что такое академическая квалификация
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
Информация об изменениях:
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
Информация об изменениях:
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ГАРАНТ:
См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Академические степени
Магистратура — вторая ступень высшего образования после бакалавриата. Это трата времени впустую или путевка в жизнь? Давайте разбираться.
Академическая степень — academic degree — это квалификация, присваиваемая студентам по окончании одной из ступеней высшего образования в университете или колледже. Наиболее распространенные виды степеней в России и за рубежом — бакалавр (Bachelor’s degree), магистр (Master’s degree), кандидат наук / доктор (Doctoral degree / PhD). Однако наряду с ними существует ряд названий, которые также именуются степенями (или квалификациями) и отражают особенности той или иной страны.
Помощь в поступлении за границу с UniPage
Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.
Болонская система
Другие программы
Foundation Program | 6-18 мес. |
---|---|
Associate’s degree | 2 года |
Foundation degree (Британия) | 2 года |
Professional degree | 5-6 лет |
Специалитет (Россия) | 5 лет |
Болонская система степеней — Bologna Process
Большую роль в формировании академических степеней сыграл Болонский процесс, начатый в 1999 году. Его целью стало сближение образовательных систем в странах Европы и создание единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) — European Higher Education Area (EHEA). В рамках Болонского процесса предполагалось введение в странах-участницах трехступенчатой системы квалификаций и единой Европейской системы перевода и накопления кредитов ECTS:
Цикл | Кол-во ECTS | Срок обучения | Степень |
---|---|---|---|
First cycle | 180-240 | 3-4 года | Bachelor’s degree |
Second cycle | 60-120 | 1-2 года | Master’s degree |
Third cycle | 120-420 | 3+ года | Doctoral degree |
На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 48 стран, в том числе Россия. Несмотря на довольно устойчивую систему, названия степеней внутри циклов могут отличаться. Так, бакалавр во Франции — это лиценциат (Licence). В некоторых странах также продолжают присваивать специфичные квалификации, из-за чего возникают сложности с соотнесением уровней образования. Например, Associate’s degree в США, Foundation degree в Британии, дипломированный специалист в России и т. д.
Стоит также отметить, что большинство государств, которые формально не являются частью процесса, фактически используют те же степени (например, США, Канада, Южная Корея, Новая Зеландия и др.). Они могут иметь свои вариации дополнительных квалификаций, кредитов и сроков обучения, но почти никогда не отходят от трехуровневой системы.
Участники Болонского процесса
Подготовительные программы — Foundation / Pathway
Подготовительные программы — Foundation Programs (иногда — Pathway Programs / Preparatory Courses) организуются при университетах Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Японии и многих других стран. Окончание Foundation не подразумевает получение степени, но помогает достичь необходимого уровня для поступления на первую ступень высшего образования.
В зависимости от университета Foundation Program длится от 6 месяцев до 1,5 лет. По окончании обучения выдается сертификат, который принимается данным учебным заведением, а также вузами-партнерами. Иногда абитуриенты, успешно завершившие подготовительную программу, автоматически зачисляются в университет или освобождаются от сдачи международных экзаменов. В любом случае, с сертификатом Foundation вероятность поступления в выбранный вуз составляет 80-100%.
Важно: Foundation / Pathway Program не следует путать с Foundation degree. Последняя представляет собой особую степень, которая существует исключительно в британских вузах.
Степень ассоциата — Associate’s degree
Степень Ассоциата — Associate’s degree — вручается в США, а также в некоторых учебных заведениях Гонконга, Южной Кореи, Австралии, Канады и Нидерландов после двух лет обучения в колледже или вузе. В основном степень ассоциата получают в муниципальных колледжах США (two-year / community colleges), где стоимость обучения намного ниже, чем в университетах. Программы с вручением Associate’s degree распространены в области искусства, прикладных наук, бизнеса, медицинских услуги, инженерии, естественных наук.
Степень ассоциата позволяет:
По итогам обучения выпускникам присваивается степень ассоциата, которая принимается вузами США и нескольких других стран, если студент решает продолжить обучение. Кроме того, данной степени достаточно для того, чтобы найти работу в некоторых сферах (младший персонал).
Примеры эквивалентов:
Исключительно британская кроме Шотландии квалификация, в чем-то схожая с Associate’s degree. Эквивалентна двум годам обучения на бакалавриате, при этом объединяет академическое и профессиональное образование. Согласно Болонскому процессу, Foundation degree принадлежит группе программ short cycle, которые являются частью первого цикла или коррелируют с ним. Часто реализуются на таких направлениях, как педагогика, медицина, социальная работа, сестринское дело, спорт, туризм, транспорт, бизнес, менеджмент, сельское хозяйство, театральное искусство, дизайн.
Бакалавриат — Bachelor’s degree
Степень бакалавра — Bachelor’s degree — академическая степень, которая присваивается студенту по завершении основной программы высшего профессионального образования. Для поступления на бакалавриат требуется аттестат/сертификат о среднем образовании, признанный эквивалентом местному. Получив диплом степень, выпускник может трудоустроиться по специальности или продолжить образование на более высокой ступени.
В некоторых странах Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада степени бакалавра подразделяются на обычные (ordinary) и «с отличием» (with honours). Последние могут отличаться количеством кредитов или же в редких случаях позволяют поступить на PhD без степени магистра.
Чтобы получить Bachelor’s degree, необходимо проучиться в вузе от 3 до 6 лет в зависимости от выбранной специальности, страны и учебного заведения. Как правило, большинство программ занимают 3-4 года. Бакалавриат сроком 5-6 лет предусмотрен для студентов медицины, архитектуры, иногда юриспруденции.
Магистратура — Master’s degree
Обучение в магистратуре длится 1-2 года в зависимости от страны. В Великобритании, например, эта ступень занимает один год обучения, а в США — два года. По окончании магистратуры выпускник получает диплом магистра.
Докторантура — Doctoral degree — PhD
Степень доктора — Doctorate / Doctoral degree — ученая степень послевузовского образования, которая присваивается экспертам в той или иной области, успешно окончившим докторантуру. В том или ином виде существует во всех странах мира. Как правило, сюда поступают выпускники магистратуры, в редких случаях допускаются обладатели так называемой степени бакалавра с отличием (Bachelor’s degree with Honours), которая существует в Британии, Австралии, Новой Зеландии. Наиболее распространенное название — PHD / DPhil / Doctor of Philosophy (доктор философии) — закрепилось исторически, но, в настоящее время практического отношения к философии не имеет и присуждается во всех научных областях.
В большинстве стран мира докторантура длится от 3 до 6 лет и является высшей ученой степенью (в отличие от России). Обладатели степени PhD могут проводить свои исследования на начальных академических позициях постдокторантуры (Postdoc или Research Associate / Scientist / Fellow).
Профессиональные степени — Professional degrees
Профессиональные степени — Professional degrees — довольно специфическое зарубежное понятие. Официально они закреплены, в первую очередь, в США и Великобритании, но также встречаются в Австралии, Канаде и других странах Британского Содружества. При этом суть термина сильно разнится.
Например, в США под этим понимают преимущественно докторскую степень, которая присуждается при наличии достаточных знаний для получения лицензии на профессиональную практику (как правило, 6 лет высшего образования). Professional degree здесь противопоставляется обычной Doctoral degree, цель которой проведение исследования и защита диссертации.
В Великобритании профессиональные степени также подлежат аккредитации уполномоченных учреждений. Фактически professional degrees здесь могут иметь названия бакалавра, магистра или доктора, но в большинстве случаев представляют собой слияние бакалавриата и магистратуры (5-6 лет) при сохранении исторического названия Bachelor’s degree или более нового Integrated Master’s degree. Частым требованием является наличие практического опыта работы по специальности. Профессиональная докторантура в Британии приравнивается исследовательской (PhD) — также включает часы преподавания и защиту диссертации. В редких случаях Professional degrees предназначены для стажеров/членов какой-либо организации или коллегии.
Общими для всех стран остаются основные сферы распространения профессиональных степеней — медицина, юриспруденция, инженерное дело, финансы и управление и др.
Разновидности:
Система степеней в России
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. С тех пор страна фактически перешла на трехступенчатую структуру (бакалавриат, магистратура, аспирантура), но при этом сохранила свои особенности.
Специалитет в России
Специалист / дипломированный специалист — квалификация (степень), присуждаемая студентам после пяти лет обучения по итогам защиты дипломной работы. Специалитет не вписывается в Болонскую систему, но его условно можно поместить на границе между бакалавриатом и магистратурой. Ранее этот уровень образования существовал в СССР, затем в странах СНГ, но на сегодняшний день частично сохранился лишь в России, Беларуси и Таджикистане. Реализуется на таких специальностях как инженер, учитель, врач, фармацевт, иногда юрист и экономист.
Аспирантура и докторантура в России vs за рубежом
Российская система также выделяется на фоне остальных наличием особых ученых степеней. Будущие кандидаты наук оканчивают аспирантуру и защищают кандидатскую диссертацию, после чего могут приступить к написанию докторской диссертации (или монографии) и получить степень доктора наук.
Этап обучения в России | Степень в России | Эквивалент за рубежом |
---|---|---|
Аспирантура | Кандидат наук | Doctoral degree / PhD |
Докторантура | Доктор наук | Professor |
В России же принята двухступенчатая система ученых степеней. Звание доктора наук здесь ценится выше, чем доктора философии (PhD). Одним из немногих аналогов может служить титул хабилитированного доктора в некоторых странах Европы (Германия, Австрия, Чехия), который позволяет занимать должность профессора, хотя и не является при этом ученой степенью. Звание присуждается в результате процедуры хабилитации, т.е. оценки исследовательской и публикационной активности кандидата.
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.
Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.
Чем отличаются бакалавриат и специалитет
Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.
📖 История понятий
Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.
Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.
Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет
⏳ Срок обучения
Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме
В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.
Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год
📚 Содержание учебных программ
Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц
Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.
Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее
👈 Количество направлений
Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности
Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.
Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.
При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте
🚪 Процесс поступления
Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.
Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.
Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне
💵 Стоимость обучения
Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.
Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.
На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей
📜 Диплом
И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.
Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки
🧑🎓 Продолжение обучения
Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.
Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим
🎯 Целевое обучение
И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.
Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства
👔 Требования работодателей
С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.
ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.
Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.
Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио
🌎 Признание за границей
Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.
Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра
🎓 Как быть взрослым
Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:
Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?
Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.
Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.
Иван, >> Потому что в спину дышит армия
Расписание болезней в помощь
Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.
Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?
Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.
Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.
По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.
Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.
Алексей, глупость написали.
Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация «телекоммуникационные системы и сети») и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?
Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.
ziltoid, а на кого учились, если не секрет?
Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли
В Голландии тоже есть свой «специалитет» и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный «специалитет» для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И «сравнивать», как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.
Тут, видимо, какая-то ошибка:
«Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим».
Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.
Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?
Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))
Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))
Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность «компьютерная безопасность», срок обучения 5,5 лет.
В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).
Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.
Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.
При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка «сгорает»).