что такое альтернативный выбор
Принцип альтернативности выбора
Понятия «альтернатива», «альтернативный» отражают своеобразие мышления человека экономического, который в условиях ограниченных ресурсов неизбежно находится в ситуации выбора, какие блага производить, как и кому распределять имеющиеся блага, какие блага потреблять.
Сущность принципа альтернативности заключается в следующем: принимая решение в пользу того или иного варианта действий, экономический субъект неизбежно отказывается от других вариантов, «упускает возможность» иного варианта использования (производства, распределения и потребления) имеющихся ресурсов. Альтернатива – это путь удовлетворения потребности, исключающий другие пути. Осознание альтернативы позволяет хозяйствующему субъекту понять цену сделанного выбора.
Приведем наиболее значимые варианты ситуаций выбора, которые анализируются экономической теорией.
В разделе «Микроэкономика» изучается поведение потребителя и производителя. Потребитель, имея бюджетные ограничения, осуществляет выбор товаров или услуг, основываясь на каких-то своих предпочтениях, соотнося товары по критерию «цена-качество», следуя рациональному расчету. Он стремится к минимизации своих расходов и максимизации полезности, ценности приобретаемых товаров или услуг. Приобретая какие-то товары или услуги, потребитель отказывается от других возможностей, которые предлагает рынок. Приобретая билет в театр, потребитель отказывается от покупки, допустим, продуктов питания или предметов личного пользования. Цена выбора включает в себя стоимость билета плюс «издержки упущенных возможностей», а именно стоимость неприобретенных товаров, потерю удовольствия от их возможного использования.
Производитель, владея определенными производственными ресурсами, делает выбор той сферы производства, в которую он может эти ресурсы вложить. Допустим, вы стали фермером и арендуете землю (площадь земельного участка составляет 1 га). Как использовать этот фактор производства? Можно построить свиноферму или выращивать картофель, помидоры, пшеницу и т.д. Известно, что доход от продажи свинины в 4 раза больше, чем доход от продажи пшеницы, собранной с 1 га, в 3 раза выше дохода от продажи арбузов, в 2 раза больше дохода от продажи помидоров. Какое решение принять? Понятно, что выгоднее разводить свиней. А если вы примете решение вырастить пшеницу? Тогда к затратам на производство пшеницы вы должны будете прибавить «недополученную прибыль» от разведения свиней. Это плата за то, что вы выбрали наименее выгодную альтернативу использования земли.
При этом допускаем, что:
— экономика страны производит два вида продуктов;
— имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;
— технология производства постоянна.
Страна сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: сколько производить средств производства, сколько производить потребительских товаров. Общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов на производство продукта В. Правилен также и противоположный вывод: если увеличить производство продукта В, то необходимо сократить производство продукта А.
Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую связан с действием закона возрастающих альтернативных затрат: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта.
В графическом изображении закон альтернативных затрат находит отражение в форме кривой производственных возможностей (рис. 1).
Рис. 1. Модель производственных возможностей экономики
Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Чтобы осуществить различные комбинации производства «А» и «В», показанные на кривой, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства.
В модели раскрываются четыре основные идеи:
— ограниченность ресурсов подразумевает, что выпуск продуктов осуществим только при вариантах производства, находящихся внутри или на кривой производственных возможностей;
— возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов;
— нисходящий наклон кривой подразумевает наличие альтернативных затрат;
— выгнутость кривой показывает увеличение альтернативных затрат с ростом производства какого-либо продукта.
Все сочетания «А» и «В» на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.
Полное использование ресурсов – это ситуация, когда рост одного результата может идти только за счет уменьшения другого результата. Данная ситуация называется «эффективностью по Парето», в честь итальянского экономиста В. Парето, который сформулировал суть полного или эффективного использования ресурсов.
Точки, находящиеся выше кривой производственных возможностей (L), оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой, но они недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства в экономике страны. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной выше кривой производственных возможностей.
В основе экономической деятельности фирмы, получающей доход от экономической деятельности, лежит альтернатива между оплатой труда или капитализацией прибыли.
Государство как экономический агент также оказывается в ситуации, когда необходимо принимать решение о выборе политики распределения и перераспределения доходов. В основе экономического выбора государства лежит альтернатива: либо соблюдать социальную справедливость, поддерживая равенство в обществе, создавая условия одинакового «стартового уровня» для граждан, либо поддерживать эффективного собственника, выстраивая соответствующую налогово-кредитную политику. Цена решения неоднозначна. Так, стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности, разрушением стимулов к труду. С другой стороны, падение уровня жизни, глубокое неравенство даже с ожиданием положительных перспектив для развития экономики в будущем подрывает стабильность общества.
Обобщая вышесказанное, видно, что каким бы видом деятельности ни занимался экономический субъект, какое бы решение он ни принимал, он всегда несет издержки упущенных возможностей. Именно в связи с этим в экономической науке используются понятия «альтернативная стоимость», «альтернативные издержки». Цену товара или услуги, приобретенных потребителем, можно измерить не в денежных единицах, а в количестве других благ (или блага), приобретением которых пожертвовал потребитель. Величину издержек производителя можно определить через неиспользованный вариант использования имеющихся ресурсов. Так, производитель вкладывает денежные ресурсы в приобретение станков, а не в приобретение такого ресурса, как земля. Величина издержек может состоять из суммы прямых затрат, связанных с созданием товара, + издержки упущенных выгод.
2.3. Принцип альтернативности выбора
Вопросы к рассмотрению
1. Сущность принципа альтернативности выбора.
2. Понятия «издержки упущенных возможностей», «альтернативные издержки», «альтернативная стоимость».
3. Модель производственных возможностей экономики.
4. Эффективность по Парето.
5. Альтернативность экономических целей и способов их реализации.
Основные понятия и категории: альтернатива, издержки упущенных возможностей, производственные возможности, кривая производственных возможностей, потребление, сбережение, инвестиции, социальная справедливость.
Понятия «альтернатива», «альтернативный» отражают своеобразие мышления человека экономического, который в условиях ограниченных ресурсов неизбежно находится в ситуации выбора, какие блага производить, как и кому распределять имеющиеся блага, какие блага потреблять.
Сущность принципа альтернативности заключается в следующем: принимая решение в пользу того или иного варианта действий, экономический субъект неизбежно отказывается от других вариантов, «упускает возможность» иного варианта использования (производства, распределения и потребления) имеющихся ресурсов. Альтернатива – это путь удовлетворения потребности, исключающий другие пути. Осознание альтернативы позволяет хозяйствующему субъекту понять цену сделанного выбора.
Приведем наиболее значимые варианты ситуаций выбора, которые анализируются экономической теорией.
В разделе «Микроэкономика» изучается поведение потребителя и производителя. Потребитель, имея бюджетные ограничения, осуществляет выбор товаров или услуг, основываясь на каких-то своих предпочтениях, соотнося товары по критерию «цена-качество», следуя рациональному расчету. Он стремится к минимизации своих расходов и максимизации полезности, ценности приобретаемых товаров или услуг. Приобретая какие-то товары или услуги, потребитель отказывается от других возможностей, которые предлагает рынок.
Производитель, владея определенными производственными ресурсами, делает выбор той сферы производства, в которую он может эти ресурсы вложить. Допустим, вы стали фермером и арендуете землю (площадь земельного участка составляет 1 га). Как использовать этот фактор производства? Можно построить свиноферму или выращивать картофель, помидоры, пшеницу и т.д. Известно, что доход от продажи свинины в 4 раза больше, чем доход от продажи пшеницы, собранной с 1 га, в 3 раза выше дохода от продажи арбузов, в 2 раза больше дохода от продажи помидоров. Какое решение принять? Понятно, что выгоднее разводить свиней. А если вы примете решение вырастить пшеницу? Тогда к затратам на производство пшеницы вы должны будете прибавить «недополученную прибыль» от разведения свиней. Это плата за то, что вы выбрали наименее выгодную альтернативу использования земли.
При этом допускаем, что:
— экономика страны производит два вида продуктов;
— имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;
— технология производства постоянна.
Страна сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами: сколько производить средств производства, сколько производить потребительских товаров.
Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую связан с действием закона возрастающих альтернативных затрат: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта.
В графическом изображении закон альтернативных затрат находит отражение в форме кривой производственных возможностей (рис. 3).
Рис. 3. Модель производственных возможностей экономики
Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Чтобы осуществить различные комбинации производства «А» и «В», показанные на кривой, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства.
В модели раскрываются четыре основные идеи:
— ограниченность ресурсов подразумевает, что выпуск продуктов осуществим только при вариантах производства, находящихся внутри или на кривой производственных возможностей;
— возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов;
— нисходящий наклон кривой подразумевает наличие альтернативных затрат;
— выгнутость кривой показывает увеличение альтернативных затрат с ростом производства какого-либо продукта.
Все сочетания «А» и «В» на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.
Полное использование ресурсов – это ситуация, когда рост одного результата может идти только за счет уменьшения другого результата. Данная ситуация называется «эффективностью по Парето», в честь итальянского экономиста В.
Точки, находящиеся выше кривой производственных возможностей (L), оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой, но они недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства в экономике страны. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной выше кривой производственных возможностей.
В основе экономической деятельности фирмы, получающей доход от экономической деятельности, лежит альтернатива между оплатой труда или капитализацией прибыли.
Государство как экономический агент также оказывается в ситуации, когда необходимо принимать решение о выборе политики распределения и перераспределения доходов. В основе экономического выбора государства лежит альтернатива: либо соблюдать социальную справедливость, поддерживая равенство в обществе, создавая условия одинакового «стартового уровня» для граждан, либо поддерживать эффективного собственника, выстраивая соответствующую налогово-кредитную политику. Цена решения неоднозначна. Так, стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности, разрушением стимулов к труду. С другой стороны, падение уровня жизни, глубокое неравенство даже с ожиданием положительных перспектив для развития экономики в будущем подрывает стабильность общества.
Обобщая вышесказанное, мы видим, что каким бы видом деятельности ни занимался экономический субъект, какое бы решение он ни принимал, он всегда несет издержки упущенных возможностей. Именно в связи с этим в экономической науке используются понятия «альтернативная стоимость», «альтернативные издержки». Цену товара или услуги, приобретенных потребителем, можно измерить не в денежных единицах, а в количестве других благ (или блага), приобретением которых пожертвовал потребитель. Величину издержек производителя можно определить через неиспользованный вариант использования имеющихся ресурсов. Так, производитель вкладывает денежные ресурсы в приобретение станков, а не в приобретение такого ресурса, как земля. Величина издержек может состоять из суммы прямых затрат, связанных с созданием товара, + издержки упущенных выгод.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается сущность принципа альтернативности?
2. Приведите примеры ситуаций выбора для потребителя и производителя.
3. Какие идеи отражает кривая производственных возможностей?
4. Приведите альтернативные варианты использования дохода со стороны домохозяйств, фирм и государства.
Экономика
А Вы уже инвестируете?
Слышали про акцию в подарок?
Зарегистрируйся по этой ссылке
и получи акцию до 100.000 руб
План урока:
Понятие выбора в экономике и альтернативной стоимости
Из прошлого урока нам известно, что ресурсы планеты имеют границы, а потребности увеличиваются день ото дня. Этим объясняется то, что каждый член общества в своей жизни ежедневно вынужден делать экономический выбор.
Его сущность заключается в том, что имеющиеся ресурсы нужно использовать так, чтобы получить наибольшую выгоду от их вложения. Человек и общество должны принять решение на что потратить средства в первую очередь: на питание, ремонт в квартире или покупку нового автомобиля. Они должны знать, какое из этих вложений будет более выгодным. Решение проблемы экономического выбора заключается в поиске ответов на три важнейших вопроса экономики:
Полученные ответы влияют на выбор экономической системы, состояние рынка (количество продавцов и покупателей на нем), уровень нужности товара, сколько его продается на рынке.
Все субъекты экономической деятельности стараются при принятии решения действовать рационально, т.е. выбирать такой вариант, который принесет большую выгоду с минимальными затратами. Этому процессу ученые-экономисты дали название «альтернативная цена (издержки, стоимость)».
Что понимается под термином альтернативная стоимость? Под ней подразумевают цену замены или отвергнутой альтернативы, которая была лучшей из всех возможных вариантов.
Для более наглядного представления приведем примеры, раскрывающие понятие альтернативная стоимость. Школьник имеет 100 рублей карманных денег. Он хочет приобрести пирожное и сок. Но также ему хочется купить новую книгу, которая популярна среди его одноклассников. Он идет в магазин, смотрит на цену нужных ему вещей и понимает, что денег хватит или на покупку пирожного и сока, либо на книгу. Это и есть экономический выбор школьника. Поход по магазинам предполагает трату времени (время – это ресурс, использовать его надо с умом) в обмен на приобретение нужного товара.Такой выбор альтернативной стоимости делают не только люди, но и все фирмы, и государство. Для предприятия он выражен в том, какие товары нужно производить и их будут покупать, а какие не будут пользоваться спросом.
Рассмотрим пример альтернативной стоимости производства. Компания «Лига» имеет небольшой бюджет, должна решить вопрос, как увеличить объем выпуска товаров, которые пойдут на продажу. У нее есть два варианта:
Рациональный выбор компании «Лига» будет состоять в том, какой из двух возможных вариантов потребует меньших затрат, но поможет увеличить выпуск товаров.
Под альтернативной стоимостью возможностей понимают те товары, услуги (возможности использования ресурсов), которые были отвергнуты в пользу других. Наравне с этим понятием применяют словосочетание «упущенная выгода», которое означает потери при выборе одного из вариантов. Из этого формируется закон увеличения альтернативной стоимости. Он состоит в том, что когда ресурсы используются рационально, а уровень выпуска продукции растет, то альтернативные издержки следующей произведенной единицы блага (товара) также возрастут.
Приведем примеры альтернативной стоимости. Паша должен решить, как он проведёт лето. Первый вариант – поездка к родственникам на каникулы. Второй вариант – летняя работа. Паша выбрал отдых у родных. Значит, работа будет являться альтернативной стоимостью.Что нужно сделать, чтобы рассчитать ее ценность или упущенную выгоду?
Предположим, что цена билета туда и обратно будет равна 200 рублям. А на работе Паша мог заработать 1000 рублей. Значит альтернативная стоимость будет равна 1000 рублей.
Родственники всегда дарят Паше деньги (500 рублей) и оплачивают дорогу, тогда упущенная выгода будет равна 500 рублям. При выборе поездки к родственникам, Паша потерял в деньгах, которые мог заработать, но были удовлетворены его другие нужды.
Понятие альтернативной стоимости выражается в нескольких измерителях: определённом товаре или услуге; денежных средствах или времени.
Примером альтернативной цены блага (товара) является сделка-бартер: обмен 3 тонн фруктов (груш) на 5 тонн бензина.
Примером альтернативной стоимости, выраженной в денежном выражении в экономике: у человека есть 150 рублей на покупку билета в театр или удовлетворение других потребностей. Альтернативной ценой билета будет важность благ, от которых отказались, для похода в кино (приобретение книги или отложить деньги в копилку). Тогда альтернативная стоимость равна цене товара.
Еще одним примером альтернативной стоимости является принятие решения школьника о своем досуге. Он может выбрать подготовку к предстоящей контрольной работе, и потратить на это несколько часов. А может пойти в кино. Тогда альтернативой высокой оценки за контрольную работу, будет удовлетворение потребности от общения с одноклассниками и просмотра фильма.
Для чего строят кривую производственных возможностей
Экономический выбор и альтернативная стоимость – это термины, широко используемые для изучения экономической деятельности общества. Чтобы составлять прогнозы, определять направления деятельности производства (выпускать военную продукцию или товары для детей) ученые-экономисты применяют разные графические модели. Чтобы отразить проблему выбора, используют кривую производственных возможностей, она показывает объемы выпуска двух возможных благ, когда ресурсы используются в полном объеме, т.е. она показывает, какой максимальный объем товара Х будет выпущен при любом возможном количестве товара У и наоборот.
Прежде, чем рассмотреть, как ее строить, нужно выяснить, что такое производственные возможности – источники, позволяющие производить экономические блага, когда все ресурсы используются в полном объеме (есть нужное количество работников, необходимое оборудование, запасы).
Для построения КПВ используют следующие постоянные:
Для производства кривая производственных возможностей имеет важное значение. Все точки на ней считаются эффективными, так как для роста производства одного товара нужно сократить выпуск другого.
Для понимания того, как строится КПВ, рассмотрим еще один пример. Предположим, что государство имеет ограниченные ресурсы, которые позволяют производить только пшеницу (продукт А) или военную технику (продукт В). На кривой отмечены точки А, В, С, показывающие результативность применения имеющегося сырья. Точка Х показывает неэффективное использование, а У – это цель, которую государство достичь не может из-за ограниченности ресурсов.
Из графика понятно, что для производства пшеницы, государству придется сократить выпуск военной техники, а освободившиеся ресурсы направить на выращивание пшеницы (А). Когда государство увеличивает производство военной техники, то снижает выращивание пшеницы (В, С). При перемещении из А в точку В, производство военной техники увеличивается больше, чем сокращается производство пшеницы. При перемещении из точки B к точке С, изготовление техники увеличивается меньше, чем сокращается выращивание пшеницы. Все точки на графике показывают эффективное использование имеющихся запасов в стране. На основе этого графика государство должно выбрать необходимое ему количество производимых товаров обеих групп.
Теперь рассмотрим красные точки на графике. Точка Х означает, что государство не полностью использует возможности, и производит товаров меньше, чем могло бы. Чтобы достичь точки У, стране нужно использовать передовые технологии или повысить резервы. В таком случае, государство сможет улучшить уровень оснащения производства и увеличить выпуск продукции.
При изучении возможностей производства нужно знать, что такое альтернативная стоимость ресурсов, которая показывает на сколько нужно снизить выпуск товара, чтобы сэкономленные ресурсы направить на изготовление другого.
Примеры, раскрывающие понятие альтернативная стоимость ресурсов:
Выбор и альтернативная стоимость – важнейшие понятия в экономике, они используются, чтобы изучать хозяйственные действия людей, для сравнения затрат и выгод.
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс.
Номер урока и название темы: урок №3 «Выбор и альтернативная стоимость».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: экономический выбор, альтернативная стоимость, рациональное экономическое поведение.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:
— ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;
— люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.
Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.
Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.
Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.
Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.
Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:
АС = явные затраты + упущенные возможности
Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.
При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:
Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:
АС поезд, фунтов/час
АМ самолет, фунтов/час
Альтернативная стоимость рассчитывается по формуле:
АС = явные затраты + упущенные возможности.
Явные затраты здесь – стоимость проезда, а упущенные возможности – недополученная во время путешествия заработная плата. Зарплата Курта составляет 5£/ч, следовательно, АС его решения поехать поездом будет равна 60 + 5 × 5 = 85£, а АС самолёт = 100 + 5 =105£. Т. к. АС самолёт АС поезд, следовательно Курт поедет поездом.
Аналогично просчитываем варианты поездки Стива:
АС поезд = 60 + 10 × 5 =110£, АС самолёт = 100 + 10 =110£, т.к. альтернативные стоимости у Стива равны, то ему сложно сделать выбор в рамках условий данной задачи, в реальности появятся другие критерии (скорость, комфорт, безопасность), которые будут решающими для выбора.
Для Ганса при АС поезд = 60 + 12 × 5 =120£, АС самолёт = 100 + 12 =112£ выгоднее лететь самолётом.
АС поезд, фунтов/час
АМ самолет, фунтов/час
Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.
Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?
Т.к. 40 тыс. руб. (ограниченный ресурс семьи) направлен на покупку стиральной машины по цене 35 тыс. руб., то семья не может себе позволить купить холодильник (20 тыс. руб.) + пылесос (10 тыс. руб.) + аквапарк (5 тыс. руб.).
Ответ: холодильник, пылесос и посещение аквапарка.
Основная и дополнительная литература по теме урока: