что такое акцидентный шрифт
Как выбрать правильный шрифт для вашего бренда?
Мы знаем, насколько вам сложно разработать идентичность бренда самостоятельно: муки выбора среди миллиона шрифтов, цветов и графических изображений. В этой статье мы постараемся облегчить вам жизнь, слегка погрузив вас в мир типографики. После прочтения статьи вы не только начнёте легко разбираться в основных видах шрифтов, их технических характеристиках, но и сможете составить грамотное ТЗ для разработки вашего логотипа брендинговым агентством. А в конце статьи вас ждёт подарок — чек-лист по шрифтам.
Допустим, перед вами уже стоит задача: выбрать идеальные шрифты для вашего бренда.
Идеальные фирменные шрифты должны:
Продолжайте читать, чтобы узнать всё, что вам нужно знать о выборе фирменных шрифтов.
Каждой идентичности бренда нужна чётко определенная индивидуальность бренда. Индивидуальность бренда — это то, с чем ваши клиенты соотносят вас, ассоциируют и какими запоминают. Поверьте, это сыграет немаловажную роль в повышении узнаваемости вашего бренда.
Все компоненты вашего бренда — голос бренда, цветовая схема, дизайн логотипа и шрифты — должны соответствовать и отражать индивидуальность вашего бренда.
Если вы ещё не определились с идентичностью вашего бренда, потратьте некоторое время на размышления о том, как бы вы хотели, чтобы ваш бренд воспринимался, прежде чем пытаться найти нужные шрифты.
Посмотрите на список ниже и выберите несколько слов, которые должны ассоциироваться с вашим брендом в будущем.
Теперь вы готовы к тому, чтобы погрузиться в безумный и увлекательный мир шрифтов.
2. Познакомьтесь с характером каждой категории шрифтов
Если вы не фанат типографики, то, вероятно, вы ещё не знакомы с категориями шрифтов. Однако именно здесь находится отправная точка нашего пути по дороге из жёлтого кирпича к идеальному шрифту.
Категории шрифтов — это классификации, которые помогают дизайнерам выбирать, объединять и идентифицировать шрифты.
Каждая категория имеет свои уникальные черты (иногда это называют психологией шрифтов), поэтому понимание этих категорий имеет решающее значение для поиска правильных шрифтов. Они помогут вам сузить область поиска и определить правильное отношение к вашему бренду.
Вот шесть основных видов классификации шрифтов:
Шрифты с засечками (serif)
Шрифты с засечками — самый старый стиль шрифтов, возникший еще в 15 веке. Они названы в честь “лапок”, которые есть сверху и снизу каждой буквы.
Поскольку шрифты с засечками являются оригинальным (первым!) стилем шрифтов, мы обычно воспринимаем их как классические, традиционные и заслуживающие доверия. Их предпочитают использовать бренды, которые хотят передать чувство респектабельности и традиционности, такие как Zara, Forbes и Guinness.
А вот и несколько популярных шрифтов с засечками:
Шрифты без засечек (sans-serif)
Шрифты без засечек появились не раньше 19-го века, намного позже, чем традиционные шрифты с засечками, поэтому мы склонны воспринимать их как более современные. Шрифты без засечек намного проще по форме, чем шрифты с засечками, поэтому они считаются минималистичными и “чистыми”. Шрифты Sans-Serif стали популярными в последние годы. Многие ведущие компании выбирают жирный вариант шрифтов Sans-Serif:
Наиболее распространённые шрифты без засечек включают в себя:
Брусковые шрифты (slab serif)
Брусковые шрифты (слэбы) — это, по сути, те же шрифты c засечками, но засечки у них более мощные, прямоугольной формы без скруглений или же с маленьким скруглением. Такие шрифты выглядят более грубыми, смелыми, но в то же время причудливыми.
Этот тип шрифта хорошо работает для компаний с долгой и проверенной историей производства качественных продуктов, которые все ещё хотят быть актуальными:
Несколько шрифтов из этой категории:
Рукописные шрифты (Script)
Рукописные шрифты — шрифты, выполненные от руки или имитирующие его. Более элегантные и уникальные, имеют штрихи, соединяющие одну букву с другой.
Точно так же, как каждый почерк выглядит уникальным, каждый шрифт скрипта выглядит очень своеобразно. Они, как правило, следуют современным тенденциям, из-за чего являются более рискованными для бренда, поскольку могут слишком быстро выйти из моды.
Тем не менее, такие шрифты используют бренды Instagram, Harrods, Esquire и Ray Ban, и они явно прошли проверку временем (пока).
Вот несколько модных шрифтов, которые популярны сегодня:
Эти шрифты ещё более неформальные и художественные. В данном случае буквы не написаны, а нарисованы. Надпись является художественной формой, где каждая буква во фразе или цитате служит иллюстрацией. Каждое письмо создано с вниманием к деталям и играет уникальную роль в композиции. Отличный выбор, если вы хотите показать ваш бренд игривым, неформальным, “близким” потребителю и артистичным, как на логотипах этих брендов:
Акцидентные шрифты (Display)
Акцидентные (декоративные) шрифты самые разнообразные. Они включают любой шрифт, который использует уникальные формы, начертания или пропорции. Они стилизованные, довольно характерные и драматичные.
Логотипы Kenzo, Fila и РЖД имеют как раз такие отличительные декоративные шрифты, которые делают их бренды особенно запоминающимися:
Эти шрифты лучше всего использовать в небольших дозах, поэтому используйте их на свой страх и риск. Они имеют тенденцию быть на волне трендов, но тренды быстро сменяют друг друга, поэтому подумайте дважды, прежде чем выбирать такой шрифт.
Несколько забавных декоративные шрифтов:
Подводя итог, кратко опишем черты характера каждого вида шрифтов:
3. Узнайте, что такое лицензия на шрифты и где её взять
Неважно, покупаете ли вы шрифт самостоятельно или через агентство, вы должны быть уверены, что дальнейшее использование шрифта не принесёт вам неприятности.
Существуют библиотеки шрифтов, которые предлагают бесплатные шрифты:
Несмотря на то, что это удобно, бесплатные библиотеки шрифтов, как правило, предлагают ограниченный выбор шрифтов, и эти шрифты могут иметь только несколько разных стилей (например, жирный или курсив). Поиск же шрифтов с разным весом и стилями (напр., light, regular, semibold, bold) может быть довольно трудным.
Есть и другие библиотеки, которые предлагают платные лицензии шрифтов. Среди них
Эти библиотеки дают доступ ко многим другим параметрам, но они могут встать вам в копеечку. Большинство платных библиотек шрифтов взимают индивидуальную плату за каждый тип лицензии шрифта. Поэтому, если вы хотите использовать свой новый шрифт в Интернете, в мобильном приложении и для печатных материалов, вам, вероятно, придётся заплатить за три отдельные лицензии.
Важно! Пользуетесь ли вы бесплатными или платными шрифтами, зависит от вас, но при принятии решения учитывайте, где будут использоваться шрифты вашего бренда.
4. Выберите не более двух шрифтов для своего бренда
Как только вы определитесь с характером вашего бренда, разберётесь с различными категориями шрифтов, можно будет попробовать выбрать дополнительные шрифты для своего бренда.
Существует множество вариаций стиля в каждой категории, которые влияют на вид каждого шрифта, и то, каким образом вы соединяете шрифты, также играет огромную роль.
Вот краткий список того, как можно совмещать шрифты.
Используйте полужирный заголовок с засечками и подзаголовок без засечек, если хотите создать вид доступного, но заслуживающего доверия бренда.
Подобный контраст между стилями с засечками и без засечек делает совмещение естественным и сбалансированным.
Вот несколько примеров таких соединений:
Используйте один из шрифтов без засечек для создания современного, профессионального, корпоративного вида.
Вы можете попробовать сочетание жирной версии простого шрифта без засечек с обычной версией того же шрифта для элегантного и профессионального взгляда.
Если вы сомневаетесь в своих навыках, то сочетайте разные видов одного и того же шрифта — это самый безопасный подход. Здесь вы точно не ошибётесь.
А вот несколько примеров пар для шрифтов без засечек:
Используйте тонкие стилизованные шрифты без засечек для создания элегантного стиля.
По словам исследователя психологии шрифтов Сары Хиндман, более тонкие, более лёгкие шрифты чаще выглядят дороже, чем тяжелые и округлые шрифты.
Поэтому, если вы хотите, чтобы логотип выглядел более элегантным, выбирайте лёгкие, тонкие шрифты, такие как
Для создания молодого и дружелюбного образа используйте толстые, округлые шрифты без засечек.
Они кажутся игривыми и доступными. Такие шрифты отлично подходят для брендов, ориентированных на детей.
Используйте один традиционный шрифт с засечками для уверенного, заслуживающего доверия ощущения
Подобно тому, как мы соединили жирную версию без засечек с обычной версией того же шрифта, ещё один надежный способ соединения шрифтов — это изменение заглавных букв шрифта.
Шрифты с засечками, которые хорошо работают для традиционных предприятий, включают в себя:
5. Убедитесь, что шрифты вашего бренда соответствуют 3 основным требованиям
После того, как вы выбрали один или два фирменных шрифта, которые соответствуют индивидуальности вашего бренда, вы должны сделать несколько заключительных проверок, прежде чем передать их своему менеджеру.
Фирменные шрифты должны быть гибкими
Учитывая, что вы, вероятно, застрянете с этими шрифтами на долгие годы, вам нужно убедиться, что ваши фирменные шрифты работают хорошо для любого носителя (включая печать, Интернет и мобильные устройства).
Убедитесь, что у вас есть соответствующие лицензии для каждого приложения, и, если вы планируете использовать свои фирменные шрифты в дизайне упаковки вашего продукта, в своём блоге, во внешних презентациях и в статических изображениях в социальных сетях, убедитесь, что у вас есть макеты для каждого приложения.
Фирменные шрифты должны иметь несколько вариантов веса
Вес нескольких шрифтов (то есть лёгкий, обычный, полужирный и жирный) имеет решающее значение для построения четкой иерархии текста. Вам нужно будет использовать разный вес шрифтов, чтобы различать заголовки, подзаголовки, основной текст, сноски и цитаты как в печатных, так и в онлайновых СМИ.
Фирменные шрифты должны быть четкими
Наконец, фирменные шрифты должны быть разборчивыми. Они должны быть лёгкими для чтения и понимания любого текста.
Фирменный шрифт, который вы используете для заголовков, не должен быть столь же разборчивым, как шрифт, используемый для основного текста, но, тем не менее, он должен быть легко читаемым с первого взгляд
Теперь вы можете скачать чек-лист, с помощью которого вы сможете с лёгкостью подобрать шрифт для вашего бренда.
Что такое акцидентный шрифт
Функция шрифтового редактора, способность автоматически добавлять хинты (инструкции) в шрифт. Большинство профессиональных шрифтовых редакторов, включая FontLab и Fontographer, обладают такой функцией.
Шрифт, кегль которого равен 5,5 пунктам (
1,94 мм в системе Pica;
2,07 мм в системе Дидо). В американском газетном деле в агатах измерялась высота колонок.
См. Typographical Mesurement Systems in Comparison
Айоник, Ионик
Название некоторых шрифтов подгруппы Кларендон, разработанных в 20-х г.г. ХХ в. главным образом для газетного набора. Иногда подобные гарнитуры называются «удобочитаемые шрифты» (legibility types).
Один из верхних акцентов – «oстрое» ударение. Диакритический знак в виде сужающегося штриха над буквой, наклоненного справа сверху влево вниз. Применяется над гласными в чешском, французском, итальянском, испанском и др. языках, а также над согласными в польском, хорватском и др. языках. В русском языке применяется над гласными как ударение в учебных текстах.
Акцент
Акцент от лат. accentus – ударение, То же, что и диакритика. К примеру ç, à, ò, é, Å.
Акцидентные шрифты
Шрифты, предназначенные для набора акцидентной продукции (акциденции) — титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов, а также для шрифтовых выделений и т.п. Обычно акцидентные шрифты набираются кеглем 14 пунктов и выше.
Акциденция
От лат. accidentia – случай, случайность.
Малообъемная печатная продукция (объявления, афиши, грамоты, календари и др.), выполняемая посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для которого применяются специальные акцидентные и декоративные шрифты, орнаменты, линейки, особые приемы верстки и т.п.
Алиасинг
Искажения контура масштабируемых изображений, в том числе шрифтов, при воспроизведении их на экране низкого разрешения. В этих случаях изображения растрируются, то есть разбиваются на мелкие элементы (пикселы, или растровые точки), причем теоретический контур на выводе не совпадает с растровым из-за относительно больших размеров растровых точек. В результате погрешности в воспроизведении контура усиливаются, образуя зубчатый край, слипания деталей и другие нежелательные эффекты.
См. также Антиалиасинг.
Алфавит
Система графических знаков (букв), обозначающих отдельные звуки языка (фонемы), расположенных в определенном порядке. Первые алфавитные системы письма появились в 3 тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье и сейчас являются наиболее распространенным типом письма из-за их компактности (количество знаков в алфавите обычно не превышает нескольких десятков).
Альтернативный глиф
Вариант знака другого рисунка. Альтернативные знаки применяются, например, в наборе рукописным шрифтом для создания эффекта настоящей рукописи, а также в акциденции в декоративных целях. Формат OpenType предоставляет расширенные возможности для применения альтернативных знаков.
Амперсанд
Специальный символ (&), обозначающий союз «и». Название произошло от выражения «and per se and» (т.е. «союз и как таковой»). Представляет собой видоизмененную лигатуру Et, что по-латыни означает «и». Один из первых случаев применения — в римской рукописи, датированной 75 г. Формы амперсандов чрезвычайно разнообразны.
Английская антиква старого стиля
Собирательное название антиквенных шрифтов первой половины XVIII в., созданных в Англии на основе голландской антиквы. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon I, 1692–1766). Форма знаков по традиции повторяет более раннюю антикву старого стиля, но детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления. Контраст и насыщенность знаков увеличиваются, засечки становятся тоньше и острее, Оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные. По немецкой классификации эти шрифты относятся к группе антикв барокко, то есть переходной. По английской классификации это последняя разновидность шрифтов старого стиля.
Английская линейка
Наборная линейка, утолщающаяся к середине и заостренная у концов. Применяется в качестве заставок или концовок и бывает различной формы.
Английский параграф
Знак, обозначающий при верстке возврат каретки (переход к следующему абзацу). Кроме того, в англо-американской типографике применяется в качестве знака сноски. Происходит от средневекового обозначения начала нового абзаца в рукописной книге.
Англо-американская типометрическая система
Типометрическая система, применяемая в Америке и Великобритании. Предложена в 1879 г. Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks). В этой системе основные единицы измерения пункт (Point), равный 0,35146 мм (приблизительно 1/72 английского дюйма), и пайка (Pica), равная 12 пунктам. В 80-х гг. ХХ в. фирма Adobe скорректировала величину пункта, сделав его равным точно 1/72 английского дюйма или 0,35278 мм. Компьютерные программы набора и верстки по умолчанию используют англо-американскую систему и пункт Adobe. Таким образом, фактически они стали мировым стандартом в Типографике.
Англо-шотландская антиква
Собирательное название шрифтов, промежуточных по форме между переходной антиквой и антиквой нового стиля, контрастных, с длинными тонкими засечками с небольшим скруглением. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского словолитчика Ричарда Остина (Richard Austin, ок. 1765–1830). Примеры: Bell, Bulmer, Scotch Roman.
Антиалиасинг
Один из способов борьбы с нежелательным искажением контура. При воспроизведении шрифта зубчики на контуре могут быть минимизированы с помощью применения точек различных уровней серого по краю контура. Тогда зубчатый контур как бы размывается по экрану и приобретает видимость гладкой линии.
Антиква
Из лат. antiquus – древний.
Собирательное название шрифтов с засечками. Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV–XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима нач. н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в. в Венеции Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson). Термин «Антиква» (Antiqua) заимствован из немецкого языка (где он обозначает любой шрифт прямого начертания) и указывает на его древнее (античное) происхождение, поскольку каролингское письмо VIII–IX вв., лежащее в основе гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за подлинное письмо античности. Антиквенные шрифты обычно делятся на Антикву старого стиля, Переходную антикву и Антикву нового стиля, а также Брусковую антикву.
Смотри также раздел Антиква в Классификации.
Антиква нового стиля
Классицистическая антиква (Neoclassical)
Собирательное название группы контрастных шрифтов с тонкими нескругленными засечками, строго вертикальными осями овалов, близкими по форме к окружности каплевидными элементами. Пропорции знаков стремятся к одноширинности. Общая форма знаков обусловлена глиптальным принципом. Антиква нового стиля была разработана в конце XVIII в. типографом и пуансонистом Фирменом Дидо (1764–1836) во Франции, Джамбаттиста Бодони (1740–1813) в Италии и Юстусом Эрихом Вальбаумом (1768–1839) в Германии и широко применялась до последней трети ХIХ в. В России этот тип шрифтов под названием Обыкновенные применялся вплоть до середины ХХ в. Примеры: разные варианты Didot, Bodoni, Walbaum. Кроме того, к антикве нового стиля можно отнести т.н. Англо-шотландскую антикву.
Смотри также раздел Антиква нового стиля в Классификации.
Антиква старого стиля
Собирательное название большой группы ранних антиквенных шрифтов конца XV–нач. XVIII вв., форма которых определялась дуктальным принципом и опиралась на письмо итальянских гуманистов эпохи Ренессанс. Это малоконтрастные или среднеконтрастные шрифты, сохраняющие элементы каллиграфии ширококонечным пером: чуть прогнутые засечки, наклонные оси овалов, растянутые каплевидные элементы. По пропорциям знаки старостильной антиквы сильно разноширинны. Отношение очка строчных и прописных знаков определяется золотым сечением. По мере развития и технического совершенствования антиква старого стиля постепенно становилась все более светлой, все более контрастной, засечки все более острыми, а рост строчных увеличивался. Пропорции знаков постепенно теряли выраженную разноширинность, а форма знаков все более определялась глиптальным принципом. Антитква старого стиля может подразделяться на Венецианскую или гуманистическую, Гаральды или итало-французскую, Голландскую и Английскую. Некоторые исследователи выносят венецианскую антикву в отдельную группу, другие относят английскую антикву старого стиля к Переходной антикве.
Апекс
Соединение двух наклонных или наклонного и вертикального штрихов в верхней части буквы, напр. «А», «М» и т.д.
Апертура
Степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты, или шрифты с закрытой или малой апертурой (Helvetica), полузакрытые, или шрифты с полузакрытой или промежуточной апертурой (Akzidenz Grotesk) и открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой (Futura). Применение термина до конца не определилось, поскольку сам термин «апертура» представляет собой кальку с английского.
Апостроф
Надстрочный разделительный знак в виде запятой на верхнюю линию, употребляющийся для обозначения пропуска гласного. Используется также в алфавитах разных языков как знак препинания, как одиночная кавычка, в фонетической транскрипции – как знак палатализации, как знак гортанной смычки (твердого приступа) и др.
Апостроф — от греч. apostrophos – обращенный в сторону или назад.
Апрош
Расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками.
Арабские цифры
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Заимствованы европейцами в XIII в. у арабов, которые сами заимствовали их ранее у индийцев. Поэтому иногда эти цифры наз. индо-арабскими (Hindu-Arabic numerals). Получили широкое распространение со второй половины XV в. Разделяются на минускульные (старостильные, разновысокие) и маюскульные (равновысокие). Форма цифр в настоящих арабских шрифтах имеет с европейскими арабскими цифрами довольно мало общего.
Ассюре
От фр. assurer – страховать.
Типографская линейка из 5–6 параллельных тонких горизонтальных прямых или волнистых линий. Применяется для набора бланков и т.п. печатной продукции, где требуется подпись клиента. Подпись, выполненную поверх ассюре, трудно подделать.
Астериск
Надстрочный знак в виде звездочки, *. При помощи астериска обозначают сноску или примечание. Три астериска, расположенные в ряд или образующие треугольник, используются для разделения стихотворений или частей произведения. В некоторых шрифтах встречается знак, состоящий из трех звездочек сразу на одной площадке, который наз. Asterism.
Типографика для бизнеса: как и зачем с ней работать
Шрифт — это язык, на котором бренд говорит с покупателями. Хороший шрифт делает продукт узнаваемым и привлекает внимание покупателей, плохой, наоборот, — портит его. Мы разбирались, как правильно выбрать шрифт для бизнеса.
Дизайн создает первое впечатление о продукте и выстраивает эмоциональные связи между производителем и покупателем. Важную роль в этом процессе играет типографика, а именно — шрифты, которые используются в оформлении продукта.
Что такое типографика
Типографика — искусство оформления наборного текста. Ее законы, правила и нормы основываются на том, как читатель воспринимает визуальную информацию. В разных языках — разные правила набора. Например, в русском языке тире отбивается неразрывным пробелом с двух сторон, в английском — не отбивается совсем. Хорошая типографика незаметна, но делает чтение приятным и удобным.
До XIX века шрифты использовались в основном для книгопечатания. С появлением афиш, вывесок и объявлений шрифты стали неотъемлемой частью бизнеса и рекламы. Изменились и задачи: шрифт должен не только красиво выглядеть на бумаге, но и привлекать внимание потенциального клиента, легко читаться на любой поверхности и при разной освещенности.
Зачем типографика нужна бизнесу
Ежедневно мы видим сотни шрифтов: на вывесках, дорожных указателях, в торговых центрах, на рекламных баннерах, упаковках товаров и сайтах.
Представьте, что на свете был бы лишь один шрифт. Как бы мы отличали «Пятерочку» от «Магнита», «Бородинский хлеб» от «Николаевского», «Медузу» от «Комсомолки»? Только по названию: каждый раз нам бы пришлось читать название целиком.
Типографика помогает выделяться среди конкурентов, доносить пользу своего бизнеса до клиентов, вызывать определенные эмоции, формировать ассоциации. Без типографики не получится эффективно расположить текст на сайте, сделать вывеску или баннер, оформить пост в соцсетях, сверстать листовку и визитку. Посмотрите на сайт Revolut. Простое и четкое предложение «Лучше, чем ваш счет в банке», написанное открытым гротеском, располагает к тому, чтобы как минимум продолжить и листать дальше.
Правильно подобранный и набранный шрифт со временем начинает работать на узнаваемость торговой марки и бренда. Например, большинство банков используют на сайте шрифты без засечек. Чтобы выделиться, мобильный банк «Точка» для главных объектов на странице и заголовков использует шрифт с засечками.
Какие шрифты бывают
По внешнему стилю и характеру построения шрифты можно разделить на четыре группы.
Антиква — так называют шрифты с засечками. Нередко в названии шрифтов этой группы можно найти слово serif (лат. засечка). Засечки — это короткие штрихи, которые обрамляют основные элементы букв. Антикву используют для набора основного текста в книгах и оформления текстов, заголовков в интернете.
Брусковый шрифт — подтип антиквы, с элементами гротеска. У брускового шрифта есть засечки, но не округлые изящные, а мощные рубленые, словно высеченные из камня. Такие шрифты впервые возникли в Англии и применялись в начале XIX века. Сначала ими набирали титульные страницы и заголовки, но в XX веке их начали активно использовать для газетного набора.
Гротеск — шрифт без засечек. В названии этих гарнитур часто встречается сочетание sans serif (лат. без засечек). Они появились в конце XVIII века и изначально применялись в рекламе как акцидентные. В XX веке с развитием новой школы типографики их начали использоваться для набора текста.
Акцидентный шрифт — самая многочисленная категория шрифтов. Сюда входят шрифты, которые не подходят для набора основного текста: рукописные, имитация готических и славянских шрифтов. Они предназначены для заголовков и небольших отрывков текста: цитат или фактоидов. Дизайнеры используют акцидентные шрифты, чтобы передать настроение или эмоцию.
Как выбрать шрифт для проекта
У каждого шрифта — свои настроение, ритм и динамика. Он может быть шутливым, строгим, игривым, дружелюбным или, наоборот, холодным. В книге «О шрифте» Эрик Шпикерман сравнивает шрифты с людьми, предметами, явлениями и эмоциями. Шрифт — это язык коммуникации, так же, как русский, английский, китайский. Автор сохраняет эту мысль в каждой главе, раскрывает ее с разных сторон, проводит аналогии между шрифтом и человеческими эмоциями.
Чтобы выбрать шрифт для логотипа или сайта, определите, какое настроение вы хотите передать. В этом вам помогут следующие вопросы:
Если шрифт и содержание продукта, услуги не соответствуют друг другу, не сочетаются с основным дизайном, это создает визуальный диссонанс для конечного потребителя. Шрифт, как и цвет, оказывает психологическое воздействие на человека. Чтобы выбрать хороший шрифт, следуйте простым правилам.
Не используйте причудливые шрифты. Если у вас недостаточно опыта и знаний, не используйте необычные, плохо читаемые шрифты. Будьте проще, чтобы не случился шрифтовой скандал, как на чемпионате мира по футболу в России.
Adidas, один из спонсоров чемпионата мира, поставлял экипировку для большинства команд. Специально для этой формы компания разработала шрифт, которым писали фамилии игроков. Вряд ли его можно назвать хорошим.
Для сравнения посмотрите на шрифты Nike, второго по величине спонсора чемпионата. У компании другой подход к типографике: для каждой команды Nike разрабатывает оригинальную гарнитуру.
Используйте простые и стандартные шрифты. Не слушайте тех, кто говорит, что стандартные шрифты это скучно. С их помощью можно создавать сильные знаки. Пример простой типографики: логотип студии DILETTANT. Денис Башев набрал его с помощью Arial.
У многих зарубежных компаний в основе логотипа лежит шрифт Helvetica, например, — старый логотип Microsoft, Lush, Nestle и Toyota.
Не ориентируйтесь на конкурентов. По статистике Tasty Placement, 63% мировых брендов используют гротески, из них треть — Helvetica. Это не значит, что вы должны писать все тексты на сайте и упаковке тем же шрифтом. Контраст не должен быть кардинальным. Достаточно взять шрифт с более яркими выносными элементами или другим типом засечек, выбрать более открытый гротеск, заменить шрифт на антикву или брусковый.
Недавно Netflix отказался от чрезмерно популярного гротеска Gotham и разработал собственный шрифт Netflix Sans. По первоначальным подсчетам, это позволит компании сэкономить несколько миллионов долларов на покупке лицензии шрифта.
Хороший пример того, как можно выделиться среди конкурентов, — это рынок медиа. В соцсетях большинство СМИ оформляет картинки гротесками, но посты The Village заметнее благодаря антикве.
Издание Meduza использует отдельные шрифты для разных рубрик: для новостей — антиква, для историй — гротеск.
Используйте не более двух шрифтов. Если вы только начинаете заниматься типографикой, не экспериментируйте с большим количеством шрифтов. Одного-двух обычно достаточно, чтобы аккуратно расположить текст на странице. Переизбыток шрифтов превращает текст в неразборчивую мазню и разрушает композицию.
Выбирайте шрифты с одинаковыми высотой и шириной строчных букв. Высота строчных букв без выносных элементов — это расстояние от базовой до верхней линии шрифта. Ширина — расстояние от левого до правого края графемы. В сочетаемых шрифтах должны одновременно присутствовать контраст и единство. Одинаковые высота и ширина строчных букв создают равномерный уровень насыщенности абзаца. Такой текст легче читать.
Как подобрать шрифтовую пару
Главное требование при выборе шрифтовой пары — сохраняйте контраст. Гротеск хорошо сочетается с антиквой, брусковая антиква — с моноширинным гротеском. Старайтесь не использовать два слишком похожих шрифта: теряется контраст между заголовками и основным текстом.
Вторая по распространенности ошибка: несколько кеглей в одном тексте. Для хорошей типографики достаточно одного шрифта и трех-четырех кеглей: для основного текста, заголовка, подзаголовков и цитат.
Начинающему дизайнеру сложно разобраться, какие шрифты сочетаются, а какие нет. Можно ли, например, совместно использовать Times New Roman и Arial (нет, нельзя). Специальные сервисы помогут понять, какие шрифты хорошо работают вместе, а какие лучше не ставить рядом.
Font Pair — сервис позволяет посмотреть, как сочетаются между собой основные шрифты Google Fonts. Вы можете комбинировать шрифты для классического стиля «антиква — антиква» и для современного дизайна «гротеск — гротеск».
Typotheque — идеальный инструмент для работы со шрифтами на латинице. Кириллических начертаний здесь немного — всего 37, зато латинских — 72. Кроме этого, есть еще шрифты для арабского, иврита и греческого.
Just My Type — инструмент позволяет загрузить шрифты из сервисов TypeKit, H&FJ и проверить на совместимость.
Fast Print — шпаргалка для дизайнеров по совместимости шрифтов Google Fonts. Работает как таблица Пифагора: выбираете два шрифта и смотрите, какой цвет стоит на их пересечении. Белый — шрифты хорошо сочетаются; светло-серый — нежелательно сочетать эти шрифты; темно-серый — следует избегать сочетания этих шрифтов.
Где взять бесплатные шрифты
Вбить в Google «бесплатные шрифты скачать» несложно. И в этом нет ничего плохого — бесплатной гарнитурой тоже можно аккуратно оформить текст. Но есть важный момент, о котором многие забывают: проверка лицензии шрифта. Большинство шрифтов подходит только для личного и некоммерческого использования.
Некоторые даже бесплатные шрифты нельзя использовать для бизнеса. Обычно у них есть лицензия на персональное или образовательное использование. Бывают шрифты с ограничением по количеству использований в печати или на сайтах. Поэтому в любом случае проверьте лицензию, чтобы защитить себя и клиента.
Типографика — основа, с которой стоит начинать в дизайне. На курсе «Веб дизайн с 0 до PRO» вы сможете подробнее узнать, как с помощью типографики создавать узнаваемый дизайн и привлекать внимание пользователей, как подбирать шрифтовые пары, верстать текст по сетке и делать его удобным для чтения.
Пишет про дизайн в Skillbox. Редактор и арт-директор собственного дизайн-бюро. Ведет рассылку о текстах, типографике и дизайне.