами населения. Большинство их обзаводилось семьями. Не раз в истории значительная часть янычар, разделявшая все тяготы и невзгоды трудового люда Турции, являлась инициатором или участником народных возмущений и смут. Недовольство янычар неоднократно использовалось также реакционными кругами для организации и проведения дворцовых переворотов. Некогда служившие главной опорой престола, янычары уже в XVIII в. превратились в силу, более опасную для центрального правительства, чем для его внешних и внутренних противников. В 1826 г. султан Махмуд II уничтожил янычарский корпус, частью истребив, частью расформировав его состав.
В начале XVII в. общая численность янычарского корпуса, включая аджеми огланов, составляла более 48 тыс. человек. Корпус делился на 196 орта (рот), которые были сгруппированы в три основных соединения: 1) ага бёлюклери («главные бёлюки»), насчитывавшие 61 орта; 2) джемаат («общину»), состоявшую из 101 орта; 3) секбан бёлюклери («бёлюки секбанов»), в которых было 34 орта. Каждая орта располагалась в своей казарме (ода), имела свое название и порядковый номер.
Согласно традиции, Орхан (первый султан династии Османов) вручил первым янычарским подразделениям красное знамя с белым полумесяцем. Белая звезда, которая наряду с полумесяцем присутствует на современном турецком флаге, была добавлена только после завоевания Константинополя-Стамбула.
Мюселлах кеиджи силихкарда (Kesici Silihkarda Mьsellah) Янычар-лучник. Поскольку мушкет требовал много времени на перезарядку, лучники оставались востребованными.
Мюселлах яныджи силахкарда (Yanici Silihkarda Mьsellah) Большинство янычар были мушкетерами. Этот воин вооружен мушкетом, мечем. Топорик за поясом служит для того, чтобы отрубывать кусочки свинца на пули.
Серденгетчи сипахи (Serdengeзti sipahi)
Элитные штурмовые подразделения были известны как серденгетчи, или «рискующие головой». В их состав входило около сотни добровольцев (30-100 шло в составах отрядов при штурме Вены).
Это подразделение состоит из лучших из тимарлы-сипахов — всадников, владевших ленами (тимарами и зeaметами), представителей военно-феодального сословия, которые обязаны были в военное время за владение тимаром являться на войну и приводить с собой войско джебели.
Улуфели-сипахии (Ulufeciyan Sipahi) или Алты Бёлюк Сипахи (Altı Bцlьk Sipahi) Воины из состава Шести Дивизий (Алты Бёлюк) – регулярной османской кавалерии. Улуфели-сипахии — воины придворного, состоящего на государственном жалованье войска. Когда армия выступала в поход, эти сипахии двигались впереди других регулярных частей. В XVII в. войско придворных сипахиев состояло из 300 белюков, в каждом из них насчитывалось по 20— 30 всадников. Улуфели-сипахии были лишь одной из шести частей придворного кавалерийского войска (капукулу сюварилери). Но они образовывали: первое подразделение (тоже бёлюк) его, и потому часто всех капукулу сюварилери ошибочно называли сипахиями. В действительности, вся придворная кавалерия состояла из следующих подразделений (белюков): 1) сипахии, 2) силяхдары, 3) улуфеджи правой руки, 4) улуфеджи левой руки, 5) гарибы правой руки и 6) гарибы левой руки. При этом четыре последних белюка назывались бёлюкат-ы эрбаа, 3 и 4-й составляли орта бёлюк (средний бёлюк), а 5 и 6-й — ашагы бёлюк (нижний бёлюк).
Сипахии нижнего байрака (белюка) — общее название 5-го и 6-го бёлюков, состоявшего на жалованье у султана кавалерийского войска (капукулу сюварилери). Это подразделение, называвшееся ашагы бёлюк сипахилери или ашагы байрак сипахилери, состояло в основном из турок, курдов, персов.
Огланы (Oglans)
Крымское ханство стало османским вассалом во времена правления Мехмеда II, и впоследствии начали служить османам, вплоть до тех пор, пока они не были покорены русскими. Когда начиналась кампания, войска крымского хана должны были присоединяться к армии и обычно помогали османским акынджи в разведке и набегах. В битвах они также присоединялись к акынджи и атаковали врага с тыла. В мирное время они совершали набеги на польские, русские и украинские территории, а также старались остановить наступление (продвижение) поляков, русских и казаков. После того, как в 1595 все акынджи были изничтожены валашской артиллерией на мосту через Дунай, рейды на вражейскую территорию и другие функции акынджи в османской армии стали выполнять наемники-огланы.
Крымские татары чаще всего сражались как легкие кавалеристы, и носили гибкий доспех наподобие кольчуги или кожанной брони, что позволяло им двигаться быстрее и легче маневрировать. У них не было униформы, и они носили традиционную одежду (национальный костюм) в большинстве случаев. Они имели при себе саблю, копье, кинжал, булаву, аркан, составной лук и порой пару пистолетов и карабин.
Гарибы (Garibs) [бывшие капыкулу] Кавалерийский корпус капыкулу был конной составляющей придворного корпуса капыкулу. Хотя во времена правления Мурада I в составе корпуса существовало лишь одно подразделение – силяхдары – позже, при Мехмеде II, были добавлены такие подразделения как сипахи, правые улуфеджи, левые улуфеджи, правые гарибы и левые гарибы. Кавалерия капыкулу набиралась их обучавшихся в придворной школе Эндеруна либо из отличившихся янычар. Они всегда получали более высокое жалование и статус, чем пехота капыкулу. Эти кавалеристы также назывались «людьми из шести дивизий», поскольку существовало шесть корпусов кавалерии капыкулу. Кавалерийскими офицеры были представлены агами бёлюков (дивизий), бегами кетюда, пирами кетюда, катипами, калфами, бащчавушами и чавушами. Униформа кавалеристов капыкулу была очень схожа с униформой янычар, а их вооружение весьма часто состояло из палы, копья или гаддара.
Правое и левое подразделение гарибов. Известние также как ашаги (нижние) бёлюки, подразделения гарибов были наименьшими среди кавалерии капыкулу. Гарибы использовались для перевозки ценностей и имущества армии, а в битве они были ответственны за защиту Санжак-и Шериф (Знамени Пророка) и других знамен. Гарибы были организованы в 200 бёлюков, по 100 человек каждый, и из число колебалось от 800 до 1900 человек.
Серадкулу – пограничная кавалерия – были одной из лучших составляющих османсой армии. Они проживали в пограничье и осуществляли набеги на вражеские территории каждую весну. Даже если между обоими государства был мир, серадкулу всегда совершали набеги на сопредельные территории, и эти набеги не считались поводом для объявления войны. В ходе каждого набега они разграбляли города и села, забирали всякое добро и возвращались в свое расположение с пленными и иной добычей, избегнув схватки с войсками противника. Скорость была одним из главных факторов их успехов; они появлялись из ниоткуда, атаковали с бешеным напором и быстро исчезали, прежде чем враг мог понять, что происходит. Во время битв они оказывали поддержку кавалерии топракли и обычно атаковали вражеские стрелковые части с тыла. Во время кампаний они двигались впереди армии, ведя разведку местности и уничтожая препятствия, которые могли замедлить продвижение армии. Акынджи, наиболее крупное подразделение в составе серадкулу, также располагали изощренной разведовательной службой, центр которой располагался в Венеции. Каждые 50 или 60 кавалеристов из состава серадкулу формировали подразделение, называемое «байрак», а несколько байраков передавались под командование офицера, именуемого «делибаши». Высокопоставленные офицеры серадкулу назывались «алайбеги» или «серчешме».
Делилы были элитой серадкулу, отобранными из лучших акынджи. Хотя их настоящее ися, «делилы», означало что-то вроде «следопытов» или «разведчиков», простой народ называл их «дели» («бешенные») из-за их пугающего вида и бесстрашия. Делилы были мастерами во владении мечом, метании дротика и верховой езде; говорят, что каждый делил должен был противостоять как минимум сотне вражеских солдат в битве. Их наиболее важной обязанностью было отвлекать внимание врага и заставлять его терять время. Своим устрашающим видом они также способствовали падению вражеского боевого духа и смуту в его рядах.
Хотя у делилов не было униформы, их было легко узнать по странным и пугающим нарядам, таким как медвежьи шкуры, а некоторые из них даже цепляли небольшие ножи с своим телам. Они обычно имели при себе саблю, копье, пару пистолетов, а иногда некоторые виды боевых топоров.
Дели (Delils) Дели являлись элитой серадкулу.
Топчу (Topchu) (описание одно для всей артиллерии)
Пушкари (топчу) — род состоящего на государственном содержании регулярного войска. Делились на две независимые друг от друга категории: 1) тех, кто отливал пушки (главный литейный двор — топхане— находился в Стамбуле), 2) собственно артиллеристов, которые участвовали в боях. Корпус пушкарей начал создаваться вместе с янычарами, причем литейное дело организовывалось не турками, а пленными христианами или европейцами, перешедшими на службу к турецкому султану и зачастую принявшими мусульманскую веру. В первой половине XVI в. в корпусе топчу было записано 1204 человека, в середине XVII в.— 2026, в конце XVII в. — 5084. При Сулеймане Кануни (1520—1566) рядовые топчу получали 6—8 акче в день, а командир корпуса (топчубаши) — 60.
В Османской империи в средние века применялись с следующие пушки: 1) бал-емез (искаженное итальянское ballo mezzo — дальнобойная пушка, использовавшаяся и на суше и на море, стрелявшая ядрами весом до 50 кг; 2) хаван — пушка типа мортиры; 3) кулеврина (по-турецки искаженное: колонборна) — дальнобойная пушка, стрелявшая ядрами от 4 до 11 кг; 4) мартен—большая крепостная пушка; 5) баджалашко— мощная пушка для разрушения крепостей; 6) зарбазен — имели широкое применение в зависимости от размеров; крупные зарбазены назывались шахаи, шахи или шахане, средние зарбазены — мианэ, мелкие — кючюк; кроме того, изготовлялись специальные зарбазены для разрушения крепостей, в зависимости от величины они именовались бююк шаика, орта шаика, кючюк шайка; 7) эждердехен (букв. пасть дракона) — крупная пушка, применявшаяся в XVI—XVII вв.; 8) паранка (пранкы) — по-видимому, полевая пушка, название свое получила от паранга — вид наказания, состоявший в том, что осужденного приковывали к пушке. В турецкой армии пушки стали применяться в первой четверти XV в.
Табор (Tabor) или Арабалари (Arabalari) (?)
К 16 веку османская тактика приобрела свою классическую форму с внушительной (грозной) системой полевых укреплений, высокими (?) повозками с пушками – арабалари – и артеллерией, находящейся рядом с султаном, его персональной гвардией – солаками, и вооруженных аркебузами янычар.
Табор (заграждение из повозок) сыграл в османской истории такую же роль, какую играли круги из фургонов во время покорения американского Дикого Запада. Идею их создания османы позаимствовали, видимо, у венгров во время завоевания Балкан. В конце 15 века турецкий табор состоял из повозок, «похожих на маленькие крепости». В такую повозку запрягались два мула, а её «экипаж» составляли солдаты с фитильными ружьями и легкой пушкой. Под повозками размещались сундуки со снаряжением. Соединенные вместе повозки образовывали сплошную стену. С конца 17 века османский табор стремительно теряет свою неуязвимость, не выдерживая спора с европейской полевой артиллерией.