что такое анималистический рисунок
Анималистический жанр в изобразительном искусстве
Анималистический жанр или анималистика — вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств.
Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, которые освоил человек. Именно образы животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах, оружии и так далее. Анимализм древности часто называют « звериным стилем ». Звериный стиль характеризуется орнаментальностью и стилизованностью образов, которые иногда выглядят весьма абстрактно, а иногда очень реалистично и правдоподобно.
В настоящее время анимализм является не менее востребованным и популярным. Многие художники обращаются к образам живой природы и, в частности, зверям, птицам, земноводным, пресмыкающимся, рыбам, насекомым.
Анималистический жанр — это восхищение художника от окружающего его мира и обилия жизни. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. Сами люди, являясь неотделимой частью природы, и в то же время зачастую негативно влияющих на природу и животных, в глубине души чувствуют своё с ней родство и пытаются выразить его в виде защиты окружающей среды или в виде творчества.
Многие художники, скульпторы и писатели очеловечивают животных, что выражается в аллегориях и символах. Животные на таких картинах обладают человеческим разумом, способны на глубокие переживания и совершают различные предосудительные или достойные поступки. Человек, через предметы анималистического искусства, смотрит не только на красоту живого мира, но и на себя самого, словно через символы кривого зеркала находя в себе и других людях скрытые недостатки и достоинства. Также в анималистике распространён реалистичный и гиперреалистичный стили, когда животные изображаются с повышенным вниманием к мелочам и деталям.
Самыми известными художниками анималистического жанра являются: Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Ян Фейт, Паулюс Поттер, Эжен Делакруа, Филипп Руссо, Евгений Чарушин, Николай Кондаков, Василий Ватагин, Михаил Кукунов, Игорь Скоробогатов и многие другие.
Анималистика — популярный жанр в живописи с доисторических времен
Анималистика — это жанр искусства, в котором важнейшим объектом изображения выступают животные. Героями произведений анималистической живописи, скульптуры, фотографии и графики чаще всего являются звери и птицы. В анималистике животных всегда рисуют крупным планом, но с разной степенью научной достоверности. Успехом у зрителей пользуются и безукоризненно натуральные с биологической точки зрения, и художественные полотна с антропоморфными персонажами.
История развития анималистики
Анималистика по праву считается древнейшим жанром изобразительного искусства. В разных уголках мира обнаружено огромное количество наскальных рисунков, возраст которых исчисляется десятками тысяч лет. Далекие предки изображали зверей в сценах охоты и жертвоприношений. Неизвестные творцы каменного века рисовали с большой эмоциональной выразительностью, стремились точно передать пропорции и характер персонажей.
Анималистика также была хорошо развита в Древнем Египте. Изысканные изображения животных встречаются на росписях дворцов и гробниц. Мастера того времени старались органично и реалистично рисовать мир природы. Особого внимания заслуживают портреты богов с головами животных: сокола, шакала, крокодила, осла. В этих величественных изображениях отчетливо просматривается преклонение человека перед высшими силами.
В Древней Японии и Китае анимализм испытал на себе огромное влияние буддизма. Картины художников той эпохи наполнены гармонией и особой красотой, скрытыми символами и намеками. Китайские мастера умело рисовали не только углем и красками, но и тушью.
В европейском искусстве анимализм начал бурно развиваться в Средние века с появлением «бестиариев» — сборников статей с научными описаниями и иллюстрациями животных. Мастера рисунка изображали не только реальных, но и вымышленных зверей — мантикор, василисков, грифонов. Многим произведениям той поры присущи аллегоричность и сказочность сюжетов.
В эпоху Возрождения в живописи начинают проявляться новые художественные приемы и жанры. Изображения становятся реалистичными, популяризуется пейзажная тематика. Животные в той или иной мере присутствуют в творчестве знаменитых мастеров Ренессанса: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Рембрандта (Rembrandt). Немецкий живописец Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) создает множество анималистических гравюр. Рубенс в своей неповторимой манере пишет эффектные и красочные холсты на тему охоту. Голландские мастера натюрморта также вносят огромный вклад в развитие жанра. Их анималистические картины переполнены чувствами уважения и восхищения к природе.
Анималистическая тематика присутствует в художественных произведениях разных направлений:
В XIX веке в творчестве большинства анималистов наблюдается тенденция перехода к реалистическому изображению зверей. Исключение составляют только иллюстрации к сказкам и басням, где зверям часто придают человеческие черты.
В XX веке в живописи возникают многочисленные новые модернистские течения. Анималистическая тематика отходит на второй план, но она явно присутствует во многих работах:
В новейшее время у мастеров анималистического жанра появляется неограниченный доступ к первоклассным изображениям природы. В век цифровых технологий художник наконец-то получает удивительную возможность наблюдать объект рисования на фотографиях и в видеофайлах в высоком разрешении. Многие работы современных анималистов практически невозможно отличить от фото.
Знаменитые художники-анималисты
Мастеров анималистического жанра разных эпох объединяет любовь к природе. Животные на их картинах давно стали достоянием мирового изобразительного искусства и вызывают чувства восхищения у зрителей.
И Юаньцзы (Yi Yuanji) — (около 1000 — около 1064) — древнекитайский мастер живописи, широко известный изображениями животных на бумаге, шелке и предметах прикладного искусства (веерах).
Франс Снайдерс (Frans Snyders) — (1579-1657) — голландский мастер натюрморта и анималистики в стиле барокко, знаменит своими эффектными полотнами на тему охоты.
Джордж Стаббс (George Stubbs) — (1724-1806) — английский живописец и дипломированный биолог, отличался безупречно натуральным изображением животных на картинах.
Валентин Серов (1865-1911) — русский художник-портретист, оставил потомкам серию ярких иллюстраций к басням Крылова.
Франц Марк (Franz Marc) — (1880-1916) — выдающийся немецкий экспрессионист, мастер жестких цветовых переходов и абстрактных сюжетов.
Роберт Бейтман (Robert Bateman) — ныне живущий канадский мастер, автор реалистичных картин животных в дикой природе.
Анималистика помогает людям почувствовать любовь к жизни и природе. Поэтому картины этого жанра вызывают интерес у зрителей. А на портале Very Improtant Lot ценители прекрасного всегда имеют возможность принять участие в аукционах, чтобы приобрести оригинальные произведения искусства. Здесь также можно купить напрямую картины современных художников.
Что такое анималистический рисунок
Анимализм – это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур. Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким. Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс – один из самых знаменитых художников анималистического жанра – часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.
История анималистического жанра.
Изображение животных – самый древний жанр искусства, пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью. Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем. Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях. Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения – эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.
Анималистический жанр: художники
Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из династии Мин (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак. В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы. Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.
Анималистика в живописи
В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс. Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.
«Жанры живописи»
«Анималистический жанр»
Анимализм – это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.
Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким. Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс – один из самых знаменитых художников анималистического жанра – часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.
Изображение животных – самый древний жанр искусства, пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью. Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе.
Художники изображали животных карандашом, красками, углем и одним из русских художников-анималистов был Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. У каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
Иллюстрация к «Маугли»
Мир животных величественный и гордый. Ребята, вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот мультфильм иллюстрировал художник-анималист В.Ватагин.
И звестные русские художники-анималисты: Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Константин Флёров, Николай Кондаков
Анимализм
Скульптуры и рисунки животных, птиц и рыб встречаются во многих древних культурах, в произведениях искусства Древнего Востока и Африки, древней Америки и Океании. В древнем Египте животные и их изображения несли религиозный подтекст, греки предпочитали скульптурные изображения, а художники Помпеи включали зверей и птиц в свои знаменитые фрески и мозаики. В Средние века изображение животных было условным. Только с расцветом эпохи Ренессанса и ростом интереса человечества к естественным наукам возродилось стремление художников к достоверному изображению представителей животного и растительного мира.
Анимализм стал отдельным направлением живописи и скульптуры. Одной из первых картин этого жанра считается «Заяц» Альбрехта Дюрера (1502). Позже художники, работающие исключительно в жанре анимализм, часто сотрудничали с мастерами других жанров. Так, Питер Пауль Рубенс высоко ценил мастерство Франса Снейдерса, художника, чьей специализацией были натюрморты и охотничьи сцены, и приглашал его дописать зверей и птиц на своих картинах. Много позже известный русский анималист Константин Савицкий допишет медведей на знаменитой картине Шишкина «Утро в сосновом бору».
Золотой век Голландии не очень жаловал художников-анималистов, однако их искусство было востребовано при дворе. Знать обожала изображения своих любимых питомцев и охотничьи натюрморты, которые писал, к примеру, фламандец Ян Фейт. В Англии объектом картин анималистов часто становились породистые скаковые лошади и животные, занимающие призовые места на выставках домашнего скота. Джон Вуттон, работающий в жанре анимализм, стал основоположником спортивного направления: он изображал на своих картинах сцены скачек и охоты, собак и лошадей. А французы ввели моду на скульптурные изображения животных, которыми украшали сады и парки.
Один из ведущих европейских художников-анималистов XVIII века англичанин Джордж Стаббс, был не только живописцем, но и выдающимся биологом, доцентом в области анатомии человека и животных и автором ряда научных работ, в том числе книги «Анатомия лошадей» (1766). Обладая глубокими знаниями, Стаббс создавал потрясающе достоверные картины в стиле анимализма, безупречные с научной точки зрения. Его работы потрясали воображение современников и стали для многих художников поводом углубиться в изучение анатомии животных. Француз Луи Жаден прославился изображениями собак, а вот Шарль Эмиль Жак обожал рисовать кур и овец. Художники-анималисты рисовали иллюстрации для научно-популярных книг, посвященных животному миру, и стали настоящими просветителями. Развитию анимализма также способствовали публичные зоопарки, которые стали открываться в Европе с середины XVIII века, став источником достоверной натуры для художников этого жанра.
Знаковые картины художников стиля анимализм :
«Заяц», Альбрехт Дюрер, (1502)
«Охота на кабана», Франс Снейдерс, (1625-1630)
«Конный портрет короля Георга II во время Деттингенского сражения», Джон Вуттон, (1743)
«Лев, нападающий на лошадь», Джордж Стаббс, (1762)
«Монарх горной долины», Эдвин Ландсир, (1851)