что такое анапест амфибрахий дактиль анапест амфибрахий
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворные размеры
Условные обозначения
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/
Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/
Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __
Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:
В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __
Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __
Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Стихотворные размеры
Как определить стихотворный размер?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
Занятие 34. Размер стиха
Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:
Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):
В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).
Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.
Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)
Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.
Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
(пример пятистопного дактиля.).
А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:
В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)
Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:
Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)
Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)
Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.
Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.
В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).
Графическое изображение десяти размеров стиха:
ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:
1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.
Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.
Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…
В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.
Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев
ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»
Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин
Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов
«Неповторимая дней благодать. «
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
4. Дактиль, амфибрахий, анапест.
4. Дактиль, амфибрахий, анапест.
Н. Г. Чернышевский считал, что наиболее естественна для русского стиха трехсложная стопа, ибо в среднем протяженность слова в нашей обыденной речи и в прозаических текстах — приблизительно три слога. Из трех слогов приблизительно один ударный и два безударных. Поэтому засилье в поэзии ямбов, по его мнению, обременительно (они скорее немцам удобны, так как в немецком языке более подходящее для этого соотношение ударности
безударности) — приходится их специально разгружать и облегчать за счет пропусков метрических ударений. Последнее казалось Чернышевскому вынужденной мерой, недостатком, с чем, конечно, нельзя согласиться. И критик удовлетворенно замечал, что «у одного из современных русских поэтов. трехсложные стопы, очевидно, пользуются предпочтительною любовью перед ямбом и хореем»2. Он имел в виду Некрасова.
За Некрасовым издавна закрепилась репутация поэта, склонного к трехсложной стопе и, стало быть, отклонившегося от ямбических традиций предшествующей эпохи. Ни для кого, впрочем, не было секретом, что трехсложные стопы возникли в истории русского стиха задолго до появления Некрасова, в XVIII в., что и Пушкин, и особенно некоторые его современники тоже пользовались трехсложной стопой, причем иные достигли замечательных результатов. Однако речь шла о Некрасове. Складывалось представление о «некрасовском каноне», столь же связанном с трехсложной стопой, сколь «пушкинский канон» связан с четырехстопным ямбом, кстати, тоже изобретенным не Пушкиным.
Некритически повторяемые характеристики раздражали стиховедов, устанавливавших посредством точных подсчетов, какой процент каких стихотворных размеров у какого поэта наличествует. Справедливо ли утверждение, согласно которому Некрасов преимущественно использовал трехсложную стопу? К. Д. Вишневский писал по этому поводу следующее:
«Что же касается Некрасова, то приблизительность наших оценок еще более (в сравнении с приблизительностью представлений
______________
1 Ломоносов М. В. Избранные произведения. М.; Л., 1965. С. 491. 2 Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т. 2. С. 469—472; см. также: Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. Л., 1966. С. 276—294.
о Пушкине как о «ямбическом» поэте.— А. И.) показательна: на поверку выходит, что трехсложные размеры в его творчестве занимают всего лишь 27%. А вот и тот «фон», который позволяет судить, много это или мало: Полонский — 23%, Фет — 22%, А. Толстой — 25%, Щербина — 34%, Мей и Никитин — по 38%. А всего больше у Некрасова ямбов — их 48%. Вот вам и «трехсложный» поэт!» 1
Статистика — вещь серьезная, и не считаться с нею нельзя. Однако приведенные цифры едва ли могут поколебать тот тезис, на который они «покушаются». Ямбов у Некрасова 48%, а дактилей, амфибрахиев и анапестов — лишь 27%, но последние оказались заметнее, и это понятно: ямбы сливались с массовым фоном, а трехсложные размеры выделялись на нем. У Некрасова трехсложников 27%, а у Щербины — 34%. Но Некрасов заметнее и масштабнее Щербины. Не должно смущать и то, что их великие предшественники успешно использовали трехсложные размеры. Одно дело — изложить амфибрахием, как вещего Олега укусила змея, или анапестом рассказать, как «до рассвета поднявшись, коня оседлал знаменитый Смальгольмский барон» (баллада Жуковского), а другое — поведать сокровенное, выразить насущное в формах амфибрахия и анапеста, что и довелось Некрасову. Поэтому неудивительно, что эти стихотворные размеры мы воспринимаем как «некрасовские», тем более что некоторые их формы впервые разработаны все-таки именно им.
Приведем примеры стихов с трехсложными стопами:
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Это четырехстопный дактиль. Некрасов обращался к нему и в лирике, и в крупных произведениях («Саша», «Железная дорога»). Реже у него встречается трехстопный дактиль: Грош у новейших господ/ Выше стыда и закона:/ Нынче тоскует лишь тот,/ Кто не украл миллиона (поэма «Современники»). Из трехсложных размеров дактиль был наиболее распространен, наиболее привычен в русской поэзии. Этому способствовали разные обстоятельства. В частности, то, что именно дактиль при случае выступал надежным и естественным заменителем русского гекзаметра — весьма распространенного в свое время размера. Возможно, в трехсложных размерах психологически проще акцентировать первый слог стиха, а это и есть начало дактилической стопы. Свою роль в данном случае сыграли и гениально удавшиеся образцы дактиля, такие, как лермонтовские «Тучи». По-видимому, «обжитость» данного размера в какой-то мере облегчила Некрасову разработку вольных, разностопных его форм, интересные результаты которой представлены в поэме «Мороз, Красный нос»:
______________
1 Вишневский К. Д. К вопросу об использовании количественных методов в стиховедении//Контекст-76: Литературно-теоретические исследования. М., 1977. С. 133.
Долго меня продержали —
Схимницу сестры в тот день погребали.
Утреня шла,
Тихо по церкви ходили монашины,
В черные рясы наряжены,
Только покойница в белом была.
Здесь шесть строк, и количество слогов в каждой ни разу не повторяется. Оно колеблется от 4 до 12. Количество дактилических стоп — от 2 до 4. Крылов и Грибоедов аналогичным образом варьировали свои ямбы, сочетая длинные и короткие стихи, но традиция столь вольного обращения с дактилем в донекрасовской поэзии отсутствовала. Из современников Некрасова склонность к вольным дактилям проявлял также Щербина.
В XIX в. короткие, двустопные дактили (в приведенных разностопных из поэмы Некрасова см. Утреня шла) не были популярны. Пушкинская миниатюра Страшно и скучно/Здесь новоселье и некрасовская бурлацкая песня из «Современников»: Хлебушка нету/ Валится дом — раритеты. Зато движение в противоположную сторону оказалось перспективным. Легко освоены в русской поэзии пятистопные дактили:
Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы. (А. К. Толстой)
О шестистопных уже сказано — в связи с их естественной способностью подменять гекзаметр. И ничто не мешало любителям «сверхдлинных» размеров (опыты Бальмонта) экспериментировать с семью- и восемьюстопными дактилями 1. Впрочем, испытание на «сверхдлинноту» прошел не только дактиль, но и другие размеры — трехсложные и двусложные.
Переходя к разговору об амфибрахиях, в качестве примера приведем строфы из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос».
Нет глубже, нет слаще покоя,
Какой посылает нам лес,
Недвижно, бестрепетно стоя
Под холодом зимних небес.
Нигде так глубоко и вольно
Не дышит усталая грудь,
И ежели жить нам довольно,
Нам слаще нигде не уснуть!
______________
1 Ляпина Л. Е. Сверхдлинные размеры в поэзии Бальмонта//Исследования по теории стиха. Л., 1978. С. 118—125.
Это — трехстопные амфибрахии. Некрасов не менее охотно пользовался четырехстопными. Такова вторая часть поэмы «Русские женщины», где обе разновидности амфибрахия сбалансированно сочетаются. Как правило, разностопный амфибрахий строго урегулирован.
Судьба амфибрахия сложилась своеобразно. Равноправия с другими размерами он добился не сразу, хотя еще Смотрицкий «показал» читателям своей «Грамматики» амфибрахическую стопу. Удивительным образом с метром четырехстопного амфибрахия совпали силлабические 12-сложники Симеона Полоцкого:
Устам, яже тело приемлют Христово,
Зело неприлично есть скверное слово.
Однако реформа XVIII в. не сразу открыла амфибрахию широкую дорогу в русскую поэзию. Ломоносов большое внимание уделил дактилям и анапестам, их возможным сочетаниям с хореем и ямбом, а об амфибрахии умолчал. Неуверенны и как бы случайны — вперемежку с прочими ритмами — обращения к данному размеру у Сумарокова:
Отечеству служим мы более всех,
И более всех
Достойны утех:
Всяк час возвращаем кабацкий мы сбор.
Таким образом, в XVIII в. амфибрахических стихов было очень мало, и в частности трехстопных, о которых справедливо замечено, что «. это сравнительно молодой размер в русской поэзии. До 1840-х годов примеры его единичны» 1. Зато скоро он стал одним из наиболее популярных размеров.
Говоря об анапесте, приведем опять же строки Некрасова.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?
Это рыдающий, трагически надрывный и типично некрасовский размер, хотя трехстопная разновидность анапеста встречается уже в XVIII в., в поэзии Сумарокова («Противу злодеев»: На морских берегах я сижу). Но и для него, и для мастеров его школы все-таки более характерны короткие (двустопные) трехсложные размеры — как дактили, так и анапесты, образовавшие традицию, которая имела результативное продолжение и в 20—30-е годы XIX в. Ср. сумароковское Не терзай ты себя:/ Не люблю я тебя с песней Земфиры из пушкинской поэмы «Цыганы». И особенно значительны в этом
______________
1 Гаспаров М. Л. Семантический ореол трехстопного амфибрахия//Проблемы структурной лингвистики: 1980. М., 1982. С. 175.
отношении опыты Полежаева и Кольцова, уверенно освоивших двустопный анапест:
Не расцвел — и отцвел
В утре пасмурных дней.
Что любил, в том нашел
Гибель жизни моей. (А. И. Полежаев)
Жизнь! Зачем же собой
Обольщаешь меня?
Если б силу бог дал,
Я разбил бы тебя. (А. В. Кольцов)
В некрасовскую эпоху самым распространенным стихотворным размером становится трехстопный анапест. Не редкость был и четырехстопный, как у Некрасова в «Огороднике». В целом же данный размер не был предрасположен к наращиванию стоп потому, что он «и без того длинный» — длиннее дактиля с амфибрахием: те с первого или со второго слога находят опорную точку в виде ударного гласного, а анапест — только с третьего. Так, пятистопный анапест кажется значительно длиннее пятистопного дактиля, и, в отличие от последнего, он «ломается» пополам, а то и на три части, так что вместо четверостишия получается восьми-, девяти-, десятистишие. Таков в советской поэзии стих Симонова («Пять страниц»), Кедрина («Зодчие», «Грибоедов»):
На груди его орден.
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр,
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин —
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?
Более многостопные анапесты редки и производят впечатление специально-экспериментальных.
В истории трехсложных размеров дала о себе знать одна интересная особенность — тенденция к их совмещению в пределах одного стихотворного текста. В ряде случаев дактилические строки свободно сочетались с амфибрахиями и анапестами. Это явление получило название «скольжение анакрузы» (анакруза — слоги в начале стиха до первой сильной позиции; скольжение — варьирование их количества). Сталкиваясь с ним, стиховеды обычно не говорят, что здесь дактили перемешаны с амфибрахиями и анапестами, а пользуются
другой формулировкой: данное стихотворение написано трехсложным размером со скользящей анакрузой (или анакрусой). Примечательно, что такого почти не происходит с двусложными размерами (редкостный пример см. в заключительном абзаце предыдущего раздела), а с трехсложными — достаточно часто, в чем можно усмотреть их специфическую черту.
Она проявилась уже в поэзии XVIII в. Обратившее на себя всеобщее внимание стихотворение Державина «Ласточка» состоит из 50 строк, из них 42 — трехстопные амфибрахии, семь — трехстопные дактили и один трехстопный анапест (соответственно примеры: Ты часто по воздуху вьешься; Летняя гостья, певичка; Колокольчиком в воздухе бьешь). Учитывая соотношение приведенных цифр, можно заключить, что ритм стихотворения имеет амфибрахическую основу, анакруза имеет тенденцию скорее к убыванию (к дактилю), нежели к наращиванию (к анапесту).
Подобные ритмические ходы и фигуры стали привычными в XIX в. Хрестоматийная лермонтовская «Русалка», прихотливо сочетающая амфибрахии с анапестами:
Русалка плыла по реке голубой, Амф
Озаряема полной луной. Ан
— уже не воспринимается как нечто исключительное на общем фоне поэзии этой эпохи. У Бестужева-Марлинского есть стихотворение, первые три строчки которого представлены тремя разными трехсложными размерами. Читать его следует осторожно, чтобы не сбиться с ритма, взвешивая предпочтительную ударность одного, а не другого слога:
Я зА морем синим, за синею далью Амф
Сердце свое схоронил. Д
Я тоской о былом, ледовитой печалью. Ан
Эта особенность существовала до некрасовской эпохи и коснулась поэзии самого Некрасова (не говоря уж о поэтах менее значительных, чьи небрежности такого типа могли быть просто результатом неумения):
Кто-нибудь и о нас проболтается Ан
Добрым словцом. Д
Подобные фигуры заметны, но встречаются они не слишком часто. Примеров с чистыми дактилями, чистыми амфибрахиями и чистыми анапестами больше. В результате же возобладала строгая выдержанность какого-либо одного размера, стих в этом отношении стал строже.
Следует указать еще на одну особенность, сказавшуюся в истории трехсложных размеров. В XVIII—XIX вв. большой редкостью были пропуски метрических ударений в стихах, написанных этими
размерами, а в советской поэзии количество и частота таких пропусков резко возросли. Иллюстрируя это примером, можно заметить, что для XIX в. стих Русокудрая, голубоокая (анапест Некрасова) не характерен, а для XX в. стих Тогда еще (не) воевали с Германией (амфибрахий Тарковского) вполне характерен. Здесь выделены сильные безударные слоги.
Ответственным моментом в истории трехсложных размеров является их конфликт, в котором, впрочем, они были пассивной стороной, с революционной перестройкой стиха, предпринятой Маяковским. Это часть сложнейшей проблемы «стих и революция». Трехсложных размеров эта перестройка больше коснулась, чем двусложных, и это не случайно. Владычество ямбов и хореев кончилось с первой половиной XIX в., их роль была уже не та в эпоху потрясений, выпавших на наше столетие, когда на первом плане оказались трехсложные размеры, которые поддерживались некрасовской традицией, полной жизни и в конце XIX в., и в первые десятилетия XX в.
Некрасовские трехсложные размеры передали пафос и порыв революционного самоотречения, но в них же запечатлелись и интонации расслабленности, отступничества: Уведи меня в стан погибающих и Знаю — день проваляюсь уныло — в одном и том же «Рыцаре на час». Пульсация вдохновенных порывов, чередующихся со стонами бессилия и усталости, по-разному отозвалась у варьировавших некрасовские размеры Апухтина, Надсона, Якубовича-Мельшина. Жажда бури и «интеллигентский» страх перед нею подчас парадоксально соседствовали и в амфибрахическом обращении Блока к Деве-революции:
О, дева, иду за тобой —
И страшно ль идти за тобой
Влюбленному в душу свою,
Влюбленному в тело свое?
Дактилические, амфибрахические и анапестические стихи отзывались революционным пафосом и в то же время не были застрахованы от интонаций революционного фразерства, а запечатленная в них гражданская скорбь порой граничила с томлением-покаянием отверженца, «не готового к трудной борьбе». Убийственно слово, найденное Маяковским и критически оценивающее подобные стихи: «ревплаксиво»!
«Ходульно и ревплаксиво» 1 — так охарактеризовал он собственные юношеские дактили, сложенные им в политзаключении в Бутырке:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
_____________
1 Маяковский В. В. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 17.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
При ином подходе к этим стихам они могли бы занять свое место в истории революционной поэзии: написаны революционером в тюрьме и передают душевное состояние борца, узника. Но Маяковскому эти красивости вскоре стали ненавистны.
Его достаточно частые выпады против ямбов не убеждают в том, что он действительно видел в них серьезный вред. Сам поэт охотно писал ямбами и хореями, умея придать им отнюдь не эпигонское звучание. (Да и вообще, как известно, позавчерашнее не так противопоказано текущему дню, как вчерашнее.) А вот трехсложных размеров в зрелых стихах Маяковский избегал, отдав им известную дань лишь в молодости. В то же время очевидно, что они немало послужили революции. Известные революционные песни: «Смело, товарищи, в ногу» (дактиль), «Вихри враждебные веют над нами» (дактиль), «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (амфибрахий), «Замучен тяжелой неволей» (амфибрахий), «Отречемся от старого мира» (анапест) и многие другие — и дактилическая «Главная улица» Демьяна Бедного с ее некрасовскими интонациями — все это требовало к себе уважения и внимания. Но все это тем не менее укладывалось в рамки дозволенного школьной стихологией, давно узаконившей и дактиль, и амфибрахий, и анапест. И уже поэтому Маяковский решительно не мог признать в них подлинные ритмы революции. Она слышалась ему дисметрически, тонически — и уж во всяком случае так, как никто до этого не писал: ритмически небывало.
Властное и экспансивное вторжение тоники в историю русского стиха, конечно, потеснило силлабо-тонические размеры, особенно чувствительно задев трехсложные. Тем не менее они не вышли из употребления, и мы даже можем назвать (см. выше) имена советских мастеров пятистопного анапеста. Еще более показательны в этом отношении «уступки» самого Маяковского, допускавшего в свои тонические поэмы и стихотворения целые амфибрахические пассажи. Близкий ему Асеев еще более откровенно и последовательно пользовался трехсложными размерами. Не чуждались их и такие принципиальные «нетрадиционалисты», как Пастернак и Сельвинский. Тем естественнее присутствие трехсложных размеров у поэтов с более традиционными версификационными установками. Можно заключить, что трехсложные размеры выдержали испытание на долговечность.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
- что значит строчный символ
- что такое strict в javascript