что такое агапы в православии

Агапы или вечери любви в древнехристианском мире

Содержание

Предисловие

Ясно, что для решения и хотя бы приблизительного прояснения общего вопроса об агапах необходимо рассмотреть на основании показаний исторических документов, часто, к сожалению, фрагментарных и еще чаще неясных, вопрос о существовании агап, их происхождении, проследить их исторический процесс, их историческую жизнь внутри Церкви, связь их с евхаристией, ритуальный порядок их совершения, по крайней мере, для более позднего периода жизни Церкви и, наконец, их внешнюю историю – отношение к ним Римского Законодательства и императоров и если не прямо к ним, то к аналогичным явлениям язычества – во-первых, и, во-вторых, отношение к ним самих язычников – граждан Империи. Но и теперь, несмотря на, то многое, что сделано для выяснения поставленных вопросов наукою, всякое решение, как бы обстоятельно и основательно оно, ни было дано, не может претендовать на значение и характер окончательного. И в самом деле, кто может поручиться за то, что какой-нибудь новооткрытый памятник церковной письменности или новооткрытая надпись не прольют нового и яркого света на ту или другую сторону многогранного вопроса об агапах. Следует, однако, повторить, что это ограничение должно считаться имеющим значение и силу только в сторону деталей решения вопроса.

Нужно ли, или лучше, удобно ли, будет выделить в особую главу доказательства существования агап? Трудно прямо ответит на этот вопрос, но условия методологического характера заставляют нас ответит отрицательно. Действительно, документы, говорящие об агапах и подлежащие обследованию в различных целях, одни и те же: они дают материал для истории агап, на них основываются и доказательства существования агап. При таком положении дела, повторения вообще неизбежны. Но если выделить эти доказательства в особую главу, то эти повторения, безмерно увеличившись в количестве, станут, особенно навязчиво-докучливым элементом нашей работы и едва ли будут содействовать архитектонике ее целого. Имея это в виду мы лучше при изложении истории агап будем указывать те данные того или другого текста, которые заставляют видеть в нем именно агапы, а не что-либо иное, будем указывать reductiones ad absurdum того положения, на котором так твердо настаивает г.Батиффоль, в случай его приложения к тому или другому памятнику церковно-исторической письменности. И это, тем более, что существование агап, при изложении их истории, само собой предстанет пред нашими глазами как несомненный, исторический в собственном смысле слова факт, Такое, быть может, неуважительное, отношение к тезису г. Батиффоля оправдывается еще и тем обстоятельством, что критические труды, направленные против Батиффоля и названные выше, настолько выясняют дело, что позволяют при некоторой осмотрительности характеризовать этюд г. Батиффоля,. как покушение с негодными средствами.

Наконец, что касается вопроса о происхождении агап, то он с большей вероятностью и, конечно основательностью может быть решен после изучения самих агап, их истории и ритуала. Вот почему вопрос о происхождении агап мы ставим после, теперь приступая непосредственно к истории агап.

Keating. The agape and the Eucharist in the early Church. London. 1901. V page

Keating–op. cit.–6 p.; The Guardian-December 24, 1902,– p. 1853

Etudes d’histoire et de theologie positive. Deuxieme edition. Paris. 1902. 279–311 pp.

Источник

Агапа

Ага́па (греч. ἀγάπη; агапе, агапа) – общая тра­пеза хри­стиан первых веков, иногда назы­ва­е­мая «вече­рей любви». Агапы устра­и­ва­лись хри­сти­а­нами в вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери, на кото­рой Гос­подь уста­но­вил Таин­ство Евха­ри­стии.

«Это были про­стые тра­пезы, в кото­рых при­ни­мали уча­стие все хри­сти­ане, без раз­ли­чия рангов, и в кото­рых участ­во­вали при­но­ше­ни­ями все по своим силам, что слу­жило под­дер­жа­нием для бедных», – ука­зы­вает исто­рик Церкви Н. Таль­берг. «Если, с тече­нием вре­мени, обще­ние в иму­ще­стве и общие тра­пезы пре­кра­ти­лись, вслед­ствие умно­же­ния числа веру­ю­щих, то взамен того, вся­кого рода вспо­мо­ще­ство­ва­ния хри­стиан друг другу полу­чили самое широ­кое раз­ви­тие. Стран­ники, путе­ше­ство­вав­шие из одной церкви в другую, бедные, боль­ные, старые, вдо­вицы, сироты и все страж­ду­щие – все нахо­дили себе помощь и под­держку у хри­стиан», – гово­рит другой исто­рик Церкви Э. Поснов.

По слову Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, Агапы – «пре­крас­ное спа­си­тель­ное учре­жде­ние Логоса… Агапы поис­тине небес­ная пища, пир­ше­ство Слова (έστίασις λογική)… И если ты любишь Гос­пода Бога твоего и ближ­него твоего, то это празд­нич­ное и бла­жен­ное тор­же­ство, имея свой­ства небес­ного, про­ис­хо­дит уже как бы на небе­сах… Агапы – дело чистое и достой­ное Бога, и их цель вспо­мо­ще­ство­ва­ние. Радо­сти вече­рей любви, вслед­ствие уча­стия в них многих, дей­ствуют на любовь ожив­ля­ю­щим обра­зом, они – пред­чув­ствие радо­сти вечной».

Гре­че­ское слово Агапа явля­ется обо­зна­че­нием Любви как имени Божьего и глав­ной хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели.

Цен­тром цер­ков­ной жизни ранних хри­стиан (так же как и во все после­ду­ю­щие эпохи) всегда была лишь Евха­ри­стия, в то время как в тех или иных общи­нах суще­ство­вали также и раз­лич­ные формы общин­ных трапез, вовсе не обя­за­тельно назы­вав­ши­еся «Вече­рями любви» и не имев­шие единой тра­ди­ции их про­ве­де­ния. М.С. Желтов

Источник

Приложение. Следы влияния и остатки агап в современной литургической жизни Церкви

Введение

§1. Возможные следы влияния агап в современной литургии

Прежде всего, агапы не остались без влияния на важнейшее литургическое проявление жизни Церкви, евхаристическую литургию. Как нами неоднократно было отмечаемо, довольно продолжительная связь агап и евхаристии не прошла без обоюдного влияния как на один, так и на другой институт. Это совершенно понятно и иначе не могло и быть: долгая совместная жизнь никогда не проходить бесследно. И современная нам литургия – литургия, которую слушаем и в которой участвуем мы, носит на себе следы влияния этой связи – следы агап.

§2. Благословение хлебов

Благословение хлебов является прямым остатком агап, если не во всей их целости, то в их начальном акте.

§3. ’Αϰολουϑία τής τϱαπέξης

Если не прямым остатком, то аналогией агапам, аналогией по времени боле близкой к нам, растением привившимся и выросшим в атмосфере агап, является отправление трапезы в монастырях, άϰολουϑία τής τϱαπέξης. Эта церемония торжественного совершения трапезы, надо думать, представляет собою одно не из последних доказательств существования в свое время агап. Несомненно, что она не могла появиться в Церкви сразу, ex abrupto, не имея за собой никакого прошлого. Именно агапы и были тем прецедентом, который позволил смотреть на эту церемонию, как на что-то нормальное, не расходящееся и не стоящее в противоречии с данными истории Церкви и ее духом. Отчасти указания филологического характера, отчасти исторические данные позволяют думать, что это более, чем только аналогия агапам, что это сама агапа, получившая здесь своеобразное развитие.

Наконец, в молитв: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил»…. выражение «прииди и к нам» сильно напоминает собою μαϱάναϑα –Διδαχή 1025 .

Все эти небольшие, но содержательные черточки и позволяют смотреть на чин трапезы, как на выродившуюся и своеобразно развившуюся агапу.

§4. Чин о панагии и пасхальный артос

«Чин о панагии» и «последование артоса» – в свою очередь и со своей стороны являются остатком и пережитком агап.

Совместное происхождение этих обрядов, по преданию Церкви, таковы: «Господь наш Иисус Христос, приготовляясь к вольному страданию, имел прощальную беседу со Своими учениками за трапезой на тайной вечери, на которой установил таинство причащения и, по воскресении Своем, являясь ученикам Своим, несколько раз благословил их трапезу и вкушал с ними пищу. Так он благословил вечернюю трапезу двум ученикам, шедшим в Эммаус, и был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк. 24, 30 ). В тот же день, явясь ученикам, собравшимся в Сионской горнице, вкушал рыбу и мед ( Лк. 24, 42 ). И при море Тивериадском Сам приготовил для своих учеников, утомленных безуспешной ловлей, хлеб и рыбу ( Иоан. 21, 5–9 ). В воспоминание сего Апостолы имели обычай оставлять за трапезой праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них (μοίϱα Χϱίστον). После трапезы они с молитвою и благодарением возвышали этот хлеб, говоря: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Христос воскресе. После же дня вознесения Господа, они произносили: Велико имя святой Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам. Так совершали Апостолы до успения Матери Божией.

§5. Поминальные трапезы (поминки)

Заключение

Окидывая взором пройденное, мы можем теперь признать, что агапы, несмотря ни на что, оказались очень живучими и не исчезли до нашего времени. Они часто, преобразившись до неузнаваемости, нашли себе приют и в приходских храмах, в виде чина благословения хлебов, и в монастырях, в виде торжественного совершения обычной трапезы, в виде «чина о панагии» и пасхального артоса, и наконец, среди членов – мирян Православной Церкви–в виде поминальных трапез. Причину такой живучести агап, как кажется, следует искать в их изначальном для Церкви характере.

Источник

Агапа

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

Содержание

История

Совместные трапезы

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

Совместные трапезы, описываемые в евангелиях, разделяются по своему богословскому смыслу на три группы:

Агапы ранних христиан

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

Первый из известных на сегодня примеров словоупотребления др.-греч. ἀγάπη применительно к совместной христианской трапезе — в послании апостола Иуды [10] :

др.-греч. Οὗτοί εἰσιν οἱ ἐν ταῖς ἀγάπαις ὑμῶν σπιλάδες, συνευωχούμενοι ἀφόβως, ἑαυτοὺς ποιμαίνοντες

— Иуд.1:12 («Соборное послание святого апостола Иуды»)

Агапа и Евхаристия

…murmur Graecorum adversus Hebraeos eo quod dispicerentur in ministerio cotidiano viduae eorum. Convocantes autem duodecim multitudinem discipulorum dixerunt non est aequum nos derelinquere verbum Dei et ministrare mensis

В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нём. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились.

Однако не каждую агапу удавалось провести в такой высокодуховной атмосфере. Предостережения от недостойного поведения высказываются в 1Кор.11:1, Иуд.1:12, 2Петр.2:13. С гневом и возмущением отчитывает коринфян в своём послании к ним апостол Павел, обращая внимание, что одна только еда и питьё (тем более, чрезмерное) отнюдь не исчерпывают содержание агапы как вечери Господней:

Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

Эту часть послания апостол завершает повторным напоминанием о разнице между Евхаристией и обычной пищей. Тем, кто «свою ве́черю предваряеть во снедение» (наедается на трапезе прежде всех) из-за того, что пришёл голодным, Павел прямо советует: «…собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение.» (1Кор.11:33–34).

Отделение евхаристии

Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Киприан Карфагенский, Ипполит Римский [25] и другие литургико-канонические источники и церковные писатели продолжают упоминать агапы и в первой половине III века. В этот период агапы чаще всего устраивались по воскресеньям с участием всех членов общины под председательством епископа.

Развитие чина агапы

Поминальные агапы

Первые упоминания о поминальных агапах датируются концом II века. Первоначально их совершали как тризну, на гробницах мучеников. «Обильная Агапа» (греч. ἀϒάπη πολλή ) «при гробницах» с участием апостола Павла и его последователей описана в «Деяниях Павла и Фёклы» [37] ; аналогичная трапеза описана и в «Деяниях апостола Иоанна».

— [Псевдо-]Ориген. Толкование на книгу Иова

Православная энциклопедия пишет, что именно из поминальных агап выросли два вида христианского богослужения, отвергнутые впоследствии протестантами [1] :

Отмирание обычая

К IV веку продолжающиеся злоупотребления приводят к попыткам запретить агапы. Если около 350 года Гангрский Собор даже отлучал тех, кто презирал устроителей агап (Правило 11), то в 364 году 28-м правилом Лаодикийский Собор ввёл запрет на устроение агап в храме. Правилом 27-м запрещалось уносить пищу с агап домой, «ибо сим причиняется оскорбление церковному чину». К концу V века упоминания о проведении агап на Востоке уже не встречаются. Тем не менее в 691 году VI Вселенский Собор повторил 28-е правило Лаодикийского Собора, что может косвенно указывать, что кое-где агапы могли совершаться и в VII веке. Вместе с тем, в это же время в Византии, в основном при храмах и монастырях, складывается и развивается система благотворительных (больницы, дома престарелых), а также странноприимнических учреждений.

Возрождение агап

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

что такое агапы в православии. Смотреть фото что такое агапы в православии. Смотреть картинку что такое агапы в православии. Картинка про что такое агапы в православии. Фото что такое агапы в православии

Источник

1-я глава. История агап

Введение

Вся истории агап в их возникновении, развитии и постепенном упадке может быть разделена на три неодинаковых по времени периода: 1) агапы первенствующей Церкви с характером по преимуществу религиозно-мистическим и, безусловно, в связи с евхаристией, 2) агапы с характером по преимуществу благотворительным – как вне связи, так иногда и в связи с евхаристией; 3) агапы после канонической отмены – период их агонии с попыткой возродиться и постепенного умирания. Каждый из этих трех периодов истории агап характеризуется новыми важными фактами, которые и лежат в основе принимаемого нами деления. Это прямое русло течения истории агап имеет свой едва заметный рукав, вмещающий истории поминальных трапез, которая очень рано превзошли в Церковь со стороны язычества, получили здесь права гражданства, имя и характер агап, но часто сливаясь с ними, как изначальным институтом Церкви, никогда не доходили до полного с ними отожествления, хотя, в конце концов, братски разделили их участь.

§1. Агапы в новом завете

Первый период истории агап ограничивается очень небольшим промежутком времени жизни первоначальной Церкви и отличается малочисленностью исторических документальных данных. Этот период очень важен, главным образом, как показатель существования агап.

§2. Агапы в Διδαχή των δώδεϰα Αποστόλων

Перейдя за границы Нового Завета, мы всего встречаемся с очень древним 103 памятником церковно-исторической письменности с Διδαχή των δώδεϰα Αποστόλων, подвергающимся в своем отношении к агапам всесторонним и многоразличным толкованиям. Эти обсуждаемые 9 и 10 главы читаются следующим образом:

9 гл. Что же касается евхаристии, благодарите так. 2. Прежде о чаше: Благодарим Тебя, Отец наш, за святую лозу Давида, Отрока Твоего, которую Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. Относительно же преломляемого хлеба: Благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и ведение, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 4. Как сей преломляемый хлеб был рассеян на холмах, и, будучи собран, стал единым, так да будет соединена Церковь Твоя от концов земли в царство Твое, потому что Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5. Да никто не вкушает и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещеных во имя Господне, ибо и относительно сего сказал Господь: не давайте святыни псам.

Спрашивается теперь, как же мы должны отнестись к этим двум противоречивым взглядам и их доказательствам. Анализ текста и критика аргументации остаются как и всегда, единственным путем к более правильному пониманию спорных глав Διδαχή.

Обращаясь сначала к первому доказательству Эрмони и Ладэза своего воззрения, мы спрашиваем, действительно ли Διδαχή повторяется, когда, по-видимому, говорит об одном и том же предмете дважды? И на этот вопрос ход мыслей разбираемого памятника заставляет нас ответить отрицательно. Διδαχή описывает богослужение, допустим, агапы и евхаристию, это описание занимает 9 и 10 главы. Вполне естественно и понятно, оно перерывается речью о совершителях этого богослужения, об отношении к ним членов Церкви и пр.,—11—13 главы. И, наконец, говорит о времени совершения этого богослужения, намечает вкратце его обстановку, словом дополняет то, что было сказано раньше и чего не позволил сказать отмеченный перерыв. Вследствие такого понимания Διδαχή, 14-я глава является естественным и необходимым для полноты сведений о богослужении продолжением 9-й главы и не есть не только бездельное, а и какое бы то ни было повторение. И при этом, что весьма важно, то, о чем говорилось в 9-й главе, то есть, евхаристия, ясно и положительно квалифицируется, как жертва – ϑυσια 129 .

Важен для нашего понимания Διδαχή, как историческое доказательство, и тот факт, что автор VII-й книги Апостольских Постановлений понял эту молитву, как молитву евхаристическую и как заключительную. Нам не важны тe изменения, которые он счел нужным сделать в молитве 10-й главы, не важны и те мотивы, по которым он понял ее именно так, важен факт понимания, факт, к счастью, неоспоримый.

В заключение должно с силою оттенить то обстоятельство, что Διδαχή, как памятник экстраканонический, не может свидетельствовать за всю Церковь и имеет значение только местное – значение для церкви Палестины – быть может, Иерусалима или же для церкви Сирийской. В силу этого–молитвы 9 и 10 глав должно рассматривать как частную попытку заменить молитвенную импровизацию однообразной схемой и за этой попыткой нельзя признавать, следовательно, официального значения.

Подводя итог всему сказанному о молитвах Διδαχή, мы видим, что агапы и евхаристия живут еще вместе, при чем в памятнике предусматривается возможность злоупотребления агапами со стороны ложных пророков 166 и, таким образом, опять намечается путь к разделению тех и других.

§3. Агапы у св.Климента Римского и св. Игнатия, епископа Антиохийского

§4. Агапы в 97-м письме Плиния, губернатора Вифинии, к императору Траяну

§5. Агапы у св.Иустина Философа, Иринея Лионского и в послании к Диогнету

§6. Агапы у Минуция Феликса

§7. Агапы в творениях Тертуллиана

Во всяком случае, «аподиктическая манера формулировать свои суждения», которая в высшей степени присущего г. Батиффолю, очень не нравится г. Функу 252 и, действительно, страдает не научностью.

Post aquam manualem et lumina некоторые из присутствующих исполняют песнопения, заимствованные или из Священного Писания или же своего собственного сочинения. Является вопрос: возможна ли была в эпоху Тертуллиана молитвенная импровизация при совершении евхаристии? Мучительные колебания препятствуют дать утвердительный ответ.

Указание на светильники, которые зажигаются во время трапезы, как только ночной мрак начнет окутывать землю, твердо указывает на то, что соеnа имеет место, совершается вечером. Евхаристия совершалась утром. Следовательно, это не евхаристия. Пусть это евхаристия и пусть она начнется antelucanis coetibus, но ведь, тогда светильники зажигались бы не в конце или во второй половине трапезы, а в начале ее. Как бы рано ни начиналась эта трапеза, ее совершение затягивалось до такого момента, когда являлась нужда в искусственном свете. Если это была евхаристия, то она, начинаясь antelucanis coetibus, совершалась почти сутки. Вероятно ли это, – имеет ли хотя бы некую тень правдоподобия?

Таким образом, в Тертуллиане мы имеем второго после первого – Иустина – свидетеля об агапах в их втором периоде своей истории, период по преимуществу с благотворительным характером.

§8. Переход агап на ступень благотворительного учреждения

§9. Агапы в апокрифических творениях христиан. Происхождение поминальных агап

В качестве источников истории агап, хотя источников и не очень богатых, должны быть упомянуты еще апокрифические творения христиан, которые своим происхождением обязаны второй половине или концу 2-го века.

§10. Агап в сочинениях Лукиана «О смерти Перегрина»

§11. Агапы в творениях св. Климента Александрийского

§12. Агапы у Оригена

§13. Агапы у св.Киприана Карфагенского

§14. Агапы в книгах Сивилл

«Но славные дети должны воздать Тебе честь

Второе место читается следующим образом:

«Мой образ – человек, владелец здравого рассудка,

Поставь ты для него бескровную и чистую трапезу.

Наполни ты ее добром, и дай голодному ты хлеба,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *