что такое амальгама на елочных игрушках
Современная волшебница: реставратор ёлочных игрушек Диана Федюшкина
У мам бывают самые разные увлечения: вязание, шитьё, фотография… Некоторые выбирают совсем необычные хобби, как, например, Диана Федюшкина. Молодая учительница немецкого языка занимается реставрацией ёлочных игрушек. Об этом она рассказала в интервью нашему корреспонденту.
Д екабрь – месяц предновогодней суеты. Кто-то в срочном порядке вырезает ажурные снежинки, кто-то лепит из шерсти снеговиков, кто-то вяжет главный символ года. Есть даже те, кто умеет конструировать ёлочку из фигурных макарон. А ещё живут в нашей огромной России уникальные люди, которые собирают и реставрируют старинные ёлочные игрушки.
– Сколько лет назад вы сделали первые попытки реставрации игрушек и сколько игрушек у вас сейчас?
– Коллекционер, как и реставратор, – звучит громко. Предпочитаю так себя не называть, я просто любитель. Любитель не только собирать, но и реставрировать. Оживлять старые, почти разбитые игрушки я начала около 7 лет назад, когда ещё училась в институте на филолога. На данный момент в моей скромной коллекции насчитывается около 200-250 экспонатов ёлочных украшений разных лет. Сложно назвать точное число, потому что коллекция постоянно пополняется: кто-то отдаёт, что-то дарят, кое-что приобретается через интернет.
– Помните первую свою обновлённую игрушку?
– Первую, конечно же, помню. Это был стеклянный малыш с погремушкой на прищепке, у которого от времени выцвело практически всё личико: брови, глаза, губы. Пришлось по старым остаткам краски восстанавливать мальчугану лицо. Эта игрушка выпускалась в конце 1940-х, и совсем неудивительно, что оригинальное лицо со временем утратило свои черты.
– Кто вас обучал этому, почти ювелирному искусству?
– На первые попытки реставрации ёлочных украшений меня вдохновили, конечно же, чужие мастерски выполненные работы. Настоящим мэтром и примером для подражания для меня является одна из моих самых любимых коллекционеров-реставраторов Витебска – Наталья Ковалева. Это человек с большим художественным вкусом и золотыми руками. Наталья – одна из немногих, кому дано лечить самые тяжёлые случаи. Она восстанавливает даже полуразбитые игрушки, которые после её умелых рук совсем не отличишь от оригинала. Это человек, обладающий высшей степенью мастерства в теме реставрации ёлочных украшений. Кстати говоря, мы с ней ещё и коллеги по специальности: Наталья тоже филолог и преподаёт французский язык. Чтобы не обижать остальных реставраторов, надо сказать, что в реставраторской среде есть очень много достойнейших и талантливейших людей, которых поимённо не перечислишь. Как бы там ни было, я всегда преклоняюсь перед умельцами, чьи работы достойны восхищения.
– Как муж относится к вашему увлечению?
– С уважением. Сам он не принимает непосредственного участия в процессе реставрации, но иногда помогает мне искать для этого нужные средства, например, подходящие лаки, растворители и прочее. Как-то даже сам на блошином рынке покупал парочку достойных игрушек – это было для меня настоящим сюрпризом. А дарить мне пару-тройку выбранных мной по интернету игрушек к Новому году или моему дню рождения стало для него уже традицией. Поэтому муж никогда не ломает голову над тем, какой бы выбрать подарок.
– Считаете ли вы, что реставрация игрушек только для пожилых людей?
– Совсем нет. Неважно, сколько тебе лет, интерес к реставрации либо есть, либо его нет, и возраст тут не имеет никакого значения. Я общаюсь со многими коллекционерами, реставраторами, и все они люди разных возрастных категорий. Я вообще считаю, что у хобби нет возраста.
– Почему не бросили реставрировать игрушки после рождения сына? Хлопот же прибавилось, а времени свободного почти нет.
– Потому что реставрация – это настолько увлекательное занятие, что оно порой очень помогает отвлечься от семейных забот, окунуться в мир сказки, волшебства, вспомнить детство. Ведь все мы немного дети в душе, а тем более люди, которые любят творчество. Зачастую в череде серых будней нам очень не хватает какой-то возвышенно-эстетической нотки, которая создаёт хорошее настроение и открывает второе дыхание для выполнения так надоевших всем повседневных дел.
– Расскажите о самой дорогой вам игрушке?
– Я не могу выделить для себя какую-то определённую игрушку, которая была бы мне особенно ценна. Но могу сказать, что в коллекционировании мне очень нравится цирковая тематика: цирковые слоны, клоуны, флажки и тому подобное.
– А какая была самая сложная для реставрирования игрушка?
– Это был поросенок Наф-Наф из коллекции «Три поросёнка». Эта коллекция не из дешёвых, поэтому игрушка была приобретена по интернету практически с разбитой головой. Я сделала практически невозможное: аккуратно отсекла остатки стекла с головы и отлила, приклеила и расписала новую голову из эпоксидки, ориентируясь на образец оригинальной.
– Дорогое это удовольствие – коллекционировать и реставрировать ёлочные игрушки?
– Очень дорогое. Если коллекционировать целенаправленно определённые серии игрушек, например, «Морозко», «Серебряное копытце», «Дети в карнавальных костюмах», «Доктор Айболит», то это получится затратно. Скорее всего, всех персонажей серии придётся приобретать либо у старьёвщиков, либо на интернет-аукционах, так как шанс встретить в одном месте все фигурки, входящие в нужную серию, практически равен нулю. Есть ещё дорогие серии, например, ленинградский набор «Чиполлино». В него входят 24 фигурки, стоимость полной серии может составить нескольких сотен тысяч рублей. Я, конечно, даже и не замахиваюсь на такое сокровище.
– Как оберегаете свою ёлочку от рук непоседливого сына?
– Какого-то особого совета, как уберечь ёлку от маленького ребёнка, у меня нет. Обычно я её ставлю на стол, чтобы не бились самые нижние игрушки, ну и, конечно, присматриваю за сыном, чтобы он не трогал украшения. Объясняю, что стекло – это опасный материал, что можно серьёзно порезаться. Вроде понимает, не маленький уже.
– Как вы считаете, есть ли практическая польза от этого хобби? И кому бы вы посоветовали присоединиться к вам, реставраторам?
– О практической пользе можно говорить лишь в узком смысле, в рамках увлечения. Всегда найдутся люди, для которых советские ёлочные игрушки – это пережиток прошлого, нечто совершенно несимпатичное, вышедшее из моды. Сегодня, в век пластика, альтернативу старым новогодним украшениям найти совсем не проблема. Другое дело, что эти игрушки не обладают антикварной ценностью, поскольку часто очень дёшевы в изготовлении и не обладают уникальностью. А советские стеклянные украшения 1940-50-х годов чаще всего расписывались вручную подмастерьями специальных артелей – небольших ремесленных групп, в которых мастера с помощью ручного труда выполняли каждый свою работу. Таких людей называли кустарями, а производство – кустарным.
Загадки и прелести советской елочной игрушки. Сколько стоит сделать Новый год прежним
Второй год я собираю советские елочные игрушки. Не только я – много таких, как я. Поэтому надо действовать быстро, но осторожно. Потому что есть продавцы, которые продают настоящие игрушки. А есть те, кто торгует фальсификатом. Иногда отличить настоящую старую игрушку от подделки непросто.
С чего все началось? Все началось с того, что коллега принес на работу коробку со старыми новогодними игрушками. Для фотосессии наряжал где-то советскую ёлку. Часть игрушек в коробке была из того, что хранилось у него дома, часть он купил по объявлениям, что-то забрал бесплатно.
В общем, он не только игрушки показал, но даже и подарил пару (благородно! Спасибо Федор Шумилов!). С этого все и началось.
Я пришла домой, достала игрушки моего детства, они лежали в коробке из-под конфет «Ласточка» 1956 года (понятно, что это игрушки не только моего, но и до моего детства). И стала изучать, что за сокровища у меня есть. И какие еще советские игрушки бывают.
Узнала, что у каждой игрушки есть правильное название. Не шарик с вмятиной, как я думала, а «прожектор». Не просто домик, а «домик со снегом», или «домик с ёлкой», или «кошкин дом».
Игрушки в СССР делали на подвесе и на прищепке. На прищепках – это более ранние игрушки, поэтому они дороже. Не из-за прищепки, а потому что в 1940-е – 1950-е годы игрушки расписывали вручную.
Бывают игрушки стеклянные, из ваты, из папье-маше, из пенопласта, из картона, из стекляруса (это как из бус). Исполнены они бывают в краске или амальгаме (блестящая, ее используют при производстве зеркал).
Не знаю, стану ли я коллекционером, пока мне просто нравится их собирать. То есть я не коллекционер, а собиратель. Сначала собирала недорогие игрушки (минимальная цена – 50 рублей).
Потом стала выбирать более редкие, потом на прищепке. Теперь, когда немного разбираюсь, увлекает сам процесс поиска нужной игрушки. Познакомилась с продавцами из других городов. Они подсказали, что надо остерегаться недобросовестных продавцов, которые выдают игрушку после реставрации за «Хорошо сохранившуюся категории Люкс» и назначают сильно завышенную цену. А есть и вовсе новодельные игрушки, искусственно состаренные.
По рынку видно, каких игрушек много, а какие встречаются редко. Например, «Аленький цветочек» очень редкий и стоит 120000 рублей. Или «Ящерица» – тоже редкая продается за 90000 рублей.
Мониторю «Авито» и «Юлу». На «Авито» больше 10 000 объявлений о продаже елочных игрушек. К Новому году их будет много больше. Недавно зарегистрировалась на интернет-аукционе. Там тоже много выставляют. В каждом лоте по одной игрушке и нужно делать ставки. Иногда можно купить по блиц-цене, т.е. не торгуясь. Купила «Дюймовочку» – немного ободранную, но всего за 125 рублей. Теперь ее надо доставить из Красноярска.
Стала интересоваться историей елочных игрушек. Оказалось, существует много разных наборов и серий. Каждый выпускался к какой-то дате или по какому-то произведению.
Вот, например, игрушки «Укутыши». Их делали в 1950-х годах. Укутыши – значит укатанные дети. Тогда детей зимой кутали в пуховые шали. Было тепло, но ужасно неповоротливо. Игрушки смотрятся забавно, но они довольно дорогие (от 1000 рублей за штуку).
«Хоккеисты». Из ленинградской серии игрушек 1960-х. У всех хоккеистов румяные щеки, наивные глаза и удивлённые лица. Стоят дешевле укутышей – от 500 рублей.
Серия «Космонавты» – понятно, посвящена полету Гагарина. Выпускалась с 1962-ого года
«Фрукты-овощи» производились на Фабрике ёлочных украшений УЛП Ленгорисполкома в 1950-60-х годах – в оттепель стало модно украшать ёлочку съедобными игрушками.
В 1953 году «Приключения Чиполлино» Джанни Родари перевели на русский язык, и сказка про борьбу угнетенных тружеников с угнетающими богачами сразу стала в СССР очень популярной. Сделать из Чиполлино, кума Тыквы и принца Лимона елочные игрушки захотели многие совесткие производители. Одним из первых это сделал ленинградский завод «Культигрушка». Его набор “Чиполлино” состоит из 23 игрушек и сейчас продается за 420 тысяч рублей.
Из набора «Доктор Айболит» исчезла обезьяна Чичи. Не сейчас исчезла – а изначально. В 1956 году автор этого набора Ю. Кузьмина представила на утверждение комиссии шесть игрушек: Айболита, утку Кику с рыбьим жиром, попугая Карудо с ватой, сову Бумбу с лекарством, обезьянку Чичи с термометром и Зайчика на костылях. Игрушки были раскритикованы и пять из них отклонены – комиссия посчитала их слабыми по образу и скульптурной форме. Утвердили только утку Кику с рыбьим жиром. Через месяц Кузьмина снова представила измененный проект на утверждение. Заяц в этом варианте уже был без костылей. А обезьяны Чичи просто не было. Коллекционеры мечтали бы заполучить ту не пошедшую в тираж обезьяну.
Мне очень нравится набор «Карнавал», который в 1960-х был сделан на Заводе стеклянных ёлочных украшений и оптических изделий в Москве. У этих игрушек тоже есть загадка: из утвержденного набора с девятью героями в свет вышли только восемь. Загадочный «Мальчик-колокольчик» изображен только на коробке. Но его никто никогда не видел. У меня есть только три героя. Но хочу собрать весь набор. Опытные люди говорят, что очень трудно найти Деда Мороза.
Ватные игрушки мне пока не нравятся, хотя попадаются и весьма симпатичные.
В теории на всем этом можно и зарабатывать, но я об этом не думаю, потому что я не продавец – собиратель.
К Новому году повешу все собранное на елку, покажу и расскажу новые истории.
МОИ ЗАМЕТКИ ИЗ ИСТОРИИ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК.
(Метод Глинки. Исправлено и дополнено)
РОЖДЕНИЕ «ГЛИНКИ».
Несколько лет назад на одном очень уважаемом Форуме впервые появилась информация об игрушках, изготовленных по МЕТОДУ ГЛИНКИ. В целом, первый Паблик об этих игрушках был составлен по материалам Форума. Других источников в то время не было известно. Да и особого интереса к этим игрушкам мало кто проявлял.
Шло время… Постепенно слово «МЕТОД» из обихода исчезло, осталось только слово «ГЛИНКА». Оно прочно закрепилось за этими игрушками, хотя правильное их название даже ничего общего не имеет с укоренившимся…
РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА.
Теперь мы смело можем утверждать, что ГЛИНКИ начали выпускать с середины 60-х годов (возможно и раньше) и до…
Фабрика г. Конаково Калининского ПОХИИ выпустила Набор шаров ГЛИНКА в 1988 году.
Таким образом временные рамки выпуска ГЛИНКИ раздвинулись с 60-х годов и до конца 1980-х годов.
Возможно дальнейшие поиски дадут новые результаты и тогда будет внесена дополнительная ясность…
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
Технология изготовления игрушек заключалась в следующем:
1. Выдувались стеклянные заготовки.
2. Их окунали в жидкую глину и просушивали.
3. Затем на глину наносили рисунок.
4. Удаляли лишнюю глину. Чаще всего удаляли глину с фона. В этом случае рисунок оставался прозрачным. Если глину удаляли с рисунка, то прозрачным оставался фон.
5. Очищенная часть рисунка покрывалась амальгамой, а затем цветным лаком.
Был еще один способ в изготовлении Глинки:
После нанесения «серебра», всю игрушку покрывали цветным прозрачным лаком. В этом случае прозрачные места становились прозрачно-цветными.
Есть предположение, что некоторые ГЛИНКИ «серебрились» изнутри. Трудно с этим согласиться. Если вначале внутреннюю часть игрушки покрыть глиной (это еще возможно), то вот сделать внутренний рисунок НЕВОЗМОЖНО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По форме игрушек было очень много: от Шаров и Подвесов до Фигурок и Верхушек.
Так появились на ёлках советских граждан уникальные и очень красивые игрушки.
ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ, ХОТЯ И СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ВИТАЛИЕМ ХАХЛЕВЫМ и ВАЦЛАВОМ ВОЙЧЕНИКА.
ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СЕРЕБРЕНИЯ И ОКРАСКИ
Существует несколько способов серебрения и окраски, из них мы описываем 3 способа: сегнетовый, натровый и формалиновый, которые были разработаны в Научно-исследовательском институте игрушки.
Эти способы, уменьшая употребление азотно-кислого серебра в 2—4 раза, не снижают качества и срока Сохранности серебряного слоя на игрушках. Для проверки рецептуры, и качества материалов делают небольшое количество серебрящего состава, л только после получения пробных хороших результатов изготовляют состав в размерах, необходимых для массового производства.
Сегнетовый способ серебрения. Раствор приготавливается отдельно :i двух баках. Для первого состава берут 10 г а1зогно-®ислото серебра и растворяют его в 400 см3 дестиллиро- ваннон воды. Для второго состава взвешивают 12,5 г сегнетовой соли и, растворяя в ‘5 л дестиллированной воды, кипятят в течение 20 минут. После кипячения второго состава оба состава смешивают вместе н наполняют этим раствором первый бак.
Для второго бака раствор приготовляют так: взвешивают 15 г азот- шмкислого серебра, растворяют ein в 400 см3 доетиллироваиной воды. i\ эту жидкость капают нашатырного спирта около 30 см3 25-шроцентной крепости до тох пор, пока жидкость начнёт светлеть (совсем, прозрачная жидкость не годится). После этого жидкость разбавляют пятью литрами дестиллированной воды и вливают этот раствор ро второй бак.
Раствор из первого и второго бака по резиновым трубкам через наконечники отдельпо поступает в стек- лянпую игрушку, смешивается там и даёт на стенках серебряную амальгаму.
Натровый способ серебрения. По этому способу имеется два рецепта изготовления раствора для серебрения.
По первому рецепту приготавливают два раствора.
Для первого раствора берут 15 г азотно-кислого серебра и, растворяя его в 100 см3 нашатырного спирта (25%), добавляют 4,4 л десгиллиро- ваниой воды.
Затем отдельно растворяют 70 г твёрдого едкого натра в одиом литре дестюглированной воды и вливают 470 см3 этого раствора в состав азотно-кислого серебра и аммиака.
Таким образом получают раствор для первого бака.
Для второго бака взвешивают 20 т сахара-рафинада и растворяют его в 4 л дестиллированной воды, добавляют 40 капель концентрированной серной кислоты.
После этого раствор кипятят в течение 10—15 минут.
В раствор второго бака после его кипячения добавляют на 200 си3 4,8 л дистиллированной воды.
Раствор первый лучше готовить в день серебрения. Необходимо его хранить в посуде коричневого стекла и в тёмном месте, чтобы не было разложения азогно-вислого серебра.
Раствор второй рекомендуется готовить заранее — за день до серебрения.
Приготовление раствора но второму рецепту производят так: для первого бака взвешивают 15 г (можно 20 г) авотнонК’йслого серебра, растворяют его в Ш) см3 дестиллированной воды, добавляют 30 см3 нашатырного спирта (25%) и затем* вливают ещё 4.G л дестиллированной воды.
Раствор для второго бака приготавливают из 5 г сахара рафинада, растворённого в 5 л дестиллированной воды с добавлением 20 капель концентрированной серной кислоты. Всё это тщательно смешивают.н кипятят в течение 20 минут.
Таким образом получают раствор для второго бака.
Способ серебрения тот же, что и в описанном выше случае.
Формалиновый способ серебрения. Раствор первый приготовляют из 15 г азотно-кислого серебра, растворяемого в 300 см3 дестиллированной воды, добавляют 50 • см3 нашатырного спирта (25%), после чего в этот состав добавляют дестиллированной воды до 5 л.
Перед процессом серебрения производят первый бракераж игрушек, обрезают излишек ушка и тщательно очищают от пыли и жирных пятен путём промывки 0,02% раствором хлористого олова. Для этого бе- руг 0,2 г кристаллического хлористого олова и растворяют его в 10 л деетиллироваппой воды. Этим раствором хлористого олова тщательно ополаскивают стеклянные ёлочные изделия, наливая 5—10 см3 раствора в изделия. После промывки изделия серебрят.
При всех способах серебрения раствор первый и раствор второй вливают в изде.тия одновременно из разных баков, в разных долях. Серс- брильшой жидкостью изделия заполняются на Ve их объема. К баним прикреплены две резиновых трубки, кончающиеся ганрццевыми (ветеринарными) иголками. ЭТИ ИГОЛКИ спаяны вместе. После наполнения игрушек при горячем способе их вручную взбалтывают в тазу с горячей водой (ряс. 19) при температуре 35— 40° С.
При холодном способе серебрения, т. е. без взбалтывания в горячей воде, нужно в изделия наливать Vi объёма серебрящего состава, и в этом случае восстановление серебра происходит через 4—5 минут при температуре 18—20° О.
Полное восстановление серебра при горячем способе происходит через 2—3 минуты, в результате чего на изделиях образуется прочный яркий серебряный слой.
После ополаскивания изделия сушат при температуре 30—35 в течение 2—2,5 часов.
Примечали е. При формалиновом способе серебрения быстро образуется серебряный слой на стекле. При этом способе необходимо особенно строго придерживаться рецептуры.
Необходимо учесть, что игрушки, серебрённые натровым способом, имеют менее прочную амальгаму и хуже сохраняются, чем серебрённые сегнетовым способом.
Для серебрения меди смешивают 3 части азотносеребряной соли, 2 части. хлористого натрия и 210 частей кремортартара.
создание новых сплавов металлов и способов огранки камней, использование гальванического золочения и серебрения
Серебрение осуществляют главным образом гальваническим способом с использованием цианистых электролитов, обеспечивающих высокое качество покрытий; бесцианистые электролиты в виде других комплексных солей серебра применяются лишь в исключительных.
Травление и серебрение горячим способом применяют для осветления поверхности изделий из сплавов серебра, которая стала черной при отжиге из-за окисления. При травлейии удаляют окись.
Почему советские ёлочные игрушки стоят сотни тысяч, и Как распознать сокровище в старом хламе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Из истории новогодних игрушек в России
История новогодних игрушек началась с Петра I. Именно первый русским император назначил ель главным новогодним деревом, которое полагается украшать. В то время елочные украшения были только съедобными, и гораздо позже появились бумажные цветы, поделки из ваты и золочёные шишки.
По преданию новогодние шары пришли к нам из Германии. Там новогодние елки традиционно украшали яблоками, но в один год случился неурожай, и тогда люди попросили стеклодува сделать для праздника стеклянные яблоки. С тех пор ёлочные шары стали главным новогодним украшением, а мастера научились выдувать самые разные стеклянные фигурки для новогодней ёлки. В России же первые стеклянные ёлочные украшения появились только в XIX веке, приводили их из-за границы, стоили они очень дорого, а потому позволить их себе могли только состоятельные люди.
В молодой Стране Советов рушили все старые устои, а вместе с ними запретили и Новый год, поскольку где-то наверху решили, что этот праздник чрезвычайно вреден для советских детей. Запрет длился целых 10 лет – с 1925 по 1935 год. Когда новогодние праздники всё же разрешили, елочные игрушки появились вновь, но уже с идеологической печатью. Новогодние ёлки украшали фигурки парашютисток, пионеров, красноармейцев, на шарах красовались портреты Сталина и Ленина, а макушки ёлок неизменно украшала красная звезда.
Во время Великой Отечественной, казалось бы, не было места празднику. Но от производства ёлочных игрушек не отказались. Их делали из отходил военного производства. В ход шла металлическая стружка, проволока, вата, небольшие кусочки металла. Новогодние елки военного времени украшали танки, солдаты, собаки-санитары, пистолеты, а на новогодних открытках даже Дед Мороз бил фашистов.
В 1950-1960-е годы появился новый новогодне-игрушечный тренд. В стране развивалось сельское хозяйство, и теперь на ели росло буквально всё: кукуруза, виноград и лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок. А ещё большую популярность обрели коллекции новогодних игрушек, созданные по мотивам сказок. И сегодня именно эти ретро-наборы вызывают особый интерес у коллекционеров.
Пионеры, часы со стрелкой, замершей за 5 минут до полуночи, космические спутники и початку кукурузы. Кажется, что по советским елочным игрушкам середины прошлого века можно прочитать историю Страны Советов. Впрочем, эти новогодние украшения сами стали частью истории. А поэтому, как любой антиквариат, у них есть своя, и порой весьма внушительная цена. Конечно, и среди старых советских игрушек есть такие, за которые не дадут и 100 рублей, но встречаются настоящие раритеты, за которые коллекционеры готовы заплатить сотни тысяч.
Как разглядеть в елочной игрушке настоящий раритет
Простое правило – чем реже елочная игрушка, тем она дороже. Ведь если редкое елочное украшение разобьётся, то купить его уже невозможно за любые деньги. Так, клоуны с дудочкой, которые уж точно есть у многих в бабушкиных коробках с новогодними игрушками, почти ничего не стоят. Хотя это красивые фигурки, почти идеальной формы, яркие и чётко прорисованные. Но их выпускали сразу не нескольких фабриках. Если игрушка в идеальном состоянии, то продать её получиться хорошо, если за 100 рублей.
В то же время, например, нелепый жёлтый Чебурашка на коллекционном рынке стоит уже не менее 5000 рублей. А всё дело в том, что эту игрушку выдували на украинской фабрике и сняли с производства достаточно быстро. Если ещё игрушки-образцы, которые не прошли худосовет и не были выпущены в массовое производство. Такие игрушки известны, как правило, в единичных экземплярах, а цены на них достигают нескольких сотен тысяч рублей.
Сегодня в среде коллекционеров особой популярностью пользуются наборы ёлочных игрушек по мотивам сказок, который начали выпускать в 1950-е годы к 150-летнему юбилею Пушкина. Золотая рыбка, царь Гвидон, Руслан и Людмила. Позже сказочная тема была продолжена: «Айболит», «Колобок», «Чиполлино». Последний набор авторства художницы Воиновой сегодня настоящий хит. Ехидный Адвокат Горох, скалящийся Синьор Помидор, добродушный Профессор Груша никого не оставят равнодушными. Даже пустую коробку от этого набора сегодня на аукционе предлагают за 23 тыс. рублей.
И хотя набор «Чиполлино» выпускался массово, коллекционеры готовы заплатить за полный набор из 14 персонажей в оригинальной коробке около 500 тыс. рублей. А стоимость отдельных персонажей из этого набора доходит до 70 тыс. рублей. Но есть нюансы. Так, сегодня на аукционе цена на собаку-ищейку Держи-Хватай 120 тыс. рублей, а на Лук-Порей из этого же набора – 77 тыс. рублей. Тогда как Земляничек и Вишенок из этого же набора «Чиполлино» больше, чем за 500 рублей продать вряд ли удастся. Дело в том, что некоторые фигурки из серии довыпускались фабриками и продавались отдельно. Поэтому редкостью не являются.
Примерно такая же ситуация и с набором новогодних игрушек по мотивам «Сказки о золотом петушке». Фигурка Звездочта выпускалась массово и коллекционной ценности не представляет, тогда как фигурку Царя Дадона можно без проблем продать за 10 тыс. рублей.
Мифы о советских новогодних украшениях
Стоит сказать, что советские ёлочные украшения окутаны множеством мифов. Например, так популярные в середине прошлого века стеклянные початки кукурузы часто ошибочно связывают с сельхозэкспериментами Хрущёва, но на самом деле их выпускали ещё до войны. Как и игрушки-часы появились гораздо раньше, чем на экраны вышел фильм Рязанова «Карнавальная ночь».
Ещё один популярный миф – игрушки на прищепках появились раньше подвесных, а значит и продать их можно дороже. Но знатоки темы утверждают, что выпускались игрушки с разным креплением паралелльно. Но себестоимость игрушек на креплении была выше, и когда страна взяла курс на экономию во всех сферах, от такого крепления просто отказались. На цену игрушки вид крепления никак не влияет.
Как правильно продать раритет
Если в коробке со старыми новогодними игрушками был обнаружен раритет, и решено выставить реликвию на продажу, сначала нужно узнать её реальную стоимость. «Советские стеклянные елочные украшения», где указаны цены на игрушки и их редкость. Можно также связаться с ценителями и знатоками темы на специализированных форумах и сообществах в социальных сетях. Кстати, там же можно найти не только оценщиков, но и реальных покупателей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: