Академическая мобильность для преподавателей: 6 актуальных международных программ обмена
В рамках реализации Болонского процесса в Европе продолжает формироваться общее образовательное пространство, в котором немаловажную роль играют и российские вузы. Одним из важных элементов, способствующих внедрению российских вузов в международное пространство, является академическая мобильность.
В этой статье рассказываем, что такое академическая мобильность, какова актуальность развития на сегодняшний день, а также какие актуальные программы существуют для ее реализации.
Значение и актуальность
Академическая мобильность — это временное перемещение учащихся и преподавателей в образовательное учреждение другой страны. Также существует внутренняя академическая мобильность, в рамках которой преподаватель или студент перемещается в другой вуз внутри своей страны.
Академическая мобильность, в первую очередь, способствует развитию таких глобальных задач, как:
Проблемы развития
Пребывание в международном научно-образовательном пространстве требует определенного опыта и, соответственно, не лишено ряда проблем, с которыми, к сожалению, нередко сталкиваются российские высшие школы:
Российский Совет академической мобильности (РОСАМ), 1997 г. Совет является добровольным объединением вузов и других российских организаций высшего образования. Главным образом, совет содействует в развитии и повышении эффективности международных связей.
Ассоциация проректоров по международным связям вузов г. Москвы и Московской области, 1998 г. Оказывает помощь вузам региона в получении информации по международным образовательным программам и международным проектам.
Санкт-Петербургская Ассоциация проректоров по международным связям, 1994 г. Объединяет проректоров, ответственных за международные отношения в петербургских вузах, и оказывает помощь учебным учреждениям в решении различных проблем в области международных отношений.
Одной из основных характеристик Болонского процесса является академическая мобильность, развитие которой одна из приоритетных задач проходящей в Российской Федерации образовательной реформы. От ее успешного выполнения в значительной мере зависит решение другой задачи стратегического масштаба – создание основ инновационной экономики в России.
Под академической мобильностью понимается обычно возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой.
Академическая мобильность, во-первых, осуществляется по траекториям между учебными заведениями одного и того же государства или различных государств, то профессиональная мобильность предполагает трудоустройство на неакадемических рынках труда как в пределах одного государства, так и на международном уровне.
Во-вторых, академическую мобильность следует отличать от зарубежных стажировок, в ходе которых студенты и исследователи направляются в зарубежные университеты, как правило, на непродолжительный срок. В рамках академической мобильности обучение длится один или несколько семестров. Еще одно отличие состоит в том, что программа стажировок предполагает обычно изучение одного или нескольких курсов, изучение языка государства пребывания. Программа же академической мобильности предполагает освоение студентом в полном объеме учебного плана семестра или учебного года, который ему будет засчитан по возвращении в «базовый университет» – университет, в который студент поступил первоначально.
В-третьих, следует исходить из того, что академическая мобильность – это всегда мобильность физическая. Виртуальная мобильность, дистантное трансграничное обучение не могут полностью заменить физическую мобильность, предполагающую проживание студента за рубежом и обучение в иностранном университете.
В-четвертых, академическую мобильность, являющуюся существенной характеристикой Болонского процесса и предполагающую осуществление трансграничного образования, следует отличать от так называемой географической (внутренней) мобильности, под которой понимается возможность для студента продолжить обучение в университете, расположенном в другом регионе того же государства.
Различают понятия «вертикальная» и «горизонтальная» мобильность. Доступ к более высоким уровням высшего образования составляет содержание понятия «вертикальная мобильность». «Горизонтальная мобильность» – это переход с одной образовательной программы на другую в пределах одного и того же вуза или в границах одного и того же государства.
Участниками академической мобильности являются не только бакалавры, магистры и аспиранты, но и преподаватели, исследователи, администраторы и иные сотрудники высших учебных заведений.
Академическая мобильность может быть внешней (международной) и внутренней (национальной). Под внешней академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов российского вуза в зарубежных вузах, а также работа преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Внутренняя академическая мобильность представляет собой обучение студентов и аспирантов, а также работа преподавателей и сотрудников данного российского вуза в иных ведущих российских вузах и научных центрах.
Цели, основания, порядок, условия, источники финансирования, правила определения трудоемкости учебной работы студентов в кредитах и порядок зачета результатов академической мобильности студентов регламентируется Положением об академической мобильности студентов НИУ ВШЭ.
Академическая мобильность — получение студентами НИУ ВШЭ образовательных услуг вне факультета и кампуса, в котором они обучаются, при условии зачета полученных кредитов и результатов обучения.
Виды академической мобильности:
Вид академической мобильности
Место и технология получения образовательных услуг
Определение трудоемкости учебной работы в кредитах для студентов — участников академической мобильности 1
образовательные услуги студент получает в НИУ ВШЭ с выездом в другой кампус и обучением по очной форме обучения
засчитывается количество кредитов, указанное в утвержденном рабочем учебном плане (далее — РУП), дисциплину которого студент выбрал для изучения
образовательные услуги студент получает в другой образовательной организации РФ по любой форме обучения
засчитывается количество кредитов, указанное в сертификате (для дистанционной мобильности засчитывается минимум 1 кредит)
образовательные услуги студент получает в зарубежной образовательной организации по очной форме обучения
Дистанционная академическая мобильность
образовательные услуги студент получает на платформах онлайн-образования и/или в другой образовательной организации высшего образования в дистанционной форме без выезда к месту обучения
Вид академической мобильности
В зависимости от продолжительности обучения:
Краткосрочная
Долгосрочная
обучение студента вне базовой ОП сроком более трех месяцев
Обязательным условием долгосрочной академической мобильности, в том числе организуемой по собственной инициативе студента, является оформление индивидуального учебного плана (далее — ИУП), включающего дисциплины, подлежащие изучению вне базовой ОП.
Общие положения для академических мобильностей:
1 При оценке трудоемкости учебной работы студента по изучению дисциплины в рамках академической мобильности используется европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS — The European Credit Transfer System)
2 Совещаниях, конференциях, съездах, школах, слетах, конгрессах и т.п.
Академическая мобильность учащихся – перемещение обучающегося на установленный период времени в другую образовательную, научную и иную организацию, расположенную на территории РФ или за рубежом для обучения или осуществления научной деятельности с последующим возвращением в направившую его организацию.
Академическая мобильность может осуществляться как на территории России, так и за рубежом, может быть как организованной, так и независимой.
Куда можно отправиться по программам академической мобильности?
У студентов СЗИУ есть возможность выбрать обменные программы из 16 стран мира! Как правило, продолжительность программы мобильности составляет 1 семестр (подробнее в разделе «предметы для изучения» ниже)
Ниже переставлена информация о наших основных программах мобильности, о порядке участия и необходимых документах.
Обратите внимание на значок Erasmus+, First в описании программ – эти логотипы означают, что на данной программе мобильности возможно получение стипендии. Количество вузов, принимающих участие в стипендиальной программе, каждый год меняется (подробнее в разделе «финансовые условия» ниже).
БОЛГАРИЯ
Бургасский свободный университет
ВЕНГРИЯ
Национальный университет государственного управления
ГЕРМАНИЯ
Берлинская высшая школа экономики и права
Мюнхенский университет Людвига и Максимилиана
Университет Клеве, Рейн — Вестфалия
ГРЕЦИЯ
ИНДОНЕЗИЯ
ИСПАНИЯ
Автономный университет Барселоны
КАЗАХСТАН
Евразийский национальный институт им. Л.Н. Гумилева
КИТАЙ
Гуандунский университет иностранных языков и внешней торговли
Харбинский университет коммерции
Шаньдунский университет экономики и финансов
Университет международного бизнеса и экономики
Шанхайский таможенный колледж
Пекинский административный институт
Шанхайский административный институт
Гуандунский административный институт
ЛИТВА
Университет Миколаса Ромериса
МАЛАЙЗИЯ
Технологический университет МАРА
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
СЕРБИЯ
ТАИЛАНД
Национальный институт развития управления
ТУРЦИЯ
Университет экономики технологии TOBB
УЗБЕКИСТАН
Самаркандский институт иностранных языков
ФРАНЦИЯ
Университет Париж 12 Валь-де-Марн
Институт политических наук города Бордо
Французская бизнес-школа NEOMA
Университет Ницца София Антиполис
ФИНЛЯНДИЯ
Университет прикладных наук города Турку
Университет прикладных наук города Тампере
ЧЕХИЯ
Университет Томаша Бата
ЯПОНИЯ
Киотский университет иностранных исследований
Как попасть на программу мобильности?
ФГМУ – Тирабян Карине Камоевна
ФЭФ – Тереладзе Давид Ираклиевич
ЮФ – Палий Кристина Романовна
ФМОПИ – Матвеев Илья Александрович
ФСТ – Киселев Владимир Николаевич
ФТАБ – Великоборец Денис Александрович
ФСПО – Чанишвили Валерий Гурамович
2. Пройти языковое тестирование СЗИУ
Если уже имеется международный языковой сертификат не ниже уровня B2, проходить тестирование необязательно.
Тестирование проводится 2 раза в год – в сентябре/октябре и в марте (если не проходили осенью).
3. Если Вы отобраны к участию в программе мобильности, необходимо пройти процедуру регистрации в принимающем иностранном вузе-партнере и собрать необходимые документы для программы обмена (включая документы на учебную визу в иностранном государстве).
Примерный перечень необходимых документов (зависит от требований конкретного вуза):
Предметы для изучения
Выбирая учебные предметы для изучения в зарубежном вузе, необходимо предварительно проконсультироваться на своем факультете и получить перечень предметов по своему направлению подготовки, которые будут изучаться в том семестре, на который планируется мобильность. Лучше всего выбирать предметы наиболее близкие к предметам СЗИУ, чтобы их можно было перезачесть и не сдавать в рамках сессии после возвращения. Если совпадающих (или близких) предметов в данном семестре нет, стоит выбрать несколько наиболее интересных дисциплин (чтобы во время выездного семестра оставалось время готовиться к сессии в СЗИУ).
Финансовые условия
После мобильности
По окончании программы мобильности студент получает справку с указанием пройденных в зарубежном вузе предметов и полученных за них оценок (транскрипт).
Вышка славится и гордится интернациональным характером обучения студентов и своей межкультурной средой. В корпусах часто можно видеть лица студентов из разных стран, почти каждый день происходит событие, проводится лекция, связанная с международным визитом, конференцией. Все это делается потому, что наука и высшее образование – интернациональны и открыты по своей природе, и для здорового и конкурентного развития необходим международный академический обмен.
Чтобы Вы были в курсе, если Вы уже интересуетесь, как поучаствовать в этом процессе, предлагаем Вам следующий гид.
Что такое международная академическая мобильность студентов?
Это очное обучение студента вне основного факультета в зарубежном вузе с выездом к месту обучения, а также участие в непродолжительных семинарах, летних/зимних школах, оценка участия в которых выражена в кредитах и представлена в сертификате. В рамках международной академической мобильности студентам, отправляющимся на учебу за рубеж, могут быть зачтены без пересдачи результаты их обучения в зарубежных вузах.
Участие студентов НИУ ВШЭ в программах академической мобильности регулируется Положением об академической мобильности студентов НИУ ВШЭ (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ, если Вы собираетесь участвовать в программе).
Программы долгосрочной академической мобильности, организованные централизованно Вышкой в рамках межвузовских соглашений, можно найти на сайте международных академических программ НИУ ВШЭ. Следите за новостями, 2 раза в год объявляется период подачи заявлений для участия в данных программах.
Со списком документов, необходимых для подачи заявки, вы можете ознакомиться на сайте.
Также можно самостоятельно организовать краткосрочное обучение за рубежом, например, подав заявку на участие в летней тематической школе зарубежного университета: Перечень летних/зимних школ вузов-партнеров НИУ ВШЭ.
В Вышке есть такая же летняя школа для иностранцев: Летний университет НИУ ВШЭ.
Это поможет подготовиться к более серьезным академическим программам, даст незабываемый опыт межкультурного общения с единомышленниками, и просто опыт делового (не туристического) пребывания за рубежом.
Составлять заявку на участие в такой школе и отправлять ее в принимающий вуз Вам нужно будет самостоятельно, а оформить внутренние документы НИУ ВШЭ по приезде Вам поможет менеджер Вашей образовательной программы.
Нужно отметить, что самыми «удобными» периодами для академической мобильности являются 2 курс (когда Вы уже адаптировались к учебному процессу) и 3 курс (когда еще достаточно времени до диплома) бакалавриата. В магистратуре мы советуем рассматривать 2-е полугодие 1-го курса и 1-ое полугодие 2-го курса (менее желательно, есть риск не вовремя выйти на ГИА).
Какие документы Вам нужно иметь наготове уже с первого курса университета, чтобы в случае объявленного конкурса/старта приема заявок/предложенного участия в конкурсе на международный грант быстро и легко собрать весь пакет?
1. Сертификат, подтверждающий Ваш уровень знания иностранного языка. Да, чаще всего требуется именно международный сертификат (английский: IELTS, TOEFL, Кембриджский сертификат и т.п.). Для получения такого сертификата нужно сдать экзамен в специальном сертифицированном центре, срок действия сертификатов различен.
А Вы знаете, что в Вышке существует авторизованный центр по приему Кембриджских международных экзаменов по английскому языку KET, PET, FCE, CAE, CPE, BEC, TKT и ILEC?
2. CV, или Curriculum Vitae, или резюме. Этот документ на английском и русском языке просто необходимо составить один раз и дополнять и модифицировать его по ходу времени. Это сэкономит Вам подавляющую долю нервов и сил.
3. Список публикаций на английском и русском языке тоже стоит завести при получении первой же публикации и не забывать его пополнять. Сюда же можно добавлять данные о полученных наградах, сертификатах, призах, причем, не только учебных и научных. Достижения в спорте и общественной деятельности во многих грантах, стипендиях и программах играют далеко не последнюю роль.
4. Краткое описание на английском и русском языках своих учебных, исследовательских и профессиональных проектов. Если нет ничего серьезного, сюда стоит отнести описание курсовых работ, которые Вы выполняли, а также профессиональные навыки, приобретенные во время практики или подработки. Подумайте, что из этого могло бы представить Вас как специалиста, в выгодном свете.
5. Вам нужно уметь заказать транскрипт с оценками на английском языке. Это можно сделать на сайте Учебного офиса (заказать справку).
6. И вообще, знаете ли Вы, где посмотреть список всех учебных дисциплин, которые были пройдены и которые еще только предстоят Вам в течение всего периода обучения? Вам нужен рабочий (на 1 год) или базовый (на весь период) учебный план. Они есть на сайте Вашей образовательной программы в разделе «Документы образовательной программы» на правой панели.
С кем на программе согласовывать проекты ИУПов на мобильность?
Список дисциплин в ИУП на международную академическую мобильность должен быть согласован с академическим руководителем и менеджером ОП. После того, как Вы нашли подходящую программу мобильности, необходимо составить проект специального ИУП на международную академическую мобильность (один проект ИУП составляется для каждой интересной Вам программы/ для каждого зарубежного ВУЗа) и выслать его на согласование по email для получения предварительной оценки выполнения плана, комментариев и, в последствии, подписания.
Что еще нужно иметь в виду?
Академическая мобильность не всегда подразумевает выезд за рубеж, есть и так называемая интернационализация «at home»: Вы можете получить огромный опыт, общаясь с приезжающими иностранными студентами, преподавателями, участвуя в семинарах и конференциях с международными участниками. Можно стать Buddy (взять под свою опеку иностранного студента). Главное – быть активным. Ведь именно так завязываются настолько необходимые в глобальном мире деловые, научные и просто дружеские контакты.
Опыт предыдущих участников программ академической мобильности. Тут Вы почерпнете информацию из первых уст. Кроме того, с ребятами, уже знающими процесс не понаслышке, можно встретиться и пообщаться вживую.
Для студентов, желающих участвовать в программе Work & Travel. Эта программа не считается программой международной академической мобильности.
И теперь важная информация для молодых людей, обучающихся на военной кафедре. Как Вам сообщалось на первом же собрании при поступлении, это обучение представляет собой непрерывный процесс, во время которого, к сожалению, невозможно участие в длительной программе академической мобильности. Возможно участие в программах летом, во время каникул, во время прохождения практик. Если же Вы все же решили участвовать в длительной программе АМ, то придется завершить курс обучения на военной кафедре.