что такое акида у мусульман
Акыда — вероубеждение в Исламе
Современный мусульманин буквально тонет в потоках информационного хаоса, которые окружают его в интернете. И в этом потоке неизбежно встречаются вещи, которые не совсем согласуются с Исламом. Но ведь не каждый наш брат или сестра смогут без проблем отличить истину ото лжи, не зная, где эта истина зарыта. Разобраться с этим помогает акыда.
Понимание акыды
Для начала определим для себя, что такое акыда в Исламе. В переводе с арабского слова عقيدة (убеждение), от глагола عَقَدَ, одно из значений которого – «заключать договор». То есть мы по праву можем сказать, что акыда – это своего рода заключение договора. Священного договора между Творцом(Аллахом) и творением(человеком).
Как мы с вами прекрасно знаем, у каждого договора есть свои условия. Без их соблюдения договор не может считаться действительным. В нашем случае у договора между Аллахом и человеком всего 6 условий, которые вы прекрасно знаете. Они прописаны в 4-ой суре Корана «Ан-Ниса»:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ
وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ ۚ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.»
То есть это вера в 1)Аллаха; 2)Ангелов; 3)Священные писания; 4)Пророков; 5)Судный день; 6) Предопределение. Соблюдающий эти условия договора считается верующим (мутада́йин), а кто отрицает или по каким-то причинам не хочет признавать их или одно их них, не может им считаться.
Есть ещё одно определение понятия акыды. В исламской религиозной литературе Акыдой традиционно принято называть особый жанр текста, в котором последовательно и, как правило, с разъяснениями перечислены основные положения мусульманского вероучения. Нечто сродни христианскому катехизису или символу веры, если эта аналогия облегчит читателю понимание.
Необходимость изучения вероубеждения
Итак, в чём сегодня заключается необходимость изучения акыды? В первую очередь, это наша обязанность, которая была поручена нам Посланником ﷺ. Он, будучи Печатью Пророков, восстановил истинное вероубеждение Посланников, которые были до него, и чьи слова были искажены. Но безусловной основой всех авраамических религий (иудаизма, христианства и Ислама) оставалось Единобожие, Таухид. Это и является базисом вероубеждения мусульман. Изучающий акыду способен ответить на многие вопросы, которые мучают пытливый ум: В чём смысл моей жизни? Есть ли у всего Создатель? Если есть, то какой Он?
Актуально это и для неофитов(то есть новообращённых), которых, бывает, заваливают вопросами вроде «почему ты стал мусульманином?», особенно в самый начальный этап своей новой жизни на пути Истины. Именно поэтому изучение хотя бы основ акыды важно для пришедших в Ислам.
Но не стоит делать поспешный вывод, будто актуальность изучения вероубеждения ограничивается неофитами или делающими свои первые шаги на пути познания Аллаха.
Поскольку эта область является целой наукой, несущей имя «Ильм уль-‘акаид» (Наука вероубеждения), то читатель может сделать вывод о том, что акыда – это ещё и прерогатива учёных. В наше время распространились разные секты и нововведения, поэтому наиболее важным и даже обязательным для исламских уляма (учёных) является защита вероучения ахлю сунна валь-джама’а (людей сунны и согласия), того, с чем пришёл к нам Посланник Аллаха ﷺ.
Акыда против атеизма
В ушедшем столетии обрело популярность явление, из-за которого изучение своей акыды стало жизненно необходимым. Явление это – атеизм, который на сегодняшний день заседает в головах даже у этнических мусульман. И вследствие слабых знаний о своей религии или из-за обыкновенного таклида (слепого следования), человек, к сожалению, становится атеистом. Таклид даёт свои ужасные плоды в виде ухода из религии и отворачивании от пути Аллаха. В голове у таких людей будто сидит шайтан, твердящий что религия – это всего лишь фанатичное мракобесие, которое должно было остаться в Средневековье.
Непонимание акыды и невежество бичом обрушилось на наш век, когда нужную информацию о вероубеждении Пророка, сподвижников и саляфов (праведных предшественников) можно найти где угодно. Мы живём в то время, когда по милости Всевышнего каждый из нас имеет доступ к десяткам исламских интернет-порталов и ресурсов, абсолютно на любом языке, для получения не только элементарного ‘ильма (знания), но и для углублённого изучения исламских наук, в том числе и акыды. Поэтому мы призываем каждого мусульманина изучить те основы, на которых строится весь Ислам. А это и есть акыда.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Акыда. Понимание таухида (Единобожия) в массах
Интересный пример нездоровой трансформации веры приводит известный египетский ученый Мухаммад аль-Газали[1]: «Английское правительство, находясь в противостоянии с коммунистической пропагандой Советского Союза, «обеспокоилось» верованием египтян. И успокоило его то, что три миллиона мусульман-египтян посетили в этом году могилу Ахмада аль-Бадави[2] в Танте». Это происходило, полагаю, в 70-х годах ХХ века. Советский Союз продвигал свою идеологию на Ближнем Востоке, пропагандируя атеизм, а Англия, у которой был огромный опыт управления подконтрольными многочисленными колониями, пошла путем более долгосрочным и перспективным: не стала отрицать местное верование, а просто задала ему новое направление, что в итоге помогло управлять массами и направлять их – дополнительный инструмент влияния и контроля. Всем известное «разделяй и властвуй». Но сейчас я намерен не столько сказать о важности единства мусульман (что крайне сложно для 1,5 миллиарда людей, относящихся к самым разным культурам, говорящих на сотнях языков и имеющих самые разные взгляды и мнения, что Исламом не возбраняется, а наоборот приветствуется[3]), сколько о понимании Единобожия, единственности Аллаха (Бога, Господа), в массах на данном живом примере. Зачем люди совершают паломничество, специально отправляясь к подобным местам? Например, давая торжественные обеты, обещания пред Всевышним, что если то или иное произойдет, то они непременно посетят могилу такого-то святого. В периоды продолжительных трудностей или узнав о тяжелом заболевании, они также отправляются к святым местам, совершают там заклание животных с именем Аллаха (Бога, Господа) и раздают это мясо малоимущим. Вроде как ничего греховного здесь нет, но! Отправляясь в могилам праведников, люди молят этих праведников заступиться за них пред Богом и помолиться за них Ему. Они молят тех, чей жизненный срок уже давно закончился, и те не слышат, не видят, а лишь пребывают в ожидании Конца Света и Судного Дня, как и все остальные, покоящиеся в земле. Часто можно услышать этому такое объяснение: «Мы грешны, часто оступаемся, а их души чисты, и уровни их пред Богом высоки!» Подобная трактовка и интерпретация, такого рода «обоснованная» трансформация религии и реализация веры в Бога губительны для человека: он искусственно создает между собою и Богом преграды и преднамеренно ставит кого-то посредником между собой и Им. Одной из очевидных и первостепенных истин, основ в Исламе является то, что человек обращается к Аллаху (Богу, Господу) напрямую и имеет на это абсолютное право, независимо от того, сколь он грешен и как низко пал. Уважение и почтение к ученым мужам прошлого и настоящего приветствуется в Исламе[4], но поклоняться следует лишь Аллаху (Богу, Господу) и просить о помощи и поддержки только у Него. Изо дня в день верующий, совершая очередную молитву-намаз, многократно проговаривает слова из первой главы Корана:
«Тебе [о Господи] поклоняемся и у Тебя просим помощи [поддержки, Божьего благословения в делах наших]» (Св. Коран, 1:5).
Передается, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще десятилетним ребенком], сидевшему позади него на мулице, со словами: «…если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров]»[5]. То есть даже у живых людей старайся не просить, а выстраивай с ними диалог и взаимовыгодные отношения. Что уж говорить о мертвых, которые давно покинули этот мир! В Коране сказано:
«Скажи [тем, кто нашел для себя иных богов и божеств]: «Призовите тех, кого вы обожествили помимо Него: ведь они не смогут решить ваши проблемы либо перенести их [на кого-то другого]?!» [Поймите же, наконец] те, кого вы [обожествляете и] просите [о помощи, защите и спасении], сами стремятся к Господу, ищут наиболее короткие пути к Нему, молят Его о милости и страшатся Его наказания. Ведь Его наказание, воистину, вселяет страх [не только в души простых грешников, но и заставляет содрогнуться ангелов и пророков, не говоря уже о праведниках (шейхах, устазах, авлия’), которые порой излишне возносимы и чуть ли не обожествляемы после их смерти некоторыми из вас]!» (Св. Коран, 17:56, 57);
«[Удивительно] помимо Аллаха (Бога, Господа) люди поклоняются тому, что не имеет власти ни на небесах, ни на земле даже для того, чтобы обеспечить их хоть малостью удела! [Идолы, иконы, «святые», «живые боги»; культы, секты, живые «спасители» и т. п. не имеют власти даже над малейшим на небесах и земле] и [причем никогда] не смогут [ее заиметь]!» (Св. Коран, 16:73).
В заключение отмечу, что в Исламе паломничество религиозного характера возможно лишь к трем святыням. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не отправляйтесь [с намерением посетить святые места], кроме как к трем мечетям: мечети аль-Харам [в Мекке], моей мечети [в Медине] и мечети аль-Акса [в Иерусалиме]»[6]. Также он подчеркнул: «Молитва[-намаз], [совершенная] в моей мечети [в Медине], лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем тысяча молитв[-намазов] в любой другой мечети. За исключением мечети аль-Харам [в Мекке][7]. Молитва[-намаз] в ней [в мечети аль-Харам, внутри которой находится Кааба] лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем сто [молитв] здесь [в моей мечети в Медине]»[8]. Безусловно, молиться Богу и обращаться к Нему можно в любой точке мира, на земле, под землей и даже на небесах, например, во время полета в самолете. И конечно же, посещать исторические памятники прошлого или настоящего – это в Исламе приветствуется[9]. Но просить нужно только у Аллаха (Бога, Господа) и молить лишь Его, Единого и Единственного, непостижимого, невообразимого и ни с чем не сравнимого. Рекомендуем прослушать по этому поводу две аудиопроповеди: «Посещение святых мест»
«Суфии, саляфиты и другие»
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Мухаммад аль-Газали аль-Сакка (1917—1996 гг.) — мусульманский духовный лидер и ученый, чьи труды «повлияли на поколения египтян». Автор 94 книг. Шейх Газали привлек внимание многих своими трудами, которые стремились интерпретировать Ислам и Коран в современном свете. Сделал вклад в возрождение Ислама в Египте.
[2] Ахмад ибн Али аль-Бадави — основатель суфийского тариката (религиозного братства), последователи которого по его имени именуются либо бадавитами, либо ахмадитами.
[3] «Разногласия моих сподвижников (последователей) [во второстепенных вопросах] — милость [Божья для людей]». Хадис от Ибн ‘Аббаса и других; св. х. аль-Байхакы, ат-Табарани, ад-Дайлями и др. См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 56–58, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 173; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 288 (указано, где упоминается, но нет степени достоверности); аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 10. С. 136, хадис № 28686 (достоверной цепочки передатчиков по нему не найдено, относительно иснада — недостоверен).
[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Преимущество ученого (‘алим) перед [просто] поклоняющимся (‘абид) подобно моему [как заключительному Божьему посланнику] преимуществу перед худшим из вас [то есть этот худший является верующим, но у него много грехов, причем самых разных]». Затем Пророк продолжил: «Поистине, того, кто обучает людей благому (хорошему, полезному) [имея, конечно же, соответствующее образование в данной области, необходимые навыки и опыт, на приобретение которых он потратил многие годы жизни, затратил много сил и энергии], Аллах (Бог, Господь) одаривает Своей милостью (благословением); ангелы, а также все живое на земле и небесах, даже муравей в своем муравейнике и кит [в море], молятся за него [прося Господа о прощении грехов этого человека]». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 193, хадис № 1388; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 758, хадис № 2690, «хасан сахих».
[5] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 715, хадис № 2521, «хасан сахих».
[6] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 498, хадис № 1619, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1189; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 547, хадис № 511–(1397); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 326, «хасан сахих».
[7] Эту часть хадиса см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1190; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 546, хадисы № 505–(1394) и 509–(1395); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 325, «хасан сахих».
[8] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 499, хадис № 1620, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16216 (16117), «сахих».
[9] В Коране сказано: «Разве не могли они попутешествовать [изучить историю прошлых веков и тысячелетий, а затем посетить сохранившиеся памятники, столицы государств и цивилизаций когда-то процветавших и сокрушавших любого врага], имея при этом разумеющие сердца и слышащие уши?!» (см. Св. Коран, 22:46); «Они разве не передвигаются по земле и не видят того, чем закончили [свой земной путь] те, которые были до них?! [Путешествуйте, изучайте историю по памятникам, оставленным давно ушедшими народами и культурами, извлекайте уроки для своей собственной жизни.] А ведь они были [не менее, а гораздо] более могущественны (сильны), работали на земле [пахали, сеяли], а также застраивали ее в больших масштабах, чем застраивает ее теперешнее поколение. К ним приходили их посланники с очевидными знамениями [чудесами от Бога]» (см. Св. Коран, 30:9). С подобным смыслом см. также следующие аяты Св. Корана: 12:109, 22:46, 40:82, 47:10, 30:9, 35:44, 40:21, 6:11, 27:69, 29:20, 30:42, 34:18, 3:137, 16:36.
Что такое акида
Акида – что это такое в исламе?
Акида — это убеждение или догмат в исламе, одна из основ мусульманского вероучения. Сие самая основа и непоколебимый стержень исламской религии, не подлежащий никаким изменениям. Именно акида позволяет истинному мусульманину сформировать верные представления о своей религии. Согласно исламской традиции такие убеждения напрямую влияют на жизнь на земле и в мире вечном.
Акида под собой подразумевает твердую уверенность в существовании Всевышнего, согласно Корану и Сунне. Темы акид строго ограничены священными книгами ислама, а конкретно Кораном и Сунной, со временем менялись лишь формы их изложения.
Также акида можно интерпретировать как “науку об исламском вероубеждении и его требованиях” или же наукой основ религии. Все остальные постановления ислама являются всего лишь ответвлениями акиды.
Краткая история
Необходимо отметить, что во время жизни пророка Мухаммеда такого понятия акиды как науки еще не существовало. В конце первого-начале второго века после Хиджры (переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, традиционно считается началом отсчета исламского календаря), или же в VII – VIII веках н.э. в христианском летоисчислении, в исламской среде уже начались разногласия по поводу толкования отдельных аспектов мусульманской религии.
Первоначально акида являлась родом исламской литературы, представлявшим собой краткие публицистические тексты, выражающие позицию правоверного мусульманина или богословской школы по какому-либо вопросу ислама.
В период наивысшего расцвета исламской философии в IX-XI вв. появляются наиболее обстоятельные труды по данной тематике. Так как ислам являлся (и является) официальной доктриной стран Ближнего Востока, философия здесь тесно переплеталась с теологией, также влияние оказала и античная философская традиция. В это же время происходит становление мазхабов — религиозно-правовых школ ислама. Теперь в акиды вводятся так называемые доксографические части — теософские представления о различных богословских школах и сектах.
В X веке стали выделять две категории — “акида” и “и’тикад”. Данные разряды исламской теологии представляются как осмысление и подтверждение основных духовных, этических и юридических сводов и правил ислама. Вопреки существованию больших и доскональных толкований, в мусульманской среде по-прежнему наибольшей популярностью пользовались традиционные краткие агиды для общественного освещения основ исламской веры. В XI веке она окончательно становится официальным провозглашением правоверия в государстве.
Структура акиды
В основе акиды лежит “шахада” — подтверждение существования единого Бога — Аллаха, а также теоретическое обоснование пророческой миссии Мухаммеда. Она всегда начинается со слов “мы уверены, что…” или “наша религия убеждена, что…”.
Согласно теории исламского ученого Ахмада Зарукка, жившего в XV веке, акида состоит из трех видов познаний, которые в свою очередь представляют особенную троичную систему:
Понятие “хабар” нужно охарактеризовать отдельно. Он делится на 3 части:
Всё это необходимо подтверждать и совершать какими-либо действиями в соответствии с ними в течение всей жизни. Согласно религии, каждый мусульманин обязан знать как минимум пятьдесят таких акид, и для каждой из них правоверный мусульманин должен знать подробные доказательства и доводы.
Создатели самых известных акид. (века приведены от Р.Х.)
Проверь свою акиду! Акида мусульманина.
Перед вами уникальный тест для проверки уровня знаний в акиде. Каждый человек может ответить на вопросы, которые будут приведены ниже, и проверить насколько хорошо он знает положения, связанные с вероубеждением (акида). Этот тест может стать толчком в изучении таухида для тех, кто получил низкий балл, и стать причиной более усердного изучения для тех, кто набрал высокий балл. Во всяком случае, прочитавший этот тест получит, с помощью Аллаха, полезную информацию в такой важной для мусульман науке, как наука единобожия (акида).
Ниже будет приведено двадцать пять вопросов по акиде, которые будут разделены на три категории: легкие, средние и сложные вопросы. Ответы на них будут приведены в самом конце теста. Предупреждаем, что во время теста на них смотреть не следует. Вы ведь проверяете свою акиду, а не чужую, так что будьте честны с собой.
Вы можете взять ручку или карандаш и записывать, отмечая плюсом или галочкой количество вопросов, на которые вы смогли дать ответ. Если по окончанию теста вы наберете от 20 до 25 баллов, то можно сказать, что акиду вы знаете отлично. Если вы наберете от 15 до 20 баллов, то результат будет хорошим. Если от 10 до 15, то уровень вашей подготовки — удовлетворительный, который можно сравнить со школьной «тройкой». Если вы набрали от 5 до 10 баллов, то это низкий уровень, сравнимый с «двойкой», а если количество вопросов, на которые вы ответили, будет от 1 до 5, то уровень вашего знания самой важной для мусульманина науки очень слабый, который даже стыдно с чем-то сравнивать.
Акида мусульманина. Проверь свою акиду.
Пусть Аллах поможет вам!
Категория 1. Легкие вопросы
1. Что должен сделать человек, чтобы стать мусульманином?
2. Назовите три вопроса, которые два ангела – Мункар и Накир зададут нам в могиле.
3. Человеку, выучившему такое количество имен Аллаха, обещана большая награда. Сколько имен нужно выучить и какая это награда?
4. Назовите самый большой грех, который Аллах не прощает, наказанием за который будет вечное пребывание в Огне.
5. Перечислите пять столпов (арканов) Ислама.
6. Назовите шесть столпов Имана (веры).
7. Как зовут самого лучшего из пророков, мир им? Также перечислите имена пяти лучших пророков, которые прозваны «улюль ‘азм».
8. Как называется мост, перекинутый через Ад, через который будут проходить люди, чтобы войти в Рай?
9. Назовите имя самого лучше ангела, уполномоченного доводить до пророков и посланников Божественное Откровение (вах’й).
10. Может ли иман (вера) мусульманина увеличиваться и уменьшаться?
Категория 2. Средние вопросы
11. Что такое поклонение (‘ибада)?
12. Назовите три вида (категории) таухида.
13. Знали ли язычники Мекки во времена посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о существовании Всемогущего Аллаха? Приведите довод.
14. Как зовут ангела, уполномоченного протрубить в Ас-Сур (Рог), и сколько раз он протрубит в него?
15. Какова разница между пророками и посланниками Аллаха?
16. Назовите Книги, ниспосланные Всевышним Аллахом, и имена пророков, которым они были ниспосланы.
17. Какова разница между большим и малым ширком? Приведите примеры обоих видов.
18. Назовите три категории людей, которых, согласно известному хадису, первыми бросят в Огонь.
19. Кто был первым посланником Аллаха к людям?
20. Когда будут закрыты врата покаяния?
Категория 3. Сложные вопросы
21. Назовите два отличительных качества авлия Аллаха, которыми они описаны в Коране и по которым их можно отличить.
22. Сколько времени люди будут ждать наступления отчета в День Суда, стоя на махшаре (место сбора всех людей для отчета)? Приведите довод.
23. Перечислите условия (шуруты) свидетельства «Ля иляха илля Ллах».
24. Назовите две категории людей, чьи тела не гниют в могиле.
25. Что такое макам аль-махмуд?
Ответы на вопросы
Категория 1. Легкие вопросы
1. Для того, чтобы стать мусульманином человеку необходимо произнести формулу шахады – «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» (أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا رسول الله). Смысл этих слов – «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и я также свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха». Произнеся эти слова, человек становится мусульманином.
2. После того как ангел смерти заберет душу человека, и его родные и близкие похоронят его, оставив совсем одного в сырой могиле, к нему придут два ангела – Мункар и Накир. Она зададут ему всего лишь три вопроса: «Кто твой Бог?», «Какова твоя религия?», «Кто твой пророк?» По милости Аллаха, мусульманин, проживший жизнь, поклоняясь Аллаху, ответит, что его бог – это Всевышний Аллах, его религия – это Ислам, его пророк – это Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Тот же, кто не верил в Аллаха и не жил согласно Исламу, не сможет ответить на эти вопросы и будет наказан в своей могиле.
3. Если мусульман выучит 99 прекрасных имен Аллаха, то в награду за это ему обещан Рай. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у Аллаха есть девяносто девять имен. Тот, кто выучит их, войдет в Рай!» (Аль-Бухари, Муслим).
4. Самый большой грех, не прощаемый Всевышним Аллахом, за который обещано вечное пребывание в Аду, – это ширк (придавание Аллаху сотоварищей) и куфр (неверие в Аллаха). Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Сура «Женщины», аят 48).
5. Ислам основывается на пяти столпах. Это: шахада (свидетельство единобожия), ежедневная пятикратная молитва, закят, пост и хадж, если есть возможность совершить его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам ocновывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет богa, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хадж и соблюдении поста в рамадане» (Аль-Бухари, Муслим).
6. Иман (вера) основывается на шести столпах. Это: вера в Аллаха, вера в Его ангелов, вера в Его Книги, вера в Его посланников, вера в Судный день и вера в предопределение судьбы. Всевышний Аллах говорит: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Сура «Корова», аят 177).
7. Самый лучший из пророков и «печать всех пророков» — это Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Пророков же, которых называют «улюль ‘азм» и которые считаются самыми лучшими, зовут: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Мухаммад, мир и благословение Аллаха всем им!
8. Мост, перекинутый через Ад и ведущий к Раю, называется «Сырат». Через этот мост пройдут все люди. Кто-то из них пройдет через него и попадет в Рай, а кто-то не сможет на нем устоять и упадет в Ад. Всевышний Аллах говорит: «Каждый из вас пройдет через него. Таково окончательное решение твоего Господа» (Сура «Марьям», аят 71).
9. Имя самого лучшего из ангелов, которому доверено доносить до посланников Аллаха Его божественное откровение, зовут Джибриль, мир ему.
10. Вера мусульманина может увеличиваться по мере совершения им благих дел и уменьшаться по причине совершения грехов. Всевышний Аллах говорит: «Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих, чтобы не сомневались те, кому было даровано Писание, и верующие, и чтобы спросили те, чьи сердца поражены недугом, и неверующие: «Что хотел Аллах этой притчей?» Так Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него. Это же – не что иное, как Напоминание для человечества» (Сура «Завернувшийся», аят 31).
Категория 2. Средние вопросы.
11. Шейху-ль ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, дал следующее определение поклонению: «Это то, что охватывает все, что любит Аллах и чем Он доволен из слов и дел, явных и скрытых».
12. Таухид (единобожие), как об этом говорят ученые, делится на три вида: единобожие в господстве Аллаха (таухид ар-рубубийя), единобожие в божественности Аллаха (таухид аль-улюхия) и единобожие в именах и атрибутах Аллаха (таухиду-ль асмаи ва с-сыфат).
13. Язычники Мекки знали о существовании Единого Аллаха, который сотворил их и наделил их всем, что они имеют, но вместе с этим придавали Ему в сотоварищи идолов, поклоняясь им, взывая к ним и принося им в жертвы животных. О том, что они знали об Аллахе, свидетельствует аят Корана: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» Мы явились к ним с истиной, однако они являются лжецами» (Сура «Верующие», аяты 84-90).
14. Ангела, уполномоченного протрубить в Ас-Сур, зовут Исрафиль. Он протрубит в него два раза. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (Сура «Толпы», аят 68).
15. Разница между пророками и посланниками Аллаха в том, что пророкам был дан шариат посредством божественного откровения, но им не было велено доводить его до людей. А посланникам был дан шариат посредством божественного откровения и также было велено довести этот шариат до людей. Отсюда вытекает правило, согласно которому каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником.
16. Всевышний Аллах ниспослал людям четыре Книги. Это Забур, который был ниспослан пророку Дауду, мир ему; Таурат, который был ниспослан пророку Мусе, мир ему; Инджиль, который был ниспослан пророку Исе, мир ему; Коран, который был ниспослан нашему пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.
17. Разница между большим и малым ширком заключается в том, что большой ширк, как придавание Аллаху сотоварищей, выводит человека из Ислама и обрекается его на вечные мучения в Аду, если он умрет не покаявшись. А малый ширк, например, показуха, не выводит человека из Ислама, а является одним из грехов.
18. Согласно хадису посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Судный день отчет начнется с трех человек, которых бросят в Огонь, – это воин (муджахид), который воевал за то, чтобы о нем сказали, что он храбрец; человек, который набрал знания, чтобы о нем сказали, что он знающий; человек, который раздавал милостыню, чтобы о нем сказали щедрый.
19. Первым посланником Аллаха к людям, как об этом говорят ученые, был Нух, мир ему. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него» (Сура «Женщины», аят 163).
20. Врата покаяния будут закрыты, когда солнце взойдет с запада. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдет оттуда, где оно заходит» (Муслим). Это то, что касается общих врат покаяния. Однако для каждого человека наступает время, когда его покаяние не принимается. Это момент, когда человек начинает хрипеть в предсмертной агонии. После этого его покаяние не будет принято.
Категория 3. Сложные вопросы
21. Всевышний Аллах указал в Коране два качества Своих авлия (любимцев). Он сказал (смысл): «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны» (Сура «Йунус», аят 62-63). То есть два качества, по которым можно определить авлия Аллаха, – это вера и богобоязненность.
22. Люди будут ждать отчета пятьдесят тысяч лет, как об этом сказано в аяте Корана, описывающем Судный день: «В течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» (Сура «Ступени», аят 4).
23. Как говорят ученые, вместе с произнесением слов «Ля иля илля Ллах» необходимо наличие семи условий. Это: знание, убежденность, принятие, повиновение, искренность, правдивость и любовь.
24. В могиле не гниют тела двух категорий людей – это пророки Аллаха и шахиды. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах запретил земле поедать тела пророков». Также в сборнике «Сахих аль-Бухари» приводится хадис о том, что тело шахида было извлечено из могилы через шесть месяцев, и оно не изменилось с того дня, как его положили в могилу, за исключением уха.
25. Макам аль-махмуд – это почетная степень, которой Всевышний Аллах одарит нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха в Судный день. Эта степень позволит пророку заступиться за грешных мусульман нашей уммы, чтобы Аллах вывел их из огня Ада. Всевышний Аллах сказал: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (Сура «Перенос ночью», аят 79).
На этом тест завершился. Теперь вы можете подсчитать количество набранных вами баллов и проверить уровень вашего знания исламского вероубеждения (Акида). С системой оценки вы уже знакомы, но запомните одно: даже если вы набрали низкий балл, у вас еще есть возможность все исправить и начать изучать таухид. Пусть Аллах поможет вам в изучении этой науки и даст возможность пройти сотни таких тестов на «отлично»! Амин!
При составлении теста была использована книга шейха хафиза Ибн Ахмада аль-Хаками, да помилует его Аллах, «Мухтасару маариджи-ль кабуль», укороченная шейхом Абу Асымом Хишамом Алю ‘Укда.
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?