что такое академическая должность
Ученые степени и звания: какие бывают
и как присуждаются
В карьере преподавателя не последнее место занимает получение ученой степени и ученого звания. Чтобы понять, к чему стремиться, сначала необходимо разграничить эти понятия и четко понимать, что скрывается за каждым из них.
В новом материале ЛаЛаЛани расскажем, какие бывают ученые степени и звания, как они присуждаются, в чем отличие между понятиями. Статья будет полезна всем, кто хочет умело ориентироваться в иерархии академических титулов.
Ученая степень и ученое звание — в чем отличие
Ученая степень — это показатель уровня квалификации, который присуждается после окончания обучения на определенных программах и успешной защиты диссертационной работы: кандидатской или докторской диссертации.
Она неразрывно связана с исследовательской деятельностью, поэтому для присуждения ученой степени необходимо написать диссертацию и опубликовать несколько научных работ.
Ученые степени: кандидат наук и доктор наук
По результатам успешно защищенной научной работы —
диссертации — в России может быть присуждена степень кандидата наук (первая квалификационная степень) или степень доктора наук (вторая и высшая).
Что скрывается за каждой из этих ученых степеней?
Ученые звания: доцент и профессор
Основными учеными званиями в России являются звания доцента и профессора. Присуждение звания осуществляется на основе профессиональных достижений соискателя, его преподавательского стажа в образовательной организации. Дополнительно учитывается и количество опубликованных учебных и методических материалов и пособий.
Ранее звания доцента и профессора подразделялись на два типа: доцент/профессор по специальности и доцент/профессор по отдельной учебной кафедре (в последнем случае в звании использовалась формулировка «доцент/профессор кафедры»).
Ученые звания и должности
Наряду с учеными званиями доцента и профессора существуют и одноименные названия должностей. Однако если ученое звание присуждается без ограничения по времени, то занимаемая должность по времени ограничена.
Кроме того, сами процедуры присуждения звания и назначения на должность отличаются: в случае с должностью соискатель проходит конкурсный отбор (примерно 1 раз в 5 лет) либо принимается без конкурса в качестве совместителя, а решение о назначении на должность принимает ученый совет вуза.
Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника
Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.
Студент — учащийся вуза.
Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!
Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.
Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.
Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.
Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:
Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.
Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт
Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.
Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.
Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.
Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.
К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.
Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.
Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).
Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.
Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.
Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.
Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.
Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).
Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).
Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.
Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе
Круто быть профессором. Все тебя уважают, прислушиваются к твоему мнению. Но чтобы стать профессором, надо пройти несколько ступеней академической карьеры. Спросили молодого преподавателя, доцента и профессора, каково это — работать в вузе.
Основные ступени академической карьеры в России
Во всех российских вузах существует единая система должностей, от начальной к высшей:
Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе
Должность доцента и профессора не стоит путать со званиями, которые присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Должности подразумевают определенный набор обязанностей, а звания носят статусный характер.
О работе профессора в вузе рассказывает Мира Борисовна Бергельсон
О работе профессора в вузе рассказывает Мира Борисовна Бергельсон
Профессор Профессор Вышки, академический руководитель программы «Языковая политика», доктор филологических наук. Училась в МГУ им. М. В. Ломоносова, защитила докторскую диссертацию в Институте языкознания РАН. Всегда была нацелена на научную и исследовательскую работу.
— Мира Борисовна, с чего началась Ваша академическая карьера?
— Не сразу. Я хотела в аспирантуру, но попасть я туда не могла из-за того, что в Советском Союзе евреев старались не пускать в науку, а у меня еще конфликт был по политической линии. Так что претендовать я могла только на работу вне академии. Это потом уже, в новой России, все ограничения сняли. И тогда я сумела поступить в заочную аспирантуру в Институт языкознания, и то не сразу, и через три года защитила кандидатскую диссертацию. А после, уже совсем в новые времена, меня пригласили в МГУ на должность доцента.
— А как Вы получили должность профессора?
— Для этого нужно было защитить докторскую диссертацию, и я это сделала, но довольно поздно. Вуз я закончила в 1979 году, в 1985 защитила кандидатскую и только в 2006 — докторскую. И вот после этого уже можно было получить должность профессора и определенные полномочия, которые с ней появляются.
— О каких именно полномочиях Вы говорите?
— Первая — читать определенное количество часов студентам. Все-таки преподавательская деятельность в университете считается первичной, и учебная нагрузка достаточно большая. Но все равно меньше, чем у преподавателей, потому что они ведут семинары. А вот профессор обычно ограничивается лекциями. Кроме того, очень важная составляющая — руководство научно-исследовательскими работами студентов: курсовыми и дипломами. Еще я — член диссертационного совета в Вышке. Это значит, что я участвую в защитах кандидатских и докторских диссертаций.
Еще я руковожу собственным научным проектом, в котором работает много студентов. И обязательно надо публиковать свои исследования. Не скажу, что меня прямо уволят, если я буду меньше публиковаться, но точно спросят, в чем дело.
— Возникают ли у Вас какие-то трудности в работе?
— Мне давно уже надо сдать одну статью. Но это очень трудно: надо, чтобы был какой-то отрезок времени, чтобы прочесть текст, сосредоточиться на нем, на идее… Но времени почти нет. И вот от этого я немножко страдаю. Я вообще люблю проводить исследования, выяснять, как что-то устроено. Но после того, как ты понял, немного скучно это объяснять другим… Не хочу сказать, что это плохо, но для меня самое важное — это поиск, а не донесение идеи.
— Что для вас особенно ценно в работе профессором?
— Университетский профессор может оказать большое влияние на судьбы молодых людей, которые у него учатся.
Приятно понимать, что 10, 20, 30 людям я все же как-то помогла в выборе профессии.
— Как Вы думаете, что нужно, чтобы стать профессором?
— Чтобы работать в академической сфере, вам должно быть интересно одновременно и читать, поглощать информацию, перерабатывать ее в голове и иметь желание сделать что-то свое. Еще нужно быть готовым к тому, что придется преподавать. Всегда надо быть в форме, на гребне знаний, и соответствовать требованиям молодых коллег. Надо понимать, что это работа не по часам. С одной стороны, ты хозяин своего времени, не надо сидеть в офисе с 9 до 6. Но ты также можешь работать с 6 вечера и до полуночи. Так что я советую выбирать эту профессию людям амбициозным, любознательным и любящим не рутину, а динамику.
О работе доцента в вузе рассказывает Денис Юрьевич Зубалов
Преподаватель Вышки, доцент, PhD* по специальности «Лингвистика». Родился в России, вырос на Кипре. Учился в Университете Кипра и Университете Эссекса (Великобритания). Увлекся наукой во время собственного исследования.
— Денис Юрьевич, как Вы оказались в сфере высшего образования?
— Я решил идти на преподавателя английского, потому что мне очень нравился язык, и на Кипре очень хорошие условия для преподавателей в целом — государственная служба там ценится. Когда я поступал в вуз, то понятия не имел, что пойду в науку. Но где-то на третьем курсе у нас появилась «Социолингвистика». Мне это так понравилось, и я подумал: «Почему бы не сделать собственное исследование?». И пока делал, решил, что я буду заниматься наукой — то есть я понял, как это работает.
— Почему Вы решили переехать в Россию, если все высшее образование получили за границей?
— Я планировал продолжать работу в Европе или в Англии. Но на самом деле, не так легко найти работу, как только получаешь докторскую степень. Сейчас очень много людей пишет диссертации, а вакансий в университетах открывается не так много. И вузы обычно ищут специалистов, которые могли бы и активно публиковаться, и классно преподавать. А когда ты только заканчиваешь вуз, у тебя нет опыта. Но мне повезло в этом плане: в Вышке была открыта вакансия постдока* — специально для тех, кто только что защитил диссертацию. На тот момент Вышка уже зарекомендовала себя как один из лидирующих вузов, и это тоже сыграло свою роль при переезде. А после постдока меня уже взяли доцентом на постоянную работу.
*Постдок (постдокторантура) — западная практика. Тем, кто недавно закончил аспирантуру, может понадобиться дополнительная ступенька, чтобы адаптироваться к роли полноценного преподавателя, и постдок в этом помогает.
— Что представляет собой должность доцента в рамках университета?
— В первую очередь мы в вузе для науки, поэтому самое главное — проводить свои исследования и публиковать статьи, участвовать в конференциях. На втором месте идет преподавание: ты выбираешь предметы по своему направлению и учишь студентов.
И третья часть — это административная работа: например, я переводил и оформлял сайт Вышки. Какое-то время был академическим руководителем магистерской программы. И еще бюрократические дела: отчеты, ведомости.
Есть поговорка-шутка среди людей, которые работают в академической сфере. Приходит лето, и у всех экзамены заканчиваются. Один научный сотрудник говорит: «Вот, наконец-то лето, сейчас я отдохну». А другой ему в ответ: «Ну конечно, у тебя там куча статей недописанных». И мы действительно все лето пишем статьи, собираем данные, ездим в экспедиции.
— Что Вы можете посоветовать тем, кто планирует академическую карьеру?
— Если вы хотите посвятить свою жизнь научной карьере, берите тему для исследований, которая действительно вас волнует.
Еще нужна выдержка и целеустремленность. Нужно разрабатывать навыки коммуникации, потому что сегодня наука — это не только личные исследования, а лаборатории с разными командами, с разными университетами, с коллегами из-за рубежа. А в целом занятие наукой — это безумно увлекательный процесс: ты познаешь что-то новое и делишься этим с обществом.
О работе приглашённого преподавателя в вузе рассказывает Елизавета Крюкова
Приглашенный преподаватель Вышки. Работает с сентября 2021 года, изучает «Языковую политику» в магистратуре, репетитор. Решила стать преподавателем на 2 курсе.
— Елизавета, почему Вы решили преподавать именно в университете?
— Я очень давно это решила, на самом деле. Наверное, на курсе втором бакалавриата, когда я стала куратором первокурсников — помогала им адаптироваться в университете. И это так меня воодушевило! Этот обмен энергетикой, когда я понимаю, что я могу чему-то научить. Студенты действительно получают эти знания, они их применяют, и они за это благодарны. И еще мне нравилась межкультурная коммуникация, которую я изучала в бакалавриате той же Вышки, и я подумала, что классно было бы это совместить, то есть преподавать что-то связанное с межкультурной коммуникацией. В принципе, сейчас так и получается. У четверокурсников я веду часть этого предмета.
— Расскажите подробнее о Вашей должности — приглашенный преподаватель. Что это значит?
— Я работаю по часам и получаю зарплату по часам, и она приходит не раз в месяц, а раз в 2-3 месяца, в зависимости от длины семестра. Еще у меня немного меньше каких-то обязанностей: я не провожу консультации студентам на постоянной основе, не могу принимать пересдачи.
— Большая ли у Вас нагрузка в целом и как Вы с ней справляетесь? Ведь Вы все-таки еще учитесь.
— Пока у меня три предмета, со второго семестра начнется еще один. Обычно я преподаю в первой половине дня, а сама учусь вечером. Но иногда занятия идут почти впритык: я веду пары студентам, отдыхаю полчаса и иду на учебу.
— Что еще входит в Вашу работу в Вышке, кроме преподавания?
— Все зависит от предмета. Иногда программа хорошо прописана, даже подготовлены презентации, так что самой готовить материалы не нужно. А бывает, что мне самой надо многое составлять: подбирать литературу, изучать тему, с нуля составлять презентацию… И еще я отвечаю за выставление оценок и слежу за посещаемостью.
— Что Вы можете посоветовать молодым преподавателям?
— Во-первых, научиться тайм-менеджменту. Потому что если не научиться это делать в первые недели две, то дальше уже не получится — только если на каникулах. Во-вторых, быть готовым к тому, что обмен энергией со студентами на занятии необходим — то есть очень важно приходить к ним бодрым. И в-третьих, надо быть уверенным в своих знаниях.
Если вы ещё не определились со своей будущей профессией, вероятно, вам необходимо проконсультироваться с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.
Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя
Чтобы правильно оформить титульный лист учебной работы, нужно указать название вуза, предмет, ФИО и группу студента, а также не ошибиться в данных преподавателя. Обычно трудности возникают, когда нужно написать его учёную степень и звание, поэтому сегодня мы раскроем секреты иерархии в научном мире.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше лайфхаков, которые помогут учиться в колледже и вузе мы собрали в информационном телеграм-канале. А для тех, кто любит экономить, сделали специальную группу с акциями и скидками.
Учёная степень и звание: определения, разница
Узнаем, что означают эти понятия и чем одно отличается от другого.
Учёная степень
Учёная степень — квалификация, которая отражает уровень научно-исследовательской деятельности человека.
Решение о присуждении степени принимает диссертационный совет, соответственно, получить степень, можно только подготовив и защитив кандидатскую или докторскую диссертацию.
Учёное звание
Учёное звание — категория, которая отражает профессиональные достижения сотрудника в научно-педагогической работе.
Учёные звания присваивает Минобрнауки: соискатель направляет туда документы, которые подтверждают, что он соответствует квалификационным требованиям.
Научные звания и степени по возрастанию
Теперь расскажем об иерархии учёных степеней и званий.
Учёные степени в порядке возрастания в России
В РФ присуждают две учёные степени:
Степени дополняются названием сферы деятельности, к которой относится научная работа соискателей: например, кандидат физико-математических наук, доктор исторических наук и пр. В полное название также входит номер и название специальности в рамках отрасли: например, доктор технических наук по специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах».
Учёные звания в порядке возрастания
Учёных званий в России тоже существует 2:
Наличие степени кандидата наук не делает её обладателя автоматически доцентом (также, как и докторской — профессором).
Чтобы получить учёное звание, нужно иметь не только степень, но и определённый стаж преподавательской деятельности, статьи в научных изданиях и пр.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Получение степени — важный момент в жизни учёного
Вопросы об учёной степени и звании
Ответим на самые популярные вопросы об этих категориях.
Научная степень или учёная степень?
Согласно нормативным документам, правильным считается вариант «учёная степень». Формулировку «научная степень» иногда употребляют в разговорной речи.
Бакалавр — это учёная степень или нет?
Бакалавр является не учёной степенью, а уровнем высшего образования.
Интересно, что в других странах, где действует Болонская система, бакалавр считается учёной степенью.
Магистр — это учёная степень?
Магистр также считается образовательным уровнем, а не учёной степенью.
Но после магистратуры можно поступить в аспирантуру или оформить соискательство, подготовить кандидатскую и получить степень кандидата наук.
Доцент — это должность или учёная степень?
Доцент — учёное звание, а не степень. Этим же словом называется одна из должностей преподавательского состава в вузах.
Для присвоения звания доцента нужно иметь от 5 лет стажа научно-педагогической работы, кандидатскую степень и минимум 20 профильных публикаций.
При этом, чтобы занимать должность доцента, необязательно получать такое учёное звание: достаточно иметь степень кандидата наук.
Профессор — это должность или учёная степень?
Также, как и в случае с доцентом, профессор — учёное звание или должность преподавателя. Такую должность могут занимать педагоги со степенью кандидата или доктора наук.
Звание профессора обычно присваивают докторам наук, но если у кандидата есть необходимый научно-педагогический стаж (от 10 лет) и определённое количество публикаций (зависит от специальности), он также может его получить.
Учёная степень | Учёное звание |
Кандидат наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Доцент (степень кандидата наук, от 5 лет стажа, 20 публикаций) |
Доктор наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Профессор (степень кандидата или доктора наук, от 10 лет стажа, кол-во статей зависит от специальности) |
Академик — это учёная степень или звание?
Понятие «академик», по сути, ближе к званию, чем к степени, но формально считается скорее титулом. Академиком может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль является значительным для её дальнейшего развития.
В России 4 государственных академии:
В каждой из них академики избираются пожизненно.
Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021
На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:
Кроме того, сокращается специальность, по которой присвоена степень. Например: канд. биол. наук (кандидат биологических наук), д-р мед. наук (доктор медицинских наук). С полным перечнем сокращений научных степеней и званий можно ознакомиться по ссылке.
Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.
А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.