что такое агрегатная страховая сумма по каско
На что обратить внимание при покупке полиса каско?
На что обратить внимание при покупке полиса каско?
При покупке полиса каско следует обратить внимание на условия хранения автомобиля, условие о франшизе, условие об агрегатной или неагрегатной страховой сумме, все ли водители вписаны в полис, а также на перечень нестраховых случаев.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимает и утверждает страховщик или объединение страховщиков самостоятельно (п. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 N 4015-1).
Поэтому перед приобретением полиса каско следует ознакомиться с правилами страхования и самим полисом каско.
В правилах страхования изложены общие условия страхования в конкретной страховой компании. В полисе указываются индивидуальные условия страхования.
Обратите внимание! При соблюдении определенных условий сведения о договоре каско могут быть указаны в полисе ОСАГО без заключения договора каско в виде отдельного документа (Указание Банка России от 10.01.2020 N 5385-У).
1. Условия хранения автомобиля
Обратите внимание на условия хранения автомобиля в ночное время. Если в правилах страхования указано, что автомобиль следует оставлять на охраняемой стоянке или в гараже (гаражное хранение), лучше такой полис не покупать. В противном случае, если автомобиль будет угнан не с такого места хранения, скорее всего, возникнут проблемы при получении страхового возмещения.
2. Условие о франшизе
При условной франшизе:
При безусловной франшизе, если сумма ущерба больше установленной в договоре франшизы, вы получаете выплату за вычетом франшизы.
3. Условие об агрегатной или неагрегатной страховой сумме
В случае указания сведений о договоре каско в полисе ОСАГО страховая сумма устанавливается в размере, равном действительной стоимости застрахованного автомобиля в месте его нахождения в день заключения договора каско (п. п. 1.2, 1.4 Указания Банка России N 5385-У).
На практике различают агрегатную и неагрегатную страховую сумму.
Под неагрегатной страховой суммой принято понимать лимит ответственности страховой компании по каждому страховому случаю перед вами, выраженный в денежных средствах.
То есть вне зависимости от того, сколько страховых случаев в период действия договора страхования с неагрегатной страховой суммой произошло и какие они были, лимит ответственности в виде страховой суммы остается прежним, оговоренным в договоре страхования каско.
Пример. Выплата неагрегатной страховой суммы
Неагрегатная страховая сумма может устанавливаться договором КАСКО как индексируемая, к примеру, с применением коэффициента выплат с учетом амортизационного износа автомобиля (Определение Московского городского суда от 19.07.2018 N 4г-6373/2018).
Под агрегатной страховой суммой принято понимать лимит ответственности страховой компании по договору страхования каско за период действия договора. То есть в случае наступления страхового случая и вашего обращения в страховую компанию при выплате вам страхового возмещения вы будете «выбирать» (опустошать) оговоренную в договоре страховую сумму.
Договором может быть предусмотрена агрегатная страховая сумма отдельно по каждому риску, от которого было произведено страхование, или общая агрегатная страховая сумма, при выплате размера которой обязательства страховой компании прекратятся вне зависимости от того, по каким страховым случаям вы обращались за возмещением.
Пример. Выплата общей агрегатной страховой суммы
4. Водители, допущенные к управлению
Проверьте, вписаны ли в полис все лица, допущенные к управлению этим автомобилем. В случае ДТП с водителем, не вписанным в полис, страховую выплату вы не получите.
5. Перечень нестраховых случаев
Обязательно обратите внимание на нестраховые случаи. Перечень таких случаев указывается в Правилах страхования и должен соответствовать требованиям законодательства. Злоупотребление со стороны страховщика при заключении договора страхования, в частности навязывание страхователю явно обременительных условий (например, установка дорогостоящего противоугонного устройства), может повлечь признание такого договора недействительным (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Что такое агрегатная и неагрегатная страховая сумма
Что собой представляют агрегатная и неагрегатная страховые суммы
Особенности и нюансы агрегатной и неагрегатной суммы
З ачастую водителям недостаточно страхования по ОСАГО. В дополнение к имеющемуся полису они оформляют еще и страхование по КАСКО. Существует два типа добровольного страхования: агрегатное или неагрегатное. При оформлении одного типа можно сэкономить на стоимости полиса, а при другом – добиться максимальной защиты имущества в финансовом плане. Прежде чем сделать выбор, водитель должен изучить нюансы каждого, ведь размер выплаты отличается значительно.
Что представляет собой агрегатный тип страхования по КАСКО
Этот тип страхования подразумевает, что размер компенсационной суммы снижаться в зависимости от первоначального ограничения. Лимит уменьшается при наступлении нового страхового случая, указанного в соответствующем перечне в договоре. Может возникнуть даже ситуация, когда страхование полностью аннулируется и потеряет свою юридическую силу. Это может произойти, если первоначально был установлен очень маленький лимит, либо водитель крайне часто обращался с заявлением на выплату компенсации к страховщику.
Агрегатная сумма по КАСКО – это годовая сумма лимита, который может быть компенсирован водителю в течение этих 12 месяцев. Такой тип страховки подойдет для:
1. Водителей, не допускающих аварии, соблюдающих все правила дорожного движения.
2. Водителей, которые эксплуатирует свое транспортное средство по дорогам, где нет трафика.
3. Тех, кто нечасто садится за руль своего автомобиля.
4. Транспортного средства, которое стоит на охраняемой стоянке, в гараже, либо в частном дворе.
5. Регионов, в которых крайне маленькая вероятность наступления тех или иных природных аномалий.
Рассмотрим действие агрегатного типа страхования на конкретном примере. Страхователь транспортного средства установил лимит выплат в размере 800 тысяч рублей. В течение года он попадает в аварийную ситуацию и обращается в страховую компанию с целью компенсации ущерба. Экспертная оценка повреждений по результатам составила 200 тысяч рублей, которые были возмещены водителю. Через несколько месяцев транспортное средство угоняют неизвестные лица, водитель вновь обращается в страховую компанию. Но он может претендовать лишь на 800-200=600 тысяч рублей, оставшуюся часть от лимита.
Такой тип страхования стоит относительно недорого, что делает его доступным для многих водителей. Особенно для тех, кто водит аккуратно и хранит свое транспортное средство в безопасном месте. Для остальных водителей стоит рассмотреть неагрегатный тип страхования.
Что такое неагрегатное страхование по КАСКО
Как уже можно понять, исходя из знаний об агрегатном страховании, неагрегатная страховка подразумевает неснижаемый лимит для компенсации. На этот лимит не влияет количество обращений в страховую компанию для получения выплат и предыдущие страховые случаи. Таким образом, этот лимит может быть выплачен при каждом новом случае.
Если был оформлен агрегатный тип страхования, то можно обратиться к страховщику с запросом на смену типа страховку, внести дополнительную сумму оплаты и получить новый полис.
В теории допускается, что, установив лимит в 800 тысяч рублей, при каждом новом страховом случае водитель может получить сумму без учета предыдущих обращений в течение года. Но единственный нюанс: если сумма ущерба окажется выше, то компенсация не может превышать установленный по договору лимит выплат. При оценке ущерба в 1 миллион рублей водитель все равно получит лимит в 800 тысяч рублей.
Неагрегатный тип страхования выбирают в следующих случаях:
1. Страхование оформляет водитель-новичок, только что получивший водительское удостоверение.
2. Стиль вождения водителя оставляет желать лучшего: водит неаккуратно, часто нарушает правила дорожного движения, может спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
3. Транспортное средство приобретено на кредитные деньги. В данном случае это не прихоть водителя, а обязательное условие банков, предоставляющих кредит.
При оформлении типа страхования с неснижаемым лимитом автовладелец может быть полностью уверен, что весь ущерб покроет страховщик. Даже в случаях, когда такой человек в течение года часто попадал в дорожно-транспортные происшествия и обращался по иным страховым случаям.
Агрегатная и неагрегатная франшизы
При приобретении страхования по КАСКО встречаются понятия агрегатная и неагрегатная франшизы. Агрегатная франшиза имеет место в случаях, когда в полисе делается отметка о возмещении ущерба 50 на 50. То есть, при ремонте транспортного средства половину суммы покрывает сам собственник, а другую половину покрывает страховая компания. При исчерпании лимита вся ответственность ложится на плечи страховщика.
Неагрегатная франшиза подразумевает, что собственник при каждом страховом случае будет ремонтировать автомобиль в пределах определенной суммы, а свыше нее – будет возмещать страховая компания. Например, франшиза составляет 20 тысяч рублей. При стоимости ремонта в 100 тысяч рублей 20 тысяч заплатит сам водитель по франшизе, а остальную сумму в размере 80 тысяч рублей возместит страховая компания. Если сумма ремонта составит 14 тысяч рублей, то водитель будет восстанавливать транспортное средство за свой счет полностью.
Страхование по КАСКО, в отличие от ОСАГО, считается более дорогостоящим, но и более выгодным. Такая страховка может покрыть нанесенный автомобилю ущерб в полном объеме. Не все могут позволить себе приобрести неагрегатный тип страховки, поэтому можно сэкономить. Например, купить страховку с франшизой или рассмотреть агрегатный тип страхования. Для этого каждому человеку нужно решить для себя чего он хочет больше: сэкономить на страховании, но иметь риск восстанавливать транспортное средство полностью за свой счет при повторных страховых случаях или же заплатить полную сумму и спать спокойно.
Видео
Виды страхования каско на автомобиль в 2021 году
Что такое каско
Каско — страховой продукт, предназначенный для защиты застрахованного автомобиля на случай ущерба или хищения. В отличие от ОСАГО, каско не обязательный, а добровольный вид страхования. Каско обеспечивает финансовую защиту на случай угона, гибели транспортного средства или причиненного транспортному средству ущерба в результате событий, предусмотренных страховым полисом и правилами страхования. Как правило, страховой полис оформляется на год и сумма страхового покрытия соответствует рыночной стоимости автомобиля.
Разновидности каско
Выделяют четыре вида каско:
Полное и частичное каско
Полное каско — самый популярный вид страхового полиса в этом сегменте. В случае, если авто приобретается в кредит, оформить можно только полное каско. Такая страховка отличается широким покрытием и высокой ценой относительно усеченных страховых продуктов по автокаско. Как правило, при страховании полного КАСКО страховая компания возмещает ущерб, причиненный транспортному средству в результате: ДТП (при этом не важно, кто является виновником аварии); пожара; стихийных бедствий; техногенной аварии; провала грунта; удара молнии; аварии инженерных сетей (коммуникаций); противоправных действий третьих лиц; наружного механического повреждения застрахованного транспортного средства животными; обвала мостов или тоннелей; падения инородных предметов; провала под лед. По полному каско владелец машины может также рассчитывать на возмещение в случае утраты транспортного средства из-за преступных действий третьих лиц (кража, угон, разбой, грабеж).
Для желающих сэкономить есть страховой продукт — частичное каско, для которого характерен ограниченный набор рисков, которые покрываются продуктом, например, возможно страхование только от риска ДТП по вине третьих лиц, или только на случай хищения транспортного средства и некоторых видов ущерба. В зависимости от оценки владельцем транспортного средства своих рисков он может выбрать тот или иной продукт или вариант покрытия. Страховщик будет покрывает только те события, которые включены в застрахованные по полису риски, во всех остальных случаях выплаты осуществляться не будут.
Агрегатное и неагрегатное страхование
Агрегатное и неагрегатное каско имеют особенности формирования страховых выплат.
Так, при агрегатном страховании каждая выплата автоматически уменьшает страховую сумму, то есть максимально возможный размер страховой выплаты по полису. Разберем пример. Эксперты оценили стоимость авто перед тем, как компания возьмет это транспортное средство на страхование, в 3 млн руб. В результате ДТП автомобиль получил повреждения на сумму 300 тысяч рублей, машина прошла ремонт. В том случае, если машину угонят, то страхователь получит возмещение в размере 2 млн 700 тыс. Если автовладелец — аккуратный водитель и обращается в страховую компании редко, то агрегатный полис для него выгоден.
Неагрегатное каско, напротив, предполагает полные компенсации без каких-либо ограничений: страховая сумма не уменьшается и максимально-возможный размер страховой выплаты не уменьшается. Владелец застрахованного транспортного средства может обращаться к страховщику неограниченное количество раз, но в рамках суммы, которая указана в договоре страхования.
Франшиза в страховании по автокаско
О возможности сэкономить на страховке с помощью франшизы мы писали ранее в статье, размещенной по ссылке. В любом случае, франшиза — условная, безусловная или динамическая — верный способ снизить стоимость автокаско.
Каско в рассрочку
Заплатить не всю стоимость полиса сразу, разбив ее на части — рассрочку предлагают многие страховщики. Самый распространённый ее вариант — 50 на 50, но возможна даже оплата раз в квартал.
При том, что рассрочка удобна для страхователей, стоит учесть, что цена страховки, если автовладелец не готов оплатить всю сумму сразу, становится немного выше.
Получение выплат
Полис каско гарантирует возмещение ущерба в случае повреждения или хищения автомобиля в зависимости от выбранного варианта страховки. При наступлении страхового случая необходимо незамедлительно позвонить в компанию, у которой был приобретен полис.
Ваши действия при страховом случае каско будут немного различными в зависимости от характера происшествия. Но, в общем, их алгоритм выглядит следующим образом:
1. Звонок в страховую компанию для получения указаний по действию в конкретной ситуации.
2. Вызов представителей спецслужб (ГИБДД, пожарных, полиции) для фиксации ущерба.
3. Сбор документов, подтверждающих наступление страхового случая. Ими могут быть: копии протоколов, справки, показания свидетелей и т.д.
4. Если по полису каско не предусмотрен авариный комиссар, то в ряде случаев необходимо посетить группу разбора ГИБДД.
5. Представление документов страховщику. В зависимости обстоятельств дела набор документов различен:
Вместе с этим страховой компании понадобятся:
Если при оформлении полиса каско была выбрана услуга «аварийный комиссар», то у обладателя страховки отпадает необходимость заниматься сбором всех этих бумаг – помощь в этом окажет специалист из страховой компании.
6. Если случай касается повреждения автомобиля, то будет произведена оценка ущерба. С подсчитанной суммой страховых выплат по каско обладатель полиса имеет право не согласиться и заказать независимую оценку, за которую должен заплатить за счёт собственных средств. С результатом этой экспертизы страховщик должен согласиться.
7. Когда все формальности устранены, происходит страховая выплата. Срок выплат по каско прописан в договоре страхования. Если речь идёт о повреждении автомобиля, то выплата происходит в среднем через 7-20 дней с момента подачи всех документов. Если произошло хищение автомобиля – этот период равен 2-3 месяцам с момента возбуждения уголовного дела.
Если страховщик затягивает выплату или отказал в ней, то на компанию можно пожаловаться в Федеральную службу страхового надзора, Межрегиональный союз защиты прав страхователей и другие организации.
Напомним, что кроме получения выплат по каско существует ещё несколько форм страхового возмещения ущерба:
Агрегатная и неагрегатная страховая сумма
Каждая страховая компания устанавливает лимиты (максимальные размеры) выплат по страховым случаям. Размер страховой суммы может быть агрегатным и неагрегатным.
Под агрегатной страховой суммой понимается максимальный размер выплат за весь срок страхования. Это означает, что если автомобиль застрахован на 500 тыс. руб., то при одном или нескольких страховых случаях страховая компания заплатит максимум 500 тыс. руб. Например, если после аварии ремонт автомобиля обошёлся страховой компании в 300 тыс. руб., то страховая сумма на последующие случаи сократиться до 200 тыс. руб. При ущербе сверх этой суммы разницу будет компенсировать сам обладатель полиса каско. При желании страховую сумму можно восстановить за дополнительную плату.
Неагрегатная страховая сумма подразумевает конкретный размер страховки при каждом страховом случае. Например, машина застрахована на 500 тыс. руб. При аварии восстановление автомобиля обошлось в 300 тыс. руб. – на эту величину при последующих случаях страховка не уменьшается. Это означает, что при краже автомобиля страховщик снова может заплатить до 500 тыс. руб.
Обращаем внимание, что страховое покрытие по полисам каско, приобретаемым через Сравни.ру, является неагрегатным.
Агрегатное и неагрегатное КАСКО: что выбрать?
В самом начале любых правил страхования КАСКО автовладельца знакомят с понятиями агрегатная и неагрегатная страховая сумма. И в дальнейшем при оформлении полиса ему неизбежно придется выбирать, какое КАСКО предпочесть: Агрегатное (с Уменьшаемой страховой суммой) или НЕагрегатное (с НЕуменьшаемой).
Как агрегатная страховая сумма может привести к «нулевой» выплате?
Для начала напомним, что страховая сумма в КАСКО – это сумма, на которую клиент застраховал свой автомобиль. Выплату в этом размере он получит в случае угона или полной гибели ТС. При страховании на условии агрегатной страховой суммы, каждая произведенная выплата, будет уменьшать страховую сумму на размер выплаты. Поясним на примере:
Если и дальше продолжать цепочку для невезучего автомобиля или нерадивого водителя, очевидно, что рано или поздно страховая сумма «уйдет в ноль», и в конечном итоге договор КАСКО автоматически утратит силу.
Неагрегатное КАСКО – без ограничений в выплатах
При неагрегатном страховании количество, частота и тяжесть страховых случаев никак не влияют на заявленную в полисе страховую сумму (а значит, и на страховые выплаты). Безусловное преимущество выбора НЕагрегатного варианта можно продемонстрировать на следующем примере. Имеется КАСКО от угона и ущерба со страховой суммой 1 000 000 рублей. За время действия договора происходит два ДТП, каждое из которых наносит ущерб 150 000 рублей. После этого автомобиль еще и угоняют. Сколько получит за него обладатель неагрегатного КАСКО? Полную страховую сумму – 1 000 000 рублей, несмотря ни на какие предыдущие выплаты.
В то же время его товарищ, выбравший агрегатное страхование, уже не будет иметь возможность полностью компенсировать убытки от угона и получит лишь 1 000 000 – 150 000х2 = 700 000 рублей. Одним словом, общий объем выплат в течение срока страхования при неагрегатном КАСКО легко может превысить страховую сумму в договоре, а при агрегатном – выше нее никак «не прыгнешь».
Кому удобен агрегатный вариант?
Понятно, что при выборе неагрегатной схемы, более выгодной в плане урегулирования убытков, стоимость КАСКО окажется на 15-20% дороже. При этом очевидно, что более экономное агрегатное страхование хорошо подойдет уверенным и опытным водителям, которые не склонны попадать в аварии. В сочетании с высокой франшизой такой подход позволить иметь отличную недорогую защиту от угона. Небольшие убытки собственник компенсирует самостоятельно, а в случае настоящей беды (хищения, тотальной гибели авто), получит от СК полноценную выплату, которая покроет предстоящие расходы на новое ТС. Итак, если вы:
то смело выбирайте агрегатное КАСКО с франшизой и экономьте 30-60% стоимости полиса.
Агрегатную страховую сумму можно восстановить
В настоящее время большинство СК в своем базовом КАСКО изначально закладывают неагрегатную страховую сумму. И автовладельцам при расчете стоимости полиса на классическом калькуляторе КАСКО агрегатный вариант не предлагается. Только при оформлении страховки непосредственно в офисе можно заключить договор именно с этим условием, существенно сэкономив при этом на страховой премии. Если же, вопреки ожиданиям автовладельца, его автомобиль попадает в незапланированное происшествие, и после выплаты появляется желание перейти на «агрегат», всегда можно обратиться в компанию и заключить дополнительное соглашение на изменение условий КАСКО. После определенной доплаты страховая сумма на оставшийся срок будет считаться неагрегатной.