что такое анафора и эпифора
Повторы
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ
ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
е) лексический и экспрессивный повтор
На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.
Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.
Аллитерация (от лат. ad — к, при + litera —буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
б) концентрированное повторение гласных звуков:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Анафора (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.
Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов. Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)
Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)
Эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
Параллелизм (греч. «parallelos» — идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов:
Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,
Тревожная — весны младые грезы.
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и, молния, и слезы.
Параллелизм имеет разнообразные формы.
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
Разновидностями его являются, в частности, единоначатие (анафора) и концовка (эпифора).
Подхват — фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)
Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.
Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи!
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Эпифора — объяснение в примерах
Эпифора – это языковая техника, которая включает повторение одной и той же фразы или слова в конце последовательных сегментов речи. Бывает, что она заменяет рифмы.
Подобно анафоре, служит для повышения значения повторяющегося элемента и построения ритма стихотворения. Наиболее известным примером изучаемой фигуры речи является отрывок из 1-го Послания к Коринфянам:
Как риторическая фигура, эпифора – один из способов языкового выражения, усиливающих эмоциональность высказывания, влияет на его декоративность, изобразительность. Применение её часто сопровождается синтаксическим параллелизмом или риторическими фигурами экспрессивного синтаксиса.
Причины появления эпифоры
В древней Греции для публичных речей тамошних ораторов периодически требовался приём, который бы заставлял задуматься слушающих о ключевых моментах речи. Древние греки и понятия не имели, что такое эпифора, но они пришли к мнению, что им нужна была одна из риторических фигур, определённый тип преднамеренного повторения.
Они решили основать новый приём за счёт повторного употребления одного и того же слова, фразы, определенной части высказывания, например, стиха, предложения. Помещая повторяющийся фрагмент в конец предложения они заметили наиболее яркий эффект. Таким образом новая фигура обрела форму, а в будущем и название.
Эта стилистическая фигура по сегодняшний день очень часто используется в публичных речах, программной лирике, риторических текстах:
Кто венец носит перед вами? Господа!
Кто купил корону? Господа!
Кто иностранные войска в страну ввел? Господа!
Отличие эпифоры от анафоры
Рядом с эпифорой стоит анафора, то есть повторение подобных слов в начале стихов. Отличаются они друг от друга тем, что анафора одинаково начинает текст, а её противоположность – одинаково заканчивает.
Часто они идут связкой, делая речь более экспрессивной. Контаминация этих двух фигур при одном высказывании называется симплокой:
Анафора, эпифора, задачи в русском языке у обеих схожи, – обратить внимание на повторяющуюся фразу и подчеркнуть её смысл. Анафора – вид повторения во имя торжества смысла, а её антипод эпифора – повторение ради убеждения.
Симплока – фигура пропагандистских текстов:
Молодым везде у нас дорога!
Старикам везде у нас почёт!
В стихотворении она выполняет ту же функцию, что и рифма, часто заменяет её.
Существующие разновидности эпифор
Все эпифоры делятся на грамматические, лексические и риторические. Соответственно, они способны выражать себя на уровне словоформ, морфем, риторических конструкций или лексем. Бывают случаи, когда трудно определить тип. Слишком тонкая грань между оттенками значения.
Грамматическая эпифора
В данной конструкции повторяются морфемы или части слов. Встречается она в детских стишках, частушках, загадках, прибаутках:
Вот пример речовки с грамматической эпифорой:
Лексическая эпифора
Повторяется лексема без изменений:
Риторическая эпифора
Повторение конца строфы или текста с обращением / восклицанием одних и тех же слов:
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
Такая эпифора также встречается в речовках:
Примеры эпифоры в литературе и прозе
Больше всего таковых в стихах:
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Вот пример эпифоры в прозе.
«Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет ‹…› Ложь! – крикнул Соболь. – Брехня! Я всё равно узнаю, кто трогал!» (К.Г. Паустовский).
Примеры эпифоры в повседневной речи
Для этой фигуры, которая предпочитает текст художественной литературы, в устной речи тоже отводится место. Чаще всего это непринуждённая ситуационно-обусловленная разговорная речь:
– Вася дома?
– Да, дома.
– Нет, не дома.
Повседневная эпифора – сильный мотиватор:
Ты сможешь! Ты обязательно сможешь! Ты сможешь стать великим музыкантом!
Примеры эпифоры в рекламе
Для самой перспективной индустрии стилистические возможности эпифоры крайне востребованы. Они помогают манипулировать сознанием покупателей, убеждать их приобрести именно этот товар:
Чистота! Чисто «Тайд».
Чудо! Моё любимое чудо!
Потряси скорей смартфон
Ты тряси-тряси смартфон, приготовил Мегафон
Персональные подарки, ты тряси, тряси смартфон
Как видим, единое окончание фраз, текстов, строф, – весьма распространенная стилистическая фигура в художественной прозаической и лирической литературе, повседневности и рекламе. Больше всего её в стихах, так она идеально вписывается в малые формы.
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).
Таблица с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры |
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств | |
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) |
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его | |
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) |
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект | |
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) |
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) |
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). |
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) |
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! |
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий |