что такое альтерация в музыке определение для детей
Понятия альтерация и хроматизм и их функции в музыке
Приветствую всех читателей нашего сайта! Сегодня мы продолжим цикл статей про теорию музыки. На мой взгляд, изучать теорию необходимо каждому, кто учится играть на каком-то музыкальном инструменте (в том числе и на гитаре), даже если человек собирается осваивать только начальный уровень игры. Итак, давайте же перейдём к изучению таких понятий, как альтерация и хроматизм.
Музыкальные термины хроматизм и альтерация тесно связаны с повышением и понижением основных ступеней лада.
Альтерация в музыке
Альтерация в теории музыки — изменение высоты ступени ладового звукоряда на полтона или тон, при этом название этой ступени сохраняется с добавлением знака альтерации. Интервал или аккорд, в состав которых входят альтерированные звуки, также становятся альтерированными. С помощью альтерации появляется возможность от любой ступени звукоряда построить лад, вследствие чего возникают разные мажорные и минорные тональности.
С помощью знаков альтерации в нотном письме можно обозначить виды альтерации (всего их 5): на полутоновое повышение звука указывает знак диез, на полутоновое понижение — знак бемоль, дубль-диез (двойной диез) говорит о повышении на тон, дубль-бемоль (двойной бемоль) — о понижении на тон. Бекар отменяет ранее указанные для определенной ноты знаки альтерации.
Случайные знаки альтерации в музыке всегда находятся слева от альтерируемой ноты и действуют только на протяжении такта. Стоящие при ключе знаки альтерации относятся к тональности и действуют на протяжении всего произведения (при отсутствии знаков отмены).
Альтерация в музыке создает атмосферу эмоционального накала, драматизма, конфликта, напряжения. Проникнуться подобной атмосферой, созданной альтерацией, можно, прослушав Фугу cis moll Баха, 5-ю Симфонию Шостаковича, Фантазию c moll Моцарта.
Хроматизм в музыке
Хроматизм в музыке — это введение в тональность звуков, не входящих в ее диатонический ряд, путем изменения ступеней тональности на полутон. Название «хроматизм» произошло от греческого слова «хрома», которым пользовались для обозначения трех понятий: цвет, краска, эмоции. Музыканты прошедших столетий представляли диатонические ступени звукоряда как цвета радуги, а полутоновые изменения — как их оттенки.
Вспомогательный хроматизм заключается в появлении после основной ступени тональности измененного на полутон звука, который сразу же возвращается в эту ступень. Вспомогательный звук возвращается в ту же ноту, из которой вышел, при этом не оказывает значительного влияния на мелодию. Пример вспомогательного хроматизма: фа — соль бемоль — фа.
Проходящий хроматизм представляет собой переход от одной диатонической ступени к другой через хроматический звук. Примером здесь может быть: фа — фа диез — соль. Проходящий хроматизм участвует в движении мелодии.
В этюде Шопена a-moll op. 10 N2 можно наблюдать мелодический хроматизм при диатонических аккордах. Мелодическая линия романса «Ночь» Рубинштейна содержит хроматизмы восходящего тяготения. Бетховен в 32-й сонате для фортепиано (2-я часть, в начале 1-й вариации) использует хроматизм, направленный от звуков тонического трезвучия, уводящий в другую тональность. Хроматизм широко использовал в своих произведениях Вагнер, например, в опере «Тристан и Изольда».
Хроматической называется гамма, движение в которой осуществляется только полутонами. Хроматическая гамма создается заполнением больших секунд полутонами, звукоряды натурального мажора и минора составляют ее основу.
В целом считается, что в зависимости от темпа хроматизм преследует различные цели в музыке: при медленном темпе добавляет эмоциональные интонации, а при быстром играет звукоизобразительную роль.
В гармонии под альтерацией подразумевается хроматическое изменение неустойчивых ступеней лада, усиливающее их тяготение к устойчивым ступеням. Альтерация считается частным случаем хроматизма, так как альтерируются только неустойчивые ступени, а ступени тонического трезвучия остаются неизменны.
При применении альтерации ладовые тяготения аккордовых и мелодических звуков усиливаются, возникает свежее, нехарактерное звучание, ярче проявляется гармонический колорит. К альтерации часто обращаются при модуляции.
Что такое альтерация в музыке определение для детей
Повышение или понижение основной ступени диатонического лада (см. словарь) называется хроматизмом. Новая ступень, образованная таким образом, является производной и своего названия не имеет. В силу вышесказанного, новая ступень обозначается как основная со знаком альтерации (см. статью).
Сразу поясним сказанное. Например, пусть у нас основной ступенью является нота «до». Тогда в результате хроматического изменения мы получим:
Знаки альтерации, хроматически изменяющие основные ступени лада, являются случайными знаками (см. словарь). Это значит, что они не ставятся при ключе, а пишутся перед той нотой, к которой относятся. Однако напомним, что действие случайного знака альтерации распространяется на весь такт (если знак «бекар» не отменит его действие раньше, как на рисунке):
Рисунок 1. Пример случайного знака альтерации
Знаки альтерации в рассматриваемом случае не указываются при ключе, а указываются перед нотой, когда она встречается.
Например, рассмотрим гармонический до-мажор. У него понижена VI ступень (нота «ля» понижена до «ля-бемоля»). В результате всякий раз, когда встречается нота «ля», перед ней указывается знак бемоля, но в ключе ля-бемоль не указывается. Можно сказать, что хроматизм в данном случае является постоянным (что свойственно самостоятельным видам лада).
Хроматизм может быть как постоянным, так и временным.
Альтерация
Хроматическое изменение неустойчивых звуков (см. статью), в результате чего усиливается их тяготение к устойчивым звукам, называют альтерацией. Это значит следующее:
В мажоре может быть:
В миноре может быть:
Хроматически изменив звук, автоматически меняются и интервалы, присутствующие в ладе. Наиболее часто появляются уменьшенные терции, которые разрешаются в чистую приму, а также увеличенные сексты, которые разрешаются в чистую октаву.
Итоги
Вы познакомились с важными понятиями хроматизм и альтерация. Эти знания понадобятся вам как при чтении нот, так и при сочинении собственной музыки.
Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар)
В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си ). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.
Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.
Посмотрите, как это выглядит в нотах:
Что такое полутон?
Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:
Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.
Теперь, думаю, понятно, как можно повысить или понизить звук на полутон – вместо основной ступени просто берётся соседняя сверху или снизу, в зависимости от того, понижаем или повышаем мы звук. Подробнее о том, как играть диезы и бемоли на фортепиано, читайте в отдельной статье – «Как называются клавиши пианино».
Дубль-диез и дубль-бемоль
Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли. Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона).
Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез, а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа».
Случайные и ключевые знаки
Что ещё нужно знать о диезах и бемолях? Диезы и бемоли бывают случайными и ключевыми. Случайные знаки альтерации – это те, которые действуют только в том месте, где они применены (только внутри одного такта). Ключевые знаки – это диезы и бемоли, которые выставляются вначале каждой строки и действуют на протяжении всего произведения (то есть каждый раз, когда встречается такая нота, которая отмечена диезом в самом начале). Ключевые знаки записываются в определённом порядке, подробнее об этом вы можете почитать в статье «Как запомнить ключевые знаки».
Итак, подведём итоги.
Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).
Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.
Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»
Вверх
Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке
Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».
Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.
В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.
Знаки альтерации
Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.
Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».
Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».
Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».
Как диезы и бемоли меняют ноты?
Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».
А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.
Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.
Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).
А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.
Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:
А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.
На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:
Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?
А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.
Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.
Как говорить и как писать?
ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.
ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.
Ключевые и случайные диезы и бемоли
Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.
Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.
Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.
Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.
Порядок диезов и порядок бемолей
Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.
То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?
А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.
Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе
Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».
А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).
Альтерация (муз.)
Под А. подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней), служащее средством мелодического и гармонического разнообразия. Интервалы или аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными.
Смотреть что такое «Альтерация (муз.)» в других словарях:
АЛЬТЕРАЦИЯ — (лат. alteratio, от alter другой). Музыкальный термин, обозначающий перемещение диатонической гаммы или вообще интервала посредством повышения или понижения на полутон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
альтерация — АЛЬТЕРАЦИЯ, АЛТЕРАЦИЯ и, ж. altération f, пол. alteracyja <лат. alteratio. 1200. Лексис. 1. Изменение, перемена (обычно в дурную сторону, нарушение, расстройство). Сл. 18. Хотя торговыя наши обязательства кончилися, но сие не может и не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АЛЬТЕРАЦИЯ — АЛЬТЕРАЦИЯ, альтерации, жен. (лат. alteratio изменение) (муз.). Повышение или понижение тона на полтона или тон в пределах какой нибудь тональности. Бемоль, бекар и диез знаки альтерации. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
альтерация — [тэ], и; ж. [от лат. alteratio изменение]. Муз. Повышение или понижение звука на полутон или тон. * * * альтерация (от ср. век. лат. alteratio изменение) (муз.), повышение или понижение ступени ладового звукоряда без изменения её названия. Знаки … Энциклопедический словарь
альтерация — альтер ация, и (муз., биол.) … Русский орфографический словарь
альтерация — (тэ) и; ж. (от лат. alteratio изменение); муз. Повышение или понижение звука на полутон или тон … Словарь многих выражений
алтерация — АЛЬТЕРАЦИЯ, АЛТЕРАЦИЯ и, ж. altération f, пол. alteracyja <лат. alteratio. 1200. Лексис. 1. Изменение, перемена (обычно в дурную сторону, нарушение, расстройство). Сл. 18. Хотя торговыя наши обязательства кончилися, но сие не может и не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия
Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… … Музыкальная энциклопедия
Сольмизация — (от названия муз. звуков соль и ми), сольфеджио, сольфеджирование (итал. solmisazione, solfeggio, solfeggiare, франц. solmisation, solfиge, solfier, нем. Solmisation, solfeggieren, solmisieren, англ. solmization, sol fa). 1) В… … Музыкальная энциклопедия