что такое алгоритмическое мышление

PRAKTIK

Алгоритмическое мышление

Мышление тем и отличает человека от других живых существ, что оно ведет не только к восприятию окружающего мира, но и к пониманию процессов, происходящих в нем. Понять – это значит постичь суть явления, вычленить самое важное во всем многообразии окружающих явлений. Процесс понимания обеспечивается мышлением. От мышления также зависит то, как будет интерпретировано то или иное явление. Поскольку на мышление непосредственно влияет возраст, образование, жизненный опыт и многое другое, то интерпретация одного и того же явления у разных людей может быть различна и не всегда точна. И вот здесь наиболее точную интерпретацию может дать алгоритмическое мышление.

Что такое алгоритмическое мышление?

Алгоритмическое мышление представляет собой специфический стиль мышления, предполагающий наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, решению задач крупными блоками с последующей детализацией и осознанному закреплению результатов решения. Также алгоритмическое мышление представляет собой набор определенных последовательностей действий, которые, вместе с логическим и образным мышлением, увеличивают интеллектуальные способности человека и его творческий потенциал. Этот тип мышления является неотъемлемой частью научного взгляда на окружающий мир. С проявлением алгоритмического мышления в быту сталкивается каждый человек: это и навык планирования своих дел, и привычка к подробному описанию своих действий, которые будут предприняты для достижения поставленной цели.

Для алгоритмического мышления характерны следующие черты: умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи.

Наличие логического мышления не обязательно (хотя и достаточно часто) предполагает наличие мышления алгоритмического. В основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и развитое логическое мышление. Проблема развития алгоритмического мышления в начальной школе – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Основной способ ее решения – поэтапное формирование логических приемов мышления с постепенным переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.
Алгоритмическое мышление – это совокупность мыслительных действий и приемов, нацеленных на решение задач, в результате которых создается алгоритм, являющийся специфическим продуктом человеческой деятельности

Для чего нужно его развивать алгоритмическое мышление?

Чем легче мы умеем понимать чужие алгоритмы и строить свои, тем лучше. Такой тип мышления очень сильно помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном высокотехнологизированном мире.

Как развить алгоритмическое мышление?

Как и всё, что требует развития, алгоритмическое мышление нужно тренировать. Можно тренировать бессистемно, например, играя в стратегические игры. Но так развитие получается однобокое. Хуже всего будет развито понимание свойств и ограничений.

Пониманием и построением алгоритмов занимается информатика. Информатика также изучает их свойства. Логично предположить, что изучение дисциплин, связанных с информатикой и программированием, разовьёт алгоритмическое мышление наилучшим образом.

Алгоритмическое мышление не сводится к набору жестких алгоритмов, а развитие алгоритмического мышления не сводится к механическому заучиванию ряда алгоритмов. Алгоритмическое мышление и его развитие невозможно без самостоятельного поиска решений, творческого построения и формирования алгоритмов.

Любое живое существо, а тем более человек, с рождения сталкивается с непрерывно изменяющимся миром. Чтобы существовать в этом мире долго и успешно, нужно понимать, что произойдёт в следующую минуту. А поняв это, предпринять действия, которые приведут к нужной цели. Ребёнок учится достигать цели постепенно. Для этого он овладевает различными навыками. Сначала сидеть, ходить, говорить, читать и так далее.

Мышление тем и отличает человека от других живых существ, что оно ведет не только к восприятию окружающего мира, но и к пониманию процессов, происходящих в нем. Понять – это значит постичь суть явления, вычленить самое важное во всем многообразии окружающих явлений. Процесс понимания обеспечивается мышлением. От мышления также зависит то, как будет интерпретировано то или иное явление. Поскольку на мышление непосредственно влияет возраст, образование, жизненный опыт и многое другое, то интерпретация одного и того же явления у разных людей может быть различна и не всегда точна. И вот здесь наиболее точную интерпретацию может дать алгоритмическое мышление.

Что такое алгоритмическое мышление?

Алгоритмическое мышление представляет собой специфический стиль мышления, предполагающий наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, решению задач крупными блоками с последующей детализацией и осознанному закреплению результатов решения. Также алгоритмическое мышление представляет собой набор определенных последовательностей действий, которые, вместе с логическим и образным мышлением, увеличивают интеллектуальные способности человека и его творческий потенциал. Этот тип мышления является неотъемлемой частью научного взгляда на окружающий мир. С проявлением алгоритмического мышления в быту сталкивается каждый человек: это и навык планирования своих дел, и привычка к подробному описанию своих действий, которые будут предприняты для достижения поставленной цели.

Для алгоритмического мышления характерны следующие черты: умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи.

Наличие логического мышления не обязательно (хотя и достаточно часто) предполагает наличие мышления алгоритмического. В основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и развитое логическое мышление. Проблема развития алгоритмического мышления в начальной школе – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Основной способ ее решения – поэтапное формирование логических приемов мышления с постепенным переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.
Алгоритмическое мышление – это совокупность мыслительных действий и приемов, нацеленных на решение задач, в результате которых создается алгоритм, являющийся специфическим продуктом человеческой деятельности

Для чего нужно его развивать алгоритмическое мышление?

Чем легче мы умеем понимать чужие алгоритмы и строить свои, тем лучше. Такой тип мышления очень сильно помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном высокотехнологизированном мире.

Как развить алгоритмическое мышление?

Как и всё, что требует развития, алгоритмическое мышление нужно тренировать. Можно тренировать бессистемно, например, играя в стратегические игры. Но так развитие получается однобокое. Хуже всего будет развито понимание свойств и ограничений.

Пониманием и построением алгоритмов занимается информатика. Информатика также изучает их свойства. Логично предположить, что изучение дисциплин, связанных с информатикой и программированием, разовьёт алгоритмическое мышление наилучшим образом.

Алгоритмическое мышление не сводится к набору жестких алгоритмов, а развитие алгоритмического мышления не сводится к механическому заучиванию ряда алгоритмов. Алгоритмическое мышление и его развитие невозможно без самостоятельного поиска решений, творческого построения и формирования алгоритмов.

Источник

Что такое алгоритмическое мышление: как его развить, и для чего это нужно

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышление

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышление

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Своим появлением слово «алгоритм» обязано среднеазиатскому математику Аль-Хорезми. Если ты думаешь, что термин алгоритм, в самом своем начале, применялся в программировании, то ты совершенно права. Алгоритмом средневековые математики называли арифметику, а, чуть позднее, в Европе, так стало называться любое математическое действие по строго определенным правилам.

Именно этот принцип положен в основу программирования: набор инструкций, описывающих порядок действий для решения определенной задачи. В отличии от математики, в программировании эти действия могут выполняться параллельно, или в произвольном порядке, если это не противоречит достижению конечного результата.

Активная сторона познания

Мышление человека напрямую связанно с активной стороной познания. К этой части познания относятся внимание, восприятие, наши ассоциации, формирование суждений путем анализа и синтеза понятий, которые, тоже, формируются здесь.

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышление

Другими словами, мышление – процесс познания связей и отношений этого объективного мира. Результатом мышления является мысль. В словосочетании «алгоритмическое мышление», главным словом является «мышление», а алгоритмическое – это только принцип, на основании которого выстраивается процесс познания.

Чтобы понять принцип действия алгоритмического мышления, необходимо разобраться с общими правилами построения алгоритмов. Для этого возьмем самый простой пример из твоей повседневной жизни: твое утро рабочего дня.

Подпрограмма – важная часть структуры

Утро, у большинства людей, содержит много похожего, поэтому давай возьмем для описания общую, усредненную модель, и составим алгоритм для программы под названием «Утро».

Для успешного написания программы, нам необходимо познакомиться еще с одним термином, который используется в программировании: это подпрограмма. Подпрограммой называется часть программы, которая имеет имя, и содержит определенный набор команд, действий. Подпрограмма может вызываться из любой части программы по своему имени.

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышление

8 способов развивать алгоритмическое и логическое мышление

Это позволяет оптимизировать использование памяти, и структурировать основную программу. В подпрограмме, с помощью определенных команд, может быть описан любой конечный процесс или действие. Например, при написании текста используется подпрограмма «алфавит», которая выбирает необходимую букву из последовательности для формирования и написания слова.

Доброе утро

Итак, программа «Утро». Набор подпрограмм:

Тело самой программы:

Сама программа «Утро» может быть использована как подпрограмма в программе «День». Это очень важно осознать, потому что, если действия программы «Утро» становятся привычными, стандартными для твоего поведения в заданных условиях, то можно говорить о сформированном понятии.

Можешь поменять подпрограммы местами, изменить их продолжительность: это не суть важно. Главное, что, рассуждая над последовательностью подпрограмм в программе «Утро», ты уже применяешь принцип алгоритмического мышления.

Необходимые навыки

Как видим, этот тип мышления предполагает четкое прогнозирование, планирование своих действий. Это очень схоже с принципом логического мышления, но есть отличия в построении последовательности действий. Навыки, которые необходимы для успешного процесса алгоритмического мышления:

Другими словами, алгоритмическое мышление позволит тебе не бояться самой трудной, длинной дороги. Разбивая ее на участки, ты с успехом дойдешь до пункта назначения. Этот способ мышления наделяет тебя способностью создавать последовательную инструкцию для решения любой сложной задачи, и отличается своей логичностью, ясностью, и формальностью подхода.

Простота и логика

Если ты выработаешь в себе способность применять этот тип мышления, то познание мира станет простым и логичным процессом. Умение распознавать алгоритмы в мышлении других людей придет к тебе автоматически: это упростит общение, и позволит четко понимать их мотивы и направление действий.

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышлениеФото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Любой навык или способность, требует не только природной предрасположенности к развитию и закреплению, но и постоянной тренировки. Тренировать развитие алгоритмического мышления, можно, четко планируя и описывая свои действия внутри дня, а также, детально разрабатывая способы, и последовательность своих действий в стандартных жизненных обстоятельствах. Можно играть в стратегические игры.

Информатика и творчество

Отрасль науки, которая изучает принципы и методы построения алгоритмов, называется информатикой. В последнее время, четко определилась область общих интересов информатики и психологии: в вопросах целеобразования, планирования, представления знаний.

Следует помнить, что алгоритмическое мышление не сводиться к сухому набору алгоритмов, и к их механическому заучиванию. Этот тип мышления требует развития творческих навыков в построении последовательности действий, и в поиске оптимизации путей решения в процессе достижения цели.

Источник

Развитие алгоритмического мышление как условие успешного освоение курса «Алгоритмы» и «Начало программирования»

Свою статью я хочу начать с интересных строк из статьи академика Ершова (Академик Андрей Петрович Ершов (1931–1988) – один из зачинателей теоретического и системного программирования в СССР, создатель Сибирской школы информатики и неформальный лидер всего отечественного программистского сообщества. Его существенный вклад в становление информатики как новой отрасли науки и нового феномена общественной жизни широко признан в нашей стране и за рубежом) которая была написана в 1981 название статьи: «Программирование – вторая грамотность»: «Если развитие и распространение книгопечатания привело к всеобщей грамотности, то развитие и распространение ЭВМ приведет ко всеобщему умению программировать»

И у меня появился (возник) вопрос, спустя почти 30 лет после написания этой статьи, за которые действительно произошел огромный скачек в развитии и распространении ЭВМ присутствует ли в нашем современном обществе так называемое всеобщее умение программировать?

Из своего опыта работы я могу сказать, что детей, умеющих программировать, то есть составлять программу для конкретного исполнителя не так много, если не сказать совсем мало!

А ведь это поколение, которое мы называем поколением Z, а сейчас уже выделяют поколение Альфа, выросшее в мире цифровых технологий, в мире программ, в мире большого объема информации (big data) в мире гаджетов, в мире, где можно запрограммировать практически любое устройство, и всё же испытывают сложности при изучении раздела «Алгоритмы и программирование»

Поколение Z, они же зумеры, — молодые люди, родившиеся с 1995 по 2010 год. Это первое поколение, полностью сформировавшееся под влиянием гаджетов и соцсетей, так что их главная особенность и основное преимущество — технологичность.

Поколение Альфа сегодня принято идеализировать: это они рождаются с гаджетом в руках и начинают «говорить» на цифровом языке едва ли не с пеленок;

Да современное поколение достаточно свободно общается с компьютером, поэтому при выполнении практических заданий по использованию прикладных программ (текстовые, графические редакторы) учащиеся чаще всего не испытывают особых трудностей.

И вдруг, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» ученик сталкивается с проблемой: надо решать задачи, как и на уроке математики. Учащиеся понимают, что они не получается составить программу так, чтобы она привела к нужным результатам, и вообще компьютер делает не то, что нужно.

И часто на уроках, по темам алгоритмы и исполнители (не важно это 4 класс или 8 класс) ребята не испытывают желание работать за компьютерами.

И действительно писать коды согласитесь не совсем интересно и возможно даже скучно, а если тебе еще и не понятно, как это делать, то интерес соответственно пропадает.

С каким противоречием мы сталкиваемся: с одной стороны, мы живем в мире технологий, в мире программируемых устройств, и в этом мире выросло новое поколение, но разделы алгоритмика и программирование всё также относится к трудно понимаемому разделу.

Если просматривать новый образовательный стандарт по информатике и ИКТ, то одной из целей обучения информатике является как раз развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

В моем представлении успешность овладения навыками программирования зависит от уровня развития алгоритмического мышления и от замотивированной учащихся.

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышление

В этой статье я хочу рассказать какими способами я повышаю уровень алгоритмического мышления на своих уроках и как стараюсь мотивировать учащихся к изучению раздела информатики.

Что понимается под алгоритмическим мышлением?

Существует много определений понятия алгоритмического мышления.

Данный стиль представляет собой специфический способ мышления, предполагающий умение создать алгоритм, для чего необходимо наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками с последующей детализацией

Алгоритмическое мышление – это совокупность мыслительных действий и приемов, нацеленных на решение задач, в результате которых создается алгоритм, являющийся специфическим продуктом человеческой деятельности.

Содержание и объём понятия «алгоритмическое мышление» рассматривались многими учеными и академиками: А.П.Ершовым, А.Г. Кушниренко, Г.В.Лебедевым, Ю.А.Первиным и др. оно определяется как «умение планировать структуру действии̮, необходимых для достижения цели, при помощи фиксированного набора средств»; «умение строить информационные модели для описания объектов и систем»; «умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленною̮ задачи»

Логично предположить, что разделы, связанные с алгоритмами и их свойствами, а также с исполнителями развивают алгоритмическое мышление наилучшим образом, но моя цель подготовить учащихся к изучению этих разделов. То есть

И тогда я начала изучать литературу и искать из чего же складывается алгоритмическое мышление.

Основными компонентами алгоритмического мышления являются:

Выделив компоненты алгоритмического мышления, я осмелилась предположить, что развитие данных умений приведет к развитию алгоритмического мышления в целом, но еще раз повторю, что я стараюсь развивать эти умения не только при изучении темы «Алгоритмы и исполнители» а при изучении тем на протяжении всего периода обучения.

Задачи:

Я, как учитель, произвожу постоянный поиск новых приемов, методов, форм обучения, способных обеспечить решение поставленных передо мной задач, а задача развивать умения.

Хочу разобрать каждый компонент алгоритмического мышления и описать какими метадами я развиваю умения, входящие в компонент.

1 компонент алгоритмического мышления: структурный анализ задачи

Умение строить информационные модели для описания объектов и систем, отображающей существующую систему отношений элементов как между собой, поиск нужной информации необходимой для решения поставленной задачи, умений работать с большими объемами разнообразной информации.

Для развития этого умения на уроках использую представление информации в виде схем, отражающих взаимоотношения объектов, схемы описания объектов.

Пример 1. Тема «Компьютер – как система» (6 класс).

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышление

Пример 2: Тема «Решение задач с использованием графов».

2 компонент алгоритмического мышления разбиение большой задачи на малые

Пример 1: Тема «Системы счисления». 8 класс.

Задача: вычислите: (2589 +101002) / 2314

Вопрос: может ли мы выполнить операции с числами из разных систем счисления?

Как решить данную задачу?

1. Перевести числа в одну систему (десятичную)

2. произвести вычисления

3 компонент алгоритмического мышления планирование возможных ситуаций и реакций на них

Пример 1: 8 класс. Тема «Перевод десятичного числа в число системы счисления с основанием q».

Задание: перевести десятичное число 259 в двоичную с.с.с

При решении данной задачи учащиеся должны контролировать остатки, так как остатки это есть знаки, с помощью которых мы будем записывать число 259 в двоичной системе (в случае остатка, который не входит в нужную систему счисления, необходимо исправить ошибку)

Пример 2: 5 класс: задачи на переправы (планирование возможных ситуаций).

Пример 3: 5 класс при изучении темы «Метод координат» играем в игру «Морской бой» (стратегичсекая но

4 компонент алгоритмического мышления понимание и использование формальных способов записи решения (составление алгоритма)

На своих уроках я предлагаю учащимся записать последовательность выполняемых действий при помощи блок-схемы, это наглядно и учащимися легко запоминается.

Пример: «Предложи свои̮ способ решения» При возникновении новой проблемной ситуации по ходу решения задачи я предлагаю учащимся подумать и записать на листе бумаги тот способ (метод) решения, который он считает правильным и корректным и который поможет выйти из этой ситуации.

Задача: 7 класс: рассчитать количество комбинаций (переписывать, строить дерево вариантов)

Пример: 8 класс: Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q (на уроке строим блок-схему региня).

что такое алгоритмическое мышление. Смотреть фото что такое алгоритмическое мышление. Смотреть картинку что такое алгоритмическое мышление. Картинка про что такое алгоритмическое мышление. Фото что такое алгоритмическое мышление

Конечно, при изучении вообще любой темы, особенно если тема не всем дается легко большое значение имеет мотивация. Если речь идет о темах, связанных с алгоритмами и программированием, деятельность учителя должна быть направлена на повышение мотивации, престижности ИТ-специальностей и формирование интереса к изучению ИКТ.

Я использую следующие приемы для мотивации учащихся:

Я стараюсь создать на уроках ситуацию успеха: при выполнении практических работ разрешаю работать парами.

Использую такие приемы как: Эпиграфы

Не даю алгоритм в чистом виде (блок схема разветвляющегося алгоритма, составить аналогичную)

Деятельность учителя не обходится без импровизации: однажды на уроке в 8 классе, мы разбирали составления алгоритма и программы нахождения корней квадратного уравнения я сказала детям представьте, что вы напишите программу одни раз и сможете проверять правильность решения любого квадратного уравнения.

Конечно определить уровень алгоритмического мышления не просто и этим должны заниматься психологи, для меня критерием достижения поставленной цели я является увеличение учащихся успешно освоивших раздел программирование, и способных выполнить задания, связанные с составлением и анализом программ при сдаче ОГЭ.

Увеличения числа учащихся верно решивших задачу на составление алгоритма в школьном этапе олимпиады школьников.

Двое моих бывших учеников обучаются в Яндекс-школе.

Как сказал римский писать Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Развитие алгоритмического мышления важная задача современной школы. Я уверенна, что развивать алгоритмическое мышление возможно не только на уроках информатики, так как Алгоритмический способ мышления не связан только с вычислительной техникой, он помогает решать задачи в любой сфере деятельности людей. В процессе жизнедеятельности человек, так или иначе, применяет алгоритмический подход.

Если осуществлять развития алгоритмического мышления непрерывно, в течении всего периода обучения и на любом предмете, возможно мы придем ко всеобщему умению программировать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *