что такое ангельский чин

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?

Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

Первый лик

Серафимы

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

Упоминание: Ис 6:2

Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

Херувимы

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;

Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

Престолы

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Второй лик

Господства

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Третий лик

Начальства (Начала)

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

Архангелы

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Упоминание: Откр 12:7 и др.

Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.

Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

Ангелы

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Упоминание: Откр 1:7 и др.

Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.

В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

Ангел-хранитель

Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

В статье сказано: «Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства».

Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?

а в чем противоречие?

Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?

Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.

Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?

Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?

Источник

Православная Жизнь

Рассказывает священник Владимир Долгих.

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

21 ноября Православная Церковь почитает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Благодаря корпусу сочинений «Ареопагитик» нам известно о девяти ангельских чинах, выстроенных в четкой иерархии, однако же при этом каждый из ликов упоминается и в Священном Писании. Поэтому, хотя многим из нас известны наименования ангельских чинов, я все же предлагаю попробовать немного глубже разобраться в данной теме.

Как обычно, начнем с самого верхнего чина – Серафимы. О них мы узнаем из шестой главы книги Исаии, где пророк описывает свое видение и внешний облик Серафимов: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:1-2).

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Свт. Иоанн Златоуст указывает: само наименование Серафим свидетельствует, что эти сущности неусыпны, бдительны, стремительны. Их непрестанное служение заключается в воспевании и славословии Бога. Святитель подчеркивает, что подобно тому, как у престолов земных царей стоят люди с наилучшими достоинствами, так и у Престола Божия служит наивысший ангельский чин. Описание внешнего вида Серафимов с помощью известных чувственных образов (крылья, перья) есть попытка снисхождения пророка к слабости слушателей. Полет Серафима вокруг престола Божия, пишет прп. Максим Исповедник, не есть полет в нашем материальном понимании. Мы помним, что по причине бестелесности и разумности Небесные Силы называют также духами или умами. Исходя из этого, прп. Максим указывает, что полет Серафима есть движение ума вокруг Бога, как Центра, из Которого и воссияли, т. е. получили свое бытие умы Небесные, ведь «Он – причина всего прекрасного».

Херувимы. Об этом ангельском чине мы узнаем из описания внешнего вида Ковчега Завета, который Бог поручил сделать Моисею (Исх. 25:18-20; 37:7-9) и о котором также вспоминает апостол Павел (Евр. 9:5), а также из видения пророка Иезекииля (Иез. 10:6). В переводе с иврита наименование этого лика означает «ум», поэтому свт. Григорий Великий говорит, что Херувимы – это распространители полноты познания. Первейшим источником познания Бога для нас является Откровение (Священное Писание).

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Именно поэтому на Ковчеге Завета были изображены лишь два Херувима, что указывает на два Завета. Также, по мнению прп. Максима, Херувимы способны воспринимать «высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполняться умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости». Таким образом, этот ангельский лик является распространителем познания не только для людей, но и для низших чинов. В другом месте прп. Максим указывает, что именно Херувимы вкладывают огонь (под которым можно понимать действующую, пророчествующую, исцеляющую и обличающую благодать) в уста и руки святых.

Престолы. Если мы посмотрим на икону «Спас в Силах» прп. Андрея (Рублева) или продолжателя его иконописной традиции – Дионисия, то увидим, что у ног Христа изображены некие колеса с крыльями – это Престолы.

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Их внешний вид, насколько это вообще возможно, описан в первой главе книги пророка Иезекииля, само же наименование – Престолы – мы встречаем у апостола Павла (Кол. 1:16). В корпусе «Ареопагитик» говорится, что Престолы не имеют никакой «до уровня ног сниженности». Эту замысловатую фразу проясняет прп. Максим и указывает, что Престолы не соприкасаются ни с чем материальным. Также чин Престолов называют Богоносным, т. е. буквально несущим Бога, ведь умопостигаемый Бог покоится на них. Как и Херувимы, Престолы «получаемое ими осияние они затем передают находящимся ниже».

О следующей ангельской триаде, состоящей из Господств, Сил и Властей, нам становится известно только из Посланий апостола Павла.

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Господства (Кол. 1:16; Еф. 1:21). В нашем языке понятие «господства» неразрывно связано с такими понятиями, как «тирания» и «деспотизм», но в отношении ангельского чина – пишет автор корпуса «Ареопагитик» – это указание на избавление от всякого порабощения. Для нас, людей, данное замечание имеет важное значение и указывает на образ служения Господств. Первое, что порабощает человека, – это грех, порок, материальность. Господства же посекают всякое чувственное вожделение и помогают властвовать над ним.

Силы (Рим. 8:38; Еф. 1:21). Как и в предыдущих случаях, наименование чина уже отражает его некоторые характерные свойства. Силы в этом плане обладают мужественностью и не изнемогают бессильно при подаваемых им «богоначальных осияниях». Они обращены к Источнику Силы и, что необходимо в Небесной иерархии, преподают эту силу нижестоящим чинам.

Власти. О них мы узнаем по тем же ссылкам, что и о Господствах. Из корпуса «Ареопагитик» не совсем понятно, что входит в функции данного чина. Автор лишь говорит, что наименование Властей указывает «на учрежденность надмирной разумной власти». Все Небесные чины устремлены ввысь – к Богу. В иерархии бытия человек стоит ниже их, но каждый чин, в том числе непосредственно соприкасающийся с человеком, обладает властью «неудержимо к божественному с благочинием восходящей и следующих за ней благообразно возводящей». Получается, что источником этой, возводящей к Богу, власти являются Власти как ангельский чин, а для них Источник власти – Сам Бог.

Следующую триаду возглавляют Начала, о которых нам также сообщает апостол Павел. Их функции схожи с функциями Властей и заключаются в том, чтобы направлять к «сверхначальному Началу». Больше об этом таинственном чине что-то сказать крайне сложно, так как даже в корпусе «Ареопагитик» о нем даны лишь максимально краткие сведения, а прп. Максим Исповедник оставил всего одно пояснительное предложение: «Самого началотворного Начала сверхсущественное чиноначалие проявляет этот чин начал».

Архангелы. В Священном Писании Архангелом назван лишь Михаил (Иуд. 9). В Откровении нам сообщается, что Михаил со своими ангелами «воевали против дракона» (Откр. 12:7), т. е. против диавола. В связи с этим мы привыкли мыслить чин Архангелов как наивысший, что не сообразуется с иерархией, представленной в корпусе «Ареопагитик».

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Но возможно, что Архистратиг Михаил относится к какому-то другому, неизвестному нам чину. Автор корпуса передает нам следующие сведения об Архангелах: «Святой архангельский чин, благодаря срединному положению в иерархии, общительно соприкасается с краями. И со святейшими началами он общается, и со святыми ангелами, – с одними потому, что он изначально устремлен к сверхсущественному Началу; с другими же – потому что он принадлежит пророческому чину, иерархически через первые силы получающему богоначальные осияния и благообразно возвещающему их ангелам».

Ангелы. Этот хорошо нам знакомый чин, пожалуй, наиболее из всех должен именоваться ангельским, так как он непосредственно соприкасается с материальным миром и человеком, заботясь о нас и возвещая Божью волю.

Как видим, писать, говорить о высших Небесных чинах кране сложно. Их функции, внешний вид, служение – все покрыто таинственностью, тогда как об Ангелах можно вообще не говорить, ведь каждый из нас вспомнит не один пример явления Ангелов, как в Священном Писании, так и в Предании. То, что ближе к нам, то и понятней, но 21 ноября у православных христиан есть возможность для молитвенного почитания всего ведомого и неведомого разнообразия Небесных Сил и Бога, так гармонично и премудро утроившего иерархию сотворенного Им бытия.

Источник

9 ангельских чинов

Сегодня мы публикуем отрывок из книги известного протоиерея Константина Пархоменко, который в доступной форме дал исчерпывающее толкование всем существующим ангельским чинам и отметил их взаимосвязь, опираясь на труды святого Дионисия.

Разница в трактовках

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Библия говорит о восьми чинах Ангелов, это: Архангелы, Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы. Откуда такое разнообразие обитателей небес.

Учители Церкви думали над этим. Ориген (III век) предположил, что различие Ангелов в чинах обусловлено их охлаждением в любви к Богу. Чем выше чин, тем вернее, послушнее Богу Ангел, и наоборот. Однако Православная Церковь отвергла такую трактовку.

Все Ангелы имеют одинаковую «температуру» любви к Богу и ревности по Богу.

Святой Августин (IV век) писал: «Что есть Престолы, Господства, Начальства и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую, и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю».

Самый глубокий и продуманный труд на эту тему принадлежит перу богослова V столетия святого Дионисия Ареопагита. Он написал сочинение, которое так и называется: «О небесной иерархии» и в котором как раз выясняется вопрос — чем Ангелы отличаются друг от друга.

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Дионисий разделяет всех Ангелов на три триады. В каждой триаде три чина (всего у него получается девять чинов).

1. Первую триаду, наиболее близкую к Богу, составляют Херувимы, Серафимы и Престолы.

2. Вторая триада: Господства, Силы, Власти.

3. Наконец, третья триада: Начала, Архангелы, Ангелы.

Святой Дионисий говорит, что чин Ангела зависит от положения в небесной иерархии, то есть от близости к Царю Небесному — Богу.

Самые высшие Ангелы славословят Бога, предстоят пред Ним. Другие Ангелы, чей чин в небесной иерархии ниже, выполняют различные поручения, например охраняют людей. Это так называемые «служебные» духи.

Работа святого Дионисия — замечательное достижение православной мистики, богословия и философии. Впервые появляется стройное учение, стремящееся показать принципы взаимодействия Бога с миром посредством ангельских существ; впервые многообразие чинов Ангелов, о которых упоминает Библия, приведено в порядок.

Однако следует помнить, что классификация Ангельских чинов у святого Дионисия не является научной работой — это, скорее, мистические размышления, материал для богословских размышлений. Ангелологию Дионисия Ареопагита, например, нельзя использовать при изучении библейской ангелологии, так как она исходит из иных богословских установок.

Тем более нельзя ангелологию как-то сопрягать с естественно-научными исследованиями нашего мира, это абсолютно разные измерения.

Однако для изучающего богословие система святого Дионисия незаменима, и вот почему:

В своей работе византийский мыслитель показывает, что чем ближе к Богу находится Ангельский чин, тем в большей степени он становится причастником блаженного Света и благодати Божией.

Кто из какой триады?

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Каждая из триад Ангелов, пишет святой Дионисий, имеет свое общее предназначение. Первая — очищение, вторая — просвещение и третья — совершенствование.

Первая триада, первые три высших чина — Херувимы, Серафимы и Престолы — находятся в процессе очищения от всякой

примеси чего-то несовершенного. Находясь вблизи Бога, в постоянном созерцании Божественного Света, они достигают высочайшей степени чистоты и незамутненности своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух — Бога. И предела этому совершенству нет.

Никто более из творений Божиих не может достичь той головокружительной степени чистоты, в какой пребывают эти Ангелы. Никто… кроме Марии из Назарета — Матери Господа Иисуса Христа. Ее, выносившую под сердцем, родившую, пеленавшую, воспитывавшую Спасителя мира, мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Вторая триадаГосподства, Силы, Власти — постоянно просвещается светом Божией мудрости, и в этом для нее также нет предела, ибо мудрость Божия беспредельна. Это просвещение не умственного характера, а созерцательного.

То есть Ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную мудрость Божию.

Наконец, дело последней триадыНачал, Архангелов, Ангелов — есть совершенствование. Это более понятный нам и конкретный вид служения. Эти Ангелы, приобщенные к Божьему совершенству и к Его воле, доносят эту волю до нас и таким образом помогают нам совершенствоваться.

Толкование ангельских имен

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Дионисий Ареопагит подчеркивает принципиальное различие природы Ангелов, составляющих разные триады. Если ангельская природа первой, высшей, триады может быть описана как свет и огонь, то у второй Дионисий отмечает силовые и материальные характеристики, а третья триада понимается функционально, как служение воле Божией, обращенной к миру.

Святой Дионисий определил не только общее служение триад Ангелов, но и конкретное служение каждого из девяти чинов. Узнать, какое служение они несут, поможет нам само наименование чина:

1. Так, имя Серафим, которое носят самые высшие Ангелы, по-древнееврейски переводится как «пламенеющий»,

2. имя Херувим означает «обилие познания или излияние мудрости» (святой Дионисий).

3. Наконец, имя третьего чина первой триады — Престолы обозначает Ангелов, изъятых от всего земного, и показывает нам стремление этих Ангелов «недвижно и твердо прилепиться к Господу».

Соответственно можно понять свойства и качества и двух других ангельских триад.

Господства наставляют земных властителей к мудрому управлению.

Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим

Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают все наши искушения и имеют также власть над стихиями природы.

Начала управляют Вселенной, законами природы, охраняют народы, племена, страны.

Архангелы благовествуют о великих и преславных тайнах Божиих. Они являются проводниками откровения Божия.

Ангелы присутствуют при каждом человеке, они вдохновляют на духовную жизнь и сохраняют в обычной жизни.

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин

Мнение Дионисия Ареопагита не следует считать бесспорным. У святых отцов (да и у самого святого Дионисия) мы встречаем мысль, что Ангельских чинов много больше, чем девять, их служения разнообразней, чем вышеперечисленные, но нам это не открыто. Система святого Дионисия — лишь введение в ангелологию, отправная точка для дальнейшего богословского исследования.

Великий Иоанн Дамаскин, сам очень ценивший работу Дионисия, так резюмировал мнение Православной Церкви по этому вопросу:

«Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим».

Источник

Беседа об ангельском мире

8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.

что такое ангельский чин. Смотреть фото что такое ангельский чин. Смотреть картинку что такое ангельский чин. Картинка про что такое ангельский чин. Фото что такое ангельский чин
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент

— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.

— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?

— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.

«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.

Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).

В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).

— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.

— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».

— а можно ли молиться за бесов?

— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.

Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».

Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»

— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?

— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».

— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?

— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.

— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?

— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *