что такое александровская слобода
Александровская слобода
Александровская слобода
Александровская слобода — опричная столица Ивана Грозного, располагалась на месте современного города Александров. Основана великим московским князем Василием III, приказавшим построить здесь дворец.
Сэкономь на путешествии!
История Александровской слободы
При Иване Грозном Александровская слобода стала фактической столицей государства и превратилась в крупнейший культурный центр Российского государства. Именно здесь была учреждена опричнина, принимались посольства из европейских государств и заключались важнейшие политические и торговые договоры.
В Смутное время в Александровской слободе располагался укрепленный лагерь русских войск под командованием М. В. Скопина-Шуйского. После разрушения кремля польскими интервентами Александровская слобода начала терять свое политическое и культурное значение и превратилась в обычное дворцовое село. И только названия улиц долгое время хранили память об Иване IV: Конюшенная, Стрелиха, Садовня с царскими садами.
В середине XVII столетия здесь был основан Успенский женский монастырь, ядром которого стали постройки XVI века. Некоторые сооружения царского дворца разобрали и перестроили для нужд монастыря.
Иван Грозный в Александровской слободе
Вид на Троицкий собор Настоятельские покои
Началом опричнины можно считать декабрь 1564 г., когда московский государь Иван Васильевич внезапно и тайно покинул столицу, отбыв в неизвестном направлении. Он уехал вместе со второй женой Марией Темрюковной и детьми, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти, и остановился в своей вотчине Александровской слободе. Оттуда он послал в Москву две грамоты. В первой, адресованной духовенству и Боярской думе, он сообщал об отказе от царской власти из-за измены бояр и смиренно просил выделить ему особый удел, опричнину. Само это понятие не несло в принципе ничего худого и происходило от корня «опричъ», что означало «вдовий удел», который выделялся семье умершего князя на прокормление. Во втором же послании царь обращался к посадскому люду столицы, сообщая о своем решении и добавляя, что к простым горожанам у него претензий нет.
Замешательство было полное. В Москве начались народные волнения, возмущенный «посадский люд» вынудил бояр ехать к царю с просьбой вернуться и «вершить дело государево». Тот потребовал поделить страну на две части: опричнину и земство. В опричнину вошли самые лучшие и стратегически важные земли, на которых Иван Васильевич получил беспрецедентное право на никем и ничем не ограниченную власть. В итоге это право «автоматически» распространилось и на земские земли, а к имени царя прочно присоединилось определение «Грозный» (которое, кстати, на западноевропейских языках обозначается как «Terrible» — «Ужасный»).
Почему Иван Грозный выбрал именно Александровскую слободу? Историки приводят несколько версий. Саму слободу начал обустраивать еще отец Ивана Грозного Василий III в 1513 г. как свою загородную охотничью резиденцию. Часто бывая здесь с родителями в младенческие годы своего безмятежного детства, маленький царевич до конца жизни, возможно, сохранил теплые воспоминания о защищенности в отчем доме. Немаловажной для Ивана была и близость новой резиденции к его любимой Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На случай же возможной неудачи он предусмотрел отступление в хорошо укрепленный Переславль-Залесский, который находился поблизости. Впрочем, и сама Александровская слобода была надежно защищена крепкими стенами, прекрасно обустроена, являясь одной из лучших загородных великокняжеских резиденций еще при Василии III. После смерти Василия Слободой владела мать Ивана Елена Глинская (вот вам и «вдовий удел»), а после нее — Иван Грозный.
Превратив Александровскую слободу в свою фактическую столицу, царь тем не менее не терял связи с Москвой. Но именно из Слободы уходил он в свои многочисленные военные походы, в том числе на разгром Новгорода, Клина и Твери. Сюда привозил военные трофеи, часть из которых можно увидеть и сейчас.
Будучи некоронованной столицей, Слобода действительно стала центром политической и культурной жизни. Здесь проводились посольские приемы, смотрины царских невест, игрались пышные царские свадьбы, развивалось книгопечатание и даже была открыта первая в России консерватория. Здесь же разыгралась трагедия, знакомая по сюжету знаменитой картины Репина, которую в народе называют «Иван Грозный убивает своего сына», а художник назвал «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». После смерти любимого сына Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу.
Распятская церковь-колокольня и Марфины палаты Трапезная в музее слободы
В Смутное время Александровская слобода стала театром военных действий и сильно пострадала. Деревянные строения сгорели. Каменные пострадали, но меньше. Чтобы использовать оставшиеся помещения, в 1651 г. на территории кремля был открыт Свято-Успенский девичий монастырь (ныне действующий). Многие постройки были восстановлены, но частично переделаны в соответствии с их новым назначением.
В советскую эпоху Александров оказался среди городов пресловутого «101-го километра», в радиусе которого высылались из Москвы неугодные элементы. Впрочем, традицию высылки в эту местность начал еще Петр I. Он отправил в монастырь свою сводную сестру царевну Марфу Алексеевну за поддержку мятежной царевны Софьи. Марфа была пострижена под именем Маргариты и здесь же умерла. Позже на целых 10 лет в Александровскую слободу была сослана при Анне Иоанновне дочь самого Петра Елизавета. Но от монашеского клобука ее спас. Бирон. И она, как светское лицо, жила вне стен монастыря. Именно отсюда после дворцового переворота она выехала венчаться на царство.
Александровская слобода (Успенский монастырь) – русский средневековый город
Александровская слобода прославилась тем, что при царе Иоанне IV Грозном целых 17 лет играла роль столицы российского государства. В это трудно поверить, но старинная крепость существует до сих пор. Каждый, кто путешествует по маршрутам «Золотого кольца» России, может приехать в Александров и убедиться, что описанные в любом учебнике истории древний кремль и величественные храмы – не выдумка. Сегодня здесь соседствуют музей-заповедник и женская православная обитель.
Содержание:
История Александровской слободы
Первые постройки на месте будущей Александровской слободы появились в начале XVI века, во время правления великого князя Василия III. Он по примеру западных государей основал на этом месте загородный дворец, куда неоднократно выезжал вместе с двором и семьей. Москва располагалась совсем рядом, неподалеку находилась и Троице-Сергиевская обитель, в которой великий князь был крещен.
Александровская слобода с высоты птичьего полёта
В 1564 году в Александровскую слободу переехал сын Василия III – русский царь Иоанн IV. Он надел монашеские одежды на себя и своих опричников и на 17 лет сделал Александров настоящей столицей Руси.
Отсюда государь не просто правил русскими землями, в Александровской слободе он принимал послов других государств. При Иоанне IV кремль отстроили русские и итальянские зодчие, и он стал единым архитектурным ансамблем.
Вид на храмы Успенского монастыря
Свято-Успенский монастырь
Когда царствовал отец Петра I – Алексей Михайлович, местные купцы обратились с челобитной к настоятелю монастыря, расположенного неподалеку от Александровской слободы. Они просили отца Лукиана помочь им добиться разрешения государя и организовать в бывшей царской резиденции новый женский монастырь.
Как и вся Русь, Александровская слобода с трудом оправлялась от последствий Смутного времени. Бывшую резиденцию Иоанна IV Грозного дважды разрушали войска Яна Сапеги. В окрестных деревнях бедствовало множество вдов, и одинокие женщины хотели объединиться и провести остаток дней в монашеской общине.
Общий вид Троицкого собора Успенского монастыря
Наконец, в апреле 1650 года царь разрешил передать для будущей обители домовую церковь, которую построил Василий III, и стоящую с севера от нее Каменную палату. Корпуса новой обители отстраивали 20 лет.
Расцвет монастыря пришелся на период, когда Россией правил царь Федор III – старший брат Петра I. Обители передали Троицкий собор и три мельницы, а 200 монахинь стали получать ежегодное жалование. С 1670-х годов монастырь стал обслуживать царскую винокурню.
Троицкий собор Успенского монастыря
После воцарения Петра I Александровская слобода стала местом ссылки его сводной сестры Марфы, которую государь подозревал в поддержке стрельцов. Ее насильно постригли в монахини, и под новым именем Маргарита опальная царевна прожила в обители до самой смерти, которая случилась в 1708 году. Такая же участь постигла спустя 10 лет первую супругу Петра I – Евдокию. Успенский монастырь стал ее тюрьмой до последних дней жизни.
К началу революции 1917 года в обители находилось около 300 монахинь. В годы советской власти монастырь закрыли (1923 год), а на его месте создали музей, которому передали все монашеские помещения и ценности.
Собор Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря с высоты птичьего полёта
Территорию бывшей царской резиденции стали называть поселком «Заря». В храмах разместились музейные экспозиции, а в кельях и подсобных помещениях стали жить люди. Внутри монастырских стен попали погреба, разводили огороды и даже держали свинарник. Под Троицким храмом долгое время находилось овощехранилище, а в Сретенской церкви – молокозавод. С начала 1970-х годов в бывшей обители организовали планетарий и детскую площадку.
Возрождение монастыря началось в 1990-е годы. В наши дни Свято-Успенский женский монастырь действующий. Живущие здесь монахини занимаются иконописью и художественной росписью, резьбой по дереву, швейным и золотошвейным производством. При обители открыта воскресная школа для 50 учащихся. Монастырь также имеет подворье в селе Снегирево Владимировской области.
Вид собора Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря
Что можно увидеть в стенах Александровского кремля
Дворцы и храмы Александровской слободы возвели российские зодчие и архитекторы из Италии, которые участвовали в строительстве Московского Кремля. В созданном ими архитектурном ансамбле воплощены лучшие традиции мастеров Владимирско-Суздальской Руси до монгольского периода, а также московского зодчества XV века.
Территорию кремля окружает высокая кирпичная стена, а по углам стоят четыре башни. С западной стороны вход оформлен надвратным храмом Федора Стратилата. Внутри расположено восемь построек XVI-XVIII веков, и почти все они соединены каменными подвалами.
Вид церкви Сретения Господня Успенского монастыря
Самый старый храм Александровской слободы – Троицкий собор (1513 год). Это одноглавая четырехапсидная церковь, главная достопримечательность которой – «Васильевские» ворота, привезенные сюда по распоряжению великого князя Василия III из Новгорода. Ворота были выстроены в 1336 году для храма Святой Софии.
Южнее стоит шатровая церковь-колокольня, освященная в честь Святого Распятия. Она была построена в XVI веке и состоит из ярусной колокольни, придела и одноэтажных палат опальной царевны Марфы-Маргариты. По преданию, именно с этой колокольни холоп Никита пытался совершить легендарный полет на деревянных крыльях.
Церковь Сретения Господня Успенского монастыря с высоты птичьего полёта
С северо-восточной стороны от Троицкого собора возвышается храм Покрова (XVI-XVII вв.). В результате многочисленных переделок к этой церкви пристроены колокольня, трапезная и палаты.
На юго-востоке обители можно увидеть Сретенский храм, который также называют больничной церковью (XVII век). К нему пристроен больничный корпус. Древний храм интересен большим белокаменным подвалом и апсидой необычной формы, которая по размерам превышает основной объем.
Надвратная церковь Феодора Стратилата Успенского монастыря
Здесь же находится живописный Успенский храм (XVI век). Он интересен формами, асимметричен, сочетает совершенно разные объемы, однако смотрится очень гармонично. Как и большинство александровских церквей, Успенская имеет большой белокаменный подвал.
С востока и севера двор обители замыкает «Г-образное» здание монашеских келий. Оно было построено в XVII веке.
Музейные экспозиции
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Успенского монастыря
В старинном кремле размещаются 14 постоянных экспозиций и выставок, а также интерактивные экскурсионные программы, которые знакомят гостей с историей бывшей царской резиденции и монастыря. Туристам предлагают побывать на Государеве дворе и посетить домовый храм Иоанна IV Грозного. В музее можно увидеть, как выглядел интерьер столовой палаты и постельный сенник XVI века.
В подвальном посещении белокаменных палат выставлены образцы русских изразцов и декоративной пластики. Здесь же находятся помещения, где содержали и пытали царских узников. Для любителей живописи музей-заповедник представляет залы с картинами, на которых изображен Иоанн IV Грозный.
Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты Успенского монастыря
Дух Средневековья в Александровской слободе повсюду. Под каменными сводами выставлены товары, которые продавали местные купцы. В лавке можно увидеть старинные приспособления для взвешивания и измерения жидкостей, сундуки, замки, металлическую посуду, прялки, отрезы тканей и гончарные изделия. В Успенском храме создана интересная экспозиция «Царская квасная». А провинциальная гостиная представляет обстановку дома богатого горожанина XVIII-XIX веков.
Информация для посетителей
Часовня водосвятная палаты Успенского монастыря
Как добраться
Дом настоятельницы (справа) Успенского монастыря
Александровская слобода находится в центре города, по адресу Музейный проезд, 20. Из Москвы в Александров удобно приехать на пригородном поезде. Электрички отходят примерно раз в час с Ярославского вокзала, и дорога до Александрова занимает около двух часов. Из Ярославля в Александров курсирует 5 поездов в день. Кроме того, здесь останавливаются поезда дальнего следования.
Александровская слобода находится в 2,3 км с востока от железнодорожного вокзала (станция «Александров I»). Подъехать к музею можно на такси.
Юго-восточная башня Успенского монастыря
Если добираться на собственном автомобиле, то из столицы нужно выезжать по трассе М8 до Двориков, а затем по шоссе Р75 – до Александрова. Протяженности пути – 110 км.
Дорога до Александровской слободы из Владимира чуть длиннее – 120 км. Ехать нужно по трассам М7 и Р75 через Кольчугино. Кроме того, из Владимира до Александрова несколько раз в день курсируют рейсовые автобусы.
Александровская слобода. Тайны резиденции Ивана Грозного
Как и обещали, дорогие читатели, сегодня переносимся в суровый XVI век. Эпоху правления одной из самых неоднозначных персон в русской истории — Ивана IV Грозного. Наш путь лежит в загородную резиденцию первого русского царя – Александровскую слободу, которая почти на 20 лет стала местом, откуда шло военно-политическое управление русским государством и где принимались решения, на много лет определившие ход нашей истории.
Почему Иван Грозный сделал свои загородные владения «столичным градом», зачем и откуда привез в местный Троицкий собор золоченые Васильевские врата, чем интересна Покровская церковь и как связана с этим местом судьба сестры Петра I. Об этом и не только — очередной выпуск программы «Точка на карте» с народным гидом Валентинычем.
Александровская слобода – это небольшая территория в центре Александрова, где сегодня уживаются музей и действующий женский Свято-Успенский монастырь. На их общей территории — сразу несколько экспозиций. Подробно можно узнать на сайте музея. Мы же остановимся лишь на некоторых фактах, связанных с историей резиденции и личностью ее хозяина.
Начали мы с того, что прогулялись и внимательно прислушались к энергетике этого места, о которой ходят весьма пугающие слухи. Откуда-то из подсознания выползают призраки замученных на дыбе, посаженных на кол, заморенных в застенках. Все-таки XVI век — грозные времена! А уж сколько было обвинений от западноевропейских источников: кровавый царь, тиран, убийца. Не жаловали Ивана Васильевича за границей. Кстати, в то время кровь лилась не только в России. В Европе происходили события помасштабнее. Одна Варфаламеевская ночь (1572 года) чего стоит: около 30 000 зарезанных католиками гугенотов по всей Франции. Около 3 000 (цифры разнятся) погибло только в Париже. Кстати, Иван IV сурово осудил массовые убийства, отправив письмо императору Максимилиану II Габсбургу: «Французский король бесчеловечно и безумно поступил, убив столько тысяч людей, включая младенцев».
О том, сколько же погибло людей во времена опричнины Грозного, споры ведутся до сих пор. Разными историками приводятся цифры от 5 до 15 тысяч человек. По «переписи» самого Грозного жертв его режима выходит около 4 000 тысяч. За два года до смерти царь велел составить список всех погибших («Синодик опальных») от опричнины и царского суда и отправить этот список в монастыри: царь покаялся в содеянном и хотел замолить грехи. И если жертвы знатного происхождения в этом документе могли быть перечислены с высокой долей достоверности, то простой люд, слуг могли просто не считать.
Иван Грозный. Потрет работы неизвестного художника. XVIII век.
Мои мрачные размышления прерывает приветливый голос: «У нас тут младенцы засыпают и спят себе спокойно, пока мамы экскурсоводов слушают», — возвращаюсь в реальность и вижу перед собой доброжелательное лицо смотрительницы экспозиции в Распятской церкви. Пожалуй, соглашусь. По моим ощущениям, в резиденции Ивана Васильевича тихо, спокойно и даже как-то торжественно. Все это наша история. И из нее мрачных страниц не вырвать.
Места на памятнике не нашлось
Однако находились и те, кто вырывал. В сентябре 1862 года в Новгороде император Александр II торжественно открывал памятник в честь 1000-летия России. За точку отсчета взяли начало новгородского княжения Рюрика. И Иван Грозный стал единственным из русских правителей, которому не нашлось места на монументе в честь юбилея государства, территорию которой за время своего правления он увеличил почти в два раза.
Тот самый памятник, где Ивана Грозного вы не найдете. Фото: avatars.mds.yandex.net
Хотя, конечно, у новгородцев были свои счеты с грозным царем, но к этому мы еще вернемся. Так где же обитал один из самых загадочных правителей в русской истории, личность которого до сих пор окружает столько тайн? Разберемся в истории Александровской слободы.
«Барвиха» XVI столетия
Первым на Александровскую слободу, бывшее владение братьев Александра и Алексея Старковых (отсюда, по одной из версий, и название), обратил внимание великий московский князь Василий III, отец Ивана IV. Он превратил это место в свою загородную резиденцию, приезжал сюда после богомолий, чтобы поохотиться и попировать вместе с боярами. Некоторые исследователи считают, что к названию села/города/слободы имеет отношение Александр Ярославович Невский, который якобы останавливался здесь на пути в Переславль, но это неточно. И далеко не все с такой версией согласны. Оставим споры историкам. И вернемся к Василию III.
Великий московский князь Василий III. Изображение выполнено по гравюре С. Герберштейна из книги «Записки о Московии»
Отец Ивана Васильевича направил в слободу лучших русских и итальянских зодчих, которые в рекордные сроки (с 1508-го по 1513 год) возвели здесь роскошный по тем временам загородный ансамбль.
Так слобода выглядела в XVI веке
После смерти Василия III в 1533 году резиденция отходит в опричнину (владения) его второй молодой супруги – Елены Глинской, матери Ивана Грозного.
Елена Глинская. Фото: content.onliner.by
Она ненадолго переживет своего мужа, скоропостижно скончается в 1538 году в возрасте 30 лет. Есть мнение, что Елена была отравлена боярами Шуйскими. В останках великой княгини (уже в XX веке) была обнаружена запредельная концентрация ртути. Однако ртуть в то время входила в состав косметики, поэтому многих высокопоставленных женщин того времени постигала схожая участь. Но как бы там ни было, царевич Иван в возрасте 7 лет остался круглым сиротой. Один на один с боярскими кланами, которые уже вступили в ожесточенную битву за престол. Вероятно, тяжелое детство на крови и сформировало взрывной и подозрительный характер будущего царя. Он переехал в Александровскую слободу в 1665 году, решив обезопасить себя от боярских интриг и возможных заговоров. В своей укрепленной резиденции царь чувствовал себя в относительной безопасности. Так слобода на два десятка лет стала негласной политической и культурной столицей русского государства, «стольным градом». В Москве же правитель почти не появлялся.
Иван IV Грозный. Парсуна XVII века.
Первый шатровый храм России
Обратимся к сооружениям Александровской слободы. Они представляют большую историческую ценность. Перед нами — Покровская церковь, домовой храм Ивана Грозного, к этой церкви примыкали царские палаты. Здание стоит на высокой подклети и сохраняет все черты традиционной русской дворцовой архитектуры. Под храмом – огромные подвалы с низкими сводами и необычной формы окнами, выходящими наружу. Такие помещения, по мнению некоторых исследователей, говорят об элитарности постройки. Сейчас памятник находится на реставрации, поэтому внутрь не попасть.
Современный вид церкви (до реставрации)
Первоначальный вид Покровской церкви в начале XVI века. Макет-реконструкция
О дате постройки Покровской церкви ученые спорят до сих пор. Исследователь старины, архитектор-реставратор Вольфганг Кавельмахер утверждал, что храм был построен в начале XVI века. И нет оснований не доверять этому авторитетному мнению.
Вольфганг Кавельмахер. Фото: kawelmacher.ru
Таким образом, Покровская церковь в Александровской слободе — это первый шатровый храм России. И возведен он был даже раньше, чем церковь Вознесения Господня в Коломенском (построена с 1528-й по 1532 годы).
Церковь Вознесения в Коломенском. Фото: rasfokus.ru
Троицкий собор был Покровским
Троицкий собор — идеологическая доминанта современной Александровской слободы. Величественный крестово-купольный храм сразу привлекает внимание: белые стены под черным куполом.
Изначально храм был построен из красного кирпича с резными белокаменными вставками. Сейчас стены забелены, и можно увидеть лишь фрагменты былого убранства.
О точной дате постройки спорят до сих пор, но большинство ученых говорит о 1513 годе. Есть сведения, что Троицкий собор был выстроен по заказу Василия III итальянским зодчим Алевизом Новым. Этот человек считается автором всех основных построек ансамбля, в том числе Покровской и Распятской церквей.
Интересно, что в наименованиях перечисленных церквей очень просто заплутать. Потому что Троицкий собор раньше назывался Покровским. Покровская церковь — Троицкой. Распятская церковь — колокольня — церковью Алексия Митрополита. Почему такая чехарда? Ответить сложно. Но факт остается фактом. Видимо, у кого-то была страсть к переименованиям. Мы же придерживаемся современных названий.
Ансамбль из трех церквей. Покровский храм — на реставрации (в лесах)
Артефакты из Новгорода и Твери
В Троицком храме на клиросе читал и пел сам Иван Васильевич. Но самое интересное, что в соборе сохранился уникальный артефакт XIV века. Это южные святые врата, именуемые Васильевскими. Они были изготовлены в 1335-1336 годах для собора Святой Софии в Великом Новгороде по заказу местного архиепископа Василия Калики (от его имени и название). Высота врат — 3,2 метра, общая ширина – 1,3 метра. Всего в отделке использовано 27 пластин. Причем один из рядов пришлось удалить, так как размеры дверного проема Троицкого собора были меньше, чем Софийского.
Изделие выполнено в европейской технике огневого золочения, или золотой наводки. На медную пластину наносился рисунок, которые закреплялся специальным составом из ртути и золота. Под воздействием высокой температуры ртуть испарялась, а на пластине оставалось золотое изображение.
Это очень красивая вещь, рассматривая детали которой, можно задержаться надолго. Сюжеты, конечно, христианские.
Васильевские врата – это символ окончательного разгрома непокорного Новгорода, которые угрожал своими сепаратистскими настроениями планам первого русского царя.
А планы у Ивана Васильевича были весьма определенные: формирование единого централизованного государства,пресечение местничества. Царь выступил собирателем земель. К тому времени уже присоединил к территории Московского государства Казанское, Сибирское и Астраханское ханства. Новгородский (карательный) поход декабря 1569 года решил проблему с непокорным градом окончательно.
Жертвами опричного войска, которое лично вел Иван IV, стали, по разным оценкам, от 1 до 15 тысяч человек (при общей численности населения города – 30 тысяч). Царский «Синодик опальных», включающий данные «сказки» Малюты Скуратова, приводит следующие цифры по казням в Новгороде: «По Малютине скаске в новгороцкой посылке Малюта отделал 1490 человек (ручным усечением), ис пищали отделано 15 человек». Однако не все считают эту информацию правдивой, так как в нее не включены погибшие от голода, который начался в городе после разорения опричниками, когда все продовольственные запасы населения были уничтожены.
Можно увидеть в Троицком храме Александровской слободы и отголосок другой карательной операции царя. Западные врата (тоже XIV век) при схожих обстоятельствах прибыли из Твери. Их Иван Васильевич снял в тверского Свято-Преображенского собора во время опричного похода в том же 1569 году.
На Тверских вратах сохранилась пластина с изображением Святой Троицы
Царь просвещенный
Но не только опричными погромами вошел в историю царь Иван IV. Был он человеком начитанным и просвещенным, по некоторым свидетельствам, знал наизусть Библию, с увлечением играл в шахматы, писал музыку. В резиденции он создал первую школу хорового пения, куда пригласил лучших распевщиков, сочинителей, музыкантов и исполнителей того времени. Сам государь пробовал себя как композитор, известны созданные им стихиры под названием «Творение царя Ивана».
А еще во времена царствования грозного царя в Москве была отпечатана первая отечественная книга – «Апостол». В Александровскую слободу по приказу Грозного как раз и была перевезена первая российская типография. И ученик первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) напечатал в резиденции «Псалтырь Слободскую».
Марфа и еще шесть жен
Иван Васильевич венчался на царство в возрасте 16 лет. И сразу же вступил в брак с Анастасией Романовной, урожденной Захарьиной-Юрьевой. Брак был долгим и счастливым. Однако через 13 лет любимая супруга скоропостижно скончалась. По мнению самого Грозного, была отравлена недоброжелателями. Личная трагедия подорвала психическое здоровье царя и обострила противостояние с боярством. Наступали смутные времена. После смерти первой супруги он так и не смог больше обрести семейного счастья.
Иван и Анастасия. Фото: bloknot.ru
Сколько же было жен у Ивана Васильевича? На этот счет нет единого мнения. Называют 6 или 7. Четыре брака признаются законными: с Анастасией Романовной, Марией Темрюковной, Марфой Собакиной, Анной Колтовской. Два брака считаются сомнительными: с Анной Васильчиковой и Марией Нагой (матерью убиенного царевича Дмитрия). Существование еще двух жен (Марии Долгорукой и Василисы Мелентьевой) многие историки и вовсе подвергают сомнению.
Примечательно, что в Александровской слободе царь выбирал себе третью невесту. После скоропостижной кончины второй жены Марии Темрюковны (она умерла здесь же, в резиденции, вероятно, тоже от отравления) Грозный вновь пожелал жениться. Со всей страны в резиденцию съехались более 2 000 претенденток. Историк Карамзин так писал об этом событии:
«Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину […], в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богдановну Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами».
Красавица Марфа Собакина. Фото: img-fotki.yandex.ru
Марфа, как и все остальные девушки, тщательным образом была осмотрена строгой врачебной комиссией и была признана абсолютно здоровой. Венчание прошло в Троицком соборе 28 октября 1571 года. Однако уже на свадебном пиру невеста почувствовала себя плохо и покинула пиршество. Спустя две недели девушка умерла, лекари только разводили руками. Официально объявили, что Марфу извели ядом, но была версия, что она приняла какое-то зелье для ускорения зачатия, якобы переданное ей матерью. Проводили расследование, казнили более 20 человек. Многие по этому делу попали в опалу, в том числе и родственники молодой царицы, которые, казалось, с возвышением Марфы вытащили счастливый билет. Но тут же были низвергнуты.
Узница Распятской церкви
О трагических женских судьбах средневековья мы рассказывали в материале про Покровский монастырь в Суздале, где доживали свой век многие насильно постриженные в монахини русские женщины знатного происхождения. Среди них — первая супруга Василия III (отца Ивана IV) Соломония Сабурова, которую муж отправил в монастырь из-за бездетности. Туда же и его сын Иван Васильевич отослал свою пятую супругу — Анну Васильчикову, с которой прожил меньше года.
Захоронение царицы Анны Васильчиковой в Покровском монастыре в Суздале
А в Свято-Успенском монастыре (основан в 1651 году) Александровской слободы уже в конце XVII — начале XVIII века целых десять лет жила еще одна именитая узница. Петр Великий после подавления стрелецкого бунта выслал сюда свою сводную сестру – царевну Марфу Алексеевну, заподозрив ее в связях с заговорщиками.
Здесь царевна не по своей воле приняла постриг под именем Маргариты. Для женщины к Распятской церкви пристроили специальные палаты. Скончалась Марфа в 1707 году. В ее покоях сохранились личные вещи. Сейчас здесь тоже экспозиция.
Сыноубийца или несчастный отец?
А что же царь Иван? Последние дни его в Александровской слободе были омрачены страшной трагедией. В ноябре 1581 года при странных обстоятельствах погибает старший сын и наследник Грозного – Иван Иванович. Есть версия, что государь в порыве ярости ранил царевича наконечником посоха в висок. Через несколько дней молодой человек скончался. Именно этот сюжет изображен художником Иваном Репиным: картина называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Своим произведением автор безапелляционно обвинил царя в убийстве.
Картина художника Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Государственная Третьяковская галерея. Фото: risovach.ru
Противники версии о царе-сыноубийце основываются на том, что обвинения высказывали исключительно недоброжелатели Ивана Грозного: например, опальный князь Курбский и тот же европеец Пассевино. Интересно, что в XX веке при вскрытии гробницы Рюриковичей в останках Ивана Ивановича тоже была обнаружена большая концентрация ртути. Так что версию об отравлении не стоит списывать со счетов. Хотя прямых доказательств нет: ртуть в то время использовалась не только в женской косметике, но и в медицине. А полноценно реконструировать череп царевича и обнаружить на нем следы удара не удалось: кости сильно пострадали от воздействия времени.
А вот внешний вид Ивана Грозного удалось реконструировать по черепу. Скульптуру изготовил антрополог Герасимов в 1964 году
После смерти сына Иван Грозный покидает свою резиденцию и больше сюда не возвращается. Спустя два с небольшим года первый русский царь, успешный собиратель земель, жесткий и авторитарный правитель и военачальник, образованнейший человек своего времени скончался, оставив после своего правления ослабленное опричниной государство и множество вопросов без ответов.
Вот такая она, Александровская слобода. Обязательно посетите это интересное место, прогуляйтесь по длинным аллеям, где некогда вершилась русская история, зайдите на экспозиции музея, поднимитесь на смотровую площадку уникальной одностолпной Распятской церкви-колокольни, которая, устремившись вверх, возвышается над живописным ансамблем некогда величественной царской слободы.
Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода